Синдром дефицита внимания у детей. Синдром дефицита внимания у детей - причины и симптомы, диагностика, методы лечения и коррекции

Согласно данным статистики, такое расстройство обнаруживается примерно в 5% случаев и является самым распространенным у детей психическим отклонением. Кроме того, установлено, что соотношение мальчиков и девочек с этим синдромом составляет 3 к 1.

У детей с заболеванием проблемы в детском саду, школе и дома неизбежны, ведь они просто не могут долго сосредотачиваться на чем-либо, не в состоянии полностью контролировать свои побуждения. Эмоциональной фон нестабилен. Это вызывает непонимание и часто осуждение со стороны окружающих (как сверстников, так и взрослых), что в свою очередь нередко приводит к низкой самооценке, озлобленности и другим негативным последствиям.

Ребенок чаще других получает бытовые травмы. Повышается риск того, что он начнет рано употреблять алкоголь, наркотики, психотропные вещества. Также в качестве сопутствующих патологий нередко наблюдается асоциальное поведение (воровство, драки, порча различного имущества, жестокое обращение с животными и людьми), депрессия, маниакальное поведение, биполярное расстройство (проявляется в совмещении маниакальности и депрессии), нервный тик, заикание.

Сегодня врачи выделяют два типа дефицита внимания:

  • Просто дефицит внимания . В этом состоянии наблюдается неспособность концентрироваться долгое время на какой-то одной деятельности (чтение, письмо). Например, ребенок может терять строчку в тексте.
  • Дефицит внимания с гиперактивностью и импульсивностью . Поведенческое расстройство, во время которого наблюдается превышение норм активности и возбудимости, а также необдуманное, мгновенное реагирование на что-либо.
Классификация способствует более точной диагностике заболевания, а впоследствии и назначению лечения.

Причины появления синдрома дефицита внимания у детей


Сложность ситуации с воспитанием особенного малыша добавляет тот факт, что причины проявления отклонения до сих пор достоверно не установленные.

Среди предпосылок ученые указывают следующие факторы:

  1. Генетическая предрасположенность . То есть синдром дефицита внимания имеет причины, заложенные в соответствующем гене. Кроме того, дополнительный риск возникает, если среди ближайших родственников имеются выявленные случаи таких или иных, сходных психических отклонений.
  2. Особенности нервной системы ребенка . Индивидуальные особенности развития личности, что проявляются в синдроме дефицита внимания.
  3. Неблагоприятные условия окружающей среды . К отклонениям приводят загрязненный воздух, вода с соединениями свинца, а также присутствие их в быту, например, в краске.
  4. Образ жизни беременной . Употребление матерью во время вынашивания плода алкоголя, наркотиков, курение, а также воздействие на нее некоторых токсичных веществ из окружающей среды.
  5. Роды . Сложное протекание беременности, преждевременные роды также могут отразиться на ребенке в будущем.

Особенности диагностики дефицита внимания у ребенка


К сожалению, диагностика отклонения становится возможной только тогда, когда все признаки заболевания проявятся в полной мере. К этому моменту уже возникают проблемы в школе и дома.

Диагностика дефицита внимания у ребенка пока не проводится специальными методами и аппаратами. Выводы делаются на основе наблюдений, сбора информации о членах семьи (дает представление о предрасположенности), а также по полученной информации после расспросов людей из окружения ребенка (родители, родственники, учителя, тренеры, товарищи). Кроме того, необходим и общий медицинский осмотр.

Для окончательного диагноза Американская Ассоциация Психиатров разработала специальные критерии по указанным выше типам СДВ. Дефицит внимания включает следующие из них:

  • Забывчивость . Не вспомнить об обещании, просьбе родителей становится в порядке вещей. Часто ребенок оставляет незаконченными домашние дела или задания в школе, не выполняет инструкций.
  • Рассредоточенность . Ребенок отвлекается от текущего занятия. Не желает (вплоть до открытого сопротивления) участвовать в делах, в которых требуется умственная работа, так как знает, что не справится. Часто не в состоянии сосредоточиться надолго во время игры, учебы, выполнения какого-либо задания.
  • Рассеянность . Теряет личные вещи (игрушки, школьные принадлежности, предметы одежды и прочее). Ребенок не способен спокойно самостоятельно играть, читать, заниматься каким-либо хобби.
  • Невнимательность . В любом деле совершает частые ошибки из-за неспособности долго концентрировать внимание на одном и том же.
Гиперактивность, импульсивность выражается в чрезмерной болтливости, беспокойных движениях кистями и стопами. Ребенок не может спокойно сидеть на стуле, ерзает, часто встает в тех ситуациях, которые требуют сидеть на месте (во время уроков, еды и так далее). Проявляет чрезмерную бесцельную двигательную активность (вертится, бегает), особенно в ситуациях, когда подобное поведение неуместно.

Имеет проблемы с тем, чтобы дождаться своей очереди. Двигательная активность продолжается во время сна, причем, спящим принимается так называемая поза эмбриона. Если задавать такому ребенку вопросы, то он начинает на них отвечать раньше, чем дослушает до конца, часто вмешивается в чужие разговоры, игры, занятия.

Чтобы возникли причины для неутешительных выводов, должно совпасть шесть и более симптомов синдрома дефицита внимания у детей в одной категории. Кроме того, проявляться они будут в течение минимум шести месяцев. Проблемы видны не только в школе, саду или дома, во взаимоотношениях с окружающими по отдельности, а в двух из этих областей одновременно. У детей может проявляться как дефицит внимания или гиперактивность с импульсивностью по отдельности, так и синдром смешанного типа.

Во время диагностики необходимо учитывать еще и тот факт, что в некоторых случаях возникают похожие симптомы. Например, во время нарушений слуха и зрения, тревожных или судорожных расстройств, поражений головного мозга, приема препаратов-гормонов щитовидной железы, употребления наркотиков, алкоголя, токсичных веществ (токсикомания), проблем с обучением и речью. Кроме того, определение синдрома может затрудняться в дошкольном возрасте из-за возможных нарушений в развитии (речи, например).

Важно! Для постановки диагноза должны быть привлечены психологи, логопеды, педиатры. То есть специалисты, которые хорошо разбираются в процессах развития детей. И если уже совместными усилиями сделаны неутешительные выводы, то назначается лечение.

Правила лечения синдрома дефицита внимания у детей


Как уже говорилось в начале статьи, многие врачи считают это психическое расстройство практически неизлечимым. И, тем не менее, определенные меры принимаются. Лечение синдрома дефицита внимания у детей предусматривает прием лекарственных препаратов (лекарственную терапию), а также коррекцию поведения и консультации у специалистов (психотерапия).

В качестве лекарств применяются психостимуляторы: Метилфенидат, Лиздексамфетамин, Декстроамфетамина-амфетамин. Они оказывают воздействие на нейромедиаторы - особые вещества головного мозга, чтобы снизить гиперактивность и нормализовать внимание. Эти препараты могут быть длительного воздействия или кратковременного.

Дозировку назначает врач и меняет ее в случае необходимости, но только после общего обследования ребенка, чтобы избежать рисков, если, например, имеются проблемы с сердцем. Кроме психостимуляторов, в качестве альтернативы им применяются антидепрессанты, которые действуют намного медленнее.

Кроме традиционных методов лечения, описанных выше, можно совместно с ними попробовать альтернативные варианты. Например, занятия йогой, медитацию, специальные диеты, исключающие сахар, аллергены, искусственные красители и добавки (консультация с врачами в этом случае обязательна), кофеин.

Следует помнить, что эффективность альтернативных методов не доказана. А употребление большого количества витаминов может, наоборот, подхлестнуть гиперактивность.

Интересно, что йога и медитативные практики весьма способствуют психологическому расслаблению, что крайне необходимо ребенку с дефицитом внимания, а особенно с гиперактивностью и импульсивностью.

Советы родителям при выявлении синдрома дефицита внимания


В процессе психотерапии детей обучают справляться с симптомами дефицита внимания и гиперактивности. Максимальный результат может быть достигнут только при совместной работе со специалистом самого ребенка, его родителей, а также учителей. Основные усилия, конечно же, должны прилагаться дома. Ведь очень многое зависит от близких.
  1. Показывать чувства . Давайте понять ребенку, что его ценят и любят в семье. Проводите больше времени вместе с малышом без участия других детей или взрослых. Обнимайте, целуйте и говорите, что любите его таким, какой он есть.
  2. Правильно ставить задачи . Предлагая ребенку задание, пользуйтесь простыми формулировками. Они должны быть под силу его возрасту, а также четкими и понятными. Можно разбивать большую задачу на маленькие этапы.
  3. Повышать самооценку . Положительные результаты в этом направлении приносят занятия подвижными видами спорта, где дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью бывают очень успешны. Не бойтесь приобщить их к тренировкам по единоборствам. Кроме поднятия самооценки, спорт, даже если занятия не сопровождаются значительными достижениями на соревнованиях, замечательно дисциплинирует, приучает к распорядку дня.
  4. Строгий график . Соблюдайте режим и распорядок дня, дисциплинируйте ребенка, но делайте это мягко. Дети с синдромом дефицита внимания хорошо воспитываются, когда нежелательное их поведение пресекается, а желательное, наоборот, поощряется.
  5. Об отдыхе забывать нельзя . Своевременно организовывайте расслабляющие моменты, как свои, так и ваших детей. Избегайте чрезмерного утомления малышей, так как усталость лишь усиливает симптомы дефицита внимания.
  6. Уверенность в своих силах и терпение . Сразу все не получится, сохраняйте спокойствие в любой ситуации. Это поможет избежать переутомления и ошибок в работе с проблемными детьми. Кроме того, ребенок склонен перенимать черты поведения авторитетных для него взрослых и, конечно же, родителей в первую очередь. Очень полезно привлекать в качестве помощников друзей семьи, родственников.
  7. Помощь учителей, подход к обучению . Разумеется, необходимо работать над проблемой и в школе. Родителям настоятельно рекомендуется поговорить с учителями, объяснив ситуацию, и заручиться их поддержкой. Обсудите возможность изменения системы оценок, создания индивидуального плана для самостоятельных занятий. Возможно, стоит перевести ученика в заведение, где практикуется индивидуальный подход в образовании и воспитании.

Синдром дефицита внимания у детей относится к психическим отклонениям и создает проблемы не только самому ребенку, но также родителям, окружающим, педагогам в школе. Однако, прежде чем принимать какие-либо меры, подозревая у ребенка это заболевание, необходимо обратиться к специалистам для постановки диагноза. Важно, чтобы обследование было всесторонним, с длительными (около шести месяцев) наблюдениями, так как возможны совпадения в симптомах при других отклонениях в здоровье.


Как лечить синдром дефицита внимания у детей - смотрите на видео:


Лечение синдрома не может ограничиваться одними медикаментами. Это целый комплекс мер, в котором лекарства играют больше вспомогательную роль, нежели основную. И хотя это расстройство и считается многими врачами неизлечимым, правильный подход к воспитанию и надлежащая работа родителей с ребенком поможет стабилизировать поведение, привить дисциплину и адаптироваться к условиям взрослой жизни. Большинство ученых сходится во мнении, что синдром не излечивается до конца, его носитель просто «перерастает» это состояние.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое наиболее ярко выражается в детском возрасте. Типичными проявлениями СДВГ являются сложности в сосредоточении внимания, гиперактивность и неконтролируемая импульсивность. Неврологи рассматривают данное расстройство как хронический и стихийный сидром, для лечения которого пока что не найдено эффективных способов.

Синдром дефицита внимания у детей обычно определяют лишь в позднем дошкольном или школьном возрасте, поскольку для постановки диагноза следует оценивать поведение ребенка как минимум в двух типах обстановки (к примеру, дома и на занятиях). Чаще всего такое расстройство наблюдается у мальчиков.

Признаки дефицита внимания у детей

Особенности поведения малыша, страдающего СДВГ, принято разделять на следующие категории:

  1. Симптомы невнимательности. Такие дети забывчивы, легко отвлекаются, с трудом концентрируют свое внимание. У них наблюдаются проблемы с выполнением заданий, организацией и следованием правилам. Создается впечатление, что ребенок не слушает, когда ему что-то говорят. Из-за невнимательности он часто допускает ошибки, теряет свои школьные принадлежности и другие личные вещи;
  2. Симптомы гиперактивности. Малыш кажется нетерпеливым, чересчур общительным, суетливым, он не может долго усидеть на месте. В классе такие дети стремятся сорваться с места в неподходящий момент. Если говорить образно, ребенок все время пребывает в движении, словно заведенный;
  3. Симптомы импульсивности. На уроках в школе такие ученики выкрикивают ответ до того, как преподаватель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда отвечают другие, не могут дождаться своей очереди. Если ребенок чего-то хочет, он должен получить это сиюминутно, никакие уговоры подождать не помогут.

Сопутствующие нарушения

Нередко дефицит внимания у детей приводит к возникновению следующих проблем:

  • Трудности в учебе. Дети, страдающие СДВГ, не способны полностью обрабатывать определенные виды информации. Некоторым тяжело понимать сведения, представленные визуально, другие не воспринимают данные на слух. Из-за этого у ребенка могут появиться проблемы в процессе изучения школьных предметов;
  • Депрессия. Малыш строит стену между собой и окружающим миром, основную часть времени он грустит. У детей с дефицитом внимания обычно занижена самооценка, они проявляют мало интереса к жизни. Некоторые из них могут спать или есть гораздо больше или меньше, чем положено;
  • Страхи. Таких деток часто преследуют тревожные мысли, вследствие чего они становятся пугливыми и ранимыми. Однако необходимо понимать, что страхи и депрессия в юном возрасте не всегда связаны с дефицитом внимания у детей – эти явления могут иметь совершенно иное происхождение.

Почему развивается синдром дефицита внимания у детей

Дать однозначный ответ на этот вопрос специалисты не могут до сих пор. В то же время медики считают, что возникновение симптомов СДВГ может быть обусловлено целым комплексом факторов. Приведем пример некоторых из них:

  • Дефицит внимания у детей имеет тенденцию передаваться по наследству, что говорит о генетической природе этого нарушения;
  • Есть основания считать, что курение и употребление алкоголя в период беременности, преждевременные роды и недоношенность также повышают риск развития СДВГ у ребенка;
  • Предпосылкой для возникновения расстройства могут стать травмы и инфекционные заболевания головного мозга, перенесенные в раннем детстве.

В основе механизма развития дефицита внимания лежит недостаток определенных химических веществ (норадреналина и дофамина) в отдельных областях головного мозга. Эта информация еще раз подтверждает тот факт, что СДВГ – заболевание, требующее серьезной диагностики и правильного лечения.

Как бороться с дефицитом внимания

Несмотря на распространенное мнение, что дефицит внимания у детей лечению не поддается, поведение ребенка можно скорректировать. Задача родителей в такой ситуации состоит в том, чтобы помочь чаду реализовать свой потенциал. Лечение может сочетать в себе образовательные методы, поведенческую и медикаментозную терапию. Итак, что нужно сделать, чтобы победить проблему?

  1. Информировать окружение. Люди, с которыми регулярно общается малыш, должны знать о том, что он страдает СДВГ. Не нужно бояться рассказать о расстройстве преподавателю, так ему будет легче найти правильный подход к вашему ребенку;
  2. Корректировать поведение. Чадо обычно игнорирует окружающих и ведет себя плохо, но вы в состоянии объяснить ему, как воспринимать происходящее правильно. Здесь нужны многочисленные и продолжительные занятия с детским психологом. Поведенческая коррекция помогает ребенку научиться действовать в соответствии со своими знаниями, вместо того, чтобы инстинктивно реагировать на импульс, который он почувствовал;
  3. Развивать навыки самоконтроля. Постарайтесь понять, что выводит малыша из состояния равновесия. Возможно, он начинает вести себя плохо, если его заставляют делиться игрушками или заниматься делами по дому. Найдите время для ежедневной работы с ребенком, покажите, как правильно реагировать на обиду и злость. Это поможет ему научиться держать себя в руках;
  4. Закреплять успех. Дети с СДВГ не способны учиться на прошлых событиях. Достижения можно закрепить при помощи обратной положительной реакции. Если ребенок справился с заданием, поощрите его. Это может ему надолго запомнить правильную схему поведения;
  5. Использовать медикаменты. Лечение дефицита внимания у детей может проводиться с применением лекарственных препаратов, регулирующих уровень химических веществ в мозге. Определенные успокоительные средства помогают малышу сосредоточиться, способствуют облегчению процесса обучения. Чтобы добиться хорошего результата, медикаментозную терапию сочетают с поведенческой.

Неадекватное поведение, плохие оценки в школе, дерзость и неудержимая активность — не спешите ругать свое чадо и постоянно его одергивать.

Быть может, ребенок страдает синдромом дефицита внимания и отчаянно нуждается в помощи доктора.

Немного истории

Хотя в России, вслед за американскими и европейскими исследователями, диагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) начали ставить всего лишь десятилетие назад, впервые подобные нарушения поведения детей были описаны в 1845 году Генрихом Хоффманом, врачом-психиатром из Германии. С тех пор аналогичной симптоматикой занималось множество исследователей во всем мире, и лишь в 1994 году впервые был предложен и закреплен современный термин заболевания.

Что такое синдром дефицита внимания

Многолетние исследования доказывают, что от 5% до 15% школьников чрезмерно активны и испытывают нешуточные сложности в обучении. Они не могут скоординировать свое внимание на объяснении педагога, им неимоверно трудно сохранять спокойствие и усидеть на месте в течение урока и, как результат, полученные оценки вызывают вполне понятное огорчение родителей. Главными признаками синдрома дефицита внимания являются:

— почти полное отсутствие внимания, неспособность сконцентрировать его в нужный момент;

— неусидчивость и гиперактивность, таких детей считают проблемными и непослушными;

— импульсивность — чересчур быстрая реакция не дает оценить возможные риски или адекватно выполнять поставленные перед ними задачи.

Наиболее подвержены отклонениям в поведении мальчики — среди страдающих этим заболеванием их в 4-9 раз больше, чем девочек. Каждый больной ребенок имеет свои индивидуальные проявления недуга, однако для всех характерной чертой является сложность контроля внимания, активности и сдержанности.

Причины синдрома дефицита внимания у детей

Несмотря на многочисленные исследования, точная причина недуга до сих пор не названа. Но специалисты вполне обоснованно полагают, что факторами возникновения недуга служат:

1. Генетическая предрасположенность.

2. Курение и употребление алкоголя во время беременности.

3. Преждевременные роды.

4. Инфекционные заболевания головного мозга и его травмы в раннем детстве.

Доказано, что недуг развивается при дефиците в головном мозге дофамина и норадреналина, поэтому крайне важно поставить правильный диагноз и пройти курс необходимого лечения.

Как распознать синдром дефицита внимания у детей

К сожалению, российские врачи не всегда могут поставить правильный диагноз. Часто синдромом дефицита внимания называют умственную отсталость или детскую психопатию, а порой диагноз СДВГ ставят даже больным с явными признаками шизофрении. Конечно, трудно распознать данное заболевание, ведь практически все дети в определенном возрасте чересчур активны и не слишком внимательны на уроках. Поэтому для постановки правильного диагноза следует тщательно и подробно проанализировать имеющиеся симптомы.

1. Невнимательность

Ребенок, обладающий нормальным интеллектом, просто не в состоянии сконцентрироваться на задании или объяснении учителя. Необходимость выполнения какого-либо действия в течение продолжительного времени вызывает скуку и потерю интереса. Выполнение обязательных действий откладывается на потом, повседневные обязанности не выполняются, желание выполнить несколько дел одновременно заканчивается полным фиаско. Почти 90% детей, страдающих СДВГ, из-за трудностей с обучением имеют проблемы с усвоением материала и оценками. Им тяжело вникнуть в смысл речи собеседника, они часто теряют свои вещи, а ошибки в контрольных работах делают из-за невнимательности. Таким детям крайне сложно работать самостоятельно, поэтому выполнения домашних заданий они стараются избежать любыми способами.

2. Гиперактивность

О таких детях говорят, что «у них внутри моторчик» — они излишне общительны и непоседливы, им трудно усидеть на одном месте, руки и ноги находятся в постоянном движении, а стремление залезть куда-то побеждает здоровый смысл. Часто болтливые и непоседливые, дети не могут заниматься на досуге спокойными играми, проявляя бесцельную двигательную активность. С возрастом эти симптомы постепенно уменьшаются и сходят на нет, хотя это отнюдь не означает выздоровления.

3. Импульсивность

Очень опасный признак, так как часто приводит к несчастным случаям. Дети с СДВГ беспечны и невнимательны, не способные выслушать указаний к совершению действия. Иногда создается впечатление, что они совершенно не думают перед тем, как сделать что-либо. Не могущие просчитать негативные последствия своих действий, они совершают рискованные и необдуманные поступки — способны выскочить на дорогу с мчащимися автомобилями или злорадно уничтожить чье-то имущество, демонстрируют сверстникам смелость опасными и рискованными действиями.

Отличительная черта поведения таких детей на уроке — стремление ответить на заданный учителем вопрос, не выслушав его до конца. Причем в ответе будет содержаться первая, пришедшая в голову, мысль. Разговаривая с друзьями, они постоянно перебивают других, стремясь высказать свою точку зрения. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, не способны отказаться от желанной вещи или действия — захотев что-либо, они должны получить это немедленно.

Если рассматривать признаки недуга в разных возрастных группах, можно заметить, что:

— дошкольники непоседливы, беспокойны и непослушны;

— школьники забывчивы, находятся в непрерывном движении, неагрессивны;

— подростки испытывают чувство депрессии и тревоги, преувеличивают жизненные трудности и не способны бороться с ними, склонны совершать действия назло близким или друзьям.

В некоторых случаях синдром дефицита внимания сопровождается враждебностью, умышленным непослушанием, буйством или плаксивостью, отсутствием желания общаться со сверстниками. Иногда сопутствовать заболеванию могут тики — подергивание головы или мышц лица, сопение или неожиданные вскрики. Это пугает окружающих детей, и ребенок может остаться без общения со сверстниками.

Диагноз СДВГ поставлен, что дальше?

Если махнуть рукой на поставленный доктором диагноз и отказаться от лечения в надежде на «перерастет!», можно обречь свое чадо на не совсем успешное будущее. Проявления болезни со временем становятся не столь яркими, однако СДВГ в самостоятельной взрослой жизни будет причиной плохой памяти, неспособности планирования своих действий, низкого уровня профессиональной деятельности. Кроме того, больные с диагнозом синдром дефицита внимания склонны к различным видам зависимости и тяжелым формам депрессии.

Лучшим вариантом лечения СДВГ является комплексный — психологическая коррекция в сочетании с лекарственными препаратами. Порой невыносимое поведение собственного любимого чада заставляет мамочку испытывать чувство вины за неправильное воспитание. Однако важно понимать, что всему виной коварная болезнь, которую можно и нужно победить. Эффективное лечение вернет спокойствие в семью и обеспечит ребенку нормальную полноценную жизнь.

У ребенка синдром дефицита внимания — как вести себя родителям

Порой родители возмущены поставленным диагнозом, не понимая сложности проблемы. Учитывая недостаточную информированность, можно посоветовать таким мамочкам поговорить со специалистами, почитать литературу, чтобы лучше понимать причины и последствия недуга. Победить его возможно только сообща, скоординировав действия докторов и родителей.

От действия мам и пап зависит очень многое, поэтому близким малыша стоит прислушаться к советам опытных специалистов:

1. Болезненная реакция на критику деток, которым поставлен диагноз синдрома дефицита внимания, слишком осложняет им жизнь. Не стоит постоянно ругать малыша за неверные действия и неадекватное поведение. Гораздо полезнее предложить свою помощь в уборке вещей или подготовке к школе, похвалить за проявленное усердие и преодоление трудностей. Очень важно подчеркивать каждое достижение, пусть небольшое, и дарить ребенку уверенность в собственных возможностях.

2. Похвала родителей — очень важный фактор достижения взаимопонимания и спокойствия. Хвалите ребенка по любому доступному поводу — помыл за собой чашку, убрал игрушки, аккуратно написал в тетрадке или помог маме накрыть на стол. Не скупитесь на слова поддержки даже в случае неудачи, ведь и взрослые довольно часто совершают ошибки и мелкие проступки.

3. Снять раздражение или недовольство способны спокойная музыка, настольные игры, теплая ванна.

4. Составленный вместе распорядок дня поможет ребенку обрести спокойствие и уверенность, ему важно понимать свои обязанности и их очередность. Полезно приучать школьника к составлению списка предстоящих дел, учитывая их важность. Для того, чтобы не откладывать на потом начатое занятие, тоже потребуется ненавязчивая помощь родителей.

5. Общение — важная составляющая нормальных отношений в семье и нормализации поведения сорванца. Выслушивая рассказ о проведенном дне, не стоит высказывать резкие замечания по поводу неприятных событий. Позитивно реагируйте на школьные новости, мягко подсказывая более правильный вариант решения каких-либо спорных вопросов. Крайне важно, чтобы ребенок ощущал внимание близких к его проблемам и поступкам, чувствовал любовь и поддержку.

6. Плохие поступки, без которых, увы, не обойтись, должны получать соответствующую оценку. Однако не стоит обобщать и выговаривать за постоянно плохое поведение. Лучше дать понять, что осуждается конкретное действие, и постараться доступно объяснить причину родительского недовольства. Если требуется наказание — помните, что оно должно быть максимально справедливым и соответствовать уровню тяжести совершенного проступка.

7. Если появляется ощущение бесполезности и бессилия, не забывайте, что у вас есть верный и надежный союзник. Доктор в любой момент готов скорректировать действия, подсказать верный и безотказный вариант решения возникшей проблемы.

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания непросто, однако не стоит забывать, что этот диагноз — не приговор. Это всего лишь болезнь, которая поддается лечению и обязательно будет побеждена. Удачи вам и терпения!

Поведение ребенка часто заставляет родителей волноваться. Но речь идет не об обыкновенной распущенности или непослушании, как кажется на первый взгляд посторонним людям. В некоторых случаях все гораздо сложнее и серьезнее. Такие поведенческие особенности могут провоцироваться особенным состоянием нервной системы. В медицине она называется синдромом гиперактивности и обычно идет в паре с дефицитом внимания. Укороченная форма? СДВГ.

Гиперактивные дети доставляют родителем много забот

Что это значит?

Буквально, приставка «гипер» означает «чрезмерно». Ребенку сложно играть одними и теми ж игрушками не просто долгое время, а даже несколько минут. Малыш не может оставаться на месте больше 10 секунд.

При этом дефицит? это недостаточный уровень концентрации внимания и способности сосредоточиваться у ребенка, что сказывается на постоянном возбуждении, быстрой смене объекта заинтересованности.

Сейчас каждый родитель, прочитавший значение терминов, подумает: «Мой ребенок очень непоседлив, все время задает вопросы, никак не усидит на месте. Может, с ним что-то не так и нужно немедленно обращаться к врачам?».


Определение гиперактивности

На самом деле, дети должны быть в постоянном движении, ведь они познают мир и себя в нем. Но иногда малышу сложно выполнять поставленные задачи, вовремя успокоиться и даже просто остановиться. И вот здесь необходимо задуматься о причинах.

Является ли отклонение от нормы проблемой?

Прежде всего, подчеркнем, что слово «норма» используем условно. Оно подразумевает комплекс закрепленных навыков типичного поведения. Однако любые отклонения от прописанных параметров не следует воспринимать, как конец света. Родителям очень важно не отчаиваться, а понять ситуацию и помочь ребенку.

Главное задание? своевременно выявить особенность малыша, не упустить момент и научится правильно руководить ситуацией.

Раннее выявление синдрома гиперактивности

Как показывает практика, до школьного возраста особенности ребенка устанавливаются редко, хотя симптомы присутствуют практически с рождения, так как закладываются генетически. На специфику больше внимания обращают уже педагоги. А некие проявления заметны даже до 3-х лет, в частности:

  • ребенок до года в период бодрствования без остановки движет руками и ногами;
  • малышу сложно играть с одной игрушкой даже незначительный период времени;
  • малыш чрезвычайно эмоциональный, легко впадает в истерику, ему сложно успокоиться, остановиться плакать, орать и т.д.;
  • кажется, что вовсе не реагирует на замечания.

На что родителям обратить внимание


Недостаток внимательности - признак СДВГ

Психологические нарушения, связанные с недостаточным уровнем внимания и гиперактивностью, включают три категории:

  1. Непосредственная невнимательность.
  2. Усиленная активность.
  3. Необычная импульсивность.

Каждая категория имеет ряд поведенческих особенностей. Проблемы преимущественно выявляются комплексно. Поэтому важно понимать, что нельзя ориентироваться только?а одно какое-то условие. Для того чтоб установить диагноз, необходимо совпадения, как минимум, в трех позициях.

Конкретные признаки проблем со вниманием

На синдром дефицита внимания у детей указывают такие обстоятельства:

  • сложности с акцентированием на деталях, отдельных предметах, картинках;
  • трудности с ведением игровой деятельности;
  • элементарные задания так и остаются не выполненными, например, «Принеси!», «Расскажи!», «Сделай через полчаса» и т.д.;
  • нежелание прикладывать любые усилия и выполнять обязанности;
  • плохая самоорганизация в повседневной жизни: ребенок постоянно опаздывает, не успевает что-нибудь сделать, теряет свои вещи;
  • при групповом разговоре или беседе кажется, что он совсем не слушает;
  • долгий процесс запоминания, но мгновенное отвлечение на посторонние предметы;
  • быстрое переключение на иной род занятий;
  • утрата интереса к предыдущим хобби, к увлечениям.

Условия гиперактивности

Существуют допустимое количество признаков для определения нормального развития ребенка, но оно не должно превышать трех характеристик из указанных:


Определение импульсивности

Даже одна из названных ниже характеристика является стимулом для беспокойства:

  • ребенок преждевременно отвечает на вопросы;
  • не способен ждать своей очереди в играх или других ситуациях;
  • вмешивается в чужие разговоры.

Другие характеристики


Импульсивность и чрезмерная эмоциональность - признак СДВГ

Нарушения наблюдаются не только в психологических особенностях, но также и в медицинских, физиологических, эмоциональных. Ближе к 5-ти годам у ребенка могут проявляться симптомы такого характера:

  • общее состояние эмоциональной сферы: постоянная тревога, заикание, сложность четко и правильно сформулировать речь, отсутствие спокойного сна и отдыха;
  • нарушение двигательных функций: тики моторные и вокальные. Ребенок непроизвольно издает звуки, делает махи руками или ногами;
  • физиологические условия и сопутствующие медицинские заболевания: постоянные аллергические реакции, расстройства кишечника и мочеиспускания, эпилептические проявления.

Причины гиперактивности

Что делать?

После установления диагноза гиперактивности и синдрома дефицита внимания родители заходят в тупик и задаются вопросом: «Что теперь будет? Как себя вести? Как помочь и правильно лечить ребенка?».

Действительно, проблема требует повышенного внимания и немалых усилий со стороны, как близких родственников, воспитателей, педагогов, так и всего окружения малыша. Поэтому нужно запастись терпением и квалифицированно подходить к воспитанию.


Изменения в мозгу у гиперактивного ребенка

Современная медицина использует много вариантов управления диагнозом. Но все они должны применяться в комплексе. По мере важности среди них выделяются:

  1. Психологическая домашняя помощь ребенку.
  2. Лечение медикаментозными препаратами и народными средствами.
  3. Питание и диета.

Поведенческая терапия

Устранение гипертактивности у ребенка, прежде всего, предвидит создание особенной атмосферы в семье. Только близкие люди могут действительно помочь малышу, научить его контролировать себя. Если специфические педагогические навыки в родственников отсутствуют, можно обратиться за рекомендациями к квалифицированному психологу.


Советы родителям - что делать

Для улучшения поведения психологи советуют:

  1. Создавать комфортную атмосферу в семье. Ребенок не должен слышать оскорбления, ругательства.
  2. Эмоциональное перенапряжение малыша плохо сказывается на его психологическом состоянии. Поэтому он должен всегда ощущать любовь и внимание родителей.
  3. Находить позитивные стороны учебы, всеми способами помогать своему чаду вести себя хорошо дома, в детском саду, а затем и в школе.
  4. При малейшем ощущении усталости малышу необходимо давать возможность отдохнуть, расслабиться, а потом снова можно приступать к занятиям или учебе.
  5. Рассказать о проблеме воспитателям, школьному психологу и учителям. Совместно они посодействуют дальнейшей адаптации в обществе.

Как лечить синдром дефицита внимания у детей

Лечением ребенка занимаются психологи и невропатологи. Они назначают препараты, способные повысить или изменить функционирование соответственных участков головного мозга. Важно только найти действительно компетентного специалиста и довериться ему.

Обычно назначаются такие лекарственные средства:


Вопросы питания и диеты

Детям с диагнозом СДВГ советуют придерживаться особенной диеты. Поскольку медики считают, что некоторые продукты и напитки обостряют состояние маленьких пациентов.


Правильный рацион - основа лечения СДВГ
  • Почти полностью исключить потребление сахара и сладостей;
  • Избегать искусственных ароматизаторов, подсластителей, красителей и неестественных жиросодержащих ингредиентов (сладкое, выпечка, колбасы и др.);
  • Употреблять больше цельнозерновых продуктов и отрубей;
  • Потреблять в пищу максимально естественные продукты, блюда домашнего приготовления;
  • Разнообразить ребенку овощное и фруктовое меню, наполнить его капустой разных сортов, морковью, яблоками, цитрусовыми, абрикосами, орехами и т.д. Вся пища должна быть красивой и полезной, без вредных синтетических добавок.

Дети имеют сильную эмоциональную связь со своими родителями. Поэтому корректное поведение самых близких людей и родственников играет важную роль в управлении диагнозом СДВГ.

Придерживайтесь следующих правил:


Проходит ли проблема со временем

При правильном подходе и лечении проявления гиперактивности и дефицит внимания со временем у ребенка уменьшаются и к подростковому возрасту становятся практически незаметными.


Возможные последствия СДВГ

Однако следует понимать, что полностью исчезнуть диагноз не может. Он перейдет в скрытую форму или трансформируется, изредка напоминая о себе быстрой сменой настроения, депрессией или невозможностью заняться каким-то одним делом. Поэтому главная задача родителей и педагогов - к совершеннолетию научить ребенка самостоятельно контролировать свои эмоции и поведение, использовать усилия воли и целеустремленность.

Помните! Детям с дефицитом внимания и гиперактивностью очень нужно постоянно ощущать любовь и ласку. Они не всегда могут быть внимательны сами, но очень хотят, чтобы другие люди с пониманием и внимательностью относились к ним.

Терпение, поддержка и старательность смогут изменить отношение к особенным и по-своему уникальным членам общества!

Похожие материалы