От чего помогает Иверская икона Божьей Матери (Вратарница)? Икона божией матери «иверская

Я долго молилась Господу о новом жилище, в котором будет много места для всех детей. И наконец - долгожданный переезд! Но дом оказался многоквартирным, и сразу на двух этажах у меня завязались знакомства - в одной из квартир жили земляки, во второй - бывшие коллеги (все же земля круглая!), после чего…

Двери нашей квартиры перестали закрываться! Все время захаживали гости, что меня, интроверта по натуре, сильно угнетало - а показать им на дверь не позволяло воспитание.

Поэтому я попросила священника подсказать, нельзя ли повесить у двери какую-то икону, чтобы у дома появился небесный защитник от нежеланных посетителей. Так я и познакомилась с Иверской Богоматерью.

Иверская икона имеет много названий, часть из которых народные: Вратарница, Привратница, Портаитисса (та же Вратарница, но в переводе с греческого).

Свое основное название икона получила благодаря святой обители, где находится: это Афонский Иверский мужской монастырь.

Историю этой иконы можно очертить несколькими вехами:

  • Образ очень старинный. Считается, что его написал сам апостол , когда Мать Иисуса была жива.

  • В 9 веке был издан указ об уничтожении всех икон. Такая участь грозила и старейшему образу Богоматери, но вдова, живущая возле Никеи, успела спрятать его в своем доме. Правда, это не осталось тайной, и вскоре у ее порога стояли солдаты. Они пытались отобрать образ. Один из них даже ударил икону копьем, попав по щеке Богородицы. Из пронзенного места начала капать кровь.
  • Вдова схватила раненый лик и побежала к морю. Она понимала, что даже если эти солдаты и отпустили ее (чудо, случившееся с иконой, убедило их, что уничтожать святыни нельзя), надругательство над образом - дело времени. Не зная, что делать, она опустила икону в волны, отдавая ее на волю Господа - и она уплыла. О ней никто не слышал около 200 лет.

  • Монахи Иверского грузинского монастыря как-то увидели огненный столб. На его верху виднелась эта икона. Ее узнали, так как бывший настоятель монастыря (сын той самой вдовы) в свое время описал и саму икону, и рану на ланите Богородицы. Образ плавал в море, но достать его монахи не могли. И только тогда, когда после продолжительных молитв к одному брату во сне пришла Богородица и разрешила взять икону, они смогли ее достать.
  • Братья помолились, благодаря Бога за явление им святого образа, и внесли его в храм. Но когда утром проснулись, удивились: икона висела над входом! Кто ее туда перенес, никто не ведал. Боясь, что святыню испортит солнце и дождь, монахи вновь спрятали ее… А она вновь вернулась на свое место.
  • Одному из монахов, Гавриилу Святогорцу, пришла во сне сама Царица Небесная, сказав, чтобы больше икону не снимали: ее место именно над воротами, так как образ должен защищать вход в монастырь.

  • Обитатели Иверской обители не ослушались Деву, и икона до сих пор находится на том же месте, которое выбрала для себе сама. Хотя конечно, просто так висеть иконе они не дали, поставив специальную надвратную церковь, где и разместили святыню. Ее никогда не вывозили отсюда: монахи верят, что образ покинет гору только перед Вторым Христовым Пришествием.

Даты почитания иконы

Ее чтут и православные, и католики.

В наших церквях ее воспевают:

  • 25 февраля (или, если по старому стилю, то 12 февраля).
  • Во вторник Светлой Седмицы (это переходящий пасхальный праздник, который отмечают в апреле).
  • 26 (13) октября.

Чудеса, которые явил Иверский лик Богоматери

  • На месте, куда монахи сначала повесили икону, забил источник воды, чистой и сладкой. Он существует до сих пор. Вход к источнику выглядит так:

  • Когда-то монастырю угрожали персы, осадившие его со стороны моря. Монахи начали просить икону о помощи - в тот же день резко налетевший шторм потопил все корабли захватчиков, и монастырь был спасен.
  • Однажды в монастырь постучался человек, желающий переночевать. Но год был голодным, братьям на себя не хватало, и привратник попросил паломника заплатить за ночлег. Тот не смог, и его не впустили. После такой жадности все продукты в монастыре испортились. Бедняк же по дороге встретил женщину (это была Дева ), которая дала ему монету. Он вернулся в монастырь, чтобы заплатить и переночевать. Так монахи поняли, что их Заступница рассердилась на них, и до наших дней ни с кого не берут платы за ночлег.
  • Перед иконой всегда висит лампадка. Когда она без причины начинает раскачиваться, святые братья знают: скоро в мире произойдет потрясение или большое бедствие. А перед началом Первой мировой войны даже лицо Иисуса на иконе менялось: было по-детски нежным, стало рассерженным.

Иверско-Гавайская икона:

Один из списков Иверского образа Богородицы стал культовым среди православных США. Явился им он в 2007 году, с тех пор постоянно движется по церквям, где люди могут прикоснуться к этому мироточивому дару Господа.

А еще чудесной считалась Монреальская мироточивая икона. Этот список был создан на Афоне в 1981 году, он мироточил 15 лет. Больше об этом заграничном, но все же почти русском православном чуде вы можете узнать из этого видео:

От чего помогает Иверская Божья Матерь

  • Не зря ее назвали Вратарницей: икона может защищать дом от нежелательных посещений. Перед ней молятся также о защите жилища от воров, пожара, потопа. Также она поможет защититься от врагов.
  • Многим она помогла защититься или излечиться от недуга. Причем имеются в виду и телесные, и душевные заболевания.
  • Люди в селах просят эту икону дать им хороший урожай.
  • Она поможет вразумить человека, вставшего на неверный путь.
  • Наконец, Богородицу просят утешения в беде и горести. Причем правильно просить не только за себя, но и за близких. Также стоит замолвить словечко и за здравие врагов.

Как правильно молиться этой иконе

Вот специальная молитва о помощи, которую читают перед иконой в трудный час:Чаще всего ее помещают или над входной дверью, или напротив входа, чтобы Богородица смотрела в глаза всякому вошедшему.

Конечно, повесив икону, нужно рассказать о ней домочадцам, и детям тоже. Чтобы малыши лучше помогли суть святыни, можете показать им вот такой мультфильм, нарисованный специально об Иверской Божьей Матери.

Наверное, он - не для детсадовцев, а для школьников, так как поднимает много почти взрослых тем - скажем, тему личного выбора. В любом случае смотрите его вместе с детьми, ведь у них возникнет много вопросов, на которые вы, взрослые, уже знаете ответы:

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

13 октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города царь с семейством, священнослужители и великое множество православного народа встречали список с Иверской иконы Божьей Матери, написанный и присланный с Афона по просьбе игумена Новоспасского монастыря Москвы, будущего патриарха Никона. Так началась история почитания Иверской иконы Божьей Матери на Руси. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь сего исторического события, которое по новому стилю приходится на 26 октября.

Предание

Существует множество текстов, рассказывающих историю Иверской иконы Божьей матери. Церковное предание говорит о том, что икона, в дальнейшем получившая название Иверской, была написана евангелистом Лукой и долгое время находился в Никее. Согласно одной из редакций греческого сказания об иконе, в правление императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи, хранила в домовой церкви икону Божией Матери. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад. Тем временем юный сын вдовы отправился в Македонию, а спустя некоторое время принял постриг в одном из афонских монастырей. Он и рассказал братии о происшедшем чуде с иконой.

Спустя много лет икона появилась близ Афона: монахи, увидев в море столп света, исходящий от иконы, пытались приблизиться к нему на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского монастыря был отшельник прп. Гавриил Иверский. Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с прп. Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня. Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского монастыря. Однако икона дважды сама покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса.

Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века.

Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография

Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в.

Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия – Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Оклад, по мнению Н.П. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка.

Иверская икона достаточно большая по размеру – 137×87 см. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь (Ин 14:16). Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Это получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Петербургский искусствовед О.В. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ:

«Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее). Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. <…> Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4:3), подобие которой образует свисающий мафорий. <…>Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…»

Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».

Афонские списки Иверской иконы в России

Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. имеет ряд отличий, влияющих на общую художественную идею образа. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.

Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г., где его торжественно встретили и в честь этого события установили второе празднование дня почитания Иверской иконы. После революции 1917 г. икона исчезла, и в настоящее время ее местонахождение неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от иконы 1648 г., ее размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа.

К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря.

Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Этот афонский список значительно отличается от двух первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с образом для Валдайского Иверского монастыря в сер. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика.

Икона Евдокии Алексеевны, возможно первоначально находившаяся в киоте в ее дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5×22,4 см) и также украшена русским мастером серебряным золоченым окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в.

Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России. С них делалось большое количество копий. Так Иверская икона стала одним из наиболее известных и почитаемых икон как среди простого народа, так и в высших слоях, включая царей и их семьи. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Источники

  1. Православие.ру. Надежда Дмитриева. Икона Божьей Матери Иверская (http://www.pravoslavie.ru)
    2. Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_6)
    3. Губарева О. В. Божия Матерь в Её иконах.
    4. Кондаков Н. П. Памятники Христианского искусства на Афоне

Другие иконы:

Иверская икона Божией Матери. Мацюк Н. (выпускник Иконописного отделения СПбДА)

Иверская икона Божией Матери. Преподаватель Иконописного отделения СПбДА Жданова В.Т.

Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, она была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее, а с начала XI в. неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон (в честь которого и получила свое название).

Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Во времена второго периода иконоборчества (813-843) вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалеку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошло несколько веков. И вот в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. Монахи Иверской обители вместе с другими афонскими иноками, поспешившими на место чудесного явления, пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. Тогда они собрались в главном соборе Иверского монастыря и стали просить Богородицу позволить забрать Ее чудотворную икону.

В описываемое время рядом с Иверской обителью подвизался благодатный старец Гавриил, родом из Иверии. Он вел подвижническую отшельническую жизнь и непрестанно творил Иисусову молитву. Днем и ночью он изучал Священное Писание и творения Святых отцов. Единственной пищей преподобного были горные травы и ключевая вода. Вот этому богоносному старцу и было видение Божией Матери, повелевавшей ему взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону.

Братия Ивирона отправилась к морю крестным ходом, по пути церковными песнопениями воспевая Пресвятую Богородицу. Преподобный Гавриил вошел в морские воды, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел к ней по волнам, как по суше, а икона приплыла к нему прямо в руки. На месте, где старец Гавриил вышел с иконой из воды, была воздвигнута часовня (ныне парклис Пресвятой Богородицы Портаитиссы (Вратарницы, Иверской)). Это чудесное событие произошло во вторник Светлой седмицы.
Братия Иверской обители с великим благогоговением перенесла обретенный чудотворный образ в свой монастырь. Три дня подряд иноки служили Всенощные Бдения и Божественные Литургии, благодаря Пресвятую Богородицу за оказанную милость.

Первоначально икону Божией Матери поместили в главном соборе Иверского монастыря. Но наутро следующего дня она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Пресвятая Богородица, явившись преподобному Гавриилу, сказала:
«Ступай в монастырь и скажи игумену и монахам, чтобы не искушали они Меня. Не для того явилась Я им, чтобы они Меня охраняли, а чтобы Мне Самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. И еще скажи им: пока на горе этой монахи будут жить в страхе Божием и во благоговении и будут по силе своей трудиться для снискания добродетели, то пусть имеют дерзновение и надежду на милость Сына Моего и Владыки, ибо их Я у Него в Свой удел испросила, и Он дал Мне их. В знамение же этих слов Моих да будет им Моя икона: пока они будут зреть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога».

С тех пор чудотворную Иверскую икону стали называть «Вратарница», а некоторое время спустя ее поместили в специально построенную церковь у врат обители.
Однажды во время сарацинского набега один варвар дерзко ударил икону своим копьем. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на нем и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение.

Божественная кара постигла корабли напавших на Иверскую обитель пиратов: разразившаяся буря потопила все корабли, кроме судна их предводителя. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление монастыря.
В 1651 году русский царь Алексей Михайлович подарил Ивирону Обитель Святого Николая, ставшей подворьем этого афонского монастыря. Сделано это было в благодарность за излечение царской дочери, получившей исцеление у списка «Вратарницы», привезенного насельниками Иверской обители в Москву.

Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский:
«В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие ее чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами».
Предание Иверского монастыря повествует о чуде, сотворенном Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета – одна из многих пожертвованных Божией Матери.

Из-за того, что монахи отказали путнику в безвозмездном гостеприимстве, все продукты в Иверском монастыре испортились.
Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм.

Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в черное Женщину. Она усердно подметала обитель.
Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметеный, – сказала Жена и сделалась невидимою.
Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания ее обители.
Знаменитый певчий Нектарий Влах (1812-1890), приглашенный как лучший афонский протопсалт на престольный праздник в Иверский монастырь, был во время братской трапезы отравлен другими певчими, завидовавшими его мастерству. Почувствовав недомогание, Нектарий пошел в церковь Пресвятой Богородицы Вратарницы и, обратившись с горячей молитвой к Божией Матери, выпил масла из лампады от Ее иконы. Яд утратил силу, и Нектарий пел на празднике так хорошо, как никогда в жизни.

Перед первой мировой войной кроткое выражение лика Младенца Христа на Иверской иконе изменилось и стало грозным
Множество исторических данных сохранилось о случаях исцелений у Иверской иконы недужных, слепых, хромых и бесноватых. По молитвам у чудотворного образа, братия Иверского монастыря неоднократно получала чудесную помощь во время недостатка муки, вина и масла.

Перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы». У нее есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении общемировых бедствий или каких то важных событий. Так, перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед землетрясением в Армении и многими другими событиями общемирового масштаба.

Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:
– накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остается там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;
– с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;
– на Успение Пресвятой Богородицы.

Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813-1819 гг. монаху Феофану.

Дни празднования Иверской иконе Божией Матери:

12 февраля (25 февраля) и во вторник Светлой седмицы - обретение образа на горе Афон;
13 октября (26 октября) - перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона;

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «АФОНИТ.INFO» ()

Согласно древнему приданию лик Иверской Богородицы был написан святым апостолом Лукой в первом веке, когда Божья Матерь была жива. Ее еще часто называют «Вратарницей». Через этот образ Богородица часто предупреждала монахов о приближающихся неприятностях. На данный момент оригинал этой находится на Святой Горе Афон.

Почитают Иверскую икону три раза в год: 17 апреля, 26 октября и 25 февраля. Образ имеет достаточно большие размеры 137х87 см. У иконы два оклада, которые время от времени меняют. Более древний чеканный оклад сделан мастерами Грузии еще в 16 веке. На другой стороне изображен крест с монограммой и фразой «Христос дарует благодать христианам». Второй оклад имеет свою особенность – на полях образа нарисованы апостолы в полный рост. Еще одна значимая отличительная черта этой иконы – кровоточащая рана на лике Богородицы.

История иконы «Вратарница» Иверская

В IХ веке в Малой Азии жила вдова с сыном. В их доме находилась икона Божьей Матери. В те времена начались гонения на православные иконы. Когда солдаты пришли в их дом и увидели образ, то бросили в него копье. К их удивлению и ужасу из образовавшего рассечения начала течь кровь. Солдат упал на колени и начал просить прощение за сделанный грех. Той же ночью женщина с сыном пришли к морю, начали молиться и чтобы спасти икону пустили ее в море. В тот же миг образ встал и поплыл по волнам.

Через два века старцы на острове Афон увидели огненный столп, который исходит из моря. Спустя несколько дней они решили спуститься к морю и посмотреть на чудо вблизи. Они увидели, что свет исходит из иконы Божьей Матери. Они сначала долго молились и только потом взяли икону, и поставили ее в алтаре храма. На следующее утро к всеобщему удивлению икона оказалась над воротами обители. Несколько раз они переносили икону, но она сама возвращалась на ворота.

От чего помогает Иверская икона Божьей Матери?

Главное предназначение образа – помощь людям, которые раскаялись в своих грехах. Он помогает найти в себе силы и правильный путь к светлому будущему. Молиться могут и родственники, чтобы помочь своим близким людям. Большое значение Иверская икона Божьей Матери имеет для людей с душевными и телесными проблемами. С ее помощью можно избавиться от разных неприятностей и получить успокоение.

Поскольку второе название этого образа – «Вратарница», то ее стоит держать в своем доме возле входа. В таком случае можно получить прекрасную защиту от различного рода негатива.

Первая молитва Иверской иконе Божией Матери:

«О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь».

Вторая молитва Иверской иконе:

«О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь».

Интересные факты об Иверской иконе Пресвятой Богородицы

Чудотворный образ не раз доказывал свою силу. К примеру, однажды он проучил самих монахов, живущих на горе Афон. В один день к монастырю пришел бедняк и попросился на ночлег, но монахи потребовали за это плату. Бедняк пошел в Карею, и ему встретилась женщина, которая дала золотую монету. Вернувшись в монастырь, он заплатил монахам, но они подумали, что он украл старинную монету. Такую же монету они увидели в пожертвованиях иконе Божьей Матери. В этот же день все продукты на острове были испорчены. С тех пор монахи никогда больше не брали с бедных странников .

Еще один интересный факт касается неугасаемой лампадки, которая находится возле Иверской иконы. У нее есть свойство раскачиваться без какой-либо явной причины. Обычно это происходит перед каким-то трагическим событием. К примеру, когда турки наступали на Кипр, лампада раскачивалась так сильно, что из нее даже выливалось масло. Движения также были замечены, когда американцы напали на Ирак и перед землетрясением в Армении.

Иверская Божья Матерь - хранительница домашнего очага. Она считается покровительницей всех женщин, их помощницей и заступницей перед Господом. Икона, с помощью которой снимают венец безбрачия как с мужчин, так и с женщин. Перед иконой также молятся об исцелении недугов телесных и душевных, об утешении в бедах.

Иверская икона Пресвятой Богородицы дарит молящемся людям надежду на осознание своих ошибок, искупление грехов и обретение внутренней чистоты. Эта икона помогает людям, которые оступились в жизни и согрешили, найти в себе духовные силы, чтобы искренне покаяться в содеянном, преодолеть пагубные желания и вернуться к праведной жизни.

Также перед Иверской иконой молятся о защите своего жилья от всякой опасности, об избавлении от недугов души и тела, причем не только за себя, но и за своих близких, друзей и врагов.

Молитва Иверской иконе Божией Матери

От святой иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления подаются с верой и любовью тем, кто приходит к ней, так и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

О Пресвятая Владычице Богородице! Прими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от клеветы злых людей и от внезапной смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моления наши умилосердись и радость вместо печали даруй. И избавь нас, Владычице, от всякой беды и напасти, скорби и болезни и от всякого зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стать во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследниками быть Царства Небесного и жизни вечной со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь.

Праздник Иверской иконы Божьей Матери установлен 25 февраля в честь обретения чудотворного образа на горе Афон в XI веке.

История этой иконы началась в IX веке в небольшом поселении близ города Никеи во времена царствования императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.).

Одна благочестивая женщина, вдова, жившая вместе со своим сыном, хранила дома заветный образ Божьей Матери. Случилось, что о ее духовном сокровище стало известно. Времена иконоборчества были обозначены пренебрежительным отношением к священным изображениям.

Более того, за хранение и почитание икон человека могли подвергнуть жестоким наказаниям. Образы угодников Божьих отбирали у верующих, забирали из храмов, показательно уничтожали, демонстрируя пренебрежение, осквернение святыни.

Но если христианская душа, видя милость Божию к себе через благословение от иконы, твердо верила в то, что поклоняется не рукотворному образу, не сотворению рук, а Бога уважает, то как можно было заставить благочестивого человека священное изображение отдать на поругание?

Очевидно именно такие мысли и чувства были у той женщины-христианки, которая вместе со своим сыном уединялась, чтобы помолиться перед честным образом Девы Марии. «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой в Боге Спасителе моем» - эти слова, сказанные Пресвятой Богородицей, ярко свидетельствуют и о наших чувствах, когда мы сами молимся.

Для нас видимое присутствие Богоматери через Ее иконы - свидетельство того, что не только на словах признаем Пречистую Деву первой нашей Заступницей пред Богом, но и имеем возможность лицезреть в священном образе Ее материнскую любовь к человеку. Для бедной женщины, которая хранила у себя икону Богородицы, потерять ее, очевидно, означало не просто избавиться имущества, а больше, чем это - потерять видимый признак покровительства Божьей Матери. Поэтому и сохраняла она икону, как бесценное сокровище, ценнее любых богатств этой земной временной жизни.

Однажды в дом упомянутой благочестивой вдовы пришли вооруженные воины, выполняя приказ правителя - изъять и уничтожить икону, а ее владельцев наказать. Но почему-то начальник тех воинов решил дать возможность бедным людям оставить свою святыню дома, если они до утра соберут выкуп. Вот только количество золота, которую он захотел получить за свою снисходительность, была невероятно большой, чтобы бедная женщина смогла ее собрать, тем более за ночь.

Один из воинов пришедших, полный пренебрежения к иконам, ударил в священный образ копьем. И вот чудо увидели все присутствующие - с сухой доски потекла кровь, как из раны на теле живого человека! Не может понять ум, как после такого видения могли исполнители нечестивого приказа остаться равнодушными, не впасть на колени прося прощения у Бога за свое жестокое сердце, за нечувствительность души. Но так случилось.

Когда воины ушли, женщина, понимая, что помилование она не получит и икону тоже не спасет, отправила своего сына в безопасное место, чтобы сохранить его жизнь, а свое сокровище - икону Божьей Матери - отнесла на берег моря, полагаясь на Божий промысел. Последний раз взглянув на святыню, женщина опустила икону в воду. И снова чудо - образ Богоматери стоя поплыл по воде.

Об иконе с проколотым ликом стало известно на Афоне, поскольку единственный сын той вдовы стал монахом на Святой Горе. Он подвизался в обители вблизи того самого места, где когда-то раньше пристал корабль, который вез на остров Кипр Пречистую Богородицу, и там же в Х веке грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торнике основали монашескую обитель, получившую название Иверской.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп, поднимавшийся в небо - он поднимался от образа Богоматери, который странным образом стоял на воде. Монахи сели в лодку и хотели забрать икону в свою обитель, но как только они приближались к образу Божьей Матери, то святыня удалялась от них. Тогда игумен монастыря возглавил молитвенное служение с просьбой даровать икону обители.

И вот ночью благочестивый старец того монастыря, позже причисленный к лику святых Гавриил Грузин сподобился видеть видения Небесной Царицы.

«Передай настоятелю и братии, что я хочу дать им Мою икону в покров и помощь. Войди в море и с верой иди по волнам - тогда все узнают мою любовь и благоволение к вашей обители», -т акие слова произнесла Пречистая Дева к угодникам Божьего в видении.

Утром вся братия монастыря с пением молебна отправились на берег моря. Старец Гавриил без страха и колебания ступил на воду и сподобился принять священный образ Богоматери. Икону поставили в небольшом храме на берегу моря и три дня подряд перед ней не умолкала монашеская молитва. Позже образ перенесли в соборный храм монастыря.

В конце старец Гавриил снова получил видение Божией Матери, которая сообщила ему, что не желает, чтобы охраняли Ее, а сама хочет быть Хранительницей в этой жизни и будущем.

«Я сподобилась милости от Бога для вас и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в своей обители, благодать и милость Сына Моего к вам не уменьшится», - сказала Пречистая Дева Мария.

Монахи построили надвратную церковь в честь Пресвятой Девы, Хранительницы обители, где чудотворная икона пребывает и до нашего времени. Православные греки называют икону «Портаитисса» - «Вратарница», а по месту своего явления на Афоне икона называется Иверской.

По преданию обители явления иконы состоялось 31 марта (по другим источникам - 27 апреля) во вторник Светлой седмицы. Поэтому братия Иверского монастыря совершают праздничное богослужение по этому случаю именно во вторник пасхальной недели, идя крестным ходом на берег моря к месту, где старец Гавриил получил чудотворный образ.

История обители свидетельствует о заступничестве Божией матери за монастырь. Были случаи чудесного восполнения запасов пшеницы и елея в монастырских кладовых, исцеления больных, молящихся перед этим образом, спасение монастыря от нападений врагов. Когда персидские войска взяли монастырь в осаду, монахи стали взывать к помощи Богородицы, молясь перед Ее чудотворным образом. Внезапно поднялась буря, потопила вражеские корабли. Живым остался лишь один военачальник, будучи пораженным чудом гнева Божия, раскаялся, начал просить прощения за грехи, а позже стал одним из жертвователей обители, материально способствуя развитию монастыря.

На территории нашей Руси об Иверской иконе стало известно в XVII веке, когда будущий Патриарх Московский, а тогда еще архимандрит Новоспасского монастыря Тихон обратился к настоятелю Иверского монастыря с просьбой сделать список иконы для верующих русичей.

«И новонаписаная икона не отличается от старой ничем: ни длиной, ни шириной, ни ликом», - говорится в летописи о списке чудотворного образа.

На Иверской иконе Пресвятая Богородица держит Иисуса на левой руке, а ее правая рука протянута к Нему. На правой щеке Пресвятой Богородицы изображена кровоточащая рана - след от копья иконоборца. Такое характерное описание иконы Иверской Божьей Матери объясняет ее главное отличие от других икон Богородицы.

13 (26 по новому стилю) октября 1648 года Иверская икона Богородицы прибыла в Москву. Ее встречал Патриарх Иосиф вместе с царской семьей, а также большое количество православных верующих христиан. Так и для нашей земли русской Богородица обнаружила ту же ласку и благодать, которой одарила Иверскую обитель.

Нет сильнее молитвы, чем та, которую мать читает за своих детей. Святые отцы называли Богородицу новой Евой, благодатной Матерью рода христианского. А потому и надежда на Ее материнское покровительство - это наша помощь среди бурных волн житейского моря.