Строгание древесины. План – конспект урока по технологии. Тема: «Строгание заготовок из древесины» Механическая обработка. Инструменты для работы

После того как окончена распиловка, доску или брусок нужно острогать до гладкости, снять шероховатости с пиленой поверхности. Эта операция называется фугованием и выполняется на фуговальном станке или электрорубанком, а вручную -- одним из представителей семейства рубанков. Простейший рубанок имеет деревянный корпус с ручкой, нож и деревянный клин для фиксации ножа.

Современный металлический рубанок имеет приспособления, позволяющие легко регулировать и выпуск лезвия ножа, от которого зависит толшина снимаемой стружки, и угол наклона ножа к плоскости строгания, и ширину щели для стружки, и параллельность лезвия ножа плоскости доски.

Начинают строгание шерхебелем, который позволяет снять толстый слой древесины, причем может строгать вдоль и поперек благодаря овальной форме лезвия.

Рубанок с одиночным ножом выравнивает неровную поверхность после распиловки или шерхебеля, а с двойным (двойной рубанок) -- хорош для чистового строгания, строгания торцов, задиристых и свилеватых участков. В таком рубанке второй нож, стружколом, предотвращает задиры, отщепы и отколы.

Для зачистки задиров используют шлифтик, у него коротенький корпус и увеличенный угол резания, что обеспечивает тонкую стружку.

Цинубель предназначен для образования бороздок и ворсистой поверхности дерева (для склеивания), поэтому у него угол резания очень велик (80°), а лезвие имеет форму гребенки.

Если в корпус цинубеля вставить обычный нож, то его можно использовать как шлифтик.

Для строгания торцов используется торцовый рубанок, у которого лезвие ножа развернуто под углом к направлению строгания.

Зензубель предназначен для выборки четверти. Нож у этого рубанка имеет две режущие грани -- нижнюю и боковую -- и боковое отверстие для выпуска стружки. Как и у торцового рубанка, нижнее лезвие ножа развернуто к плоскости резания под углом, что улучшает качество резания.

Механическое строгание древесины осуществляется с помощью ручных электрорубанков и специальных станков. Ручные электрорубанки применяются для строгания бревен, брусьев, досок, полов и различных заготовок столярных изделий а также в тех случаях, когда обрабатываемый предмет не представляется возможным поднести к стационарному строгальному инструменту.

При любом строгании, особенно при черновом, когда снимается толстый слой дерева, необходимо определить направление волокон, чтобы не строгать взадор. Определяют это осмотром (волокна должны выходить на поверхность в направлении движения инструмента, т. е. от столяра) либо пробным строганием, если волокна невидны.

При строгании взадор шерхебелем могут получиться отщепы столь глубокие, что заготовка будет испорчена. Черновое строгание выполняют при больших припусках (до 5 мм) шерхебелем, при малых (1 - 2 мм) -рубанком с одним ножом. Шерхебелем строгают наискось к продольной оси доски или бруса. Выпуск ножа 2-2,5 мм. В широких досках при переходе за линию сердцевины, а также в косослойных половина доски может оказаться с иным выходом волокон, поэтому следует либо перевернуть доску, либо строгать на себя. При наличии сучков, около которых волокна всегда образуют завиток, выпуск ножа должен быть минимальным, а сам нож очень острым, иначе могут появиться глубокие выколы и отщепы, из-за которых придется снова снимать толстый слой дерева по всей поверхности. Не рекомендуется строгать шерхебелем узкие бруски и кромки, так как здесь трудно заметить границы, и брусок будет перестроган.

Сушка древесины

Предназначенная для работ древесина должна быть высушена до 10 -- 16% влажности. Сухая древесина лучше обрабатывается.

Сушка древесины является очень важной технологической частью всего процесса обработки и изготовления различных изделий из древесины, потому что именно от сушки зависит, какое будет дерево, как оно будет выглядеть и как будет обрабатываться.

Чем грамотнее древесина будет высушена, тем меньше должно быть трещин. Древесина должна быть высушена очень хорошо, для чего может понадобиться достаточно много времени, зато уже готовое изделие будет менее подвержено растрескиванию и рассыханию.

Сушка может производиться несколькими. Атмосферная сушка или сушка на вольном воздухе, отличается простотой и доступностью, но дерево, расположенное под навесом, защищающим его от дождя и прямых солнечных лучей, сохнет очень медленно -- от нескольких месяцев до нескольких лет. Летом древесина сохнет лучше, чем весной, осенью и зимой. Но если лето дождливое, она не только плохо сохнет, но может покрыться плесенью и даже загнить. При благоприятной погоде древесину можно высушить до воздушного состояния 12 -- 18 % влажности.

Стволы деревьев мягких лиственных пород окоряют, то есть снимают с них кору, и укладывают на стеллажи. Иногда со стороны торцов оставляют полоски коры. Такие же кольца через равные промежутки оставляют в середине. Со стволов деревьев твёрдых пород, например яблони, клёна, кору не снимают совсем. Чтобы древесина не растрескивалась из-за неравномерного высыхания, торцы стволов закрашивают или забеливают. Замазки, закрывающие поры древесины, составляют из смеси олифы и извести-пушонки или древесной смолы и мела. При сушке небольших стволов торцы замазывают толстым слоем густой масляной краски.

Вываривание в масле и олифе небольших кусков твёрдой древесины не только предупреждает появление трещин, но и усиливает декоративную выразительность материала. Заготовки для мелких резных вещей из яблони, самшита, груши, и дуба вываривают в натуральной олифе, льняном хлопковом, древесном (олифковом) масле. Во время варки масло вытесняет из древесины влагу в воздух, заполняя межклеточные пространства. Вываренную в масле или олифе древесину сушат затем при комнатной температуре. Хорошо просушенная древесина приобретает дополнительную прочность и влагостойкость, прекрасно шлифуется и полируется.

Вываривание древесины в солёной воде также предупреждает её растрескивание. К тому же соль надёжно защищает древесину от проникновения в неё гнилостных микробов. В деревообрабатывающих мастерских леспромхозов, выпускающих корыта и другую долблёную посуду, готовые изделия из липы, осины и ивы проваривают в 25-процентном растворе поваренной соли.

Небольшие заготовки из твёрдой и мягкой древесины можно обработать и в домашних условиях. Сырую древесину кладут в глубокую кастрюлю и заливают доверху солёной водой из расчёта 4 - 5 столовых ложек поваренной соли на литр воды. Древесину варят на медленном огне в течении двух-трёх часов, затем вынимают из солёной воды и сушат при комнатной температуре.

Зарывание древесины в стружки -- широко известный и надёжный способ сушки древесины, применяемый токарями и резчиками по дереву Сырые токарные детали токарь тут же зарывает в стружки, полученные при их точении или заранее заготовленные. Резчик по дереву зарывает в стружки неоконченную резную доску или скульптуру. Они равномерно высыхают вместе со стружками. Эта мера избавляет изделие от коробления и появления трещин, особенно при продолжительном перерыве в работе.

Мастера-древоделы всегда были неистощимы на выдумку, особенно когда нужно было получить добротный материал. Приметив, что даже в лютые морозы внутри навозной кучи постоянно сохраняется довольно высокая температура, они стали зарывать в неё дубовые кряжи. Весной кряжи обмывали и в проточной воде и сушили под навесом на открытом воздухе.

Камерная сушка широко применяется на деревообрабатывающих предприятиях. В специальных сушильных камерах древесину обрабатывают перегретым паром и топочным газом. Высушенная в камерах древесина имеет комнатносухую влажность 8-12 % и идёт на столярные, токарные и резные работы. От трёх суток до недели требуется, чтобы высушить древесину мягких пород, например, сосну, липу или ель. От двух недель до месяца должна сохнуть в камере твёрдая древесина дуба, бука или вяза. Но при камерной сушке появление трещин не исключено. Поэтому учёные постоянно ищут более совершенные и быстрые способы сушки древесины.

В последние годы были созданы сушильные камеры, работающие на токах высокой частоты. В таких камерах между двумя латунными сетками-электродами помещается древесина. К электродам подаётся ток от высокочастотного генератора. В электрическом поле древесина сушится почти в 20 раз быстрее, чем в паровой камере. Таким способом сушат ценную древесину твёрдых пород.

Следует сказать и ещё об одном оригинальном способе сушки древесины -- сушке на цементном полу, основанном на способности бетона интенсивно втягивать в себя влагу. Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол. В течение дня каждую заготовку переворачивают так, чтобы попеременно то одна, то другая её грань прилегала к цементному полу.

Успешная сушка древесины во многом зависела от величины и формы заготовки, наличия или отсутствия заболони. Мастер, хорошо знающий строение, физико-механические свойства дерева, с помощью топора, пилы, сверла и стамесок мог по своему усмотрению направить процесс сушки в нужное русло.

Хорошо известно, что особенно трудно сушить брёвна, кряжи и пиломатериалы, имеющие внутри сердцевину. Как правило, при сушке они растрескиваются почти до самой сердцевины. Брёвна многих рублёных строений бывают обычно испещрены многочисленными трещинами. Однако всё же можно встретить бревенчатые срубы, на которых нет сколько-нибудь заметных трещин.

Как удалось плотникам так хорошо высушить брёвна? Оказывается, трещины на брёвнах всё-таки есть, только они скрыты от нашего глаза. На каждое бревно приходится по одной крупной трещине, но они искусно замаскированы внутри бревенчатого сруба. Перед сушкой вдоль каждого бревна плотник делал топором зарубку. Глубина зарубки равнялась примерно одной трети расстояния от поверхности бревна до сердцевины. После высыхания древесины на месте зарубки образовывалась одна глубокая трещина, а остальные участки бревна оставались гладкими. Одна большая трещина как бы вбирала в себя десятки более мелких, концентрируя усадку в зоне зарубки. Укладывая брёвна в срубе, плотники располагали их трещинами вниз. По этому же принципу древоделы Индии сушат древесину самшита, как известно, очень твёрдую и склонную к сильному растрескиванию. Самшитовый чурбак распиливают до сердцевины, благодаря чему усадка при сушке всегда концентрируется в зоне пропила.

Известно, что колотая древесина высыхает быстро и без трещин. Если бревно или кряж расколоть пополам, то получится пластина (половинник). Половинник высыхает значительно быстрее, чем кряж, не только потому, что его масса становится в два раза меньше, но и в основном оттого, что к перерезанным годичным слоям открывается доступ воздуха. Если половинник сушится неравномерно, то от сердцевины может пойти глубокая трещина. Расколов половинник пополам, получают четвертину (по старинному "четвертак"). В отличие от пластины, четвертина очень редко образует при усыхании трещины.

Свойства колотой древесины хорошо знали и умело использовали мастера-резчики из Троице-Сергиевого посада Московской губернии. Они раскалывали липовый кряж в зависимости от его толщины на четыре или восемь частей через сердцевину. Возможно, этот технический приём, возникший при необходимости избежать растрескивания древесины, в какой-то мере подсказал пластическое решение многих резных игрушек.

Довольно сложно сушить твёрдую древесину, имеющую ядро. При высыхании она сильно растрескивается. Глубокие трещины доходят почти до сердцевины. Сильному растрескиванию подвержена, например, древесина свежесрубленной яблони. Но даже ствол засохшей яблони -- сухостой после распиливания на короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. У яблони светлая заболонь и тёмное ядро. Мастера особо ценят ядро. Древесина ядра более твердая и сухая, а поры её заполнены особым консервирующим веществом. Заболонь, наоборот, рыхлая и сильно насыщена влагой. При высыхании кряжа растрескивается в первую очередь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболонь стёсывают топором и смазывают пастой торцы. После удаления заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.

Много хлопот доставляет сырая древесина скульпторам, которым чаще всего приходится иметь дело с кряжами довольно внушительных размеров. Чтобы не зависеть от капризного непостоянства древесины в кряжах, некоторые скульпторы склеивают из предварительно просушенных брусков необходимые по размерам и конфигурации блоки. Клееные блоки не поддаются короблению и растрескиванию, но нарушение естественного направления древесных слоёв, образующих текстурный рисунок, часто пагубно отражается на художественном достоинстве скульптуры. В скульптуре, выполненной из целого кряжа, а не из клееного блока, текстура, наоборот, подчёркивает форму и делает её более выразительной.

Мастера приметили, что если у кряжа удалить сердцевину, то появление трещин можно избежать почти полностью. В заготовке вдоль сердцевины просверливают отверстие диаметром около 5 сантиметров. При высыхании влага одновременно и равномерно удаляется не только из верхних, но и их внутренних слоёв кряжа. Завершив работу над скульптурой. отверстия забивают деревянными пробками.

Сушка древесины в лесу прямо на корню производилась весной и летом. Вокруг ствола дерева, предназначенного для рубки, снимали широкое кольцо коры. Влага из почвы переставала поступать в крону. Листья и хвоя вбирали в себя оставшуюся в стволе влагу, которая испарялась одновременно с засыханием. Дерево с подсохшим стволом валили, обрубали сучья, а затем раскряжёвывали, то есть распиливали на брёвна. В наше время таким способом заготовители подсушивают сосну перед сплавом по реке. Подсушка деревьев на корню увеличивает плавучесть сплавляемой древесины, а значит, и уменьшает её потери в пути.

Весной, когда молодая листва набирала на деревьях полную силу, богородские мастера ехали в лес заготавливать липовую древесину для резных игрушек. У сваленной липы обрубали сучья и снимали кору со ствола примерно на две трети длины всего дерева. Верхнюю часть дерева с сучьями, ветвями и листьями (крону) оставляли нетронутой. Соображения были очень простыми. У спиленного дерева листва вянет не сразу, а продолжает долгое время бороться за жизнь, словно мощными насосами втягивая в себя живительную влагу, находящуюся в стволе дерева. За две недели этот естественный насос выкачивал из ствола столько влаги, что на удаление её при обычной сушке на открытом воздухе потребовалось бы несколько месяцев. По истечении двух недель ствол липы распиливали на кряжи длиной до полутора метров. Окорённые и подсохшие липовые кряжи, так называемые лутошки, привозили домой и досушивали на дворе под навесом, уложив их на возвышающийся над землёй настил. К осени липовая древесина была уже вполне пригодна для всевозможных резных работ. Часть древесины пускали в дело, а остальную продолжали досушивать на вольном воздухе.

Сушка древесины запариванием применялась народными мастерами ещё в далёком прошлом, с тех пор как была изобретена русская печь, которая стала прототипом современной сушильной камеры.

Если по каким-либо причинам заготовить древесину с весны не удавалось, её в короткий срок высушивали в русских печах. Запаривали древесину в больших чугунах. В чугун укладывали сырую древесину, а на дно наливали немного воды. Затем чугун накрывали крышкой и ставили в протопленную печь. Чтобы жар не уходил из печи, её закрывали заслонкой. Утром древесину вынимали из чугуна и досушивали при комнатной температуре.

Применяли и другой, более простой способ сушки древесины. После очередной топки из русской печи выгребали золу и чисто подметали пол, на который на попа ставили деревянные заготовки. Плотно закрыв заслонку, дерево выдерживали в печи до утра. К утру древесина хорошо просыхала и одновременно приобретала красивую окраску. Белая в сыром виде липа после запаривания окрашивалась в золотистый цвет, а древесина ольхи -- в светло-шоколадный.

Сушка брёвен в вертикальном положении на сухой земле известна в южных областях нашей страны. Например, узбекские резчики сушили древесину под навесом на открытом воздухе. Брёвна, предназначенные для сушки, ставили вертикально, чтобы нижний торец упирался в сухую почву. Влага, находящаяся в брёвнах, постепенно опускалась вдоль волокон по капиллярам вниз и сухая земля жадно впитывала её.

Сушка древесины в земле и речном песке. Из ствола свежесрубленного дерева вытёсывают вначале грубую заготовку. Затем её зарывают в землю где-нибудь под навесом, чтобы дождь не мог увлажнить почву. В земле дерево выдерживают несколько лет, но чаще бывает достаточно всего одного года. Через определённый срок заготовку вырывают из земли и досушивают в помещении. Срок досушки определяется состоянием древесины. Цвет древесины, характер звука, издаваемого заготовкой при лёгком постукивании по ней костяшкой пальцев, дают опытному мастеру точную информацию о готовности древесины к дальнейшей обработке.

Мелкие заготовки твёрдой древесины можно высушить довольно быстро искусственным путём в речном песке. Одновременно они приобретают золотисто-коричневую окраску.

Интересного декоративного эффекта можно добиться при сушке уже готовых резных изделий. В чугун насыпают слой чистого речного песка. Сверху кладут заготовки, которые, в свою очередь, засыпают новым слоем сухого песка. Таким образом, чугун заполняют доверху, следя за тем, чтобы заготовки не касались его стенок. Загруженный чугун без крышки ставят на печь. Чем ближе он стоит к горящим дровам, тем быстрее пойдёт сушка. Но при этом возникает опасность, что древесина начнёт через некоторое время тлеть. В то же время, если чугун стоит слишком далеко от огня, дерево будет сохнуть медленно. Оптимальное расстояние от огня до чугуна определяют опытным путём. По мере высыхания древесины на участках, обращённых в сторону огня, постепенно возникает золотистая подпалина. Она плавно переходит в естественный цвет, который имеет древесная заготовка с противоположной стороны. Часто именно такого эффекта добиваются, декорируя готовые резные изделия. Но если нужно получить равномерную окраску, чугун время от времени поворачивают вокруг своей оси, подставляя то один, то другой его бок к огню. Если же хотят получить чистую высохшую древесину (без подпала), чугун с песком и заготовками ставят в печь после протопки на ночь. Сушить древесину в песке можно и на плите или костре, используя вместо чугуна банки, старые кастрюли, вёдра.

Из письменных источников известно, что древнегреческие скульпторы сушили древесину ценных пород зарыванием в сухую рожь. Сушка древесины в зерне была хорошо известна на Руси. Деревянную заготовку зарывали в зерно ближе к весне. За несколько недель зерно вбирало в себя из древесины всю "лесную влагу". Подготовленную таким образом древесину выдерживали при комнатной температуре, а затем смело пускали в дело, не опасаясь появления трещин. Считалось, что сушка сырой древесины в зерне за несколько недель до посева благотворно влияет на качество посевного материала. Напоённое живительной влагой зерно словно пробуждалось от зимней спячки и быстрее прорастало, оказавшись в земле.

Муниципальное казенное

образовательное учреждение

«Лицей № 1»

Конспект урока по технологии

5 класс

Тема занятия: Строгание древесины

подготовил

Емельянов Олег Борисович,

учитель технологии

г. Шадринск, 2013

План конспект.

Тема занятия: Строгание древесины

Цель занятия:

1. Обучающая: Дать учащимся начальное представление о технологии строгания заготовок из древесины.

2. Воспитывающая: Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

3. Развивающая: Развивать координацию движений при выполнении столярных операций.

Оснащение занятия:

1. Материально-техническое оснащение:

Инструменты: столярная ножовка (16 шт.), столярный угольник (16 шт.), линейка (16 шт.), рубанок (16 шт.), шило (16 шт.), сверло  10 мм (2 шт.), карандаш (16 шт.), рашпиль (16 шт.), лобзик (16 шт.), шлифовальная колодка (16 шт.).

Оборудование: сверлильный станок (2 шт.) столярный верстак (16 шт.), подкладная доска (2 шт.), выпиловочный столик (16 шт.).

Материалы: Брусок (береза) 15х40х320мм (16 шт.).

2. Дидактическое оснащение: Презентация: «Строгание древесины», технологическая карта изготовления рукоятка, критерии оценки практической работы.

3. Методическое оснащение: План-конспект занятия, Казакевич, В.М. Технология. Технический труд. 5 класс [Текст]: метод. пособие / В.М. Казакевича. – М.: Дрофа, 2005. – 127 с.

Место проведения: учебная мастерская

Тип занятия: комбинированный

Структура занятия:

1. Организационный момент – 1 – 2 мин.

2. Актуализация знаний – 3 мин.

3. Изложение нового материала – 15 – 20 мин.

3.1. Строгание заготовок из древесины.

3.2. Виды строгальных инструментов.

3.3. Устройство рубанка, фуганка и шерхебеля.

3.4. Приемы строгания рубанком.

3.5. Закрепление.

4. Практическая работа – 45 – 50 мин.

4.1. Вводный инструктаж. Правила безопасной работы при строгании древесины.

5. Подведение итогов занятия – 5 мин.

6. Уборка рабочих мест – 3 – 5 мин.

ИТОГО: 80 мин.

Оформление доски

Тема занятия

Строгание древесины

Ход занятия:

    Организационный момент.

Учитель отмечает присутствующих по журналу. Учитель сообщает тему и цель занятия.

2. Актуализация знаний.

1. Какие инструменты применяются для пиления древесины. (Столярная ножовка, выкружная пила, лучковая пила)

2. Из каких частей состоит ножовка? (Ручка, полотно)

3. Как различают ножовки с различной формой зуба? (Для поперечного, продольного и смешанного пиления.)

4. Какая ножовка применяется для продольного пиления? (Для продольного пиления нужно выбрать пилу с наклонным профилем зуба)

5. Для каких целей используют стусло? (Стусло используют для точного пиления заготовок поперек волокон под различными углами 30°, 45°, 90°)

Выслушав ответы обучающихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.

3. Изложение нового материала.

    Более подготовленным обучающимся учитель предлагает выступить с докладом о видах столярных строгальных инструментов.

Методические рекомендации: Затем учащимся сообщают, что им предстоит ознакомиться с новой операцией обработки древесины - строганием. Оно применяется для придания изделиям необходимой формы, размеров и требуемого качества поверхности. Учащимся предлагают привести примеры использования строгания при изготовлении различных изделий. Технические сведения об этой операции целесообразно излагать постепенно. Так, на этом занятии можно ознакомить обучающихся с устройством рубанка и с приемами работы этим инструментом, па последующих - с другими строгальными инструментами, их наладкой, с механизацией строгальных работ на деревообрабатывающих предприятиях и т.п.

Пиломатериалы или заготовки из древесины после распиловки имеют шероховатости, риски, покоробленности и другие дефекты, которые устраняют путем строгания. В процессе строгания заготовке придают нужную форму и размеры.

Строгание – процесс, обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей с помощью стругов.

На Руси все виды инструментов, применяемых для строгания древесины, называли стругами или стружками. В настоящее время на мебельных и деревообрабатывающих производствах существует ручное и профильное строгание, а также строгание с помощью электрических инструментов и на строгальных станках. Эту работу выполняют плотники, столяры, станочники строгальных станков.

Ручное строгание выполняют деревянными и металлическими рубанками. Деревянные рубанки делятся на две группы: рубанок с одинарным ножом применяют для предварительного строгания, рубанок с двойным ножом – для чистового.

Рубанок металлический с одинарным ножом состоит из передней ручки, колодки, прижима, упорного стрежня, прижимного винта, ножа, задней ручки. Учитель при объяснении опирается на презентацию

Деревянный рубанок с одинарным ножом состоит из колодки, ручки- рожка, летка, деревянного клина, ножа.

Деревянный рубанок с двойным ножом состоит из колодки, летка, ножа, стружколома, винта (крепление стружколома), клина, рожка, упора, подошвы. Учитель при объяснении опирается на презентацию

Среди деревянных рубанков выделяют шерхебель и рубанок – фуганок. Шерхебель применяется для чернового строгания заготовок. Фуганок ручной инструмент для получения плоских поверхностей длинномерных заготовок. Фуганком строгают (фугуют), как правило, после обработки поверхности рубанком, чтобы сделать её более гладкой. Это достигается благодаря большой длине колодки рубанка – более 600 мм.

Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму клина. Например, нож рубанка в своей режущей части затачива­ется в виде острого клина. Две поверхности клина на своем пересечении образуют острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки.

Методические рекомендации: Перед тем как объяснить и продемонстрировать приемы строгания, учителю рекомендуется рассказать о строгании древесины вдоль и поперек волокон, о торцевании, пояснить, что при строгании вдоль волокон затрачивается небольшое усилие, получается менее шероховатая поверхность.

Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. У правильно установленного ножа лезвие расположе­но над подошвой колодки без перекосов и выступает на 1...3 мм у шерхебеля или на 0,1...0,3 мм у рубанка.

Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой - за колодку или ручку с передней стороны.

Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце - на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской. При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны.

Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности. Проверка и контроль качества строгания. Строганные поверхности заготовки – пласти, кромки и торцы проверяют с помощью контрольно-измерительных инструментов.

Правильность выстроганной пласти проверяют «на просвет» линейкой. Правильно выстроганная пласть лицевой пластью или лицевой стороной. На ней столяр или плотник проводит карандашом волнистую линию. Это означает, что лицевая пласть при дальнейшей работе будет базовой.

Методические рекомендации: Учитывая, что учащимся трудно сразу освоить строгание, рекомендуется предложить им тренировочные упражнения. Во время этих упражнений учитель обходит рабочие места, следит за правильным выполнением приемов работы, соблюдением правил безопасности труда, помогает тем, кто испытывает затруднения. После того как пятиклассники усвоят навыки строгания, можно разрешить им приступить к практической работе по изготовлению изделия.

Закрепление:

1. Какими инструментами осуществляется строгание поверхностей заготовок? (Рубанок с одинарным ножом, рубанок с двойным ножом, шерхебель, фуганок, калевка, галтель и др.)

2. Для каких целей используют шерхебель? (Для чернового строгания)

3. Для каких целей используют рубанок с двойным ножом? (Для чистового строгания)

4. Для чего применяют фуганок? (Для получения плоских поверхностей длинномерных заготовок )

5. Перечислите основные части рубанка? (Передняя ручка, колодка, прижим, упорный стрежень, прижимной винт, нож, задняя ручка )

6. Какие инструменты применяют для профильного строгания? (Калевки, фальцгобель, зензубель, галтель, горбачи и др. )

4. Практическая работа учащихся.

4.1. Вводный инструктаж.

Методические рекомендации: Перед выполнением практической работы учитель объясняет ее содержание на образце, показывает, какие поверхности следует зачищать рашпилем и шлифовальной шкуркой, дает рекомендации по зачистке кромок деталей. Перед тем как приступить к выполнению практической работы учитель объясняет обучающимся критерии оценки практической работы.

Правила безопасной работы при строгании древесины:

    Проверь надежность крепления заготовки на верстаке.

    Работу выполняй исправным, хорошо заточенным и правильно налаженным инструментом.

    Леток от стружки очищай деревянной палочкой (щепкой).

    Не проверяй качество строгания рукой. Ты можешь занозить руку.

    Струги храни на ребре (боку), лезвием от себя.

    Не оставляй струги на краю верстака.

    Используй инструменты строго по назначению.

    Выполняй только ту работу, которую поручил учитель.

    По окончании работы убери рабочее место.

4.2. Изготовление рукоятки и текущий инструктаж.

Изготовление изделия в соответствии с технологической картой .

    Для менее подготовленных обучающихся учитель предлагает изготовить бруски для подкладной доски.

Методические рекомендации: Во время работы учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения рабочих приемов, соблюдением правил безопасности труда и т.д. При необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. В случае выявления ошибок или затруднений, характерных для многих ребят, останавливает работу и проводит текущий инструктаж.

5. Подведение итогов занятия.

Учитель анализирует характерные ошибки и их причины. Сообщает оценки работы каждого учащегося. Оценки учитель выставляет, опираясь на критерии оценки практической работы .

План-конспект урока по технологии

Тема урока: Строгание древесины. Правила безопасной работы.
Цели урока :
обучающая – ознакомление с процессом строгания рубанком и другими инструментами для выполнения этой операции;
воспитательная – воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении строгания деталей;
развивающая – развитие умений и навыков работы с рубанком.

Материально-техническое оснащение:

для учителя : образцы изделий, план-конспект урока, технологическая карта

для учеников : рубанки, ножовки, заготовка из древесины, тетрадь,учебник, наждачная бумага, угольники, линейки.

План урока:

    организационный момент 1-2 минуты;

    сообщение целей и задач урока учащимся 2-3 минуты;

    сообщение нового материала

    вводный инструктаж по ТБ и определение задания 3-4 мин;

    самостоятельная работа учащихся, текущий инструктаж 45 мин;

    закрепление изучаемого материала;

    подведение итогов, заключительный инструктаж 4-5 мин.

1. Организационный момент (2 мин)
- Проверка явки учащихся по журналу.
- Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).
- Проверка внешнего вида (спецодежды).

2. Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске).(2 мин)

Постановка целей и производственных задач перед учащимися.
3. Объяснение нового материла.

3. Объяснение нового материала (20 мин)

Строгание древесины - обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей. Строгание осуществляют с помощью различных стругов (строгальных инструментов). Среди стругов наиболее распространены шерхебе­ли , рубанки и фуганки

Этими инструментами с дере­вянных заготовок сострагивают стружки.

Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка - прямолинейная.

Шерхебелем выполняют первичное , более грубое строгание поверхностей , а рубанком - окончательное , чистовое . «Шерхебель» - слово немецкого происхождения , что означает «струг для грубого срезания» .

Рубанок состоит из колодки, ножа, клина, ручки. Предназначен рубанок для сострагивания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесине, а также состра­гивания заготовки в нужный размер.

Колодки стругов могут быть деревянными, металлическими или комбинированными.

Фуганки намного длиннее рубанков. Ими удобно получать ровные, плоские поверхности.

Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму клина. Например, нож рубанка в своей режущей части затачива­ется в виде острого клина. Две поверхности клина на своем пересечении образуют острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки.

Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. У правильно установленного ножа лезвие расположе­но над подошвой колодки без перекосов и выступает на 1...3 мм у шерхебеля или на 0,1 ...0,3 мм у рубанка.

Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой - за колодку или ручку с передней стороны. Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце - на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской.

При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны.

Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности.

Контроль качества строгания осуществляется с помощью линейки или угольника на просвет.

Правила безопасной работы при строгании:

а). Надежно закреплять заготовку на верстаке.

б). Работать рубанком с хорошо заточенным ножом.

в). Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности.

г). Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина.

д). Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя.

4. Физкультминутка (3мин.)

5. Водный инструктаж по Т.Б.и определение задания (3-4мин.)

6. Практическая работа и текущий инструктаж (38 мин.)
- Расстановка учащихся по рабочим местам.
- Выдача задания и контроль работы.
- Проведение целевых обходов рабочих мест

7.Закрепление изучаемого материала (5мин.)

8. Заключительный инструктаж (5 мин)
- Указание типичных ошибок.
- Отметка лучших работ.
- Сообщение оценки качества работы каждого учащегося.
- Выдача домашнего задания.
9. Уборка рабочих мест (2 мин)
- Осуществление проверки проведения уборки на рабочих местах учащихся.

Для того чтобы изделие приняло необходимую форму, имело ровные, гладкие поверхности, его нужно обстрогать.

Строгают заготовки специальными строгальными инструментами - стругами. Среди стругов наиболее распространены шерхебель, рубанок и фуганок (рис. 99).

Рис. 99. Виды стругов: а - шерхебель; б - рубанок; в - фуганок

Струги состоят из деревянной или металлической колодки, ножа, клина и ручки (рис. 100).

Рис. 100. Устройство рубанка: 1 - колодка; 2 - нож; 3 - клин; 4 - ручка

Заготовку крепят на верстаке, зажимая между упором и клином обрабатываемой поверхностью кверху. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой - за колодку или ручку с передней стороны (рис. 101).

Рис. 101. Строгание рубанком

Шерхебель служит для первичного, более грубого строгания поверхностей, а рубанок - для окончательного, чистового (слово «шерхебель» - немецкого происхождения и означает «струг для грубого срезания»).

Режущая кромка у шерхебеля (рис. 102) - дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка - прямая.

Рис. 102. Ножи: а - шерхебеля; б - рубанка и фуганка; в - рубанка и фуганка со стружколомателем (1 - нож; 2 - стружколоматель; 3 - болт; 4 - режущая кромка ножа)

Фуганок намного длиннее рубанка. Строгая фуганком, получают ровные, плоские поверхности на длинных заготовках.

Рубанок ставят на обрабатываемую поверхность и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть колодки, а в конце - на заднюю. При обратном движении рубанка его поднимают над обрабатываемой поверхностью. Так постепенно состругивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой и заготовка не достигнет нужной толщины.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то заготовку следует строгать в обратном направлении.

Правила безопасной работы

  1. Надежно закрепляйте заготовку при строгании.
  2. Работайте только рубанком с хорошо заточенным ножом.
  3. Нельзя проверять руками остроту лезвия.
  4. Очищайте строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина.
  5. Инструменты для строгания класть на верстак можно только на бок.

Практическая работа № 29
Строгание деревянных заготовок шерхебелем и рубанком

Порядок выполнения работы

  1. Ознакомьтесь с устройством шерхебеля, рубанка и фуганка.
  2. Закрепите заготовку на верстаке.
  3. Прострогайте пласти и кромки заготовки, оцените качество строганых поверхностей.

Новые понятия

Строгание древесины, струги (шерхебель, рубанок, фуганок), режущая кромка.

Контрольные вопросы

  1. Каково назначение стругов? Чем они различаются?
  2. От чего зависит толщина срезаемой стружки при строгании?
  3. Объясните, как работает стружколоматель.
  4. Что произойдет, если стружка не будет надламываться?

Цель урока: Обучить учащихся приемам строгания древесины, ознакомить учащихся с правилами безопасной работы при строгании.

Задачи:

Образовательная: Формирование у учащихся навыков по строганию древесины, научить учащихся правилам ТБ при строгании древесины.

Развивающая: Развитие познавательного интереса учащихся в области деревообработки, совершенствование учащимися приемов и навыков работы со столярными инструментами.

Воспитательная: Воспитание у учащихся любви к труду и уважение к людям труда, воспитание самостоятельности, веры в свои силы, воспитание технологической культуры, профориентация учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, объяснительно-демонстрационный, наглядный, словесный, метод выработки умений и навыков, метод закрепления изученного материала, метод оценки знаний, умений и навыков.

Репродуктивный - инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа.

Индуктивный - от простого к сложному.

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: физика.

Материально-техническое оснащение урока: верстаки, рубанки, измерительный инструмент, приспособления, пиломатериал.

Наглядные пособия: образцы изделий, таблицы по технике безопасности.

Объекты труда: декоративная доска.

Профориентация: профессии столяра, плотника, станочника строгальных станков.

Новые термины и слова: шерхебель, плакирующий.

Ход урока.

I .Организационный момент:

Взаимоприветствие

Проверка готовности рабочих мест учащихся.

Контроль посещаемости учащихся.

II .Постановка целей и задач урока.

III.Изучение нового материала.

План изложения нового материала:

I .Основы резания древесины.

А) Строгание.

С) Наладка рубанков.

II .Техника безопасности при строгании древесины.

III

А) Строгание - это срезание с заготовки слоя древесины при помощи рубанков для получения заданных размеров, формы и ровных поверхностей.

В) Инструменты для строгания и ножи рубанков.

Рубанок состоит из деревянной или металлической колодки, ножа, клина. Основная деталь рубанка - колодка. Рабочим органом рубанка служит стальной нож.

В зависимости от назначения рубанки имеют различную конструкцию ножа и делятся на шерхебель, с одиночным ножом, с двойным ножом и фуганок.

Для первоначального, грубого строгания используют шерхебель с узким и закругленным ножом. Это дает возможность без особых усилий строгать вдоль, поперек, наискось волокон и без особых усилий срезать толстый слой древесины. Однако поверхность заготовки получается неровной.

Термин « шерхебель » - видоизмененное немецкое слово, которое переводится как «рубанок для грубого срезания».

Для предварительного чистового строгания вдоль волокон, а также после обработки шерхебелем используют рубанок с одним ножом.

Для чистового строгания торцовой, свилеватой, задиристой поверхности с одновременным обламыванием стружки при помощи стружколома используют рубанок с двойным ножом.

Для выравнивания чистовой поверхности большого размера (гладкое строгание) используют фуганок.

Ножи изготавливают из двуслойной стали: основной слой - стали марки 30, плакирующий - из стали марок 9ХФ, 9Х5ВФ, Х6ВФ, 9ХС.

Термин « плакирующий » - видоизмененное французское слово, которое переводится как «накладывать, покрывать». Плакирующий слой более устойчив к коррозии.

С) Наладка рубанков.

Прежде чем начинать строгание, следует выяснить, правильно ли налажен рубанок. Его поднимают вверх подошвой на уровень глаз и смотрят, как поставлен нож. При правильной наладке нож над подошвой просматривается без перекосов. У шерхебеля он должен выступать на 1…3 мм, у остальных рубанков - на 0,1…0,3 мм без перекоса.

Д) Хватка инструмента и рабочая поза при строгании.

Металлический рубанок удерживают правой рукой за ручку, левой - за рог-рукоятку. Деревянный рубанок правой рукой плотно обхватывайте за упор, а левой удерживайте за рожок. Фуганок держите правой рукой за ручку, а левую накладывайте сверху колодки.

Стойте у верстака вполоборота к нему, наклонив корпус несколько вперед. Ступню левой ноги ставьте примерно параллельно кромки крышки верстака, правой - под углом 70° к ней.

Е) Приемы и контроль строгания.

Начинают строгание с базовой стороны заготовки, соблюдая правильную хватку инструмента и рабочую позу. Строгать следует по направлению волокон древесины, по прямой линии, на весь размах руки, с силой посылая рубанок вперед. Корпус тела оставляйте неподвижным. В начале движения его прижимают сильнее левой рукой, в середине - обеими, в конце движения- правой. При обработке торца строгайте рубанком сначала от себя до середины заготовки, а затем от другого края торца на себя.

Строгание рубанком выполняйте в несколько приемов, простругивая один участок за другим. Фуганком обрабатывайте заготовку на всю длину, не прерывая стружки. Вдоль верстака можно перемещаться.

В случае засорения летка его очищают, вытягивая стружку вверх или проталкивая тонкой щепкой со стороны клина.

Прямолинейность и плоскостность строгания бруска проверяйте на глаз или парными линейками. Качество строгания проверяют на просвет, перемещая линейку или угольник по обработанной поверхности. Плоскостность строгания доски и линейные размеры отстроганной детали контролируйте линейкой. Перпендикулярность строгания контролируйте угольником, правильность строгания фаски - малкой, настроенной по транспортиру.

II .Техника безопасности при строгании древесины:

а) Надежно закрепляйте заготовку на верстаке.

б) Работайте рубанком с остро заточенным ножом. Остроту лезвия нельзя проверять, проводя пальцем вдоль его кромки.

в) Крепко удерживайте рубанок при строгании.

г) При перемещении рубанка не касайтесь пальцами правой руки заготовки, не держите их близко к подошве инструмента.

е) Не проверяйте руками качество отстроганной поверхности.

ж) При забивании летка стружкой очищайте его небольшим клином из древесины твердой породы.

з) В перерывах кладите рубанки в лоток лезвием ножа от себя, следите, чтобы инструменты не выступали за край верстака.

и) Не сдувайте стружки и не сметайте их рукой, пользуйтесь щеткой -сметкой.

й) При получении травмы немедленно обратитесь к учителю.

III .Рассказ о профессиях столяра, плотника, станочника строгальных станков.

На деревообрабатывающих предприятиях и в строительных организациях строгание ручным и электрифицированным инструментом при подгонке деталей выполняют столяры и плотники, а на станках - станочники строгальных станков.

Ребята, а теперь я хочу вам рассказать о профессиях, связанных с деревообработкой. Профессии плотника, столяра, станочника строгальных станков связаны с деревом. Это одни из самых древних профессий - ведь вначале человечество овладело обработкой дерева. Дерево.… Это и дом человека, и топливо, и пища, и транспортное средство, и одежда, и обувь, и лекарство, и первый писчий материал - береста. Дерево, наконец, производит кислород, которым мы дышим. Слава дереву! И значит, слава тем, кто работает с ним, кто, познав его секреты, умеет изготавливать из него бесчисленное множество нужных и прекрасных вещей. Плотник обычно делает крупную работу: дом ставит, лодки и мосты строит. Столяр мастерит более тонкие вещи, делает красивую мебель. Но совсем уж разделять работников по дереву никак нельзя. Столяры и плотники - это братья и по материалу, и своими навыками. Они всегда друг друга подменить смогут.

Но все таки сначала плотник, столяр - потом. Плотников зовут «чистодеревщиками». Столяров высшего класса называют краснодеревщиками (прекрасно, красиво). Хорошим воином можно стать, только досконально освоив оружие, а для мастера главное оружие - инструмент. В каждом инструменте много красоты скрыто, много нужности. Не только осмысленно оно всесторонне, но и делом опробовано. А в работе, сами понимаете, любой скрытый изъян сразу проявиться, самая малая недоделка наружу выйдет. Вот почему, ребята, инструмент нужно держать в порядке. Относиться к нему и к материалам бережно. Трудовые навыки, гибкость ума и эстетический вкус - важные качества каждого человека. Они развиваются только в практической деятельности. Чтобы овладеть приемами, способами и навыками обработки древесины надо стараться при выполнении каждой столярной операции. Ребята, если вы выберите другую профессию, не связанную с деревообработкой или металлообработкой, навыки и умения приобретенные в школьных мастерских всегда пригодятся вам в жизни. Ибо сначала вы должны стать настоящими мужчинами, которые умеют не только мыслить, но и строгать, и держать молоток, и выполнить любую мужскую работу по дому, а потом уже быть врачами, юристами, артистами и т.д. Мужчина познается в труде.

IV . Практическая работа.

Строгание заготовок для изготовления декоративной доски.

А) Ознакомьтесь с рубанками, изучите правила строгания.

В) Выберите базовую сторону заготовки, определите лучшую и худшую пласти.

С) Отстрогайте пласти и кромки, проверьте качество строгания. Покажите учителю.

V . Анализ выполнения практической работы.

VI . Сдача инструментов и заготовок.

VII . Уборка рабочих мест (Привести себя в порядок, помыть руки).

VIII . Подведение итогов урока.