Как уберечь подростка от дурного влияния. Как уберечь подростка от вредных привычек

Чем больше свидетелей у чужого несчастья,

тем меньше шансов у жертвы получить помощь.

Б.Лабейн.

Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы;

обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения : родительский дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения : статистика обсуждаемой проблемы; анализ мнения родителей по проблеме насилия и жестокости; возможные пути предупреждения насилия и жестокости по отношению к детям.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; ситуации для анализа родителями; классный час по проблеме собрания; выставка плаката-обращения к сверстникам; подготовка памяток для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 6 классе « Как уберечь подростка от насилия и жестокости»

Чем больше свидетелей у чужого несчастья,

Тем меньше шансов у жертвы получить помощь.

Б.Лабейн.

Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы;

Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения : родительский дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения : статистика обсуждаемой проблемы; анализ мнения родителей по проблеме насилия и жестокости; возможные пути предупреждения насилия и жестокости по отношению к детям.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; ситуации для анализа родителями; классный час по проблеме собрания; выставка плаката-обращения к сверстникам; подготовка памяток для родителей.

Ход собрания.

1.Вступительное слово классного руководителя.

За последние десятилетия в России и в том числе в Калмыкии произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека, в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия –уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий. Ведь безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. И именно исходя из наших с вами советов они будут вести себя в трудной ситуации. В наших силах сделать и так, чтобы этих трудных ситуаций не возникло вовсе. Об этом и поговорим сегодня.

Статистика по теме собрания.

Анализируя тематику обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Республике Калмыкия необходимо отметить, что по сравнению с 2011г., когда граждан волновали в первую очередь нарушения прав детей на защиту от всех форм насилия и нарушения жилищных прав несовершеннолетних, в 2012 г. на первое место вышли вопросы нарушения прав ребенка на проживание и общение с родителями.

Тема обращений

Нарушение прав ребенка на проживание с родителями, воспитание и заботу с их стороны, а также права на обращение с родителями и другими родственниками.

22,9

Об оказании помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Нарушение прав детей в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты, лечебных учреждениях.

Нарушение прав детей от всех форм насилия

Показателем социального неблагополучия общества является наличие преступлений, совершенных в отношении детей. Всего в 2012 г. в Калмыкии зарегистрировано 128 преступлений, совершенных в отношении детей (242 в 2011 г). Как нарушение права на жизнь рассматриваются самоубийства. В 2012 г. уровень их попыток по сравнению с 2011 г. снизился ровно вдвое – 17 против 34 в 2011 г. Завершено две попытки.

Основная причина ухода детей из дома-противоречия с взрослыми. В региональном розыске в 2012 г.находилось 16 детей. Все дети найдены.Несмотря на активные профилактические меры по снижению преступности в отношении детей, криминогенная ситуация в 2012 г. оставалась неблагоприятной. Таким образом, право ребенка на защиту от всех форм насилия, предусмотренное ст.19 Конвенции о правах ребенка, соблюдено не в полной мере.

2. Анализ анкетирования и классного часа по проблеме собрания.

Классный час « Детство без жестокости и насилия» проводится предварительно, и реальные ситуации сегодняшней жизни обсуждаются в начале с учащимися, а затем с родителями. Это поможет классному руководителю выяснить осведомленность учеников по затронутым проблемам. В ходе классного часа ребята обсуждают правила поведения на улице, в подъезде, в семье, где они могут быть подвергнуты опасности, делают рисунки опасных ситуаций, с которыми они уже встречались в жизни. Эти рисунки используются в ходе родительского собрания.

Анкеты для учащихся

1 .Если ты один остался в квартире и в твою дверь кто-то позвонил, как ты поступишь?

Откроешь дверь.

Попросишь назваться человека, стоящего за дверью.

Не будешь отзываться, имитируя, что дома никого нет.

Позвонишь по телефону соседям или родителям.

2 .Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь?

Откроешь дверь.

–Сделаешь вид, что в доме никого нет.

Позвонишь родителям или знакомым людям.

Начнешь кричать и шуметь.

3. Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает, как ты поступишь?

Будешь ждать того, кто в нее войдет.

Спросишь, кто там.

Сообщишь родителям.

4 .Если к тебе на улице подойдет незнакомый человек, как ты поступишь?

Вступишь с ним в разговор.

Молча отойдешь в сторону.

Подойдешь туда, где есть люди.

Начнешь шуметь, чтобы обратить на себя внимание посторонних людей.

5 . Если во дворе к тебе подойдут незнакомые ребята и пригласят пойти куда-нибудь с ними, как ты поступишь?

Примешь их предложение.

Откажешь им.

Свяжешься с родными и спросишь у них разрешения.

Пообещаешь, что встретишься с ними в другой раз.

6 .Если ты хочешь войти в подъезд, а за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь?

Не пойдешь в подъезд.

Дождешься знакомых или соседей и тогда пойдешь в подъезд.

Пойдешь к ближайшему телефону-автомату или позвонишь родителям по мобильному телефону.

Пройдешь мимо своего дома и пойдешь туда, где больше людей.

7 .Если ты войдешь в подъезд и увидишь там одного или нескольких незнакомых тебе людей, как ты поступишь?

Немедленно выйдешь из подъезда.

Пойдешь спокойно по лестнице домой.

Позвонишь в любую квартиру.

Начнешь звать на помощь.

Анкетирование родителей

1. Говорите ли вы своему ребенку о том, что он может быть подвергнут насилию?

2 .Как вы учите своего ребенка предупреждать насилие по отношению к себе и бороться с ним?

3. Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи?

4. Комментируйте ли вы своему ребенку передачи, посвященные борьбе с насилием и жестоким обращением к детям?

5. Какие правила самозащиты известны вашему ребенку?

6. Вы знаете, как и с кем ваш ребенок проводит свободное время?

7. Можете ли вы гарантировать, что подросток не будет подвергаться насилию и жестокого обращения, общаясь с теми людьми, с которыми он проводит свободное время?

8. Где, на ваш взгляд, подросток может быть подвергнут насилию?

3.Анализ ситуаций.

Родителям зачитываются ситуации, и они предлагают свои варианты их разрешения.

Ситуации для анализа родителями.

Родителям предлагаются для анализа реальные жизненные ситуации. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.

Ситуация 1. Подросток, который всегда ходил в школу без особых проблем, вдруг стал мрачным, радостное настроение сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Родители не могли понять причину изменения настроения. Лишь спустя какое-то время узнали, что по дороге в школу взрослые ребята требуют у него деньги. Для того чтобы его не били, подросток отдавал им все деньги, которые ему давали родители на завтраки.

Ситуация 2 .Случайно родители обнаружили на теле девочки синяки. Долго родители выясняли причину их происхождения. Услышанное ими повергло родителей в шок. Оказалось девочка подверглась сексуальному насилию со стороны подростков. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать все родителям девочки. Ситуация 3. Мальчик спешил в школу. Она находилась недалеко от дома, поэтому родители ребенка не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал.Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулем, предложил подвезти до школы. Соблазн был велик, очень уж хотелось проехать на красивой машине. Поездка обернулась трагедией...

Ситуация 4 .Школьника дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе, и в классе. Он отказывается ходить в школу. Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательства повторяются и становятся еще более изощренными.

Ситуация 5 .Девочка просится провести выходной день на даче у подруги. Родители не позволяют ей быть целый день вне дома, приводя различные аргументы, в том числе и возможность насилия в любом виде. Девочка возмущена, она перестает общаться с родителями, игнорирует их требования, смеется над их подозрительностью и предусмотрительностью…

Обсуждение памяток, предложенных классным руководителем.

Памятка для родителей.

Уважаемые родители!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный жизненный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю жизнь. Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни…

1.Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

2.Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3.Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4.Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5.Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6.Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7.Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8.Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию какой-либо борьбы или другую, связанную со спортом, и интересуйтесь его успехами.

9.Если кто-либо из ваш друзей и знакомых вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10.Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11.Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12.Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос: «Что будет, если?..»

13.Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

Анализ рисунков учащихся, подготовленных ими к классному часу.

Обзор педагогической литературы по проблеме собрания.

4.Подведение итогов.

Необходима профилактическая работа с учащимися, их родителями, педагогами на основе Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, ФЗ от 24.07.1998 г. №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона Республики Калмыкия от 01.04.2011 г. № 254-IV-З «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Калмыкия».

Профилактическая работа призвана обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми. Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. Профилактическая работа должна осуществляется по направлениям:

Организационная работа,

Диагностическая работа,

Профилактическая работа с обучающимися,

Профилактическая работа с родителями и педагогами.

Профилактическая работа с родителями и педагогами предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. Профилактическую работу реализует администрация школы (с привлечение заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. Профилактическая работа с родителями:

1) правовая просвещенность родителей;

2) выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутришкольный контроль;

3) посещение семей по месту жительства, направление ходатайств в КДН;

4) проведение родительского всеобуча:

  • «Профилактика жестокого обращения в семье»
  • «Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего»
  • «Создание эмоционального поля во взаимоотношениях»
  • «Права и обязанности семьи»
  • «Причина детских суицидов»
  • «Профилактика правонарушений и преступлений (Уголовный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Административный кодекс РФ)»
  • «Права, обязанности, ответственность родителей и несовершеннолетних»
  • «Профилактика неблагоприятных взаимоотношений в семье и обществе»
  • «Воспитание детей в семье. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи» и др.

Список литературы:

1. Справочник социального педагога. Шишковец Т.А. М., ВАКО, 2005-2008 с. (Педагогика. Психология. Управление).

2. Возрастная психология. Курс лекций под редакцией профессора Н.Ф. Добрынина.

3. Социальная работа школы с семьей. В.Н. Гуров. Педагогическое общество России, Москва 2002.

4. Социальная психология. Под редакцией академика АПН СССР А.В. Петровского.

5. Психология старшеклассника. И.С. Кон.

6. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в

образовательных учреждений. Г.А. Ромашкина, Волгоград 2006.

7. Международная Конвенция ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.)

8. Конституция РФ.

9. Семейный кодекс РФ.

10.Доклад о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Калмыкия в 2012 г.

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Яшкульская многопрофильная гимназия»

Республиканский конкурс на

Лучшую методическую разработку

Родительского собрания по

Проблемам противодействия насилию

И жестокому обращению с детьми.

Родительское собрание « Как уберечь подростка от насилия и жестокости»

Выполнила: Горяева Баин Бадмаевна

Учитель истории и обществознания,

Классный руководитель 6 класса.

Яшкуль, 2014г


Низкая самооценка - если ребенок считает себя некрасивым, глупым и т.д., то он может связаться с плохой компанией, так как будет считать, что в другую его не возьмут. К тому же в подобной компании другие дети будет относиться к нему со страхом и почтением, а значит, самооценка будет повышаться;

Подросток выражает протест - если взрослые не хотят принимать во внимание мнение ребенка, принимают несправедливое решение (по мнению подростка), он так выражает протест - связываясь с плохой компанией;

Восхищение подобными компаниями - плохие компании зачастую выглядят привлекательно в глазах других детей и являются неформальными лидерами. Подросток может восхищаться такими ребятами и стремиться попасть к ним в компанию, тогда создается иллюзия своей причастности к чему-то важному;

Чрезмерная опека - если ребенок и шага не может ступить без родительского одобрения, это приводит к тому, что подросток стремится вырваться из такой опеки. В результате, он может попасть в плохую компанию.

Итак, сначала надо выяснить причины, по которым ребенок попал или может попасть в плохую компанию. А потом уже действовать.

Как родители могут справиться с ситуацией?

Естественно, важно действовать в соответствии с причинами, которые побудили подростка вести себя подобным образом. То есть, если ребенку не хватает внимания, больше с ним общаться и совместно проводить время.

Если родители поняли, что обычно не прислушиваются к мнению ребенка, изменить свое поведение. А если взрослые узнали себя в чрезмерно заботливых родителях, стоит предоставить ребенку больше свободы и самостоятельности.

Уберечь ребенка от плохой компании можно, если с ним много общаться, вместе проводить время, делиться переживаниями, слушать его мнение и доверять ему.

А вот еще несколько полезных советов:

Важно быть примером для ребенка - не только в том, как правильно себя вести, но и как веселиться, как общаться;

Найти подростку побольше интересных занятий - спортивные секции, разные кружки, творческие мастер-классы позволят не только научиться чему-то интересному, но и найти новых друзей;

Проводить досуг всей семьей - необязательно делать это каждый день или каждые выходные. Однако хотя бы пару раз в месяц можно всем вместе отправиться в поход, на пикник, на лыжную прогулку, поиграть в волейбол или снежки;

Давать ребенку больше свободы - подростку важно личное пространство. Поэтому не стоит постоянно вмешиваться в его жизнь;

Читать еще

Повысить самооценку - если у подростка есть проблемы с самооценкой, необходимо ее повысить. Например, найти то, в чем он преуспевает или может преуспеть и помочь ребенку или направить его. Кроме того, чаще хвалить подростка и давать ему поручения, которые он может выполнить, и которые действительно важные и не слишком легкие. Это поможет ребенку стать увереннее в себе;

Доверие - в отношениях очень важно доверие. Если ребенок с детства привык делиться с родителями своими мыслями и чувствами, а родители всегда внимательно слушали его, то вряд ли возникнет проблема с влиянием дурной компании;

Если ребенок уже связался с плохой компанией - не стоит постоянно ругать и обвинять его. Лучше мягко и аккуратно донести до подростка, почему лучше не общаться с такими ребятами, причем, ребенок должен думать, что он дошел до этой мысли самостоятельно.

Каждый малыш, проходя в этот прекрасный мир, не несет плохое намерение. Но, почему же, у вашего ребенка в восемь, десять, тринадцать, пятнадцать лет, неожиданно появляются новые друзья, о которых взрослые никогда не слышали? Почему эти новые друзья мгновенно малышу становятся ближе и нужнее, чем родители? Почему малыш при каждом случае питается сбежать из дома к этим Денисам, Маринам, Петям?

Педагоги говорят, что не редко подросток старается подружиться с тем ребенком, которому принадлежат несвойственные ему черты характера. Другими словами, застенчивая, зажатая и неуверенная в себе доченька, ходит по пятам за той, которая в свои 14 лет прошла воду и огонь. А боязливый малыш начинает дружить с отчаянным и храбрым, молчаливый - с болтуном, послушный и тихий с забиякой. Естественно, взрослые, узнав о такой дружбе, начинают беспокоиться: не будут ли их малышом манипулировать, использовать в собственных целях? Не превратится ли он с тихони в трудноуправляемого подростка?

Способы разрешения проблемы - как уберечь ребенка от плохой компании

Жаль, но многие родители в таких ситуациях делают одну и ту же ошибку: строго запрещают подростку дружить и играть с конкретными детьми. Как вы считаете, таким образом можно добиться результатов? Может быть, в некоторых ситуациях можно - если ваш авторитет у малыша выше, чем авторитет школьного или дворового неформального лидера. Но, не редко дети начинают делать все назло, особенно в . Их противоречия правит ими. Часто малыш просто перестает говорить вам. Где о был. Что делал. Вы становитесь мало информированными, нужно ли это вам? «Тайная», «теневая» дружба - это очень сильно подозрительно, здесь попахивает интересными приключениями. А какой малыш откажется от веселых приключений и от возможности вести теневую жизнь? Отвлечь подростка, оторвать от дружков в такой ситуации бывает очень трудно.

Более простой и эффективный способ - разрешить малышу дружить со всеми друзьями. Сделайте это от чистого сердца, как бы тяжело это ни было. Нельзя к новым друзьям относится предвзято: а вдруг, он только на первое время такой конфликтный, неуправляемый, ершистый, а на самом деле - замечательный человек, черты характера которого действительно дополняют черты характера вашего подростка? Посмотрите на этих друзей другими глазами и попытайтесь в них найти что-то хорошее и привлекальное, ведь ваш подросток что-то в них увидел. А если и в самом деле в гости пришли подростки-уголовники - не волнуйтесь и не выгоняйте их, если вы уже их впустили. Объясните вашему подростку правильное решение. Есть один важный момент, который может вас успокоить: не редко, детская дружба скоротечна. После зимних или летних каникул дети находят себе других друзей, а о старых, могут уже даже не вспоминать. Подождите какое-то время - может быть, ситуация сама «рассосется».

«Переключение интересов»

Может быть, вашему подростку не хватает увлечений в жизни, а там, в компании, ему предлагают - взаимовыручки, «дружба до гроба», рискованные приключения. Некоторые дети стараются ездить в электричках и автобусах «зайцами», заезжая далеко от дома. Разумеется, это интересно! Некоторым нравится петь под гитару, запекать картошку, сидеть на пустыре перед костром. Другим ездить на мотоциклах, хотя и страшно - нельзя же быть слабаком! Возможностей получить острые ощущение и самоутвердится - масса.

Попытайтесь найти для подростка занятие, которое полностью могло удовлетворить тягу к интересным приключениям. Ведь у вас возможностей так же много, как и в других! Есть спортивные секции - не только волейбол и футбол, но ещё картинги, каратэ, бокс. Пусть лучше ребенок будет лазить по скалам под наблюдением инструктора, и прыгать с парашюта, чем пропадать неизвестно где и с кем. Существуют ещё и кружки, в которых занимаются спелеологией, археологией, альпинизмом и туризмом, разыскивают следы разрушенных городов, спускаются в пещеры, хотят в походы…Романтика? Риск? Да, это есть - но это, организованный приключения!

А скауты? Ведь ваш подросток точно оценит верность и братство скаутов - и это окажется вашей победой. Другим словом, пораскиньте собственным умом, узнайте, какие кружки и секции существуют в вашем городе - и вперед! Не волнуйтесь, если не получится с первого раза. Ведь, может вашему малышу не нравится лазить по горам, а больше привлекает соревнования в бассейне или подводное плавание. Не редко он и сам не знает, чего действительно хочет - в такой ситуации помогите ему выбрать вид развлечения.

Что делать, если подросток уже в плохой компании?

Плохо, если ребенка затянула в свои сети дурная компания. Много ситуаций, когда групповое преступление совершают дети с благополучных семей, причем им трудно объяснить, почему они так поступили. «Эффект толпы», «стадный инстинкт» -- такие понятия этому феномену придумали опытные психологи. Это - сильнейшая сила, которой трудно сопротивляться. Если подобная ситуация случилась, задача взрослых - найти причину. Не редко в такой компании оказывается подросток, чувствующим себя изгоем, отверженным - в классе презирают, дома не понимают… Что ещё ему остается делать? Только подружится назло всем с разными хулиганами: удивляйтесь и завидуйте!

Попытайтесь прощупать почву: действительно ли подростку комфортно с такими друзьями, или он делает это назло всем. Вероятно, он уже и сам не сильно рад ситуации, в которой он оказался? А попросить у вас помощи боится. В такой ситуации нужно дать ему понять, что вы не будете его наказывать и ругать - что бы ни случилось. Ребенок должен быть уверен, что родители его поймут и примут любого.

Если в вашем доме нет родительского доверия, то запреты взрослых могут сыграть неблагоприятную роль - толкнуть подростка к тому, кому он может доверять больше. Поэтому лучший способ уберечь подростка от плохих друзей и нежелательного общения - дружеские и доверительные отношения в семье. Такие отношения должны начинать с рождения малыша. Но, а если вы опоздали - никогда еще не было поздно исправиться ситуацию, поставить ваши отношения на верный путь. Можно подружиться с ребенком даже тогда, когда они взрослые - разумеется, это будет уже не такая дружба.

Ольга Юрковская специально для журнала «Лиза»5/2018

Подростки склонны рисковать, и ваш тоже. Вчерашние тихони начинают ярко бунтовать и свою освободившуюся энергию направляют совсем не на учебу, как вы и сами успели заметить. Вчерашнему ребенку хочется дерзить, рисковать, доказывать друзьям, насколько он крут, и тогда он готов, увы, и пить, и курить. Вот когда родители начинают ужасно бояться, что сын или дочь попали в плохую компанию или скоро ее найдут и натворят бед.

Что же делать бедным родителям? Достать ремень? Метод совершенно глупый и грозит окончательным разрывом дипотношений. Подростка легко ранить. Но есть универсальный выход, о котором не все знают.

Наставничество и благотворительность

Ваш подросток ведет себя вызывающе в первую очередь потому, что пришло время срочно выйти из роли ребенка, подчиненного и беспомощного. И тогда его бросает в другую крайность, когда хочется рисковать, никого не слушать, эпатировать. Кажется, конца этому не будет, и с каждым днем становится только хуже. Но у меня для вас хорошая новость — склонность к риску можно и нужно перенаправить в безопасное направление.

Хочет сын или дочь почувствовать себя взрослым, проверить, на что способен? Дайте эту возможность. Ваша задача — направить желание рисковать на благо ребенку и людям. Понимание и принятие взрослости подростка — это здорово, если родители способны почувствовать, когда и в чем стоит проявить уважение и доверие к своему чаду, дать ему немного больше самостоятельности. Стоит вам ограничить его во всем, что вы не понимаете или чего боитесь — получите откровенный саботаж и дерзкое желание ломать не только второстепенные, но и полезные границы. Проигнорировав несколько раз эти звоночки, вы рискуете надолго обострить и без того непростой переход из детства в серьезную взрослую жизнь.

Можно рисковать, нарушая закон, а можно рисковать, выполняя невероятно сложные спортивные трюки или задания на пределе своих возможностей. Когда мы рискуем своей репутацией, например, уважением важных для подростка сверстников и взрослых, которые станут свидетелями успеха или провала, мы тоже испытываем себя. Пусть у вашего подростка будет выбор и понимание, в каких сферах жизни он может рискнуть и показать себя. Когда энергии много, она все равно проявит себя в поступках, только пусть это будут добрые дела. Иначе задатки лидерства в вашем ребенке продемонстрируют себя во всей красе, но совсем не там и не так, как вам хочется. Вожак преступной группировки — тоже лидер, но заведомо с плохими ценностями, разрушающей этикой и асоциальными нормами морали. Какой родитель мечтает, чтобы его ребенок вдохновлял на подвиги банду ровесников? Думаю, вы не хотите, раз читаете эту статью.

Поэтому давайте создадим условия и направим силы ребенка в область благотворительности и наставничества. Обе сферы деятельности позволяют проверить «чего я стою?», «справлюсь ли?», «не слабо ли мне?». Пусть подросток взрослеет, проверяет, на что способен в мире взрослых, творя добро.

Детские дома — храм для эмпатии

Начать можно с простых вещей — договориться с детским домом по соседству или детским кружком, куда подросток будет приходить, чтобы проводить занятия с детьми. Ваш ребенок умеет играть в шахматы? Пусть приходит учить ребят шахматам. Ваш ребенок умеет что-то делать своими руками? Отлично, он может обучать группу малышей выжигать, строгать или выпиливать. Он здорово играет в футбол? Вот и дополнительный веселый урок физкультуры для малышей.

Часто государство помогает брошенным детям только материально, а им не хватает общения, не хватает наставников. Но даже взрослым непросто пойти к никому не нужным детям, а для подростка это настоящий риск и поступок. Я знаю детский дом, в который привезли ноутбуки: вещь полезная, но некому было прийти и научить детей пользоваться техникой. В такой ситуации сын или дочь, которых дома не оторвать от компьютера, могут выступить настоящими супергероями и перевернуть судьбы детдомовцев, если научат их быть ответственнее в учебе, общаться, смотреть фильмы через интернет. Подросток-наставник может проявить инициативу и завести в интернете группу «Вконтакте» на любую интересную детям тему, стать в ней модератором. Это будет не просто пришел-научил-ушел, а замечательный шаг для расширения круга социальных контактов таких детей.

Часто социальным проектам нужны вовсе не деньги, а умные люди, волонтеры, готовые помочь делами, знаниями. И ваш подросток может им стать и получить свою долю восхищения.

Подросток-учитель — это ответственно

Настоящим вызовом подростку может стать и опыт преподавания. Заниматься со сверстниками или младшими, а может быть, и с пожилыми людьми можно где угодно — в школе, в кружках, в молодежных домах, проводить даже в форме домашнего образования или учебы по скайпу. Можно договориться с преподавателями, чтобы ваши сын или дочь стали его помощником и вели часть занятий. Надо только задаться целью, спросить знакомых, подойти к преподавателю. И уж точно не лениться. А это уже задача родителей — найти час-другой и придумать решение. И за этот час избавить себя навсегда от головной боли за подростка и его будущее.

Когда ребенок начинает учить людей или заботиться о младших, вы убиваете сразу несколько зайцев. Подросток начинает чувствовать себя социально ответственным человеком, который приносит в мир добро, пользу, становится более устойчив психически. Он понимает, что небесполезен, что он уже сейчас улучшает мир, что его работа приносит измеримый результат. Вот он приехал, дети не умели читать по-английски или не разбирались в поисковых системах интернета — а он провел занятия, объяснил — дети научились. Дети не только получают какие-то учебные знания, они еще расширяют кругозор, развивают бытовые навыки, становятся более самостоятельными и уверенными, более ответственно относятся к выполняемым обязанностям. Кстати, сам подросток тоже научится разбираться в преподаваемом им предмете или деле. Теперь эти знания понадобятся в двойном объеме для демонстрации своего опыта и авторитета перед малышами, это не останется незамеченным и в его школе.

Юный преподаватель получает в итоге благодарность от своих учеников и их родителей.

Подросток нарабатывает преподавательский навык, который необходим любому руководителю и пригодится в каждой компании. Особенно, если обучение проходит в форме коучинга, наставничества, в формате правильных вопросов: «А ты подумай — как?», «А ты подумай — почему?», «Как можно было бы улучшить?», «Что бы ты сделал, если так?», «А вот к каким последствиям это приведет?». Чем больше подросток приобретает навыков и интересов, тем увереннее он становится в кругу семьи, в школе, тем большим авторитетом является для друзей. Лидеру важно обладать харизмой, которая способна дать ему много для формирования цельной личности.

И тогда появится автоматический навык — быть наставником для людей, которые находятся под его властью, под его лидерством. Это — неподражаемое умение, которому взрослых людей учат годами и за огромные деньги. А вы этот навык получаете бонусом к возможности оградить подростка от дурной компании и плохого поведения.

Ни для кого не секрет, что подростковый возраст один из самых трудных периодов в жизни наших детей, да и в нашей тоже. Это время для формирования различных вредных зависимостей, время дисгармонии между внутренним мироощущением подростка и требованиями общества. Для наших детей авторитетами становятся прежде всего их друзья. Только вот жизненный пример таких товарищей не всегда положительный.

Тотальный контроль ребенка

Представьте себе, что ваш ребенок-подросток с искаженным восприятием всего мира вдруг попадает под влияние дурной компании. В этой самой кучке так называемых «товарищей» ваше чадо пристрастилось к разного рода вредным привычкам, усвоило совершенно не нужную модель поведения, научилось хамить и ругаться. Конечно же, вы как ответственный родитель начинаете принимать меры. И чаще всего они напоминают сталинские времена. Любая вольная мысль - расстрел или ссылка. Но если великий вождь осуществлял это физически, то родители часто давят морально.

Вдруг, незаметно каждый становится философом, судьей и китайским мудрецом одновременно. Обычно это выражается в долгих, частых и, впрочем, ни к чему не приводящих беседах и нравоучениях. Они, чаще всего, несут в себе негативный оттенок. Подросток на каждое ваше слово находит как минимум десять ответов. Результат: все только хуже. На самом деле, у подростков есть склонность перечить и из принципа делать то, что им запрещают. Причем, чем сильнее вы выражаете свое недовольство, тем большее противодействие оказывает ваше чадо.

Задумайтесь! Стоит ли запрещать все, включая мелочи и слишком сильно ограничивать подростка в общении с товарищами?

Либерально-попустительское отношение к подростку

Однако не все родители ведут себя как тюремные надзиратели. Есть еще одна крайность - пустить все на самотек. У таких родителей складывается нечто наподобие девиза: в жизни нужно непременно все попробовать! Ну, подумаешь, пьет ваш ребенок пиво, курит, ругается матами, слишком вызывающе одевается. Это все непременно пройдет. И проходит… Иногда… Редко. В основном, с взрослением ребенка его привычки тоже «взрослеют». И вот тут, уважаемые родители, вы уже врядли что-то сможете сделать. Пока ваш ребенок растет, вы можете проявить свой авторитет, потом сделать это становится сложнее.

Мы уже говорили, что на подростков очень сильно влияют друзья. Как только вы говорили, что влияние это плохое, ваши дети доказывали вам обратное. В итоге вы сдались, опустили руки. Теперь ваше чадо абсолютно свободно в своих поступках. Вы считаете, что ребенок может поступать как хочет, все равно надоест рано или поздно.

Задумайтесь! А вдруг прозрение наступит слишком поздно? Стоит ли вообще рисковать, позволяя подростку все, что угодно делать и с кем угодно общаться? И неужели вы считаете, что вернете себе уважение ребенка таким способом?

Демократия в отношениях родителей и детей

Итак, тотальный контроль рождает мятежное настроение, попустительское отношение дает возможность вести себя как угодно, быть в какой угодно компании и слушать советы не совсем нужных товарищей. Существует еще одна модель взаимоотношений родителей и подростков - демократическая.

Тут наблюдается некий синтез двух предыдущих. С одной стороны, вы должны контролировать действия своего ребенка, но при этом, постарайтесь предоставить ему возможность выбирать, принимать решения самостоятельно . Подростки начинают позиционировать себя как взрослых людей. Вот и общаться с ними надо по-взрослому. Необходимо проводить доверительные беседы, за чашкой чая, например. Вы ни в коем случае не должны запрещать ребенку видеться с его друзьями. Постарайтесь научить его делать выводы из слов и поступков этих самых товарищей, постарайтесь стать для ребенка другом. Да, обычно, для родителей это очень сложно, но, поверьте, можно. Вам и самим потом понравится, что ваше чадо спрашивает вашего совета и доверяет секреты уже в юношестве.

Ваша задача - не запретить ребенку общаться с теми или иными людьми, а натолкнуть его так, чтобы он сам понял, кто его окружает и что с этим делать . А вот, что делать, кстати, можете подсказать. Но деликатно, без ссор и скандалов. Просто дать дружеский совет.

Если хотите защитить ребенка, помните:

  • поменьше запрещайте;
  • больше разговаривайте с ни, старайтесь выделять важность его решений;
  • не спускайте все полностью на самотек;
  • не старайтесь уберечь чадо от вех переживаний, друзей и привычек.
  • поменьше кричите, ведите диалог.

Наши дети - главное, что есть в нашей жизни. Пусть у них будет своя голова на плечах, которая поможет понять, кто есть кто в этом мире и сделает существование более радостным и теплым!

А вы найдете ту самую заветную середину, которая поможет вам предупреждать ошибки ребенка и стать для него лучшей среди всех.

Специально для L adySpecial.ru - Мари Матвеюк