Зачем ссср ввёл войска в афганистан? Ввод советских войск в Афганистан. Первый этап их пребывания в ДРА

25 декабря 1979 года начался ввод ограниченного контингента советских войск в Демократическую республику Афганистан.

Эта необъявленная война, которая длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней, по сей день остается неизвестной войной несмотря на многочисленные изданные книги воспоминаний участников, очень подробно описанные события войны, ветеранские сайты и т. д. Если сравнить, сколько известно о трехлетней Отечественной войне 1812 года и четырехлетней Великой Отечественной войне, то можно сказать, что об Афганской войне мы не знаем почти ничего. Образ десятилетнего «похода за речку» в сознании людей, кинематографистов и журналистов нисколько не проясняется, и, спустя 33 года, повторяются все те же штампы о «бессмысленной кровавой войне», о «горах трупов» и «реках крови», о многочисленных, сошедших с ума от этих «рек крови», ветеранах, которые затем спились или стали бандитами.

Некоторые молодые люди, видя на аббревиатуру ОКСВА, думают, что это глупый татуировщик ошибся в слове «Москва». Мне было 16 лет, когда началась эта странная война, а через год — окончание школы и, либо поступление в институт, либо армия. И мне и моим товарищам очень не хотелось попасть в эту самую ОКСВу в Афган, откуда уже начали приходить первые цинковые гробы! Хотя некоторые безбашенные сами рвались туда…

И так, как все начиналось…

Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС. Официальной целью ввода было предотвращение угрозы иностранного военного вмешательства. В качестве формального основания Политбюро ЦК КПСС использовало неоднократные просьбы руководства Афганистана о вводе советских войск.

В данном конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан (ДРА) с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) - с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран - членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы.

25 декабря 1979 года в 15-00 начался ввод советских войск в ДРА по трем направлениям: Кушка — Шинданд — Кандагар, Термез — Кундуз — Кабул, Хорог — Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар. 27 декабря спецгруппы КГБ «Зенит», «Гром» и «мусульманский батальон» спецназа ГРУ штурмом взяли дворец Тадж-Бек. В ходе боя, президент Афганистана Амин был убит. В ночь на 28 декабря в Кабул вошла 108-я мотострелковая дивизия, взяв под контроль все важнейшие объекты столицы.

В состав советского контингента входили: управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий — 4, отдельных бригад — 5, отдельных полков — 4, полков боевой авиации — 4, вертолетных полков — 3, трубопроводная бригада — 1, бригада материального обеспечения - 1. А также, подразделения Воздушно-десантных войск МО СССР, части и подразделения ГРУ ГШ, Аппарата Главного Военного Советника. Кроме соединений и частей Советской Армии в Афганистане находились отдельные подразделения пограничных войск, КГБ и МВД СССР.

29 декабря «Правда» публикует «Обращение правительства Афганистана»: «Правительство ДРА, принимая во внимание расширяющееся вмешательство и провокации внешних врагов Афганистана с целью защиты завоеваний Апрельской революции, территориальной целостности, национальной независимости и поддержание мира и безопасности, основываясь на Договоре о дружбе, добрососедстве от 5 декабря 1978 года, обратилось к СССР с настоятельной просьбой об оказании срочной политической, моральной, экономической помощи, включая военную помощь, с которой правительство ДРА ранее неоднократно обращалось к правительству Советского Союза.Правительство Советского Союза удовлетворило просьбу афганской стороны».

Советские войска в Афганистане охраняли дороги, объекты советско-афганского экономического сотрудничества (газопромыслы, электростанции, завод азотных удобрений в г. Мазари-Шариф и др.). Обеспечивали функционирование аэродромов в крупных городах. Содействовали укреплению органов власти в 21 провинциальном центре. Проводили колонны с военными и народнохозяйственными грузами для своих нужд и в интересах ДРА.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 г. — февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 г. — апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 г. — декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из за рубежа. Состоялся вывод шести советских полков на Родину.

4-й этап: январь 1987 г. — февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

14 апреля 1988 года при посредничестве ООН в Швейцарии министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана подписаны Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Советский Союз обязался вывести свой контингент в 9 месячный срок, начиная с 15 мая; США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов.

В соответствии с соглашениями вывод советских войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года.

15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал-лейтенант Борис Громов.

Потери: По уточнённым данным, всего в войне Советская Армия потеряла 14 тыс. 427 человек, КГБ - 576 человек, МВД - 28 человек погибшими и пропавшими без вести. Ранено, контужено, травмировано – более 53 тыс. человек. Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек.

Использованы материалы сайтов: http://soldatru.ru и http://ria.ru и фото из открытых источников Интернета.

«40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли».

Ввод советских войск в Афганистан был объективной необходимостью. Об этом на круглом столе «Афганистан - школа мужества», который прошел в Тюменской областной думе, заявил председатель совета региональной общественной организации Союз десантников Григорий Григорьев .

«Афганистан - не только название страны. Это слово включает в себя всю гамму чувств и воспоминаний: боль и восторг, мужество и трусость, войсковое товарищество и предательство, страх и риск, жестокость и сострадание, которое довелось испытать бойцам в этой стране. Оно служит своеобразным паролем тем, кто воевал на афганской войне», – отметил Григорий Григорьев.

Глава Союза подробно проанализировал причины ввода советских войск в Афганистан. Это было оказание интернациональной помощи союзному правительству Демократической Республики Афганистан. Существовала опасность прихода к власти исламской оппозиции и как следствие опасность переноса вооруженной борьбы на территорию среднеазиатских республик СССР. Это угроза, что исламский фундаментализм поразит всю Среднюю Азию.

Необходимо было не допустить усиления на своих южных границах США и НАТО, которые вооружали исламскую оппозицию и желали переноса военных действий в Среднюю Азию. По данным одной из кувейтских газет, количество военных инструкторов, консультировавших исламистов, следующее: китайцы - 844, французы - 619, американцы - 289, пакистанцы - 272, немцы - 56, англичан - 22, египтяне - 33, а также бельгийцы, австралийцы, турки, испанцы, итальянцы и другие. Фактически в Афганистане против советских войск воевало 55 государств.

Еще одна причина ввода армии - это наркотраффик. Афганистан занимал второе место в мире по производству опиума. Он распространялся через среднеазиатские республики в Россию и Европу. Кроме того, нельзя было допустить усиления на своих южных границах КНР. Китай немало сделал для исламской оппозиции. С конца 1960-х годов отношения между СССР и КНР были очень напряженными, дело доходило до применения вооруженных сил. СССР имел с Китаем большую границу, которая была линией противостояния, а нередко и линией фронта. Руководство СССР не желало удлинения этой линии.

Ввод войск в Афганистан стал ответной мерой на развертывание ракет США в Европе. Необходимо было усилить собственные позиции в регионе против Ирана и Пакистана. Последний находился в состоянии перманентного конфликта с Индией, а Афганистан был хорошим плацдармом Союзу для оказания помощи Индии. Одна из экономических причин - защита и продолжение строительства объектов народного хозяйства. Более 200 из них построили советские специалисты - плотину, ГЭС, газопровод, авторемонтный завод, международные аэродромы, домостроительный комбинат, асфальтобетонный завод, автодорога Саланг и другое. В Кабуле был выстроен целый советский микрорайон.

«Вхождение в Афганистан для нашей страны было необходимо. Это не личная прихоть советского руководства и не авантюра. Нельзя рассматривать причины этой войны обособленно друг от друга. Их надо рассматривать комплексно, не предвзято, на основе документов и свидетельств участников. Имея перечисленные причины, задаемся вопросом, должен ли был СССР сидеть сложа руки и дать исламской оппозиции свергнуть просоветский режим? И это при том, что население трех республик, граничащих с Афганистаном, исповедовали ислам. Свержение советского режима в пользу ислама было бы опасным примером», – подчеркнул Григорий Григорьев.

По его словам, за исламской оппозицией стояли интересы США, которые, потеряв свое влияние в Иране, старались срочно усилить свои позиции в регионе. Особо Григорий Григорьев подчеркнул, что у американцев существовала медаль «За реализацию национальных интересов». Национальные интересы СССР в среднеазиатском регионе тем более очевидны.

В подтверждение глава регионального Союза десантников зачитал письмо солдата 9 роты 345 отдельного гвардейского парашютно-десантного полка Андрея Цветкова, написанное 17 мая 1987 года: «Отец, ты пишешь, что мы теряем здоровье, а порою жизнь за азиатов. Это далеко не так. Мы, конечно, выполняем интернациональный долг. Но кроме этого, мы ведь выполняем и патриотический долг, мы защищаем южные границы нашей родины, а стало быть, вас. Вот это является главной причиной нашего нахождения здесь. Отец, ты представь, какая угроза нависла бы над СССР, если бы здесь были американцы, а на границе стояли их ракеты».

Таким образом, интерес сверхдержавы СССР заключался, во-первых , в охране собственных границ, во-вторых , в противодействии попыткам другой сверхдержавы и иных стран закрепиться в этом регионе. Другая причина - опасность переноса действий исламской оппозиции на территорию среднеазиатских республик. После ее усиления советско-афганская граница стала одна из самых беспокойных: отряды душманов постоянно нападали на советскую территорию. Это можно рассматривать как своеобразную разведку боем. Исламская оппозиция никогда не признавала вхождение среднеазиатских республик в состав СССР.

Исламисты не использовали таких терминов как «Советский Союз» или «Советские войска». Во-первых , слово «совет» в переводе совпадает с арабским «шура» - выборный исламский совет. Это считали чисто мусульманским термином. Кроме того, оппозиция не признавала влияние СССР в Средней Азии. В своих печатных изданиях они предпочитали говорить «Россия» и «Русские» с добавлением оскорбительных эпитетов «дикие», «варвары», «кровожадные».

Григорий Григорьев привел слова подполковника пограничных войск КГБ СССР, участника афганской войны, кавалера ордена боевого красного знамени Макарова: «Сейчас принято говорить про эту войну, что, мол, не нужна она, никто никому не угрожал со стороны Афганистана. А на деле было постоянное нападение бандитов и террористов на наши заставы, пограничные наряды, на колхозы с целью грабежа, угона скота, увода наших людей в плен, убийства партийных работников. Пытались распространять листовки, в которых призывали таджиков, узбеков, туркменов бороться против русских захватчиков. Постоянно приходилось быть на чеку. Не граница, а линия фронта. А когда пошли туда наши пограничные мотоманевренные десанты и штурмовые группы, тогда земля загорелась под ногами у бандитов. Не до советской территории им было. Одна задача была - как ноги унести от наших солдат, что далеко не всегда им удавалось».

Советские войска вошли на территорию Афганистана на расстояние 100 км, а пограничники закрывали границу. 62 тыс. пограничников участвовали в боевых действиях, создавали заставы. Офицеры, проходившие службу перед войной в Туркестанском и Среднеазиатском военных округах и знавшие обстановку не понаслышке, в большинстве считают, что боевые действия были неизбежны, а войну лучше вести на чужой территории. Хафизулла Амин стал искать сближения с другими государствами. Опасение Кремля вызывала активизация деятельности западных спецслужб. В частности участившиеся встречи работников американского внешнеполитического ведомства с лидерами афганской вооруженной оппозиции.

12 декабря 1979 года группа в составе наиболее влиятельных членов политбюро СССР приняло решение ввести в Афганистан войска в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу и препятствованию антиафганских акций со стороны сопредельных государств. Весь период пребывания советской армии в Афганистане условно можно разделить на четыре этапа: ввод и размещение войск, введение активных боевых действий, переход от активных действий к поддержке афганских войск, участие советских войск в проведении политики национального примирения.

Операцию по вводу войск офицеры называют классический. 25 декабря в 15.00 по московскому времени с двух направлений вглубь Афганистана вошли несколько советских соединений. Кроме того, войсковые части высадились на аэродромы в Кабуле и Баграме. За несколько дней бойцы заняли территорию, на которой проживали 22 млн человек. 27 декабря штурмом взят дворец Амина. Генерал-полковник Громов - последний командующий 40-й армией в своей книге «Ограниченный контингент» писал: «Я глубоко убежден: не существует оснований для утверждения о том, что 40-я армия потерпела поражение, явно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили в отличие от американцев во Вьетнаме свои задачи и организованно вернулись на родину. Если в качестве основного противника ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключалось в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли».

Потери советских войск в кровопролитной афганской войне составили 15 тыс. 51 человек.

Об авторе: Никита Мендкович – эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА).

Проблемы вооруженного противостояния в Афганистане до сих пор активно обсуждаются в научной литературе. В частности, предметом дискуссий все еще являются потери в вооруженном противостоянии с участием советских войск с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. Ниже приведенный текст является попыткой обзора оценок существующих данных о потерях сторон-участниц конфликта.

Для начала можно констатировать, что несколько в лучшем состоянии находится статистика потерь советских войск, сражавшихся на стороне кабульского правительства. Уровень исходного учета потерь был достаточно высок: этому способствовала порядок в вооруженных силах СССР, нормы учета передвижения и убыли личного состава. К тому же, несмотря на политические перемены, затронувшие постсоветское пространство, сравнительно неплох уровень сохранности военных архивов, что позволило специалистам министерства обороны с высокой точностью оценить потери прошедшей войны.

Всего за период в войсках, находившихся на территории Афганистана, прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих, включая 525,5 тысяч солдат и офицеров Советской Армии, 21 тысячу гражданских служащих, 95 тысяч представителей КГБ (включая пограничные войска), внутренних войск и милиции .

Общее число погибших за период более чем девятилетнего военного присутствия составило 15051 человек, из них — 14427 бойцов вооруженных сил, которые погибли как в результате боевых ранений, так и от несчастных случаев и болезней. Процент боевых потерь составляет 82,5%. В число безвозвратных боевых и небоевых потерь включены и лица, скончавшиеся в госпиталях, и лица умершие от последствий болезней уже после увольнения из вооруженных сил. Поэтому, видимо, эти данные о погибших практически полны, и следует оставлять без внимания более высокие оценки, встречающиеся в западной литературе: в представленную здесь статистику не вошли только лица, скончавшиеся до увольнения из армии при излечении в госпиталях вне территории ДРА .

В статистику безвозвратных потерь также не включены 417 человек, которые в период боевых действий пропали без вести или попали в плен. По состоянию на 1999 год не были возвращены на родину 287 человек.

Значительный вред советской группировке наносили и т.н. санитарные потери, включающие в себя лиц, выбывших из войны по состоянию здоровья. В них включаются как раненные в период боевых действий, так и заболевшие по причинам не связанным с ранами и контузиями. Для афганской войны был чрезвычайно высок уровень потерь связанных с «небоевыми» факторами: на их долю приходилось 89% санитарных потерь.

По оценкам американских исследователей 1990-х годов, 56,6% небоевых потерь приходились на долю инфекционных заболеваний, 15,1% — бытовых травм, 9,9% – дерматологических заболеваний, 4,1% — болезней легких. По данным Грау и Джоргенсена на всем протяжении войны до 1/4 личного состава группировки Советской Армии было небоеспособно. Как пишут авторы: «В октябре-декабре 1981 года, вся 5-я мотострелковая дивизия стала небоеспособной, когда более 3 тысяч человек одновременно заболело гепатитом» . Видимо, высокая заболеваемость связана с нехваткой чистой питьевой воды, перебоями с поставками новой одежды, создававшими проблемы со стиркой обмундирования, нетипичными для Европейской России, откуда происходило большинство бойцов, инфекционными заболеваниями. Из-за радикальной смены климата практически у всех вновь прибывших в страну бойцов через определенное время появлялись симптомы расстройства желудка. Были часты случаи дизентерии, гепатита и брюшного тифа.

Всего за время присутствия вооруженных сил в стране за медицинской помощью обращались 466 тысяч военнослужащих. Из них по причине болезни были уволены из вооруженных сил 11284 человека, из которых 10751 человек получил инвалидность.

Самые высокие безвозвратные потери Советской Армии относятся к периоду с марта 1980 по апрель 1985 г. Именно к этому времени относятся также самые высокие среднемесячные безвозвратные потери. Самые высокие среднемесячные санитарные потери (и, видимо, пик заболеваемости) относятся к маю 1985 г. — декабрю 1986 г.

Более сложна ситуация с потерями вооруженных сил ДРА, антиправительственных вооруженных формирований и мирного населения. Потери вооруженных сил, подчинявшихся Кабулу, известны по оценке А.А.Ляховского и составили с 1979 по 1988 год: 26595 человек – безвозвратных боевых потерь, 28002 – пропавших без вести, 285541 – дезертировавших. Аномально высокий уровень дезертирства отражен во многих мемуарных источниках и объясняется хаотичной мобилизационной политикой правительства ДРА и низким уровнем идеологической работы среди личного состава. Пик боевых безвозвратных потерь пришелся на 1981 год, когда афганские вооруженные силы потеряли 6721 человека убитыми. Пики потерь от дезертирства (более 30 тысяч человек в год) пришлись на 1982 и 1988 годы.

С одной стороны данный уровень потерь значительно выше, чем у советской стороны, что указывает на большую вовлеченность в боевые действия, однако здесь важно учитывать разницу в технической оснащенности и количестве и качестве работы медицинского персонала, что вело к большим летальным потерям.

В том, что касается потерь «моджахедов» и гражданского населения, ситуация еще более запутана. Точная статистика практически отсутствует. За период с 1980 по 1990 годы ООН зарегистрировала 640 тысяч смертей жителей Афганистана, из которых 327 тысяч человек пришлось на долю мужского населения страны . Однако эти данные заведомо неполны и могут считаться лишь нижней границей потерь населения.

Запутан, прежде всего, вопрос о численности отрядов оппозиции. Наиболее распространена в литературе оценка: от 20 до 50 тысяч человек постоянного состава, и 70-350 тысяч лиц, участвовавших их деятельности на нерегулярной основе . Наиболее аргументированной представляется оценка Крайла, который, со ссылкой на воспоминания сотрудников ЦРУ, утверждал, что США финансировали отряды численностью примерно 150 тысяч бойцов из 400 тысяч, действовавших в стране .

Сколько из них погибли? Автор не встречал в литературе, посвященной военной истории, каких-либо достоверных оценок. Их появление представляется маловероятным хотя бы из-за проблем идентификации принадлежности «нерегулярных моджахедов», документирования текущих потерь отдельных отрядов и централизованного учета этих данных, который вряд ли вообще проводился во время войны.

Видимо, потери оппозиционных отрядов можно учесть только в общей массе населения, оценки потерь которого сильно рознятся. Так, по состоянию на 1987 год, в Афганистане по данным USAID погибло 875 тысяч человек, по данным исследования «Гэллап» — 1,2 миллиона человек . Наибольшая оценка суммарных безвозвратных потерь населения, встречающаяся в литературе, – 1,5-2 миллиона человек, но автору они представляются завышенными. Численность беженцев традиционно оценивается в 5,7 миллионов человек в 1987 году и 6,2 миллионов – в 1990-м на территории Пакистана, Ирана и некоторых других государств . Впрочем, важно отметить, что заметная часть лиц, зарегистрированных в качестве «беженцев», были афганскими гастарбайтерами, стремившимися таким образом легализоваться за границей и надеявшимися получить гуманитарную помощь. Их численность была велика и в довоенный период, так в начале 1970-х с целью поиска работы Афганистан покинуло до 1 миллиона человек. Поэтому оценить реальные процент тех, кто вынужденно покинул Афганистан в период войны непросто.

Приведенные данные о численности сторон и потерях в конфликте 1979-1989 годов могут быть неполными, однако, на взгляд автора, они, по крайней мере, аргументированы в отличие от ряда явно завышенных оценок, которые используются при политических спекуляциях вокруг истории этой войны.

Разумеется, любые военные потери, особенно несознательных участников конфликта, а населения, проживающего на территории, где он развернулся, ужасны и с точки зрения простой этики не могут быть оправданными, и не может быть оправдана сама война как страшнейшее проявление насилия человека над человеком. Однако, как видно и из событий дня сегодняшнего, уровень развития общества и международных отношений все еще не исключает применения этого инструмента для разрешения противоречий между государствами. А значит – новых потерь и новых человеческих трагедий.


  1. Здесь и далее статистика советских потерь приводится по: Россия в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Под общей редакцией Г. Ф. Кривошеева. Москва: Олма-Пресс, 2001.
  2. Сообщение профессора кафедры термических поражений Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимира Сидельникова // РИА «Новости», 15 февраля 2007.
  3. L. W. Grau, W. A. Jorgensen Medical support in counter-guerrilla war: epidemiologic lesson learned in Soviet-Afghan war
  4. А. А. Ляховский Трагедия и доблесть Афгана
  5. United Nations Statistics Division
  6. J. B. Amstutz Afghanistan. The first five ears of soviet occupation. Washington D. C., 1986. P. 155-156.
  7. Д. Крайл Война Чарли Уилсона. Перевод с английского К. Савельев. М., 2008. С. 205.
  8. D. C. Isby War in a Distant Country: Afghanistan, Invasion and Resistance. London, 1989.
  9. М. Ф. Слинкин Афганистан: страницы истории (80-90-е гг. XX века). Симферополь, 2003. С. 119-120.
Фото: about.com

Много раз приходилось натыкаться в интернете на подобные вопросы. Некоторые люди уверены, что война в Афганистане была бессмысленной. Некой прихотью кровожадного советского режима, который вдруг взял и от скуки решил устроить бойню, на манер Вьетнама.

«Дегенераты, как правило, ненавидят нормальных людей. Миллионы и миллионы нормальных людей гибнут для забавы и садистического удовольствия лидеров дегенеративной секты».
Г.П.Климов

Другие люди искренне не понимают — зачем нужна была эта война? Официальная причина «поддержка лояльного СССР правительства в Афганистане» не дает ответа (прежде всего морального), а почему это собственно русские солдаты должны были погибнуть, что бы решать политические вопросы другой страны? Никакой видимой пользы мы якобы не получили.

Так зачем была начата война в Афганистане?

Основным камнем предкновения в этом вопросе служит то, что причины Афганской войны кроются не в том, что мы получили (захватили территорию или добились каких-то иных осязаемых благ), а в том, чего удалось избежать, какие негативные события НЕ произошли.

Именно такая постановка вопроса и рождает позицию — а была ли угроза вообще? Ведь если ее не было, то совершенно справедливо считать такую войну бессмысленной.

Здесь я хочу подчеркнуть, и обратить ваше внимание на очень важную деталь. Такая позиция еще была обоснована в 1989-м году. Но сегодня она полностью несостоятельна по очень простой причине. Если раньше расчет всех угроз был доступен только спецслужбам и представлял собой исключительно теоретическую выкладку, то сегодня он доступен каждому у кого есть доступ в интернет, ведь все предсказываемые угрозы по факту воплотились в жизнь.

Немного теории

СССР придерживался идеологии интернационализма и дружбы народов. Бытует мнение, что эта дружба была навязана людям чуть ли не силовыми методами. Доля правды в этом есть. Большая часть населения действительно не питали сильной любви к другим народам, но и враждебно настроены не были, т.е. легко уживались с такими же адекватными представителями любых других народностей.

Однако, помимо вменяемых людей, на территории практически всех республик существовали местные «свидомые» — особая каста, повернутых на радикальном национализме или религиозном фанатизме . Обратите внимание на эту связку, о ней я еще упомяну ниже.

При сильной советской власти они не могли позволить себе вести сколь-нибудь активную деятельность, но представляли собой социальную бомбу замедленного действия, которая сработала бы при первой же возможности, т.е. как только ослабнет контроль власти (ярким примером такого срабатывания является Чечня).

Руководство СССР полагало, что если в Афганистане к власти придут радикальные исламисты, а напомню Афганистан непосредственно граничил с СССР, они неизбежно начнут разжигать существующие очаги напряжения внутри страны.

Таким образов действия СССР, это действия человека, увидевшего, что дом соседа загорелся. Конечно, это еще не наш, дом и можно вальяжно пить чай, но так и сгорают целые поселения. Здравый смысл подсказывает, что начинать суетиться нужно тогда, когда наш дом еще не горит.

Справедливо ли было данное предположение?

Наше поколение имеет уникальную возможность, не гадать, а посмотреть на то, как развивалась история после событий в Афганистане.

Война в Чечне

Жили же себе спокойно в составе СССР и вдруг нате вам — война.

Причины для войны нашли целых 2, причем взаимоисключающие:

  • война чеченского народа за независимость;
  • джихад.

Если это война чеченского народа , непонятно, что там делали Хаттаб, Уна-УНСО (Музычко) и наемники из прибалтийских республик.

Если это джихад — причем здесь чеченский народ? Ведь национализм для мусульманина грех, т.к. Аллах создал людей разными и не делал между ними различия.

Наличие двух взаимоисключающих причин свидетельствует о том, что в действительности была важно не столько сама идея или причина (какая-то одна, конкретная) сколько война сама по себе и желательно с максимально возможным размахом, для чего и использовалось максимальное количество причин, что бы разом втянуть в нее и националистов и религиозных фанатиков.

Обратимся к первоисточникам и послушаем, что говорит о причинах войны ее главный зачинщик — Дудаев. При желании вы можете просмотреть видео целиком, но нам важно только его начало, а именно фраза с 0:19-0:30.

Стоит ли эти огромные жертвы и разрушения желания чеченцев жить в свободном и независимом государстве?

Свобода и независимость это для нас жизнь или смерть.

Звучит очень поэтично и красиво. Но возникает закономерный вопрос. А почему тема независимости не поднималась раньше, если это прям такой принципиальный вопрос жизни и смерти?

Да банально по тому, что во времена СССР постановка Дудаевым вопрос таким образом «свобода или смерть» закончилась бы его смертью в течении 48 часов. И мне почему-то кажется, что он об этом знал.

Просто по тому, что руководство СССР, при всех его недостатках, имело политическую волю и было способно принимать сложные решения, такие как Штурм Дворца Амина.

Дудаев, будучи военным офицером, прекрасно чувствовал, что Ельцин не в состоянии принять подобное решение. Так и произошло. В результате бездействия Бориса Николаевича, Джахар Дудаев смог серьезно укрепить свои позиции в военном, политическом и идеологическом смысле.

Как итог, сработала древняя военная мудрость: Тот, кто не может первым нанести удар, первым получает его. Афинагор Сиракузский

Обращу ваше внимание так же на тот факт, что незадолго до войны в Чечне от СССР отделились 15 (!!!) республик. Их отделение произошло без единого выстрела. И зададим себе простой вопрос — существовал ли мирный способ решения вопроса жизни и смерти (выражаясь поэтичной терминологией Дудаева)»? Если это удалось сделать 15-ти республикам, логично предположить, что такой способ существовал. Выводы делайте сами.

Другие конфликты

Пример с Чечней очень яркий, но может показать недостаточно убедительным, ведь это всего лишь 1 пример. А я напомню, что приведен он для обоснования тезиса о том, что в СССР действительно существовали социальные бомбы замедленного действия, активация которых каким-то внешним катализатором могла спровоцировать серьезные социальные проблемы и военные конфликты.

Чечня это вовсе не единственный пример взрыва этих «мин». Привожу список подобных событий произошедших на территории республик бывшего СССР после его распада:

  • карабахский конфликт - война армян и азербайджанцев за Нагорный Карабах;
  • грузино-абхазский конфликт - конфликт между Грузией и Абхазией;
  • грузино-южноосетинский конфликт - конфликт между Грузией и Южной Осетией;
  • осетино-ингушский конфликт - столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;
  • Гражданская война в Таджикистане - межклановая гражданская война в Таджикистане;
  • конфликт в Приднестровье - борьба молдавских властей с сепаратистами в Приднестровье.

К сожалению нет возможности в рамках статьи рассматривать все эти конфликты, но вы легко сможете найти материалы по ним самостоятельно.

Исламский терроизм

Взглянуть на события в мире — Сирия, Ливия, Ирак, Исламское государство.

Везде, где исламский экстремизм пускает корни, идет война. Долгая, затяжная, с большим количество жертв среди гражданского населения, с ужасными социальными последствиями. Примечательно, что исламские экстремисты убивают даже единоверцев, которые не разделяют радикальные взгляды.

Советский Союз же был государством атеистическим, в котором любая религия подвергалась репрессиям. Есть еще коммунистический Китай, но Китай никогда не завоевывал мусульманские территории, в отличии от СССР.

А я напомню, что притеснение мусульман на их территории является поводом для начала Джихада. Причем поводом, который признают все течения Ислама.

В результате Советский Союз рисковал стать врагом №1 для всего мусульманского мира.

Угроза со стороны США

Ни для кого не секрет, что США поддерживала исламских радикалов в Афганистане. В далеких 1980-х Штаты в рамках операции «Циклон» финансировали подготовку в Пакистане отрядов моджахедов, которые затем вооружались и перебрасывались в Афганистан для участвовали в гражданской войне. именно по этому правительство Афганистана не могло в одиночку противостоять им. Для США Советский Союз являлся главным, а по сути, так и вовсе единственным противником. Соответственно если бы мы не вошли в Афганистан, это сделали бы США, вед они уже начали к тому времени тратить большие деньги на подготовку и снабжение моджахедов. Причем войти в Афганистан они могли в разных смыслах:

  • установить в Афганистане подконтрольный режим, который бы стал их плацдармом для подрывной деятельности против СССР в идеологической войне;
  • ввести в Афганистан свои войска и иметь перспективу разместить на нашей границе свои баллистические ракеты.

Справедливы ли были эти опасения? Сегодня мы знаем, что американцы по факту вошли в Афганистан. По этому опасения справедливы в полной мере.

Выводы

Начало войны в Афганистане было жизненно необходимо .

Советские солдаты были героями , которые погибали не просто так, а защищали страну от КОЛОССАЛЬНОГО количества угроз. Ниже я перечислю их и рядом с каждой напишу состояние дел на сегодняшний день, что бы было наглядно видно, выдуманные это были угрозы или реальные:

  • распространение радикального ислама в южных республиках, где для него была благоприятная почва. На сегодняшний день радикальные исламисты представляют угрозу для всего мира. Причем угрозу в разных смыслах этого слова, начиная от непосредственно военные действий и террористических актов, как в Сирии, заканчивая просто социальными волнениями и напряженностью, как например во Франции или Германии;
  • создание из СССР главного врага исламского мира. Ваххабиты в Чечне открыто призывали весь Исламский мир к Джихаду. В тоже время другая часть исламского мира переключило свое внимание на США;
  • расположение войск NATO на границах с Советским Союзом. Войска США сегодня в Афганистане. Напомню, что Афганистант находится на расстоянии в 10 000 км от США и находился на границе СССР. Выводы делайте сами;
  • увеличение наркотрафика в Советский Союз, через границу протяженностью 2 500 км. После вывода советских войск из Афганистана производство наркотиков на территории этой страны многократно возросло.

Отношения Советского Союза с Демократической Республикой Афганистан традиционно отличались дружественным характером, независимо от менявшихся в Кабуле политических режимов. Построенные при техническом содействии СССР объекты промышленности составляли к 1978 г. до 60 % всех афганских предприятий. Но в начале 1970-х гг. XX века Афганистан по-прежнему представлял собой одно из беднейших государств мира. Статистика свидетельствовала, что 40% населения проживало в абсолютной нищете.

Новый импульс отношения Советского Союза с ДРА получили после победы в апреле 1978 г. Саурской, или Апрельской, революции, совершенной Народно-демократической партией Афганистана (НДПА). Генеральный секретарь партии Н.-М. Тараки объявил о вступлении страны на путь социалистических преобразований. В Москве это встретили с повышенным вниманием. В советском руководстве оказалось немало энтузиастов «прыжка» Афганистана из феодализма в социализм, подобно Монголии или советским республикам Средней Азии. 5 декабря 1978 г. между двумя странами был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Но лишь по большому недоразумению утвердившийся в Кабуле режим можно было квалифицировать как социалистический. В НДПА обострилась давно шедшая борьба между фракциями «Хальк» (руководители - Н.-М. Тараки и Х. Амин) и «Парчам» (Б. Кармаль). В стране, по существу, провалилась аграрная реформа, ее лихорадили репрессии, грубо попирались нормы ислама. Афганистан оказался перед фактом развязывания масштабной гражданской войны. Уже ранней весной 1979 г. Тараки попросил ввести советские войска на территорию Афганистана, чтобы предотвратить худший сценарий событий. Позднее такие просьбы повторялись неоднократно и исходили не только от Тараки, но и других афганских руководителей.

РЕШЕНИЕ

Менее чем за год позиция советского руководства в этом вопросе поменялась от сдержанности до согласия на открытое военное вмешательство во внутриафганский конфликт. При всех оговорках она сводилась к желанию «ни при каких обстоятельствах не потерять Афганистан» (буквальное выражение председателя КГБ Ю.В. Андропова).

Министр иностранных дел А.А. Громыко поначалу выступил против оказания военной помощи режиму Тараки, но отстоять свою позицию не сумел. Сторонники ввода войск в соседнюю страну, прежде всего - министр обороны Д.Ф. Устинов, обладали не меньшим влиянием. Л.И. Брежнев стал склоняться к силовому решению вопроса. Нежелание других членов высшего руководства оспаривать мнение первого лица вместе с непониманием специфики исламского общества предопределили, в конце концов, принятие непродуманного по своим последствиям решения о вводе войск.

Документы свидетельствуют, что советское военное руководство (кроме министра обороны Д.Ф. Устинова), размышляло достаточно здраво. Начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза Н.В. Огарков рекомендовал воздержаться от попыток решать политические вопросы в соседней стране военной силой. Но в верхах проигнорировали мнение экспертов не только из Минобороны, но и МИДа. Политическое решение о вводе ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан было принято 12 декабря 1979 г. в узком кругу - на встрече Л.И. Брежнева с Ю.В. Андроповым, Д.Ф. Устиновым и А.А. Громыко, а также секретарем ЦК КПСС К.У. Черненко, т.е. пятью членами политбюро из 12. Цели ввода войск в соседнюю страну и методы их действий не определялись.

Первые советские части пересекли границу 25 декабря 1979 г. в 18.00 по местному времени. На аэродромы Кабула и Баграма по воздуху были переброшены десантники. Вечером 27 декабря спецгруппами КГБ и отрядом Главного разведывательного управления была осуществлена спецоперация «Шторм-333». В результате нее был захвачен дворец Тадж-Бек, где размещалась резиденция нового главы Афганистана Х. Амина, а сам он был убит. К этому времени Амин утратил доверие Москвы в связи с организованным им свержением и убийством Тараки и информацией о сотрудничестве с ЦРУ. Было спешно оформлено избрание генеральным секретарем ЦК НДПА Б. Кармаля, накануне нелегально прибывшего из СССР.

Население Советского Союза было поставлено перед фактом ввода войск в соседнюю страну в целях, как говорилось, оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу в защите Апрельской революции. Официальная позиция Кремля была изложена в ответах Л.И. Брежнева на вопросы корреспондента «Правды» 13 января 1980 г. Брежнев указывал на вооруженную интервенцию, развязанную против Афганистана извне, угрозу превращения страны в «империалистический военный плацдарм на южной границе нашей страны». Он упомянул также о неоднократных обращениях афганского руководства о вводе советских войск, которые, по его словам, будут выведены «как только отпадут причины, побудившие афганское руководство обратиться с просьбой об их вводе».

СССР на тот период, действительно опасался вмешательства в афганские дела США, равно как Китая и Пакистана, реальной угрозы для своих рубежей с юга. По соображениям политики, морали, сохранения международного авторитета Советский Союз также не мог далее безучастно наблюдать за развитием гражданского противоборства в Афганистане, в ходе которого гибли безвинные люди. Другое дело, что эскалацию насилия было решено пресечь другой силой, игнорируя специфику внутриафганских событий. Потеря контроля за ситуацией в Кабуле могло быть расценено в мире как поражение социалистического лагеря. Не последнюю роль в событиях декабря 1979 г. играли личные, равно как и ведомственные оценки ситуации в Афганистане. Факт, что Соединенные Штаты были крайне заинтересованы во втягивании Советского Союза в афганские события, считая, что Афганистан станет для СССР тем же, чем Вьетнам для США. Через третьи страны Вашингтон поддерживал силы афганской оппозиции, воевавшей против режима Кармаля и советских войск.

ЭТАПЫ

Непосредственное участие Советских Вооруженных Сил в афганской войне принято делить на четыре этапа:

1) декабрь 1979 г. - февраль 1980 г. - ввод основного состава 40-й армии, размещение по гарнизонам; 2) март 1980 г. - апрель 1985 г. - участие в боевых действиях против вооруженной оппозиции, оказание помощи в реорганизации и укреплении вооруженных сил ДРА; 3) май 1985 г. - декабрь 1986 г. - постепенный переход от активного участия в боевых действиях к поддержке операций, проводимых силами афганских войск; 4) январь 1987 г. - февраль 1989 г. - участие в проведении политики национального примирения, поддержка сил ДРА, вывод контингента войск на территорию СССР.

Первоначальная численность советских войск в Афганистане составляла 50 тыс. человек. Затем численность ОКСВ превысила 100 тыс. чел. В первый бой советские воины вступили уже 9 января 1980 г. при разоружении восставшего артиллерийского полка ДРА. В дальнейшем советские войска, против своего желания, втянулись в активные боевые действия, командование перешло к организации плановых операций против наиболее сильных группировок моджахедов.

Советские солдаты и офицеры проявили в Афганистане самые высокие боевые качества, мужество и героизм, хотя действовать приходилось в самых тяжелых условиях, на высоте 2,5-4,5 км, при температуре плюс 45-50°С и остром дефиците воды. С приобретением необходимого опыта выучка советских воинов позволяла успешно противостоять профессиональным кадрам моджахедов, подготовленным с помощью американцев в многочисленных учебных лагерях на территории Пакистана и других стран.

Однако втягивание ОКСВ в боевые действия не увеличило шансы на силовое разрешение внутриафганского конфликта. То, что нужно было выводить войска, понимали многие военачальники. Но подобные решения были вне их компетенции. Политическое руководство СССР считало, что условием вывода должен стать мирный процесс в Афганистане, гарантированный ООН. Однако Вашингтон, всячески препятствовал посреднической миссии ООН. Напротив американская помощь афганской оппозиции после смерти Брежнева и прихода к власти Ю.В. Андропова резко возросла. Лишь с 1985 г. в отношении участия СССР в гражданской войне в соседней стране произошли значительные изменения. Необходимость возвращения ОКСВ на родину стала полностью очевидной. Все более остро заявляли о себе экономические трудности самого Советского Союза, для которого масштабная помощь южному соседу становилась разорительной. В Афганистане погибли к тому времени несколько тысяч советских военнослужащих. В обществе зрело скрытое недовольство продолжающейся войной, о которой в прессе говорилось лишь общими официальными фразами.

ПРОПАГАНДА

О ПРОПАГАНДИСТСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАШЕЙ АКЦИИ В ОТНОШЕНИИ АФГАНИСТАНА.

Совершенно секретно

Особая папка

При освещении в нашей пропагандистской работе - в печати, на телевидению, по радио предпринятой Советским Союзом по просьбе руководства Демократической Республики Афганистан акции помощи в отношении внешней агрессии руководствоваться следующим.

Во всей пропагандистской работе исходить из положений, содержащихся в обращении афганского руководства к Советскому Союзу с просьбой о военной помощи и из сообщения ТАСС на этот счет.

В качестве главного тезиса выделять, что осуществленное по просьбе афганского руководства направление в Афганистан ограниченных советских воинских контингентов служит одной цели - оказанию народу и правительству Афганистана помощи и содействия в борьбе против внешней агрессии. Никаких других целей эта советская акция не преследует.

Подчеркивать, что в результате актов внешней агрессии, нарастающего вмешательства извне во внутренние афганские дела возникла угроза для завоеваний Апрельской революции, для суверенитета и независимости нового Афганистана. В этих условиях Советский Союз, к которому руководство Демократической Республики Афганистан за последние два года неоднократно обращалось с просьбой о помощи в отражении агрессии, откликнулся положительно на эту просьбу, руководствуясь, в частности, духом и буквой советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

Просьба правительства Афганистана и удовлетворение этой просьбы Советским Союзом - это исключительно дело двух суверенных государств - Советского Союза и Демократической Республики Афганистан, которые сами регулируют свои взаимоотношения. Им, как и любому государству - члену ООН, принадлежит право на индивидуальную или коллективную самооборону, что предусматривается статьей 51 Устава ООН.

При освещении изменений в руководстве Афганистана подчеркивать, что это является внутренним делом афганского народа, исходить из заявлений, опубликованных Революционным Советом Афганистана, из выступлений Председателя Революционного Совета Афганистана Кармаля Бабрака.

Давать твердый и аргументированный отпор любым возможным инсинуациям насчет имеющегося якобы советского вмешательства во внутренние афганские дела. Подчеркивать, что СССР не имел и не имеет никакого отношения к изменениям в руководстве Афганистана. Задача Советского Союза в связи с событиями в Афганистане и вокруг него сводится к оказанию помощи и содействию в ограждении суверенитета и независимости дружественного Афганистана перед лицом внешней агрессии. Как только эта агрессия прекратится, угроза суверенитету и независимости афганского государства отпадет, советские воинские контингенты будут незамедлительно и полностью выведены с территории Афганистана.

ОРУЖИЕ

ИЗ УКАЗАНИЙ СОВПОСЛУ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ АФГАНИСТАН

(Секретно)

Спец. № 397, 424.

Посетите т. Кармаля и, сославшись на поручение, сообщите ему, что просьбы правительства Демократической Республики Афганистан о поставке специмущества для пограничных войск и отрядов партийных активистов и защиты революции внимательно рассмотрены.

Правительство СССР, руководствуясь стремлением оказать помощь правительству ДРА в проведении мероприятий по борьбе с контрреволюцией, изыскало возможность безвозмездно поставить ДРА в 1981 году 45 бронетранспортеров БТР-60 ПБ с боеприпасами и 267 войсковых радиостанций для пограничных войск и 10 тыс. автоматов Калашникова АК, 5 тыс. пистолетов Макарова ПМ и боеприпасы для отрядов партийных активистов и защиты революции, всего на сумму около 6,3 млн. руб…

МОГИЛЫ

…Суслов. Хотелось бы посоветоваться. Товарищ Тихонов представил записку в ЦК КПСС относительно увековечения памяти воинов, погибших в Афганистане. Причем предлагается выделять каждой семье по тысяче рублей для установления надгробий на могилах. Дело, конечно, не в деньгах, а в том, что если сейчас мы будем увековечивать память, будем об этом писать на надгробьях могил, а на некоторых кладбищах таких могил будет несколько, то с политической точки зрения это не совсем правильно.

Андропов. Конечно, хоронить воинов нужно с почестями, но увековечивать их память пока что рановато.

Кириленко. Нецелесообразно устанавливать сейчас надгробные плиты.

Тихонов. Вообще, конечно, хоронить нужно, другое дело, следует ли делать надписи.

Суслов. Следовало бы подумать и об ответах родителям, дети которых погибли в Афганистане. Здесь не должно быть вольностей. Ответы должны быть лаконичными и более стандартными…

ПОТЕРИ

Военнослужащие, умершие в госпиталях на территории СССР от ран, полученных в ходе боевых действий в Афганистане, не вошли в официальную статистику потерь афганской войны. Однако цифры потерь непосредственно на территории Афганистана точны и тщательно проверены, заявил в интервью РИА Новости профессор кафедры термических поражений Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимир Сидельников. Он в 1989 году служил в Ташкентском военном госпитале и работал в составе комиссии Минобороны СССР на базе штаба Туркестанского военного округа, которая проверяла истинное количество потерь во время войны в Афганистане.

По официальным данным, в Афганистане погибли 15 тысяч 400 советских военнослужащих. Сидельников назвал «домыслами» утверждения некоторых СМИ о том, что в России и через 28 лет после вывода контингента советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года умалчивают об истинных масштабах потерь в афганской войне. «То, что у нас скрывают колоссальные потери - глупость, этого быть не может», - сказал он. По мнению профессора, подобные слухи появились из-за того, что очень большому числу военнослужащих понадобилась медицинская помощь. Войну в Афганистане прошли 620 тысяч граждан СССР. А за десять лет войны медицинская помощь была оказана 463 тысячам военнослужащих, сообщил он. «Эта цифра включает в себя, в том числе, почти 39 тысяч человек, получивших ранения в ходе боевых действий. Самая значительная часть обратившихся за медпомощью, около 404 тысяч, - это инфекционные больные, которые переболели дизентерией, гепатитом, брюшным тифом и другими инфекционными заболеваниями», - рассказал военный медик. «Но значительное число людей, которые поступали в госпитали на территории СССР, скончались на фоне тяжелых осложнений, раневой болезни, гнойно-септических осложнений, тяжелых ранений, травм. Некоторые лежали у нас до полугода. Эти люди, скончавшиеся в госпиталях, не вошли в число официально озвученных потерь», - отметил военврач. Он добавил, что не может назвать точное их число в силу того, что статистика по этим больным попросту отсутствует. По мнению Сидельникова, слухи о колоссальных потерях в Афганистане основаны порой на рассказах самих ветеранов боевых действий, которые зачастую «склонны преувеличивать». «Зачастую такие мнения основываются и на заявлениях моджахедов. Но, естественно, каждая воюющая сторона склонна преувеличивать свои победы», - заметил военврач. «Самые большие достоверные единовременные потери были, как мне известно, до 70 человек. Как правило, больше 20-25 человек за один раз не гибло», - сообщил он.

После развала СССР многие документы Туркестанского военного округа были утеряны, но медицинские архивы спасти удалось. «То, что документы о потерях в афганской войне сохранились для наших потомков в Военно-медицинском музее, несомненная заслуга военных медиков», - рассказал РИА Новости по телефону из Ташкента бывший военный разведчик, полковник в отставке Акмаль Имамбаев. После службы в южной афганской провинции Кандагар он служил в штабе Туркестанского военного округа (ТуркВО).

По его словам, удалось спасти «все до единой истории болезни» в 340-м общевойсковом госпитале в Ташкенте. В этот госпиталь поступали все раненые в Афганистане, а затем их переводили в другие медучреждения. «В июне 1992 года округ расформировывался. Его штаб заняло министерство по делам обороны Узбекистана. Большая часть военнослужащих к этому времени уже разъехалась к новым местам службы в другие независимые государства», - рассказал Имамбаев. Тогда, по его словам, новое руководство Минобороны России отказывалось принимать документацию ТуркВО, и за зданием бывшего штаба округа непрерывно работала печь, в которой сжигались сотни килограммов документов. Но все же даже в то непростое время офицеры, и в том числе военные медики, постарались сделать все возможное, чтобы документы не канули в Лету, сказал Имамбаев. По информации Минобороны Узбекистана, истории болезни военнослужащих, получивших ранения на территории Афганистана, после их закрытия направлялись в Военно-медицинский музей. «К сожалению, других статистических данных по этому вопросу в Узбекистане не сохранилось, так как все приказы и книги учета по 340-му общевойсковому военному госпиталю в Ташкенте до 1992 года были сданы в Подольский архив Минобороны СССР», - отметил ветеран. «То, что сохранили для потомков военные медики, офицеры Минобороны Узбекистана, переоценить трудно», - считает он. «Впрочем, не нам это оценивать. Мы только честно выполнили свой долг перед Отечеством, оставаясь верными присяге. А о том, была ли эта война справедливой или нет, пусть судят наши дети», - сказал ветеран афганской войны.

РИА Новости: Статистика потерь Советской Армии в Афганистане не включает умерших от ранений в госпиталях в СССР. 15.02.2007

АМНИСТИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

Постановление

ОБ АМНИСТИИ СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ БЫВШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТИНГЕНТА СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ

Руководствуясь принципами гуманизма, Верховный Совет СССР постановляет:

1. Освободить бывших военнослужащих от уголовной ответственности за преступления, совершенные ими во время прохождения воинской службы в Афганистане (декабрь 1979 года - февраль 1989 года).

2. Освободить от отбывания наказания лиц, осужденных судами Союза ССР и союзных республик за преступления, совершенные во время прохождения воинской службы в Афганистане.

3. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании настоящей амнистии, а также с лиц, отбывших наказания за преступления, совершенные во время прохождения воинской службы в Афганистане.

4. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР в десятидневный срок утвердить порядок исполнения амнистии.

Председатель

Верховного Совета СССР