Парацельс - биография, вклад в медицину. токсикологию и психотерапию. Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм) - биография

Научная сфера: Место работы: Учёное звание:

профессор физики, медицины и хирургии

Альма-матер :

Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать работала медсестрой в аббатстве. Был очень тщедушного вида, большая голова и худенькие кривые ноги. В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам Парацельс знал основы хирургии, терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии. В 16 лет Парацельс навсегда покидает дом и уезжает учиться в Базельский университет . После этого, в Вюрцбурге , у аббата Иоганна Тритемия , одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии, Парацельс изучал древние тайные учения. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре , здесь же был удостоен степени доктора медицины.

Скитания

С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия (и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны , Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).

В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 г. в замке Бератцхаузен он завершил работу над «Парагранумом» (1535). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 г. он остановился в Филлахе , где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хронику Каринтии» (1535).

Последние годы

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1534), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык , 1533), «Великая астрономия» (1531) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1536). После этого он побывал в Мерене , Каринтии , Крайне и в Венгрии и в итоге осел в Зальцбурге , куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придется перебираться в другой город. У него есть свой маленький домик на окраине, есть кабинет, своя лаборатория. У него есть теперь все, кроме одного - здоровья. Смертельная болезнь подстерегает его в один из сентябрьских дней 1541 года.

24 сентября 1541 года после непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет и трех дней) в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь», что на набережной, а его тело было похоронено на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти. Немецкий врач С. Т. фон Земмеринг обследовал череп Парацельса, который благодаря его необычному строению невозможно спутать ни с каким другим, и заметил трещину, проходящую через височную кость (череп часто трогали, и с течением времени она увеличилась и стала хорошо заметна). Он уверен, что такая трещина могла возникнуть только при жизни Парацельса, поскольку кости твердого, но старого и высохшего черепа нельзя было бы разделить подобным образом.

Останки Парацельса были эксгумированы в 1572 г. во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас стоит памятник ему. В центре разрушенной пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше - надпись на латинском языке: Philippi Theophrasti Paracelsi qui tantam orbis farnam ex auro chymico adeptus esf effigies et ossa donee rursus circumdabitur pelle sua. - Ion. cap. xix. (Филлипа Теофраста Парацельса, который стяжал столь великую славу мира за [открытие] химического золота, изображение и кости; и пока снова не покроется своей плотью. - Прим. пер.)

Под портретом написаны следующие слова: Sub reparatione ecclesiae MDCCLXXII. ex sepulchrali eruta heic locata sunt. (По причине ремонта церкви [в год] 1772 из могильного тления из-за эпидемии были выкопаны и здесь помещены [кости Парацельса]. - Прим. пер.)

На основании памятника имеется надпись: Conditurhic Philippus Theophrastus insignis Medicinae Doctor qui dira ilia vulnera Lepram Podagram Hydropsin aliaque insanabilia corporis contagia mirifica arte sustulit et bona sua in pauperes distribuenda locandaque honoravit. Anno MDXXXXI. Die xxiv. Septembris vitam cum morte mutavit. (Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть. - Прим. пер.)

Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу стоят слова: Pax vivis requies aeterna sepultis. (Мир живым, вечный покой умершим. - Прим. пер.)

На чёрной доске в левой части памятника имеется перевод этих слов на немецкий язык. Две последние надписи явно были перенесены с первоначального памятника, а та, что относится к портрету, была добавлена в 1572 г.

Учение Парацельса

  • Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля , Галена и Авиценны , он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа . Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.
  • Парацельса считают предтечей современной фармакологии , ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза» ).
  • По мнению Парацельса, человек - это микрокосм , в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией , или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами. Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Алхимический псалтирь», «Азот, или О древесине и нити жизни» и др.
  • Считается, что он первым сформулировал принцип подобия , лежащий в основе современной гомеопатии .

Парацельс в литературе

  • Является одним из главных действующих лиц романа братьев Вайнеров «Лекарство против страха ».
  • Одно из произведений Хорхе Луиса Борхеса называется «Роза Парацельса», где к магистру, мечтающему об ученике, приходит молодой человек и просит взять его в ученики. Единственным условием незнакомец ставит демонстрацию чуда - сожжение розы и её воскрешение. После диалога, насыщенного философскими реминисценциями, молодой человек сам сжигает розу и требует от Парацельса подтвердить свою славу и оживить её. Парацельс говорит, что правы те, кто утверждают, что он шарлатан, выпроваживает юношу - и оживляет розу одним словом.
  • Часто упоминается в рассказах Г. Ф. Лавкрафта как автор оккультных трудов и алхимик, чьи произведения наряду с произведениями других средневековых ученых-оккультистов используются героями в мистических целях, например, при воскрешении мертвецов.
  • Упоминается также в романе Сомерсета Моэма «Маг», где приводится описание его эксперимента по сотворению гомункулуса .
  • У группы «Триада» есть песня «Роза Парацельса».
  • У реппера «Johnyboy» есть песня «Не надо жечь память», в которой упоминается «роза Парацельса»
  • У Евгения Немеца в рассказе «Три смерти Парацельса»

Парацельс в кино

  • Является одним из главных действующих лиц фильма «Вход в лабиринт ».
  • Является прототипом отца главного героя Хоэнхайма (Гогенхейма) в манге и аниме «Стальной алхимик »

Парацельс упоминается в фильме «Франкенштейн Мери Шейли» во время спора Виктора Франкенштейна с профессором в студенческой аудитории.

Парацельс в культуре

  • «Роза Парацельса» Хорхе Луиса Борхеса
  • «Парацельс» фильм Георга Вильгельма Пабста
  • «Роза Парацельса» альбом Ансамбля Драматической Музыки «Период Льда» на стихи Игоря Свеженцева.
  • «Роза Парацельса», «Роза Парацельса. Обретение» - песни российской рэп-группы «Триада»
  • Упоминается в игре Knights Contract как создатель гомункулов и магического меча
  • Упоминается в песне Johnyboy’я - «Не Надо Жечь Память»

Примечания

Литература

  • Володарский В. М. Социальная утопия Теофраста Парацельса // История социалистических учений. М., 1985.
  • Володарский В. М. Образ природы в творчестве Парацельса // Природа в культуре Возрождения. М., 1992.
  • Володарский В. М. Леонардо да Винчи и Парацельс о магии и алхимии // Леонардо да Винчи и культура Возрождения. М.: Наука, 2004.- С.176-183. ISBN 5-02-032668-2
  • Jole Shackelford. A Philosophical Path for Paracelsian Medicine: The Ideas, Intellectual Context, and Influence of Petrus Severinus (1540-1602). Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2004. Pp. 519.
  • Pagel, Walter (1982). Paracelsus: An Introduction to Philosophical Medicine in the Era of the Renaissance. Karger Publishers, Switzerland. ISBN 3-8055-3518-X .
  • Парацельс // Дельфис № 24(4/2000)
  • Франц Гартман. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М.: Новый Акрополь, 2009
  • Парацельс на сайте hrono.ru

Швейцарскому врачу и чернокнижнику Средневековья Филиппу Ауреолу Теофрасту Бомбасту фон Гогенгейму (Philippi Theophrasti Bombast von Hohenheim Paracelsi) была чужда скромность. Например, чтобы дать всем понять, что считает себя равным великому врачу древности Цельсу, он прибавил к его имени греческую приставку («пара» означает «подобный») и назвал себя Парацельсом.

В пасмурный и холодный день 10 ноября 1493 году в маленькой деревушке Мария-Айнзидельн, кантон Швиц, в двух часах ходьбы от Цюриха, родился Парацельс. Его мать — надзирательница богадельни Бенедиктинского аббатства в Айнзидельне - вышла замуж за Вильгельма Бомбаста фон Гогенгейма, врача при этой богадельне. Он принадлежал к старинной дворянской швабской фамилии; был образованным медиком, имел хорошую библиотеку. После замужества она уехала в Виллах, так как по существующим правилам замужняя женщина не могла занимать должность надзирательницы.

Семья Парацельса жила бедно, в детстве он не раз терпел лишения и голод. Ходил ли он в школу, из его автобиографии не ясно. В одном из своих сочинений Парацельс обмолвился, что отец учил его грамоте и разбираться в алхимии. Скорее всего, считают биографы, образование он получил самостоятельно. Парацельс не заботился о книжном образовании, он даже хвалился, что 10 лет не раскрывал книг. Медицинские познания он собирал по крохам, не гнушаясь учиться у старух, умеющих готовить питье для лечения раненых, у цирюльников, цыган и даже палачей приобретал рецепты снадобий, неизвестные университетским ученым. Эти познания позволили ему стать квалифицированным целителем.

В своей книге «О женских болезнях» (первое сочинение по этому вопросу) Парацельс воспользовался знаниями ведьм, женщин, которые были известны как опытные повивальные бабки. В те времена ни одна женщина не шла со своей болезнью к врачу, не советовалась с ним, не доверяла ему своих секретов. Ведьма знала эти секреты более других и была для женщин единственным врачом. Что касается медицины ведьм, то наверняка можно сказать, что они для своих врачеваний в широких размерах пользовались обширной семьей растений, не без основания носящих название «трав-утешительниц».

Питавший большую склонность к преувеличениям самого невероятного характера, Парацельс уверял, будто он основательно изучил все алхимические знания. В 1526 году, явившись в Цюрих, этот экстравагантный холерик изумил горожан не только своей рваной и грязной одеждой, непристойностями и пьянством, но и пространными рассуждениями о магии и своим врачебным искусством. Но нет пророка в своём отечестве. Пришлось уехать в Базель, где в 1527 году с помощью своего гибкого ума, проявившегося на поприще борьбы с болезнями, он получил от муниципалитета должность городского врача.

Вскоре Парацельс претендует на профессорский пост с хорошей оплатой в Базельском университете. Руководство университета выдвинуло ему встречное условие - предъявить диплом и ученую степень. Парацельс требование не выполнил, так как не обладал ни тем ни другим. Рекомендации и протекция муниципалитета помогли Парацельсу обойти эти требования и добиться цели.

Латынь оставалась до середины XIX века международным языком биологии и медицины. На этом языке ученые обязаны были писать научные труды, вести преподавание, дискутировать на научных конференциях. Не знающих латынь не уважали и в ученое общество не допускали. Латинского языка Парацельс не знал, он писал свои сочинения на немецком языке. Поэтому вызвал к себе неприязненное отношение ученого сообщества, считающего его выскочкой. Кстати, его современник, известный французский хирург, вышедший из цирюльников, Амбруаз Паре также нарушал традиции: он писал свои сочинения на разговорном французском языке. Но не только незнание научного языка мешало карьере Парацельса. Кстати, незнание Парацельсом латинского языка исключает факт его обучения в каком-либо университете, что утверждают некоторые авторы.

Чего греха таить, Парацельс не отличался трезвостью и иногда полупьяный читал свои лекции. Это не в последнюю очередь было причиной его резких высказываний. Так, он заявил своим слушателям, что его «башмаки больше смыслят в медицине, чем эти авторитетные врачи древности». За такую непримиримость его прозвали в Германии Какофрастом1 вместо Теофраста, а в Парижском университете - Лютером. «Нет, - восклицает Парацельс, - я не Лютер, я Теофраст, которого в насмешку вы называете в Базеле Какофрастом. Я выше Лютера, он был только богословом, а я знаю медицину, философию, астрономию, алхимию. Лютер не достоин развязывать завязок моих башмаков».

Сблизив химию с медициной, Парацельс, таким образом, явился первым ятрохимиком (от греч. «ятро» - врач), то есть первым врачом, пользующимся химией в своей врачебной деятельности. А.И. Герцен назвал его «первым профессором химии от сотворения мира». Парацельс внес много нового в учение о лекарствах; изучил терапевтическое действие различных химических элементов, соединений. Помимо введения в практику новых химических медикаментов, он пересмотрел и растительные медикаменты, стал выделять и применять лекарства из растений в виде тинктур, экстрактов и эликсиров. Парацельс создал даже учение о знаках природы - «сигнатуре», или «сигна натурале». Смысл его в том, что природа, пометив своими знаками растения, как бы сама указала человеку на некоторые из них. Так, растения с листьями сердцевидной формы - прекрасное сердечное средство, а если лист по форме напоминает почку, его следует использовать при болезнях почек. Учение о сигнатуре просуществовало внутри медицины вплоть до момента, когда из растений стали выделять химические вещества, проявляющие лечебное действие, и тщательно их изучать. Постепенно с развитием химии удалось раскрыть тайны многих растений. Первой победой науки оказалось раскрытие секрета снотворного мака.

В лекарствоведении Парацельс развил новое для своего времени представление о дозировке лекарств: «Все есть яд и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным». Парацельс использовал минеральные источники для лечебных целей. Он утверждал, что универсального средства от всех болезней не существует, и указывал на необходимость поисков специфических средств против отдельных болезней (например, ртуть против сифилиса). Он указывал, что сифилис (называемый «французской болезнью») иногда осложняется параличами. Взгляды Парацельса не оказали никакого влияния на развитие неврологии, хотя он пытался изучить причины возникновения контрактур и параличей и разработать их терапию. Он лечил золотой микстурой (состав ее неизвестен) параличи, эпилепсию, обмороки. Эпилепсию он лечил также окисью цинка. Минеральными источниками он лечил люмбаго и ишиас.

Новаторство Парацельса проявилось в создании химической теории функций организма. Все болезни, считал он, происходят от расстройства химических процессов, поэтому наибольшую пользу при лечении могут оказать только те лекарства, которые изготовлены химическим путем. Он впервые широко использовал для лечения химические элементы: сурьму, свинец, ртуть и золото. Стоит сказать, что последователь Парацельса Андреас Либавий (1540-1616), немецкий химик и врач, был против крайностей ятрохимического учения Парацельса. В своей книге «Алхимия» (1595 г.) он систематически изложил известные в то время сведения по химии; впервые описал способ получения серной кислоты путем сжигания серы в присутствии селитры, первым дал способ получения четыреххлористого олова.

«Теория врача - это опыт. Никто не станет врачом без знаний и опыта», - утверждал Парацельс и зло высмеивал тех, кто «всю жизнь сидит за печкой, книгами себя окружив, и плавает на одном корабле - корабле дураков». Парацельс отвергал учения древних о четырех соках человеческого тела и считал, что процессы, происходящие в организме, являются процессами химическими. Он сторонился коллег, называя их мокротниками (гумористами), и не соглашался с предписаниями аптекарей. Парацельс выговаривал врачам в присущей ему вызывающей манере: «Вы, изучавшие Гиппократа, Галена, Авиценну, воображаете, что знаете все, тогда как в сущности ничего не знаете; вы прописываете лекарства, но не знаете, как их приготовить! Одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках. Вы, врачи всего мира, итальянцы, французы, греки, сарматы, арабы, евреи - все должны следовать за мной, а я не должен следовать за вами. Если вы не пристанете чистосердечно к моему знамени, то не стоите даже быть местом испражнения для собак».

Воинственный Парацельс в знак презрения к прошлому медицины и недоверия к господствовавшим воззрениям прибег к символическому акту: 27 июня 1527 года перед Базельским университетом он сжег произведения Гиппократа, Галена и Авиценны. Вынужденный покинуть Базель, Парацельс ушел, сопровождаемый толпой учеников, считавших, что их кумир владеет философским камнем (Lapis philosophorum). Этому магическому сердцу алхимии приписывали, кроме способности превращения металлов в золото, еще и целебную силу, способность излечивать все болезни. «Красный лев», «магистериум», «великий эликсир», «панацея жизни», «красная тинктура» и прочие титулы, коими нарекли «философский камень» в темных алхимических манускриптах, - нечто большее, чем абсолютный катализатор. Ему приписывались чудесные свойства, сравнимые разве что с проявлением божественной мощи.

Он был призван не только облагораживать или «излечивать» металлы - эманации планетных начал, но и служить универсальным лекарством. Его раствор, разведенный до концентрации так называемого aurum potabile - «золотого напитка», обеспечивал излечение всех хворей, полное омоложение и продление жизни на любой срок. Каждый, таким образом, мог обрести желанное долголетие, оживить мертвеца, проникнуть в сокровенные тайны натуры. Для этого нужно было лишь завладеть «магистериумом». Кроме этого, философский камень понимался символически, как внутреннее преображение, переход души от состояния, в котором преобладает материальное начало, к духовному просветлению, познанию Абсолюта.

О путешествии по Европе Парацельс написал в книге «Большая хирургия» (2 кн., 1536). В 1529 году он явился в Нюрнберг, пытаясь найти работу. Там он прославился бесплатным лечением больных, от которых все отказались. И снова у него случился конфликт с врачами.

До нас дошла история, случившаяся с каноником Корнелием, страдавшим болезнью желудка и обещавшим 100 флоринов избавителю. Парацельс ему помог, но с болезнью прошла и благодарность каноника. Парацельс подал в суд на Корнелия. Воспользовавшись судебной рутиной, Корнелий валил с больной головы на здоровую. Когда же возмущённый неблагодарностью исцеленного Парацельс стал кричать на судей и оскорблять их, суд решил применить к нему репрессивные санкции. Парацельс бежал в Кольмар.

В Чехии все складывалась неудачно. После двух смертей своих пациентов он счел за лучшее удалиться. Вернулся в родной Виллах, где жил его отец. Здоровье Парацельса вследствие неприкаянного образа жизни весьма расстроилось. Говорили, что он поселился в Зальцбурге и вскоре умер, обратившись перед смертью в католическую веру. Случилось это на 48‑м году жизни, 24 сентября 1541 года.

По свидетельству архивариуса Зальцбургского госпиталя, имущество умершего состояло из двух золотых цепей, нескольких колец и медалей, нескольких ящиков с порошками, мазями и химическими приборами и реактивами. Он оставил после себя Библию, Евангелие, а также указатель Библейских цитат. Серебряный кубок он завещал монастырю в Швейцарии, где жила его мать. Кубок до сих пор хранится в этом монастыре. Говорят, что металл кубка создал сам Парацельс. Местному зальцбургскому цирюльнику (в те времена они были и хирургами) он завещал мази и свои книги по медицине.

Мнения ученых относительно теорий Парацельса были чрезвычайно различны: одни считали его реформатором всего научного знания, другие - фанатиком, демагогом, возмутителем спокойствия, кем угодно, но только не реформатором. Однако следует признать, что ни отсутствие скромности, ни эксцентричность Парацельса не затмевают его заслуг: без знаний великих систем древности он создал свою философию и медицину и не случайно причислен к когорте больших ученых всех времен.

Парацельс написал 9 сочинений, но только 3 из них увидели свет при его жизни. Самое полное собрание сочинений Парацельса издано в 1589 году в Базеле в 10 частях. В нем он порицает объяснение естественных явлений влиянием тайных сил и высказывает принцип: молчи, если не можешь найти причину. Поразительно, что, не имея классических знаний, книжной эрудиции, Парацельс тем не менее оказал громадное влияние на медицину своего века, подвергнув критике старые принципы и опровергнув классические авторитеты.

Имя Парацельса стало одним из символов медицины. Медаль Парацельса - высшая награда, которую в ГДР мог получить врач.

Здесь лежит Филипп Теофраст звания доктора медицины, что те многие язвы, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил [Гартман, 2009, с. 32].

2.1. История происхождения имени Парацельс

Как уже упоминалось ранее, настоящее имя Парацельса Филипп Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм. Сам он стал добавлять после имени ¾Филипп¿ прилагательное ¾Ауреол¿, ¾Золотой¿, будучи о себе и о своём искусстве врачевания очень высокого мнения. Впрочем, его работа не приносила ему высокого дохода.

Свой псевдоним ¾Парацельс¿, что в переводе означает ¾подобный Цельсу¿ или ¾превосходящий Цельса¿, Теофраст тоже придумал сам. Авл Корнелий Цельс был римским врачом и философом, работавшим в первом веке нашей эры. Он оставил после себя около 20 сочинений, посвященных самым разным областям человеческого знания: философии, риторике, праву, сельскому хозяйству, военному делу и медицине. До времён Парацельса сохранились только 8 трудов по медицине, включающих в себя знания по гигиене, диететике, терапии, хирургии и патологии.

Кроме этого, есть мнение о том, что ¾Парацельс¿ вольный латинский перевод топонима ¾Гогенхайм¿ места, долгое время связанного с жизнью семьи учёного [Володарский, 1985, с. 212].

3. Научные достижения Теофраста Парацельса

Парацельс был очень плодотворным учёным и написал множество научных, философских и алхимических трудов. Впроче, большинство из них были изданы уже после его смерти. Его научное наследие составляет 35 книг по медицине, 12 по политике, 7 по математике, 66 по магии, 235по философии [Зорина, 2000]. К заслугам Парацельса можно отнести умение эффективно сочетать эти науки.

Рассмотрим самые важные достижения учёного.

3.1. Медицина

Средневековая медицина, будучи подвержена сильному влиянию схоластической школы, ориентировалась на античные сочинения Гиппократа, Галена и более позднее наследие Авиценны. Слепое почитание авторитетов порой шло вразрез с наблюдениями и практическим опытом, однако никто из врачей не обращал на это внимания.

Парацельс, как уже отмечалось, подвергал такое преклонение резкой критике и предпочитал доверять практическому опыту, а не теоретичеким выкладкам античных сочинений. Получение практических знаний было невозможным без нарушения клятвы Гиппократа, которую тогда приносил всякий выпускник медицинского факультета. Основные положения клятвы гласили: направлять больных к выздоровлению, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости, и не заниматься лечением неизвестных болезней. Желание получить практические знания вынудило Теофраста Гогенхейма отправиться в странствие, в котором он набрался практического опыта, учась у хирургов, алхимиков и врачей, а также общаясь с представителями разных слоёв общества: палачами, цирюльниками, повитухами, пастухами, предсказателями, цыганами и евреями.

После возвращения в Германию в возрасте тридцати двух лет он быстро приобрел широкую известность, совершив несколько ¾чудесных¿ исцелений. В 1527 году по протекции базельского книгопродавца Иоганна Фробена он становится городским врачом города Базеля. Кроме этого он получает место профессора физики, медицины и хирургии в Базельском университете.

В университете он начинает читать курс на немецком, одним из первых используя ¾народный¿ язык

в преподавании, которой раньше велось лишь на латыни 4 . Учение Парацельса во многом опиралось

4 Для сравнения, Галилео Галилей напишет свой ¾Диалог¿ на ¾народном¿ итальянском языке на сто лет позже, в 1632 году

на практический опыт, а не на труды научных авторитетов.

Эти неоднозначные действия повысили его авторитет у студентов, однако вызвали негодование профессорского состава. Официально считалось, что можно преподавать лишь то, что надёжно подкрепляется устоявшимися, общепринятыми свидетельствами независимо от того, было ли это совместимо с разумом и наблюдаемыми явлениями.

Одним из основных нововведенияй Парацельса было примение химических элементов при лечении больных. Негативное влияние ртути на организм человека было известно и в эпоху Средневековья, но Парацельс успешно применял ядовитые вещества и растения при врачевании. Ему приписывается авторство фразы ¾всё есть яд, всё есть лекарство лишь доза делает яд незаметным¿. Кроме того, Парацельс подвёл научное основание под популярную тогда теорию гуморальной патологии: он считал, что все живые организмы состоят из ртути, серы, солей и ряда других веществ, а всякая болезнь вызывается нарушением их естественного равновесия [БСЭ, 1969–1978]. Такая теория позволяет считать Парацельса отцом ятрохимии ныне устаревшей теории о том, что все заболевания связаны с неправильным ходом химических процессов в организме5 . Ятрохимия перестала считаться основным направлением в медицине лишь во второй половине XVIII века. Таким образом, главной заслугой Теофраста Парацельса является то, что указал на необходимость лечения каждой болезни подходящими для них средствами: он успешно лечил сифилис при помощи ртути. К его заслугам также относят развитие фармацевтики: он выделял лекарства из растительного сырья и применял их в лечебных целях в виде настоек, экстрактов и эликсиров.

Также одной из основных заслуг Парацельса является диагностирование, объяснение природы и определение причин силикоза профессиональной болезни горняков. Он обнаружил, что причиной заболевания является свободная двуокись кремния, которая оседает на внутренней поверхности лёгких и вызывает разрастание соединительной ткани, снижающая тем самым способность лёгких к поглощению кислорода.

Кроме того, Парацельс первым сформулировал принцип подобия: Никогда горячая болезнь не лечится чем-то холодным, а холодная чем-то горячим. Но происходит так, что подобное лечит подобное. Этот принцип лёг в основу современной гомеопатии.

Пол Фейерабенд в своей книге ¾Наука в свободном обществе¿ пишет о Парацельсе следующее:

Хорошо известно, что медицинская наука XVI–XVII веков была теоретически гипертрофирована, однако становилась совершенно беспомощной перед лицом болезней (и оставалась таковой даже после ¾научной революции¿). Новаторы типа Парацельса вернулись к более ранним идеям и тем самым улучшили медицину. Наука всегда обогащалась за счёт ненаучных методов и ненаучных результатов

[Фейерабенд, 2009, с. 156].

Впрочем, нельзя сказать, что научные взгляды Парацельса были свободны от средневековой мистики и религии. Он создал учение об ¾архее¿ высшем духовном принципе, якобы регулирующем жизнедеятельность организма:

Archaeus есть эссенция, поровну распределенная между всеми частями человеческого тела, если оно находится в добром здравии; он есть невидимая пища, дающая силу видимому телу, и свойства каждой из частей Archaeus соответствуют природе физических частей, его содержащих. Spiritus Vitae 6 проистекает от Spiritus Mundi7 . Будучи эманацией последнего, он содержит элементы всех космических влияний и является поэтому причиной, которой можно объяснить воздействие звезд (космических сил) на невидимое тело человека¿ [Гартман, 2009, с. 172].

Таким образом, новаторство и революционные взгляды Парацельса оказали существенное влияние на становление опытной медицины Нового и Новейшего времени.

5 Современная медицина хотя и придаёт большое значение гуморальной регуляции, не рассматривает её отдельно от изменения функций и структур других компонентов организма и влияния внешней среды

6 Дух жизни

7 Дух мира

Рисунок 1: Прижизненные изображения Теофраста Парацельса

3.2. Химия

Убеждённость Парацельса в возможности лечения болезней химическими препаратами требовала от него понимания и развития химической науки. Русский писатель, публицист и философ Александр Иванович Герцен называл Теофраста Парацельса ¾первым профессором химии от сотворения мира¿[БСЭ, 1969–1978].

Парацельс использовал при лечении растительные и химические препараты в самых различных формах и должен был изобрести методики получения подобных препаратов. Как уже упоминалось выше, Теофраст Парацельс использовал для лечения различные лекарственные формы:

настойки представляют собой водные или спиртово-водные извлечения, полученные без нагревания и удаления экстрагента и подвергшиеся пост-фильтрации,

эликсиры прозрачные (отфильтрованные) настойки на воде или спирте, возможно, с добавлением сахара и химических препаратов; слово эликсир проиходит от арабского ¾аль-иксир¿ философский камень,

экстракты общее название для растворов, полученных в результате экстрагирования; различают три формы экстрактов жидкие, густые и сухие. Получение экстракта требует термической обработки сырья.

Использование трёх различных лекарственных форм требовало от Парацельса чёткого представления о химических процессах, происходящих при настаивании и экстрагировании, а также принятия теории об атомарной структуре вещества. Вспомним также, что для лечения силикоза требовалось признание существования мельчайших, неразличимх глазом частиц вещества, осаждавшихся на внутренней поверхности лёгких.

Необходимость получения достаточно концентрированного этилового спирта в качестве экстрагента требовала знания методик перегонки растительных спиртосодержащих растворов. Стоит отметить,

что процесс перегонки вина с целью получения спирта был изобретён арабскими учёными в VI–VII веках нашей эры, но стал известен в Европе не раньше XI–XII века.

На большинстве прижизненных изображений (рисунок 1) можно видеть Парацельса, сжимающего меч, на рукояти которого можно разглядеть надпись “AZOT”. Это позволяет некоторым исследователям8 приписывать Парацельсу открытие азота, что, однако, не подтверждается ни одним исследованием. Слово ¾азот¿ происходит от древнегреческого ¾ !o¿, что в переводе означает ¾безжизненный¿. Возможно, художник предполагал, что в рукояти меча заключён демон Азот, чья сила позволяет Парацельсу исцелять неизлечимых больных. Кроме того, Парацельсом была написана книга ¾Азот или о древесине и нити жизни¿. Согласно исследованиям Франца Гартмана, в понимании Теофраста Парацельса, ¾азот это творческий принцип в природе; универсальная панацея или духовный, дающий жизнь воздух. Он представляет астральный свет в его аспекте проводника универсальной сущности жизни; в своем низшем аспекте электризующая сила атмосферы: озон или кислород¿ [Гартман, 2009, с. 53].

Стоит отметить, что, согласно Парацельсу, химия, как и астрономия, занимают низшую, ¾физическую¿ ступень в иерархии наук. Учёный считал, что всё в природе (в том числе и человеческие знания) имеет тройственное начало. Такая точка зрения была в целом присуща всем последователям герметической теории (подробнее об этом в подразделе ¾Натурфилософия¿). Принцип тройственности отражается в трёх ступени алхимии:

1. приготовление, очищение и соединение физических веществ (эта ступень является низшей ступенью алхимического знания),

2. учение о природе невидимых элементов, составляющих астральные тела вещей,

3. учение о трансформации пороков в добродетели огнём любви к добру, об очищении души страданием, о возвышении божественного начала в человеке над животными элементами его души.

Согласно трактовке Парацельсом этого тройственного принципа, астрономия низшая ступень знания об устройстве космоса подчинена астрологии.

Парацельс приводит следующие доказательства своей концепции тройственного устройства мира:

Человек, своими руками по определенным правилам составляющий химические препараты, является химиком; ткача, ткущего сукно, и портного, шьющего одежду, можно назвать алхимиками, поскольку ни сукно, ни одежда не создаются природой. Химик имитирует природу, художник превосходит ее; чернорабочий одалживает природе свои руки, давая ей возможность совершить что-то через него; художник использует материал, данный природой, и производит нечто, что существует только в его душе. Маляр, красящий стену, химик, его работа требует сноровки, но не гения. Художник, рисующий картину, алхимик, поскольку он воплощает идею и вкладывает в работу свою душу [Гартман, 2009, с. 205].

Проведение параллелей между материальными, астральными и божественными мирами позволило Теофрасту Парацельсу выдвинуть несколько гипотез:

Что есть ¾железо¿, как не ¾Марс¿? Иными словами, Венера и артемизия суть порождения одной сущности; Марс и железо суть проявления одной причины9 .

Парацельс также написал несколько чисто алхимических трактатов, рассмотрение которых не входит в рамки данной работы.

Можно сказать, что достижения Теофраста Парацельса в области химической науки не столь значительны, как его успехи в медицине. Однако стоит отметить, что окончательное становление химии как науки, отличной от алхимии, и отделение её от астрологии и мистики произойдёт только в XVII веке.

9 Как мы знаем, красноватый оттенок поверхности Марса придаёт высокое содержание оксида железа

Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет

имени академика И.П. Павлова

Кафедра философии и политологии

«Парацельс и его лекарственный принцип»

Выполнила:

студент группы

лечебного факультета

Проверил:

Санкт-Петербург

Введение 3 стр.

Глава 1 Биография Парацельса 4 стр.

Глава 2 Лекарственный принцип 7 стр.

Заключение 14 стр.

Иллюстративный материал 15 стр.

Список литературы 16 стр.

Введение

Парацельса по справедливости считают одним из величайших двигателей медицины, и многие его воззрения не утратили своего значения по сие время. В патологии он привел классификацию болезней: 1. Болезни, вызванные астральными влияниями, действующими на астральное тело человека и затем действующими на его тело; 2. Болезни, вызванные шлаками, ядовитыми веществами и внутренними закупорками; 3. Болезни, вызванные аномальным состоянием физиологических функций вследствие злоупотребления органами или вредных воздействий; 4. Болезни, вызванные психологическими причинами, такими, как желания, страсти и пороки, а также болезненным воображением; 5. Болезни, в основе которых лежат духовные причины (склонности), созданные (в предыдущих жизнях) неподчинением божественному Закону (Карме).

Главное историческое значение Парацельса заключается, однако, не столько в его патологии, сколько в его терапии. Продолжительные занятия алхимией сослужили ему службу. Ему медицина обязана введением целого ряда новых средств как минерального, так и растительного происхождения, как например препараты железа, ртути, сурьмы, свинца, меди, мышьяка, серы и т. д., дотоле употреблявшиеся крайне редко. Парацельс сблизил химию и врачебную науку: поэтому учение Парацельса и его последователей называется ятрохимией. "Химия - один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства", говорил Парацельс. Парацельс первый взглянул на процессы, совершающиеся в живом организме, как на процессы химические.

Но в его учении рядом с многими положительными знаниями встречаются представления, ничего общего с положительным знанием не имеющие. Он не отрицал возможности философского камня; в его сочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункула.

Целью моей работы было освещение лекарственного принципа Парацельса. Проанализировав представленную литературу по данной теме, я попыталась кратко изложить основные умозаключения. Также меня интересовала связь между вышеобозначенным принципом и современной гомеопатией. Рассматривая биографию Парацельса, я выделяла интересные факты, которые, несомненно, помогут сформировать многогранное представление о его учении.

Глава 1 Биография Парацельса

Швейцарскому врачу и чернокнижнику Средневековья Филиппу Ауреолу Теофрасту Бомбасту фон Гогенгейму была чужда скромность. Например, чтобы дать всем понять, что считает себя равным великому врачу древности Цельсу, он прибавил к его имени греческую приставку ("пара" означает "подобный") и назвал себя Парацельсом.

В пасмурный и холодный день 10 ноября 1493 году в маленькой деревушке Мария-Айнзидельн, кантон Швиц, в двух часах ходьбы от Цюриха, родился Парацельс. Его мать – надзирательница богадельни Бенедиктинского аббатства в Айнзидельне - вышла замуж за Вильгельма Бомбаста фон Гогенгейма, врача при этой богадельне. Он принадлежал к старинной дворянской швабской фамилии; был образованным медиком, имел хорошую библиотеку. После замужества она уехала в Виллах, так как по существующим правилам замужняя женщина не могла занимать должность надзирательницы.

Семья Парацельса жила бедно, в детстве он не раз терпел лишения и голод. Ходил ли он в школу, из его автобиографии не ясно. В одном из своих сочинений Парацельс обмолвился, что отец учил его грамоте и разбираться в алхимии. Скорее всего, считают биографы, образование он получил самостоятельно. Парацельс не заботился о книжном образовании, он даже хвалился, что 10 лет не раскрывал книг. Медицинские познания он собирал по крохам, не гнушаясь учиться у старух, умеющих готовить питье для лечения раненых, у цирюльников, цыган и даже палачей приобретал рецепты снадобий, неизвестные университетским ученым. Эти познания позволили ему стать квалифицированным целителем.

В своей книге "О женских болезнях" (первое сочинение по этому вопросу) Парацельс воспользовался знаниями ведьм, женщин, которые были известны как опытные повивальные бабки. В те времена ни одна женщина не шла со своей болезнью к врачу, не советовалась с ним, не доверяла ему своих секретов. Ведьма знала эти секреты более других и была для женщин единственным врачом. Что касается медицины ведьм, то наверняка можно сказать, что они для своих врачеваний в широких размерах пользовались обширной семьей растений, не без основания носящих название "трав-утешительниц".

Питавший большую склонность к преувеличениям самого невероятного характера, Парацельс уверял, будто он основательно изучил все алхимические знания. В 1526 году, явившись в Цюрих, этот экстравагантный холерик изумил горожан не только своей рваной и грязной одеждой, непристойностями и пьянством, но и пространными рассуждениями о магии и своим врачебным искусством. Но нет пророка в своём отечестве. Пришлось уехать в Базель, где в 1527 году с помощью своего гибкого ума, проявившегося на поприще борьбы с болезнями, он получил от муниципалитета должность городского врача.

Вскоре Парацельс претендует на профессорский пост с хорошей оплатой в Базельском университете. Руководство университета выдвинуло ему встречное условие - предъявить диплом и ученую степень. Парацельс требование не выполнил, так как не обладал ни тем ни другим. Рекомендации и протекция муниципалитета помогли Парацельсу обойти эти требования и добиться цели.

Парацельс не отличался трезвостью и иногда полупьяный читал свои лекции. Это не в последнюю очередь было причиной его резких высказываний. Так, он заявил своим слушателям, что его "башмаки больше смыслят в медицине, чем эти авторитетные врачи древности". За такую непримиримость его прозвали в Германии Какофрастом вместо Теофраста, а в Парижском университете - Лютером. "Нет, - восклицает Парацельс, - я не Лютер, я Теофраст, которого в насмешку вы называете в Базеле Какофрастом. Я выше Лютера, он был только богословом, а я знаю медицину, философию, астрономию, алхимию. Лютер не достоин развязывать завязок моих башмаков".

Сблизив химию с медициной, Парацельс, таким образом, явился первым ятрохимиком (от греч. "ятро" - врач), то есть первым врачом, пользующимся химией в своей врачебной деятельности. А.И. Герцен назвал его "первым профессором химии от сотворения мира". Парацельс внес много нового в учение о лекарствах; изучил терапевтическое действие различных химических элементов, соединений. Помимо введения в практику новых химических медикаментов, он пересмотрел и растительные медикаменты, стал выделять и применять лекарства из растений в виде тинктур, экстрактов и эликсиров. Парацельс создал даже учение о знаках природы - "сигнатуре", или "сигна натурале". Смысл его в том, что природа, пометив своими знаками растения, как бы сама указала человеку на некоторые из них. Так, растения с листьями сердцевидной формы - прекрасное сердечное средство, а если лист по форме напоминает почку, его следует использовать при болезнях почек. Учение о сигнатуре просуществовало внутри медицины вплоть до момента, когда из растений стали выделять химические вещества, проявляющие лечебное действие, и тщательно их изучать. Постепенно с развитием химии удалось раскрыть тайны многих растений. Первой победой науки оказалось раскрытие секрета снотворного мака.

В лекарствоведении Парацельс развил новое для своего времени представление о дозировке лекарств: "Все есть яд и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным". Парацельс использовал минеральные источники для лечебных целей. Он утверждал, что универсального средства от всех болезней не существует, и указывал на необходимость поисков специфических средств против отдельных болезней (например, ртуть против сифилиса). Он указывал, что сифилис (называемый "французской болезнью") иногда осложняется параличами. Взгляды Парацельса не оказали никакого влияния на развитие неврологии, хотя он пытался изучить причины возникновения контрактур и параличей и разработать их терапию. Он лечил золотой микстурой (состав ее неизвестен) параличи, эпилепсию, обмороки. Эпилепсию он лечил также окисью цинка. Минеральными источниками он лечил люмбаго и ишиас.

Новаторство Парацельса проявилось в создании химической теории функций организма. Все болезни, считал он, происходят от расстройства химических процессов, поэтому наибольшую пользу при лечении могут оказать только те лекарства, которые изготовлены химическим путем. Он впервые широко использовал для лечения химические элементы: сурьму, свинец, ртуть и золото. Стоит сказать, что последователь Парацельса Андреас Либавий (1540-1616), немецкий химик и врач, был против крайностей ятрохимического учения Парацельса. В своей книге "Алхимия" (1595 г.) он систематически изложил известные в то время сведения по химии; впервые описал способ получения серной кислоты путем сжигания серы в присутствии селитры, первым дал способ получения четыреххлористого олова.

"Теория врача - это опыт. Никто не станет врачом без знаний и опыта", - утверждал Парацельс и зло высмеивал тех, кто "всю жизнь сидит за печкой, книгами себя окружив, и плавает на одном корабле - корабле дураков". Парацельс отвергал учения древних о четырех соках человеческого тела и считал, что процессы, происходящие в организме, являются процессами химическими. Он сторонился коллег, называя их мокротниками (гумористами), и не соглашался с предписаниями аптекарей. Парацельс выговаривал врачам в присущей ему вызывающей манере: "Вы, изучавшие Гиппократа, Галена, Авиценну, воображаете, что знаете все, тогда как в сущности ничего не знаете; вы прописываете лекарства, но не знаете, как их приготовить! Одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках. Вы, врачи всего мира, итальянцы, французы, греки, сарматы, арабы, евреи - все должны следовать за мной, а я не должен следовать за вами. Если вы не пристанете чистосердечно к моему знамени, то не стоите даже быть местом испражнения для собак".

Воинственный Парацельс в знак презрения к прошлому медицины и недоверия к господствовавшим воззрениям прибег к символическому акту: 27 июня 1527 года перед Базельским университетом он сжег произведения Гиппократа, Галена и Авиценны. Вынужденный покинуть Базель, Парацельс ушел, сопровождаемый толпой учеников, считавших, что их кумир владеет философским камнем (Lapis philosophorum).

О путешествии по Европе Парацельс написал в книге "Большая хирургия" (2 кн., 1536). В 1529 году он явился в Нюрнберг, пытаясь найти работу. Там он прославился бесплатным лечением больных, от которых все отказались И снова у него случился конфликт с врачами.

После случая с каноником Корнелием Парацельс бежал в Кольмар.

В Чехии все складывалась неудачно. После двух смертей своих пациентов он счел за лучшее удалиться. Вернулся в родной Виллах, где жил его отец. Здоровье Парацельса вследствие неприкаянного образа жизни весьма расстроилось. Говорили, что он поселился в Зальцбурге и вскоре умер, обратившись перед смертью в католическую веру. Случилось это на 48-м году жизни, 24 сентября 1541 года.

Парацельс написал 9 сочинений, но только 3 из них увидели свет при его жизни Самое полное собрание сочинений Парацельса издано в 1589 году в Базеле в 10 частях. В нем он порицает объяснение естественных явлений влиянием тайных сил и высказывает принцип: молчи, если не можешь найти причину.

Загадки великих людей


Ряд исследователей жизни и деяний великих людей эпохи Ренессанса уверены, что один из родоначальников современных медицины и химии Парацельс посещал Крым. Парацельс, которому приписывают даже создание эликсира бессмертия, в начале XVI столетия якобы изучал и перенимал в Крыму секреты местных целителей.

В бурном и переломном для мира XVI веке новые пути человечеству открывали титаны Возрождения: Леонардо да Винчи , Лютер, Коперник , Дюрер и другие. Они отважно стремились познать истину, порой ошибаясь, но часто совершая великие открытия или создавая шедевры искусства. Когорта дерзавших открывала новую эпоху человеческого развития. К этой когорте принадлежал и Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, взявший себе псевдоним «превыше Цельса» (древнеримского знатока медицинской науки) - Парацельс. Он дерзнул отринуть древние медицинские авторитеты, предпочтя развивать медицину на основе наблюдения, опыта и эксперимента.

Исследователи его биографии предполагают, что Парацельс побывал в татарском плену во время своих странствий или же мог посетить Крымское ханство, чтобы познакомиться с методами лечения, которыми пользовались его жители. Действительно, секреты врачевания крымских христиан, медицинская практика суфиев, способы традиционного лечения тюрков могли привлечь Парацельса. Наиболее экзотическая версия крымской странички связывает с татарским пленением поездку Парацельса в Индию, где, по мнению оккультистов, он был посвящен в тайные знания Востока. Как бы там ни было, связи гения с Крымом - это лишь один из неразгаданных эпизодов жизни Парацельса, которого по праву можно назвать человеком-загадкой.


Имя, призвавшее судьбу


Парацельс родился в 1493 году в поселении Эйнзидельн под Цюрихом, кантон Швиц, в знатной и славной, но обедневшей семье. Родовой замок Гогенгейм находился под Штутгартом. Дядей Парацельса был гроссмейстер известного рыцарского ордена св. Иоанна.

Пышное дворянское имя - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм - не принесло ему большого состояния, но, возможно, заложило особую жизненную программу. Его отец, Вильгельм Бомбаст, был образованным врачом и способным алхимиком. Он-то и назвал сына в честь выдающегося лекаря, ученика Аристотеля Теофраста.

Вильгельм Бомбаст начал обучать единственного наследника основам алхимии, хирургии и терапии с детства. Есть сведения, что Парацельс обучался и у монахов монастыря св. Андрея в долине Савоны, и у знаменитого настоятеля монастыря святого Иакова в Вюрцбурге Иоганна Тритемия Спонгеймского. Этот известный адепт каббалы, алхимии и астрологии развил в юном Теофрасте склонность к оккультным наукам. Тяга к ним привела фон Гогенгейма в Тироль - в лабораторию алхимика и богача Сигизмунда Фуггера, способного передать ученику многие знания.

После окончания учебы в университете в Ферраре в 1515 г. фон Гогенгейм получает степень доктора медицины. Но уже тогда уровень полученных знаний не мог его удовлетворить. Преподавание в Европе того времени велось на основе старых медицинских теорий, без опоры на практику и с соответствующими последствиями для больных. Фон Гогенгейм позже напишет: «Знание, для которого мы предназначены, не ограничено пределами нашей собственной страны и не станет бегать за нами, но ждет, пока мы не отправимся на поиски его. Никто не сможет овладеть практическим опытом, не выходя из дома, равно как не найдет учителя тайн природы в углу своей комнаты».

Он отважно путешествовал в поисках знаний по всей Европе, Ближнему Востоку и Египту. Это было не лучшее время для путешествий в этой части света: политические конфликты, войны, начало религиозной борьбы католиков с протестантами, противостояние христиан и мусульман… Но суровая реальность не пугает искателя знаний. Он становится военным врачом в Дании и Нидерландах, принимает участие в военных кампаниях в Швеции, Польше, Италии, путешествует по Англии, Шотландии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Австрии, Венгрии, Трансильвании, Валахии, вероятно, Московии, посещает Константинополь. При этом фон Гогенгейм общается не только с официальными медицинскими светилами, а и с носителями народных медицинских знаний: знахарями, повитухами, травниками, ведунами и цыганами. При этом он зарабатывает на жизнь как рядовой цирюльник, отворяющий кровь, или преподаватель астрологии и алхимии.

Знания, собранные со всего континента и прилегающих территорий, легли в основу нового учения о здоровье. Так произошла «трансмутация» фон Гогенгейма в Парацельса.

«Я скитался в поисках моего искусства, нередко подвергая опасности свою жизнь, - позже напишет Парацельс. - Я не стыдился даже у бродяг, палачей и цирюльников учиться всему, что считал полезным. Известно, что влюбленный может пройти долгий путь, чтобы встретить обожаемую им женщину, - насколько же сильнее та тяга любящего мудрость, что заставляет его скитаться в поисках своей божественной возлюбленной!»


Жестокие битвы эскулапов


Возвращение Парацельса в Швейцарию и Германию всколыхнуло медицинское сообщество. Медики в эпоху Возрождения четко подразделялись на три иерархические группы: самое высокое положение занимали ученые-врачи, ниже аптекари, еще ниже - хирурги-цирюльники. Вне врачебной системы были знахари, обслуживавшие бедные слои населения и подвергавшиеся преследованиям (одна инквизиция чего стоила!). Для многих ученых-врачей едва ли не единственными источниками знаний являлись писания древних медицинских авторитетов, а новые данные и наблюдения, противоречившие устоявшемуся мнению, игнорировались. Они неотступно держались теории Галена, в соответствии с которой болезнь - это дисбаланс четырех телесных компонентов. Лечение же должно состоять в восстановлении баланса путем принудительного кровопускания, поноса, потоотделения или рвоты. Нередко пациенты после этих процедур умирали, а врачи поясняли такой исход тяжестью болезни.

Парацельс осмелился отвергнуть подход Галена. «Лучшие из наших известных врачей те, кто приносит наименьший вред, - писал он. - К несчастью, одни отравляют больных ртутью, другие залечивают их слабительным или кровопусканием до смерти. Некоторые заучились до такой степени, что лишились напрочь здравого смысла, других более заботит собственная выгода, нежели здоровье больных. Лекарь должен понимать причины болезни. Врачу следует быть слугою природы, а не врагом ее: ему надлежит вести и направлять ее в ее борьбе за жизнь, а не воздвигать своим неразумным вмешательством новые препятствия на пути исцеления».

Борьба с косностью и корыстолюбием, распространение нового учения не обещали легкой жизни Парацельсу. На отношения с окружающими накладывал отпечаток и резкий характер доктора. Парацельс сознавался: «Я, конечно, груб по сравнению с белоручками и с людьми тонкого обхождения, ибо они воспитаны в мягких одеждах, а мы на еловых шишках, и мы плохо понимаем друг друга». В 1525 г. он был изгнан властями из Зальцбурга за поддержку борьбы крестьян против нескольких князьков-мздоимцев.

Вскоре Парацельс был приглашен на должность городского врача в богатый швейцарский город Базель. Он спас от ампутации ноги одного богача, которому не смогли помочь лучшие врачи города, и его пригласили занять кафедру медицины в Базельском университете. Во время лекции он публично сжег труды Галена и Авиценны и заявил, что даже шнурки его башмаков знают больше, чем эти древние «мокротники». Профессор Парацельс порвал со средневековой традицией читать лекции на латыни и начал преподавание на немецком. Все это вызвало неудовольствие врачей Базеля.

Еще больше конфликт углубился, после того как главный врач города стал контролировать работу аптекарей, качество приготовленных им лекарств, которые Парацельс называл «вонючей похлебкой». Таким образом, он нанес удар по доходам, как бы сейчас сказали, «медицинской мафии».

Нередко бедных Парацельс лечил бесплатно, но богатым спуску не давал. Его судебный конфликт с влиятельным, но неблагодарным горожанином, который не оплатил гонорар доктору, стал последней каплей - из Базеля он также вынужден был бежать. Парацельсу не смогли помочь даже жители города, которых он вылечил от тяжелых или считавшихся неизлечимыми недугов. Кстати, среди них был и знаменитый писатель и философ Эразм Роттердамский . Парацельс вернулся к кочевому образу жизни и лечил жителей деревень в горных районах Альп.

Парацельс как врач-новатор отказался от сложных и зачастую неэффективных средневековых лекарств, создавая свои, более простые, на основе вытяжек, «квинтэссенций», из растений и минералов. Его считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Все яд, все лекарство; то и другое определяет доза»). Парацельс первым стал широко применять в лечении химические средства, в частности, препараты железа, сурьмы, свинца и меди. Кроме того, он усиленно пропагандировал естественные средства лечения: свежий воздух, покой, диету и целебные минеральные воды.

В 1528 г. Парацельс приехал в Кольмар, где ему удалось поднять на ноги многих тяжелобольных. Ученый продолжает свои занятия алхимией, осваивает другие оккультные науки. По городу пополз слух, что он вступил в сношения с дьяволом. Избегая неприятностей, Парацельс направляется в Эсслинген, а затем в 1530 г. в Нюрнберг. Здесь повторяется его конфликт с «настоящими врачами». Чтобы опровергнуть обвинения в шарлатанстве, он попросил городской совет направить к нему нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. Как свидетельствуют документы Нюрнберга, в короткие сроки и бесплатно он вылечил несчастных от слоновьей болезни. В этом городе Парацельс издал свои труды, которые, однако, по требованию медиков Лейпцигского университета были запрещены. Он посещает Инсбрук, затем лечит больных чумой в Штерцингене. Все эти годы не перестает писать на разные темы - от богословия и медицины до оккультных наук. По словам очевидцев, Парацельс мог работать над рукописями несколько дней без сна. Долгожданное признание ему принесла книга «Большая хирургия», изданная в Ульме и Аугсбурге.

Измученный борьбой, Парацельс переезжает по приглашению высокопоставленного лица в Зальцбург, где, казалось бы, может наконец-то в спокойной обстановке отдаться любимому занятию. Но в 1541 г. на постоялом дворе «Белая лошадь» его находят мертвым.

Обстоятельства смерти выдающегося медика до сих пор вызывают споры: одни называют ее причиной подрыв жизненных сил вследствие странствий и борьбы, другие - пары ртути, которые Парацельс вдыхал во время своих опытов, третьи - пьяную драку. Есть и масса других версий. Однако в среде оккультистов принято считать, что великий медик был отравлен своим коллегой-врачом.

На могильном камне в Зальцбурге высечена надпись: «Здесь погребен Филипп-Теофраст, превосходный доктор медицины, который тяжелые раны, проказу, подагру, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искусством излечивал и завещал свое имущество разделить и пожертвовать беднякам. В 1541 году на 24 день сентября сменил он жизнь на смерть». Существует предание о том, что молитва возле могилы Парацельса остановила в 1831 г. приближение чумы к городу. Люди приезжают сюда и сегодня, чтобы помолиться о здравии.


Реформатор алхимии и медицины


Заслуга открытия или описания целого ряда рациональных подходов к лечению принадлежит Парацельсу. Так, например, он использовал эффект плацебо, когда люди исцелялись благодаря приему облаток без лекарств. Он предложил использовать в качестве анестезии настойку опия и новые антисептики. Парацельс лечил сифилис малыми дозами паров ртути, хотя ему в большинстве случаев не верили. Только четыре века спустя новое лекарство от сифилиса создали на основе ядовитого мышьяка. За эти нововведения его критиковали врачи старой формации.

Однако практические наблюдения были лишь одним крылом философии Парацельса. Вторым стала опора на «четыре столпа»: натурфилософию, астрологию, алхимию и добродетели, под которыми он понимал внутреннюю силу людей, планет и минералов. Парацельс разработал альтернативную биохимию, основанную на сере, соли и ртути. В результате медики последующих столетий считали его едва ли не колдуном. Но сегодня за метафорами его трудов просматривается современный целостный (холистический) подход: врач должен стремиться привести в гармонию все слагаемые здоровья пациента, включая внешнюю среду, психосоматику и сверхъестественное начало.

Парацельс считал, что главная задача алхимии не поиск философского камня для превращения металлов в золото, а создание лекарств, и немало в этом деле преуспел. По преданию, Парацельсу удалось создать даже эликсир бессмертия. Однако после его смерти таинственное вещество и рецепты многих лекарств пропали.


АНДРЕЙ ИВАНЕЦ
Первая крымская N 158, 19 ЯНВАРЯ/25 ЯНВАРЯ 2007