Разработка программы тренинга. Использование технологий нейролингвистического программирования в профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Людмила Шепелева

Программы социально-психологических тренингов

Вступление. Ориентация в специфике проведения тренинга

Тренинги – интенсивные краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и систематизацию определенных навыков, необходимых для выполнения конкретных личностных, учебных или профессиональных задач, в сочетании с усилением мотивации личности относительно совершенствования работы.

Преимущества тренингов

Тренинг представляет собой наиболее целенаправленное и экономически выгодное вложение в личность, поскольку в процессе тренинга отрабатываются лишь те навыки, которые необходимы человеку для достижения конкретных целей.

В тренинге сочетаются различные формы обучения – лекции, разбор ситуаций, деловые игры, упражнения на отработку необходимых навыков, нацеленные на решение конкретных проблем участника.

Сочетание различных форм обучения способствует тому, что материалы тренинга усваиваются намного эффективнее, чем на традиционных занятиях.

Видеозапись деловых игр и аудиозапись упражнений позволяют проанализировать реальные результаты, помогают участникам увидеть себя со стороны, откорректировать свои ошибки, закрепить положительные достижения.

На тренинге происходит сплочение команды, поднимается командный дух.

Участники получают полный комплект материалов тренинга, что позволит им через какое-то время освежить в памяти усвоенные знания и вернуться к приобретенным навыкам, чтобы проконтролировать их применение.

Организационный этап тренинга

Назначение:

Ориентация участников в специфике тренинга как метода обучения;

Первичная диагностика ожиданий участников и затруднений в общении;

Выявление и коррекция мотивации участников.

Работе в группе предшествует рассказ консультанта о том, что такое тренинг, каковы его цели и возможности, какие результаты могут быть получены. Также оговариваются организационные вопросы :

Продолжительность работы – от 1,5 часа 2 раза в неделю до 8 часов 3–5 дней подряд;

Количество участников – 10–12 человек;

Периодичность встреч (не менее одного раза в неделю);

Место встречи – на территории участников, на территории организаторов тренинга, на одной из баз отдыха (метод погружения).

Что вы ждете от тренинга?

Есть ли у вас проблемы в общении с детьми, руководством, коллегами по работе?

Хотите ли вы заниматься в тренинговой группе?

Есть ли у вас какие-либо пожелания относительно направленности работы, вопросов, которые должны нами обсуждаться?

Для выявления индивидуально-психологических особенностей возможно использование психологических методик: вопросник Кеттела, тест Люшера, проективные методики.

Подготовка помещения

Помещение должно быть изолированным, чтобы работе ничто не мешало. Следует предусмотреть затемнение помещения. Работа проводится в креслах, поставленных в круг. Необходимо иметь свободное место для проведения психогимнастики, игр, процедур, танцев. Можно оборудовать «интимный уголок» – поставить столик, лампу, самовар, чашки и др.

Обязанности тренера

Обеспечить, чтобы участники не увлекались упражнением настолько, чтобы потерять основную идею.

Уметь заинтересовать участников с помощью других методов и инструкций.

Создать и поддерживать соответствующую учебную атмосферу: включать игры, имитации, ролевые игры, головоломки, ситуации для анализа и другие подобные упражнения.

Проводить структурное упражнение сначала с группой людей, не участвующей в данной презентации. Структурные упражнения должны оцениваться по своей эффективности. Если вы видите, что они не производят ожидаемый эффект, внесите изменения.

Не стоять на месте.

Тестировать все новые упражнения: что подходит одним людям, не всегда подходит другим.

Резюмировать все упражнения, проводимые во время сеанса тренинга:

♦ чтобы вернуть участников в прежнее состояние после окончания упражнения (если участникам не понравилось упражнение, они должны отвлечься от этого, пока продолжается тренинг);

♦ чтобы обсудить результаты упражнения: оправдало ли оно ожидания? повели бы вы себя так же в реальной ситуации? что бы вы делали, если бы это произошло?

Это также позволяет тренеру исправить ошибки.

Быть честным и открытым с другими участниками: не скрывать планы тренинга, не уводить участников в сторону, никого не выделять, не обманывать и не использовать усилия участников в своих личных целях.

Не забывать о том, что упражнения для тренингов могут принести много веселых минут обучающимся и тренеру.

Создать благоприятную атмосферу для обучения.

Обязательные процедуры

Индивидуальная и групповая рефлексия в начале и конце занятий. Смысл этой работы в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности.

Психогимнастические процедуры с релаксационным эффектом.

Ведение дневников участниками группы.

Принципы работы в группе

Искренность в общении.

Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.

Неразглашение обсуждаемых проблем за пределами группы.

Право каждого члена группы сказать «стоп» – прекратить обсуждение его проблем.

Каждый участник говорит за себя, от своего имени.

Не критиковать и признавать право каждого на высказывание от своего имени.

Общение между всеми участниками и ведущим на «ты» (по согласованию).

Рефлексия в начале занятия и в конце.

С принципами работы в группе тренер знакомит участников в начале каждого тренинга. Хорошо, если группа сама вырабатывает правила работы.

* * *

Автор выражает особую благодарность за участие в личностном и профессиональном росте Владимиру Ивановичу Голубенко, психотерапевту; Эмилии Васильевне Прушковской, кандидату экономических наук, декану экономичеcкого факультета, заведующей кафедрой экономической теории Запорожского национального университета; Светлане Дмитриевне Гремицкой, директору по работе с персоналом компании «Кронос-Инвест».

Тренинг личностного роста (для молодых педагогов)

Научить ребенка достойному поведению может только тот учитель, для которого подобное поведение выступает стилем жизни. Уважать достоинство ученика способен только такой учитель, который осознает значимость своего труда, видит уважение к этому труду и к себе как к личности.

На мой взгляд, самыми пластичными и готовыми впитать в себя новые знания, технологии, развить необходимые умения и к тому же не обремененными грузом устаревших и неоптимальных подходов являются молодые учителя. Очень часто они приходят в школу, наделенные огромным багажом знаний, но сталкиваются с проблемой предъявления их учащимся, с трудностями формирования коммуникативных навыков. Хотя именно они зачастую свободны от догм и стереотипов, способны к профессиональному и личностному росту, помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря чему ученики идут на уроки с радостью.

Я полагаю, молодым педагогам необходима продуманная программа психологической помощи, направленная на поддержку в преодолении кризисных ситуаций, на формирование эффективного стиля работы, чтобы реализовать свой творческий потенциал.

Цель программы – помочь молодому специалисту найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем.

Данная программа может быть также использована в работе с педагогами по коррекции уже существующего стиля работы.

Проведение программы социально-психологического тренинга

Программа рассчитана на 14 занятий, каждое из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, описание наиболее сложных моментов в овладении коммуникативными навыками, на которые следует обратить внимание консультанту.

Построение программы

В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником самого себя. Новая встреча логически вытекает из предыдущей и служит в содержательном плане основой для следующей.

Этапы тренинга

Организационный – ориентация в специфике тренинга как метода обучения; первичная диагностика ожиданий участников; выявление и коррекция мотивации участников.

Второй этап – самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы; создание в группе такой атмосферы, которая способствовала бы самопознанию и самопроявлению; дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения; актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции.

Третий этап – переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии; расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого; отработка эффективных средств общения.

Четвертый этап – проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения; отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного педагогического общения.

Пятый этап – рефлексия изменений, происшедших в участниках группы за время тренинга; прогнозирование будущих жизненных планов участниками группы.

Каждая встреча обеспечена некоторым набором психотехнических процедур. Однако их применение не является обязательным. Консультант должен чувствовать потребности участников.

Занятие 1. Знакомство

Информирование (от лица ведущего)

Несколько лет назад, остановив свой выбор на учительской профессии, вы вступили в удивительную страну маленьких детей, тем самым согласившись окунуться надолго в необычный мир восхитительного детства. Этот мир – как космос, но расположен он более во времени, чем в пространстве. Как и космос, он всегда близок и далек, и тот, кто смел, мудр, удачлив, да будет вхож в него!

Вы еще сами недавно были детьми, и, казалось, с легкостью найдете общий язык с теми, кого так хорошо понимали. Но, встав по другую сторону парты, вдруг осознали, что уже выросли и слегка подзабыли особенности детского языка. Возможно, вы растерялись. Но пусть вас не пугают первые шаги по тернистой дороге педагогики. У вас все получится.

На наших занятиях мы будем говорить о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе, и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Я не буду давать вам рецепты, как правильно себя вести или решать конфликтные ситуации. Только вместе мы сможем ответить на разные сложные вопросы. Мы будем решать профессиональные проблемы, осваивать эффективные средства общения.

Знакомство

Можно использовать несколько вариантов или один.

Все сидят в круге. Под два хлопка ладонями всей группой каждый произносит свое имя, пока не представится последний участник. Дальше каждый выбирает себе название животного. Два хлопка ладонями – свое имя, два хлопка по коленям – название животного. Следующий круг можно усложнить при переходе хода: хлопки ладонями – свое имя, хлопки по коленям – имя того, кому хочешь передать ход. Аналогично можно поступить и с названиями животных.

Каждому участнику вручается карточка с написанным на ней названием животного. Карточки должны быть парными. Участники с помощью мимики и жестов изображают свое животное, объединяясь в пары. После того как такие пары будут образованы, они расходятся по комнате, и в течение 10–15 мин два человека, составившие пару, проводят взаимное интервью. По окончании каждый представляет своего интервьюируемого. Участники имеют право задавать любые вопросы.

К одежде участника прикалывается карточка с нарисованным на ней автопортретом, обозначением имени. В течение 15 минут участники тренинга двигаются по комнате под музыку, останавливаясь друг возле друга. После этого все усаживаются в круг и обмениваются впечатлениями.

Игра в первое впечатление . До того момента как участник начал представляться, группа высказывается о том, какое впечатление произвел на них этот человек.

Игра в ассоциации : «Кого или что мне напоминает этот человек?»

Участник называет свое имя и качество, которое лучше всего его характеризует. Следующий участник – имя и качество предыдущего, свое имя и качество и так далее. Последний должен повторить имена и качества всей группы.

Примечания для ведущего.

1. Форма обсуждения должна быть мягкой, ненавязчивой. Желательно задать следующие вопросы: «Что вы сейчас чувствуете?», «Вам трудно быть в центре внимания?», «От чего зависит ваше общение друг с другом в группе?»

2. Особое внимание необходимо уделить тем членам группы, которые имеют психологические особенности, осложняющие общение в группе. По отношению к ним ведущий использует поддерживающий стиль, не торопит в высказывании мнений.

Рефлексия «здесь и теперь»

Эту процедуру следует проводить в начале и в конце каждой встречи.

Предложить каждому участнику выразить свое представление о том, что происходит с ним и в группе.

Оценить степень своей усталости, активности и интереса к происходящему. Можно использовать семибалльную шкалу.

Дать основные понятия рефлексии.

Информирование.

Одним из основных средств, способствующих эффективному общению, служит рефлексия. Можно выделить два ее типа:

1) рефлексия как техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной деятельности и практических действий;

2) рефлексия состояний.

Она направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы.Человек должен понимать причины возникновения у себя раздражения, напряжения, удовлетворения. В этом случае с состоянием легче справиться. Такая рефлексия позволяет восстановить нормальную жизнеспособность.

Проективный рисунок

Предложить участникам нарисовать коллективный портрет группы: каждый имеет право нарисовать только один элемент. Данную процедуру целесообразно провести и на последнем занятии, чтобы увидеть, какие изменения произошли внутри группы.

Предложите участникам начать дома вести дневник, в котором они должны описывать то, что с ними происходило в тренинге: мысли, переживания, чувства; что бы они хотели сказать самим себе.

Занятия 2, 3. Осмысление понятия «эффективное общение»

Цели :

Актуализация участниками группы своей профессионально-педагогической позиции;

Выработка представления о сущности педагогического общения;

Выработка умения принимать решение в группе.

Рефлексия «здесь и теперь»

Предложить участникам выразить свое состояние на момент начала работы в группе.

Варианты :

Каждый проговаривает свое состояние: «Я чувствую... Я осознаю...»;

Представляет свое состояние в невербальной форме;

Описывает происходящее с участником и в группе на листе бумаги.

Примечания для ведущего .

1. Ведущий стимулирует обсуждение, задавая участникам вопросы: «Как ты себя чувствуешь? Что тебя волнует? Что на тебя произвело впечатление? Что тебе снилось?»

2. Процедура во времени должна занять 10–15 мин. Молчание более 10 с приводит к передаче слова следующему участнику.

3. Ведущий анализирует свое состояние последним.

Дискуссия «Эффективность педагогического общения»

В ходе дискуссии диагностируется уровень развития профессиональных навыков, коммуникативных умений, выявляются проблемы, не позволяющие каждому участнику группы эффективно общаться с детьми.

Дискуссия проводится в три этапа.

1. Обсуждение проблемы в микрогруппах (по 4–5 человек).

2. Защита своей работы в групповой дискуссии.

3. Анализ отснятых на видеомагнитофон материалов.

Первый этап . Группа разбивается на микрогруппы. Они расходятся по разным помещениям и в течение 1,5 ч обсуждают тему дискуссии. Консультант работает с каждой микрогруппой. Его задача – организовать групповую работу, не вмешиваясь в обсуждение. Желательно, чтобы каждая группа наглядно оформила рассматриваемые вопросы.

Примечания для ведущего .

Основные шаги решения проблемы эффективности педагогического общения:

1. Диагностика задачи . Каждый высказывает свое понимание поставленной задачи.

2. Диагностика ситуации . Каждый оценивает свою реальную профессиональную и личную ситуацию, в которой находится. Микрогруппа определяет причины неэффективного общения с детьми и коллегами.

3. Диагностика и постановка проблем , связанных с неэффективным педагогическим общением.

4. Определение целей.

Второй этап . Защита своей работы в групповой дискуссии. Обсуждение предложенного материала, обмен точками зрения, развитие навыков выступления перед аудиторией.

Направленность дискуссии:

Определение целей микрогрупп;

Обозначение общегрупповых целей;

Ориентация на дальнейшую работу.

От каждой микрогруппы выступает в течение 7–10 мин один или несколько человек. После выступления другая группа задает вопросы, направленные на понимание сказанного, выражает свое отношение к этому.

После выступления всех групп ведущий дискуссии вместе с участниками подводит итоги, анализируя все сообщения, выделяя наиболее конструктивные моменты. Обозначаются проблемы, которые будут положены в основу тренинга.

Примечания для ведущего .

1. Цели и правила дискуссии:

♦ не уклоняться от темы;

♦ все усилия направить на проведение общей темы;

♦ не вдаваться в абстрагирование и не интеллектуализировать обсуждение;

♦ работать на понимание изложенных мыслей каждым участником;

♦ содействовать активному участию всех членов группы в работе.

2. Для получения обратной связи участникам можно раздать анкету, в которой содержались бы такие пункты:

♦ Твое отношение к проведенной работе (отрицательное, положитительное).

♦ Что мешало тебе в работе?

♦ Что дала тебе эта работа в содержательном плане?

♦ Сможешь ли ты использовать данную форму работы в своей профессиональной деятельности?

Третий этап. Если есть возможность, материалы желательно снять на видеопленку и проанализировать на следующей встрече. Ведущему при анализе следует обратить внимание на такие аспекты, как:

Ролевая структура группы: лидер, критик, генератор идей, разработчик и т. д.;

Особенности группового взаимодействия и стиль общения;

Способы аргументации и умение донести свою мысль до участников;

Соотношение вербальных и невербальных средств общения.

Информирование

Для того чтобы быть готовым к активному общению, человек должен осознавать самого себя, свои сильные и слабые стороны. Особенно значимы для педагога такие качества его личности, как открытость и искренность в общении, социальная адаптированность и способность самостоятельно решать свои проблемы. К работе над образом своего «Я» относится также определение своих профессиональных целей и установок, наиболее типичных способов реагирования в сложной ситуации. Тот же анализ педагог проводит относительно своего партнера по общению.

Средства общения можно разделить на вербальные и невербальные. К наиболее значимым средствам общения относят:

Описание поведения;

Коммуникацию чувств – умение ясно сообщать о своем внутреннем состоянии;

Активное слушание;

Эмпатию – умение вчувствоваться в состояние другого человека и сопереживать ему.

Эффективное общение зависит также от совпадения мотивов сторон.

Предметной областью общения может стать все, что окружает нас, волнует, привлекает или отталкивает. Благоприятные условия общения и их создание приводят к уменьшению помех для понимания друг друга.

Теперь сделаем следующий шаг:

Ты никого не можешь изменить, кроме самого себя;

Проанализируй причины, которые кроются в тебе и не позволяют быть искренним и успешным с теми, кто тебе неприятен.

Рефлексия

Прощание

Проговаривание пожеланий друг другу.

Занятия 4, 5, 6. Невербальные средства общения

Цели :

Формирование чувствительности к невербальным средствам общения;

Формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения;

Дестабилизация стереотипных представлений о себе, мотивах своего поведения.

Разминка

Упражнения на создание работоспособности.

1. Полукруг . Каждый по очереди выходит в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Все повторяют.

2. Высказывание пожеланий . Бросают мяч тому, кому хотят пожелать чего-либо.

3. Мяч бросают друг другу, называя имя того, кому его передают . Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, все остальные воспроизводят ее. Упражнение позволяет участникам обратить внимание друг на друга, что создает чувство группы, объединяет ее.

4. Игра «Атомы» . Согнуть руки в локтях и прижать их к плечам – это «атом». «Атомы» постоянно двигаются и время от времени объединяются в «молекулы». Число «атомов» в «молекуле» может быть разное. Оно определяется тем, какую цифру назовет ведущий. Все двигаются и объединяются друг с другом в зависимости от этого. Объединяются таким образом: нужно стать лицом друг к другу, касаясь предплечьями. В конце игры называется число, равное всем участникам.

5. Участники сидят в круге. Количество стульев на один меньше, чем участников. Ведущий в центре круга просит поменяться местами тех участников, у которых есть что-то общее. Например: «Поменяйтесь местами те, у кого есть брат». Все, кто обладает этим признаком, а также ведущий должны занять места. Кому места не хватило, продолжает игру.

Для разминки можно взять любые другие игры и психотехнические упражнения, предлагаемые в списке рекомендуемой литературы.

Рефлексия

Процедура 1. Немое кино

Назначение :

Формирование чувствительности к невербальным средствам общения;

Фиксация внимания участников на своих психологических особенностях;

Выявление реакций участников друг на друга;

Развитие умения творчески относиться друг к другу.

Группа делится пополам. Ведущий дает инструкцию одному из участников: «Ты режиссер. Вам необходимо поставить последний кадр своего фильма. Это – твои герои. Тему фильма выбираешь сам. Размести своих актеров так, как считаешь нужным, пусть они придадут свои лицам то выражение, которое желаешь ты; подумай над ситуацией, в которой находится твой герой». По окончании каждая группа предъявляет свою работу. Задача другой группы – отгадать, каков был замысел, какими чертами наделены герои, что показалось неожиданным.

Процедуру «Немое кино» можно заменить другой – «Скульптура ». Все участники «лепят» изображение каждого, используя ресурсы группы: самих людей, одежду, канцелярские принадлежности, мебель и др. Наиболее выразительная скульптура может стать предметом обсуждения. Прототип также может высказать свое суждение о замысле скульптора.

Примечания для ведущего .

1. Обсуждение вопросов:

♦ Что больше всего характеризует этого человека?

♦ Совпадает ли мнение персонажей о себе с тем, как видит их режиссер?

♦ Какие расхождения были у членов группы?

♦ Какая тема выбрана для фильма (материал для лепки) и что это может значить?

2. Желательно для представления сделать сцену и зрительный зал.

3. При анализе впечатлений сначала высказываются те, кто наблюдал, затем те, кто был участником представления. Ведущий слово берет последним. Целесообразно использовать видеомагнитофон. Это позволит получить обратную связь.

Процедура 2. Пантомима

Назначение :

Выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям;

Формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

1. Задать тему, которую следует выразить пантомимой:

♦ индивидуально: «Какой я есть?», «Каким бы я хотел быть?»;

♦ для пары: «Внести бревно и распилить его», «Внести в комнату ковер и повесить его», «Вручить цветы даме», «Встреча на одной скамейке», «Утешение обиженного», «Перейти по узкой доске через большую лужу», «Пройти по качающемуся мостику через реку», «Передать информацию через окно в автобусе»;

♦ для группы: «Зоопарк» (каждый, взаимодействуя с другими участниками, изображает животное); «Супермаркет» (изобразить какую-либо вещь); «Встреча друзей после многих лет разлуки».

Рефлексия

2. Игра «Видеомагнитофон» . Участники сидят в круге и по очереди передают свое эмоциональное состояние, используя только мимику и жесты. Первый участник передает информацию второму. Остальные сидят с закрытыми глазами. Затем второй просит открыть глаза третьего и невербально объясняет, что он понял. И так далее, пока не завершится круг. По завершении круга первый участник сопоставляет то, что получилось, с тем, что он передавал, отмечая тех из группы, кто более достоверно воспринял информацию.

Информирование

Основными элементами невербальной коммуникации выступают язык тела и манера говорить. Поступки и слова могут обманывать, реакции тела скрывают правду редко. После определенной тренировки можно научиться расшифровывать собственные скрытые социальные, эмоциональные, сексуальные и другие установки, а также лучше узнать других.

К элементам невербального общения относятся:

Расширение и сужение зрачка;

Пространство, разделяющее говорящих;

Частота дыхания;

Жесты, телодвижения;

Выражение лица;

Символы статуса;

Контакт глаз.

Бывает, слова не соответствуют языку тела, и это помогает лучше понять человека. Если, например, придя в класс, вы поднимаете плечи и опускаете голову, проявляете нетерпение, говорите повышенным, раздражительным голосом, то у детей может возникнуть о вас одно из следующих впечатлений:

Вам все надоело;

Вы находитесь в стрессовой ситуации;

Вы не контролируете события;

Вас раздражают дети;

Вам не нравится ваша работа;

Вы недоброжелательны к детям;

Вы не уважаете других.

Правила интерпретации языка тела

Не делать выводы по отдельно взятой детали.

Учитывать национальную специфику.

Не проецировать свое состояние и жизненный опыт на другого человека.

Наиболее важные элементы языка тела

Мимика . Лицо – зеркало души, оно прекрасно передает эмоциональное состояние. Широко распахнутые глаза и приподнятые брови могут выражать удивление; опущенные уголки рта, отсутствующий взгляд – печаль, скорбь, грусть; сжатые зубы и очень сомкнутые губы – подавляемый гнев; сведенные к переносице брови, но при этом расслабленная нижняя часть лица – задумчивость; прищуренные глаза и чуть заметная улыбка – иронию; поднятые брови и опущенные уголки рта – недоверие; поднятые брови и открытая улыбка – простодушие, радость и т. д.

Реакция глаз . По реакции глаз можно узнать, насколько человек искренен с вами. Прежде всего необходимо представлять зависимость взгляда от работы головного мозга, его правого и левого полушарий: репродуктивная функция связана с работой левого полушария, а более сложные процессы конструирования и моделирования – правого. Если человек что-то вспоминает, хочет воспроизвести уже готовую информацию, реакция глаз будет направлена влево вверх. Когда же необходимо быстро что-либо придумать – вправо вверх. Эмоциональное состояние (возбуждение, волнение, стыд и др.) можно проследить по движению глаз вниз.

Примечания для ведущего .

Перед сообщением о реакции глаз целесообразно провести видеосъемку, чтобы наглядно показать участникам роль взгляда в понимании услышанной информации. Процедура проводится следующим образом.

Каждому участнику задается тема. Например: «Расскажите о влиянии магнитного потока на организм человека», «Что вы знаете о дифракции?», «Кто такие капуцины?» и др. В течение 2 мин каждый участник должен сделать небольшое сообщение. Он выходит на середину полукруга и начинает свой рассказ. По окончании процедуры происходит обсуждение отснятого материала с интерпретацией мимики и жестов, анализом реакции глаз. Желательно провести рефлексию.

Величина зрачков . Расширение зрачка может быть реакцией на слово «да», тогда как сужение – «нет».

В подтверждение этого факта можно предложить игру. Участники образуют пары. Один из них прячет в руке мелкий предмет. Второй должен угадать, где находится спрятанная вещь. При этом первый игрок отвечает неправильно, а думает так, как нужно: «да» – рука с предметом, «нет» – без предмета. По изменению величины зрачков партнер должен угадать, где находится предмет.

При истолковании следует учитывать степень освещенности (чем ярче свет, тем ýже зрачки), глазные болезни – у близоруких зрачок всегда больше, чем у дальнозорких; употребление алкоголя или наркотиков – зрачки в таком случае широкие; отсутствие интереса, враждебность, усталость, стресс, похмелье – зрачок маленький. Уровень заинтересованности тоже влияет на величину зрачка: чем выше интерес, тем он шире.

Личностное пространство . Это та территория вокруг человека, которую он признает своей. Если кто-либо входит в это поле, появляется эффект вторжения, ощущается дискомфорт, что влияет на эффективность общения. Чаще всего встречаются люди с личностным пространством 1–1,5 м в диаметре, и если его не нарушать, то всегда можно суметь построить конструктивную беседу, установить добрые дружеские отношения. Люди с большим личностным пространством (2–3 м и более) отличаются тревожностью, аналитическом складом ума, склонны рассматривать себя как отличных от других. Те, у кого маленькое личностное пространство (0–0,5 м), – нетерпеливы, для них характерно чувство соперничества, риска; они трудно расслабляются, постоянно заняты делом, умеют работать в стрессовых условиях; их отличает выраженное «территориальное» поведение: свойственны утверждения «мой стол», «моя комната» и т. д.

В зависимости от того, как строятся отношения, личностное пространство может изменяться:

0–0,5 м – интимное расстояние, на котором общаются люди, находящиеся в близких отношениях;

0,5–1,2 м – межличностное расстояние для разговора друзей, допускающих соприкосновения или без таковых;

1,2–3,7 м – зона деловых отношений (руководитель – подчиненный);

3,7 и более – публичное расстояние, можно обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Примечания для ведущего.

Одежда . Это вторая кожа человека, защищающая его от внешних воздействий. Одежда может рассказать о социальном статусе, эмоциональной сфере, сексуальных потребностях. Манера одеваться отражает внутреннее личностное содержание. Чем строже одевается человек, тем он более официален. Мягкость в одежде располагает к открытому общению.

Тренинг сензитивности. Программа и методические указания

Андреева О.С., к.пс.н., ст.преп. кафедры общ. и соц. психологии ТюмГУ

Дубровина О.И., ст.преп. кафедры общ. и соц. психологии ТюмГУ

Лёвкин В.Е., к.филос.н., доц. кафедры общ. и соц. психологии ТюмГУ

Введение

Настоящий тренинг предназначен для формирования одного из самых необходимых профессионально важных качеств психолога – сензитивности, которая, в свою очередь, является условием эффективного взаимодействия психолог – клиент и психолог – группа.

Тренинг сензитивности предназначен для студентов психологических факультетов 1-3 курсов и может проводиться на группах, прошедших общий психологический тренинг (СПТ).

Тренинг сензитивности относится преимущественно к групповым формам работы, хотя некоторые его элементы могут быть использованы и индивидуально.

Называется множество различных целей, которые могут достигаться в группах тренинга сензитивности. Среди прочих чаще звучат:

1. Повышение самопонимания и понимания других.

2. Чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры.

3. Развитие ряда поведенческих навыков.

Кроме того, отечественные авторы выделяют как цели тренинга обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от партнеров (интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие контекстуальные факторы, дополняющие слова).

1. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы.

2. Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания.



3. Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.

На основе указанных теоретических подходов нами была разработана авторская программа тренинга сензитивности.

Цели и задачи тренинга сензитивности

Цель тренинга

Учебная и методологическая – дать развернутое представление об основных понятиях и функциях тренинга сензитивности, о круге решаемых средствами данного тренинга проблем, о возможностях и ограничениях данного тренинга в развитии личности.

Практическая – развитие сензитивности, направленной на себя, партнера по общению и группу в целом.

Задачи тренинга сензитивности

1. Расширение поля рефлексии и интерпретации невербальных личных и групповых проявлений.

2. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы.

3. Помодальностная проработка возможностей восприятия и понижение его порогов.

4. Формирование навыков произвольного контроля "уровня чувствительности".

5. Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.

Основной сферой воздействия на тренинге выступает поведенческая.

Тематический план тренинга

№ п/п Темы занятий Количество часов
1. Знакомство и включение участников в тренинговую работу.
2. Осознание собственных индивидуальных особенностей восприятия.
3. Развитие визуальной, аудиальной и кинестетической модальности.
4. Развитие интроверсивной сензитивности.
5. Развитие экстраверсивной сензитивности в партнерском взаимодействии.
6. Развитие экстраверсивной сензитивности в групповом взаимодействии. Подведение итогов работы группы.
Всего

Общая схема проведения тренинга

Тренинг рассчитан на 30 академических часов.

Режим работы группы – 6 занятий по 5 акад. часов. Занятия распределяются в течение двух недель.

Количество участников в группе – 12-14 человек.

Каждое занятие включает:

Разминочную часть, направленную на подготовку группы к работе и включение участников в тренинговую реальность;

Основную часть, непосредственно направленную на реализацию поставленных задач;

Завершающую часть, направленную на снятие эмоционального напряжения;

Домашние задания, направленные на отработку и закрепление полученных навыков.

Необходимые материалы

Шарики теннисные (6 шт.);

Листы с двумя столбиками цифр (или букв), от двухзначных до пятнадцатизначных, и картонки к ним;

Листы, заполненные различными геометрическими фигурами разных цветов и размеров (при этом одинаковые по форме и размеру);

Лоскуты ткани;

Мелкие предметы:

Повязки на глаза;

Краски и кисточки.

Создание нового тренинга — не просто творческий процесс. Это настоящее искусство, ведь у вас на глазах рождается новая учебная программа тренинга, новый тренинг. От того, насколько тщательно тренер подошел к разработке своего курса напрямую зависит результат обучения. Поэтому важно продумать каждую деталь. Здесь нет мелочей.

Вы можете купить , созданные экспертами крупнейшего профессионального портала для тренеров TRENERSKAYA.r с учетом всех принципов разработки эффективного тренинга в разделе " ".

У тренинга должна быть своя «изюминка», которая отличала бы его от других аналогичных программ. Не случайно сейчас так ценятся авторские методики и новаторский подход. Тематика тренингов настолько обширна, что обычному человеку не просто сориентироваться в этом многообразии учебных программ. Ваша задача — заинтересовать клиента, найти увлекательную подачу материала и свой собственный стиль.

Первый этап разработки нового тренинга - определение концепции и целей. Вообще, самый главный вопрос, который должен проходить через всю концепцию — зачем? Вы должны четко представлять результат, который хотите получить.

На втором этапе идет детальная разработка программы тренинга, план проведения тренинга с делением на тематические модули.

Третий этап — подготовка методических пособий и наглядных материалов. Здесь большую роль играет разработка и техники подачи информации. Участники тренинга должны понимать, с какой целью они делают то или иное действие, видеть промежуточный результат на пути к главной цели. Немаловажный момент и баланс между структурными составляющими тренинга. Подумайте, какие упражнения являются ключевыми, а какие сопутствующими. Соответственно надо распределить и время на эти задания.

Разрабатывая новый тренинг, можно представить себя режиссером или сценаристом. Представьте себе мысленно, как будут проходить занятия. В наши дни пути подачи одной и той же информации могут отличаться принципиально. Ваша задача — распределить, какую часть занятий вы будете проводить в форме игры, какие вы будете использовать, а какую посвятите разбору упражнений, какие базовые знания надо дать в виде теории.

После того, как вы разработали сценарий своего тренинга, составьте для себя план проведения тренинга . Это нужно, чтобы не выходить за рамки программы и уложиться в заданные сроки. Если вы разработатываете тренинг под конкретный заказ, продумайте систему отчетности перед заказчиком. Ему должно быть понятно, чему именно вы учили людей на каждом занятии. Кроме плана проведения тренинга оставьте план пост-тренингового сопровождения, ведь полученные знания еще надо закрепить на практике. Это легче сделать под кураторством тренера. Для этого можно выбрать форму мини-тренинга, ролевой игры, тестирования. Сегодня формы и методы проведения тренингов так многообразны, что перед вам открываются широчайшие возможности для творчества.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение для тренингов "10 000$"


    Первоклассный пример упражнения-вызова , способного повысить энергетику группы, активизировать ее творческий потенциал и настроить на максимально заинтересованное восприятие теории. Это упражнение для тренинга - реальное испытание способности участников тренинга договориться между собой.

    Упражнение для тренинга "$10 000" прекрасно справляется с задачей «погружения» участников в условия, где им нужно договориться не формально, а по-настоящему . В результате тренер имеет не только готовых к обучению участников, но и прекрасный пример для анализа проигрышных и выигрышных стратегий переговоров.
    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.

  • Уникальная техника "Вчувствование"

    Редкое упражнение для тренинга, описанное на примере его проведения известным тренером и психологом, д октором психологических наук, профессором Н.И.Козловым.

    Глубокое упражнение , которое позволяет научить группу одной из мощных техник эффективной коммуникации «Вчувствование», которая помогает понимать и чувствовать своего партнера по коммуникации, учит более позитивно относиться к окружающим людям, чаще замечать их лучшие качества, легче входить с ними в контакт и договариваться .

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру., содержит массу тренерских рекомендаций и подсказок, позволяющих провести упражнение наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички упражнения: 10 страниц! Бонусы!

  • Бредогенератор

    Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать . Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

    Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства . Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей , которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров .

    В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления» . Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.

Программа тренинга - это и есть сам тренинг. Если тренинг не описан подробно, причем по специальному шаблону , то он остается существующим только в голове тренера. В связи с этим правильное написание программы тренинга - это ключевой фактор эффективности работы тренера в компании.

Программа тренинга - это внутренний корпоративный документ, в котором подробно описан весь готовый к проведению тренинг. Главный ориентир при написании программы - это, как ни странно, другой тренер. Тренинг должен быть описан настолько исчерпывающе, четко и подробно, чтобы любой тренер, прочитавший это описание (программу тренинга), смог провести соответствующий тренинг.

Качественная программа тренинга строится не на основе прочитанных тренером книг или его собственного замысла, хотя бы и очень оригинального, а прежде всего на основе результатов правильно проведенной предтренинговой диагностики. Именно предтренинговая диагностика позволяет выявить все, что снижает эффективность работы сотрудников: проблемы, дефициты навыков, неэффективные способы действий, нерациональные способы выполнения операций, нестандартизированные последовательности шагов, а также зоны роста, реализовав которые, можно достичь новых высот выполнения должностных обязанностей.

Таким образом, первым шагом при создании программы тренинга будет описание на основе данных предтренинговой диагностики всего, чему необходимо обучить сотрудников на тренинге: способам решения выявленных проблем, навыкам, определяющим эффективность работы, эффективным способам действий, рациональным способам выполнения операций, стандартизированным последовательностям шагов, способам реализации выявленных зон роста. Тренер должен разработать и представить в формализованном, алгоритмизированном виде все эффективные способы выполнения должностных обязанностей, которые необходимы сотрудникам для повышения продуктивности их работы.

Затем каждый способ решения выявленных проблем, каждый навык, определяющий эффективность работы, каждый рациональный способ выполнения операций, каждая стандартизированная последовательность шагов, каждый способ реализации выявленных зон роста должны быть представлены в виде отдельной тренинговой сессии. При создании каждой такой тренинговой сессии тренер должен определить:

  • как донести до участников выявленную во время предтренинго-вой диагностики проблему;
  • как убедить их в необходимости ее решения;
  • как донести до участников тренинга способ решения данной проблемы;
  • как обеспечить понимание участниками конкретного алгоритма решения проблемы;
  • как обеспечить освоение участниками этого алгоритма;
  • как привязать конкретный алгоритм действий к конкретной проблеме;
  • как довести применение освоенного алгоритма до автоматизма;
  • какие сложности и вопросы могут возникать у участников в процессе формирования навыка применения соответствующего алгоритма.

Отвечая на эти вопросы, тренер создает тренинговую сессию, подбирая слова, способы взаимодействия с участниками тренинга, методы обучения, наиболее подходящие для формирования конкретного навыка.

Затем все тренинговые сессии необходимо собрать в единую программу тренинга, описать содержание вводной и заключительной частей тренинга.

Таким образом, в самом общем случае описание программы тренинга состоит из трех частей:

  • описание вводной части тренинга;
  • описание основной части тренинга;
  • описание заключительной части тренинга.

В описании вводной части тренинга тренер подробно описывает процедуру знакомства, введения правил тренинга, презентации программы тренинга, общую разминку и другие процедуры, призванные настроить участников на предстоящий тренинг, подготовить их к тематике и формату обучения.

Описание основной части тренинга - это описание последовательности циклов обучения, т.е. тренинговых сессий. Каждая тренинговая сессия в общем случае состоит из вводной части, в которой описываются цель, задачи и сущность того, над чем собираются работать в рамках тренинговой сессии. Затем следует мини-лекция. Ее содержание в программе тренинга должно быть приведено полностью, всегда со ссылкой на слайды и другие обучающие материалы, использующиеся в процессе мини-лекции. Затем описывается стадия освоения алгоритма. После этого описываются методы обучения, выбранные тренером для освоения применения алгоритма. Заключительная часть тренинговой сессии - это общая обратная связь тренера по завершенному циклу обучения, его итогам и результатам.

В описании заключительной части тренинга приводятся такие процедуры завершения обучения, как финальное напутствие, наиболее обобщенная обратная связь тренера по результатам и итогам завершившегося тренинга; в заключительной части обязательно нужно описать, что ждет участников по завершении тренинга - различные формы оценки обучения или иные виды посттренингового сопровождения.

Простейшая программа тренинга, состоящего из одного цикла обучения, приведена в Приложении 2.

Написание программы тренинга всегда предполагает создание расписания этого тренинга. Обучение персонала - это затратный для компании процесс, а все затраты, в том числе и затраты времени, должны учитываться и анализироваться. Поэтому тренер обязан показать заказчику обучения обоснованное распределение затрат времени на разработанную тренером программу тренинга.

Вначале тренер должен рассчитать, сколько времени уйдет у группы с заданным количеством человек* на каждую тренинговую работу, на каждый метод обучения. Для этого можно использовать упрощенный шаблон описания и написания программы тренинга (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Упрощенный шаблон программы тренинга

Чем подробнее описание применяемого тренером метода обучения, тем точнее можно определить затраты времени, необходимые для полноценного применения этого метода.

Затем тренер должен четко расписать каждый день тренинга по часам и минутам в соответствии с затратами времени, отведенными на каждую форму тренинговой работы, реализацию каждого метода обучения. Расписание тренинга может быть включено в текст под

Обратите внимание: продолжительность многих видов тренинговой работы (знакомство и другие виды работы по цепочке, работа в парах, работа в тройках) зависит от количества участников тренинга: одно дело провести работу в парах с обеспечением последовательного взаимодействия каждого с каждым в группе из четырех человек и совсем другое - провести эту же тренинговую работу в группе из 16 человек. - Прим. авт.

названием «Программа тренинга» или может быть представлено в виде отдельного документа для удобства восприятия и постановки акцента именно на временной компоненте тренинга. В общем случае программа тренинга для заказчика (она отличается от базовой программы тренинга гораздо меньшей подробностью описания методов обучения) должна содержать расписание тренинга по дням, часам и минутам, причем описания методов обучения должны быть такими, чтобы у заказчиков не возникало вопросов о целесообразности временных затрат, предлагаемых тренером.

Цели бюджетирования материальных затрат должен служить специальный раздел описания программы тренинга под названием, например, «Материалы». Этот раздел может быть включен в базовую программу тренинга в виде таблицы или может быть представлен только в свернутой программе тренинга, написанной для заказчика обучения. Материальные затраты на подготовку материальной части обучающего материала, в том числе раздаточных материалов, прописываются отдельно. Одни материальные затраты не зависят от количества участников тренинга, другие же четко привязаны к размеру тренинговой группы.

Итак, создание программы тренинга и его описания должно происходить одновременно. При этом лучше избегать тезисности и сокращенных предложений, а писать сразу подробно и четко. Описывая программу в текстовой форме, тренер видит пробелы и недостатки в придуманном им плане обучения и может корректировать их. Кроме того, написание текста способствует нахождению правильных формулировок, уточнению структуры обучающих материалов, попытке предсказать реакцию участников с целью ее использования в интересах обучения и предотвращения сбоев в тренинге. В процессе создания программы тренинга тренер должен проанализировать возможные вопросы участников, проблемы, которые могут у них возникнуть. Тренер должен заранее найти соответствующие ответы и решения.

Написание программы тренинга - это важнейший инструмент подготовки тренера к проведению тренинга. В процессе создания программы тренинга тренер должен думать, как достичь основных целей обучения, а также о многих других аспектах: в каком стиле и в каком ритме проводить тренинг, как позиционировать себя перед участниками тренинга, на что сделать основной упор, как расположить к себе участников тренинга, как исходя из свойств и характеристик участников тренинга настроить их на интенсивное и продуктивное обучение, как расположить их к тематике тренинга и т.д.

Следует помнить, что подробно написанная и ясно изложенная программа тренинга позволяет разговаривать с заказчиками обучения предельно предметно и четко, а это снижает возможность непонимания, недопонимания и возникновения других препятствии и проблем по ходу согласования обучения. В частности, только четко составленная программа позволяет наглядно и убедительно обосновать заложенные в различные формы тренинговой активности временные затраты.

В идеале в компании существует уже готовый и согласованный шаблон описания программы тренинга. В других ситуациях такой шаблон, единый для всех тренеров компании, нужно специально создавать. Согласованная и принятая к реализации программа тренинга - это не просто текст, а корпоративный документ, который должен соответствующим образом фиксироваться, заверяться и храниться. Практическая реализация именно такого отношения к программе тренинга позволяет облегчить решение целого ряда проблем, которые могут возникнуть в связи с проведением тренинга. Написанная программа тренинга - это один из важных и практически значимых материалов, по которым могут проводиться оценка эффективности работы тренера и контроль его деятельности. Кроме того, текстуально оформленная программа тренинга - это мощный инструмент работы тренера, оптимизирующий его деятельность по проведению тренинга. Именно опора на выверенную программу тренинга делает процесс тренинга четким, структурированным и планомерным.

К сожалению, в настоящее время программы пишутся слишком конспективно и тезисно, не привязываются к различным обучающим материалам, отсутствуют единые корпоративные шаблоны описания тренинга и написания его программы. В процессе тренинга тренер следует не программе, а каким-то иным доминантам, в этом случае возникает вопрос, стоило ли тратить рабочее время на написание программы, которая не становится инструментом работы тренера. К программе тренинга не относятся как к документу: хранят только в электронном виде, разбрасывают по тренинговой аудитории, не оформляют должным образом. Каждый тренер, который действительно ценит свой профессионализм и хочет развиваться именно как специалист по обучению и развитию персонала, должен всеми силами и всеми доступными средствами исправлять сложившуюся ситуацию.

Не всегда имеет смысл обсуждать с заказчиком тренинга программу тренинга во всей ее полноте. Иногда стратегия тренера и/или отдела обучения направлена на поддержание профессиональной закрытости. В этом случае заказчику дают не подробное описание всех форм тренинговой активности, а только их тезисы. С одной стороны, это имеет смысл, поскольку заказчик тренинга не должен сам создавать и/или переделывать программу тренинга - это не его обязанности, с другой стороны, такой подход затрудняет достижение взаимопонимания между исполнителем заказа и заказчиком обучения. Конечно, универсальных методов решения этой проблемы не существует, поэтому ее нужно решать, сообразуясь с конкретными условиями в конкретной компании.

В то же время создание определенных обучающих материалов, в частности кейсов и конкретных проблемных ситуаций, невозможно без участия заказчика тренинга, непосредственного руководителя участников тренинга и/или самих участников тренинга. Активное вовлечение в создание обучающих материалов способствует принятию тренинга заказчиками и повышению активности его непосредственных участников. В большинстве случаев для создания эффективных алгоритмов выполнения рабочих операций тоже необходимо привлекать заказчиков обучения, и/или участников тренинга, и/или их непосредственных руководителей.

Итак, программа тренинга выполняет следующие функциональные роли:

  • во-первых, это инструмент создания тренинга. Она позволяет не только спланировать тренинг, не только обеспечить участие в его создании компетентных и заинтересованных лиц, но и предсказать реакции его участников, подготовиться к ним;
  • во-вторых, это ценный инструмент проведения тренинга. Тренер, руководствующийся в процессе проведения тренинга качественной программой, всегда эффективнее и намного профессиональнее тренера, действующего по наитию;
  • в-третьих, это внутренний корпоративный документ и средство оценки и контроля деятельности тренера.

Важен еще один аспект. Программа тренинга не является святыней, не подлежащей переоценке и корректировке. Наоборот, в идеале программа тренинга совершенствуется, дополняется, уточняется после каждого тренинга. Ведь каждый качественно проведенный тренинг, в процессе которого тренер активен, увлечен, дает огромную массу материала, который необходимо осмыслить, творчески переработать и применить на практике. Каждый тренинг в таком случае становится ступенью профессионального роста тренера, а не просто очередным выполненным заданием.

Программа тренинга существует в нескольких ипостасях:

  • текст, структурированный в таблице, представляющей собой корпоративный шаблон описания программы тренинга;
  • описание программы тренинга, созданное для заказчика тренинга. В этом документе особый акцент помимо содержания тренинга должен быть сделан на тех параметрах, с помощью которых обосновываются материальные и временные затраты, необходимые для проведения эффективного тренинга;
  • описание программы тренинга для участников тренинга и для потенциальных участников тренинга. Роль такого описания рекламная и мотивационная: задача создания такого описания - убедить участников в необходимости предлагаемого тренинга, привлечь к нему внимание.

Наконец, тренер может создать свернутое описание программы тренинга, которое станет его подспорьем в процессе проведения тренинга. Такой вариант программы тренинга можно назвать конспектом тренинга. В нем обязательно должны быть тезисные планы мини-лекций, инструкций для участников и группы в целом, и, главное, точные ссылки на номера слайдов, страницы раздаточного материала. Даже очень опытный тренер нуждается в конспекте тренинга, причем, чем опытнее и профессиональнее тренер, тем качественнее используемые им конспекты.

Одновременно с написанием программы тренинга тренер создает и обучающий материал, без которого проведение тренинга невозможно. Порядок, проблемы и задачи создания обучающего материала рассмотрены в п. 4.1.4.

Таким образом, до начала тренинга тренер должен создать его подробное описание, т.е. дизайн тренинга (рис. 4.1).

  • Шаблон написания программы тренинга мы подробнее рассмотрим позже. - Прим. авт.

Очень важно грамотно спланировать логику изложения тренинга, сочетание лекционных, практических и игровых моментов. Тренинг должен быть целостным, восприниматься участниками гармонично и легко.

Целостность в тренинге — последовательность, логичность, непрерывность событий. Поэтому из тренинга нельзя уйти на несколько часов и, вернувшись, снова продолжать работу.

Для создания целостного тренинга, необходимо разработать четко продуманную и глубокую программу тренинга.

Грамотная программа тренинга - тоже целостная вещь. Как правило, программу тренинга можно условно поделить на три части: вступительную, основную и заключительную.

Вступительная часть имеет решающее значение. Именно в это время происходит знакомство с программой, методами работы, устанавливается регламент и правила тренинга.

В рамках вступления вы, в первую очередь, должны рассказать о себе. Объяснить, чем лично вам интересна тема, которую планируете раскрыть. Если вы работаете вдвоем или более широким составом, необходимо обозначить роль всех выступающих в тренинге. Специфика этой процедуры заключается в том, что если вы не представлены — вас просто нет.

Во второй части вступления необходимо четко сформулировать цели и задачи тренинга, основные правила работы, методы и регламент тренинга. Например, если вы считаете нужным попросить отключить мобильные телефоны, объявить время перерывов или сообщить организационные подробности, то делайте это с самого начала.

Методы работы также стоит объяснить заранее. В противном случае вопросы относительно того «кто мы, где мы, что делаем и по каким правилам работаем?» будут возникать постоянно. И, конечно, во вступительной части необходимо обозначить, каких результатов вы планируете достичь по окончании тренинга.

Одним из самых важных элементов вступительной части является представление участников, которым пренебрегают, как правило, все тренеры. Что только они ни придумывают вместо этого. И двадцать методов «разогрева», и перевоплощения, и разговор с соседом и др. Мало кому в голову приходит просто спросить у участников, кто они, зачем пришли и чего ждут от тренинга. Трудно сказать, откуда взялся миф, что взрослые ответственные люди испытывают стресс, когда называют свое имя, интересы и род занятий, но если это действительно так, то как тогда они ходят на работу и выполняют свои должностные обязанности?

Принято считать, что знакомство в группе в первую очередь нужно участникам. Но вопреки общепринятому мнению, в знакомстве с участниками более заинтересован тренер. Основная функция знакомства — это не «разогрев», а диагностика. Удивительно, часто перед тренингом на нее тратятся огромные средства. В полном объеме проводятся анкетирование, анализ потребностей в обучении, интервью, но непосредственно на тренинге эти вопросы обсуждать почему-то не принято.

Исключение этой важной процедуры не позволяет тренеру и участникам уточнить проблематику, публично соотнести программу и ожидания. Кроме того, из-за недопонимания потом могут возникнуть претензии.

Так или иначе, вступительная часть призвана познакомить тренера и участников, прояснить содержание тренинга, уточнить оргвопросы. Во время вступительной части у тренера есть великолепная возможность дополнительно заинтересовать группу, показать преимущества тренинга, заложить фундамент взаимопонимания.

От вступления тренер переходит к основной части тренинга. Традиционное начало основной части — лекция, мини-лекция, установочная лекция плюс, возможно, другой информативный материал. Лекция решает несколько задач: знакомит с предметом, показывает состоятельность тренера, наполняет аудиторию содержанием, дает представление об общих ценностях.

Вообразите аудиторию, которая ждет тренера, мотивирована на обучение, готова к новым свершениям. Приходит тренер и вместо объяснений, с места в карьер, предлагает «отрабатывать навыки». Так это называется? Что подумают участники? Очевидно, они подумают, что тренеру просто нечего сказать. И будут совершенно правы. До тех пор пока тренер не подтвердил собственную квалификацию, трудно рассчитывать на лояльность участников. Если вы не показали, что можете, не рассчитывайте, что все с радостью бросятся исполнять предложенные вами задания и упражнения.

Для того чтобы не возникло проблем, обязательно готовьте лекционный материал. Небольшая емкая лекция позволит подготовить почву для эффективного выполнения практических заданий.

Существует мнение, что «вал» заданий и упражнений в тренинге демонстрирует высокую квалификацию тренера. На практике количество полноценных заданий с учетом подготовки, презентации и обратной связи за один день не может превышать четырех.

В противном случае невозможно осмыслить результаты проделанной работы. Переизбыток заданий (например, от трех до пяти и более за полдня) свидетельствует о содержательной беспомощности тренера, неспособности адекватно планировать и оценить работу участников.

Тренинг — освоение новых знаний и навыков в ограниченный отрезок времени. Жесткий учет времени на подготовку и презентацию заданий является одним из главных требований. Если время не продумано, тренер обязательно столкнется с двумя проблемами. Первая — часть группы не успела выполнить задание, вторая — сделала его слишком быстро. И в том и в другом случае придется менять программу, думать, чем заполнить паузы или «комкать» анализ результатов.

Несоблюдение временных рамок в работе над заданием зависит не от нерасторопности участников, а от неэффективности планирования программы. Даже несмотря на специальные методы «растягивания» и «сжатия» времени, отсутствие тайм-менеджмента в тренинге всегда выглядит небрежно.

Не менее важно по окончании групповой работы заслушать презентации участников. Презентационная часть позволяет не только предъявить наработки группы, но и стать площадкой для синтеза содержания и эмоций участников, отследить качество усвоения материала.

Требования к презентациям просты: все участники выполняют их в заданном формате. Разрабатывая программу, рассчитывайте время для выступления каждой группы или, если задание индивидуальное, каждого участника и всегда помните, что отказ выслушать результаты работы группы невозможен.

После выступления групп тренер должен подвести итоги, озвучить выводы. Во-первых, группа не должна оставаться без обратной связи. Во-вторых, вам нужно предусмотреть правила и содержание комментариев. Честно говоря, принципиальных различий в последовательном или итоговом анализе работы групп нет. Просто в первом случае может оказаться, что, обсудив первую группу, вам совершенно нечего сказать про вторую. Если вы выбираете итоговый групповой анализ, вас подстерегает другая проблема — отсутствие деталей, специфики работы каждой конкретной группы.

Для того чтобы этих опасностей избежать, нужно обязательно готовиться. Например, если программа тренинга новая или вы проводите тренинг для новой аудитории, постарайтесь ответить на все вопросы заданий сами. В дальнейшем расхождения в групповой работе предоставят вам отличную возможность для аналитических комментариев. Очевидно, презентации участников могут предоставить вам идеи и площадку для импровизаций. Но это не исключает вашу предварительную подготовку.

Очень часто популярные тренеры — прекрасные рассказчики, которые могут легко увлечь слушателей интересным выступлением. Однако если забыть про «домашнее задание» (закрепление навыков), то участники всегда могут сказать: «Я не верю, что смогу после нашего тренинга продавать (организовывать, говорить по телефону, выступать публично)!».

Поэтому по итогам анализа групповой работы необходимо предусмотреть методы закрепления пройденного и работы над ошибками. Если время позволяет — задание можно доработать. Если время ограничено — группы должны сформулировать ключевые требования к правильно выполненному заданию.

Заключительная часть программы тренинга — подведение итогов. Это позволит еще раз обозначить основные навыки, которым были обучены участники, ответить на все возникшие вопросы, разобрать наиболее спорные случаи. В рамках подведения итогов вы можете вручить сертификаты, объявить публично об успехах, сказать участникам теплые слова, выслушать их мнения, ответить на вопросы.

Все это нужно готовить заранее. Правда, всего предусмотреть невозможно, но чем серьезнее будет подготовка, тем меньше останется простора для неприятных непредвиденных мелочей.