Глагол что сделать примеры. Правила глаголов и их правописание
ГЛАГОЛ – часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета или живого существа: идти , спать , находиться .
В русском языке, как и во многих других, различаются глаголы переходные и непереходные. Переходные глаголы управляют прямым дополнением в винительном падеже без предлога: читать книгу , резать хлеб . Винительный падеж может замещаться родительным
а) если действие направлено не на весь предмет, а на его часть: отрезал хлеба ;
б) при отрицании: не читал этой книги . Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения.
Русскому глаголу присущи грамматические категории вида, залога , времени, наклонения ; глаголы изменяются по лицам и числам (а в прошедшем времени – по числам и родам) и относятся к тому или иному типу спряжения.
Глаголы различаются по виду – совершенному и несовершенному.
Совершенный вид показывает, что действие доведено до предела, не может быть продолжено: сделать , отметить , прочитать , вылить , собрать . Форма совершенного вида означает, что действие длится или многократно повторяется: делать , отмечать , читать , выливать , собирать .
Глагольные формы, которые различаются только значением вида, образуют видовую пару: делать – сделать , отмечать – отметить . Некоторые глаголы не имеют видовых пар: они употребляются либо только в совершенном виде: кануть , очнуться , ринуться и т.п. , либо только в несовершенном: пребывать , находиться , иметься , зависеть , ожидать и т.п.
По форме глаголы совершенного и несовершенного вида отличаются друг от друга наличием/отсутствием суффиксов и префиксов: одеть – оде -ва -ть , разглядеть – разгляд -ыва -ть , прыг -ну -ть – прыг -а -ть , с -делать – делать , на -писать – писать . Мена суффикса может сопровождаться чередованием корневого гласного с другим гласным или с нулем: запе реть – запи рать , собрать – соби рать . Некоторые глаголы имеют разнокоренные (супплетивные) видовые пары: брать – взять , говорить – сказать , ловить – поймать .
У некоторых глаголов формы совершенного и несовершенного вида совпадают. Такие глаголы называются двувидовыми. Например: жениться , казнить , использовать , мобилизовать , электрифицировать и подобные. Ср. : Штангист уже использовал две попытки (совершенный вид). – Я использовал этот прибор в течение двух лет (несовершенный вид).
Весьма своеобразна и сложна лексическая и грамматическая сочетаемость глагольных форм совершенного и несовершенного вида с другими словами в предложении. Так, при употреблении форм глагольного вида в пределах одного высказывания нельзя сочетать противоречащие друг другу значения – например, значение начала или продолжения действия со значением завершенности или однократности. Поэтому такие глаголы, как начать , продолжать , быть (в будущем времени), стать и подобные не могут сочетаться с глагольными формами сов. вида: нельзя сказать *начал рассказать , *продолжайте написать , *буду сделать , *не стану отказаться .
В сочетаниях глаголов с обстоятельствами, имеющими значение повторяемости или длительности действия, глагол, как правило, должен иметь форму несов. вида: долго собирался , гуляли вечерами , обычно встаю в семь , постоянно жалуется (нельзя сказать: *долго собрался , *погуляли вечерами , *обычно встал в семь , *постоянно пожаловался ). Однако такие наречия , как постепенно , медленно , характеризующие растянутость действия во времени, сочетаются с формами как несов. , так и сов. вида: постепенно привыкал – постепенно привык , медленно встает (подходит , читает )– медленно встал (подошел , прочитал ).
От глагольных форм страдательного залога следует отличать глаголы, содержащие формант -ся , которые обозначают действие, направленное на субъект этого действия: мыться , купаться , кататься , причесываться и под. Это – возвратные глаголы. Они обладают самостоятельным лексическим значением по сравнению с соответствующими глаголами без -ся и не противопоставлены этим глаголам по залоговым значениям действительности – страдательности. Глаголы типа мыться , кататься , купаться – однозалоговые, они всегда выражают значение действительного залога: действие совершается субъектом, который выражен существительным (или местоимением) в именительном падеже: Мальчик катается на коньках ; Мы купались в пруду .
Некоторые возвратные глаголы не имеют соответствий без форманта -ся : бояться , надеяться , смеяться и т.п. (форм типа *боять , *надеять , *смеять не существует). В тех случаях, когда возвратный глагол соотносителен с глаголом без -ся (мыться – мыть ), может возникать омонимия формы страдательного залога, образованной от переходного глагола, и возвратного глагола; ср. : Мальчик моется в ванне – возвратный глагол (действие направлено на субъект этого действия). – Пол моется один раз в неделю – форма страдательного залога глагола мыть (подлежащее – объект, на который направлено действие, выражаемое глаголом мыть ).
Глагольные формы, противопоставленные друг другу по залогу, формируют соотносительные по смыслу активные и пассивныеконструкции. Ср. : Комиссия рассматривает жалобы трудящихся . – Жалобы трудящихся рассматриваются комиссией ; Машинист остановил поезд . – Поезд был остановлен машинистом ; Все любили ее . – Она была любима всеми . Подобные пары предложений описывают одну и ту же внеязыковую ситуацию. Однако каждое из предложений имеет свой собственный логический акцент, и поэтому они не вполне равнозначны. Ср. : Рабочие строят дом (сообщается, что объект строительства – дом, а не что-либо иное). – Дом строится рабочими (а не кем-то другим); Почтальон доставил свежие газеты и журналы (обращается внимание на то, что именно доставил почтальон). – Свежие газеты и журналы доставлены почтальоном (подчеркнуто, кто именно доставил почту).
Настоящее время обозначает действие, совпадающее с моментом речи: иду , читаю ; прошедшее – действие, которое совершалось до момента речи: шёл , читал ; будущее – действие, которое будет происходить после момента речи: пойду , буду читать .
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам: мальчик шел – девочка шла – стадо шло – дети шли .
Настоящее время может обозначать действие как постоянное свойство предмета (При нагревании тела расширяются , а при охлаждении сжимаются )– или же характеризовать возможности либо способности живого существа (Он пробегает стометровку за одиннадцать секунд – т. е. ‘может пробежать’; За сутки слон съедает около ста килограммов пищи – т. е. ‘может съесть, обычно съедает’); такое употребление формы настоящего времени называется настоящим потенциальным.
В настоящем и будущем времени глаголы имеют формы лица, которые показывают, кем производится действие: говорящим(и) – этому соответствуют формы 1-го лица ед. и множ. числа (читаю , читаем , прочитаю , прочитаем ), собеседником (или собеседниками) – этому соответствуют формы 2-го лица ед. и множ. числа (читаешь , читаете , прочитаешь , прочитаете ) или третьими лицами – этому соответствуют формы 3-го лица ед. и множ. числа (читает , читают , прочитает , прочитают ). Совокупность всех личных форм глагола называется его спряжением.
Формы наклонения показывают, как говорящий представляет себе действие или состояние, обозначаемые глаголом, по отношению к действительности.
Если он считает это действие фактом (по отношению к настоящему, прошлому или будущему), то он использует форму изъявительного наклонения: Он посылает (послал , пошлет ) письмо бабушке .
Если говорящий оценивает действие как предположительное или желательное, он использует форму сослагательного наклонения: Послал бы ты письмо бабушке .
Если же говорящий побуждает другое лицо к какому-либо действию или просит его о чем-либо, он использует форму повелительного наклонения: Пошли письмо бабушке !
Сослагательное наклонение образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени: взял – взял бы , читал – читал бы .
Повелительное наклонение образуется от основы настоящего времени глагола прибавлением суффикса -и : возьм -у – возьм -и или же без такого прибавления – в этом случае на конце формы повелительного наклонения пишется -й : чита -ю – чита -й или мягкий знак: вын -у – вынь , реж -у – режь ). Некоторые глаголы, имеющие в 1-м лице ед. числа так называемое вставное -л (составить – состав -л -ю , готовить – готов -л -ю ), в форме повелительного наклонения оканчиваются на мягкий согласный корня (на письме после согласного ставится мягкий знак): ставь , готовь . Множественное число повелительного наклонения образуется прибавлением форманта -те к форме ед. числа: возьми -те , читай -те , вынь -те , режь -те , составь -те , готовь -те .
Основная роль глагола в предложении – быть сказуемым; в сказуемом воплощаются и основные грамматические категории глагола – наклонение, время, лицо. Инфинитив глагола может употребляться также в функции подлежащего (Курить – здоровью вредить ) и в функции дополнения (Им приказали наступать ).
Глагольные категории залога, вида, времени, наклонения, лица имеют определенные смысловые и стилистические особенности в их речевом выражении. Укажем наиболее характерные из них. Так, формы страдательного залога чаще используются в официально-деловой и научной речи: Право на труд охраняется законом ; Эти явления рассматриваются автором в третьей главе . Для других стилей речи и в особенности для устно-разговорной ее разновидности формы страдательного залога не характерны.
Формы вида – совершенного и несовершенного – употребляются во всех разновидностях речи, но некоторые стили отличаются преимущественным использованием форм какого-либо одного вида. Так, в научном стиле употребительнее несовершенный вид, так как с помощью форм этого вида можно описывать различные свойства и закономерности: горит , расширяются , плавится и т. п. С другой стороны, глаголы совершенного вида, обозначающие однократность или мгновенность действия и содержащие в своей структуре суффиксы -ну , -ану , характерны для разговорной речи и просторечия: двинуть , толкануть и т.п.
Глаголы движения с префиксом при - в несовершенном виде не могут употребляться в форме настоящего времени, обозначающей действие, которое совпадает с моментом речи, – такие формы имеют значение повторяющегося, регулярного действия: Поезд приходит в восемь часов ; По утрам к моему окну прилетают голуби (нельзя сказать: *Смотри , вот приходит поезд ; *Видишь , прилетают голуби ). Другие глаголы не имеют такого ограничения в употреблении; ср. : Смотри , прорубь прямо на глазах замерзает ; Вратарь разбегается и выбивает мяч в поле .
Формы времени наиболее разнообразно представлены в разговорной и в художественной речи. Здесь употребительны собственно настоящее, совпадающее с моментом речи, настоящее историческое (Вчера выхожу , смотрю – Иванов идет . Говорю ему… ), настоящее в значении будущего (Значит , завтра я еду ), будущее в значении настоящего (То как зверь она завоет , То заплачет , как дитя ), будущее, обозначающее события в прошлом (Ни лес не зашумит , ни рыба не плеснет ) – такое будущее, кроме того, в разговорной речи используется для обозначения внезапности действия: Как вскрикнет она , как побежит! Форма будущего времени в значении настоящего употребляется в некоторых жанрах научного стиля речи (в лекциях, учебниках), в публицистике; ср. : Умножим обе части уравнения на два ; Представим себе результат этой политической акции . Однако в целом для этих стилей характерно использование временных глагольных форм (преимущественно настоящего времени) в их собственных значениях.
Глагол - самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.
Глаголы бывают:
- несовершенного вида
— отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться);
совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться); - переходные
- сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);
непереходные - сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море); - 1-го спряжения
- глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть);
2-го спряжения - глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить); - возвратными
- с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться);
невозвратными (встречать, умывать, учить).
Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.
Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.
Глаголы изменяются:
- по трём наклонениям:
- изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) - глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
- условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) - глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
- повелительное наклонение (беги, смотри, иди) - глаголы с выражением просьбы, приказа.
- по трём временам:
- прошедшее время - отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
- настоящее время - действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
- будущее время - действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);
- по лицам и числам
в настоящем и будущем времени (бегу, бежит, побегут);
по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени (читал, читала, читали).
Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени - по числам и родам (я писал, она писала, они писали).
Неопределённая форма
Начальная форма глагола - неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть - увидеть, сеять - посеять, смотреть - рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.
Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами - с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать? (совершенный вид).
Спряжения глаголов
Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть). Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить). Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.
Глаголы-исключения
I спряжение:
брить, стелить
(2 глагола)
II спряжение:
-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
-ать: гнать, держать, слышать, дышать
(11 глаголов)
При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.
Лицо | I спряжение | II спряжение | ||
---|---|---|---|---|
Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | |
1-е | -у/-ю | -ем | -у/-ю | -им |
2-е | -ешь | -ете | -ишь | -ите |
3-е | -ет | -ут/-ют | -ит | -ат/-ят |
Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь - выполнять (несов. вид), выполним - выполнить (сов. вид).
Примеры:
читаю
→ читать
→ I спряжение
построят
→ построить
→ II спряжение
При определении спряжения глагола учитывайте, что:
- Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать - сделать, работать - поработать, учить - выучить, гнать - обогнать;
- Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться - умывать, советоваться - советовать, учиться - учить, извиниться - извинить;
- Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку - печёшь, берегу - беречь, хожу - ходишь, прошу - просишь, отвечу - ответишь и др.
От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа. От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть. Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению - разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.
Примеры глаголов
Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.
Род есть только в единственном числе прошедшего времени:
Мужского рода (что делал?): плыл, висел.
Женского рода (что делала?): плыла, висела.
Среднего рода (что делало?): плыло, висело.
Синтаксическая роль
В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.
Стану
сказывать
я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
Учиться
- всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
Прошу вас подождать
. (Дополнение.)
Нетерпение доехать
до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
Ребята побежали прятаться
. (Обстоятельство.)
Глагол – чрезвычайно интересная часть речи, отражающая все многообразие действий, состояний, отношений, существующих в нашем мире.
Из-за многообразия форм и грамматических признаков глагол довольно сложен в изучении. Однако внимательно и вдумчиво изучив морфологию глагола, вы научитесь решать задачи, которые ставит эта «хитрая» часть речи.
Глагол – это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета.
В русском языке глагол может быть любым членом предложения, хотя чаще всего он выступает в роли сказуемого.
Глагол имеет ряд грамматических признаков. Глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду, могут быть переходными и непереходными. Глаголы могут употребляться в изъявительном, условном и повелительном наклонении.
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, то есть могут быть настоящего, будущего и прошедшего времени. Глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам.
Глагол отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?», «Что делает?», «Что будет делать?», «Что сделает?», «Что делал?», «Что сделал?»
Глаголы – это чрезвычайно многочисленная, разнообразная, интересная в грамматическом отношении группа слов. Примерно треть всего словарного запаса нашего языка – глаголы. И это неудивительно, ведь глаголы обозначают весь спектр возможных действий, состояний, отношений. Сидеть, видеть, работать, читать, знать, состоять, намереваться
– все это глаголы.
В русском языке существует две отглагольные формы – это причастия и деепричастия. Эти формы сохраняют некоторые признаки глагола и. одновременно, приобретают признаки другой части речи.
Причастия (пришедший, насмотревшийся, читающий, спящий, ведомый ) по некоторым признакам схожи с прилагательными. Деепричастия (глядя, сидя, поев ) – с наречиями.
Существует два вида глагола: совершенный и несовершенный. Грамматическая категория вида отражает характер протекания действия, его отношение к результату.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать?». Они обозначают действие, которое завершилось (прочитать, приехать ), начнется в определенный момент (запеть ), произойдет одномоментно (толкнуть, сдвинуть ).
Глаголы несовершенного вида обозначают действие, протяженное во времени, длительное, повторяющееся (читать, ехать, петь ).
Глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовые пары. Это слова, близкие или одинаковые по лексическому значению и различающиеся видом, а также составом слова. Например:
Некоторые видовые пары отличаются только ударением:
Нарѐзать-нареза̀ть, рассы̀пать-рассыпа̀ть
Или вовсе имеют разные корни:
Брать-взять, искать-найти.
Есть в нашем языке и такие «хитрые» глаголы, которые в совершенном и несовершенном виде звучат и пишутся абсолютно одинаково. Например: велеть, казнить, ранить
.
Глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам. Спряжением называются также группы, на которые делятся все глаголы русского языка. Глаголы, относящиеся к одному спряжению, спрягаются однотипно, то есть имеют одинаковые окончания в определенной форме. Есть два спряжения – I и II.
Глаголы первого спряжения имеют следующие личные окончания:
1 лицо -у (-ю) | -ем
2 лицо -ешь | -ете
3 лицо -ет | -ут (-ют)
Глаголы второго спряжения имеют другие окончания:
Единственное число | Множественное число
1 лицо -у (-ю) | -им
2 лицо -ишь | -ите
3 лицо -ит | -ат (-ят)
Если ударение приходится на окончание, определить спряжение и грамотно написать слово несложно. Но в большинстве глаголов ударными являются другие слоги, поэтому приходится запоминать правило определения спряжения.
Ко второму спряжению относятся:
Все глаголы на –ить , кроме брить, стелить ;
7 глаголов исключений на –еть (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть ) и 4 глагола на –ать (гнать, держать, слышать, дышать ).
Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.
Есть немногочисленная группа разноспрягаемых глаголов: хотеть, бежать, чтить, брезжить
. Эти слова спрягаются то по первому, то по второму спряжению в разных формах.
Русский язык довольно сложен для изучения. Ведь множество особенностей, правил и исключений из них могут запутать и заставить задуматься над вопросами, касающимися возникновения тех или иных языковых процессов. Достаточно сложным вопросом в изучении русского языка является глагол. Для желающих узнать, какие есть глаголы в русском языке и как правильно применять их в разговорной речи и на письме, создана эта статья. Стоит учесть, что невозможно дать однозначный ответ о характеристике глаголов, поскольку они обладают различными качествами и особенностями. Все это учитывают различные классификации. Давайте рассмотрим их и поговорим о том, какие бывают глаголы.
Виды глаголов
Вид глагола показывает то, как протекает действие во времени. Классификация, основанная на этой характеристике глагола, различает совершенный и несовершенный виды глагола.
- Совершенные глаголы отвечают на вопрос "Что сделать?" и служат для обозначения законченности действия (прочитать). Исходя из своих особенностей, такие глаголы призваны описывать факты, то, что уже произошло либо достигло определенной границы (Пришла долгожданная весна, птицы вернулись с юга).
- Глаголы, относящиеся к группе несовершенного вида, отвечают на вопрос "Что делать?" и указывают на процессуальность действия (читать). Примеры глаголов этого вида указывают на процессы, которые повторяются, и вообще на сам процесс как действие (Холодало, наступала зима).
Зачастую приставка позволяет переводить глагол из одного вида в другой, что формирует видовую пару (читать - прочитать).
Наклонения глаголов
Интересным является и вопрос о том, какие есть глаголы, в тематике наклонения. Этот признак глагола указывает на то, как действие соотносится с реальностью.
- Исходя из этого, выделяют изъявительное наклонение, которое тесно связано с категорией времени, поэтому действие выражается в прошлом, настоящем и будущем. Показателем этого наклонения выступают суффиксы и личные окончания (стояла, стоял, стояло, стою, буду стоять).
- Глаголы повелительного наклонения побуждают к действию. Их особенность – неспособность изменяться по временам (стой, пой, давайте начнем).
- Сослагательное наклонение глаголов указывает на условие, при котором действие может осуществиться. Показателем этого наклонения является частица бы (Если бы не пошел дождь, мы бы отправились на прогулку).
Времена глаголов
В зависимости от временной характеристики, стоит обратить внимание на то, какие бывают глаголы в этом случае.
- Глаголы прошедшего времени указывают на то, что действие произошло перед моментом речи, оно уже состоялось (девочка сорвала цветок). Показателем здесь являются суффиксы прошедшего времени.
- Настоящее время можно определить только у глаголов несовершенного вида, при этом выражается оно личными окончаниями (стою, стоишь, стоит, стоим, стоят).
- Глаголы будущего времени указывают на вероятность, возможность совершения действия после момента речи (Завтра я полечу на воздушном шаре). Стоит учитывать, что в русском языке категории времени и вида переплетены достаточно тесно.
Спряжения глаголов
Очень важной категорией глагола является спряжение. Благодаря спряжению глаголы могут изменяться по лицам и числам. Показательными в этой категории являются личные окончания. Чтобы определить спряжение, стоит обратить внимание на окончание глагола (болеешь – І спряжение, водишь – ІІ спряжение) и на вид инфинитива (болеть – І спряжение, водить – ІІ спряжение). Особенными в этой связи выступают глаголы, у которых одна часть личных окончаний является показателем первого спряжения, а другая – второго. Это разноспрягаемые глаголы, примерами которых являются слова хотеть, бежать, читать и все от них производные.