Обучение дошкольников грамоте (рабочие тетради). Обучение грамоте

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Е, е ; научить выполнять звуковой анализ слов «лев», «белка»; анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели, находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа; создать условия для формирования умений слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля; сравнивать построенную модель с образцом для развития фонематического слуха.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • Познавательные: уметь соотносить звуковые модели со словами-названиями картинок, схем с гласными буквами со словами; строить звуковые схемы.
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
  • Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
  • Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других.

Оборудование:

  • проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация ;
  • плакат «Буквы Е, е», учебник «Букварь, 1 ч.» авт. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, тетрадь «Я учусь читать и писать» авт. М.И. Кузнецова;
  • тетрадь «Учимся писать печатные буквы» авт. М.И. Кузнецова, фишки синие, зеленые, красные;
  • С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

Ход урока

I. Оргмомент.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Тогда время не тратя даром,
Мы урок обучения грамоте начинаем.

II . Объявление темы и постановка учебной задачи.

–Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по «Букварю».

Зачем вы ходите в школу? (учиться, узнавать новое)

А что бы вы хотели сегодня узнать новое на уроке обучения грамоте? (познакомиться с новой буквой).

Можно ли сказать, что это цель нашего урока?

Зачем мы знакомимся с буквами, зачем нужно узнать все буквы?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и её секретами, но сначала вспомним, что мы уже знаем.

II I. Повторение изученного. Дидактическая игра «Живые буквы».

Учитель раздает карточки: двое учеников получают синюю и зелёную карточки (они «хозяева» домиков) , другие учащиеся («буквы») получают карточки с представленными буквами – а, я, о, ё, у, ю, Э.

– Была хорошая погода, все гласные вышли погулять.

Учащиеся-«буквы» выходят из-за парт к доске.

– Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. «Буквы» увидели домики и устремились к ним, но «хозяин» мог пустить в них только своих. Распределитесь, «буквы», каждый в свой домик. (В синий – а, о, у, э ; в зелёный – я, ю, ё .)

- Ребята, проверьте, правильно ли распределились буквы. Покажите знаком.

Молодцы.

Почему буквы а, о, у, э оказались в синем домике?

Почему буквы я, ю, ё оказались в зелёном домике?

Чем ещё знамениты эти буквы?

– Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зелёный домик.

Учитель обращается к «букве» А .

– Какую букву пригласишь на прогулку? Объясни, почему? (Букву Я , так как буквы А и Я обозначают звук [ а ] после согласных. Букву А пишем после твёрдых согласных звуков, букву Я – после мягких.)

Аналогичная работа проводится с остальными буквами.

Что заметили?

Какая буква не нашла себе подружку?

Какой вопрос возникает? (Есть ли пара у буквы э ?)

Ответить на этот вопрос нам сегодня и предстоит.

Молодцы, ребята.

IV . Мотивация к деятельности.

- Отгадайте загадки:

Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это - …
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.

Сегодня Белка и Лев – гости нашего урока. Они познакомят нас с новой буквой.

На доске представлены иллюстрации с изображением персонажей. Учитель рассказывает сказку:

«Жили-были Лев и Белка. Жили они в зоопарке. Днем было весело – приходили ребята, а вечером Белка читала книги, а Лев рычал. Однажды Лев заболел. На него напала скука.
Тогда Лев спросил Белку: «Почему тебе не скучно никогда?»
– Я читаю книги, – ответила Белка.
– Если твои книги помогут побороть скуку, – сказал Лев, – я их тоже почитаю».

V. Открытие нового знания.

1. Звуковой анализ слов «лев», «белка».
«– Смотри, – сказала Белка, – ты большой, а имя у тебя короткое. Я маленькая, а имя у меня длиннее.
Лев не поверил».

– Давайте, ребята, поможем Белке доказать свою правоту, выполнив звуковой анализ слов «лев» и «белка» и составив звуковые модели этих слов.

Как будете действовать? Составим план. С чего начнём работу? Что дальше?

Как будете определять гласный это звук или согласный?

Проверка выполнения задания. Дети показывают знаком своё согласие или несогласие.

Сколько звуков в слове лев, а в слове белка?

Назовите каждый звук в словах и дайте звукам характеристику. (Для твёрдых согласных звуков назвать парный звук по твёрдости – мягкости, аналогично для мягких согласных звуков).

Какой одинаковый звук встретился в этих словах? Что заметили? (Услышали звук э после мягкого согласного звука).

После какого согласного звука услышали звук э? (после мягкого согласного).

Как вы думаете, какой буквой на письме будем обозначать звук э в этих словах?

– На письме звук э после мягкого согласного звука будем обозначать буквой е.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой Е,е, будем учиться эту букву узнавать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Из-под веток старой ели (шаги на месте)
Толстый дядюшка Енот
Вылезает еле-еле- (остановиться и показать на живот)
У него болит живот.
Что случилось, расскажи-ка? (повороты туловища)
«Я объелся ежевикой».
Раз – два- три- четыре-пять (прыжки на месте)
Букву «Е» нам надо знать!

2. Знакомство с новой буквой.

Для чего нам нужно знать, для чего мы изучаем буквы Е, е? (Чтобы уметь читать и писать слова с этими буквами).

Рассмотрите букву. Это письменные буквы, с ними мы познакомимся на уроке письма. А это печатные буквы.

Почему их две? Для чего нужна заглавная буква?

На что похожа буква Е?

Читающие дети читают стихи про букву «Е»:

На дворе – такая жалость –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.

Ева гребнем причесалась –
В нем три зубчика осталось.

Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

О какой букве шла речь в этих стихотворениях?

Сконструируйте заглавную букву, используя те предметы, которые есть у вас на парте.

Молодцы, замечательные буквы получились.

3. Работа по закреплению зрительного образа (рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать»). с. 35.

Теперь Белка предлагает поработать в тетрадях «Я учусь писать и читать».

Открываем тетрадь на с. 35.

– Рассмотрите верхний рисунок. Сформулируйте задание к этому рисунку.

Нужно закрасить участки с буквами Е,е.

Что получилось? (Получилась буква Е).

Чему учились выполняя это задание? (узнавать буквы Е, е).

4. Работа в тетради «Учимся писать печатные буквы» с. 13.

А теперь научимся писать печатные буквы Е, е.

Сколько элементов понадобится, чтобы напечатать буквы Е, е.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мимо сосен, мимо елей (бег)
Все бежали, все летели! (машем руками)
Впереди спешит Енот, (прыжки)
На спине Ежа несёт,
За Ежом вздыхая тихо, (приседания)
Ежевику ест Ежиха.
Кто бегом, кто еле-еле (бег, переходящий в ходьбу)
Шёл вперёд к заветной цели!

4. Упражнения в словообразовании:

Работа по учебнику с. 50.

Белка предлагает нам поиграть в игру «Словоизменение».

Подумайте, какое слово может получиться, если изменить вторую букву в слове «белка»?

ПРОВЕРКА: составить у доски схему из кубиков, образовать новые слова.

Кто знает, что такое балка? Где об этом можно узнать? (в толковом словаре).

Помогите найти слово в толковом словаре. Расскажите, как будете действовать?

Показ рисунка «Балка», объяснение значения слова.

А какое слово получится, если вместо буквы «а» поставить «у»?

Что такое булка?

Молодцы, верно справились с заданием белочки. Льву очень понравилась игра с гласными. Лев понял, что чтение и скука несовместимы.

VI . Итог

Наш урок подошёл к концу.

Какие цели перед собой ставили? (Познакомиться с новой буквой, научиться её узнавать).

Удалось ли достигнуть этих целей? Какой секрет буквы е открыли?

- Продолжите предложение.

Сегодня на уроке

  • я узнал (а),..
  • я научился (ась)…
  • мне было интересно…
  • мне было трудно, сложно …

Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
- Спасибо всем за урок.

Любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути - получение качественного дошкольного образования. Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы воспитатель не только научил дошкольника буквам и чтению, но и смог привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться.

Почему нужно обучать грамоте до школы

С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.

Как строится процесс обучения грамоте

Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:

  • знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
  • деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
  • анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
  • знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
  • основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.

Современные методики обучения грамоте основываются на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенном К. Д. Ушинским более ста лет назад. Согласно этой методике знакомство детей со звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи. Сначала усваиваются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, ё. И только после этого переходят к изучению согласных. К. Д. Ушинский писал, что научить детей определять согласные в составе слова - это самая важная и сложная задача, она является «ключом к чтению».

Дети 4–5 лет наиболее восприимчивы к звучащей речи, интерес к чтению обычно появляется только к 6–7 годам

Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей. Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приёмы воспитательской деятельности: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше. Проводить занятия по грамоте рекомендуется не реже одного раза в неделю.

Если в группе происходит значительная дифференциация по уровню усвоения материала, то желательно использовать индивидуальные задания или проводить занятия по подгруппам.

Особенности занятий при ограничении здоровья у детей

Нарушение речи, которое наблюдается при некоторых видах заболеваний у детей, приводит к торможению процесса усвоения навыков чтения и грамотного письма. Такие дети медленней выполняют задания, часто путают похожие по начертанию буквы, близкие по звучанию слова. Дошкольники с подобными отклонениями нуждаются в помощи логопеда, психолога, а также повышенном внимании со стороны воспитателя и родителей.

Проведение занятий в группе строится так, чтобы какие-то упражнения ребёнок выполнял индивидуально. Но в то же время он не должен чувствовать себя полностью отделённым от общих занятий. Например, можно заранее индивидуально отработать задание или предложить ребёнку с ограничениями здоровья более лёгкую загадку, дав возможность проявить себя среди ровесников.

Дети с нарушениями речи получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде

Родители должны помогать воспитателю и логопеду, выполняя какие-то дополнительные упражнения с ребёнком или закрепляя то, что изучили в саду. Дома можно использовать и интерактивные игры, интерес к которым у детей достаточно высок.

Видео: обучение грамоте детей с нарушениями речи

Формы и методы обучения

Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.

  • Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.
  • Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.
  • Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы - фантазии.

Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой. Рассмотрим примеры практических приёмов:


При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д.

Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно проводить проверочные работы.

Упражнение, которое можно включить в такую работу: раздаточный материал с предметами и изученными гласными звуками. Дети должны соединить предмет и изображение той гласной, которая есть в слове. Для первой картинки нарисовать схему слова: сколько слогов, какой из них ударный.

Пример карточки для проверочной работы с дошкольниками старшего возраста

Выполнить звуко-буквенный анализ слов, то есть вписать в карточки названия изображённых предметов.

Раздаточный материал, который требует вписать название предметов, можно использовать для детей, умеющих писать

Читающим детям можно предложить разгадывание ребусов или игры на составление слов: «Кто больше составит новых слов из букв слова Превосходно?»; «Назовите слова, состоящие из двух, как слово Паровоз состоит из слов Пар и Воз».

Этапы обучения дошкольников грамоте

Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?

Вторая младшая группа

Задачами этого года являются:

  • обогащение словаря;
  • развитие умения правильно и чётко произносить слова;
  • формирование умения различать звуки;
  • знакомство с понятиями «слово» и «звук».

Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.

На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».

Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги - звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги - шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).

Используемые игры: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов), «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными).

На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале воспитатель демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.

Возможна театрализация знакомой сказки. Вспоминаем сказку «Колобок». «Катится, катится Колобок по дорожке. А навстречу ему…». Дети продолжают: «Заяц!». Ребёнок с игрушкой зайца в руках выходит вперёд и становится перед детьми. Так же обыгрываем встречу с остальными героями сказки. Воспитатель по очереди обращается к детям с игрушками, стоящими впереди: «Каким словом называется твоя игрушка? Все вместе скажем это слово». И так для всех персонажей. При выполнении подобных упражнений концентрируется внимание на понятии «слово».

Пример занятия по развитию фонематического слуха можно посмотреть по ссылке .

Средняя группа

Задачами этого года являются:

  • дальнейшее развитие и увеличение словаря;
  • формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;
  • заучивание стихов, пословиц и поговорок;
  • закрепление понятий «слово» и «звук», деление слова на слоги;
  • формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.

Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.

Видео: занятие «Развитие речи» в средней группе детского сада

Старшая группа

Можно выделить следующие задачи:

  • дальнейшее развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция;
  • распознавание слов, содержащих определённый звук;
  • расстановка ударения;
  • умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий);
  • деление предложений на слова, выделение интонацией вопросительных и восклицательных предложений.

Малышам нужно научиться правильно определять гласные звуки, не пропуская их в словах. Именно точное произношение гласных звуков определяет красивую речь. Изучение обычно идёт по порядку: [а], [о], [у], [и], [ы], [е], [э].

На первом занятии выделяем гласный звук из слова. Например, [а]. Воспитатель называет слова, в которых [а] присутствует в открытом слоге, выделяя голосом [а]: КА-А-А-ША-А-А. Дети повторяют. Произносим ещё похожие слова: МА-МА, РА-МА. Концентрируем внимание на артикуляции при произнесении звука.

Чтобы облегчить детям процесс копирования артикуляции, можно предложить им следить за собой через маленькие зеркальца

Воспитатель объясняет, что при проговаривании звука [а] воздух выдыхается свободно, не встречая препятствий. Звук получается громкий, во весь голос, поэтому и называется гласным. Обозначать его будем красным цветом.

По такой же схеме знакомим детей с остальными гласными звуками.

Занятия с гласными звуками могут включать такие упражнения:

  • «Увидеть звук»: воспитатель молча выразительно проговаривает звук, ребята его называют.
  • «Называем слова с определённым звуком» (наш звук обязательно должен быть ударным - руки, а не рука, кот, а не котёнок).
  • «Разбери карточки»: дети выбирают карточки с изображениями на звук [а] и закрепляют на магнитной доске.
  • Определение звука среди других гласных а, у, и, е, о (вначале воспитатель чётко проговаривает про себя звуки, дальше это не делается).
  • Определение звука в слогах (он, ус, ас, им, ор).
  • Определение звука в словах (качели, астра, арка, Ира, овод).
  • Нахождение слов в предложении на определённый звук: «Крот и кот катили обруч».

Далее учим детей определять, в каком слоге слова наш звук находится: на первом занятии ищем звук в первом слоге, на втором - в последнем слоге, и только на следующем - в середине слова. Эту ситуацию можно обыграть, например, с помощью «весёлого вагончика». В этом вагончике столько окон, сколько слогов, флажком обозначаем то окошко, где сидит искомый гласный.

После изучения гласных звуков идёт изучение согласных.

Артикуляция согласных звуков (м), (н) противоположна артикуляции гласных звуков: воздух задерживается или губами, или зубами

Рассмотрим занятие со звуком [м]. Воспитатель говорит: «Молодая корова ещё не умеет мычать по-настоящему. У неё только выходит М-М-М». Малыши проговаривают звук сами, используют зеркальце, чтобы проверить артикуляцию. Дети замечают, что на пути воздуха есть преграда - губы. Воспитатель объясняет, что при произношении всех согласных воздух встречается с преградой. Звуки согласились, что их так произносят, поэтому называются согласными. Их обозначаем синим цветом.

Нужно научить детей разделять звонкие и глухие согласные. Воспитатель объясняет, что звонкие согласные звуки проговариваются с шумом и голосом, а глухие только с шумом. Если закрыть ладонями уши, то звонкий звук можно услышать, а глухой - нет. Наш звук [м] - звонкий.

Нужно придумать обозначение звонкости: колокольчик, звонок, динамик. Если звук глухой, то символ перечёркиваем.

Согласные звуки также подразделяются на мягкие и твёрдые. Объясняем детям разницу в артикуляции. Когда мы говорим мягкий звук, губы напрягаются и похоже, что мы чуть-чуть улыбаемся. При проговаривании твёрдых звуков такого не наблюдается. Произносим чётко, чтобы дети видели движение губ: «Тьма-тьмущая, тайна, телёнок».

Придумываем обозначение: для мягких звуков - вата, для твёрдых - камень.

При изучении звука даётся начертание буквы. В таком возрасте детям ещё очень сложно запоминать графику. Чтобы добиться хорошего результата, выполняем упражнения, базирующиеся на разных видах памяти ребёнка.

  • Задания, опирающиеся на зрительную память, - в них используются изображения, разыгрываются сценки.
  • Приёмы, рассчитанные на тактильную память, - дети руками ощущают изучаемый предмет: лепят буквы из теста, глины или пластилина, выкладывают из мелких предметов.
  • Использование механической памяти - малыши должны автоматически повторить форму буквы: нарисовать, обвести по трафарету, вырезать из бумаги по контуру.
  • Обращение к ассоциативной памяти - устраиваем конкурс рассказов «На что похожа буква».

На протяжении всего курса обучения мы вводили систему обозначения звуков, опирающуюся на цвет (гласный звук - красный, согласный - синий) и символы (звонкий - колокольчик, мягкий - вата, твёрдый - камень). Этот приём помогает в запоминании материала и в разработке заданий.

Пример задания на основе введённой системы обозначения: дети должны правильно соединить линиями картинку и схему слова

Путь освоения грамоты непрост. Чтобы пройти по нему, ребёнку нужно проявить старание и прилежание. Задача взрослых поддерживать малыша в его обучении. Будет замечательно, если в группе появится экран, на котором отражается, каких знаний дети уже достигли, а что ещё предстоит освоить.

В старшей группе в рамках программы обучения грамоте проводятся занятия по анализу предложения. По этой ссылке можно ознакомиться с конспектом НОД по развитию речи по теме «Знакомство с предложением».

Подготовительная группа

Можно выделить следующие задачи :

  • сформировать умение проанализировать текст и составить предложение по заданной схеме;
  • ознакомить с понятиями «существительное», «прилагательное», «глагол», рассказать о подборе синонимов, антонимов к словам;
  • научить составлению схемы слова;
  • добиться чтения со скоростью 30–40 слов в минуту;
  • научить записи слов в тетради.

Видео: занятие «Обучение грамоте» в подготовительной группе по УМК «Тропинки»

Занятия по обучению грамоте проводятся два раза в неделю. Для младшей группы по 15–20 минут, для средней по 20–25 минут, для старших дошкольников 25–30 минут.

Перспективное планирование процесса обучения грамоте можно осуществить и иначе, как, например, на этом сайте .

Существуют и другие методы обучения грамоте. Получил широкое распространение метод Николая Зайцева («кубики Зайцева»). Согласно ему ребёнка можно учить чтению и письму с самого раннего возраста без предварительной подготовки. Метод базируется на использовании специальных кубиков со «складами» и настенных таблиц.

«Склад» - особая речевая единица метода Зайцева, это пара согласный - гласный, или согласный и твёрдый или мягкий знак, или одна буква

Результаты обучения можно увидеть уже через несколько месяцев: малыши бегло читают, не испытывая затруднений. Этот способ подходит и для обучения слабослышащих и слабовидящих детей. К недостаткам метода можно отнести то, что обучение проводится индивидуально и для работы в группах детского сада его применить нельзя. Кроме того, у ребёнка, обучавшегося грамоте по этому методу, могут быть проблемы в начальной школе из-за разных принципов подачи материала.

Анализ занятия

Результат работы воспитателя группы детского сада оценивается не только детьми и их родителями, но и системой государственного образования. Руководитель или методист образовательного учреждения может посетить любой урок с детьми и оценить, насколько эффективно и качественно он проводится. По результатам проверки составляется анализ занятия. В этом документе:

  • указывается тема и цель занятия, а также основные задачи: образовательная, развивающая, воспитательная;
  • определяются методы и приёмы, используемые воспитателем и то, насколько они соответствуют поставленным задачам;
  • даётся оценка деятельности детей;
  • анализируется работа воспитателя во время урока;
  • предлагаются рекомендации по улучшению образовательного процесса.

Можно увидеть пример такого анализа занятия на сайте

Здравствуйте. Меня зовут Маргарита. Я сейчас на пенсии, до этого более двадцати лет проработала учителем. Пробую свои силы в написании статей по педагогике и животным.

Процесс помогает дошкольникам избежать трудностей при поступлении в школу. Современная система обучения предполагает ускоренную процедуру обучения чтения, не каждый ребенок способен выдержать установленный темп. К тому же, ребенок до 6-ти лет более гибок в плане учебы.

Обучение грамоте должно иметь соответствующий фундамент, являющийся залогом продуктивного процесса:

  • ребенок должен различать звуки на слух;
  • от правильности произношения звуков зависит конечный результат;
  • малыш должен уметь анализировать буквы и слоги, знать такие основные термины, как «звук», «слог», «слово» и др.

Приняв решение познакомить ребенка с грамотой, следует придерживаться поэтапного обучения, которое включает в себя:

  1. Первый этап – подготовительный, который направлен на деление слова на слоги, определение количества слогов на слух и т. п.
  2. Второй этап – знакомство с гласными звуками.
  3. Третий этап – знакомство с согласными звуками.
  4. Четвертый этап – ознакомление с буквами.

Разнообразные рабочие тетради являются эффективным способом провести знакомство с грамотой. Приложения состоят из игр со словами и буквами, подразделенными на словесные диалоги (например, «Буквенный светофор», «Магазин», «Имена» и др.) и работу с картинками («Телевизор», «Сестрички», «Четвертый лишний», «Где спрятались домашние животные?» и прочие). Игры проводятся при участии дополнительных атрибутов, помогающих детям чувствовать себя более комфортно. Также представленные рабочие тетради помогают изучить буквы и звуки, путем раскрашивания предметов. Грамотно подобранные материалы являются залогом получения желаемого результата.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»


Урок обучения грамоте по теме

«Знакомство с буквой С,с»

1 класс

(открытый урок в рамках школьного методического дня «Формирование УУД учащихся на ступени начального и основного образования»)

Учитель начальных классов:

Соболева Елена Ивановна

г. Железногорск

2013г.

План - конспект урока

Предмет литературное чтение Урок № 89 -90 Тема урока: «Знакомство с буквой С, с.» Тип урока: урок открытия нового знания

Дидактическая цель: познакомить с буквой С, с, читать слоги, слова, предложения с изученными буквами.

Задачи урока:

    формирование научных понятийных знаний на доступном учащимся материале;

    развитие навыков исследовательской деятельности, эрудиции, общей культуры;

    воспитание личности, стремящейся к познанию.

Оборудование: презентация по ходу урока, схемы для обозначения звуков, карточки с буквами, предметные картинки

Литература: Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова «Букварь», часть первая, страница 91 - 93.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать воображение; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные:

    Регулятивные учебные действия : развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

    Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать.

    Познавательные логические действия: формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить определять тему урока и учить решать поставленную проблему.

    Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение; формировать умение работать в группах и сохранять дружеские отношения.

Предметные: развивать умение выделять и различать звуки в словах; умение обозначать их буквами; читать слоги, слова, предложения с изученными буквами.

Ход урока.

1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний.

Слайд №1.

На экране буквы: а, о, ы, и, н, ю, е. Найдите лишнюю букву. Почему она лишняя в данной группе? Какие звуки она обозначает? Прочитайте слоги с этими буквами. Вашими помощниками будут стрелочки. 3. Постановка учебной задачи. Ой, ребята, тише, тише, Что-то странное я слышу: Гость какой-то к нам спешит И как будто бы свистит… Выходит ребёнок в шапочке с изображением совы и говорит: Совушка - сова, большая голова, На суку сидит, головой вертит, Во все стороны глядит.
Дети, как вы думаете, для чего пришла сова к нам на урок? (ответы детей.) Правильно, сова хочет познакомить с новой буквой. Сова предлагает нам поиграть в игру «Звук заблудился»
Говорят, один рыбак, В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался … дом. В каком слове заблудился звук? Мог ли рыбак поймать дом? А кого он поймал?

Слайд №2.

Посмотрите на экран. Найдите схему слова дом. Эта же схема и для слова сом. В каком домике живёт заблудившийся звук?
Какой первый звук в слове дом? А в слове сом? Как вы думаете с какой буквой мы познакомимся на уроке? Правильно. Сегодня мы будем работать со звуками [с], [с’] , познакомимся с буквой, которой эти звуки обозначаются. Спасибо, Совушка, садись на место. 4. Открытие нового знания. 1) Откройте учебник на странице 91. Листайте аккуратно, книгу кладите правильно. Я загадаю вам загадку, а вы подумайте, какая картинка будет к ней ответом. Мне сказала тётя Римма: - Эта вещь необходима - Зонт лежит в ней и платок, Крем, помада, кошелёк. Все и мамы, и дочурки Прячут в ней свои покупки. Что это? (сумка) Найдите рисунок. Справа от рисунка найдите схему этого слова. Давайте посчитаем, сколько звуков в слове. Произнесите слово так, чтобы каждый звук попал в свой домик. (Один ученик у доски) Давайте теперь достроим звуковую схему этого слова. (Один ученик у доски)
2) Игра «Живые звуки» Ты будешь первый гласный звук в слове сумка, ты - первый согласный, ты - второй гласный, ты - [к], ты - [м]. Ко мне подойдёт [ у], второй согласный звук, звук [а], [с], третий согласный. Теперь каждый звук займёт своё место.
Дети, прочитайте по схеме слово. На место сядут гласные звуки, третий согласный звук, первый согласный, звук[м] 3) Разделите слово сумка на слоги. На какой слог падает ударение? 4) Отгадайте загадку. Эти птицы у канавки Часто моют свои лапки, Убегают от бабуси. Кто скажите это? (гуси) Постройте самостоятельно звуковую схему слова гуси. (Один ученик у доски)
Давайте проверим. Назови, какие звуки ты выделил в слове? 5) Разделите слово гуси на слоги, какой слог ударный? 6) Посмотрите, какие звуки в словах сумка и гуси отмечены стрелочкой? Кто знает, какай буквой можно их обозначить? Найдите эту букву у нас в классе и замените в схемах звук буквой. На что похожа буква С? (Ответы детей). А вот какие стихи о букве с подготовили наши дети.

Слайд №3.

1. Села мышка в уголок Съела бублика кусок.

Слайд №4.

2. Полумесяц в небе тёмном Буквой эс повис над домом.

Физминутка.



5. Первичное закрепление. 1) Ребята, давайте теперь прочитаем слоги с буквой эс на странице 91. Мальчики будут хором читать слоги с твёрдым согласным. А девочки - с мягким. Будьте очень внимательны. 2) Теперь прочитаем слова. Первый столбик читает …, второй столбик, третий -…, продолжим читать пары слов на странице 92. Дети, определите, а есть ли разница в том, какой предмет называют первое и второе слово в каждой паре? (первое - большой предмет, второе - маленький)

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

А совушка мудрая головушка предлагает нам такое задание. Найдите его на странице 92. Поставьте пальчик на это задание. Почему вы решили, что я говорила именно о нём. Ч то обозначает значок с изображением совы? Если забыли, где можно посмотреть? Правильно, вернитесь на страницу 3 и прочитайте, что обозначает этот значок. Прочитайте задание. Прочитайте слово в левом столбце таблицы вверху. Сколько в нём букв. Прочитайте слово слева внизу. Сколько в нём букв? Какие одинаковые буквы встретились в обоих словах? А если мы переставим буквы в словах, слова получатся другие? Попробуйте поработать в группах и вместе собрать новое слово. Подсказкой вам будут числа - номера букв. Работа в группах (1 группа весна - навес, 2 группа насос - сосна, 3 группа смола - масло, 4 группа сел - лес - для нечитающих)






Давайте проверим какие слова у вас получились. Ответственные каждой группы называют слова, а мы смотрим на экран.

Слайд №5.

Слайд №6.

Слайд №7.

Слайд №8.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. 1) Молодцы, ребята. Как интересно мы поиграли со словами. А сейчас мы немного пофантазируем. Представьте, что за окном снежная зима.

Слайд № 9.

Посмотрите на экран и проследите глазами за падающими снежинками.
Назовите «зимние» слова, в которых есть буква с. (снег, снежинка, сугроб. санки и т.д.) 2) Давайте прочитаем «Зимнюю сказку» (Читает вслух один ученик) О чём узнали из зимней сказки? Теперь перечитайте сказку шёпотом и посчитайте, сколько раз в ней встретилась буква с. Назовите слова с буквой с. 3) Дети, а во что вы любите играть зимой? (ответы детей) А.Л. Барто написала такое стихотворение. Послушайте. (Читает учитель стихотворение «Я знаю, что надо придумать») Что же придумал ребёнок, чтобы превратить зиму в лето? А кто хочет прочитать стихотворение всем ребятам? 4) Чтение стихотворения детьми. 8. Рефлексия. Ребята, вы хорошо потрудились. А теперь сами оцените свою работу. У каждого из вас на парте лежит листок.

Слайд №10.

Вам нужно раскрасить только одну снежинку. Если вы работали быстро, правильно, самостоятельно, то раскрасьте верхнюю снежинку. Если правильно, но медленно, то - вторую. Если правильно, но с помощью других - третью. Если быстро, но неправильно - четвёртую.


9. Итог урока. С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она обозначает?

Слайд №11.