Аппарат воздушного охлаждения авм. Аппараты воздушного охлаждения аво евромаш. Пример условного обозначения

Назначение

Аппарат предназначен для обеспечения дыхания водолаза при выполнении им подводно-технических, аварийно-спасательных и других видов водолазных работ в автономном и шланговом вариантах, в том числе в условиях низких температур воды и воздуха, а также в загрязненных средах, в том числе с повышенным содержанием нефтепродуктов.

Характеристики

Аппарат обеспечивает дыхание водолаза при выполнении им водолазных работ на глубинах до 60 м:

  • в автономном варианте – при давлении в баллонах от 196 до 19,6 бар;
  • в шланговом варианте в рабочем режиме – при максимальном подводимом давлении на входе в водолазный шланг 24,5 бар;
  • в аварийном режиме – при давлении в баллонах от 196 до 19,6 бар.

Аппарат при подключении к нему второго легочного автомата обеспечивает возможность дыхания двух водолазов одновременно.

Срок службы аппарата – 10 лет.

Масса аппарата с неснаряженными баллонами, не более:

  • двухбаллонный вариант – 25 кг;
  • однобаллонный вариант – 18 кг.

Габаритные размеры аппарата, не более - 720x300x200 мм.

Включение физиологического сигнала (увеличение сопротивления вдоху) в нормальных условиях происходит при снижении давления воздуха в баллонах до 49-25 бар.

Время работы аппарата в минутах в автономном варианте при легочной вентиляции 30 л/мин (выполнение работы средней тяжести) указано в следующей таблице:

Вариант применения

Вместимость баллона, л

Начальное давление в баллоне, бар

Глубина погружения, м

Продолжительность работы, мин

Однобаллонный

Двухбаллонный

Состав изделия

Аппарат может поставляться в шести различных комплектностях, обеспечивающих работу аппарата в автономном и шланговом вариантах.

Основные узлы аппарата:

  • баллоны с арматурой;
  • редуктор;
  • легочный автомат;
  • панель с подвесной системой (поясным и плечевыми ремнями);
  • шланг с выносным манометром;
  • шланг подачи воздуха от редуктора к легочному автомату;
  • шланг подачи воздуха от редуктора к дистанционному блоку;
  • дистанционный блок;
  • шланг- коротыш;
  • шланг поддува;
  • ремень грузовой.
Преимущества

Конструкция аппарата АВМ-12К разработана на основе опыта эксплуатации отечественных аппаратов АВМ-1М, АВМ-3 и АВМ-5, а также ряда подобных зарубежных аппаратов. Основные достоинства аппарата АВМ-12К: простота конструкции, большой ресурс, надежность и безопасность в эксплуатации, в том числе в условиях низких температур воды и воздуха, а также в загрязненных средах, простота технического обслуживания.

Кроме этого, конструкция аппарата обладает следующими преимуществами:

  • диафрагменный редуктор сбалансированного типа ВР-12 имеет 4 порта среднего давления, 2 порта высокого давления;
  • редуктор устойчив к обмерзанию и воздействию агрессивных сред, в том числе содержащих нефтепродукты;
  • баллонный блок аппарата смонтирован на пластиковой панели анатомической формы, обеспечивающей крепление как одного, так и двух баллонов;
  • конструкция подвесной системы позволяет водолазу отрегулировать длину ремней, не прибегая к посторонней помощи;
  • присоединительный разъем для редуктора имеет резьбу международного стандарта DIN 5/8", что позволяет использовать любые импортные редукторы;
  • применение дистанционного блока позволяет сохранять в аппарате полный запас воздуха при дыхании по шлангу с поверхности;
  • использована простая и надежная конструкция клапана резервной подачи.
Разрешительные документы

Аппарат принят на снабжение ВС РФ.


Аппарат возможно использовать как в автономном, так и в шланговом варианте (с применением дистанционного блока).

Аппарат АВМ-12 состоит из следующих элементов: баллонов с запорной арматурой, комплекта регулятора, подвесной системы. Комплект регулятора состоит из редуктора, дыхательного автомата и соединительного шланга. Конструкция редуктора АВМ-12 создана на основе хорошо зарекомендовавшей себя схемы редуктора АВМ-1М, но с рядом существенных изменений: редуктор имеет выход высокого давления для подключения манометра, несколько выходов низкого давления для одновременного питания нескольких потребителей (компенсатор плавучести, второй дыхательный автомат, поддув в гидрокомбинезон и т.д.).

Присоединительный размер крепления регулятора соответствует международному стандарту - 5/8" DIN..

Подвесная система аппарата смонтирована на пластиковой анатомической площадке, обеспечивающей крепление как одного, так и двух баллонов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

· Рабочее давление воздуха в баллонах - 200 кгс/см2

· Объём баллона - 7 л

· Масса аппарата:

двухбаллонный вариант - 19 кг

однобаллонный вариант - 11 кг

· Габариты аппарата:

двухбаллонный вариант - 700х350х180 мм

однобаллонный вариант - 700х230х180 мм

Комплект регулятора АВМ-12

Редуктор ВР-12 имеет сбалансированный мембранный механизм, что обеспечивает стабильные характеристики независимо от давления в баллоне. Пружина и диафрагма редуктора полностью изолированы от окружающей среды специальной сухой камерой, а давление окружающей среды передаётся на рабочую мембрану через жёсткий толкатель. Эти меры позволили сделать редуктор практически необмерзающим.

В редукторе ВР-12 имеется возможность регулировки установочного давления.

Стандартная комплектация редуктора ВР-12 предусматривает наличие четырех выходов среднего давления с присоединительной резьбой 3/8" и двух выходов высокого давления с присоединительной резьбой 7/16". В одном из выходов установлен предохранительный клапан для использования редуктора с противоточными легочными автоматами. По заказу из выходов низкого давления может иметь присоединительную резьбу 1/2" для присоединения шланга увеличенного диаметра типа PUSLSEAIR.

Соединение редуктора с баллоном осуществляется при помощи штуцера DIN. По заказу редуктор может оснащаться штуцером для присоединения к аппарату АВМ-5.

Легочный автомат является развитием конструкции легочного автомата аппарата АМВ-5 и имеет противоточную конструкцию.

Корпус автомата и основные детали выполнены из металла, что существенно повышает его надежность, прочность и срок службы. Также изменена конструкция и материал кнопки принудительной подачи воздуха.

В корпусе легочного автомата имеется специальный штуцер для дыхания из атмосферы, когда легочный автомат присоединен к гидрокомбинезону.

Легочный автомат выпускается в двух модификациях: "летней" с загубником и "зимней" со штуцером для присоединения к гидрокомбинезонам типа УГК.

Дыхательные характеристика регулятора соответствуют требованиям европейского стандарта EN 250.

Технические характеристики


Общие технические условия по ГОСТ Р 51364-99

Аппараты предназначены для конденсации и охлаждения парообразных, газообразных и жидких сред, применяемых в технологических процессах нефтеперерабатывающей, нефтехимической и других смежных отраслях промышленности.

Аппараты АВМ изготавливаются в двух исполнениях - горизонтальные и вертикальные. Аппарат состоит из одной трубной секции, собранной из биметаллических оребренных труб, расположенной горизонтально для аппарата горизонтального типа АВМ-Г и вертикально - для вертикального типа АВМ-В. Секции обдуваются потоком воздуха, который нагнетается осевым вентилятором.

Аппараты комплектуются электродвигателями во взрывозащитном исполнении.

Возможна комплектация аппаратов жалюзийными устройствами с ручным или с автоматическим поворотом заслонок, а также увлажнителем, подогревателем воздуха. Могут быть изготовлены аппараты с несущей конструкцией, предназначенной для установки аппаратов в районах с сейсмичностью до 9 баллов и со скоростным потоком ветра по V географическому району. Аппараты могут быть изготовлены с камерами системы рециркуляции нагретого воздуха.

Присоединительные и габаритные размеры в соответствии с ТУ26-02-1121-96.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Площадь поверхности теплообмена:
- при длине теплообменных труб 1,5 м - 105*375 м2
- при длине теплообменных труб Зм - 220*775 м2
Давление условное - 0,6; 1,6; 2,5; 4,0; 6,3
Тип электродвигателя - AHM100S4
Мощность электродвигателя - 3 кВт
Число оборотов колеса вентилятора - 1500 об/м
Количество колес вентиляторов в аппарате
- при длине теплообменных труб 1,5 м - 1 шт
- при длине теплообменных труб Зм - 2 шт
Коэффициент оребрения труб (условный) - 9; 14,6; 20
Число рядов труб в секции - 4; 6; 8
Число ходов по трубам в секции
- при числе рядов труб в секции 4 - 1:2; 4
- при числе рядов труб в секции 6 - 1;2;3;6
- при числе рядов труб в секции 8 - 1;2;4;8
Длина труб - 1,5; 3 м
Материальное исполнение секции - Б1;Б2;Б2.1;БЗ;Б4;Б5
Масса аппарата:
- при коэфициенте оребрения 9 - 1160-4210 кг
- при коэфициенте оребрения 14,6; 20 - 1130-4230 кг
Тип трубных секций - крышечный

Примечание: Материал внутренней трубы в зависимости от материального исполнения. Б1 - сталь 20; Б2.1 - 15Х5М или Х8; БЗ - 12Х18Н10Т, 08Х18Н10Т, 08Х22Н6Т; Б4-сталь 10Х17Н13М2Т; Б5 - ЛАМШ77-2-0,05.

Пример условного обозначения:

АВМ-В-9-0,6-Б1-В/4-2-1,5 УХЛ1 Аппарат малопоточный вертикального типа с коэффициентом оребрения теплообменных труб 9, условным давлением 0,6 МПа, материальным исполнением секции Б1, электродвигателем во взрывозащищенном исполнении, с числом рядов труб в секции 4, с числом ходов по трубам 2 с длинрй труб 1,5м, климатическим исполнением в соответствии с ГОСТ 15150-69.

АВМ-Г-9-0,6-Б1-В/4-2-1,5 УХЛ1 Аппарат малопоточный горизонтального типа с коэффициентом оребрения теплообменных труб 9, условным давлением 0,6 МПа, материальным исполнением секции Б1, электродвигателем во взрывозащищенном исполнении, с числом рядов труб в секции 4, с числом ходов по трубам 2, с длиной труб 1,5м, климатическим исполнением в соответствии с ГОСТ 15150-69.

Предприятия холдинга производят изделия для различных отраслей промышленности, в том числе - для судостроения и морской техники.

ШАП-Р

Воздушно-дыхательный аппарат ШАП-Р предназначен для обеспечения дыхания водолаза при выполнении им работ на глубинах до 60 м с легочной вентиляцией до 60 л/мин при работе в шланговом варианте, а также в автономном варианте и для для экстренных всплытий. Он способен работать в условиях сильных загрязнений, что позволяет вести спасательные работы, к примеру, при разливах нефти. Сегодня он уже встал на вооружение МЧС.

Все основные узлы аппарата расположены в малогабаритном ударопрочном пластиковом корпусе;
- Особая конструкция, выполненная в обтекаемой форме, позволяет работать в стесненных условиях;
- Исключает возможности зацепов и запутывания, предотвращает от любых механических повреждений;
- В аппарате предусмотрены дополнительные порты среднего давления для подключения второго легочного автомата, шланга поддува гидрокомбинезона или жилета-компенсатора плавучести, а так же пневмоинструмента;
- Особенностью так же является конструкция узла подсоединения аппарата к водолазному шлангу, которая позволяет вручную (без использования инструмента) проводить отстыковку водолазного шланга в любых условиях, в том числе: под водой, находящегося под давлением, а также при выходе из воды при низких температурах.
- Аппарат ШАП-Р может использоваться (в качестве резервного) в снаряжениях с водолазными шлемами типа Super Lite, X-Lite и др.;
- Редуктор с сухой камерой травления, а так же легочный автомат, используемые в аппарате, позволяет работать при предельно низких температурах воды и воздуха, а также в сильно загрязненной воде.


АВМ-15

Воздушно-дыхательный аппарат АВМ-15 предназначен для обеспечения дыхания водолаза при выполнении им подводно-технических, аварийно-спасательных и других видов водолазных работ в автономном и шланговом варианте, в том числе в условиях низких температур воды и воздуха, а также в загрязненных средах, в том числе с повышенным содержанием нефтепродуктов.

Аппарат работает по открытой системе дыхания (вдох из аппарата, выдох в воду).

В комплектации АВМ предусмотрены 3 вида редукторов (поршневой, мембранный с сухой камерой, поршневой с «сухой камерой травления») и 2 типа легочных автомата ЛАМ-17 (с загубником) и ЛАМ-17Р (с резьбовым штуцером для работы в гидрокомбинезонах типа УГК-3).

Аппарат обеспечивает дыхание водолаза при выполнении им водолазных работ на глубинах до 60 м с легочной вентиляцией до 60 л/мин;
- Аппарат может быть переоборудован для работы в шланговом варианте;
- Кроме сжатого воздуха может использоваться с обогащенными кислородом дыхательными газовыми смесями, что значительно повышает эффективность водолазных работ;
- Аппарат при подключении к нему второго легочного автомата обеспечивает дыхание двух водолазов одновременно;
- Отвечает требованиям ГОСТ Р 52639 и EN 250;
- В отличие от предшествующих аппаратов (АВМ-5, АВМ-7)в АВМ-15 порты высокого и среднего давления адаптированы к европейскому стандарту;
- Все узлы, входящие в состав аппарата АВМ-15 полностью взаимозаменяемы с импортными аналогами;
- В состав аппарата входит запатентованное сигнальное устройство «пузырькового» типа, сигнализирующее об израсходовании основного запаса воздуха;
- Используется на рейдовых катерах комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040.


АВМ-21 «МОРЖ»

Воздушно-дыхательный аппарат предназначен для обеспечения дыхания водолаза при выполнении им подводно-технических, аварийно-спасательных и других видов водолазных работ в автономном и шланговом вариантах, в условиях низких температур воды и воздуха, а также в загрязненных средах, в том числе с повышенным содержанием нефтепродуктов.

Использующаяся в аппарате новая технология решает проблему обмерзания легочного аппарата в экстремальных условиях холода, за счет чего акваланг может безотказно работать при температуре до -4 градусов в течение не менее двух часов. Редуктор, предназначенный для понижения давления воздуха и подачи его к легочному автомату, благодаря новой технологии, проще и надежнее аналогов и предыдущих разработок. Кроме того, беспружинная технология позволила снизить общий вес оборудования.

Аппарат работает по открытой системе дыхания (вдох из аппарата, выдох в воду);
- Узлы аппарата расположены в ударопрочном пластиковом корпусе;
- Вместимость баллонов 2*7 л;
- Рабочее давление 300 кгс/см 2 ;
- Время работы при 30 л/мин составляет 120 минут;
- Благодаря новейшему легочному автомату ЛАМ-21 аппарат работоспособен при температуре воды до -4°С.

Снаряжение СВУ-3 (рис. 21) предназначено для обеспечения дыхания и защиты тела водолаза от внешней среды при выполнении водо­лазных работ и плавании под водой на глубинах до 60 м. Снаряжение СВУ-3 относится к типу водолазного снаряжения, работающего по открытой схеме дыхания. Универсальность данного снаряжения заключается в том, что оно может быть использовано как в автономном, так и в шла­нго-вом варианте; в варианте хождения по грунту и в варианте плавания. Аппарат АВМ-5 может использоваться как с двумя воз­душными баллонами, так и с одним баллоном.

Комплектация СВУ-3

Аппарат воздушно-дыхательный АВМ-5, АВМ-12 2 компл.
Шланг водолазный ВШ-2 1 компл.
Редуктор 1 шт.
Гидрокомбинезон УГК-1 2 шт.
Галоши водолазные 1 пара
Груз нагрудный 1 шт.
Нож водолазный ВК 2 шт.
Ниппели 2 шт.
Белье водолазное 2 компл.
Техническое описание и инструкции по эксплу­атации снаряжения СВУ-3 1 экз.
Формуляр на снаряжение СВУ-3 1 экз.

Комплект дыхательного аппарата АВМ-5 предназначен:

а) для обеспечения автономного дыхания водолаза (с пода­чей воздуха из баллонов аппарата) при выполнении водолазных работ или плавании под водой на глубинах до 60 м;

б) для обеспечения дыхания водолаза путем подачи воздуха по шлангу при выполнении водолазных работ или плавании под водой на глубинах до 40 м.

Техническая характеристика аппарата АВМ-5

Рабочее давление воздуха в баллонах 150 кгс/см2
Емкость одного баллона 7 л
Давление воздуха в шланге при погружении на глубины:
до 20 м 10…25 кгс/см2
до 40 м 20…25 кгс/см2
Установочное давление редуктора аппарата 7,5…9,5 кгс/см2
Давление открытия предохранительного клапана редуктора 13…15 кгс/см2
Сопротивление дыханию при легочной вентиляции 30 л/мин, не более 50 мм вод.ст
Резервный запас воздуха:
в двухбаллонном аппарате 40…60 кгс/см2
в однобаллонном аппарате 20…40 кгс/см2
Вес аппарата 22 кг
Вес комплекта 56 кг
Габариты аппарата 670×300×150 мм
Габариты укладочного ящика 800×390×290 мм 3.2.2

Комплектность аппарата АВМ-5

В комплект аппарата АВМ-5 входят:

– аппарат АВМ-5;

– легочный автомат с загубником;

– пояс с грузами;

– очки водолазные;

– манометры высокого и низкого давления для измерения давления воздуха в баллонах и на выходе из редуктора;

– запасное дистанционное управление;

– змеевик для зарядки аппарата воздухом;

– шланг подвода воздуха от редуктора к легочному автомату;

– водолазный шланг для соединения аппарата со шлангом ВШ-2;

– панель для использования аппарата в однобаллонном ва­рианте;

– носовой зажим;

– ключи, отвертки и запасные части к аппарату;

– формуляр на комплект воздушно-дыхательного аппарата АВМ-5.

Все перечисленные части комплекта аппарата размещены в укладочном ящике.

Рис. 21. Снаряжение водолазное универсальное

Устройство аппарата АВМ-5

Аппарат состоит из следующих основных частей (рис. 22):

1. Основной баллон 4 с тройником.

2. Резервный баллон 7 с вентилями основной и резервной подачи.

3. Ниппель 10.

4. Манипулятор дистанционного управления 12 открытия вентиля резерной подачи.

5. Редуктор 8 с легочным автоматом 5 и соединительным шлангом 6.

6. Подвесная система с хомутами 1 и 3, плечевыми ремнями 9, брасовым ремнем 11, поясным ремнем с быстроразъемной застежкой 2.

7. Резиновые опоры 13. Баллон 4 и баллон 7 закреплены между собой двумя хому­тами 1,3.

В центре хомутов при помощи болтов и гаек закрепле­ны плечевые ремни 9 и брасовый ремень 11. Вторые концы пле­чевых ремней при помощи винтов прикреплены к боковым скобам хомута 1. На сферических днищах баллонов установлены рези­новые опоры 13, позволяющие ставить аппарат вертикально. К стойкам хомутов 1 и 3 прикреплено винтами дистанционное управление 12 вентиля резервной подачи. С противоположной стороны на хомутах имеются стойки для крепления водолазного шланга. Соединение тройника баллона 4 с корпусом вентилей осно­вной и резервной подачи баллона 7 осуществляется с помощью ниппеля 10 и двух накидных гаек. К выходному штуцеру корпуса вентилей основной и резервной подачи баллона 7 подсоединён с помощью накидной гайки редуктор 8.

Выходной штуцер редуктора соединен с входным штуцером легочного автомата 5 шлангом 6. Герметичность соединений узлов аппарата обеспечивается резиновыми кольцами.


Рис. 22. Воздушно-дыхательный аппарат АВМ-5:

1, 3 – хомуты; 2 – застежка; 4 – баллон с тройником; 5 – легочный автомат; 6 – шланг; 7 –баллон с вентилями основной и резервной подачи; 8 – редуктор; 9 – ремень; 10 – ниппель; 11 – брасовый ремень; 12 – дистанционное управление; 13 – опора

Схема движения воздуха при включении на дыхание в аппарат АВМ-5

После открытия вентиля основной подачи воздух из баллона 4 поступает в редуктор 8 и редуцированный до 7,5…9,5 кгс/см2 через шланг 6 поступает в полость легочного автомата 5 и да­лее на вдох. При разности давления в баллонах свыше 40…60 кгс/см2 начинается поступление воздуха из баллона 7 путем перепуска его через клапан перепуска, находящийся во входном штуцере корпуса вентилей, из баллона 7 в баллон 4.

При падении давления воздуха в баллоне 4 до 5 кгс/см2 (давление в баллоне 7 в данный момент будет равно 40…60 кгс/см2) водолаз почувствует затруднение дыхания на вдохе. После открытия с помощью дистанционного управления 12 венти­ля резервной подачи воздух из баллона 7 перепускается в баллон 4 и давление воздуха в них выравнивается. При этом нормальное дыхание водолаза восстанавливается.

Особенностью работы аппарата АВМ-5 в шланговом вариан­те является то, что вначале на дыхание водолаза используется воздух из баллона 4. После того, как давление воздуха в бал­лоне 4 станет меньше, чем давление воздуха в водолазном шланге, дыхание водолаза будет обеспечиваться воздухом, подавае­мым по шлангу, присоединенному к входному штуцеру тройника баллона 4. Воздух, находящийся в баллоне 7, является резерв­ным.

Принцип работы аппарата АВМ-5

Аппарат АВМ-5 работает на сжатом воздухе по открытой (незамкнутой) схеме дыхания и используется как в автоном­ном варианте, так и при подаче воздуха по шлангу (в систему аппарата) от внешнего источника (рис. 23).

В автономном варианте после открытия вен­тиля основной подачи клапан 11 отходит от седла, открывая проход воздуху из баллона 18 к редуктору 8, поршень 9 ко­торого под действием пружины 10 при отсутствии давления в по­лости находится в верхнем положении. Из редуктора воздух поступает в шланг 6 и далее к седлу клапана 5 легочного автомата. При закрытом седле клапана 5 давление перед ним, а также в шланге 6 и полости 7 редуктора повышается, и поршень 9 под действием давления газа перемещается в направ­лении своего седла, преодолевая усилие пружины 10. При давлении воздуха в полости 7 в пределах 5…8 кгс/см 2 поршень 9 перекроет седло редуктора, при этом дальнейшее повышение давления в полости 7 прекращается.

В момент вдоха в полости 3 легочного автомата соз­дается разрежение воздуха, под действием которого мембрана 2, прогибаясь, нажимает на рычаг 4. Последний, воздействуя на шток клапана 5, отводит одну из его сторон от седла, и воз­дух поступает на вдох.

При недостаточном поступлении воздуха на вдох разреже­ние в полости 3 легочного автомата возрастает, при этом прогиб мембраны 2 увеличивается, что ведет к повороту рычага 4 на больший угол. В этом случае рычаг не только отклоняет шток клапана 5 в сторону, но своим уступом давит на него и, сжимая пружину, отводит его от седла по всему периметру. При этом проходное сечение увеличивается, а следовательно, увеличивается подача воздуха на вдох. При вдохе давление в шланге 6 и в полости 7 редуктора падает и, соответственно, уменьшается давление на поршень 9. Последний под действием пружины 10 перемещается вверх, открывая седло редуктора.

Таким образом, поршень 9 и пружина 10 находятся в дина­мическом равновесии и обеспечивают необходимый расход возду­ха через клапан легочного автомата из полости 7 редуктора при дыхании водолаза. При выдохе воздух из легких водолаза поступает в полость 3 легочного автомата, при этом давление в указанной полос­ти увеличивается, мембрана 2 возвращается в начальное положе­ние, освобождает рычаг 4, и клапан 5 садится на седло под дей­ствием своей пружины, прекращая поступление воздуха из шла­нга 6. При этом клапан выдоха 1 открывается, и выдыхаемый воз­дух стравливается в окружающую среду, после чего давление в полости выравнивается с окружающим, и клапан выдоха 1 зак­рывается.

Для предохранения корпуса редуктора и коммуникаций от разрушения, при повышении давления, полость 7 редуктора 8 соединена с предохранительным клапаном 17.

Предохранительный клапан отрегулирован на открытие при давлении в пределах 10…15 кгс/см 2. При повышении давления в полости 7 выше указанных величин клапан открывается, и избыток воздуха стравливается в окружающую среду.

Во время дыхания водолаза воздух в первую очередь рас­ходуется из баллона 18, ибо клапан 11 под действием пружины перекрывает выход воздуха из баллона 14. При возникновении разницы давлений в баллонах свыше 40…60 кгс/см 2 клапан 11 под действием большего давления в баллоне 14 открывается и перепускает воздух в баллон 18.

Так осуществляется перепуск воздуха из баллона 14 в баллон 18. При падении давления в баллоне 14 до 40…60 кгс/см 2 клапан 11 закрывается, и перепуск воздуха из баллона 14 в бал­лон 18 прекращается. При падении давления в баллоне 18 ниже 5 кгс/см 2 сопротивление на вдохе возрастает, что свидетельст­вует о том, что для обеспечения дыхания водолаза остался только резервный запас воздуха в баллоне 14 (40…60 кгс/см 2).

Для перевода водолаза на дыхание резервным запасом воз­духа из баллона 14 водолаз должен нажать на рычаги ручки 16 и переместить ее (потянуть) вниз. При этом маховичок 13 вентиля резервной подачи поворачивается и клапан 12 отходит от седла, пропуская воздух из баллона 14 к редуктору 8 и далее по шлангу к легочному автомату, а также и в баллон 18, при этом давление в обоих баллонах выравнивается и находится в пределах 20…40 кгс/см 2. После отк­рытия вентиля резервной подачи сопротивление на вдохе умень­шается до первоначальной величины.

Особенностью использования АВМ-5 в шланговом варианте является то, что вначале воздух на дыхание поступает из бал­лона 18 аппарата, а затем от внешнего источника сжатого воздуха 21 или 22 через водо­лазный шланг 20.

Давление воздуха в шланге 20 создается в зависимости от глубины погружения водолаза: 10…25 кгс/см 2 при погружении на глубину до 20 м или 20…25 кгс/см 2 при погружении на глу­бину до 40 м. Воздух под этим давлением по шлангу 20 посту­пает под обратный клапан 19 баллона 18. Клапан 19 под дейст­вием большого давления в баллоне 18 (в начале водолазного спуска) закрыт, т. к. давление в баллонах 150 кгс/см 2, и воздух на дыхание при открытом вентиле основной подачи пос­тупает из баллона 18. Как только давление в этом баллоне ста­нет несколько ниже давления в шланге, клапан 19 открывается, и воздух на дыхание будет поступать по шлангу 20 от внешнего источника.

Время работы в аппарате при автономном обеспечении дыхания указано в табл. 19.

Таблица 19

ПРИМЕЧАНИЕ. При погружении на глубины более 12 м для расчета времени пребывания водолаза под водой необходимо в каждом отдельном случае учитывать время декомпрессии в соответствии с «Таблицей режимов декомпрессии водолазов» (приложение к Правилам водолазной службы).


Рис. 23. Принципиальная схема работы аппарата АВМ-5

1, 5, 9, 11, 12, 17, 19 – клапаны; 2 – мембрана; 3 – полость легочного автомата; 4 – рычаг; 6, 20 – шланги; 7 – полость редуктора; 8 – редуктор; 10 – пружина; 13 – маховик вентиля резервной подачи; 14,18 – баллоны; 15 – трос; 16 – ручка тяги резервной подачи; 21 – транспортный баллон; 22 – воздухораспределительный щит

Осмотры СВУ

Для поддержания снаряжения СВУ-3 в готовности предусмотрены полная и неполная проверка. Полная проверка снаряжения СВУ производится ежегодно, при получении со склада, после ремонта и перед выходом корабля на боевую службу. Неполная проверка проводится раз в месяц и перед использованием снаряжения. Результаты полной проверки заносятся в формуляр снаряжения.

При полной проверке производятся:

– проверка комплектности снаряжения;

– внешний осмотр аппаратов АВМ-5 и гидрокомбинезонов УГК-1;

– рабочая проверка аппаратов АВМ-5;

– промывка узлов аппаратов АВМ-5.

При неполной проверке аппарата АВМ-5 необходимо:

1. Внешний осмотр.

2. Замер рабочего давления.

Определить величину давления воздуха в баллонах (130…150 кгс/см 2);

3. Замер установочного давления редуктора.

Определить величину установочного давления в камере редуктора (7,5…9,5 кгс/см 2);

4. Проверка исправности легочного автомата.

Проверка отсутствия залипания клапанов выдоха. Исправность клапана подачи воздуха. Герметичность полостей легочного автомата (мембраны, клапанов выдоха). Проверка легочного автомата на сопротивление дыханию.

5. Проверка герметичности аппарата.

Гидрокомбинезоны проверяются наружным ос­мотром, при этом обращается внимание на целостность ткани, нет ли больших потертостей, отклеивающихся усилительных ленточек. Проверяется исправность предохранитель­ного и лепесткового клапанов, аппендикса, рукавиц, застежки «молния» и наличие жгута. Обращается внимание на исправность шлема и монтажа телефонной гарнитуры, а также на надежность присоединения ниппеля и полумаски к шлему или маске.