Типы односоставных предложений. Как определять типы односоставных предложений Все типы односоставных предложений

Чаще всего задание В4 ЕГЭ по русскому языку предполагает умение Информации на эту тему много — вы можете найти её в школьных учебниках, различного рода пособиях и т.п. А мы решили остановиться на самом главном — на том, что непосредственно пригодится для выполнения заданий .

Односоставное предложение отличается от двусоставного , прежде всего, тем, что в нём не два главных члена, а всего один – подлежащее или сказуемое. Понаблюдаем:

В зависимости от того, какой именно главный член (подлежащее или сказуемое) имеется в предложении, односоставные предложения делятся на две группы:

  • односоставные предложения с главным членом-подлежащим,
  • односоставные предложения с главным членом-сказуемым.

Рассмотрим каждую из групп.

Односоставные предложения с главным членом-подлежащим

Это назывные предложения . Их грамматическая основа состоит только из подлежащего, которое в большинстве случаев выражается существительным в именительном падеже.

Назывные предложения могут включать в себя второстепенные члены (то есть быть распространёнными), в них нередко присутствуют частицы (вот, вот и, а вон, что за и т.п.):

Односоставные предложения с главным членом-сказуемым

Они, в свою очередь подразделяются на несколько типов в зависимости от того, насколько известен говорящему или пишущему производитель действия («лицо»):

Определённо-личные предложения

Рассмотрим предложения:

Подлежащего в них нет, однако тот, кто совершает действие, в них легко угадывается – «лицо определено» (поэтому такие предложения и называются определённо-личными ).

Как видим, сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях выражается глаголами 1 и 2 лица единственного и множественного числа. Проще говоря, к сказуемому в определённо-личном предложении можно подставить личные местоимения: я, мы, ты, вы .

Но учтите: речь идёт лишь о глаголах-сказуемых в настоящем и будущем времени . В прошедшем времени всё не так просто:

Дело в том, что в прошедшем времени глаголы не изменяются по лицам. А значит и определённо-личным односоставное предложение со сказуемым в форме прошедшего времени быть не может: «лицо»-то ведь определить невозможно!

Более того, предложения типа «Шёл по улице» не являются односоставными. Это двусоставные неполные предложения. Сказуемые в них не отсутствуют , как в односоставных предложениях, – а пропущены и восстанавливаются из предыдущего контекста или ситуации. А вот предложение «Пели песню» может оказаться односоставным неопределённо-личным .

Неопределённо-личные предложения

Судя по названию, в неопределённо-личных предложениях «лицо не определено» — тот, кто производит действие, неизвестен говорящему или пишущему. И тем не менее, действие кем-то совершается, производящее его «лицо» существует:

Кто-то пишет в газетах о погоде, кто-то постучал в дверь, кто-то будет говорить об этом – но кто именно совершает все эти действия, неизвестно.

Сказуемые в таких предложениях выражены формой 3 лица множественного числа настоящего, прошедшего или будущего времени. Запомните: сказуемое в неопределённо-личном предложении всегда стоит во множественном числе!

Если в неопределённо-личном предложении «лицо», производящее действие неизвестно, то в предложении безличном его просто нет . Действие совершается само по себе , без участия субъекта.

Разновидностей безличных предложений много, остановимся на некоторых из них.

В безличном предложении может выражаться, например, состояние природы или человека :

Безличными являются односоставные предложения, в которых сказуемые (или их части) – слова нет, не было (не будет), (не) нужно, нельзя и т.п.:

Сказуемое в безличном предложении часто выражается инфинитивом :

Кстати, подобные сказуемые нередко встречаются в одной из частей сложноподчинённого предложения :

Обобщённо-личными считаются односоставные предложения, в которых действие глагола-сказуемого относится не к кому-то одному, а ко многим (или ко всем) — то есть к обобщённому «лицу».

Чаще всего обобщённо-личными предложениями бывают пословицы:

По форме такие предложения могут быть определённо-личными или неопределённо-личными, отличаясь, однако, своим обобщённым значением. Именно поэтому не все лингвисты выделяют обобщённо-личные предложения в отдельный тип односоставных предложений. Тем не менее, совсем не учитывать специфику таких предложений нельзя. Иногда их характеризуют так:

Что посеешь, то и пожнёшь. — Односоставное определённо-личное предложение с обобщённым значением.

Цыплят по осени считают. — Односоставное неопределённо-личное предложение с обобщённым значением.

Традиционно много вопросов вызывают виды односоставных предложений. По статистике, на едином государственном экзамене по обязательной дисциплине в заданиях, связанных с этой темой, очень много ошибок. В чем же заключается такая сложность? Как правильно и быстро определить нужный вид? Сейчас разберемся.

Виды односоставных предложений: особенности и структуры

Итак, как известно, все предложения делятся на два вида. Первый - двусоставные (это когда есть и подлежащие, и сказуемое), второй вид - односоставные, когда есть только один из главных членов. Сложными бывают как предложения первого типа, так и второго. Как правило, главные члены не всегда прямо видны, есть моменты, когда они «замаскированы» под другие части речи (а не общепринятые - существительное и глагол), в то время как в предложениях с одним главным словом затруднения могут не возникнуть.

Виды односоставного предложения: общая характеристика

Для того чтобы не ошибиться на экзамене, нужно еще в школе усвоить материал. Традиционно выделят пять видов предложений с одним членом: определенно-личные, безличные, номинативные, обобщенно- и неопределенно-личные. Мы рассмотрим только самые основные.

  • Первый вид - определенно-личные. Здесь единственным членом является сказуемое, которое передает то, что делает/говорит человек или предмет. Как правило, глагол имеет формы первого и второго лица, то есть можно мысленно подставить такие местоимения, как я/мы/ты/вы. Например: люблю дождь осенью; иди, принеси кофе .
  • Второй тип - безличные. Односоставные предложения (виды которых рассмотрены в статье) такого рода также имеют в своей структуре только подлежащее. Чаще всего их называют предложения состояния. А вот и главные особенности: здесь нельзя мысленно представить подлежащее, глаголы выражают какое-либо состояние природы, человека. Например: темнеет; становилось тепло; не было снега/нет дождя.
  • Третий тип - номинативные. По-другому - назывные предложения. Здесь все просто: главным и единственным членом является подлежащее. В пример можно привести уйму предложений: поздняя осень; апрель 41-го; чудесная погода.
  • Виды односоставных предложений включают в себя и неопределенно-личные предложения. В таких случаях опять одним членом является сказуемое. Как отличить такое предложение? Вместо подлежащего с легкостью можно подставить такое местоимение, как «они». Отсюда и подобные примеры: в дом стучали; где-то далеко в лесу стреляют.

Чтобы определить виды односоставных предложений, нужно выделить главные члены. Если четко видно, что он один, нужно определить часть речи. После этих действий начинается самое сложное. Как было написано выше, вид предложения зависит в большинстве случаев от лица глагола. Поэтому после определения части речи нужно подставить местоимения к глаголу, чтобы определить его лицо. Далее уже не возникает никаких сомнений в определении нужного вида предложения.

Вот так без видимых проблем можно легко и точно рассмотреть такую сложную проблему русского языка.

План подготовки

Ваша задача сводится к разделению сложного предложения на части (если оно имеется) и анализу грамматической основы каждого предложения, входящего в его состав.

Грамматическая основа

Главное, что предстоит анализировать - это грамматическая основа. Есть три разновидности таких основ: подлежащее+сказуемое (Он спит.), только подлежащее (Темная ночь.), только сказуемое (Не помню.). Предложения, имеющие оба главных члена, называют двусоставными. Если главный член один, то предложение односоставное .

Предложение, в котором одна грамматическая основа, называют простым . Если основы две, то предложение сложное . Соответственно, сложное предложение можно разделить на несколько частей. Эти части называют... простыми предложениями. Это не совсем корректно, поскольку это именно части, а не самостоятельные предложения, но так уж повелось. Акцентирую на этом внимание, потому что в задании говорится, что надо найти, например, "односоставное безличное" (имеется в виду предложение). По сути, речь идет не о предложении, а о части сложного предложения.

(1)Он сказал, (2)что еще не хочет спать . Это сложное предложение. (1) часть - двусоставное, полное, нераспространенное (т.е. нет второстепенных членов). (2) часть - тоже двусоставное (!), но неполное (пропущено подлежащее он ), распространенное.

Этот пример демонстрирует, что категории односоставное/двусоставное, полное/неполное, распространенное/нераспространенное независимы друг от друга и встречаются в любых комбинациях.

Внимание! Очень важно не путать односоставные полные предложения с двусоставными неполными. Например:

· В дверь постучали. Это односоставное (неопределенно-личное ) полное предложение (не важно или не известно, кто постучал, поэтому нельзя говорить, что подлежащее пропущено).

· Теперь рассмотрим диалог: "-Ты смотрел этот фильм? - Уже три раза его видел". Второе предложение двусоставное (!) , но неполное (из формы диалога очевидно, что подразумевается подлежащее я , но оно пропущено).

Это показывает, что оценивать состав предложения необходимо в контексте, причем не ограничиваться рамками анализируемого предложения. Неполные предложения должны оцениваться по полному составу (нужно мысленно восстановить пропущенное подлежащее или сказуемое, если это возможно). Иногда одно и то же предложение может иметь разный состав, в зависимости от контекста:

· "Соседи приехали с дачи. Опять сверлят". Второе предложение в данном контексте -двусоставное неполное (ясно, что сверлит не кто-то, а именно соседи, но они второй раз не названы).

· "Похоже где-то начался ремонт, опять сверлят". Сложное предложение из двух частей. Вторая часть - односоставное (неопределенно-личное ) полное предложение.

Именно неопределенно-личное легче всего перепутать с неполным двусоставным. Но можно с ним перепутать даже безличное:

· "Пятно на ковре сначала было почти белым. А теперь на глазах темнеет". Темнеет пятно, поэтому второе предложение двусоставное неполное.

· "Солнце, казалось, застряло в зените. А теперь на глазах темнеет". Солнце очевидно, темнеть не может, поэтому второе предложение односоставное (безличное ) полное.

Типы односоставных предложений

Чаще всего в задании В4 просят найти одну из разновидностей односоставного предложения, которое является частью сложного предложения. Существует пять типов односоставных предложений: один - с подлежащим, четыре со сказуемым. И здесь начинается основная путаница, хотя, как я уже сказал, ничего сложного нет. Вы всё ещё не верите, что это просто? Тогда мы идём к вам!

Назывное

Это самый простой тип односоставных предложений. Подлежащее есть, сказуемого нет: "Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет".

Надо только обратить внимание (продолжаю надоедать), что нельзя назывное путать с двусоставным неполным : "-Ты что принес? - Пирог" . Предложение: "Пирог", - НЕ назывное, а двусоставное неполное (анализируем его состав по восстановленной форме "Я принес пирог").

Суть назывного предложения в том, что мы что-то называем, как бы указываем на этот объект, говоря: "Вот, посмотрите, какая ночь, какой фонарь".

Определенно-личное

Подлежащего нет, но его можно восстановить. А теперь вы уже знаете, что я скажу. Правильно! Не путайте определенно-личное с двусоставным неполным. И хотя я знаю, как вам надоело это слышать, но в данном случае спутать их легче всего. Поэтому если вы поймете следующее разъяснение, то ваши шансы на хороший балл резко возрастут. Как же их отличить:

· В неполном двусоставном предложении подлежащее можно восстановить ТОЛЬКО по контексту, и оно может обозначать любое лицо, выраженное словом в любом лице, числе и падеже. "(1)Он очень замерз, (2)потому что долго сидел на бетонном полу" . Вторая часть этого сложного предложения - двусоставное неполное предложение, в котором из контекста можно восстановить подлежащее он .

· В односоставном определенно-личном предложении подлежащее можно восстановить НЕ ИЗ КОНТЕКСТА (или НЕ ТОЛЬКО из него), А ИЗ ФОРМЫ СКАЗУЕМОГО . "Налью тебе немного абсента". Очевидно, что здесь можно подставить только одно подлежащее - я . Если сказуемое стоит в формах, указанных ниже, то предложение следует признать определенно-личным односоставным, а не двусоставным, даже при наличии в контексте указания на то, о ком идет речь.

Таким образом, определенно-личное предложение очень просто узнать в тексте, поскольку сказуемое может быть ТОЛЬКО В ФОРМАХ, при которых восстанавливаются местоимения я/ты/вы :

· глагол 1 и 2 лица в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени (1 л: говорю/говорим, скажу/скажем. 2 л: говоришь/говорите, скажешь/скажете);

· повелительное наклонение (говори/говорите).

Вопрос на засыпку: а почему не годится прошедшее время? ... Ответ (наведите мышь).

Формула: отсутствие подлежащего + сказуемое в одной из перечисленных форм + отсутствие обобщенно-личного значения у сказуемого (типа: "За деньги мозги не купишь" , - об этом см. ниже) = определенно-личное предложение.

Неопределённо-личное

Подлежащего нет, при этом действующее лицо существует, но не определено. Вместо подлежащего можно сказать "кто-то, некто, какие-то неизвестные люди" : "Бьют в барабаны". Кто бьёт? Это не только не известно, но и не важно .

Сказуемое может быть только в формах, при которых восстанавливается местоимение они (в неопрделенно-личном значении):

· глагол 3 лица мн.ч, настоящего и будущего времени (шумят/будут шуметь);

· глагол мн.ч, прошедшего времени (шумели).

Наличие сказуемого в одной из перечисленных форм - это необходимое, но НЕ ДОСТАТОЧНОЕ условие для признания предложения неопределенно-личным. "Медведевы вчера опять поссорились. Шумели до пяти утра". Второе предложение - двусоставное неполное. Принципиальным условием для признания предложения неопределенно-личным (помимо формы сказуемого) является то, что действие важно само по себе , безотносительно к субъекту-производителю (лицу или предмету).

Обобщённо-личное

Подлежащего нет, а действие приписано каждому, оно выражает определенную тенденцию, положение дел. "За деньги мозги не купишь" . Речь не идет о какой-то сделке по приобретению мозгов. Это перифраз выражения "мозги нельзя купить за деньги", которое может быть отнесено ко всем сразу и к каждому в отдельности .

Сказуемое может быть только в формах, при которых можно было бы восстановить местоименияты/они . При этом речь идет только о формальной возможности подстановки таких местоимений, поскольку подлежащее не нужно . Формы сказуемых:

· глаголы 2 лица ед. числа и глаголы повелительного наклонения. Как ни крути , а придется сдавать ЕГЭ (сложносочиненное предложение, включающее обобщенно-личное и безличное). Сделал дело - гуляй смело (во второй части обобщенно-личное предложение * ) . Не знаешь , гденайдешь , где потеряешь (все три части сложноподчиненного предложения - обобщенно-личные).

· глаголы 3 лица во мн.ч. Снявши голову, по волосам не плачут (простое обобщенно-личное предложение).

* О том, почему первая часть предложения ("Сделал дело...") не является обобщенно личным, см. дискуссию на Форуме»

Безличное

Подлежащего нет и не может быть. Принципиально отсутствует лицо, производящее действие. Источник действия - абстракция.

Часто сказуемое выражено безличным глаголом (Нездоровится что-то. К утру подморозило. ) Но очень многих подводит непонимание того факта, что сказуемое не обязательно должно быть безличным глаголом . Возможные варианты.

Выводы по 1 главе

Итак, вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, попытки описания свойств столь сложного и многоаспектного объекта как односоставное предложение за весь период существования синтаксической теории характеризуются разнообразием мнений и методологических принципов. Во-вторых, ни одной из существовавших (или существующих) лингвистических теорий не удалось предложить удовлетворительной во всех отношениях концепции предложения.

Впервые понятие двусоставности/односоставности предложения по его синтаксической форме четко сформулировал А.А. Шахматов в своем «Синтаксисе русского языка». Им же были введены и сами термины: «односоставное предложение», «двусоставное предложение». По мнению В.В. Виноградова «разграничение двух основных типов предложения - двусоставных и односоставных - прочно вошло в синтаксис русского языка» Грамматика русского языка АН СССР. Т. II. Синтаксис. - М., 1954. - С. 73-74. Однако, во второй половине прошлого столетия, особенно начиная с 70-х годов, отдельными учеными-русистами были предприняты попытки отказаться от понятия «односоставное предложение», подвести все простые предложения в русском языке под категорию двусоставности. Такую позицию, в частности, заняла Г.А. Золотова, известный ученый-синтаксист. В процессе работы над «Синтаксическим словарем русского языка» она пришла к теоретическому выводу о «принципиальной двусоставности русского предложения» на том основании, что «наш речемыслительный акт, претворяющийся в предложении, заключается в предикативном (в плане модальности, времени и лица) отнесении признака к предмету, его носителю» Золотова Г.А. О некоторых теоретических результатах работы над «Синтаксическим словарем русского языка» // Вопросы языкознания. - 1986, № 1.

Таким образом, анализ основных этапов разработки учения о русском односоставном предложении в грамматической науке вопрос односоставного предложения как самостоятельной синтаксической категории показал, что эта проблема до сих пор принадлежит к числу актуальных в русском синтаксисе.

В русском языке существуют различные виды односоставных предложений. Наличие односоставных предложений демонстрирует богатство средств русского языка для выражения самых тонких смысловых оттенков с помощью особых синтаксических конструкций. В данной работе мы придерживаемся типологии односоставных предложений, предложенной В.В. Бабайцевой и вслед за ней выделяем глагольные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные и неличные) и именные (номинативные, генитивные и вокативные) предложения.

Анализ произведений писателей XIX века при описании русско-дворянской усадьбы

Стилистические функции односоставных предложений

Изучение выразительных возможностей различных типов предложений выдвигает на первый план функционально-стилевой аспект. Для стилистической оценки того или иного типа предложений важно определить его употребительность в различных стилях речи. Каждому функциональному стилю свойственны свои особенности синтаксических построений, свои типичные конструкции, которые вводятся в художественное произведение и взаимодействуют в нем со специальным стилистическим эффектом. Функциональные стили характеризуются избирательностью употребления простых и сложных, односоставных и двусоставных предложений. Для научного стиля, например, показательно преобладание двусоставных личных предложений (их частотность - 88,3% от числа всех простых предложений), среди односоставных преобладают обобщенно- и неопределенно-личные (5,7%), безличные употребляются реже (4,7%). Для разговорной речи характерны избыточность синтаксического построения, перераспределение границ предложения, эллиптические предложения, смещенные конструкции, в которых конец предложения дается в ином синтаксическом строе, чем начало, и, наконец, обособленные друг от друга элементы одного и того же высказывания.

Личные конструкции всегда содержат элемент активности, проявления воли действующего лица, уверенности в совершении действия, тогда как безличным оборотам присущ оттенок пассивности, инертности.

При стилистическом анализе разных типов предложений важно также показать их экспрессивные возможности, от которых зависит обращение к той или иной конструкции в определенной речевой ситуации. Русский синтаксис предоставляет множество вариантов для выражения одной и той же мысли. Например, при соответствующей интонации стилистический прием тавтологического сочетания придает выразительность высказыванию «Учитель должен учить». Однако ее можно усилить, избрав более эмоциональные синтаксические конструкции:

1. Обязанность учителя - учить.

2. Учитель должен быть учителем.

3. Учителю надо учить.

4. Ты учитель - и будь учителем!

5. Ты учитель - ты и учи!

6. Что же учителю делать, как не учить!

7. Кому и учить, как не учителю? Голуб И.Б. Стилистика русского языка: учебное пособие / И.Б. Голуб. - 3-е изд., испр. - М.: Рольф; Айрис-Пресс. 1997. - С. 337.

Степень интенсивности от первого предложения к последующим нарастает, что влияет на их использование в речи. Примеры 1-3 могут быть употреблены в книжных стилях (первая конструкция тяготеет к официально-деловому стилю). В 4-7 предложениях выделяется яркая экспрессия, придающая им подчеркнуто разговорный и просторечный характер.

Для русского языка характерна синонимия односоставных и двусоставных предложений:

Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами.

Вот передо мной лежит эта синяя тетрадь с моими детскими стихами.

Нередко синонимируются разные типы односоставных предложений:

Определенно-личные - безличные:

Не мучь меня больше;

Не надо мучить меня больше;

Неопределенно-личные - безличные:

Близким говорят правду;

Близким принято говорить правду;

Обобщенно-личные - безличные:

Говори. Да не заговаривайся;

Говорить можно, да не надо заговариваться;

Номинативные - безличные:

Не нагнать тебе бешеной тройки;

Невозможно нагнать тебе бешеную тройку;

Богатство вариантов создает широкие возможности для стилистического отбора синтаксических конструкций. Синтаксические синонимы не равнозначны в стилистическом отношении.

Определенно-личные (односоставные) предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность. Не случайно этот тип односоставных предложений ценят поэты.

Определенно-личные предложения придают экспрессию газетным заголовкам, например: «Не верь глазам своим!».

Определенно-личные предложения со сказуемым, выраженным формой 1-ого лица множественного числа, широко используются в научном стиле, например: «Проведем прямую». В таких предложениях внимание сосредоточено на действии безотносительно к его производителю, это сближает их с неопределенно-личными предложениями. Личная форма сказуемого активизирует восприятия читателя: автор как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы, приобщает его к рассуждениям.

Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных односоставных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи более спокойный тон, делает ее более вялой. Двусоставные предложениям с подлежащим, выраженным местоимением, используются, когда необходимо подчеркнуть значение 1-ого или 2-ого лица как носителя действия («Ты живешь в огромном городе» или «Он живет в огромном городе»). В подобных случаях подлежащее-местоимение выделяется в устной речи ударением.

Неопределенно-личные предложения не имеют особых экспрессивных качеств, которые бы выделяли их на фоне других односоставных предложений. Основная сфера употребления неопределенно-личных конструкций - разговорная речь (например, «Продают клубнику»), откуда они легко переходят в художественную речь, придавая ей живые интонации. Например: «Идет. Ему коня подводят» (А.С.Пушкин). Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Например, предложение из научно-популярной книги: «Рейн не раз отравляли промышленными отходами». Для употребления неопределенно-личных предложений нет функционально-стилевых ограничений.

Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие, например: «Сейчас за вами придут». Употребление таких предложений позволяет акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он говорящим или нет. Особенно выразительны в семантико-стилистическом отношении такие неопределенно-личные предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное, например: «Меня в кино пригласили».

Подчеркнутая глагольность неопределенно-личных предложений придает им динамизм, создает благоприятные условия для использования в публицистическом стиле, например: «Сообщают из Киева…» или «Неугодных убирают».

В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия, например: «Полученную массу охлаждают».

В официально деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными: «У нас не курят», а также с инфинитивными: «Не курить!». При сопоставлении таких конструкций, очевидно, что неопределенно-личные предложения представляют более вежливую форму запрета, поэтому в известных условиях они оказываются предпочтительнее по этическим соображениям.

Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией: «Сердцу не прикажешь», «Что имеем - не храним, потерявши - плачем». Строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям, обретают народно-поэтический оттенок. Наиболее характерной формой сказуемого в таких конструкциях, придающей высказываниям яркость и экспрессивность, является форма 2-ого лица единственного числа: «Поспешишь - людей насмешишь». Афористичность и яркость таких высказываний ставит их в ряд высокохудожественных произведений - миниатюр русского фольклора. Действенность речи усиливается использованием формы давнопрошедшего времени: «Эх, бывало, заломишь шапку, да заложишь в оглобли коня…» (С.Есенин). Наименее экспрессивны конструкции со сказуемым в форме 3-его лица множественного числа: «Льет дождь» или «… как только в раннем детстве спят». В последнем примере дается указание на действие, которое может принадлежать всякому (каждый в детстве так спит). Эта структурная схема находит применение и в научном стиле.

Яркая экспрессивность обобщенно-личных конструкций ограничивает их функционирование. Такие конструкции наиболее характерны для разговорной и художественной речи.

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть характерные для устной речи конструкции: «Хочется есть!», «Больно!». Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции: «И скучно, и грустно, и некому руку подать» (М.Ю.Лермонтов). Есть предложения, используемые в публицистической речи: «Строителям предстоит возвести новый жилищный комплекс». Отдельные типы безличных предложений постоянно используются в научном стиле: «Известно, что…», «Приходится признать, что…».

Инфинитивные предложения предоставляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли: «От судьбы не уйти», «Быть бычку на веревочке!». Поэтому они используются в пословицах, художественной речи, эта конструкция приемлема также для лозунгов: «Работать без брака!». Однако основная сфера функционирования таких конструкций - разговорный стиль: «А не вернуться ли нам?», «Берега не видать». Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи: «Ну, куда тебе со мною тягаться!».

Экспрессивная окраска препятствует использованию инфинитивных конструкций в книжных стилях. В художественной и публицистической речи эти предложения вводятся в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями: «Светить всегда, светить везде!» (В.В.Маяковский). При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Номинативные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, литераторы рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру: «Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя…» (С.Есенин). Подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета. Номинативные предложения отражают одно мгновение: «Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (А.С.Пушкин). Линейное описание событий номинативными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время. Номинативные предложения могут звучать и с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении: «Какая ночь!».

Использование номинативных предложений стало важным художественным приемом. Номинативные предложения прекрасно передают динамизм, выхватывая из развернувшейся панорамы главные штрихи, детали обстановки, способные отразить трагизм событий: «Переправа, переправа… Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда …» (А.Т.Твардовский). Описание, построенное из двусоставных предложений, будет казаться растянутым, обремененным несущественными подробностями. В таких случаях номинативные предложения явно предпочтительнее.

Номинативные предложения используются и журналистами, которые видят в них средство лаконичных и образных описаний обобщающего характера: «Тайга, рассеченная бетонными трассами. Мох и лишайник, содранные гусеницами. Раскрытый дерн под ногой». Такие протяженные описания, насыщенные номинативами, характерны в первую очередь для очерков, но этим не ограничиваются стилистические рамки использования этих конструкций. К ней обращаются и авторы научно-популярных книг.

Стилистические возможности русского синтаксиса расширяются и благодаря тому, что с полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие четкую функционально-стилевую закрепленность и яркую экспрессивную окраску. Неполные предложения, представляющие собой реплики и ответы в момент беседы, характерны только для синтаксиса устной речи. Неполные предложения, образующие диалогические единства, создаются непосредственно в процессе живого общения:

Проедешь одна?

С отцом.

Однако обращение к контекстуально неполным предложениям в публицистическом стиле весьма ограничено, а в других книжных стилях практически невозможно. Здесь даже при диалогизации используются полные предложения, характерные для синтаксиса письменной речи.

Эллептические предложения являются средством передачи эмоциональности речи. Эллептические конструкции придают описаниям особый динамизм: «Назад, домой, на родину …» (А.Н.Толстой), «Я к ней, а он в меня раз из пистолета» (А.Н.Островский). Полные предложения, имеющие сказуемые со значением движения, побуждения, желания, восприятия, бытия и др. значительно уступают им в экспрессии.

Предложения с пропуском слов, не представляющие ценности в информативном отношении, получили большое распространение и в газетном языке: «К вашему столу», «Только для женщин». В таких неполных предложениях обозначены лишь целевые слова данного высказывания. Разнообразные эллипсы, используемые в заглавиях, формулируют мысль в предельно сжатой форме, обладают экспрессивной окраской, что останавливает внимание читателя. Однако увлечение подобными неполными предложениями таит в себе и опасность: может возникнуть неясность

Итак, выразительные возможности односоставных предложений достаточно широки. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а обобщенно-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, придают сообщению характер сентенции. Использование в речи «самой пестрой», по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее употребительной группы односоставных предложений» Бабайцева, В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке [Текст] / В.В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2004. - С.260, безличных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки - необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

Предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу ученицы 9-го класса. Данная работа посвящена вопросу об односоставных предложениях и их роли в художественном тексте (на примере повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»). Выбрать такое произведение нам показалось особенно интересным, так как Глеб Успенский – наш земляк, уроженец Тулы, да и в произведении рисуется Тула конца XIX века.
Почему была выбрана именно такая форма работы? Процесс обучения становится осознанным, учащийся осваивает научный стиль речи, учится писать точно и лаконично. Кроме того, реферат может быть засчитан в качестве экзаменационного сочинения.

Учитель И.Е. ЛАРИКОВА

Ксения МАШКОВА,
9-й «Б» класс, лицей «Школа менеджеров»,
г. Новомосковск

Односоставные предложения и их роль в художественном тексте

(на примере повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»)

9 класс

Введение

В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные. «Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена» (, с. 309). В современной науке нет единого мнения об односоставных предложениях. Некоторые лингвисты не считают односоставные предложения самостоятельными коммуникативными единицами и рассматривают их как разновидность двусоставных структур. В данной работе освещается традиционная точка зрения на структуру односоставных предложений, закрепленная в учебниках по русскому языку под редакцией проф. С.Г. Бархударова и В.В. Бабайцевой.
Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Мне показалось интересным понаблюдать за ролью односоставных предложений в художественном тексте. В качестве материала я выбрала повесть нашего земляка писателя Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы».

Определенно-личные предложения

«Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица» (, с. 88). Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо. Различаются два типа определенно-личных предложений в зависимости от форм выражения глагола-сказуемого:

1. Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, например:

Ну что ж, посмотрим, попытаем счастья...

Появление определенно-личных предложений такого типа вызвано стилистическими факторами.

2. Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения, например:

На-ка, дурак, отдай матери!
Посылайте за полштофом...
Подавай деньги сюда!
На сколько, позвольте спросить , персон накрывать?

Здесь играют роль не только стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие подлежащего-местоимения объясняется строем русского языка.
В древнерусском языке глагольная форма лица выражалась окончанием глагола: говорили не я шел, а есмь шел (ecu шел, есть шел) . Затем есмь, ecu, есть отпали, что привело к смешению лиц. Во избежание этого при глаголе-причастии на стали подставлять я, ты, он (я шел, ты шел, он шел). По аналогии стали употреблять при иду – я иду, при глаголе идешь – ты идешь. Так, например, опущение местоимения 1-го и 2-го лица в предложениях императивного характера грамматически противопоставляет императив омонимичным формам изъявительного наклонения (ср.: Мы пойдем домой – Пойдем домой! ) и придает речи большую энергию и определенность. Более категорично звучит приказание, если опущено местоимение ты или вы. Сравните: Подойдите сюда и Вы подойдите сюда. В предложении с вы значение приказания стирается, появляется значение просьбы.
Итак, образование определенно-личных предложений объясняется историческими факторами, а их применение – задачами стилистическими, так как определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность. Именно этот тип односоставных предложений ценил Успенский:

Только не унывайте и не ропщите.
В первый раз в жизни вижу вас.

Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своем произведении наш удивительный земляк. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: Успенский как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы.
Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более вялой, разжиженной».

Неопределенно-личные предложения

«Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа» (, с. 88).

Сначала побирались целый день, потом в церковь зашли .

Сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами, не обозначенными явно из-за того, что говорящий не знает их или не хочет называть. Такое умолчание возможно потому, что определить лицо по глагольному сказуемому нельзя.
Модальность неопределенно-личных предложений различна: они выражают действие реальное, только возможное, невозможное, необходимое. По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны. В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое может быть употреблен в форме любого времени:

Понедельничают еще : глагол употреблен в форме настоящего времени; побирались : глагол употреблен в форме прошедшего времени.
Неопределенно-личные предложения могут иметь сказуемое, состоящее из личного глагола и примыкающего к нему инфинитива (такой вид предложений в произведении найти не удалось). Неопределенно-личные предложения образуются также из сказуемых-глаголов в форме условного наклонения.
Конструкции неопределенно-личных предложений могут быть распространенными и нераспространенными, как и другие типы предложений. Неопределенно-личные предложения менее продуктивны в современном русском языке, чем определенно-личные, сфера их употребления более узкая. Это в основном разговорная речь, откуда они легко переходят в художественную, придавая ей живые интонации. Передавая речь своих персонажей, Успенский широко использует этот вид предложений:

Ведь посмотрите вы на эту лузгу, издыхают!
Вытащили его?
Хоть бы чуточку подождали!

Это позволяет автору живо передать разговорную интонацию.
Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие. Употребление таких предложений позволяет Г.Успенскому акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, то есть на действии, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он читателю или нет. Особенно выразительными мне показались те предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное. Подчеркнутая глагольность придает им особый динамизм.
Но это качество неопределенно-личных предложений используется не только в художественном стиле. Нельзя обойти стороной и их эффективное использование в публицистическом стиле речи. Особенно эффективно использование неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газет. В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия. В официально-деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными.

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личными называются односоставные бесподлежащные предложения, главный член которых выражен обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа, реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного числа, обозначающие действие, потенциально относимое к любому лицу (мысленно можно подставить подлежащие все, каждый, любой и так далее). Как правило, обобщенно-личные предложения реализуются в пословицах и поговорках. Часто обобщенно-личные предложения образуются со сказуемым, выражающим значение условия в сложных предложениях, например: Взялся за гуж – не говори, что не дюж. В обобщенно-личных предложениях используются устойчивые конструкции, характерные для разговорно-обиходной речи с просторечным оттенком.
Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией. Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений – форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, – является и самой выразительной. Не случайно очень часто этот тип предложений встречается в русских пословицах и поговорках.
Народно-поэтический оттенок приобретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям. Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-е лицо глагола указывает на самого говорящего.
Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивается их функционированием. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. А.М. Пешковский писал по поводу обобщенно-личных предложений: «Чем интимнее какое-либо переживание, тем труднее говорящему выставить это напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме».
Глеб Успенский в своем произведении широко использует пословицы и поговорки. Особенно это касается ситуаций, в которых герои получают наставления от более старших по возрасту:

Снявши голову, по волосам не плачут.
Цыплят по осени считают.
С миру по нитке соберут, будет тебе рубашка.
Бездонную бочку водой не наполнишь.

Часто Успенский употребляет и неопределенно-личные предложения в значении обобщенно-личных. Эти предложения, таким образом, приобретают значение «все должны поступать так, это справедливо для любого лица» (, с. 89).

Не помолившись, из церкви не выходят.
Каких только людей не увидишь в Заречье!
Встаешь на работу засветло, приходишь – затемно.

Безличные предложения

«Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего» (, с. 90).
Безличные предложения в русском языке могут иметь следующие значения:

1. Предложения, выражающие логически-интеллектуальные восприятия действительности, например: Ответа не было.
2. Предложения, выражающие психологически-эмоциональные восприятия и переживания, например: У мастерового отлегло от сердца. Мне скучно. Стыдно подумать, что дальше-то будет.
3. Предложения, выражающие состояние природы: Извольте взглянуть, как оттуда понесло. Становилось темнее и свежее.

Каждая из этих групп распадается на многие подгруппы. По форме различаются следующие разновидности безличных предложений:

1. Предложения со сказуемым, выраженным глаголом в форме 3-го лица.
2. Безличные предложения со сказуемым – кратким страдательным причастием.
3. Безличные предложения, образованные из инфинитивных конструкций: Да издохнуть мне на месте!
4. Безличные предложения со сказуемым – словом нет (не было): В доме никого не было.
5. Безличные предложения идиоматического характера: Как бы там ни было, а идти придется.

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи, и такие, которые выделяются канцелярской окраской.
Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции, и есть предложения, используемые в публицистической речи. По сравнению с односоставными личными предложениями, которые, по словам Д.Э. Розенталя, «содержат элемент активности, проявления воли действующего лица», безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности» (, с. 375).
Особый разряд безличных предложений – инфинитивные предложения. Они представляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли. Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи и даже для лозунгов.
Однако основная сфера их функционирования – разговорный стиль.

Нет в доме хлеба!
Па-адать сюда Порфишку!

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Назывные предложения

«Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем» (, с. 96).

Назывные (номинативные) предложения по содержанию могут:

1. Описывать природные явления: Жарища!
2. Описывать среду и обстановку.
3. Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.
4. Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы, сольцы!

Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.
Линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.
Вот, например, как описывает Успенский в главе «Первый опыт» дом после смерти «растеряевского барина»:

Высокие медные подсвечники. Солдаты, бабы. Унылая фигура последней фаворитки барина, Лизаветы Алексеевны, в огромной атласной шляпе, с заплаканными глазами и руками... Свечи, чадные лампадки. Дьячок с широкой спиной приготовляется читать псалтырь...

А вот как изображает писатель дом мещанина Лубкова:

Самая фигура дома давала некоторое понятие о характере хозяина. Гнилые рамы, прилипнувшие к ним тонкие кисейные занавески мутно-синего цвета, оторванные и болтавшиеся на одной петле ставни, аляповатые подпорки, упиравшиеся одним концом чуть ли не в середину улицы, а другим в выпятившуюся гнилую стену .

Номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.

Заключение

Таким образом, стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а обобщенно-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, придают сообщению характер сентенции. Использование в речи «самой пестрой», по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее употребительной группы односоставных предложений», безличных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки – необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

В течение последнего месяца я наблюдала, анализировала, как «работают» односоставные предложения в произведении Глеба Успенского. Он активно использует односоставные предложения. Наиболее употребительными оказались определенно-личные, неопределенно-личные и назывные, реже употреблялись безличные предложения. На мой взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, персонажа произведения – доктора Хрипушина, Прохора Порфирыча, «темного богача» Дрыкина, сироты Алифана и многих других.

Произведение Г.Успенского было крупным вкладом писателя в демократическую литературу 60-х годов XIX века. Оно привлекает большим художественным мастерством, ярко и точно выписанными характерами, превосходным языком, многообразной интонацией авторской речи, по словам профессора Милонова, «то задушевно скорбной, то ироничной, то убийственно саркастичной». В «Нравах Растеряевой улицы» и мастерски выписанные портреты героев, и выразительные пейзажные зарисовки, и картины Растеряевой улицы в разные времена года. Но, пожалуй, особое значение для автора имеют речь его персонажей, исповедь героя (рассказ Прохора Порфирыча о начале своего жизненного пути), монолог, диалог.

Литература

1. Бабайцева В.В. и др . Русский язык. Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1995.

2. Бархударов С.Г. и др . Русский язык: Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2002.

3. Исследовательский проект по русскому языку // Русский язык, № 38/98.

4. Милонов Н.А . Г.И. Успенский и Тула. Тула: Интербумага, 1995.

5. Пешковский А.М . Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.

6. Розенталь Д.Э . Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001.

7. Рухленко Н.М . Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе. 2001. № 5.

8. Успенский Г.И . Теперь и прежде. М.: Сов. Россия, 1977.

От редактора . Такого рода рефераты в последнее время модны; многие ученики думают, что такая форма работы проста, и охотно берутся за нее. Несомненно, ученику полезно более подробно ознакомиться с грамматическим материалом, задуматься об особенностях языка писателя. Уверена, что сегодняшний материал (типичный образец реферата) многому научил девочку! Однако учитель, предлагающий работу такого рода, должен объяснить школьнику, что его главная задача – разбор текста, примеров, их классификация. Грамматический материал нужно излагать кратко и сжато, а в тексте выделить все случаи, в которых можно наблюдать данное явление (если примеры какого-то типа очень многочисленны, надо об этом сказать, может быть, даже подсчитать их). О стилистических функциях надо говорить тогда, когда обсуждается пример, включенный в контекст. Тогда реферат будет не просто рефератом, а первым шагом к научному исследованию .