Чумной бунт (1771). Московский чумной бунт Эхо Русско-турецкой войны

Эпидемия чумы в Москве в 1770-1772 годах была последней крупной вспышкой «моровой язвы» в Европе и стала тяжелым испытанием для всей России. В ходе этой болезни, по разным данным, погибли от 50 до 100 тысяч человек. Некоторые исследователи приводят цифру в 200 тысяч погибших. Москва, фактически опустела.

Однако, как это ни парадоксально, именно эта эпидемия дала импульс к развитию многих отраслей российской инфраструктуры. Улучшилась общая санитарная обстановка в Москве, увеличилось число бань, ко всему прочему Екатерина II, на время царствования которой и пришлась вспышка этой болезни, приказала создать в городе водопроводную систему. Строительство последней продолжалось 26 лет.

По самой распространенной версии, чума пришла к нам через Молдавию и Украину, куда в свою очередь попала из Османской империи, с которой Россия тогда вела войну. Через зараженных солдат и трофеи: шелк и шерсть.

В основном болезнь поражала городскую бедноту и рабочих мануфактур. Здесь нужно отметить, что Москва тех лет не отличалась особо благоприятной санитарной обстановкой. Воду люди брали из речек, протекающих через город, системы утилизации мусора не существовало, в городе было множество бродячих животных. Не имелось в Москве и достаточного количества бань и больниц. Все это стало появляться уже потом, в рамках борьбы с заразой.

Первая вспышка болезни произошла в ноябре 1770 года в Московском генеральном госпитале Лефортовской слободы. Тогда погибли 25 из 27 находившихся в больнице людей. Одним из выживших был доктор Афанасий Шафонский, который и диагностировал чуму, он же стал одним из активных борцов с эпидемией.

Следом, в марте 1771 года, на Большом суконном дворе за неделю умерли 130 рабочих. Фабрику закрыли, а выживших рабочих перевели за город. Но эпидемию было уже не остановить.

Характерно, что московская знать, поняв, что в городе началась эпидемия, еще до карантина массово покинула столицу. Москву оставили главнокомандующий Пётр Салтыков, гражданский губернатор Иван Юшков и обер-полицмейстер Николай Бахметев. Фактически главным начальником в городе стал генерал-поручик Петр Еропкин, который и ввел карантин, закрыв Москву для выезда из неё людей.

Москвичи заболевали все сильнее, но к врачам не шли. Простонародье видело во врачах, во-первых, иностранцев, к которым доверия не питало, а во-вторых, людей непонятной специальности, кого-то сродни чародеям. Более того, по городу ходили слухи, что если попасть в больничный карантин, то живым оттуда уже не выйти.

Тем не менее народ нашел иной способ «лечения». Внезапно, люди массово пошли молиться об исцелении к Боголюбской иконе Божией Материи. Икона тогда находилась на Варварских вратах Китай-города.

Однако московский архиепископ того времени Амвросий (Зертис-Каменский) сразу выступил против такого столпотворения, поскольку понимал, что оно только увеличит риск распространения чумы. Сама икона по приказу архиепископа была перенесена в церковь Кира и Иоанна. И это, естественно, не понравилось страждущим. Более того, поползли слухи, что Амвросий присвоил себе пожертвования верующих, которые были собраны в ходе молебнов в Китай-городе, хотя деньги были опечатаны. Все это послужило причинами для начала стихийного восстания.

15 сентября около десяти тысяч человек вооруженных камнями и палками с криками «Богородицу грабят!» ворвались в Кремль и сами разграбили Чудов монастырь. На следующий день бунт набрал еще большие обороты, и восставшие прорвались уже в Донской монастырь, где скрывался архиепископ Амвросий. Толпа стащила его с хоров храма и забила до смерти.

Другая часть толпы штурмовала и уничтожала больницы и карантинные дома, то есть разрушала и без того недостаточно качественную эпидемиологическую инфраструктуру города.

Подавлять восстание пришлось Петру Еропкину. К счастью, в его распоряжении был солдатский корпус численностью 10 тысяч человек. К концу дня 16 сентября правительственные войска отбили Кремль. Но 17 сентября бунтовщики вновь его осадили, а вместе с ним и Еропкина с гарнизоном. Дабы избежать кровопролития генерал-поручик выслал парламентёра, но его закидали камнями «чуть ли не до смерти».

Этот инцидент стал последней каплей, переполнившей чашу терпения. Правительственные войска двинулись в бой, расстреливая восставших картечью и пушками. После трехдневных сражений, унесших жизни около ста человек, восстание было окончательно подавлено. В то же время на помощь Еропкину в борьбе с бунтовщиками и эпидемией уже спешил с войсками Григорий Орлов.

В рамках следствия по делу о восстании в суд были доставлены около 300 человек. Четверо зачинщиков были казнены и, более того, за убийство архиепископа Амвросия преданы анафеме. Еще 200 наиболее активных участников были сечены кнутом и отправлены на каторгу.

Орлов же параллельно с ликвидацией последствий бунта организовал и борьбу с эпидемией так, что уже к декабрю 1771 года она фактически закончилась. За что впоследствии он был награжден, равно как и подавивший восстание Петр Еропкин. Хотя последний просил императрицу его уволить за приказ открыть огонь по мирным гражданам. Кстати, в рамках борьбы с чумой императорским указом было запрещено хоронить людей в черте города, дабы избежать распространения болезни. Были открыты новые кладбища, например, Ваганьковское, которое ныне находится уже в черте Москвы и даже считается «элитным».

В 1770 году в Москве началась эпидемия чумы. Быстро расширяясь, захватывая все новые районы города, "черная смерть" к августу 1771 года забирала до 1000 человек в день. Улицы и переулки были буквально усыпаны трупами.

Началась паника. Люди, искавшие любые возможности для спасеня, толпами собирались у иконы Боголюбской Богоматери, которая считалась чудотворной. Однако чудо, как вы понимаете, не произошло.

Без надежды

Архиепископ Амвросий, умнейший человек своего времени, понимал, что ни икона, из которой толпа сделала идола, ни многочисленные денежные приношения, которыми пытались задобрить Бога, не смогут помочь. А все эти столпотворения вызывают лишь большее заражение населения.

Поэтому во избежание дальнейшего распространения эпидемии им было принято волевое решение кассу для пожертвований запечатать, а икону убрать и спрятать.

Обезумевшая от ужаса чернь видя, что забирают ее последнюю надежду на исцеление, вломилась в здание Донского монастыря, и убила скрывавшегося там Архиепископа.

Чему нас это учит?

Из всех поколений, мы наиболее близко приблизились к концу грешного человечества. Скоро или нет, но обязательно начнутся времена, которые будут самыми страшными за всю историю земли.

Социальная обстановка в стране в конце 1760‑х годов была весьма напряженной. В разных губерниях происходили крестьянские мятежи, участились убийства помещиков. На дорогах хозяйничали разбойничьи шайки. Их составляли не только уголовные преступники, но и беглые крестьяне. Длительным и ожесточенным было так называемое Кижское восстание (1769–1771), которое подняли приписанные к казенным металлургическим заводам государственные крестьяне Карелии, стремившиеся освободиться от тягостного бремени труда на заводских отработках. Но если о Кижском восстании, как и о других мятежах, проходивших в глухой провинции, до столиц долетали только слухи, то Чумной бунт, вспыхнувший в Москве в 1771 году, развернулся на глазах центральных властей. Поводом для мятежа, охватившего старую столицу (как некогда в XVII веке Медный или Соляной бунт), стали санитарные меры властей в связи с приходом в Москву эпидемии чумы. Она распространялась с Юга, шла от театра Русско‑турецкой войны и, добравшись до города в сентябре 1771 года, оказалась очень жестокой – люди умирали сотнями и тысячами в день. Жизнь Москвы оказалась парализованной. Лавки, магазины, рынки были закрыты, многие состоятельные жители бежали за город, в провинцию, в свои дальние имения или к родственникам, надеясь переждать у них эпидемию.

Московские власти во главе с главнокомандующим Москвы, фельдмаршалом Петром Салтыковым, оказались беспомощными перед лицом опасности. Они не предприняли никаких действий, которые могли бы остановить волнения. Сам Салтыков покинул Москву и укрылся в подмосковном имении. Брошенные властью на произвол судьбы, толпы москвичей устремились к Варварским воротам, где находилась чудотворная икона Богоматери. В народе стремительно распространялись слухи, что прикосновение к иконе спасет человека от страшной болезни. Чудовищное скопление народа и давка у иконы только способствовали распространению заразы. Тогда московский архиепископ Амвросий приказал увезти икону. Это намерение, а особенно запечатывание ящика для пожертвований у иконы, вызвало вспышку ярости черни. 16 сентября 1771 года, вооружившись чем попало, толпа устремилась в Донской монастырь, где укрылся Амвросий. Толпа всюду разыскивала архиепископа, и он, возможно, избежал бы гибели, если бы край его платья из‑за иконостаса не заметил мальчик, вбежавший в церковь вместе с толпой. Амвросия выволокли и начали публичный допрос.

Архиепископ отвечал спокойно и с достоинством, что несколько успокоило толпу. Но тут прибежавший из кабака дворовый Василий Андреев ударил Амвросия колом, и озверевшая толпа разом накинулась и растерзала святителя. Бои мятежников и правительственных войск продолжались на улицах Москвы 3 дня. Все дело решил генерал П. Д. Еропкин, который собрал в кулак все разрозненные воинские команды и нанес мятежникам поражение у стен Кремля. Дело довершил прибывший с гвардейцами из Петербурга граф Г. Г. Орлов. Кроме того, он предпринял решительные санитарные меры по подавлению чумы, а наступившие морозы избавили старую столицу от эпидемии и бунта.

Смуты, начавшиеся в центральных и восточных частях России в 70-х годах XVIII ст., отличались большой сложностью и напряженностью. В то время России пришлось начать и вести военные действия в Польше и Турции. Тягости военного времени, конечно, давали себя чувствовать населению, которое усиленно служило и платило подати в течение многих лет, начиная еще с первых походов в Пруссию при императрице Елизавете (с 1757 г.). Одного этого было бы достаточно, чтобы вызвать неудовольствие в низших, податных слоях народа. Но в то же время непрерывно продолжали расти злоупотребления крепостным правом на крестьян со стороны их помещиков (§118). Крестьяне хорошо сознавали, что они не холопы, а государевы подданные, и негодовали на превращение их в «дворовых» холопов, на смешение их с рабами. В начале XVIII в. крестьянин Посошков , современник Петра Великого, составивший несколько замечательных экономических и публицистических сочинений, говорил, что «крестьянам помещики не вековые владельцы», что «прямой их владелец Всероссийский самодержец, а они владеют временно». Этими словами Посошков указывал на давнюю связь между помещичьей службой государству и крестьянской зависимостью от помещиков. Государство для того подчинило крестьян помещикам и заставило работать на них, чтобы помещики могли служить государству с данной им земли (§55). Все крестьянство знало о том, что крестьяне повинны работать на помещика, пока он служит и потому, что он служит. И вот, чем дальше шло время, тем все меньше и легче служили помещики; наконец, с 18 февраля 1762 г. им была дана «вольность» служить или не служить ; а между тем, крестьянская зависимость становилась от того не легче, а тяжелее, и крестьяне ставились в одно положение с прежними холопами-рабами. Во многих местах крестьяне начали после манифеста о вольности дворянской открытые возмущения против помещиков и властей, ища улучшения своей участи. По их представлению, раз уничтожена была обязательная служба помещиков с земли, должно было прекратиться и право их на труд крестьян. Как император Петр III, так и императрица Екатерина были вынуждены посылать во многие местности войска, даже с пушками, для усмирения крестьянских волнений. Так понемногу развивалось неудовольствие и брожение в народных массах.

Чумной бунт 1771. Художник Э. Лисснер

На этой уже горючей почве создался первый случайный повод для открытого возмущения – в страшной эпидемии чумы. В 1771 г. в Москве эта эпидемия приняла чрезвычайные размеры: умирало, говорят, до 1 тыс. человек в день. Все, кто мог, покинули город; присутственные места были закрыты, лавки заперты, прекратились работы. Праздный народ начал волноваться, не исполнял предписаний докторов и властей: не соблюдал предосторожностей, скрывал больных, а умерших хоронил тайно в погребах и садах. Не веря докторам и полиции, суеверные люди восстали даже на церковную власть. Московский архиепископ Амвросий заметил, что народ собирается толпами в Китай-городе, у Варварских ворот, к бывшей там иконе Богоматери, в уверенности, что именно эта икона уврачует от мора. Понимая, что от скучения народа только растет зараза, Амвросий предписал снять икону с городских ворот. За это толпа разбила покои Амвросия в Кремле, убила его самого и начала в Кремле грабеж. Градоначальник сенатор Еропкин пустил в ход оружие для восстановления порядка, причем было убито до ста человек. Несмотря на распорядительность Еропкина, он не мог справиться с эпидемией и волнениями и в этом смысле доносил Екатерине, прося помощи. Тогда Екатерина послала в Москву Гр.

По новому стилю).

Поводом к восстанию послужила попытка московского архиепископа Амвросия в условиях эпидемии, уносившей до тысячи человек в день , воспрепятствовать молящимся и паломникам собираться у чудотворной Иконы Боголюбской Богоматери у Варварских ворот Китай-города . Архиепископ приказал запечатать короб для приношений Боголюбской иконе, а саму икону убрать - во избежание скоплений народа и дальнейшего распространения эпидемии.

Восстание стало поводом для волнений в окрестностях Москвы.

«Язык» Спасского набатного колокола (на Набатной башне) был удалён властями, чтобы предотвратить новые выступления. Более 30 лет колокол провисел на башне без языка. В 1803 году он был снят и передан в Арсенал, а в 1821 году - в Оружейную палату .

Правительство было вынуждено принять меры по обеспечению горожан работой и продовольствием, выделив на это немалые по тем временам деньги, а также более энергичные меры по борьбе с чумой. После этого эпидемия пошла на спад, хотя с высоты сегодняшнего знания это не обязательно результат принятых мер .

Был издан указ Правительствующего Сената «О мерах к прекращению эпидемий и устройству кладбищ» от 17 ноября 1771 года, который запретил во всех городах погребения при церквах и потребовал создать новые кладбища за городской чертой. С этой даты ведут свою историю многие известные ныне некрополи в разных городах, бывших в составе Российской империи.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Москва в 1771 г. (Саблуков А.А. Переписка) / Сообщ. П.А. Муханов // Русский архив, 1866. – Вып. 3. – Стб. 329-339.
  • Опочинин Е.Н. К истории чумы // Исторический вестник, 1888. – Т. 33. - № 7. – С. 201-204.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Чумной бунт" в других словарях:

    - «ЧУМНОЙ БУНТ», восстание в Москве в сентябре 1771 во время эпидемии чумы. Вызвано голодом и полицейским произволом. Восставшие убили архиепископа Амвросия, пытались ворваться в Кремль. Подавлен войсками … Энциклопедический словарь

    Восстание в Москве в сентябре 1771 во время эпидемии чумы. Вызвано голодом и полицейским произволом. Восставшие убили архиепископа Амвросия, пытались ворваться в Кремль. Подавлен войсками … Большой Энциклопедический словарь

    Восстание в Москве в сентябре 1771 во время эпидемии чумы. Мероприятия властей для борьбы с эпидемией (принудительные карантины, уничтожение имущества и др.) вызвали страх и недовольство москвичей. Восставшие убили архиепископа Амвросия, пыталис … Русская история

    - («Чумной бунт»,) восстание в Москве в сентябре 1771, вызвано эпидемией чумы. Обстановка усугубилась недовольством основные массы городского населения безработицей, голодом вследствие закрытия мануфактур из за карантина, отсутствием… … Большая советская энциклопедия

    Восстание в Москве в сент. 1771, вызванное эпидемией чумы, занесенной с рус. тур. театра воен. действий. Непосредств. толчком к восстанию послужила попытка моск. архиепископа Амвросия в условиях карантина воспрепятствовать жителям толпами… … Советская историческая энциклопедия

    Восстание в Москве в сентябре 1771 во время эпидемии чумы. Мероприятия властей для борьбы с эпидемией (принудительные карантины, уничтожение имущества и др.) вызвали страх и недовольство москвичей. Восставшие убили архиепископа Амвросия, пытались … Энциклопедический словарь

    Восстание в Москве 15—17 сентября 1771, вызванное эпидемией чумы. Первые признаки чумы в Москве появились в конце 1770, весной 1771 она приобрела характер эпидемии. Мероприятия властей (создание принудительных карантинов, уничтожение без… … Москва (энциклопедия)

    Чумной бунт - (XVII в.) … Орфографический словарь русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Севастопольское восстание. Чумной бунт в Севастополе народное восстание 3 июня 1830 года в Севастополе, спровоцированное карантинными мерами против распространения эпидемии чумы. Предыстория … Википедия

    Медный бунт. 1662. (Эрнест Лисснер, 1938). Медный бунт произошедшее в Москве 25 июля (… Википедия