Объект и предмет курсовой работы – что есть что? Проблема исследования Как определить проблему исследования в исследовательской работе

Вам понадобится

  • Исследовательская работа, в которой уже сформулирована тема, требующая выявления и обозначения проблемы; знание методологических основ теоретического или практического исследования.

Инструкция

Проблема исследования – есть логическое завершение описания актуальности темы исследования, где указывает на то, что его тема не может или не могла бы быть реализована без проблемы. Проблема всегда появляется на стыке старого и нового : одно знание уже устарело, а новое еще не . Или проблема может быть уже решена в науке, но не реализована на практике.

Правильная постановка проблемы определяет стратегию исследования: как научное знание может быть реализовано на практике, или как может быть сформировано новое знание в результате проведенного исследования. Сформулировать проблему, значит отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Определяя проблему исследования, автор отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено». Проблема – это важный и сложный вопрос.Для обоснования проблемы необходимо привести доводы в пользу реальности выдвигаемой проблемы; найти ценностные и содержательные связи с другими проблемами.

Для оценки проблемы следует выявить все условия, необходимые для ее решения, включая методы, средства, приемы; найти среди уже решенных проблем аналогичные решаемой, что значительно сузит область исследования.

Для построения проблемы необходимо сузить поле изучения предмета исследования в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя. Если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием, известным и неизвестным по теме изучения, то суть проблемы исследования определяется легко и быстро.

Обратите внимание

Проблема в методологическом блоке по проведению исследования может ставиться после обоснования актуальности темы, а может и предшествовать актуальности. Актуальность может быть определена как результат изучения проблемы исследования. В этом случае, содержание актуальности - это ответ на вопрос: «Почему в настоящее время нужно изучать данную проблему?».

Полезный совет

Чем сложнее и актуальнее исследование, тем более сложно по форме формулируется проблема.
В курсовой работе студента проблема исследования может быть сформулирована в виде вопроса.
В научном исследовании диссертанта проблема исследования может быть сформулирована в виде вывода из противоречия, теоретической или практической задачи, проблемной ситуации.

Анализ любых произведений, будь то книга, диссертация или просто рядовая статья, написанная каким-либо автором, позволяет не только получить новые знания по интересующим с проблемам, но и избежать повторений (то есть плагиата) при создании собственных трудов. Наиболее сложной задачей для редактора является рассмотрение сочинений, представляемых в редакцию научных журналов молодыми учеными и соискателями.

Инструкция

Для начала обратите внимание на актуальность темы, опираясь на теоретическую и практическую значимость поставленной цели, задач, научной новизны. Помните, что одно из основных требований к заголовку статьи - это его конкретность. Объемное, громоздкое название, затрудняет глубокую проработку проблемы, мешает определить точный круг читателей.

Анализ истинности и достоверности приведенных данных следует базировать на объективности отбора материала, репрезентативности фактов, отображении их в протоколах собственных наблюдений. Истинность полученных в ходе исследования сведений является основанием для научно обоснованных выводов. Редактору необходимо выяснить, каким образом регистрирует ; оценивает ли он их в динамике, изучает ли во взаимодействии с другими явлениями, имеет ли место догматизм и субъективизм, а также творческий к сущности явления.

Внимательно прочтите основной статьи, сделав акцент на изложение научной теории. Вначале статей принято приводить несколько логических высказываний о фактах, а затем в ходе рассуждений формулировать новые доводы, базируясь на совокупности результатов авторских наблюдений и экспериментов. При этом должно прослеживаться некое слияние ранее накопленного пласта научной информации и приватных умозаключений, доказанных эмпирическим путем.

Установите, уместно ли применение в контексте цитат, а также оптимальность числа цитат, употребляемых автором. Проверьте смысловую точность цитируемого материала. Сверьте полученную информацию со списком , указанным в конце статьи. Если творение содержит себе результаты статистических расчетов, оцените их достоверность. В конце проанализируйте текст резюме. Резюме статьи должно быть представлено на русском и английском языке. Оно лаконично отражает идейную линию научной работы в целом.

Видео по теме

Анализ статьи включает в себя оценку информативности, содержательности, смысловой целостности статьи. Именно анализ позволяет выявить уровень профессионализма того или иного автора, оценить стиль и манеру повествования.

Вам понадобится

  • - статья для анализа;
  • - письменные принадлежности.

Инструкция

Чтобы качественный анализ руководствуйтесь не субъективным мнением, а определенными критериями. Почитайте и попытайтесь оценить ее, исходя из степени соответствия содержимого заголовку, информативности, логики материала, раскрытия темы. Учитывайте так же язык статьи, его стилистические характеристики. Статья должна представлять смысловое единство.

Прочитав статью несколько раз, приступайте к анализу. В начале все выходные данные статьи, и приступайте к первому пункту плана "соответствие заголовка содержимому статьи". В современной публицистике участились случаи, когда "кричащие" заголовки лишь привлекают внимание и совершенно не соответствуют теме. Поэтому данный пункт необходимо отразить в вашем анализе.

Затем перейдите к оценке степени информативности статьи. Особое внимание уделите наличию фактов, опросов, экспертных мнений, точных данных. Все эти составляющие значительно повышают уровень информативности и позволяют в будущем ссылаться на данную статью.

Логика изложения материала не менее важна при оценке статьи. Если в статье содержатся две-три микротемы, и автор хаотично перескакивает от одной к другой, не завершив начатое рассуждение, то это серьезный минус. Каждая рассматриваемая в статье проблема должна быть последовательно изложена, а в конце повествования должны быть подведены соответствующие итоги.

Охарактеризовав статью по вышеперечисленным признакам, вы должны сказать, полностью ли раскрыта затронутая тема. Этот пункт может вызвать сложность при анализе статей, где автор ставит себе задачу сподвигнуть читателя к размышлениям и нарочно оставляет вопрос риторическим. Данный вид статей не раскрывает темы полностью, а своей недосказанностью побуждает дополнительный интерес читателей. Если вы работаете с такой статьей, обязательно укажите это при анализе.

Полезный совет

Если хотите сделать свой анализ статьи действительно творческим и заслуживающим внимания, проанализируйте художественные особенности языка статьи. Сделайте упор на используемые средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).

Источники:

  • Редакторская подготовка периодических изданий.

Статьи анализируют для того, чтобы выявить их информативность, смысловую целостность и содержательность. На основании подобного анализа можно сделать вывод о профессионализме отдельного автора или печатного издания в целом.

Вам понадобится

  • - статья для анализа.

Инструкция

Прочтите статью несколько раз и попробуйте оценить ее соответствие заявленному заголовку. Оцените также такие качества статьи как информативности и смысловая целостность. Проанализируйте, насколько раскрыта тема статьи, как сохраняется изложения фактов. В своей работе старайтесь проявлять объективность, не руководствуйтесь своим личным мнением.

Оцените качество , которым написана анализируемая статья. Определите, насколько язык соответствует заявленному стилю, например, научно-техническому или публицистическому. Отметьте такие недостатки, как перенасыщенность научно-популярного текста сложными терминами или, напротив, наличие в нем просторечных выражений.

Приступайте к изложению своего анализа в письменной форме. Начните с указания выходных данных статьи. В первом пункте анализа статьи изложите соответствие ее заголовка содержанию. Для современной прессы свойственно привлекать к себе внимание кричащими заголовками, которые не всегда отражают содержание публикаций.

Отразите в отдельном пункте анализа свою оценку логичности изложения сведений в статье. Хорошо если в статье четко прослеживаются такие логические вехи, как краткое введение, развернутое и последовательное изложение проблемы, а в конце подводятся соответствующие итоги.

Уделите внимание языку статьи в отдельном пункте. Укажите стилистические ошибки, если таковые имеются в тексте. Отметьте используемые автором выразительные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.

Способность к логическому и точному анализу поступающей информации - не просто полезное, но и необходимое умение. Если вы не будете анализировать все, что находится вокруг, каждую ситуацию, вы не сможете объективно воспринимать картину происходящего с вами. Существует несколько методов анализа, которые можно использовать как по-отдельности, так и вместе.

Инструкция

Проверяйте информацию, с которой связано принятие важного решения. Привычка анализировать происходящее не только позволит вам избежать многих ошибок, но и будет способствовать тому, что вы начнете замечать выгодные для себя случаи и с блеском находить выход из трудных ситуаций. Поймите, что не стоит доверять одним словам, нужно искать их подтверждение в фактах. Умейте находить уловки в словах или действиях других людей. Научитесь замечать в общем потоке поступающей информации отговорки и отмашки. Если вы, к тому же, сможете распознать ложь, исходящую от человека, вы не попадете в его , расставленную для вас. Пользуйтесь несколькими источниками для проверки информации. Не стоит доверять одному каналу информации. Обратитесь ко второму, третьему и так далее по мере необходимости. Конечно, это не полная гарантия правдивости информации, но, проанализировав таким образом сообщение, вы имеете больше шансов приблизиться к истине.

Используйте научные методы анализа информации. Одним из них является метод сопоставления данных. Для его применения сначала вам нужно сгруппировать данные, например, можно свести их в таблицу. При ее составлении по вертикали расположите варианты решения изучаемого вопроса, по горизонтали же укажите источники данных. Там, где пересекаются строки и столбцы, впишите содержание сообщения. Обязательно включите в таблицу все данные, которые у вас есть. Тогда анализ получится наиболее объективным. Потом определите весовые коэффициенты для каждого сообщения, то есть его важность. Потом вам следует объединить данные, которые относятся к каждому решению, и определить вероятность истинности сообщения. Теперь вам остается только сравнить с установленными заранее пороговыми значениями, которые выбираются на основе имеющегося опыта.

Воспользуйтесь другим методом анализа, который называется методом фильтрации данных. Его сущность в принятии решения на основе сопоставления входящих данных и комплекса независимых признаков с прописанным заранее весом. Имейте в виду, что содержание вариантов вам нужно сформулировать загодя, а анализ входных данных вы будете проводить по готовым признакам. Сначала расчлените входную информацию по параметрам фильтра. Далее вам нужно сопоставить их с параметрами фильтра и вывести оценку достоверности весовых коэффициентов. Теперь объедините данные, сравните с порогом и примите решение по ситуации.

Вам понадобится

  • Умение грамотно проанализировать статью может пригодиться не только филологам, журналистам, лингвистам и всем, кому приходится иметь дело со словами, но порой это оказывается полезным навыком, помогающим быстро выделить суть текста и структурировано преподнести его содержание, не путаясь в обломках случайно запомненных фраз.
  • План анализа статьи сводится к следующим пунктам:

Инструкция

Далее нужно упомянуть источник, из которого взята данная , дату публикации и имя автора. Это выглядит так: «Данная статья была опубликована в сети Интернет на сайте ***(название сайта) 18 июля 2014 года автором Иваном Ивановым».

Теперь пришло время собственно изложить суть статьи. Пересказ не должен быть длинным и утомительным. Десяти предложений будет вполне достаточно, а для некоторых даже много. Здесь должны быть только ключевые события и . Если автор предлагает какие-либо статистические данные, указывает проценты, даты и пр., то желательно оставить эту информацию в своем анализе.

В последнем абзаце анализа обязательно пишем про свое отношение к данной проблеме и к статье. Логично обосновываем свою точку зрения.

Учитесь не только на собственных ошибках, но и на промашках других людей. Прислушивайтесь к окружающим, когда они делятся с вами своим жизненным опытом. Воспринимайте информацию о том, в каком положение они попали и как себя при этом вели. Больше читайте. Остановите свой выбор на романах мировых классиков. В таких книгах нередко рассказывается о судьбах различных людей. И пусть они могут быть полностью вымышленными персонажами, взгляд автора на проблему может быть очень полезен для вас.

Подумайте, какие в вашей жизни есть стереотипы и шаблоны поведения. Возможно, существует какой-то повторяющийся сценарий ваших ошибок, из-за которого вы не можете добиться чего-то. Важно осознать, что вы являетесь не только главным героем собственной истории, но и одновременно ее автором. Перепишите книгу своей жизни так, чтобы она стала более жизнерадостной, оптимистичной. Заодно вы увидите, что вам стоит делать по-другому, над какой стороной жизни следует провести тщательную работу.

Никто не живет без проблем, в жизни каждого индивидуума время от времени случаются неприятности и трудности. Они даются человеку, чтобы он приобрел определенный жизненный опыт. В таких ситуациях нужно не жаловаться и впадать в уныние, а проанализировать, почему возникла проблема и как ее решить. Чтобы не впасть в панику и депрессию, нужно придерживаться определенных принципов в данном случае.

Спокойствие

Обычно трудности возникают неожиданно и нарастают, как снежный ком. Как говорится, «беда одна не приходит, семь бед с собой приводит». Главное в такой ситуации – это сохранить спокойствие. Не паникуйте и не опускайте рук, помните, что неразрешимых проблем не существует. Принять грамотное и взвешенное решение можно только в уравновешенном состоянии.

Анализ

Постарайтесь посмотреть на проблему объективно. Можно использовать популярные методики для нахождения правильного решения, например, «диаграмма Исикавы» и т.п.

Выводы

Записывайте любые идеи, которые приходят к вам в голову, когда ищите пути выхода из трудностей. Среди них обязательно найдется подходящий.

Часто очень сложно взглянуть на ситуацию со стороны, поэтому не замыкайтесь в себе, расскажите о своей проблеме друзьям, родственникам или психологу.

Понятийный аппарат научного исследования

Лекция 3. Понятийный аппарат научного исследования

1. Понятийный аппарат научного исследования

1) Проблема исследования

2) Актуальность работы

3) Объект и предмет

4) Цели и задачи

5) Гипотеза

6) Научная новизна и практическая значимость

Порядок научного исследования предполагает чёткое определение компонентов научного аппарата: проблема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Запускным механизмов выполнения исследовательской работы является проблема.

Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Проблема часто отождествляется с вопросом, представляющим для исследователя интерес. Однако она не выдвигается произвольно, а является результатом изучения практики и научной литературы, выявления противоречий.

Проблема возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы. Поэтому, ставя проблему, нужно ответить на вопрос: «Что нужно изучить из того, что ранее не было изучено?».

Проблема является основой всей работы. Правильная постановка проблемы - залог успеха. Следовательно, нужно четко, ясно, корректно сформулировать проблему. Чтобы верно обнаружить проблему, необходимо понять, что уже разработано в выбранной теме, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы. Если удается определить, какие теоретические положения и практические рекомендации уже наработаны в интересующей области знания и смежных науках, то удастся определить и проблему исследования.

Проблема должна соответствовать критериям:

Объективность - возникновение проблемы должно быть продиктовано объективными факторами.

Значимость - проблема должна иметь теоретическое или прикладное значение для науки.

"Проблема взаимосвязи проявлений эмоциональной сферы личности с уровнем развития креативности остается одной из сложных, неоднозначно решенных, противоречивых проблем в со­временной психологической науке".

"Проблема восприятия субъектом пространственного мира мо­жет ставиться в различных аспектах с опорой на разные исходные принципы.

Необходимо оговорить эти различия с тем, чтобы прояснить постановку проблемы, принятую в нашей работе...

Проблема описания единиц и способов регуляции пространст­венного восприятия..." .

"Проблема объяснения оптических иллюзий при визуальной оценке и сравнении расстояний между краями предметов" .



Заключенное в проблеме противоречие отражает ТЕМА , ее формулировка одновременно уточняет проблему. Тема должна представлять собой лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Другими словами, тема - это содержание работы, заключенное в одной фразе. Например:

«Игровая технология в коррекции неуспеваемости младших школьников»;

«Семья в системе социального воспитания»;

«Совершенствование физического развития детей средствами бальных танцев».

Формулировка темы не должна быть слишком широкой. Точно сформулированная тема очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел.

Формулировку темы работы определяет предмет исследования (их формулировки практически совпадают).

2.Актуальность работы .

Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения проблемы.

Определить актуальность темы - означает также подчеркнуть ее связь с важными аспектами тех или иных проблем современности, решению которых может способствовать ее исследование.

Обоснование актуальности темы должно соответствовать следующим требованиям:

во-1, должны быть кратко освещены причины обращения именно к этой теме именно сейчас;

во-2, должна быть раскрыта актуальность обращения к этой теме применительно к внутренним потребностям науки - объяснить, почему эта тема назрела именно сейчас, что препятствовало адекватному раскрытию ее раньше, показано, как обращение к ней обусловлено собственной динамикой развития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недостаточностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, необходимостью изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования и т.д.

Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

В завершении описания актуальности темы исследования необходимо формулировать научные противоречия и проблемы.

Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для дипломной работы достаточно показать главное в пределах одной страницы, для курсовой работы- полстраницы машинописного текста.

Например.

Особая роль в системе подготов­ки специалистов принадлежит профессиональному психологиче­скому отбору абитуриентов как начальному этапу профессиональ­ного становления.

Анализ практики профотбора в вузах позволяет ут­верждать, что этот процесс протекает в настоящее время во мно­гом стихийно: отсутствует единая скоординированная стратегия проводимых мероприятий, отбор не рассматривается как целост­ная система, недостаточно проработаны психологические аспекты профессиональной деятельности.

Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащённости исследования и своих возможностей. Обратимся к основным категориям исследовательской работы и разберём примерный алгоритм разработки программ исследования.

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.
Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Тема отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Правила выбора темы

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
  • Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.
  • Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Приступая к работе над темой, очень важно иметь её план, хотя бы в самой общей форме. Он поможет ученику отыскать, собирать, накопить первоисточники по теме. По мере изучения и первичного ознакомления с литературой принятый план, безусловно, будет видоизменяться. Однако ориентировочный план даст возможность связать в единое целое разнообразную информацию. Поэтому такой план надо составить как можно раньше, и в его составлении незаменима помощь руководителя работы.

Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Чтобы не уклониться от избранной темы, необходимо ясно и точно представить себе цель и задачи исследования. Их определение позволит ученику более экономно и с большей целеустремлённостью собирать материал и обрабатывать его.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести» и т.д.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования . В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определённую пошаговость достижения цели, последовательность действий. Решение задачи позволяет пройти определенный этап исследования. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования, причем отдельные задачи могут быть поставлены как для теоретической (обзор литературы по проблеме), так и для экспериментальной части исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы.

Гипотеза исследования – это развёрнутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения («Если…, то…» или «Чем…, тем…»). Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное. В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.
Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.
Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.

Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика – это совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов. Иными словами методы научного исследования – это способ изучения объектов исследования.
Методы научного исследования :
1. Методы, направленные на теоретическое изучение проблемы, например на изучение литературных источников, письменных, архивных материалов;
2. Методы, обеспечивающие получение практических результатов исследования проблемы: наблюдение, беседа, анкетирование.
Методы исследования обеспечивают большую точность и глубину изучения избранной проблемы, обеспечивают решение поставленных в работе задач.
Необходимым компонентом программы является установление сроков исследования. Сроки должны быть достаточны для проверки воспроизводимость, надёжности и стабильности результатов, их обсуждения и апробации.

Основные этапы исследования :

  • Первый этап – подготовительный – включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования, выбор методов и разработку методики исследования.
  • Второй этап – конструирующий (постановочный, создающий) – содержит непосредственно исследование (возможна и его разбивка на этапы).
  • Третий этап – корректирующий: это формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.
  • Четвёртый этап – контрольный.
  • Пятый – заключительный – подведение итогов и оформление результатов.

Задачи, сроки и план исследования должны соответствовать выбранным для исследования объекту, предмету и цели.

Не менее важным является и умение представить результаты своего исследования на публике, приведём несколько моделей защиты исследовательской работы:
I. “Классическая” .
Устное выступление сосредоточено на принципиальных вопросах:
1. тема исследования и ее актуальность;
2. круг использованных источников и основные научные ходы к проблеме;
3. новизна работы (изучение малоизвестных источников, движение новой версии, новые подходы к решению проблем и т. д.);
4. основные выводы по содержанию реферата.
II. “Индивидуальная” .
Раскрываются личные аспекты работы над рефератом:
1. обоснование выбора темы реферата;
2. способы работы над рефератом;
3. оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;
4. личная значимость проделанной работы;
5. перспективы продолжения исследования.
III “Творческая” защита предполагает:
1. оформление стенда с документальным и иллюстративным материалом по теме исследования, их комментарий;
2. демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудио записей, подготовленных в процессе реферирования;
3. яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.

Критерии оценки научно-исследовательских работ учащихся, а так же памятка для юных исследователей представлены в Приложении № 1,2

Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый шаг обогащает нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали и не понимали. Но вопросы к миру – прежде всего вопросы к себе. Важно, чтобы в процессе организации исследовательской деятельности учащихся сохранялась ситуация предзаданной неизвестности, благодаря чему совершенно по-особому начинает выстраиваться вся система взаимодействия участников образовательного процесса.

Если вообще можно говорить о каком-то начале науки или познания, то познание начинается не с восприятий или наблюдений, не со сбора данных или фактов, оно начинается с проблем. Без проблемы нет и знания - но и без знания нет проблемы..."

Выбор темы для будущей работы имеет исключительно большое значение. Под темой выпускной квалификационной работы принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением, однако студенту предоставляется право выбора темы работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Тема ограничивает круг проблем и область исследования, выбор предмета, объекта и методов исследования. При выборе темы очень важно учитывать общий стаж в выбранной области знаний, предыдущий "задел" в ней, а также опыт выступлений в научных кружках или на собраниях специалистов с научными сообщениями и т.п. При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.

Не менее важными факторами выбора темы является возможности ее реализации. Так, исследователь, желающий изучать особенности женщин, достигших успеха в литературном творчестве, может столкнуться с проблемой поиска испытуемых, дающих согласие на участие в исследовании. В таком случае, замысел и идеи исследования так и не будут реализованы. Реалистичность замысла будет определяться наличием потенциальных испытуемых, необходимого методического инструментария и оборудования, а также временных резервов. Как правило, исследования требуют для завершения больше времени, чем ожидалось, поэтому планирование этапов исследования должно включать себя некоторый временной резерв.

Выбрать тему выпускной квалификационной работы студенту могут помочь следующие приемы:

Просмотр каталогов защищенных выпускных квалификационных и дипломных работ и ознакомление с уже выполненными на кафедре научными разработками.

Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки, имея в виду, что на стыке возможно найти новые и порой неожиданные решения.

Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов, выявленных автором работы.

Существенную роль в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами - практиками и преподавателями, в процессе которых можно выявить важные вопросы.

Актуальность исследования определяется несколькими факторами:


Необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

Потребностью в новых данных;

Потребностью в новых методах;

Потребностью практики.

Обычно актуальность исследования позволяет точно и обоснованно сформулировать проблему исследования. От формулировки научной проблемы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Цель исследования - это желаемый конечный результат исследования. Цели работы могут быть разнообразными. Наиболее типичны следующие цели (приводится по Л.В. Куликову, Л.А. Регуш):

Изучение содержательных характеристик тех или иных психических явлений (определение свойств, признаков, присущих явлению или феномену);

Изучение людей как носителей тех или иных известных психических особенностей и сопоставление выявленных психических характеристик у данных конкретных лиц с известными типологиями;

Изучение причин, лежащих в основе тех или иных проблем у разных групп людей, в разных условиях деятельности и общения;

Изучение особенностей поведения, деятельности, общения людей, имеющих различные психические характеристики;

Выявление взаимосвязи психических явлений, определение структурной организации изучаемого психического феномена;

Изучение динамики психического явления в фило - и онтогенезе ;

Создание новой методики или методического комплекса для решения заявленной проблемы;

Адаптация методик, в том числе приспособление имеющихся методик для использования их в решении новых проблем;

Разработка психокоррекционных и тренинговых программ, с приведением результатов их апробации.

Предложенный перечень целей достаточно условен и характеризует общие направления исследований, в конкретном исследовании различные направления могут пересекаться и представлять собой единую, интегрированную цель.

Задачи исследования .

Постановка задач исследования - это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи исследования конкретизируют его цель таким образом, что каждая задача планируется и описывается настолько четко и ясно, чтобы можно было определить конкретные методы и приемы ее реализации. В работе может быть поставлено несколько задач. Обычно в выпускном квалификационном исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Не следует ставить формальные задачи, соответствующие этапам исследования (например, проанализировать литературу, подобрать методики, провести исследование, обработать данные исследования и т.д.) Такого рода задачи являются общими технологическими этапами исследования и не отражают содержание исследуемой проблематики.

Требования к вербальному формулированию задач исследования:

Задачи следует начинать с глаголов в неопределенной форме и в повелительном наклонении (проанализировать, раскрыть, определить, описать и т.д.);

Задачи должны соответствовать поставленной цели исследования, не противореча ей и не выходя за ее пределы;

В задачах должен быть конкретизирован требуемый конечный результат;

Задачи должны быть настолько конкретными, ясными и точными, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования

Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач. Задачи исследования делятся на задачи процедурного характера, касающиеся, например, проведения наблюдения или проведения эксперимента и т.д., проведения сравнения одного явления с другим.

Предмет исследования.

После определения цели перед исследователем встает вопрос: что нужно фиксировать, какие аспекты психической деятельности необходимо выявить при изучении интересующего явления. При ответе на этот вопрос необходимо понимать какое психическое явление составляет предмет исследования, какими проявлениями, свойствами и закономерностями протекания оно характеризуется. Предмет исследования - это всегда определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий.

Характеристики предмета измеряются, определяются, квалифицируются. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. К предмету исследования в психологии относятся психические процессы, свойства, психологические качества человека, психические состояния, поведение, виды деятельности и общения, а также взаимосвязи и взаимовлияния их друг на друга, взаимосвязи с другими уровнями и внутри одного уровня психической организации человека и т.д.

Объект исследования.

Объектом психологического исследования может быть человек, группа людей, общность людей, а также животные и сообщество животных. При описании объекта исследования указывается количество обследованных, их возраст, пол и другие социально-психологические характеристики, важные для понимания изучаемого явления, например, национальность и профессия.

Например, целью исследования может быть установление особенностей отношения к деньгам у младших школьников. Предмет исследования - отношение к деньгам у младших школьников. Соответственно объектом исследования будут носители этих особенностей - младшие школьники.

Проблема исследования определяется только вместе с его актуальностью (актуальна в первую очередь решаемая проблема), целью, объектом и предметом являясь центром проблемно-поисковой области исследования.

Формулировку проблемы исследования желательно начать с определения ведущих противоречий в явлении, определившем тематику исследования. Обнаружение противоречий – важная для ориентировочных действий исследователя область. Важно понять, какие противоречия могут быть решены в данном исследовании:

– между теорией и фактами («вопреки положениям теории о… факты указывают на…»);

– между двумя теориями («в объяснении… возникает противоречие между теорией когнитивного диссонанса и теорией социального научения»);

– между необходимостью чего-либо для человека и общества, и отсутствием знаний о том, как получить желаемое («противоречие между необходимостью эффективного формирования коммуникативных навыков и отсутствием научно обоснованных способов их формирования у спортсменов-туристов»).

В несложном эмпирическом исследовании к постановке проблемы чаще всего ведут противоречия между необходимостью чего-либо для человека и общества, и отсутствием знаний о том, как получить желаемое, а также – между теорией и фактами. В более развернутых исследованиях выявляется система противоречий, так как проблемы там имеют комплексный характер. Определенные противоречия требуют описания порождаемой ими проблемной ситуации, которая и обнаруживается, осознается и формулируется как актуальная научная проблема, решаемая в данном исследовании.

Определяющим типом противоречий, ведущим к проблемам для педагогики являются противоречия объективной педагогической действительности, существующие в деятельности и отношениях «преподаватель - ученик», «преподавание - учение», «деятельность учителя - деятельность ученика», в связи содержательной и процессуальной сторон процесса обучения и воспитания. Широкий круг противоречий связан с отношениямипедагогических (образовательных) систем (в том числе и их компонентов) и общества или человека: между общественными запросами и неготовностью, отсутствием, недостаточностью чего-либо в образовании; между появившимися новыми реалиями в практике образования и теоретической неосмысленностью нового;между потребностями человека в определенных образовательных результатах и отсутствием теоретически обоснованных средств, условий, методов в педагогике и др. В психологии это чаще всего противоречия между объективно возникающей в ходе развития научного знания потребностью в его углублении и существующими средствами достижения этой потребности, противоречияв объяснениях сущности какого-либо явления, противоречия между эмпирическими данными разных авторов,



В учебных эмпирических исследованиях осознание и формулировка противоречий при постановке проблемы, в силу простоты решаемых проблем осуществляется не всегда. Однако важно помнить, что за любой проблемой всегда стоят определенные противоречия, сущность которых в том, что они, существуя в границах одного объекта, служат препятствием в исследовании способов его развития.

Принято считать, что выдвижению проблемы обычно предшествует появление в науке общей проблемной ситуации, которая характеризует трудность в познании, сложившаяся в той или иной отрасли научной деятельности. Для отдельного исследования это означает, что выдвинутая в нем проблема – всегда частный случай общенаучной проблемы, и ее формулировки должны в том или ином виде содержать отсылку, «намек» на «большую» научную проблему. Отсутствие такого «намека»приводит к тому, что произвольное описание того, что представляется начинающему исследователю проблемой, не всегда ее содержит. Чаще всего происходит подмена научной проблемы практической. Для того, чтобы такая ошибка не возникала, нужно помнить, что «одна практическая задача может быть решена на основе изучения множества научных проблем, и, наоборот, результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач» . Научная проблема всегда связана с обнаружением нехватки научного знания в определенной области и осознанием потребности в устранении этой нехватки. Научная проблема разрешает противоречия в познании, ее решение показывает возможные пути, способы действий практиков, но не вооружают их конкретными средствами деятельности. Она – не просто препятствие, а объективно существующее препятствие в познании, преодоление которого поможет развиваться практике. В науке не разрешаются противоречия, возникающие в практике, в ней создаются обобщенные предпосылки, выявляются способы и условия разрешения практических проблем (часто и не реализуемые на практике).

Как осознается и формулируется проблема исследования? Чаще всего исследователь интуитивно понимает границы определенных явлений и процессов, в которых существует проблема, но точно сформулировать ее не может.

Остановимся на некоторых возможных вариантах описания и формулировки проблем исследования.

– Формулировка проблемы, основанная на описании противоречий, которые необходимо разрешить («проблема разрешения описанных противоречий…». Например: «проблема нашего исследования – разрешение противоречий между общим признанием особенностей женского вождения и отсутствием научно обоснованных представлений об учете гендерных особенностей в деятельности водителей транспортных средств» (из студенческой работы, Ксения Д.).при такой формулировке проблема точно не названа (что составляет недостаток формулировки), но ее можно «угадать» и обозначить более точно. Можно описать проблемную ситуацию, вытекающую из определенных противоречий: «противоречия между… задают проблему…», «на основе выделенных противоречий можно выделить проблему…», «таким образом, можно сформулировать проблему…»

– Описание проблемы в свободной форме: «Проблема причин возникновения чувства одиночества в подростковом возрасте, решаемая в нашем исследовании, связана с тем, что таких причин может быть много, они имеют сложный состав и направленность…» (Анна М., экзаменационная работа).В этой формулировке есть легкая путаница относительно содержания проблемы (скорее, проблема тут касается выявления причин возникновения чувства одиночества в подростковом возрасте), но направление мысли, на наш взгляд, верное. Возможны и описания проблемной ситуации, вытекающей из определенных противоречий: «противоречия между… задают проблему…», «на основе выделенных противоречий можно выделить проблему…», «таким образом, можно сформулировать проблему…». Возможна и постановка проблемной задачи как направления поиска предполагаемого результата исследования: «в данном исследовании мы будем решать проблему выявления причин возникновения чувства одиночества в подростковом возрасте».

– Формулировка проблемы в виде проблемного вопроса, в котором фиксируется неизвестное и содержится возможность его исследовании: «как», «каковы», «существует ли», «возможно ли», «насколько», «в какой мере»? и т.п. Например: «Почему девочки в средних классах учатся лучше, чем мальчики?»; «Насколько большой вред человек может нанести другому человеку, если выполняет команды авторитетного начальника?»; «Какой метод более эффективен в изучении математики?».

В любом случае при формулировке проблемы следует пытаться описать ее вид: разрешима ли она? Не чересчур ли масштабна и сложна для одного исследования? В эмпирическом исследовании важны и ответы на вопросы: «какие данные о психике (воспитательном процессе) нужно получить для решения проблемы?»; «какие нужно будет произвести измерения?»; «какие методы следует применять для решения проблемы?».

Важно помнить, и о том, что проблема должна быть сформулирована в научных терминах, и здесь неминуемо нужно вновь обратиться к определению содержания и объема проработанных теоретических понятий и их интерпретации, но уже не в целом, а в отношении рассматриваемой проблемы. Единство терминологии – решающее условие успеха исследования.Не следует забывать и о том, что неминуемо нужно возвращаться к определению содержания и объема теоретических понятий, их интерпретации и операционализации в отношении рассматриваемой проблемы. Нужно и постоянно соотносить понятия и проблему с теоретической системой (выбор теории, описывающей явление), стремиться достичь точности и однозначности в понимании их единства (составление тезауруса исследования).

Часто произвольное описание того, что представляется начинающему исследователя проблемой, не всегда ее содержит. Проблема должна раскрывать основное затруднение, противоречие, проявляющееся в тех или иных явлениях, знаниях. Это противоречие исследователь должен обнаружить и сформулировать. Конечно, не всякое противоречие ведет к проблеме, а только такое, в котором имеется научное содержание. В определенном смысле речь идет о диалектическом противоречии, являющемся источником развития. Противоречие диалектическое – «взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания» .

Нельзя подменять научную проблему практической: «одна практическая задача может быть решена на основе изучения множества научных проблем, и, наоборот, результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач» – справедливо отмечает В.В. Краевский .

Уже на стадии формулировки проблемы определяется, каким по преимуществу будет исследование – психологическим или педагогическим. Например, проблема исследования, направленного на развитие логического мышления младших школьников с помощью дидактические игр, выраженная в виде вопроса, для педагогического исследования может быть сформулирована в следующих вариантах: «Какие дидактические игры будут эффективнее развивать логическое мышление?»; «Какие структурные и содержательные признаки должна содержать дидактическая игра для обеспечения развития логического мышления»; «Какие условия будут способствовать развивающему эффекту применения дидактических игр?». Для исследования психологического, формулировки могут быть следующими: «Какие компоненты логического мышления будут наиболее эффективно развиваться в дидактических играх?»; «Выполнение каких умственных действий в дидактических играх обеспечивает развитие логического мышления?»; «Каковы индивидуальные различия в развитии логического мышления с помощью дидактических игр?». Каждый из предложенных вариантов впрямую влияет на определение объекта и предмета, на формулировки цели исследования.

Правильно сформулировав проблему, исследователь уже сделал решающий шаг в направлении определения объекта и предмета и цели исследования, так как определил ту часть реальности, на которую направлен процесс познания и то, что в этой части реальности будет изучаться.

Тема исследования

Тема – это концентрированное выражение сущности содержания и смысла исследования. Тема в ее вербальном оформлении – это название исследования. Однако нужно помнить, что понятие темы – шире: оно в идеале включает в себя обозначение места данного исследования и в системе научного знания, и специфику предмета исследования, и его цель, задачи, а иногда и методы. Формулировка темы должна в первую очередь указывать на предмет исследования, а по возможности в ней в той или иной мере (или имплицитно, или явно) могут отражаться проблема, предмет, цель и методы исследования, или хотя бы подчеркнут один из этих компонентов исследования.

Темы исследований часто даются студентам в готовом виде, но в истинном научном поиске они именно формулируются после определения проблемы, которая в данном исследовании будет решаться. Конечно, когда студент попадает в ситуацию формулировки проблемы, он старается и проблему выбрать попроще (чаще всего так, чтобы ее можно было решить в корреляционном исследовании, выявляющем простые взаимосвязи между отдельными явлениями), и тему сформулировать случайным образом, с помощью фразы, как-нибудь отражающей содержание исследования (кроме того, всегда можно надеяться на помощь научного руководителя). Между тем, попытки самостоятельной формулировки названия, наиболее полно отражающего тему исследования –важная для студента работа, позволяющая глубоко осознать систему понятий исследования, проникнуть в сущность изучаемого, установить целостность научного поиска истины.

Как подбирается формулировка темы? Это во многом связано с лингвистическими, языковыми средствами выражения сущности исследования.

В лингвистическом отношении возможны названия [см.: 38]:

– в виде «назывных» предложений: «Гендерные особенности в управлении автомобилем»;

– в виде «парцеллированных» (разбитых на части) предложений, иногда с перечислением, часто с двоеточием: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста: методы и средства»;

– с уточнениями и кратким объяснением («как», «в виде»): «Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте»; «Влияние японских анимационных мультфильмов на эмоциональную сферу (на примере юношеского возраста)».

Следует избегать в названии употребления слов «исследование», «проблема», «гипотеза» и прочие термины, которые в любом исследовании и так будут использоваться, а для раскрытия темы не дают ничего. Нежелательно и использование выражений «К вопросу…», «О некоторых проблемах…», «Пути совершенствования...» и т.п.: в них нельзя увидеть проблему и цель исследования. В эмпирических исследованиях нежелательны и расширительные названия. К примеру, в названии «Словесно-логическая память младших школьников» имеется простое указание на то, что исследуется (объект исследования) что предполагает, что в исследовании имеется полное рассмотрение названного феномена: его определения, рассмотрение точек зрения на него, выдвижение гипотез о его сущности и роли в психической деятельности, их развернутое доказательство. Такие названия подходят к монографиям, где глубоко исследуется и раскрывается одна тема, а не к эмпирическим исследованиям.

Нужно стараться избавляться и от невнятности формулировок. Например, формулировка темы «Уровень развития познавательных процессов детей дошкольного возраста» скорее вызывает вопросы, чем дает ответ на то, что входит в содержание исследования: измерение уровня развития познавательных процессов? Выявление факторов, влияющих на уровень развития познавательных процессов? Способы развития уровня познавательных процессов?

Часто общенаучная, психологическая и педагогическая терминология попадает в название исследовательской работы, но не осмысливается в содержательном отношении. Между тем, большинство из общих научных терминов имеют четко определенное содержание. Приведу несколько терминов, о содержании которых, внося их в название работы, нужно помнить:

– «Методы» – это то, какими способами осуществляется деятельность (практическая или исследовательская);

– «Формы» (организации, выполнения деятельности, взаимодействия и т.п.) – это внешнее выражение деятельности и взаимодействий: как организовывается деятельность, как взаимодействия распределяются по количеству участников, порядку, времени;

– «Средства»: то, с помощью чего осуществляются действия;

– «Условия»: то, что входит в ситуацию выполнения действий, внешние обстоятельства по отношению к осуществлению деятельности;

– «Факторы»: то, что действует как некоторая причина;

– «Ресурсы»: то, что создает возможности осуществления и развития деятельности.

Конкретное содержание этих терминов задается контекстом исследования, из которого ясно, в каком качестве исследуемый объект (феномен) используется. Так, игра может рассматриваться как средство, с помощью которого развивают что-либо в психике, в личности («Игра как средство развития…»), как метод («Игра как метод обеспечения…»), как форма («Игра как форма учебной деятельности»), как условие, как фактор, как способ. Например, при использовании игры как средства развития: она рассматривается как то, с помощью чего мы будем развивать что-либо. В другом контексте, когда характеризуются конкретные приемы, порядок и содержание действий, правила игры, их смысловые стороны, игра может выступать как метод. Когда важны способы организации самой деятельности, последовательность, соблюдение определенных пространственно-временных границ, игра может рассматриваться как форма организации какой-либо деятельности, если сама эта деятельность (например, учебная) может осуществляться в различных формах, включая игровую. Обращение к игре может быть и условием выполнения определенной деятельности, если является наиболее эффективной формой выполнения этой деятельности: «основным условием овладения умениями соблюдать этикет является использование игры».

По названию работы можно и определить то, каков характер исследования. Названия «Взаимосвязь тревожности и социальной адаптации у студентов в вузе»; «Взаимосвязь интернет-общения и чувства одиночества в юношеском возрасте»; «Взаимосвязь личностной тревожности и агрессивности у студентов» однозначно свидетельствуют, что перед читателем корреляционное исследование. А названия «Влияние увлеченности компьютерными играми на агрессивность подростков»; «Влияние японских анимационных мультфильмов на эмоциональную сферу в юношеском возрасте»; «Тренинг личностного роста как средство снижения уровня депрессии»; «Влияние родителей на выбор профессии у старших школьников» говорят о том, что здесь будет проверяться причинно-следственная связь явлений (скорее всего, в экспериментальной работе).

Исследователь должен опираться на проработанные им понятия, чтобы в названии была отражена сущность проведенной им исследовательской работы. Однако, наукообразностью названий увлекаться не стоит: неоправданное использование научной терминологии может и затемнить понимание содержания работы. Необоснованная псевдонаучность названия высмеивается в «бородатых» аспирантских анекдотах, например: представленная на утверждение ученого совета тема «Как носить воду решетом» была утверждена в следующей редакции: «Транспортировка соединений водорода и кислорода в пористых емкостях ячеистой структуры», а тема «Для чего попу гармонь?»– как «Проблема потребности лиц духовного сана в духовых язычковых инструментах» (подобных анекдотов существует несколько десятков).

Остановимся на некоторых «невезучих» терминах, которые понятийно не осмысливаются, но часто включаются в предварительные формулировки темы исследования.

– «Особенности» («Особенности самооценки художественно одаренных подростков»; «Особенности личностных качеств современного лидера»; «Особенности детско-родительских отношений в семьях старших дошкольников» и т.п.). Термином «особенность» всегда обозначают некоторое явление, в котором заключены конкретные отличия од другого, в чем то сходного явления, а, значит, в исследовании нужно будет проводить логические операции сравнения, аналогии и др., то есть: выявить общее и особенное в этих сходных явлениях по определенным основаниям, по которым их можно сравнивать. Термин заранее указывает на логические основы исследования, влияет на формулировки объекта и предмета, цели гипотезы. «Бездумное» его применение легко выявить, пытаясь ответить на просьбу: «назовите хотя бы одну особенность» (обычно такой вопрос приводит студента в полный ступор).

– «Развитие», «формирование». Прочитав термин «развитие» в теме исследования, можно понять в двух значениях: или как изучение процесса развития чего-то и его описание (содержание, этапы, структура и т.п.), или как осуществление действий профессионалов, стимулирующих (направляющих, создающих условия,) развитие чего-то: развивать способности детей, развивать умения, развивать личностные качества и пр. Студенты чаще всего имеют в виду именно второе значение, хотя не осознают этих различий.

– «Влияние», «Взаимосвязь», «Причины». Эти термины заранее задают тип связей, закономерности в существовании которых выявляются в исследовании. «Не везет» чаще всего «влиянию»: очень часто вместо взаимосвязи (взаимовлияния, опосредованной связи и др.) исследователь указывает на наличие связи каузальной (причинно-следственной), но, не осознавая этого, доказывать причинность не берется, выполняя корреляционное исследование, выявляющее только связь. Ему кажется, что установив некоторую связь, мы уже доказали, что эта связь – каузальная. В нашей практике это проявилось у большинства студентов. Приведем в качестве примеров формулировки тем, встречавшиеся нам десятки раз: «Влияние учебной мотивации на успеваемость младших школьников»; «Влияние тревожности на внутригрупповой статус подростков». Лучший способ избежать такого соблазна – задать себе вопрос о возможности обратного влияния: «Не может ли успеваемость повлиять на мотивацию ученика?»; «А не может ли внутригрупповой статус влиять на тревожность человека?».

Исследователь, стремясь сформулировать тему, всегда сталкивается со Сциллой точности и Харибдой краткости: чем точнее формулировка, тем длиннее она формулируется, чем короче – тем неопределеннее отражение содержания исследования. В любом случае формулировка темы задается и проблемно-тематической и поисковой области исследования. Главным фактором здесь становятся предмет и проблема исследования (не случайно в диссертационных исследованиях тема обосновывается после формулировки проблемы), так как они содержат все дальнейшие ориентиры научного поиска. Но, в силу большой свободы в формулировках темы, работа над ними продолжается обычно в течение всего хода исследования: иногда выявляются неожиданные стороны и ракурсы проблемы, объекта, предмета, корректируется цель исследования, меняются его задачи, что требует уточнения названия. Иногда и непредсказуемые результаты исследования, и эстетические соображения могут повлиять и на тему, и на формулировку проблемы. Поэтому исследователь на любом этапе исследования должен быть готов к изменениям не только в понятийной работе, но и в формулировках темы.

Цель исследования

Цель исследования как обоснованное представление об общих конечных (или промежуточных) результатах исследования должна описывать получаемое в исследовании новое научное знание, имеющее значение для человека и общества.Поэтому цель исследований всегда заключается в получении новых научных знаний, разработке практических рекомендаций, доказательстве определенных теоретических положений и т.п. – то есть в актуальном и значимом для науки результате.Она, поэтому связана с актуальностью, проблемой и гипотезой исследования.

Цель – логический, организующий исследование центр исследования, содержащий модель будущего результата,она всегда имеет предположительный характер и в ходе исследования уточняется по мере того, как углубляется представление об объекте и предмете исследования. В теоретических исследованиях целями становятся чаще всего обоснование и доказательство истинности теоретических положений (теории, принципа, закона и пр.), введение и обоснование новых теоретических положений, рациональное обоснование законов, закономерностей и т.д. В эмпирических же исследованиях целями становятся эмпирическое выявление свойств и связей явлений (психологических или педагогических), проверка теоретических положений, разработка и опробование системы определенных педагогических действий или психологических средств и т.п.

Цель – образ будущего результата, а не процесса, не применяемого метода, не отдельной задачи, решаемой для раскрытия темы исследования. Поэтому она должна быть сформулирована так, чтобы любой, прочитавший ее, понял, что будет написано в конце исследования. Если используются формулировки «установить...», «выявить...», «определить…», «вывести формулу...», «разработать» то ясно, что в описании результатов исследователь перечислит то, что установлено, найдено, установлено, разработано. Возможны также формулировки «уточнить», «обосновать», «создать» а в учебных студенческих работах – «уточнить».

Если же используются формулировки «изучить…», «исследовать…», «описать…», «проанализировать» и т.п., то, видимо, в итоге будет сказано: «итак, мы изучили», «мы исследовали», а описание того, что изучено, исследовано, проанализировано не будет иметь отношения к цели.

В психологических эмпирических исследованиях часто ставятся такие цели, как: выявление взаимосвязи психических явлений (процессов, состояний, свойств, включая и личностные и др.) как между собой, так и с некоторыми внешними свойствами среды, отношений, действий; определение характеристик этих взаимосвязей: силы, тесноты, направленности, структуры, устойчивости; выявление структурных и процессуальных характеристик психических феноменов;и т.п.

В педагогических эмпирических исследованиях в качестве цели могут быть разработка нового способа практических действий (методики, программы, технологии и др.), выявление наиболее эффективного педагогического способа (метода, средства, технологии), выявление структуры и характера условий обеспечения успешности образовательного процесса и т.п.

Например, возможны такие формулировки цели: «Определить необходимые и достаточные педагогические (дидактические) средства (системы средств)... и разработать систему средств…»; «Выявить, обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий (предпосылки и условия) формирования (воспитания, развития)...»; «Определить структуру и механизмы формирования отношений (в спортивной группе; в возникновении конфликта; к компьютерным играм)…»; «Выявить преобладающий тип этнической идентичности у представителей различных этносов».Однако, следовать впрямую предложенным «шаблонам» не нужно: в каждом исследовании цель зависит от проблемы, и, в свою очередь должна предоставлять возможность «разложить» (декомпозировать) ее на отдельные задачи.

Цель играет и направляющую роль, ограничивая рамки рассмотрения способов решения проблемы. Так, формулировка цели «Разработать методику развития логической памяти учащихся начальной школы» указывает на то, что центром исследования будут методические способы развития не памяти вообще, что из всех видов памяти в центре внимания будет только память логическая.

Вот примеры подмены цели другими частями исследования (взяты из литературы): «Целью данной работы является описание причин и закономерностей сознательной смены профессии как феномена профессионального развития»(подмена цели одним из видов действий исследователя, эта формулировка может быть задачей); «Цель исследования – анализ мотивационной сферы людей с алкогольной и наркотической зависимостью» (подмена цели методом исследования). В обоих случаях нет описания результата: остается неясным, к чему приведет описание причин и закономерностей или анализ мотивационной сферы.

Можно ли использовать часто встречающуюся формулировку «цель исследования – решить поставленную проблему»? Видимо, нет: цель описывает именно результат исследования, который достигается при решении проблемы, и выходит за ее рамки, внося новое представление о способах осуществления практической деятельности.

Можно дать следующие общие советы начинающему исследователю при формулировке им цели исследования

– Не путайте цель исследования с целью применения метода (наблюдения, эксперимента, анализа, классификации): их цели – только частные стороны общей цели исследования;

– Ищите корректную формулировку цели, желательно выраженную в одном предложении;

– Цель можно формулировать в глагольной форме («определить», «разработать»), а можно и в виде существительных («определение», «разработка»).

Цель и гипотеза логически взаимосвязаны: гипотеза может определять цель исследования, но она может быть и средством достижения цели. Также цель, как логический центр исследования, всегда увязана с его объектом и предметом, поэтому ее можно формулировать до определения объекта и предмета (тогда она послужит их уточнению) или (желательнее – после – тогда она позволит не выходить за рамки, очерченные объектом и предметом).

Приведем возможные варианты формулировки целей исследования для педагогического и психологического исследования, связанного с развитием логического мышления младших школьников с помощью дидактических игр.

Педагогическое исследование:

– Проблема: «Какие дидактические игры будут эффективнее развивать логическое мышление?». Цель: «Определить виды дидактических игр, наиболее эффективно обеспечивающих развитие логического мышления».

– Проблема: «Какие структурные и содержательные признаки должна содержать дидактическая игра для обеспечения развития логического мышления». Цель: «Выявить структурные и содержательные признаки дидактических игр, обеспечивающих развитие логического мышления».

– Проблема: «Какие условия будут способствовать развивающему эффекту применения дидактических игр?». Цель: «Установить необходимые и достаточные педагогические условия, при которых дидактические игры, обеспечат развитие логического мышления».

Психологическое исследование:

– Проблема: «Какие компоненты логического мышления будут наиболее эффективно развиваться в дидактических играх?». Цель:«Выявить основные компоненты логического мышления, наиболее эффективно развивающиеся в дидактических играх».

– Проблема: «Выполнение каких умственных действий в дидактических играх обеспечивает развитие логического мышления?». Цель:«Определить, выполнение каких умственных действий в дидактических играх обеспечивает развитие логического мышления».

– Проблема: «Каковы индивидуальные различия в развитии логического мышления с помощью дидактических игр?». Цель: «Определить, какие индивидуальные различия младших школьников проявляются в развитии логического мышления с помощью дидактических игр».