Следствию нашли уголовное дело. «Это практически только кости История мировой авиации полна тайн и загадок

11 июня с аэродрома города исчез самолет Ан-2. Поиски пропавшего кукурузника велись несколько месяцев. Найти пропавший самолет удалось случайно и лишь год спустя.

По данным ГУ по Свердловской области, пропавший Ан-2 совершил несанкционированный вылет с аэродрома Серова 11 июня в 22:00 по местному времени. Сигнал о пропаже самолета поступил в полицию только 12 июня в 8:30.

На борту находились 12 гражданских человек и 1 пилот:

  • Кашапов Хатип Талгатович - 1962 г. р. рожд.(пилот, житель г. Орска Оренбургской обл.)
  • Маевский Максим Александрович (инспектор серовской ) – 17.02. 1988 г.р.
  • Маевская Оксана Александровна – 19.06. 1989 г.р.
  • Сафонов Антон Андрееевич (охранник компании «Уфалей-никель») – 04.08.1981 г.р.
  • Сафонова Юлия Васильевна – 22.10.1979 г.р.
  • Баранов Денис Александрович – 27.01.1982 г.р.
  • Ушаков Дмитрий Александрович (начальник серовского отдела ГИБДД) – 19.01.1978 г.р.
  • Соболев Юрий Сергеевич (сторож посадочной площадки) – 03.05.1945 г.р.
  • Тренихин Евгений Васильевич – 06.07.1986 г.р.
  • Чикишев Иван Викторович – 04.08.1986.г.р.
  • Глинских Максим Владимирович – 1989 г.р.
  • Гагарина Людмила Сергеевна – 1992 г.р. – п. Гари.
  • Шаад Григорий Викторович – 30.01.1983 г.р.

Все они оставили свои вещи и телефоны в автомобилях, припаркованных на посадочной площадке (по данными поискового штаба, автомобили принадлежат Денису Баранову, Максиму Маевскому и Антону Сафонову).

Версии исчезновения самолета

Народная версия: военная операция

11 августа, ровно через 2 месяца после пропажи самолета, родственники пассажиров Ан-2 выступили через серовскую газету «Глобус» с открытым письмом к общественности и руководству региона. Они заявили, что к пропаже Ан-2 могут быть причастны военные. Такое подозрение возникло у людей на основании того, что на все их запросы военные не дают никаких четких ответов.
Из обращения родственников пассажиров пропавшего Ан-2:

Мы не исключаем вероятности, что наши дети и близкие стали жертвами вмешательства военных, в результате которого самолетбыл сбит либо принужден к посадке, а пассажиры погибли либо удерживаются. Как бы ни была парадоксальна эта версия, у нас есть основания предполагать, что она имеет право существовать и рассматриваться. Мы так и не получили внятного, четкого ответа от руководства военных ведомств ПВО, военно-воздушных сил, из воинских частей, которые расположены в зоне возможного полетаАн-2, о том, наблюдался ли полет самолета силами ПВО, было ли какое-либо воздействие на него с помощью военной техники. Пока таких ответов нет – мы предполагаем, что такое воздействие, приведшее к негативным последствиям, имело место быть.

Стоит отметить, что эта версия появилась практически сразу после пропажи самолета. В конце июня DK.ru, в Серове распространилась видеозапись с полетом пропавшего Ан-2 над одним из озер. Очевидцы, сделавшие запись, утверждают, что самолет взял курс на Кытлым, где расположена секретная база ракетных войск стратегического назначения.

Товарищ одного из пассажиров самолета Сергей Фролов, не успевший присоединиться к поездке, рассказал, что самолет собирался лететь в Кытлым.

Это вызвало у местных жителей некоторые подозрения относительно роли военных в исчезновении гражданского самолета. Впрочем, ни тогда, ни сейчас эта версия не нашла своего подтверждения.
По мнению экспертов, версия о том, что военные могли сбить маленький «кукурузник» несостоятельна.
Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин:

Воинская часть, которая располагается в поселке Кылтым – действительно очень важный объект. Но то, что военные действительно могли не засечь АН-2, вполне возможно. Дело в том, что "кукурузник" – это малозаметная цель. Хотя в целом на этот вопрос сложно ответить, потому что неизвестно, какие средства ПВО в тот момент работали в данном районе.

Военный обозреватель Владислав Шурыгин:

Такое предположение абсолютная глупость, потому что зенитно-ракетные части не имеют права без санкции вышестоящего штаба применять оружие. Что же касается системы ПВО в Серовском районе, то во-первых, совершенно не факт, что в тот день в момент взлета самолета она находилась на боевом дежурстве, и что локаторы работали и могла обнаружить этот самолет. Во-вторых, даже если воинская часть несет боевое дежурство, она не будет применять боевые действия, а будет отслеживать и оценивать ситуацию.

Вице-президент Академии геополитических проблем, полковник Владимир Анохин

Крупный стратегический объект, который находится в центре России, имеет ракеты дальнего действия, и будет сбивать АН-2? Это несерьезно. Дело не в военных, я думаю, что в этом районе плохо ищут.

Генерал-майор, командующий вторым командованием ВВС и ПВО Виктор Севастьянов:

Дежурные силы ПВО, второго командования ВВС и ПВО, в границах ответственности которого пропал этот самолет, не применялись. То, что касается обнаружения этого самолета, радиолокационные средства, которые имеются в распоряжении командования, основа их покрывает практически всю Россию, но невелики возможности маловысотного поля, в том районе, где предположительно пропал самолет (а полет, я полагаю, выполнялся на предельно малых высотах, буквально над вершинами сосен), потому обнаружить мы его там не могли.

Официальная версия: человеческий фактор

С начала поисков следствие рассматривало четыре основные версии происшествия: техническая неисправность, нарушение пилотом правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, угон воздушного судна и несоответствующие полету метеоусловия.
После проведения всех проверок и экспертиз круг поисков сузился до двух основных версий: техническая неисправность, нарушение пилотом правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Как сообщает пресс-служба Уральского следственного управления на транспорте СКР, пропавший Ан-2 на момент вылета имел исправное техническое состояние. Вместе с тем, установлены нарушения в эксплуатации авиационной площадки города Серова, с которой вылетел Ан-2.
Сейчас продолжается проведение криминалистических экспертиз по исследованию горюче-смазочных материалов, которыми заправлялся Ан-2.
Поиски В поисках пропавшего Ан-2 в первые дни принимали участие политики. 19 июня территорию возможного вылета Ан-2 обследовал губернатор . Самолет ему найти не удалось. Следом за губернатором в Серов отправился премьер , который также проконтролировал ход поисковой операции, но уехал ни с чем. Областные власти заявляют, что поиски пропавшего самолета являются приоритетной задачей. Поэтому спустя 2,5 месяца спасатели и полиция продолжает прочесывать леса на территории предполагаемого полета Ан-2.

За два с половиной месяца (по состоянию на 22 августа),по официальным данным , опрошены 31 тыс. 331 человек, воздушное судно ищут 209 человек - сотрудники МЧС, МВД, местные охотники и 48 единиц техники. Авиация не используется с 24 июля. Спасатели обещают возобновить поиски с неба после того, как листва поредеет.

Поиски самолета ведутся на территории Свердловской области, а также велись в Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе.

Родственники пропавших пассажиров имеют свою точку зрения на организацию операции По словам людей, поиски начались с опозданием, опрос возможных очевидцев начался только на третьи сутки с момента пропажи воздушного судна. Об этом они неоднократно заявляли в открытых письмах к общественности и посланиях президенту Путину.

Родственники пассажиров пропавшего Ан-2:

Поиск пропавшего самолета велся как и 70 лет назад: с самолетов и пешими группировками. Ни о каких технических новшествах при поиске Ан-2 нам неизвестно. Мы также не знаем – проводилась ли аэрофотосъемка местности с воздуха и каковы ее результаты.На все наши обращения ответ из поисково-спасательного штаба был один: «Это не используется, мы об этом не знаем, это нереально, нам неизвестно – где это взять». Кроме того, у нас сложилось впечатление, что пеший поиск велся хаотично, без внятной и известной логики. Так, в частности, в первые дни спасателей направляли искать самолет и пассажиров вдоль автомобильных трасс и железнодорожных линий. То есть туда, где достаточно высока вероятность, что самолет и пассажиров видели свидетели, где люди с Ан-2 и сами вышли бы, будь они рядом с дорогой.

По факту исчезновения самолета Уральским следственным управлением на транспорте РФ возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть более двух лиц»). Росавиация лишила «Авиа-Зов» сертификата на авиационные работы, фактически отстранив компанию от полетов. Аэродром в Серове также закрыли по предписанию надзорных ведомств.

Поиски пропавшего Ан-2

В конце августа 2012 года охотникам Северного управленческого округа вместе с разрешением на охоту начали выдавать методичку, в которой сообщается о пропаже самолета Ан-2 и указываются телефоны горячей линии. Методичку о пропавшем самолете изготовил областной департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира.

Около 13,5 млн рублей из резервного фонда Свердловской области было потрачено на мероприятия по поиску людей, которые находились на борту пропавшего Ан-2. 7 млн 780 тысяч рублей было потрачено на авиационное топливо для поисковых мероприятий. Оплата авиационных работ составила 3 млн рублей. Питание участников поисково-спасательных работ составили 1 млн 111 тысяч 500 рублей. Бензин для их автомобилей - 1,68 млн рублей.

Роскосмос расширит зону поиска Ан-2

6 сентября 2012 года председатель Денис Паслер принял решение обратиться в Роскосмос, чтобы расширить зону поиска пропавшего Ан-2 в радиусе до 500 км от аэродрома вылета. Родственники предположили, что пилот мог пролететь точку невозврата и принять решение лететь до ближайшего аэродрома. Денис Паслер пообещал, что новые данные из Роскомоса поступят через три недели, и информация будет доведена до родственников в полном объеме.

Таинственное радиосообщение

4 сентября в районе поисков самолета Ан-2 бизнесмен из Нижнего Тагила зафиксировал тревожное радиосообщение. Он разобрал такую фразу: «Помогите, у нас двое раненых… Нас медведи сожрут… Там все пусто…без патронов». Кроме этого, в сообщении прозвучало название населенного пункта со словом «… революция». Следователи проверяют данную информацию. ГУ МЧС РФ по Свердловской области поручило главам всех муниципальных образований Северного управленческого округа выяснить нахождение колхоза (совхоза), населенного пункта с названием «… революция».

В конце сентября эта тайна была разгадана. На связь с нижнетагильским радиолюбителем Валентином Дегтяревым вышел его сосед. Оказалось, что сосед-радиолюбитель тестировал свой передатчик и отправлял другу сообщение, где был текст не про медведей, а про «жгут меди» и улицу Революции в Нижнем Тагиле.

Депутаты от ЛДПР также искали Ан-2

Двое депутатов Госдумы из фракции ЛДПР и Виктор Соболев отправились на поиски пропавшего Ан-2 по поручению председателя ЛДПР Владимира Жириновского , по словам которого у исчезновения самолета могут быть другие причины, кроме халатного отношения к своим обязанностям руководства аэропортов.

Владимир Жириновский:

Есть версия, что, возможно, это сделали специально. Что ожидается побег группы заключенных из близлежащей колонии, и самолет спрятан где-то в лесу, чтобы они могли после побега использовать его и улететь как можно дальше… Потому что это очень странно – никогда бесследно ничего не исчезало. Тем более, столько пассажиров. Если даже их звери растерзали, обломки самолета должны остаться, кости. А ничего нет. Значит, кто-то хорошо спрятал самолет.

27 сентября этого года вертолет Ми-8 с депутатами на борту следовал по маршруту в сторону Конжаковского камня, над озером Заречное и обратно через Павду на Екатеринбург. Однако самолет они не нашли.

Тем не менее члены ЛДПР призывают не останавливать поисковую операцию. «Мы будем искать его до тех пор, пока не найдем. Поиски прекращать нельзя», - заявил Владимир Таскаев.

Деньги, потраченные на поиски

Согласно отчету правительства Свердловской области, в спасательной операции принимали участие: ООО «Аэроурал», ОАО «Авиакомпания ЮТэйр », ФГБУ «Авиационно-спасательный центр МЧС России» и негосударственное образовательное учреждение профессионального образования «Нижнетагильский авиационног-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России». Всем этим компаниям было выплачено в сумме 22,7 млн руб. за работу. Еще 4 млн было выделено им же на оплату расходов за бензин и авиатопливо.

Помимо областного бюджета на спасателей потратились и города региона. Так, Серовский городской округ потратил на оплату труда спасателей 2 млн 291 тыс. руб. и 500 тыс. – на бензин, Карпинский городской округ – 2 млн 324 тыс. на спасателей и 300 тыс. на бензин.

Неожиданная находка браконьеров

Дегтерев убеждает, что судно на фотографиях очень похоже на исчезнувшее прошлым летом. Однако эксперты уверяют, что «кукурузник» на снимках не является пропавшим в Свердловской области Ан-2: у исчезнувшего самолета крылья с внутренней стороны были белого цвета, на фотографии у самолета крылья снизу синие. На хвосте разбившегося кукурузника можно разглядеть российский триколор, у Ан-2, пропавшего в небе над Серовом, на хвосте изображения флага не было. Цвет задних крыльев тоже не совпадает – они синие вместо белых.

Последние новости о пропавшем Ан-2

4 апреля 2013 года Серовский районный суд в ходе закрытого заседания рассмотрел ходатайство супруги Ивана Чикишева, который пропал на территории Свердловской области вместе с самолетом АН-2 около 10 месяцев назад.

Суд официально признал пассажира пропавшего самолета умершим. На момент катастрофы, которая произошла около 10 месяцев назад, Ивану Чикишеву не было еще 27 лет. У него стался маленький ребенок. Как сообщает «Уралинформбюро», в суд еще не поступали подобные заявления от родственников других пассажиров АН-2.

Напомним, ночью с 10 на 11 июля 2012 года самолет вылетел из Серова в неизвестном направлении. На борту АН-2 было 12 пассажиров и пилот Хатип Кашапов. Летательный аппарат буквально исчез, его поиски начались спустя сутки, однако результатов не принесли. Снова искать «кукурузник» начнут после окончательного схода снега.

В Свердловской области нашли АН-2, пропавший год назад

Охотники на Урале нашли самолет Ан-2, который пропал в Свердловской области почти год назад, сообщает газета "Известия". Он упал всего в восьми километрах от места взлета в Серове.

Его не нашли лишь потому, что самолет рухнул в самом центре болота. Местные охотники случайно наткнулись на машину.

11 июня 2012 самолет Ан-2 вылетел, не получилв должного разрешения с аэродрома города Серова в Свердловской области. Направление его полета было неизвестно.

Больше года сведений о пропавшем самолете не было, длительные и упорные поиски на севере Свердловской области, и в соседних регионах результатов не принесли. Были даже озвучены версии угона самолета за границу.

В момент взлета на борту "кукурузника" находились 13 пассажиров, в том числе начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков и его подчиненный Максим Маевский. По некоторым данным, они находились в состоянии алкогольного опьянения и хотели "продолжения банкета" в воздухе.

Следственный комитет возобновил расследование дела о пропавшем на Урале самолёте Ан-2

Дело было возбуждено еще летом 2012 г. по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшие по неосторожности смерть более двух лиц». Теперь СКР его возобновил.

О том, что в Свердловской области местные охотники вместе с журналистами газеты «Известия» нашли в болоте обломки самолёта Ан-2, пропавшего год назад, стало известно сегодня утром.

Поисковики сообщают, что самолет найден на месте, буквально исхоженной предыдущими экспедициями, а также рассказывают, что сгоревший и разрушенный салон упавшего самолета буквально набит человеческими останкам - костями и черепами.

11 июня 2012 года самолет Ан-2 вылетел из аэропорта города Серова без разрешения наземных служб и исчез. С тех пор о «кукурузнике» никаких сведений не было, власти потратили на его поиски более 30 миллионов рублей, но все безрезультатно.

В настоящее время точно неизвестно, сколько именно человек находилось на борту. Чаще всего называется цифра в 12 пассажиров.

Семьи погибших в катастрофе АН-2 под Серовом получат по миллиону рублей

Свердловский губернатор Евгений Куйвашев поручил областному правительству оказать помощь родственникам экипажа и пассажиров, погибших в аварии самолета. Это понравилось не всем.

«Наша с вами задача установить причины происшествия, - сказал Евгений Куйвашев. - Нужно уделить максимум внимания психологическому состоянию родственников, максимально оказать им поддержку и содействие. Я даю соответствующее поручение правительству: сегодня до обеда проработать варианты социальной поддержки, в том числе, и финансовой».

Средства родственникам погибших будут выделены из резервного фонда Свердловской области. Также власти помогут семьям жертв катастрофы в их захоронении. Кроме того, возможно, денежное вознаграждение получат люди, которые обнаружили место падения АН-2. Вопрос извлечения обломков самолета будет обсуждаться с авиакомпанией Ютэйр, располагающей и транспортными вертолетами.

Как сообщил начальник свердловского МЧС Андрей Заленский, специалисты Центра экстренной психологической помощи МЧС начали работать с родственниками погибших еще вчера. На месте аварии продолжаются следственные действия, сообщает пресс-служба свердловского правительства.

Между тем, известие о денежных компенсациях родственникам жертв катастрофы было воспринято общественностью неоднозначно. «Вот в чем логика-то? Почему из бюджета, зачем? Ужасно злит, - написал на своей странице в facebook депутат гордумы Екатеринбурга Леонид Волков. - Сотни людей угоняют машины в бухом состоянии и разбивают их в хлам о первый столб. Им всем давайте тоже из бюджета компенсации платить».

Евгений Куйвашев сократил выплаты семьям погибших на Ан-2 вдвое

Свердловский губернатор принял окончательное решение по поводу выплаты компенсаций родственникам жертв авиакатастрофы под Серовом. Они получат по 500 тысяч рублей из фонда губернаторских программ.

В июне родственники членов экипажа и пассажиров самолета Ан-2, потерпевшего крушение в Свердловской области, получат по полмиллиона рублей из внебюджетных источников. Это решение принял Евгений Куйвашев после своего визита в Серов, где он встретился со спасателями, следователями и семьями погибших.

«Год люди находились в постоянном стрессе. Естественно, такая ситуация не могла не сказаться на здоровье родственников - оно подорвано, - отметил губернатор. - Поэтому то, что можно - помочь людям в организации похорон и какую-то сумму отдать на лечение - мы сочли нужным это сделать. Мы приняли решение из Фонда губернаторских программ, я подчеркиваю, это не бюджетные деньги, выделить семьям по 500 тысяч рублей. Безусловно, люди эти не герои, но мы с вами христиане, и нам важно помогать друг другу».

Накануне губернатор и областной премьер Денис Паслер осмотрели место катастрофы с вертолета. Они смогли лично убедиться в том, что сверху остов самолета заметить практически невозможно. По словам Евгения Куйвашева, он никогда не смог бы определить места аварии, если бы не костры поисковиков. «Безусловно, находка даст многие ответы для следствия, для того, чтобы сделать правильные выводы»,- отметил губернатор.

Опознаны двое погибших при крушении Ан-2 под Серовом

28 мая получены первые результаты молекулярно-генетических экспертиз, которые проводились над телами жертв авиакатастрофы, которая произошла в Свердловской области в июне 2012 года.

Свердловское следственное управление на транспорте продолжает расследование уголовного дела о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Первые результаты медицинских экспертиз позволили определить принадлежность останков двух из тринадцати жертв аварии, среди которых – десять мужчин и три женщины.

Идентифицировать останки удалось благодаря пробам биологического материала, которые взяли эксперты у родственников погибших. Выделив из образцов ДНК, специалисты опознали фрагменты тел брата и сестры, жителей Серова – Максима Маевского 1988 года рождения и Оксаны Маевской 1989 года рождения. Планируется сегодня переправить их тела в родной город.

Также родственникам представили на опознание порядка 20 ювелирных изделий, которые следователи нашли на месте аварии самолета. Таким образом определилась принадлежность части украшений восьми погибшим.

Как сообщает пресс-служба свердловского следственного управления на транспорте, основными версиями причин крушения Ан-2 остаются техническая неисправность самолета и ошибка пилота. Окончательные выводы будут сделаны после проведения авиационно-технической экспертизы.

Установлена принадлежность останков еще двух погибших на Ан-2 под Серовом

31 мая появились очередные результаты молекулярно-генетической экспертизы останков жертв авиакатастрофы в Свердловской области. Исследователям удалось идентифицировать двух мужчин.

Напомним, на днях были получены первые результаты экспертизы, которые проводились над телами жертв авиакатастрофы, произошедшей в Свердловской области в июне 2012 года. Удалось определить принадлежность останков двух из тринадцати жертв аварии, среди которых – десять мужчин и три женщины. Эксперты опознали фрагменты тел брата и сестры, жителей Серова – Максима Маевского 1988 года рождения и Оксаны Маевской 1989 года рождения.

Очередная экспертиза позволила установить личности двух жителей Серова - Дениса Баранова 1982 года рождения и Максима Глинских 1989 года рождения. Как отмечает пресс-служба следственного управления свердловского СК на транспорте, до сих пор личности всех идентифицированных лиц совпадают с предварительными данными о тех, кто числился погибшим при аварии.

Сейчас тела опознанных погибших переправлены в Серов, где будут выданы родственникам. Расследование уголовного дела о крушении Ан-2 продолжается. Предварительная версия причин происшествия – техническая неисправность самолета или неверные действия пилота.

Установлены личности пятого и шестого погибших на Ан-2 в Свердловской области

Экспертиза останков жертв катастрофы самолета, которая произошла около года назад под Серовом, принесла новые результаты. 3 мая 2013 удалось опознать супругов Сафоновых из Серова.

На сегодняшний день установлены личности шести погибших на Ан-2. Напомним, останки были направлены на молекулярно-генетическую экспертизу. Установить принадлежность фрагментов тел специалистам помогают пробы генетического материала, взятые у родственников погибших.

Ранее эксперты вынесли свои заключения по четверым жертвам аварии, теперь появилось еще двое опознанных. Это супруги: Антон Сафонов 1981 года рождения и Юлия Сафонова 1979 года рождения. В скором времени тела будут переправлены в Серов, где их выдадут родственникам.

Как сообщает пресс-служба Уральского следственного управления на транспорте СК РФ, расследование уголовного дела о нарушения правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта продолжается. Специалисты устанавливают все обстоятельства аварии.

Причины падения АН-2

В конце сентября 2013 года комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия с самолетом RA-40312. Заключение гласит:

«Причиной катастрофы самолета Ан-2 RA-40312 явилось выполнение полета командиром воздушного судна, находившимся на высоте, значительно ниже безопасной, что привело к столкновению с деревом и дальнейшему падению самолета».

Согласно заключению экспертов, самолет был исправен, однако в числе выявленных в ходе расследования недостатков сказано, что владельцы не провели необходимых процедур и не получили разрешения на перевод Ан-2 на бензин. Другими нарушениями сотрудники МАКа признали отсутствие специального порядка оповещения о воздушном судне, терпящем бедствие. Кроме того, руководство ООО «Авиа-Зов», по мнению авторов доклада, несвоевременно проинформировало уполномоченные органы о пропаже самолета.

«Пропавший Ан-2» в публикациях DK.RU

Закрыто дело Ан-2, потерпевшего катастрофу под Серовом

Экспертам удалось идентифицировать личности седьмого и восьмого жертв авиакатастрофы, которая произошла в Свердловской области около года назад. Получены очередные данные генетического анализа.

Показать еще

Спасибо, охотники наткнулись случайно. Очевидно, таинственность истории так повлияла на местные власти, что они решили выплатить семьям погибших компенсацию. За что? За особый героизм при самовольном полёте? Разбирался наш корреспондент Александр Пугачев:

Обломки крыльев и хвостового оперения, обгоревшего до лонжеронов. Фюзеляж полностью разрушен. Двигатель пробурил торф на метр. Место крушения обнаружили совершенно случайно, спустя полгода после окончания поисковой операции, всего в восьми километрах от места взлёта. Катасьминские болота - гиблое место, сюда даже опытные охотники и егеря стараются лишний раз не заходить.

Найти место крушения в глухом заболоченном лесу серовским охотникам Сергею Скрябину и Александру Кузнецову помогло то, что грунт в этих местах еще не полностью оттаял после зимы, уже через месяц болото поднимется и добраться сюда будет невозможно. Кроме того, обломки самолета лежат довольно компактно и поисковые группы попросту не смогли разглядеть их в густом подлеске.

С воздуха увидеть пропавший без вести АН-2 было практически невозможно - взрыв уничтожил его полностью. Судя по расположению тел, от которых остались лишь кости, черепа и золотые украшения, он вонзился в землю под прямым углом. Обломки скрыла уральская тайга.

Александр Левченко, начальник линейно-эксплуатационной службы, участник операции по эвакуации обломков упавшего самолета: «Если отойдете метров на 20, пройдете и не заметите, что обломки лежат. Поэтому достаточно сложно было его обнаружить. К тому же, обычно, когда падает воздушное судно, какая-то просека остается. А тут он спикировал вертикально. Радиус поэтому небольшой. Лес фактически нетронутый стоит, пара стволов только повалена и все».

Этот АН-2 прозвали «самолётом-призраком», потому как растворился он в уральских просторах, словно в Бермудском треугольнике. Почти сразу следствию удалось установить: пилот Хатип Кашапов был отправлен в Серов, чтобы следить за пожарной ситуацией в местных лесах. Но вместо этого зашибал шальные рубли на частном извозе - устраивал небесные развлечения для подгулявших серовских компаний.

Сторожевой пес Мухтар - наверное, единственный живой свидетель злосчастного взлета. С таким же усердием он, видимо, облаивал подвыпивших незнакомцев, поднявшихся тогда на борт Ан-2. Псу, скорее всего, было всё равно, что среди пассажиров были начальник Серовского ГИБДД и один из его подчинённых, а также несколько их общих знакомых и родственников. 13-м путешественником стал сторож аэропорта города Серов Юрий Соболев.

Пять месяцев спасатели, полиция и многочисленные добровольцы прочёсывали просторы уральского края. Говорят, обследовали порядка трёхсот тысяч квадратных километров. Точной информации, куда направился самолёт-призрак, не было. Поэтому сначала искали в направлении посёлка Павда, куда по слухам, пропавшие улетели в баню. Потом в горах Конжаковский камень и затем, у перевала Дятлова - решили, что вояж на закате был задуман пьяной компанией ради красивых видов.

Андрей Альшевских, депутат Законодательного собрания Свердловской области: «Потратили более 31 миллиона рублей, искали на огромной территории, а он оказался в 8 километрах от Серова, вопросы возникают к тому, как вообще была организована эта операция».

Поискам мешали разного рода добровольные «помощники». Например, некий блоггер Валентин из Нижнего Тагила просто измучил следствие дезинформацией. Несколько раз он сообщал о полученных радиосигналах.

В результате на поиски был потрачен почти миллион долларов. Ведь каждую подобную ложь приходилось проверять - спасатели вновь и вновь углублялись в тайгу, в воздух поднимались вертолёты и самолёты, волонтёры прочёсывали заданные квадраты. Потом наступили морозы, и поиски пришлось приостановить. Родственники, которым, конечно, всё это время было больнее всех, обвиняли поисковиков в нежелании работать.

Александр Бегленко, родственник погибших в крушении Ан-2 Максима и Оксаны Маевских: «Отметить на бумаге красным, что квадрат этот пройден, проще простого. Я так тоже могу. У меня своя карта есть. Бумага все стерпит».

Чтобы подобраться к месту крушения, пришлось прокладывать тяжелой техникой лежневку - расчищать путь, валить деревья. Последние фрагменты АН-2 в куске промерзшего торфа вывезли из леса на тягачах. Дальше работа экспертов МАК и Росавиации. На специальной площадке обломки сложат, чтобы определить техническое состояние АН-2 до полёта. На месте катастрофы специалисты уже нашли массу интересного.

Владимир Кулаков, первый заместитель руководителя Уральского СУ на транспорте: «Фрагменты бытовой техники частично изъяты, по ним тоже будет проводиться экспертиза. Будут их изучать на предмет получения из них какой-то информации, если это возможно, мы получим. Технические возможности для этого у нас есть».

Но на этом невероятная история «самолёта-призрака» не заканчивается. После обнаружения АН-2 и останков пропавших, губернатор Свердловской области объявил, что собирается выплатить семьям погибших в этой авиакатастрофе по полмиллиона рублей из резервного фонда региона. Общество в результате, раскололось надвое - за и против. Одни считают - компенсация заслуженная. Ведь пассажиры злополучного АН-2 не могли знать, что командир Кашапов не справится с управлением и убьёт всех, кто был на борту.

Татьяна Шарафиева главный редактор серовской газеты «Глобус»: «Мне кажется, нужно создать благотворительный фонд для подобных случаев, Потому что те, кто остался без своих близких, они не виноваты. И хотя бы так мы могли бы их поддержать, и в том числе материально. Жизнь здесь, на севере области не дешевая, а зарплаты небольшие. Семьи остались без кормильцев».

Однако большинство свердловчан платить за чужое разгильдяйство не желают - ведь те, кто в тот вечер садился на борт «самолёта-призрака», были людьми взрослыми, а значит, сложно предположить, что они не понимали - полёт никем не санкционирован, а, следовательно, незаконен. По сути, они угоняли служебный авиатранспорт, что само по себе, карается по закону. Да и состояние пилота должно было внушить тревогу. Но, очевидно, 11 июня погибшие начали отмечать День России…

Андрей Альшевских, депутат Законодательного собрания Свердловской области: «Те компенсации, которые планирует губернатор выплатить, вызывают очень много вопросов по одной причине - получается, что у нас среди равных, есть более равные. Если говорят, что случилась трагедия, погибли люди и надо компенсировать, возникает вопрос почему за счет бюджета. Почему, предположим, в тех же самых ДТП, где у нас ежедневно гибнут люди, мы из бюджета не компенсируем, там тоже трагедия, тоже гибнут люди».

На этой неделе, в Казани началось рассмотрение дела о крушении теплохода «Булгария». В той трагедии погибло 122 человека, которые даже не подозревали, что платят за билет на тот свет. Вина хозяев судна и экипажа в целом уже доказана. Семьям погибших обещали выплатить по миллиону, и по четыреста тысяч тем, кто получил тяжёлые травмы. Почти столько же, сколько родственникам погибших в катастрофе АН-2…

Дарья Андропова, организатор пикета: «Я считаю, что нужно помочь родственникам жертв с похоронами, но выплачивать такие суммы нецелесообразно».

Впрочем, загадка «самолёта-призрака» наверняка ещё долгое время будет будоражить воображение. Говорить о завершении истории, мягко говоря, рано. Например, по последним данным, в обломках АН-2 были найдены мужские наручные часы. Стрелки остановились на 22 часах и 11 минутах. Вопрос: какого дня, и при каких обстоятельствах?

Пропавший летом прошлого года самолет Ан-2 найден в 8 километрах от места взлета. Полиция подтвердила, что это то самое воздушное судно, которое взлетело с аэродрома в Серове. При этом правоохранители уже говорят, что спасателей в таких длительных поисках винить не стоит: "кукурузник" упал в болото, поэтому обнаружить его было почти нереально.

Поиски Ан-2, приписанного к аэродрому в Серове Свердловской области, завершились еще в ноябре 2012 года. Спасатели прекратили поиски, так как стало понятно, что если самолет и найдут, то уже точно не зимой под снегом. Так и получилось. 4 мая двое охотников Сергей Скрябин и Александр Кузнецов случайно забрели в район болота, которое находится посреди леса в восьми километрах от аэродрома Серов. Увидев груду металла, лежащую между деревьями, мужчины поначалу приняли конструкцию за упавшую линию электропередач. И лишь подойдя поближе, поняли, что перед ними потерпевший катастрофу самолет.

В обломках самолета были обнаружены останки пассажиров и пилота. "Останки людей лежали среди металла. Черепа и кости — все навалено в одну кучу", — рассказал Дмитрий Скрябин, участник поисковой экспедиции, которая выдвинулась на место крушения после сообщения охотников.

"Очевидно, что самолет, снизившись, задел верхушки деревьев, рухнул вниз, воткнувшись в землю. Возможно, что после столкновения с землей все находившиеся на борту оказались в одном месте: их отбросило в ту часть самолета, где мы и нашли останки. Всего мы насчитали 11 черепов, но не стали дальше раскапывать".

По словам Скрябина, на месте крушения видны поломанные деревья. Участники поискового отряда предположили, что самолет выполнял какой-то странный маневр.

"Остался только нос и хвостовая часть, а середины самолета нет вообще, видимо, от удара она развалилась", — продолжает Скрябин. "Конечно, как все было на самом деле, установит комиссия".

Поисковики подтверждают, что место, куда упал Ан-2, трудно досягаемое, и обломков не видно из-за деревьев и кустов. "Несмотря на то, что у нас были координаторы, мы полчаса ходили кругами вокруг того места и ничего не могли увидеть", — рассказывает Скрябин.

О том же самом говорят и полицейские, которые призывают не упрекать спасателей и поисковиков в том, что самолет так долго искали.

"Упреки в адрес поисковиков в том, что они недостаточно эффективно проверяли леса, безосновательны", — сообщили корреспонденту "Правды.Ру" в ГУВД по Свердловской области. "Самолет упал в болото, обнаружить его даже охотникам, которые хорошо знают тайгу, оказалось непросто".

Останки погибших были упакованы в пластиковые мешки, а для транспортировки был вызван автомобиль "Урал" — пожалуй, единственное транспортное средство, которое может пробраться в тайге. Останки будут отправлены в Екатеринбург для проведения судебно-медицинской экспертизы. Самолет же пока останется на месте. Его охраняют сотрудники полиции.

Пропажа "кукурузника" стала одной из главных новостей лета 2012 года. Сразу было установлено, что борт покинул аэродром без согласования с диспетчерами и улетел нелегально. Управлял воздушным судном пилот Хатип Кашапов, в адрес которого поначалу и посыпались обвинения. Якобы 50-летний Кашапов использовал самолет для личных целей: за деньги катал туристов. В первые несколько дней самолет активно искали, выдвигались версии о том, что Ан-2 сел на каком-нибудь другом аэродроме или поле (характеристики "кукурузника" позволяют посадить борт практически на любой поверхности, — прим. Ред.), а пассажиры устроили бурную вечеринку. Однако после того как самолет буквально канул в Лету, став своеобразным "летучим голландцем", такие разговоры прекратились. Первое сообщение о том, что местонахождение самолета, возможно, установлено, поступило в сентябре.

Радиолюбитель из Нижнего Тагила обратился в МЧС и сообщил, что ему удалось перехватить радиопереговоры людей с пропавшего Ан-2. Расшифровка этого разговора появилась в интернете: "Конец двум милиционерам — здесь живут медведи. Почему никто не откликается? Если вы не придете, здесь будут голодные медведи".

Сама запись обнародована не была. Спасатели, изучив материалы, сообщили, что кроме шипения, на пленке ничего разобрать невозможно, а единственный человек, которому удалось разобрать на записи человеческую речь, сам радиолюбитель.

Наверное, еще ни одна авиакатастрофа в Свердловской области не вызывала столько ажиотажа, досужих толков, гипотез и фантастических версий, сколько было связано с поисками загадочно пропавшего и так же непонятно появившегося самолета Ан-2. Но, несмотря на то что легендарный «кукурузник» все же нашелся (см. «АиФ-Урал» №19), тайна его исчезновения продолжает будоражить умы.

Против выплат

Глава региона фактически в первые же дни заявил о том, что семьям погибших из бюджета области будет выплачено по 1 млн рублей в качестве компенсации. Заявление Евгения Куйвашева настолько взволновало общественность, что в Интернете тут же развернулись настоящие словесные баталии. Свердловчане раскритиковали душевный порыв губернатора, отметив, что платят налоги не затем, чтобы они шли родственникам нарушителей закона.

Буквально на следующий день предполагаемая сумма компенсации сократилась вдвое. Власти заявили, что семьи погибших получат по 500 тыс. рублей - из внебюджетных средств. «Год люди находились в постоянном стрессе.

Естественно, такая ситуация не могла не сказаться на здоровье родственников - оно подорвано, - высказал свое мнение губернатор. - Из Фонда губернаторских программ семьям будет выделено по 500 тысяч рублей. Я подчеркиваю, это не бюджетные деньги. Безусловно, люди эти не герои, но мы с вами христиане, и нам важно помогать друг другу».

Снижение денежной планки не смягчило уральцев. Они продолжили ожесточенные споры по поводу справедливости принятого решения. Многие припомнили, что пассажиры Ан-2, возможно, были пьяны и к тому же вылетели незаконно, отправившись то ли на рыбалку, то ли в баню.

Активисты поспешили оформить петицию губернатору - с требованием отмены выплат, а уже11 мая у памятника Попову состоялся пикет против решения выделить средства семьям погибших на Ан-2.

«О сколько нам открытий чудных…»

За поисками пропавшего самолета Ан-2 мы с самого начала следили всей семьей, - говорит, волнуясь, наш постоянный читатель из Екатеринбурга Максим Петрович Пахалуев. - Конечно, хорошо, что его наконец нашли. Но у нас возникает закономерный вопрос: почему загадочный «кукурузник» почти год искала вся область, да еще и с помощью соседних регионов, а нашли совершенно случайно двое охотников? Да еще в двух шагах от места взлета. Ведь самолет - не иголка в стоге сена. Ничего не хочу сказать плохого о наших спасателях и полиции, но есть в этом какая-то зловещая мистика…

Заложники слов

Вокруг поисков Ан-2 было столько мистических, необъяснимых и удивительных моментов, что уже сейчас можно было бы написать целую книгу, а то и не одну. Напомним, что поначалу многие высокопоставленные чиновники (включая губернатора, областного премьера, депутатов Госдумы) делали громкие заявления, выезжали в зону поисков, едва ли не лично ходили в тайгу. Тайну исчезнувшего самолета «почти раскрыл», не выходя из своего кабинета, скандальный политик Владимир Жириновский: по его мнению, «кукурузник» был угнан для того, чтобы организовать побег заключенных в одной из свердловских колоний.

Однако за несколько месяцев тщательных расследований самолет так и не был найден, и представители правительства стали заложниками своих слов.

Диву даешься, чего только не нашли силовики, спасатели и волонтеры. В процессе поисков они обнаружили другой Ан-2, пропавший на Среднем Урале еще в 80-х годах прошлого века. Чуть позже был найден ржавый скелет вертолета Ми-8.

«Двойное дно»

Комментарий
Валерий Горелых, руководитель пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области:

- Упреки в адрес поисковиков за то, что они недостаточно эффективно проверяли леса, безосновательны. Самолет упал в болото, обнаружить его даже охотникам, которые хорошо знают тайгу, оказалось непросто. По одной из отрабатываемых полицией версий, Ан-2 мог потерпеть крушение при заходе на посадку. Самолет повалил два дерева, а остальные после падения снова поднялись и закрыли место катастрофы, поэтому его и невозможно было найти с воздуха. Корпус «кукурузника» в момент удара погнуло, потом произошло возгорание, а возможно, и взрыв - загорелось топливо в баках. Останки, найденные на месте падения самолета, сильно обгорели. Сотрудники полиции обнаружили на месте катастрофы не только фрагменты тел, но и личные вещи пассажиров Ан-2. Дорога до места катастрофы от города занимает около двух часов, причем час нужно ехать на транспорте, а еще час - идти по болоту пешком, в специальных сапогах, поскольку ни на какой технике здесь проехать невозможно. О труднодоступности этого места в летнее время неоднократно заявляли и люди, которые обнаружили обломки самолета. Они сами с трудом вышли к нему во второй раз, имея полные координаты.

Как-то раз житель Нижнего Тагила Валентин Дегтярев поймал радиосигналы с исчезнувшего самолета. Энтузиаст-радиолюбитель перехватил какие-то переговоры, но понял их по-своему. В словах «жгут меди» он услышал «кругом медведи». Позднее тагильчанин, уже было собравшийся в экспедицию, признал свою ошибку.

Понятно, что была масса курьезов. Например, в поисковый штаб в Серове пришло сообщение от одного местного гражданина, который рассказал, где следует искать пропавший Ан-2. Оказалось, что у мужчины две недели назад была черепно-мозговая травма, и после нее он якобы стал обладать даром ясновидения. Правда, после сигнала новоявленный «экстрасенс» почему-то стал избегать встречи с полицией, не брал трубку телефона. Впоследствии выяснилось, что все это время, несмотря на жару, он «накачивал» себя спиртными напитками.

Как-то раз более-менее правдоподобная информация поступила от югорских манси. Свердловские полицейские получили сообщение из Ханты-Мансийского округа о том, что нашелся очередной свидетель. Якобы летом прошлого года мальчик Илья из общины манси пас оленей и увидел заходивший на посадку самолет. Правда, точную дату ребенок не помнит и в моделях воздушных судов не разбирается. Но, по его словам, «кукурузник» пытался приземлиться в районе озера Турват. В сумбурном описании мансийского подростка упоминается, что у озера «двойное дно».

СМС из ада?

Последние мистические события, связанные с исчезнувшим Ан-2, произошли в апреле этого года. Сын пилота «кукурузника» Хатипа Кашапова - Рамиль - оставил на одном из форумов в Интернете запись: «Мама звонила на папин телефон, он был выключен, но 4 апреля ей пришла СМС, что данный абонент появился в сети. В этот же день все начали названивать отцу, но телефон был выключен. Помогите нам, чтоб не спустили все на тормозах, это очень большая зацепка». Позднее Рамиль сообщил, что перерегистрации сим-карты не было, она по-прежнему числится за его отцом. В свою очередь, супруга пилота постоянно звонила на номер мужа, хотя ответ все это время был один: «Абонент недоступен». И тут она получает: «Абонент снова в сети».

Неизвестно, чем бы закончилась вся эта мистика, но в первых числах мая легендарный самолет был, наконец, найден.

Четвертое измерение?

На момент, когда верстался этот номер, практически все обломки Ан-2 были вывезены с Катасьминского болота, а останки жертв отправлены в Екатеринбург. Кое-какие проблемы возникли поначалу с двигателем «кукурузника»: агрегат весом более 600 килограммов никак не хотел вылезать из болота. Самые крупные части пришлось эвакуировать при помощи тягача - для этого в лесу прорубили просеку до ближайшей автодороги. В ближайшее время обломки «кукурузника» будут отправлены в Москву для более детальной экспертизы.

Понятно, что в первую очередь всех интересует причина трагедии. Основных версий три: техническая неисправность, ошибка пилотирования и плохие погодные условия.

На данный момент следователи «разрабатывают» вариант, что самолет упал примерно через три минуты после взлета. Скорее всего, «кукурузник» задел сосну, после чего перевернулся и упал в болото. Но и это пока лишь предварительная версия.

А между тем среди рядовых уральцев популярна история о том, что «кукурузник» попросту был затянут в особую пространственно-временную дыру (так называемое четвертое измерение). Якобы именно поэтому его не могли найти столько времени.

Хеппи-энда не получилось

Родственники погибших на самолете Ан-2 почти год жили в смятении и ожидании - а вдруг?..

Увы, хеппи-энда не получилось. 6 мая родные и близкие погибших пассажиров Ан-2 съехались в пожарную часть в Серове: здесь им официально сообщили о том, что их родственники погибли. Все это время на служебной парковке караулила карета скорой помощи, услуги которой, к счастью, родным погибших не понадобились. За дверями пожарной части люди отсутствовали больше часа, выходили молча - и быстрыми шагами покидали территорию.

Коллаж Юлии Ульяновой Родственники погибших настояли на том, чтобы побывать на месте гибели Ан-2. К месту падения кукурузника их провели спасатели - до Катасьминского болота добраться можно только пешком. После этого некоторые из родственников погибших заявили, что не верят в то, что на болоте велись поиски: «Там даже следов нет, что кто-то ходил. Не было там никого. Пускай никто не рассказывает, что они там были». Многие серовчане сочли высказывания родственников погибших опрометчивыми. По мнению людей, родным, напротив, следовало бы проявить благодарность за то, что самолет, наконец, нашелся.

В свою очередь, начальник ГУ МВД России по Свердловской области Михаил Бородин призвал свердловчан проявить терпимость и сострадание. «Не дай Бог никому оказаться в такой ситуации: самое худшее - это когда родители хоронят своих детей», - сказал он на прошедшей пресс-конференции.

Похоронить погибших удастся не сразу: 6 мая останки были отправлены в Екатеринбурге для проведения судебно-генетические экспертизы.

11 июня прошлого года самолет Ан-2 несанкционированно вылетел с аэродрома недалеко от города Серов Свердловской области и пропал. На его борту находились командир судна Хатип Кашапов и еще 12 человек, в том числе начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков и его подчиненные. Некоторые из пассажиров, как, например, супруги Юлия и Антон Сафоновы, попали на борт «кукурузника» случайно. Как предполагали следователи, экипаж и пассажиры могли отправиться на рыбалку или даже «в баню в соседний регион». Поиски пропавшего самолета шли несколько месяцев. За это время спасатели обследовали территорию площадью около 3 тыс. кв. км, а с помощью авиации - более 300 тыс. кв. км. Во время поисков удалось найти другой Ан-2, пропавший в 1980-х годах, а также останки вертолета Ми-8, однако следов «кукурузника», вылетевшего из Серова, так и не нашли. В ноябре руководство региона приняло решение прекратить поиски.

«Известия» с первых дней исчезновения Ан-2 следили за ходом спасательной операции, а после ее официального завершения издание продолжило собственное расследование. Были опрошены охотники, егеря и спасатели, корреспонденты издания не раз выезжали в Серов для проверки появлявшихся время от времени сведений о найденном самолете. Но все они оказывались ложными.

И вот спустя почти год после исчезновения самолета корреспонденты «Известий» в рамках совместной экспедиции с местными охотниками наконец-то обнаружили разбившийся Ан-2 и останки летевших на нем людей. Они находились всего в 8 км от аэропорта, с которого «кукурузник» отправился в свой последний рейс.

Мне показалось сперва, что это ЛЭП опрокинутая. Но потом сообразил: откуда в тайге ЛЭП, отродясь не было, - рассказывает житель Серова Сергей Скрябин, который первым наткнулся на обломки самолета Ан-2, разбившегося в окрестностях города в июне прошлого года. - Но пойти туда мы не решились. Уже темнело, а эта ЛЭП в самом центре болота.


Сергей и его товарищ Александр Кузнецов испытывали в лесу самодельный вездеход, но оставили машину и углубились в тайгу, поискать места для открывающегося скоро охотничьего сезона, да и просто присмотреть площадку для посиделок подальше от города. До странной конструкции не дошли метров тридцать. Вернулись домой, забив в GPS-навигаторе координаты ближайшей точки.

Оба признаются, что сразу заподозрили, что наткнулись на пропавший прошлым летом самолет, на борту которого было 13 человек. Но звонить спасателям или в полицию не спешили - вскоре после пропажи воздушного судна и тех и других завалили ничем толком не подтвержденными сообщениями о возможном месте падения самолета. Нужно быть уверенным наверняка. Вместе с охотниками в решающий путь к месту трагедии отправились и корреспонденты «Известий».

Без вездехода, который просто неспособен вместить всю экспедицию, путь туда, где могут лежать обломки самолета, очень непрост. Несколько километров от Серова на машине по разбитой технической дороге вдоль газопровода. Потом прыжками через траншею с гигантской трубой и дальше пешком через болотистую тайгу.

Здесь еще не совсем весна. Под деревьями то тут, то там еще лежат сугробы, лужи подернуты коварным льдом, который проваливается под болотными сапогами, уходя вместе с каблуком порой на метровую глубину.

Если верить GPS-навигатору, то до сохраненной накануне точки всего четыре с небольшим километра. Но по частому валежнику и топи, которая медведем ревет в ответ на каждый шаг по ней, идти приходится больше двух часов.

Но даже тогда, когда аппарат сигнализирует о приближении к концу заданного маршрута, ничего похожего ни на опору ЛЭП, ни на обломки самолета не видно. Кругом лишь тайга и болота. Но навигатор настаивает на том, что переход завершен.


Блин. Вот я случайно совсем эту штуку заметил. Шаг влево - шаг вправо и все, уже не видно, - кипятится Сергей Скрябин. - Но я не вру. Я честно это видел.

Его товарищ Александр в тот же момент кричит из-за ближайшего дерева: «Нашел».

Из-за веток проглядывают металлические сплетения, действительно очень похожие на лежащую на боку опору линии электропередачи. Но это не опора. Это крыло самолета Ан-2 без металлической облицовки.

Самолет лежит - а вернее, торчит - прямо посреди болота. Он вошел в топь под острым углом винтом вперед. Винт, двигатель, да и весь передок до панели приборов ушли в вязкую жижу. Из нее торчит только выхлопная труба. Металлической облицовки нет не только на крыле. Она почти вся разлетелась или оплавилась, запах гари тут чувствуется так явно, как будто огонь горел только вчера. Из-за разрушений «кукурузник» - а это определенно он - нельзя сразу идентифицировать как тот самый, с бортовым номером RA-40312, который почти год назад пропал без вести. Ни самого номера, ни названия авиакомпании на корпусе не сохранилось. Лишь инвентарные номера некоторых деталей и предупреждение «Не браться» - на кромке крыла.


Но то, что находится внутри обгорелого корпуса, почти наверняка подтверждает, что это именно тот самый Ан-2, вылетевший в роковой рейс 11 июня прошлого года. То, что когда-то было салоном, сейчас забито человеческими костями. Позвонками, тазовыми суставами, сплетенными в узел грудными клетками. Мягких тканей тут давно нет. Похоже, что от удара внутренности пилота и пассажиров просто разметало. Среди обломков костей - черепа. Обгорелые и пробитые насквозь соседствуют с белыми без видимых повреждений. Кое-где кости уже обросли мхом, а какую-то их часть определенно растащили лесные звери и птицы.

Александр обходит окрестности, пытаясь реконструировать ход катастрофы. Поваленных самолетом деревьев немного. Около десятка. Таежный ветер и непрочная болотная почва валят куда больше. Значит, «кукурузник» упал почти сразу после того, как зацепился за верхушку одного из стволов.

Завертело его, похоже. Только почему он в этом месте на снижение пошел? До аэродрома отсюда 8 км. Рано снижаться, - Александр узнает расстояние, глядя на цифровую карту в навигаторе.

Среди разбросанных обломков ходит еще один участник поисковой экспедиции - двоюродный брат Сергея Дмитрий Скрябин. Он работает в местной газете и освещал ход поисков, которые прекратились поздней осенью прошлого года, когда леса вокруг Серова засыпало непролазным снегом.

Вот тут тропинка, хорошо утоптанная. Рядом с тем местом, откуда мы самолет рассмотрели. Тут давно никто не живет. Ее поисковики протоптали. Тут же все ими было вдоль и поперек перехожено, - удивленно произносит Дмитрий.

Скорее всего, поисковики не дошли до той кочки, с которой открывается вид на самолет, из-за той самой топи, которую не рискнули штурмовать в темноте первооткрыватели обломков. Она и сейчас едва проходима. А летом, когда окончательно тает лед, который еще в начале мая дает хоть какую-то поддержку при походе по трясине, болото вовсе отказывается подпускать людей к месту трагедии.