Встречайте каждый новый день с улыбкой. Интервью с поэтом Владиславой Рукавишниковой. Подготовка к сочинению-интервью с поэтом серебряного века

Беседу вела Наталья Топоркова

— В каком возрасте Вы написали свое первое стихотворение?

— В детском саду. В каком возрасте, точно не знаю. Помню, лет в пять придумывала какие-то частушки, например, про мальчика, который мне нравился. В шесть завела тетрадочку, куда записывала свои стихи, она до сих пор хранится дома. Те стихи, конечно, отвечали моему возрасту.

Баба Люда купила мне киску.

Назвали мы киску Алиска.

Потом оказалось, что кот это был.

Кота звали Пуся, гостей он намыл.

Вот так я в шесть лет описала реальный случай, произошедший в моей семье. Иногда описывать было особо нечего, и тогда я просто писала что-нибудь, какие-то рифмованные глупости. Просто потому, что писать хотелось.

Потом, уже в начальной школе, на литературе нам постоянно задавали писать стихи на разные темы. Кому-то помогали родители. Я справлялась сама, и обычно учительница была довольна моими работами. А со стихами о нашем городе, я, кажется, даже участвовала в каком-то конкурсе.

— Как Ваши близкие относятся к Вашему творчеству, к поэтическому бытию?

— Мама всегда меня поддерживает. Считает, что у меня есть способности, убеждает участвовать в конкурсах. Она уже привыкла, что я могу внезапно вскочить с постели посреди ночи и убежать писать стихи, если мне в голову неожиданно пришли какие-то строчки. Наверное, со стороны это может выглядеть немного странно... А однажды я позвонила ей в Тольятти и попросила записать крутившееся в голове четверостишие, потому что у меня такой возможности не было.

Больше никто из родственников с моими стихами не знаком. Отец знает, что я пишу, но вряд ли что-то читал. Одна из бабушек однажды просила почитать мои стихи, но они были слишком личными, и я отказала.

Друзья читают мои стихи и хорошо о них отзываются. Хотя одна из моих подруг очень сердится из-за того, что мои стихи слишком грустные, и постоянно требует написать что-нибудь весёлое. Моя любимая школьная учительница тоже говорила что-то похожее. Чтобы объяснить ей, почему я всегда пишу о печальных вещах, я написала это стихотворение:

Я не умею весело писать,

Моё перо наполнено слезами.

Не нужно у меня в строках искать

Тех слов, что исцеляют от печали.

Они прекрасны, но не для меня,

Моя душа с покоем незнакома.

Всегда была в смятении она,

Ни разу не нашла покой искомый.

Быть может, часто ранили её

Для лет моих шестнадцати коротких.

Быть может, это сердце всё моё

Оставило следы мечтаний кротких.

В моих строках все слёзы и вся боль,

Которые с рождения копились.

Я знаю, здесь и то сыграло роль,

Что много раз мечты мои разбились.

В моих строках растаявших надежд

Вы сможете немало отыскать,

В них боль любви предстанет без одежд.

Я не умею весело писать…

Это, конечно, проблема для моей мамы. Мои стихи ей по большей части нравятся, но ей, наверное, иногда сложно их читать. Любой матери хочется знать, что её ребёнок счастлив, а не читать про то, как ему больно. Я маме как-то давала послушать отрывок из книги Анны Ривелотэ:

«Бывает и так. Родишь ребёнка, а он поэт. Ты его кормишь грудью, на руках носишь в туалет, когда у него жар, тратишь на него все деньги и всё свободное время. Мечтаешь, что будет у него школа с золотой медалью, работа интересная, красивый автомобиль, весёлая свадьба, трое детишек и собака. А он вырастает поэтом, и всё у него плохо. И он пьёт горькую и пишет грустные стихи, а тебе уже шестьдесят, и ты уже отдал ему всё, что у тебя было, и больше у тебя ничего нет. А он пишет и пишет, а ты читаешь и плачешь».

Мама сказала, что это очень актуально.

— Что Вас вдохновляет?

— Наверное, это прозвучит банально, но, в первую очередь, меня вдохновляет жизнь. Эмоции, которые я испытываю. Любовь. Близкие люди. Творчество любимых поэтов, писателей, музыкантов. Например, прочитав роман Марики Ми «Выдумщики», я написала стихотворение от лица главной героини. А недавно я побывала на концерте Канцлера Ги. Это было настолько невероятно, что вскоре я написала стихотворение «Канцлеру Ги» о том, насколько восхищаюсь его творчеством.

— Какое место творчество занимает в Вашей жизни?

— Для меня стихи — это прежде всего способ выразить свои чувства и одновременно попытка донести их до конкретных людей. В основном, конечно, это выкрик в пустоту — я очень долго писала в стол, максимум — участвовала в нескольких конкурсах. Поэтому люди, к которым я обращалась, конечно, не могли ничего об этом знать. Но даже сейчас, когда я стала публиковать стихи в интернете, я почти уверена, что они не дойдут до адресатов. Хотя я и сама не знаю, нужно ли мне, чтобы они дошли.

Мои чувства опять на бумагу ложатся фразами...

Я кричала б, но крики стихов моих точно тише.

Я всегда говорю слова, что должны быть сказаны...

И неважно, что ты далеко и меня не слышишь.

Я пишу, потому что не могу не писать. Это мой способ общения с миром.

— Расскажите, пожалуйста, как Вы пишете? Как проходит процесс. Интересно, есть такие слова, образы, рифмы, которые никогда не приживутся в Вашем творчестве?

— На самом деле, нет никакого чёткого алгоритма. Может внезапно прийти вдохновение, может придуматься удачная строчка или несколько. Может быть, просто скучно и нечем заняться. Может просто прийти желание «попробовать что-нибудь написать».

Процесс написания стихов тоже всегда разный. Я могу написать стихотворение за пять минут, а могу застрять и закончить его через много месяцев. Стихотворение «Я вышла к тебе за ворота» я закончила через три или четыре года после того, как начала.

Не думаю, что есть такие слова, образы и рифмы. Я не люблю зарекаться, ведь никогда не знаешь, что будет завтра. Даже каким человеком ты будешь завтра, неизвестно. Всегда может произойти что-то, что заставит тебя пересмотреть свои взгляды на жизнь или начать писать на темы, о которых ты никогда не задумывался.

— Я очень люблю цикл стихотворений «Двадцать первая осень». Это мои самые последние стихотворения, и в плане техники они заметно превосходят всё, что я писала ранее. Кроме того, сейчас этот цикл наиболее близок мне по душевному состоянию. «Двадцать первая осень» ещё не закончена. Сейчас дописано более пятидесяти стихотворений этого цикла, но у меня много заготовок для будущих стихов.

Мне очень трудно выбрать одно любимое стихотворение. Обычно, пусть и на короткий срок, любимым становится одно из последних стихотворений. Сейчас, например, одно из моих любимых стихотворений вот это:

Может, однажды ко мне ты придёшь... А вдруг?

Хватит ли сил прошептать: «Убирайся прочь»?

Если тебя ожидает девятый круг,

Я сомневаюсь, что чем-то могу помочь.

Ты не подумай - я тоже не мечу в рай.

Знаю сама, что не меньше других грешу.

Сколько бумагу строчками ни марай,

Ценность моя не равняется и грошу.

Впрочем, тебе, как обычно, на дур везёт...

Или таких среди любящих большинство?

Если попросишь, то рядом я вмёрзну в лёд.

Я не хочу оставлять тебя одного.

Что же до стихов, которые я считаю любимыми на протяжении долгого времени... Наверное, к таким можно отнести «Помню» и «Мне без тебя, ты знаешь, смотреть в окно...»

— Можно ли научиться писать стихи? Существует ли какая-нибудь особая техника?

— Смотря что понимать под словосочетанием «писать стихи». Можно научить человека рифмовать слова, но он вряд ли будет что-то сочинять, если у него нет такой потребности. А того, у кого такая потребность есть, можно научить писать лучше. Например, не сбиваться в размере, подбирать небанальные рифмы. В интернете есть упражнения для поэтов. Мне кажется, они могут быть полезны. И, конечно, нужно читать как можно больше хороших стихов как классиков, так и современников.

— Кто является Вашим любимым поэтом?

— Я очень люблю стихотворения Цветаевой, Ахмадулиной, Петровых, Лермонтова и Пушкина. Но мой самый любимый поэт, безусловно, Анна Ахматова. Её стихотворения мне посоветовала прочитать моя любимая учительница литературы Ирина Анатольевна Азарова, которая преподавала у меня, когда я училась в десятом классе. С тех пор, как я увлеклась творчеством Ахматовой, я стала писать лучше и больше. До этого я писала редко, а мои стихи были довольно примитивны по форме. Узнав, что я пишу стихи, Ирина Анатольевна попросила их посмотреть. Она отметила те, которые показались ей неплохими, подчеркнула удачные и неудачные моменты, дала несколько советов по написанию стихов. И посоветовала почитать Ахматову. Я очень благодарна Ирине Анатольевне за это. Если бы не она, сейчас всё наверняка было бы иначе.

— Есть ли поэты, которые на вас повлияли?

— В моих ранних стихах очень заметно влияние Ахматовой. Если посмотреть на мой первый цикл стихов «Одинокая перчатка», который я писала в пятнадцать-шестнадцать лет, то это бросится в глаза. Те стихи, конечно, были простенькими, детскими и наивными, но влияние Ахматовой там очевидно. Вот, например, в этих стихотворениях:

Вальс

Разбила чашку, задрожали руки,

И пальцы отчего-то все в крови.

Но до сих пор я помню эти звуки,

Стеснившие дыхание в груди.

Играли вальс так тихо и печально,

Плыла по зале музыки волна,

А мы с тобой, влюбившись, танцевали,

И нежностью душа была полна.

Расстались мы под те же вальса звуки,

И не было мелодии грустней.

Навеки мы в тот миг разжали руки

В блистании сверкающих огней.

Ещё вчера глаза мои сияли,

Сегодня заблестела в них слеза.

И, бегая по клавишам, играли

Всё те же вальсы пальцы дотемна.

Небо печально нахмурилось,

Я побледнела сильней.

В нашу минуту прощания,

В небо, спугнув голубей,

Руки сжимала холодные,

Губы кусала с тоской.

Молча в минуту прощания

Рядом стояла с тобой.

Слабость в коленях почувствовав,

Я пошатнулась слегка.

Боже, зачем так заботливо

Руку держала рука?

Вмиг на скамью опустилась я,

Нежно меня ты обнял.

Боже, я всё отдала бы!

Только бы не отпускал...

Но и сейчас Ахматова на меня влияет. Например, отсылка к Ахматовой очевидна в стихотворении «Пятое время года».

Пятое время года пришлось на осень.

Жёлтые листья тонули в зеркальных лужах...

Ты, как и прежде, порою бывал несносен,

Только вдруг стал мне сильнее, чем воздух, нужен.

Пятое время года казалось тёплым

Ты согревал меня первые две недели.

Нервный сентябрьский дождь колотил по стёклам...

Я улыбалась, и ярко глаза горели.

Пятое время года меня убило

Стужа пришла на два месяца раньше срока.

Ты пожалел ли об этом хоть раз, мой милый?

И осознал ли, что ты поступил жестоко?

— Кто такой современный поэт?

— Наверное, это самый сложный вопрос во всём интервью. Логично сказать, что это наш современник; поэт, который пишет в настоящее время. Но в наше время параллельно творят представители нескольких поколений, и их творчество, конечно, очень разное. Пожалуй, чтобы подробно осветить этот вопрос, нужно писать научную работу...

— Большое внимание в своем творчестве Вы уделяете любовной лирике. Вы посвящаете свои стихи конкретным людям?

— Я очень типичная девочка, которой больше всего интересно писать про любовь. А так как вдохновляюсь я чаще всего своими эмоциями, то и пишу о себе и своих чувствах. И, конечно, о конкретных людях. Общие знакомые наверняка узнали бы их по моим стихам. Деталей, указывающих на этих людей, в моих стихах всегда слишком много.

Мы знакомы с тобой ровно год,

Но не встретимся больше, пожалуй.

Что знакомство мне боль принесёт,

Я, увы, слишком поздно узнала.

А потом я надеялась - вдруг

Я исправить хоть что-то сумею...

Вновь потерянно пялюсь в нетбук -

Отчего я не стала черствее?

Отчего и на фото твой взгляд

Сердце биться быстрей заставляет?

Раны старые слишком болят,

И когда зарастут - я не знаю.

Чуда жду. Может быть, я проснусь

Как-то утром - и стану свободной.

Это стало мечтой. Боже, пусть

Так Всевышнему будет угодно.

У меня есть любовная лирика, никому конкретному не адресованная, но её мало. Штук шесть стихотворений наберётся, наверное... Например, «Я вышла к тебе за ворота...»

Я вышла к тебе за ворота,

На плечи накинув платок.

Ты мне обещал тогда что-то,

Даря на прощанье цветок.

Смеялся: «Бледна ты сегодня.

Утопленниц даже бледней».

А я неотрывно смотрела

На проседь пшеничных полей.

Как призрак ты был в лунном свете,

Бил землю копытом твой конь.

Тебе ничего не ответив,

На грудь положила ладонь.

Был так поцелуй наш недолог,

А губы твои так сухи...

О, сколько же в сердце иголок,

Как кара за наши грехи.

Ты сжал меня крепко, до боли.

Сказал: «Не печалься. Вернусь».

И я притворилась, что верю,

Хоть знала тебя наизусть.

Волос твоих запах я помню,

И странно так пахнет чабрец...

Мой милый, я ночью той тёмной

Уж знала, что это конец.

Если честно, я очень надеюсь, что это возрастное. Бесконечная эксплуатация одной и той же темы попахивает творческим бессилием. Но пока что я чаще всего пишу именно любовную лирику. Нередко к ней сводится что-то иное. Месяц назад я писала для конкурса стихотворение на тему «Только бы не было войны», но в результате всё равно получилось про любовь. Позволю себе процитировать Стефанию Данилову:

Всё. Собралась! Пишу о вечном,

Душою строчки не темня!..

А получилось вновь, конечно,

Как он был отнят у меня.

Вот и у меня всегда выходит что-то подобное.

— Говорят, что творчество открывает любые двери, даже к сердцу. Согласны ли Вы с этим утверждением?

— Наверное, да. Хотя самой мне это пока что не удавалось. Не каждое сердце суждено открыть именно нам. Мы можем просто быть неподходящим ключом.

Если ты солнце

Если ты солнце, наверное, я Плутон.

Сердце моё весит пару десятков тонн

Я третий месяц живу без твоей заботы.

Если ты дверь, вряд ли я подходящий ключ.

Сколько ни бейся, усилия все напрасны.

Если ты солнце, один подари мне луч.

Как ни борюсь, всё равно без него погасну.

— Расскажите об истории создания стихотворения «Вопреки».

— Если говорить об истории создания, то она самая необычная в моей биографии. Это стихотворение я написала в июле 2010 года, когда приехала поступать в институт. Была ночь, я легла спать, и неожиданно в моей голове само собой сложилось первое четверостишие. Какое-то время я пыталась не обращать внимания, но в итоге села писать. Стихотворение написалось очень легко, будто мне его диктовали. Всё это было странно: я уже какое-то время не писала, да и вдохновляла меня только влюблённость, которой в то время не было. За лето я больше ничего не написала, кстати. А это стихотворение возникло по непонятным причинам, и что самое странное — оно было намного более зрелым, чем то, что я обычно писала в свои семнадцать. Даже более зрелым, чем многие стихи после. Мне кажется, когда я написала «Вопреки», я ещё не доросла до того, чтобы понять его. Как это ни парадоксально. Когда я об этом думаю, мне начинает казаться, что тут не обошлось без вмешательства высших сил. Мне действительно будто надиктовали это стихотворение. А что ещё удивительно, спустя три с половиной года оно сбылось почти на сто процентов. От этого даже становится немного жутко...

Вопреки

Ты побудешь со мной

Ещё десять минут?

Всё равно с твоих губ

Мои губы сотрут.

Всё равно по глазам

Прочитаю - чужой.

Всё равно - не судьба,

Всё равно - ты с другой.

Всё равно мы с тобой -

Словно север и юг.

Всё равно - что ты враг,

Но в объятиях вдруг.

И забудь обо мне.

Обещаю - вовек -

Не являться во сне.

Всё равно с твоих губ

Мои губы сотрут.

Ты побудешь со мной

Ещё десять минут?

— Выступаете ли вы со своими стихами перед публикой?

— Серьёзных выступлений у меня никогда не было. А так, однажды читала стихи на «литературном вечере» в школе. Который на самом деле был чем-то вроде поэтического чаепития на уроке литературы... И ещё один раз — после какого-то конкурса, там присутствовало человек десять максимум. Но я бы с удовольствием попробовала где-то выступить.

— Чем Вы еще увлекаетесь кроме поэзии?

— Я очень люблю петь, если бы могла — пела бы всё время, но окружающие этого не вынесут. И точно захотят меня побить. У меня неплохой голос, но, естественно, никто бы не хотел слушать его минимум по пятнадцать минут беспрерывно. Поэтому я очень люблю, когда никого нет дома — можно петь громко, долго и хоть десять раз подряд одно и то же. Мне не надоедает, как ни странно.

Ещё я пробовала писать прозу, но усидчивости пока не хватает. Надеюсь всё-таки преодолеть это препятствие.

— Чего бы Вы хотели достичь в своем творчестве?

— Я бы очень хотела писать лучше, чем сейчас. Всё-таки пока что я начинающий автор, и мне многому нужно научиться. Я очень хочу освоить различные формы стихотворений — белый стих, верлибр, сонет, рондо и так далее. Хочу научиться писать рифмованную прозу. А ещё мечтаю написать венок сонетов.

И, конечно, мне хочется уйти от постоянной любовной лирики, расширить круг тем, на которые я пишу.

— Не могу сказать, что очень хорошо знакома с творчеством современных авторов, их сейчас очень много. Я гораздо лучше знаю сетевых поэтов, чем тех, кто получал какие-то престижные премии вроде «Дебюта». Сейчас в интернете можно найти очень много хороших стихотворений. Я почти каждую неделю открываю для себя нового интересного поэта. Люблю творчество Саши Бес(t), Веры Полозковой, Али Кудряшёвой. Мне близки многие стихи Виктории Миловидовой, Златенции Золотовой, Арчета, Стефании Даниловой, Анны Кулик. А ещё я с удовольствием смотрю шоу о молодых поэтах «Бабушка Пушкина». Так я познакомилась с творчеством Михаила Кедреновского, Егора Труфанова, Арс-Пегаса, Юлии Экономовой, Марии Маленко, Марьи Куприяновой, Алексея Федяева и многих других интересных поэтов. Среди моих знакомых есть очень талантливые поэты — Анастасия Александровна Соломонова (так же известная как Стасси), Лина Ковалевская, Татьяна Жучкова (она же EshuLee), Алёна Шурманова.

— Как Вы считаете, творчество кого из сегодняшних поэтов дети спустя время будут изучать в школе?

— Ответ на этот вопрос мне интересен не меньше вашего. Я читала столько прекрасных стихов, что просто теряюсь, когда задумываюсь об этом. Веру Полозкову мы изучали в институте, так что вполне вероятно, что её стихи попадут в школьную программу. А чьи ещё — время покажет, достойных много.

Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

— Я бы хотела пожелать читателям обрести себя и близких людей, найти свой путь. Жить в гармонии с миром и с собой, всегда сохранять свет в душе. Проявлять как можно больше понимания к окружающим людям, не осуждать других. Ставить себе цели и добиваться их. Никогда не опускать руки, верить в себя и в людей. И, конечно, любить и быть любимыми.

Встречайте каждый новый день с улыбкой и никогда не сомневайтесь, что счастье постучит в вашу дверь!

  • дать учащимся представление о сочинении-интервью;
  • совершенствовать навыки создания собственных текстов;
  • развивать творческие способности школьников.

Оборудование: “Словарь русского языка” С. И. Ожегова, памятка “Правильное построение беседы”.

Ход урока.

1. Актуализация прежних знаний.

Слово учителя.

Вы уже знакомы со словом интервью. Что значит “интервью”?

Интервью английского происхождения. В словаре С. И. Ожегова можно найти следующие значения этого слова: 1) жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам; 2) в социологических опросах – беседа исследователя по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат материалом для обобщений. Следовательно, интервью – беседа, предназначенная для опубликования в прессе или к передаче по радио.

В интервью необходимо указать 1) с кем ведется беседа, 2) что является целью беседы (мнение деятелей по вопросам политики, техники, культуры, искусства, литературы и т.д.).

Интервью – это совместное творчество журналиста и человека, с которым велась беседа. Журналист должен быть высококультурным, знающим. Поэтому к интервью нужно подготовиться:

  • подготовиться с литературой по проблеме;
  • проконсультироваться у специалистов в этой области;
  • составить предварительный перечень вопросов;
  • определить, в каком виде желательно написать интервью.

2. Формирование новых понятий и способов действия.

Познакомимся с видами интервью.

Интервью-монолог: избранному для беседы человеку задается вопрос, и он подробно отвечает на него.

Интервью-диалог: беседа в вопросах и ответах.

Коллективное интервью дает представление о мнении нескольких людей по какому-то вопросу. Такая беседа выливается в совещание или встречу.

Самоинтервью – редкий вид интервью, когда пишущий сам задает вопросы и сам на них отвечает.

Анкета – массовый вид интервью. Желая узнать мнение большой группы людей по какой-нибудь проблеме, редакция печатает вопросник и рассылает его. Получив ответы, она анализирует их и публикует выводы.

Интервью-зарисовка, в котором журналист не только задает вопросы, но и высказывает свое мнение по поводу темы, рассказывает об обстановке и в течение беседы комментирует её, сообщает о своем впечатлении.

Интервью печатается в газете, журнале, передается по радио и телевидению с разными целями:

  • сообщить об очередных задачах;
  • рассказать о творческих успехах и достижениях ученых, писателей, артистов, новаторов производства;
  • информировать о предстоящем событии или сообщить подробности происшедшего события;
  • разъяснить подробно факт, уже известный читателю или слушателю;
  • узнать мнение политического, государственного, общественного деятеля по какому-нибудь вопросу.

Интервьюирование – проведение беседы, опрос кого-либо с целью опубликования полученных сведений.

Вопрос к классу. У кого можно взять интервью?

Ответ учеников. Интервью можно взять у своего одноклассника, у автора произведения, у неодушевленного предмета. В прошлом году мы уже беседовали с капелькой, снежинкой, цветочком.

Учитель читает образцы сочинений. (Образцы взяты из книги Скиргайло Т.О. “Сочинение-интервью: Элективный курс развития речи: Программа. Тематическое планирование”, Москва, 2006)

Интервью с росинкой.

Милая росинка, ты так блестишь на солнце! Откуда ты взялась?

Родилась я утром, на рассвете. И век мой недолог.

Почему ты так мало живёшь?

Проснётся тёплое солнышко, направит теплые лучики на землю, цветочки, зелёные лепестки, согреет их, и я превращусь в пар.

А когда можно с тобой ещё встретиться?

Приходи на это место завтра утром. Я тебя буду ждать. Ты мне очень понравился.

Чем я тебе приглянулся?

Никто до этого меня не замечал, со мной не говорил. А ты обратил на меня внимание, нашёл во мне собеседника, спасибо тебе.

Интервью с радугой.

Здравствуй, радуга. Почему ты появляешься только после дождя?

Дождь смывает всю пыль на небе, светлее становятся облака, я становлюсь ярче, заметнее.

Почему ты такая красивая?

У меня семь цветов, используя которые каждый художник создает свои шедевры.

Почему тебя называют ещё радугой-дугой?

Как ты знаешь, земля круглая. Я прокладываю свой путь с одной точки, например со стороны реки Волги, и бегу к тёмно-синему лесу. Вот и получается дуга. Прямой линии не получается: расспроси об этом учителя географии.

Спасибо. Я хочу узнать о тебе побольше и найду интересные сведения в энциклопедиях. А после другого дождя мы с тобой ещё поговорим.

Я буду ждать тебя. До встречи.

3. Формирование умений и навыков.

Как строить беседу?

Ученики отвечают.

Сначала нужно понять, почему ты заинтересовался именно этим человеком? Что ты о нём знаешь.

О чем его нужно спросить? О чем нельзя?

Каким временем для беседы он располагает?

Вопрос не должен быть очень длинным, многословным.

Нужно обратить внимание на начало и конец беседы.

Вопрос должен быть корректным.

Не нужно давить на собеседника. На первом плане должен быть собеседник.

Учитель раздает памятки “Правила построения беседы”.

(Учитель читает и комментирует).

Правила построения беседы.

Чтобы правильно составить вопросы к собеседнику, у которого ты будешь брать интервью, необходимо знать правила, по которым строится беседа. Приведём их.

1) В самом вопросе должен заключаться элемент знания обсуждаемой проблемы. Вряд ли уместно начать беседу с безликого вопроса “Как идут дела?”. Такой вопрос повлечет за собой столь же безликий, бессодержательный ответ: “Нормально”. Эффективнее начать беседу, например, так: “Мы знаем, что в течение трёх последних лет ваша школа занимает призовые места по всем видам спорта. В соседней школе, хотя условия одинаковые, значимых успехов нет. В чём секрет ваших успехов?”. Такая постановка вопроса, несомненно, поможет собеседнику активнее включиться в разговор.

2) Создать психологически благоприятные условия для собеседника. Создание таких условий означает не только снятие внешних помех общения. Прежде всего журналист должен учитывать состояние души человека, которого он расспрашивает. Психологическая комфортность означает создание условий, при которых собеседник ярче и полнее выявит человеческую сущность, сделает это естественно и непринуждённо.

3) Проявить прямо или косвенно выраженный интерес к личности собеседника, интерес не только к его официальному статусу, общественному положению, социальной роли, но и к его индивидуальности, характеру.

4) Создать установку на двусторонность общения. Уметь не только говорить, но и слушать. Умение слушать – не прирожденный дар, а следствие высокоразвитого интеллекта, культуры чувства. Диалог – разговор двоих, и нить его должен держать в руках интервьюер.

5) Ориентировать разговор на тему, наиболее значимую для собеседника, на позитивные мотивы его деятельности.

6) Умело использовать вопросы разного типа: открытые и закрытые, основные и неосновные, зондирующие и наводящие, нейтральные и подсказывающие. За многообразием вопросов скрывается многообразие отношений, складывающихся во время беседы.

О чём хотелось бы поговорить с поэтами Серебряного века?

Ребята отвечают.

Помните: нужно знать биографию и творчество поэта, литературную критику о нём.

4. Индивидуальные самостоятельные задания на дом.

Подумать, у какого поэта Серебряного века вам хотелось бы взять интервью. Какие вопросы вы бы ему задали. Подготовиться к сочинению-интервью с поэтом Серебряного века. Продумайте вступление и концовку сочинения-интервью.

На следующем уроке ребята писали сочинение-интервью с поэтом Серебряного века. Вот одна из работ.

ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ – АНДРЕЙ БЕЛЫЙ.

“Мне вечность - родственна”,- говорил он о себе. Он - великий поэт, философ, учёный, прозаик, критик, математик, мистик. Он - истинный гений. Он - Андрей Белый! Его творчество - это целый мир, мир восторженный, наполненный яркими красками, проникнутый верой, любовью, мечтой. К сожалению, этого поистине великого человека нет рядом с нами: спустя два месяца после нашей беседы с ним он скончался. Это произошло 8 января. Это интервью с поэтом можно назвать предсмертным...

Итак, 1 ноября 1933 года. Издательство газеты “Русский вестник”. Я - корреспондент этой газеты, известный Вам, читатель, больше как Ф. Г.

Ф.Г. Борис Николаевич, почему Вы выбрали именно этот псевдоним -Андрей Белый?

Белый. На самом деле, взять псевдоним была не моя идея, а идея Михаила Соловьёва, младшего брата Владимира Соловьёва. Белый, по его мнению, - это священный, утешительный цвет, представляющий собой гармоничное сочетание всех цветов. Это любимый цвет Владимира Соловьёва. Я согласился, ведь необходимо было скрыть мой первый литературный опыт от отца.

Ф.Г. Ваш отец Николай Васильевич хотел, чтобы Вы стали великим учёным?

Белый. Да,разумеется! Он с детства пытался привить мне любовь к точным наукам: математике, химии, истории. Именно он и повлиял на моё поступление в
Московский Государственный университет.
Ф.Г. Выучились весьма неплохо. Ведь на Вас подавали большие надежды как на учёного. Не так ли?
Белый. Университет я, действительно, закончил неплохо. После начал научную деятельность, но вскоре я понял, что моё призвание – литература.

Ф.Г. А когда Вы окончательно определились с тем, что станете поэтом? Кто-то повлиял на выбор Вашей профессии?

Белый. Я понял, что мне необходимо творить, после выхода моей первой “симфонии” - “Северная”. Если честно, я тогда сам толком не знал, что такое симфония. По моему мнению, “симфонии” мои были больше похожи на сонаты. А любовь к искусству мне передалась от матери. Она была очень чутким, мягким человеком.

Ф.Г. Вы создатель знаменитого кружка “аргонавтов”, исповедавшего идеи символизма как религиозного творчества. Можно ли сказать, исходя из этого, что Вы последователь Дмитрия Сергеевича Мережковского?

Белый. Скорее да, чем нет! В моей поэзии много религиозных мотивов. Вообще тесно переплетаются темы судьбы, жизни, смерти. Кроме того, я много печатался в журналах, которые выходили под руководством петербургского крыла символистов. Немало стихотворений выпускались в журнале “Новый путь”, издателем которого был Дмитрий Сергеевич.

Ф.Г. Борис Николаевич, можно личный вопрос?

Белый. Если смогу, обязательно отвечу.

Ф.Г. Спасибо. Не секрет, что Вы вели долгую переписку с Блоком. Между вами была долгая дружба, которая переросла во вражду. И причиной этому была женщина.

Белый. О Любови Блок у меня остались самые трепетные воспоминания. Конечно, из-за этой драмы меня не раз посещали мысли о самоубийстве. Но в моей поэзии появилась тема платонической любви, которая понравилась читателю.

Ф.Г. Вы хотите сказать, что утешение нашли в поэзии?

Белый. Безусловно. Именно поэзия, творчество, работа отвлекли меня от этой драмы. Я вскоре после этого случая уехал за границу. Затем познакомился с замечательной женщиной А. Тургеневой. Именно с ней я путешествовал по Европе, Африке...

Ф.Г. Вместе с ней Вы пережили период ученичества у Рудольфа Штейнера?

Белый. Да. Даже после разрыва с его учением я душой был с Антропософским обществом. Я долгое время жил в Дорнахе, даже участвовал строительстве храма “Гётенаум”

Ф.Г. Разрыв со Штейнером совпал с вашим расставанием с Тургеневой. Как Вы это пережили?

Белый. Я почти на два года уехал в Берлин. Два этих разрыва едва не случились для меня причиной душевного срыва.

Ф. Г. Что помогло не опустить руки в такой ситуации?

Белый. Конечно, поэзия, литература. Именно эти годы я считаю самыми результативными.

Ф.Г. Ваш роман “Петербург” признан самым лучшим Вашим произведением. Расскажите о создании романа.

Белый. В годы работы над “Петербургом” я был словно охвачен идеей самовоспитания. И своеобразным стимулом для меня тогда был Рудольф Штейнер.

Ф.Г. Скажите, что для Вас поэзия.

Бёлый. Звук превращается в фигуру и образ, красота - в чувство, движение - в мысль!

Ф.Г. Вот, что значит гений!!! Борис Николаевич, маленькая просьба.

Белый. Слушаю...

Ф.Г. Я очень много читала Ваши стихотворения, но никогда не слышала хотя бы одно в Вашем исполнении. Прочитайте, пожалуйста, то стихотворение, которое, по вашему мнению, раскрывает Андрея Белого как поэта.

Мои слова - жемчужный водомёт
Средь лунных снов,
Бесцельный, но вспененный, -
Капризной птицы лёт,
Туманом занесенный.
Мои мечты - вздыхающий обман,
Ледник застывших слез,
Зарёй горящий
Безумный великан,
На карликов смотрящий.

Ф.Г. Метко! Благодарю. Борис Николаевич, спасибо за беседу.

Андрей Белый сыграл исключительную роль в русской литературе: он был одним из главных теоретиков, критиков, поэтов, прозаиков, живших в своём измерении. “ Время в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами!” - говорил о нём М. Чехов. Ведь Белый был поистине великим мыслителем!


Интервью с Ксаной Василенко и подборка стихотворений. Взял интервью и сделал подборку baken.


Писать о поэте Ксане Василенко несколько сложнее, чем её же читать. Сама Ксана пишет очень просто, и пусть вас не обманывает, что на аватаре она блондинка. Чем тоньше слой клетчатки, заботливо укрывающей ваши нервы, тем понятней Ксана. У самой у ней, судя по всему, "наружная проводка", т.е. нервы вообще сверху. А как ещё могут получится эти слова, строки, стихи? Можно только позавидовать такой поэтической "анатомии": сиди да пиши, что чувствуешь. Наверняка получится остро, пронзительно (ведь то, что у Ксаны снаружи, у нас внутри, под кожей - это надо пронзать). Конечно, при условии сохранения силы импульса. Дело в том, что Ксана уникально "сверхпроводима". Свои ощущения жизни она передаёт без потерь. Я догадываюсь о первоисточнике этого умения: честность. Ксана воинствующе честна сама перед собой. От простецкого "а здесь я не уверена, помогите" до спокойного конфликта с заботливыми друзьями по поводу отдельных строк.
А ещё - просто мудрость. Кажется, врождённая.
Говорить о языковых особенностях Ксаниных стихов - это входить в густые филологические дебри. Я их подзабыл, а Ксана просто не любит. Да и зачем нам знать все эти формулы -гетиков, -лептиков, -оидов, если мы ими нормально и даже лучше живём.
Ксана Василенко - современный русский поэт. Читайте, любите-жалуйте.
И огромная ей благодарность за ответы на вопросы (возможно, не самые умные).


1. Ксана, насколько читающей была семья, ближнее окружение?
Кто-то руководил Вашим чтением, подсовывал, являл образцы?
Сам был образцом?
К. В. Да у нас, вообще, читающая семья. Отца не помню без книжки… Это он так навёрстывал упущенное время, когда мальчишки зачитываются приключенческими романами. Ведь ему неполных шестнадцать было, когда он сбежал из дома на войну… Всё самое интересное проскочило мимо него. Были только плен и лагеря – немецкие, сталинские. Никакой романтики. Освободившись, накинулся на книги с жадностью. Бабушка была без ума от Тургенева и Есенина, мама - от Мопассана и Золя. Я читала без разбора, всё, что встречала «на пути" с детства, и никто из взрослых не "регулировал" этот поток, поскольку всем было некогда. В моё время детство было "взрослым", самостоятельным...


2. Это понятно и знакомо.
Запойное чтение. А была ли ему конкуренция со стороны других школьных предметов? Математика, зоология, физ-ра?..
К. В. Было, скорее, «дружеское поглощение» - уроки литературы. Они помогали хотя бы «разложить по полкам» всё, что было свалено в юной головушке К.В. Например Чехов вышел на первый план и «прогнал» Толстого, но Достоевский, почему-то, так и остался для меня писателем хороших детективов. Во всяком случае «Униженные и оскорблённые» и «Преступление и наказание» я до сих пор по-другому не воспринимаю…
Ага, физра! Я бегала хорошо))


3. Ксана, первое в жизни стихотворение Вы написали (сочинили) или прочитали (услышали)?
К. В. Услышала, конечно. Бабушка разучила со мной «Ласточка с весною в сени к нам летит», когда мне было года два.
А сочинила впервые - то ли в первом, то ли во втором классе. Помню наизусть (клянусь!)
«Паутиною опутано,
синеглазое и рыжее
Бабье лето словно голубя
Гонит солнышко над крышами.
Ошалевшая от радости
В лес забралась осень ранняя
Подожгла деревья спичками,
Дым пустила над полянами»


Там ещё история была с конкурсом… Короче, лучший стих обещали в городской газете опубликовать. Мой стишок вернули с пожеланием учиться писать самой, а не привлекать для этого взрослых.)


4. Было ли искушение подражать великим образцам? Насколько осознанно Вы уходили от подражательности? Или этой проблемы не было вообще?
К. В. Ну, я даже про Пушкина не думала, что он великий, хоть и читала лет с пяти его « Буря мглою…» и первую главу «Евгения Онегина» до «… и в Летний сад гулять водил» с готовностью, всем, кто «похлопает». .. Беда в том, что я ничью великость не чувствую. Это ущербность моя, видимо…
Нет, никогда не ловила себя на желании подражать. Да я долгое время не настолько любила и знала поэзию, чтобы иметь кумира. А случайной встречи с поэзией, которая «одним выстрелом в сердце» как-то не случилось в моей жизни. Сейчас много читаю хорошей сетевой поэзии, радуюсь тому, что эту хорошую поэзию делают и мои друзья. Перечислять всех – наберётся имён на приличный справочник. Скажу только, что имя, к которому «тянусь» в любую «погоду сердца» - Светлана Чернышова, не кумир – отдушина и пример женского «поэтического дыхания». Стихи, на которые смотрю снизу вверх принадлежат Маше Не., стихи, которыми лечусь, как росными травами – Галине Золотаиной. А мужская поэзия для меня сейчас – стихи Лешека. Регулярно хожу на его страницу на Стихи. ру гостем, не обнаруживая себя в отзывах. Просто перечитываю полюбившееся, радуюсь новому… А вот кумира так и нет!))
Я, кстати, обязательных для барышень Цветаеву и Ахматову прочла впервые лет в тридцать. Но и в тридцать лет я не смогла «услышать» в их любовной лирике ничего такого, что касалось бы меня напрямую. Почти ничего… Но «Реквием» Ахматовой – особенное место занимает в моей душе.


5. Как рано в Вашем сознании появилось понятие "тема"? И появилось ли оно сейчас?...
К. В. Тема… Так уж осознанно, чтобы прямо: « стихотворение на тему…» не пишу ничего. Скорее, тема находит меня сама… Событие или случай из чьей-то жизни мне легко рассказать в рифму, а не прозой)) Впрочем, реальная жизнь по обе стороны моего личного окна, тоже - одна большая тема.


6. Представляется так: тема "находит Вас". Возникает "точка непокоя". Что дальше? Вы включаетесь в работу сразу или ждёте дозревания? Вообще, насколько управляем Вами процесс сочинительства?
К. В. Честно? Ну, по-разному. Иногда не случается ничего. То есть тема нашла меня, а я не нашла средств её описать)) Иногда, как сейчас, например, мучаюсь темой, как больным зубом. И слова находятся и желание писать есть, а вот всё не то… Пять вариантов одного четверостишья – это что? Даже не знаю, как это назвать…
На сегодняшний день, к примеру, у меня есть чёткое ощущение "титаника" в отношении всех пяти вариантов. Но я ведь умею считать до десяти, так што, конечно "доведётся", только не знаю какой номер увидит читатель)))))))))


7. Был ли соблазн сделать поэзию профессией?
К. В. Поздно мне о соблазнах думать)) Конечно, нет. Эту профессию получают, кажется, в литинституте. Я же – обычный самоучка, каких пуд пруди в сети. Стихи –хобби, скорее.


8. Я очень мутно отношусь к факту правки Пушкиным своих стихов. "Посмотрите, его рукописные листы буквально черны от исправлений!"с. Неужели можно написать стихи приблизительными словами, а потом правкой доводить их до шедевра?
Как это происходит в Вашей практике?
К. В. У меня бывает, что в один присест напишется стихотворение. Зато правлю его годами – по слову, по строчке, бывает, и целыми кусками переписываю. Я свои редко перечитываю. И ни одного не помню наизусть. Но случается, что в один присест и больше ни одного исправления. Как литой стих получается – мне нравится, читателю нравится. Чего ещё желать!


9. Скажите, пожалуйста, "Лотта" для Вас какая-то отдельная веха или просто тема потребовала большего объёма? Мне видится, что веха. Что останавливать мимолётности и являть их Вам более свойственно. Исхожу из того, что "Лотта" одна, а "стоп-кадры" – остальное.
К. В. Ну, вы же знаете, как создавалась Лотта - в шутку, с элементами игры на общелите. Писала "кусочки", выставляла на Общелите. Это позже я, к собственному удивлению, обнаружила в Лотте похожесть на саму себя. Правда, в моей истории не было мамы с Валетом, не было публичного дома(смеюсь)), и был не литератор, а человек, который снимал кино. Сравнила и ахнула однажды)) "История Лотты" не сделала мои следующие работы лучше, чем эта повесть. После "Лотты" я стала писать слабее, менее эмоционально, стала "прятаться" от читателя. Так что, если и "веха", то на дороге, что "под горку"))


10. Ксана, а когда стихи "не идут", Вы отдыхаете? нервничаете? пишете просто для "поддержания формы"?
К. В. Раньше пугалась)) Графоманство не терпит "простоев" конвейера. Сейчас эти периоды стали затяжными, и я принимаю их спокойно - не пишется, и не надо.


11. Что думает о Ваших стихах сын? Он каким по очереди их читает?
К. В. Говорит, что гордится мной)) Хотя, не читает.


12. Как Вы относитесь к цирку вообще и к дрессированным животным в частности?
К. В. Не поверите! Перед Вами человек, который не любит цирк. В жизни своей была всего три раза. А дрессированные животные на арене вызывают только жалость.Кроме кошек Куклачёва, конечно - эти всей гурьбой когда-то усыновили клоуна и вот, "чем бы дитя не тешилось...", изображают дрессированных. Нельзя же ребёнку отказывать в играх!))


13. Ваши любимые фильмы, актёры, учёные?..
К. В. Давно покинувшие нас Плятт, Жаров, Грибов - любимые и великие. Сейчас с удовольствием смотрю, как играет Пётр Мамонов. Любимых фильмов нет.
Ксана, огромное Вам спасибо!


КАЖДОЙ СТРОЧКОЙ


салат из экспромтов


Хвойный запах похорон,
восклицателых ворон
оживленность... Первый снег,
Как незрячий человек
То ощупает лицо,
То споткнётся о крыльцо.
Разрыдаются дома:
"Ой, зима, зима, зима!"


***
В этой раме нет портрета -
Он сбежал на время лета.
Я вернусь до первых слёз
Сентября, и красный клёст
Расклюёт кедровость рамы.
Щепки-веер...
Хари Рама...


***
В нашем доме (ты слышишь?)
Портрет твой потрогало счастье,
У порога замялось, воскликнуло:
Ой! У вас мыши!
И - за дверь, а за дверью молочница Настя
Цап его, и - к себе, под бобылью, дырявую крышу...


***
...выйдет срок октябрьской рябине
раздавать конфеты снегирям...
Бог расстелет скатерть на равнине,
чтоб кормить надеждами мирян...


***
Да прозвенят в тиши стаканчики -
души гранёный инвентарь!
Давайте, девочки, за мальчиков…
…поверх стаканчика- сухарь…


***
Каждой строчкой каюсь на миру,
Каждый стих взахлёб: снимаю кожу,
Строю перед вами лица, рожи…
А, хотите, я для вас умру?


Но и вы тогда умрёте тоже...


***
Париж, ты спишь?
А я тобой взрослею,
Расставив розы в вазы Тюильри


РОБЕЮ, МАМ


Робею, мам. Пропахли корвалолом
Постель и шторы. Я в ночной рубашке
Похожа на… склонённого над чашкой
Отвара трав ручного богомола.


Всё чётче страх, безденежье всё глубже
Сосёт из сердца волю к переменам.
Позавчера внезапно у пельменной
Скончался дед - рукав из майской лужи
Всё пил и пил, по локоть набухая,
Пока медбратья вышли из «кареты»,
Пока осмотр, покуда то, да это,
Так и ушёл – одна рука сухая,


Другая – нет. Какой-то сюр!


Бывает…
В ночи каштаны ходят, носят свечи -
У них то пир, то проводы, то вече.
Робею, мам. Но я - каштан. Живая...


ДУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА


Глумились, били, цыкали слюной
и Рыжей Магдой звали меня.


Крашенки
катились по земле. Фома слепой
ступай, просил, ступай отсюда, Машенька.
А я как закричу, как завизжу:
не трогайте меня руками, сволочи!
Я - свечка божия, с утра у стен сижу,
пусть дух мой спит пока еще, но полночью
сойдёт Огонь Небесный на меня,
и фитилек займётся алым цветиком
вблизи Престола... Стану я ронять
свой чистый воск по капле, мелким крестиком...


Давили с хрустом крашенки глупцы,
входили в раж, кружились в дикой заверти,
когда из-под сапог у них: цып-цып …
цыплята разбегалися по паперти.


КРИСТАЛЛИЧЕСКОЕ ТЕЛО


Подписывать конверты – адреса
и явки выдавать под пыткой джаза…
У джаза невозможные глаза
И маленькая родинка под глазом…

Кто-кто, а я-то непременно,
Наперекор, оборочусь
И стану солью.
На, мой нервный,
Кольцо(пока лишаясь чувств,
Ещё не полностью кристальна,
С живого пальчика сниму)!


Ты, лёгкий на ногу, из спальни
Уходишь просто потому.

Тебе бы женщину–шхуну,
А я – катерок-ветерок.
Ладно, считай меня умной,
Раз уж красивой не смог.

я тебя знаю
я тебе верю
нас уже стая
мы уже звери


ДУШЕ СТО ЛЕТ
Внесут с мороза хрустко-жестяное...
Бельё задышит радостно и чисто,
На стёклах дня растения и числа,
Но отмахнёшься: стужа… кости ноют…
И станешь старой. Старше твёрдой книги,
Поля которой помнят руку бабки –
Как тяжелела в той, протестной схватке
С одной из самых ревностных религий,
Как опадала в каждом пораженьи,
Вложив цветок с покорностью в межглавье:
«Аминь!»
Как много было в этом сплаве
Любви и злости, холода и жженья!
А ты? А ты заранее готова
Принять всё то, о чём грозится книга…
Душе сто лет; ни подвига, ни ига,
Душе хватает томика Лескова…


У ВАС ЕСТЬ ЖЕНЩИНА
У Вас есть женщина, а Вы о ней не знали,
Жевали дни, натягивая жилы
До гула в теле. В Вашем тронном зале
Всегда зима, жена и дети жили…


А женщина гуляет в чёрном шлеме
Густых волос, с копьём зонта, без лука
И стрел, по пляжу. Маленькое племя
Её встречает у калитки… Ну-ка,


Пересчитаем: куры, кошка, тополь…
Она Вас выждет, вычтет из зарплаты,
Поставит в вазу, выманит в некрополь
Зеркал и глаз, в прохладные палаты


Пещер, где Ящер с Ящерицей ловят
Капель с высоких сводов языками…
Она схитрит, положит в изголовье
Вам сердолик – шелковый, алый камень.


У вас есть женщина. Красивая, живая,
Она целует Ваш пиджак и нитку
Откусывает долго-долго, зная,
Что пуговиц оторванных в избытке
У времени, которое ещё…


ДЕРСУ
В этих пределах, куда не дотянется дым,
Жирное слово и порох охотничьей мысли,
Я остаюсь собирать молодые плоды
Первых открытий со вкусом крыжовенно-кислым.
Буду идти, утопая по пояс в снегах
К устью Уссури, и падать на пышные груди
Дивных сугробов. Качаясь на длинных ногах,
Кедры за мною – ветвистые, стройные люди.
Ты говорил, что ни тронь, всё живое вокруг.
Тигр или речка, глухарь ли, мошка, муравейник…
Воздух согласием взрежет, морозно – упруг,
Голос изюбра. Звериная суть откровений
В том, что он есть, необычный, высокий покой
Со-бытия, проживания в строгом порядке.
Стану ли камнем, лисой ли, дождём над тайгой,
Волком, рысящим до логова в горном распадке?
Кем же я стану, когда добегу до реки?
Чем-то живым навсегда под укрытием веры:
Ты где-то здесь, усмехаешься из-под руки,
Милый Дерсу, мой учитель словесности. Первый...


ЭРИК
Он толст и сед,
И пять минут как умер…
На олове подрагивает пудинг -
Такое потрясение!
Мурашки–
пупырышки
на коже канапе.
А кресло, обнимая
тело, белой
тафтой обито,
стиснуло объятья
в последний раз…
В последний!
Милый мастер,
Наш мастер Эрик!
Как краснодерев,
Как полирован,
Бархатен
И замшев
Был мир!
И нет…
И больше мира нет.
Как нет?
Покуда
Кружева манжет
Досыта пьют
Из винной кислой лужи,
В ладонях высыхает лак «утят» -
Малиновые крошечные кломпы*
Расписаны для правнука рукой
уж пять минут как
невозвратно мёртвой…


И Эрик Третий плачет в мастерской.


*деревянная обувь в Нидерландах, типа сабо.



Этот город тобой не был болен.
Старых улиц натянутость жил
И сквозная душа колоколен
Подтвердят: здесь никто не тужил


О тебе, Ниоткуда Пришедший,
В дни весенней формовки свечей
Для каштанов и замкнутых женщин-
Алых ножен для скифских мечей...


Но не слушай пустое. То ветер
Или зависть на старости лет
Лип, акаций и клёнов... Заметен
Только мне нестираемый след,


Только я узнавала поспешно:
"Это ты!" и нарциссы - к лицу
Прижимая, смотрела как нежно
Ты сцеловывал с пальцев пыльцу...


Этот город теперь уже болен,
Он горит в лихорадке и бред
О тебе из души колоколен
Рвётся, только тебя уже нет.

Приветствую Вас, дорогой Михаил Юрьевич, в нашей студии. Во-первых, примите душевные поздравления, к которым присоединяются все радиослушатели. Узнав, что мы ждем Вас в гости, они засыпали нас письмами и вопросами.... Что ж, обо всем по порядку...
- В день рождения обычно вспоминают родителей, родные места, первых друзей, наставников, первые книги...

М.Ю: Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой...

Действительно, первое, что я услышал и полюбил - звуки. Помнится, остановлюсь и прислушаюсь:

Что за звуки! неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! что за звуки!
Жадно сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадный,
Каплю вод живых...

Потом были стихи других поэтов, книги, пока я не узнал Байрона. И, перечитав все созданное им, я написал:

"Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки...
Как он, ищу забвенья и свободы...
Как он, ищу спокойствия напрасно"...

Но вскоре мне стало тесно в скорлупе Байрона, и я понял, что необходимо двигаться дальше, и сегодня говорю Вам, дорогие мои читатели и друзья:

"Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой".

Михаил, но у Вас был другой кумир - Наполеон? Что привлекло Вас в этом человеке?

М.Ю: И был, и есть...Изучая историю, читая мемуары, записки, я понял, какой глыбой в истории человечества возвышается Наполеон. И сам посвятил немало строк и размышлений о его судьбе:

Зачем он так за славою гонялся?
Для чести счастье презирал?
С невинными народами сражался?
И скипетром стальным короны разбивал?...
Творец смешал неколебимый ум,
Ты побежден московскими стенами...
Бежал!...и скрыл за дальними морями
Следы печальные твоих высоких дум"...

Вам уже 27 лет, а Вы столько осмыслили, написали - просто дух захватывает! Что толкнуло Вас к политической борьбе? Вы довольно рано стали проявлять интерес к политике. За вольнодумные стихи были исключены из Московского университета. Но не прекратили активничать. И тогда попали на гаупт-вахту, а потом вам грозила ссылка, и если бы не горячее вмешательство вашей бабушки, не принадлежность к аристократическому роду, боюсь, последствия оказались бы куда печальнее. А Вы продолжаете смело высказываться и критиковать власти и не скрываете, что если бы родились на десять лет раньше, то непременно вышли бы на Сенатскую площадь вместе в декабристами. Объясните, почему?

М.Ю.: "...И где являются порой
Умы и хладные и твердые, как камень?
Но мощь их давится безвременной тоской -
И рано гаснет в них добра спокойный пламень.
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей...
Друг! этот край... моя отчизна".

Это отрывок из письма другу, который я назвал "Жалобы турка".
Ах, если ты меня поймешь,
Прости свободные намеки;-
Пусть инстину скрывает ложь:
Что ж делать, все мы человеки!

Понятно. Как и Вы, сегодня многие молодые, целеустремленные, образованные люди включаются в политическую борьбу, выходят на акции протеста, требуют перемен к лучшему и свободному обществу, к демократии. Как бы Вы оценили этот вольнолюбивый подъем?

М.Ю: Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете:
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем...
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша...
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Думаю, многим молодым людям знакомы подобные чувства, особенно, когда огонь кипит в крови:

Так жизнь скучна, когда боренья нет...
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя...
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме...
Мне жизнь все как-то коротка,
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то...

А могли бы вы представить, что теперь за вольнолюбивые идеи, стремление к свободе, справедливости, равенству всех перед законом, против коррупции и всевластия беззакония людей в России будух хватать, осуждать на сроки и сажать в тюрьмы, а вдобавок издадут закон о лишении гражданства неугодных граждан и по возможности выдавливать инакомыслящих их страны? Что бы Вы на это сказали?

М.Ю. Изгнаньем из страны родной
Хвались повсюду, как свободой...
Ты видел зло и перед злом
Ты гордым не поник челом.
Ты пел о вольности, когда
Тиран гремел, грозили казни...
Ты пел, и в этом есть краю
Один, кто понял песнь твою....

Михаил, могу ли я понимать, что Вы стремитесь через стихи передать идеи борьбы и сопротивления? Ради лучшего будущего России Вы готовы здесь и сейчас рисковать свободой и даже жизнью?

М.Ю: Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум...
Пыл страстей
Возвышенных я чувствую, но слов
Не нахожу, и в этот миг готов
Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь
Хоть тень их перелить в другую грудь...
Известность, слава, что они? - а есть
У них над мною власть: и мне они
Велят себе на жертву все принесть...

И тогда сам собой возникает вопрос: С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА ИСКУССТВ? Что выбрать писателю, актеру, режиссеру - смирение ради собственного счастья и благополучия или протест, и как следствие, изгнание, отлучение от любимого дела, забытье?

М.Ю: В связи с вашим вопросом хочу рассказать одну восточную легенду...
С тех пор, как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птица, даром Божьей пищи...

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

"Смотрите, вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него,
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!"

Каждый человек рано или поздно встает перед выбором. И надо всегда помнить, что толпа не поддержит и не защитит того, кто осмеливается открыть истину. И вам известно, как молчаливое большинство смиренно тащится за тираном:

Взгляни: перед тобой играючи идет
Толпа дорогою привычной;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.
А между тем из них едва ли есть один,
Тяжелой пыткой неизмятый,
До преждевременных добравшийся морщин
Без преступленья иль утраты!...
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным...

Михаил, значит ли это, что и вы согласны отступить и удалиться в мирный кабинет и приняться сочинять то, что будет приятно для властей и безопасно для жизни?

М.Ю: Я бы обратился к поэту, для которого слово РЕПУТАЦИЯ еще не превратилась в пустой звук:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как Божий дух, носился над толпой
И отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол, на башен вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?"

Михаил, вы очень молоды, однако, так часто и много пишете о страдании, о смерти?

М.Ю: Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан? -
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет...

Да, согласна с Вами. Еще Вы где-то даже писали, что предугадали свое будущее и увидели конец?

М.Ю: Я предузнал мой жребий, мой конец...
И не забыт умру я. Смерть моя
Ужасна будет; чуждые края
Ей удивятся, а в родной стране
Все проклянут и память обо мне...

Но почему?!...

М.Ю: Но я без страха жду довременный конец,
Давно пора мне мир увидеть новый;
Пускай толпа растопчет мой венец;
Венец певца, венец терновый...
Думаю, не столь важно, когда это случится. Главное - душа моя стремится дойти во всем до совершенства.

Но не достигну я ни в чем
Того, что так меня тревожит;
Все кратко на шару земном,
И вечно слава жить не может...
Другой заставит позабыть
Своею песнею высокой
Певца, который кончил жить,
Который жил так одинокой...

А где ваш дом, Михаил?

М.Ю: Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен.
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.
Есть чувство правды в сердце человека,
Святое вечности зерно:
Пространство без границ, теченье века
Объемлет в краткий миг оно...
И Всемогущим мой прекрасный дом
Для чувства этого построен,
И осужден страдать я долго в нем,
И в нем лишь буду я спокоен...

Как часто Вы вспоминаете малую родину? Навещаете ли родные места?
М.Ю: Постоянно! ...И если как-нибудь нам миг удастся мне
Забыться,- памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей.
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей,
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами...
Да, эти воспоминания согревают в минуты тягостных сомнений и страстей - как свежий островок, безвредно средь морей цветет на влажной их пустыне...

И вы так прекрасно передали свое настроение, как будто я сама бродила вместе с Вами в тех местах... Однако, возвращаясь из прошлого, вы также легко уноситесь мыслями в будущее?

М.Ю: Наш дух вселенной вихрь умчит
К безбрежным, мрачным сторонам.
Наш прах лишь землю умягчит
Другим, чистейшим существам...
Не будут проклинать они;
Меж них ни злата, ни честей
Не будет: станут течь их дни,
Невинные, как дни детей.
Меж них ни дружбу, ни любовь
Приличья цепи не сожмут,
И братьев праведную кровь
Они со смехом не прольют...

Кровь собратьев... Вам приходилось участвовать в военных стычках во время ссылки на Кавказе. И Ваш призыв к миру на земле, к братству между народами особенно актуален...

М.Ю: Кровь собратий...
Кровь стариков, растоптанных детей
Отяготела на душе моей,
И приступила к сердцу...
Свой замысел пускай я не свершу,
Но он велик - и этого довольно;
Мой час настал; - час славы иль стыда;
Бессмертен иль забыт я навсегда...
Но, потеряв отчизну и свободу,
Я вдруг нашел себя. в себе одном
Нашел спасенье целому народу...

Снова мечты о славе, свободе, непокорству, внутренний бунт? Или это Ваш внутренний демон все время вырывается наружу, Ваше второе Я?
М.Ю: И гордый демон не отстанет
Пока живу я, от меня
И ум мой озарять не станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствия блаженство,
Не даст мне счастья никогда...

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой...

В Вас столько печали...

М.Ю. : Мои слова печальны: знаю;
Но смысла их вам не понять.
Я их от сердца отрываю,
Чтоб муки с ними оторвать!...
- И все же, позвольте, личный вопрос. Наши слушатели не простили бы мне, если бы я его Вам не задала: О ЛЮБВИ. ВАШЕ СЕРДЦЕ СВОБОДНО?

М.Ю: Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть...
Я не могу любовь определить.
Но это страсть сильнейшая! - любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил...

И последняя тема, которая волнует всех Ваших поклонников - кто убил Пушкина?

М.Ю: .Убит! К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья:
Судьбы свершился приговор...

Убийцу нашли, было тщательное судебное разбирательство, которое лично кнотролировал царь...

М.Ю: Его убийца хладнокровно навел удар... И что за диво?... из далека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!

Однако, заказчик и организаторы остались в тени.... И, похоже, дело закрыто за "невозможностью их найти"?

М.Ю: Все имена известны. И никто уже не сомневается, кто заказал и кто направлял руку убийцы:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - все молчи!...
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть Судия: он ждет;
Он недоступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта пламенную кровь!

Дорогой Михаи, разговаривать с Вами, размышлять, делиться переживаниями можно до бесконечности, однако, увы, прямой эфир не бесконечен. Мы благодарны Вам за то, что уделили время, за искренний и глубокий разговор. Еще раз примите наши поздравления и пожелания никогда не покидать нас...

Навеки Ваши поклонники и я - ведущая этой программы - Инна Едрец.

SOS! Срочно нужна помощь. Карта Сбер: 4817-7602-0876-3924 .Спасибо всем

Интервью — один из самых благодарных видов контента.

Подбираешь вопросы, отправляешь герою, получаешь ответы, форматируешь и — в печать! Конечно, это поверхностная схема создания интервью. На самом деле, это самостоятельный и яркий контентный формат. И в блоге он очень выгодно смотрится на фоне привычных статей, руководств и новостей.

На тему интервью мы уже подготовили несколько материалов. Можете при желании ознакомиться с ними , и . Сейчас речь пойдет о самом важном этапе подготовки к интервью — о вопросах.

Изучая героя, хочется задать ему важные и острые вопросы одновременно. Хочется, чтобы интервью не было скучным, банальным и типичным. Хочется, чтобы читатель проглотил его, смакуя каждую букву, каждую реплику.

И в такие моменты под рукой очень не хватает подборки вопросов для интервью , которые можно адаптировать под отдельного персонажа.

Вопросы для интервью: 60 шаблонов

  1. Расскажите о себе, своем бизнесе.
  2. Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
  3. Когда Вы решили стать_____ и почему?
  4. Что привело Вас именно к __________?
  5. Что послужило толчком к _________?
  6. Какими были первые шаги?
  7. В чем плюсы и минусы работы _______?
  8. Опишите свое самое большое достижение и самый впечатляющий провал?
  9. Опишите три Ваших достижения?
  10. Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение (теряете веру в себя, в свой бизнес)?
  11. Опишите свою рабочую обстановку?
  12. Планируете ли Вы изменить _______?
  13. Каковы Ваши планы в _______?
  14. В чем секрет успеха в _____?
  15. Как Вам удалось добиться успеха в _______?
  16. Ваши любимые книги (фильмы, блюда)?
  17. Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
  18. Можно ли утверждать, что ______?
  19. По какому принципу Вы ______?
  20. Вы сами пришли к этой позиции или ______?
  21. Как изменились Вы после _______?
  22. Вы любите свою работу (бизнес, продукт, услугу, дело)?
  23. Чем Вы любите заниматься в свободное время?
  24. Как сделать, чтобы ________?
  25. Какие советы Вы можете дать новичкам (сотрудникам, читателям)?
  26. Когда Вы в последний раз _________?
  27. Что Вас интересует помимо______ и ________?
  28. Как Вы отдыхаете от ____?
  29. Как к Вам пришла идея организовать ________?
  30. Вы делали _____ самостоятельно или с поддержкой?
  31. Как часто Вы ________?
  32. Как вы считаете, какова ________?
  33. По-вашему, какими качествами должен обладать _____?
  34. Вы остаетесь самим собой, выполняя свою работу, или это PR ход?
  35. Какова доля удачи и везения в Вашем проекте?
  36. Есть ли у Вас свой девиз, миссия?
  37. Вы уже много добились в своей профессии, изменила ли Вас популярность?
  38. Сколько времени Вы посвящаете ______?
  39. Как Вы думаете, почему в обществе (на рынке, в компании, на форумах, в интернете) сформировалась такая точка зрения?
  40. Что для Вас было самым сложным?
  41. Расскажите пошагово, что нужно сделать, чтобы _________?
  42. С чего начинать новичку, если он захочет пойти по Вашим стопам?
  43. Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто только начинает развиваться в _______?
  44. Какие могут быть подводные камни в Вашей сфере?
  45. Сложно ли заниматься тем, что приносит Вам деньги? Чего Вам это стоит?
  46. Как к Вам пришел первый успех?
  47. Как окружающие воспринимают Ваше развитие (работу, перемены)?
  48. Где Вы ищете своих заказчиков (клиентов, покупателей, инвесторов, партнеров)?
  49. Нет желания все бросить к «чертовой бабушке» и начать что-то совершенно новое?
  50. Расскажите ТОП-5 наиболее эффективных тактик (советов, фишек, приемов, секретов, способов) в _______?
  51. Каково Ваше мнение по такому вопросу: ___________?
  52. Сформируйте Ваше отношение к жизни (бизнесу, семье, коллегам, сотрудникам) в пяти словах?
  53. В чем заключается главная экспертиза человека Вашего уровня?
  54. Сложно было отказаться от_______ (свободного времени, стабильности, карьерного роста)?
  55. Вы всегда так открыты (закрыты, агрессивны, оптимистичны, быстры)?
  56. Какую оценку Вы поставите себе как _______?
  57. Приходилось ли Вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?
  58. В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?
  59. Что мешает Вам жить, а что помогает?
  60. О чем Вы мечтаете?

Конечно, эти вопросы больше относятся к персональному, а не к профессиональному интервью. Но в любом случае каждый из них может повлечь за собой цепочку новых идей, которые в итоге превратятся в полноценный сценарий беседы.

Трансформируйте их, перекручивайте, адаптируйте к теме диалога. Главное, что эти вопросы станут вашим материалом для работы.

Удачных интервью!