«Целому морю — нужно все небо, целому сердцу — нужен весь Бог. Кому принадлежат строки: «кто говорит, что на войне не страшно

Тема природы занимает далеко не последнее место в лирике А.С. Пушкина. Поэт всегда невероятно красиво и чувственно описывает окружающую среду. Говоря о его мастерстве, нельзя пройти мимо стихотворения «К морю», ведь оно включает всё самое прекрасное из творчества автора: сильное смысловое содержание, художественный слог, грустное душевное состояние, повышенную чувствительность.

Уже из названия видно, чему посвящено стихотворение. Автор как будто проводит параллель между водной стихией и своей тягой к свободе, нашедшей воплощение в просторе вод. И это не удивительно, ведь данное произведение поэт написал в 1824 году. Тогда, в 20-х годах 19 столетия, его отправили в южную ссылку, ведь независимость и протест его творчества сильно не нравились цензорам. Времена были неспокойные: преддверие декабристского восстания 1825 года! Творец был тесно связан с оппозиционным движением и разделял его идеалы, воплощая их в лирике. Это и стало предпосылкой для его изгнания из столицы, которое, кстати, спасло его от непосредственного участия в восстании на Сенатской площади и ареста.

После перевода в Одессу он впервые встретился с морем, вследствие чего и родилось такое живописное стихотворение, завершающее возвышенный цикл романтических элегий. Лирический герой тоскует по свободе, находя ее в могучей стихии, но теряя среди людей. Упоминая тиранию и просвещение, что сплелись воедино и оплели народ, он сетует на деспотичный политический режим в Российской Империи. Данная ссылка сменилась заточением в Михайловском, поэтому Пушкин именно прощается с морем, которое, по милости властей, может не увидеть больше.

Интересен вопрос, кому посвящено это произведение. Во-первых, в 1823 году трагически погиб поэт Байрон, один из любимых творцов Пушкина. К этому событию относятся строки: «Другой от нас умчался гений». Во-вторых, Пушкин вскользь упомянул Наполеона, когда писал о гробнице среди морей – острове св. Елены, где умер величайший полководец. В-третьих, Александр Сергеевич во время написания этого теста был пленен красотой Елизаветы Воронцовой, и свое чувство излил в словах: «Могучей страстью очарован».

Жанр, направление, размер

Нестерова Елена:

Вскоре я наткнулась на один сервис эти курсы.

Узнать больше>>


Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?

Нестерова Елена:

К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто "не дано"...

За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.

Вскоре я наткнулась на один сервис , где профессионально готовят к ЕГЭ и ГИА. Не поверите, но за 2 месяца, занимаясь на данной платформе мне удалось написать ЕГЭ по литературе на 91 балл! Уже потом я узнала, что эти курсы распространяются в федеральных масштабах и являются самыми эффективными в России на текущий момент. Больше всего понравилось то, что подготовка идет легко и непринужденно, а преподаватели курсов становятся чуть ли не друзьями, в отличие от обычных репетиторов с завышенным чувством собственной значимости. В общем если вам нужно подготовиться к ЕГЭ или ГИА (по любому предмету), то однозначно рекомендую эти курсы.

Узнать больше>>


Произведение «К морю» вбирает черты, характерные для жанра элегии. Историческая, биографическая и философская лирика переплетаются, наделяя произведение глубоким смыслом. В стихотворении очевидна тесная взаимосвязь пейзажной и личностной тем, их специфика говорит нам о том, что данный текст написан в соответствии с канонами романтизма – глобального направления в мировом искусстве. Оно характеризуется особым вниманием творца к природе, ведь в ней, как правило, отражается его эмоциональное состояние. На языке стихий и явлений из окружающего мира поэт выражает настроение и скрытый посыл.

Размер стихотворения «К морю» — четырехстопный ямб. Александр Сергеевич специально берет его за основу, потому что так читателям гораздо легче услышать приятный шум волн.

Композиция

Анализируя композицию произведения, можно выявить 3 части, тональность которых постепенно нарастает.

  1. В 1-ом четверостишие лирический герой с тоской в сердце расстается с водной гладью моря, вспоминая дни, когда он «бродил тихий и туманный» по берегу.
  2. Во втором смысловом отрывке Пушкин сравнивает личность, которая привыкла к свободе, с непокоренной стихией вод. Здесь также представлены такие лица, как Наполеон и Байрон, являющиеся символами мятежного духа.
  3. Если говорить о третьей части, то нужно отметить, что здесь писатель серьезно размышляет о предназначении личности, окунаясь в глубь философии, а потом снова обращается к образу моря.

Лирический герой и образ моря

  • Образ лирического героя во время всего стихотворения остается неизменным. Он хочет освоить необъятные просторы моря, но в то же время не может покинуть «скучный, неподвижный брег», потому что очарован окружающей красотой. Здесь же упоминается о попытке Пушкина сбежать в Европу, ведь невыносимость заточения в одном городе его тяготила. Видно, как манит его водная гладь, как дорога к желанной свободе. Мятежность своего духа он сравнивает с переменчивым и взрывным характером морских волн. Ему свойственна рассудительность, например, он анализирует историческую фигуру французского императора. Также мы можем сказать о его чувствительности и эстетическом чутье, ведь ему действительно жаль расставаться с пронзительно прекрасными южными пейзажами.
  • Необходимо проанализировать и образ моря, т.к. эта стихия сравнивается с волей, которая не зависит от человека, власти или же рока. Автор говорит нам о том, что его невозможно укротить даже правителю или определенной техникой. Оно является аллегорическим символом независимости и своенравия, поэтому изгнанник чувствует его солидарность и поддержку. Глубины вод таят в себе опасную и непредсказуемую силу, как и личность, которая тянется к свободе даже тогда, когда «берега» давят со всех сторон.

Темы

Анализ произведения помогает определить печальный мотив изгнания, пронизывающий строки. Это можно заметить еще с самых первых строк, в то время как главный герой скорбит о разлуке с природной стихией. После этого герой думает о смерти Наполеона и гибели Байрона, и затем уже переходит к философским размышлениям, во главе которых по-прежнему символ моря. Автор считает, что куда бы ни направился человек, его подстерегает участь, имя которой «власть», а счастливые волны избежали подобного давления, и в этом их сила. Из-за этих рассуждений настроение приобретает оттенок безнадежности.

  • Главная темакрасота природы — задает тон во всем содержании стихотворения «К морю». Автор нежно описывает дивные богатства южного края, как облик прекрасной женщины. В пейзаже он видит идеал свободы от гнета городской цивилизации и власти тиранов, говоря о полезном влиянии мира естественного на натуру человека.
  • Однако основная тема стихотворения «К морю» переплетается и с рядом других тематик, таких как политика и философия. Кроме того, здесь можно отследить взаимодействие личности и общества, индивида и власти. Осознав, что народ не сможет переустроить государство, поэт начинает рассуждать о личной свободе отдельно взятых людей, отсюда и вытекает главная мысль поэта о собственном выборе внутренней свободы и ее превосходстве над попытками его заточить. Пушкин осуждает не только авторитарную власть, но и саму систему общественной иерархии, где ценность людей определяется по рангам, а не по поступкам или уму. Ей он противопоставляет силу и гармонию природы, где царят извечные закономерности мироздания, а не придуманные человеком аналоги.

Идея

Текст прост и ясен лишь на первый взгляд. Но принимая во внимание смысловые тонкости работы, мы можем понять, каковая главная мысль стихотворения «К морю». Пушкин, говоря о желании побега, приводит к выводу, что не жалеет об упущенной возможности покинуть родину. Он анализирует участь Байрона, который погиб в войне греков за свободу, смерть Наполеона, который хотел освободить народ от монархического и дворянского владычества, но добился лишь того, что умер в безвестности на острове св. Елены. В финале лирический герой приходит к выводу, что повсюду, где есть цивилизация, независимость попирается и преследуется, поэтому океану некуда его забросить: везде тирания. Свободны лишь волны вдали от городов и государей, а люди вынуждены жить в опустевшем мире, где настоящие вольнодумцы принимают на себя тяжелейшее бремя борьбы и в одно мгновение просто не выдерживают его. Поэтому основная мысль Пушкина заключается в том, что истинная независимость сохраняется только внутри, зато против нее бессильны правители и жандармы всех стран.

Художественные средства выразительности

Ни одно стихотворение не может обойтись без тропов. Эпитеты, характерные романтическому направлению, помогают передать всю красоту окружающей местности: свободная стихия, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки и многие другие. Стихотворение наряду с эпитетами сопровождается еще и сравнением:

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный…

Также автор использует риторические вопросы и восклицания для того, чтобы заострить внимание на важных философских аспектах: «Моей души предел желанный!», «О чем жалеть? Куда бы ныне// Я путь беспечный устремил?», «Меня б ты вынес, океан?»

Умолчание направлено на то, чтобы люди самостоятельно поразмышляли о проблемах, затронутых автором: «Ты ждал, ты звал…», «Одна скала, гробница славы…», «Мир опустел…»

Разбор стихотворения показал, что можно выделить в произведении «К морю» черты романтического и реалистического. Именно после этой работы наступает новый этап в творчестве Пушкина.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Кому принадлежат моря и океаны?

Вы скажете: «Что за странный вопрос? Моря есть моря. Они принадлежат всему человечеству!» С точки зрения здравого смысла это, конечно, правильно. А как же на деле решался этот вопрос прибрежными государствами? И тут нам снова придется обратиться к истории.

С давних пор раздел морских пространств был связан с установлением режима территориальных вод. Что это такое?

Ознакомтесь пожалуйста:

Территориальными водами называют морскую полосу определенной ширины, прилегающую к побережью того или иного берегового государства. При этом государственная граница считается по внешнему краю территориальных вод.

Идею о том, что морские государства для обеспечения своей безопасности должны иметь право на некоторую часть прибрежных вод, выдвинул в начале XVIII столетия голландский юрист Ван Бинкерсхук. А поскольку в ту пору дальность полета пушечного ядра не превышала трех морских миль, то и ширина территориальных вод ограничивалась «трехмильной зоной».

Однако расстояние это не очень-то соблюдалось. Конечно, с одной стороны, прибрежные государства стремились подчинить себе как можно большие участки моря. Но с другой - чем меньше территориальные воды, тем больше свободы мореплаванию, шире международные связи. А это приносило прибыль. Что же выбрать?

Такие исключающие друг друга возможности беспокоили голландских купцов еще в начале XVII века. В те годы на всех морях и океанах хозяйничали испанские мореплаватели. Захватив земли Нового Света, испанцы учредили в городе Севилье специальную торговую палату, а потом Совет по делам Индии. Без его разрешения никто не мог и думать не только о торговле, но даже о плаваниях к новооткрытым берегам.

Вот тогда-то, обеспокоенные судьбой своих барышей, и основами голландцы Ост-Индскую компанию и понемногу стали теснить конкурентов в Юго-Восточной Азии.

Жил в то время в Голландии замечательный философ, политический деятель и юрист по имени Гуго Гропий (1583- 1646). Восьмилетним мальчиком он уже так хорошо изучил латинский язык, что писал на нем стихи. Латынь считалась в ту пору общеевропейским языком науки. Одиннадцати лет он поступил в университет, а в пятнадцать - поехал вместе с посольством во Францию. В разгар борьбы голландских купцов с испанцами Гуго Гропий издал трактат «О свободном море». Он писал, что море не должно принадлежать никому и что все страны имеют одинаковое право свободно плавать по нему и торговать.

Его предложения вызвали много споров, особенно среди прибалтийских государств. Далеко не все соглашались с ним. Один английский юрист даже написал сочинение, озаглавленное «Закрытое море», он его специально направил против идей Гуго Гроция. Англия всегда чрезвычайно гордилась своим флотом и считала, что море должно принадлежать только ей. Опираясь на военные корабли, это небольшое, в общем — го, островное королевство много лет с позиций силы диктовало свою волю другим народам. «Британия, Британия - царица морей!» - пели английские военные моряки, нагоняя под всеми парусами мирные купеческие суда в открытом океане. Сегодня эта песенка устарела. В наши дни все страны согласились и подтвердили свободу мореплавания, свободу рыболовства, свободу прокладки кабелей и трубопроводов, а также свободу полетов над открытым морем. В 1958 году в Организации Объединенных Наций встал вопрос еще о двух «свободах» - свободе научных исследований и разработки недр дна открытого моря. Но конкретных решений, с которыми согласились бы все прибрежные государства, принято не было. И я еще расскажу дальше, какая дипломатическая борьба идет за водные просторы и особенно за дно морей и океанов.

Режим же территориальных вод должен регулироваться решениями Женевской конвенции 1958 года, утвердившей их ширину в 12 морских миль. Но ряд морских держав выступили за то, чтобы расширить свои территориальные воды ло 200 миль. Проблема территориальных вол снова особенно остро встала в связи с тем, что на шельфах морей и океанов геологи разведали массу полезных ископаемых, особенно нефти и газа. Но если учесть, что такой «бордюр» должен окружать все, даже самые маленькие, острова , принадлежащие тем или иным государствам, го свободной воды на Земле почти не останется. Произойдет полный политический раздел Мирового океана. Почти половина вод планеты оказалась бы закрытой для свободного судоходства и научной деятельности. А насколько бы выросла опасность международных конфликтов?

Сейчас еще действует так называемое право свободного прохода территориальных вод. Любые иностранные суда могут идти чужими водами, если их присутствие не наносит ущерба миру и безопасности того государства, которому эти воды принадлежат. Но некоторые государства слишком привыкли к тому, что вопросы о праве на море решает военная сила…

Их военные корабли ходят, не соблюдая правил. Каждый год НАТО проводит большие маневры, учится высаживать морские десанты на чужие берега, ставить морскую блокаду. И постепенно накал страстей в мире нарастает…

ЗАДАНИЕ 1.


1. Кто автор слов: ?

2.

А. Великий

3.

Г. Крым

4. Кому принадлежат строки ?

Д. Цветаева М.А.

5.

А. В память десятой годовщины с момента гибели Александра II

6. В чем особенность Владимирского собора на Центральном городском холме в Севастополе?

А. В том, что он является усыпальницей адмиралов

«Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем»?

В. Вел.князь К.К. Романов (К.Р.)

8. Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?

Б. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

9. Какое из понятий не относится к типу иконографии Пресвятой Богородицы?

Г. Митра

10. « Церемония освящения основания Большого Ливадийского дворца была приурочена к 23 апреля(по старому стилю) - дню тезоименитства императрицы Александры Федоровны». Как по-другому можно назвать этот день?

А. Именины


Система оценивания:

За каждый правильный ответ в задании 1 начисляется 1 балл .

Максимум 10 балловза задание 1 .

ЗАДАНИЕ 2.

Рассмотрите два изображения: икону и фотографию, сделанную в Вознесенской церкви на Городке.

Какой момент Евангельской истории изображен на иконе?

Благовещение Пресвятой Богородицы

Какой момент Литургии отражен на фотографии?

Момент перед Причастием (Допустимый вариант Причастие)

Одним-двумя предложениями опишите, чем связаны между собой эти два изображения.

Как Пресвятая Богородица со смирением приняла весть о том, что от Нее родится Спаситель, так и верующие люди, крестообразно сложив руки на груди в знак смирения, принимают Святые Дары (Тело и Кровь Спасителя). Принимают со смирением Благодать через самое главное Таинство.



Система оценивания:

За правильный ответ на вопрос «Какой момент Евангельской истории изображен на иконе?» начисляется 1 балл .

За правильный ответ на вопрос «Какой момент Литургии отражен на фотографии?» начисляется 1 балл .

За правильное описание связи между картиной и иконой начисляется от 1 до 3 баллов , в зависимости от точности описания.

Максимум 5 балловза задание 2 .

ЗАДАНИЕ 3.

Внимательно прочитайте отрывок из стихотворения А.Л. Мея «Слепорожденный». Ответьте на вопросы.


Узрев народ, учитель сел
На холм возвышенный средь поля;
По манию его руки
К нему сошлись ученики,
И он отверз уста глаголя...
Не передать словам людей
Его божественных речей:
Нема пред ними речь людская...
Но весь народ, ему внимая,
Познал и благ земных тщету,
Познал и мира суету,
Познал и духа совершенство,
Познал, что истое блаженство
Себе наследует лишь тот,
Кто духом нищ, кто слезы льет,
Кто правды алчет, правды жаждет,
Кто кроток был и незлобив,
Кто сердцем чист, миролюбив,
Кто от людей невинно страждет,
Кого поносят в клеветах
И злобным словом оскорбляют,
Кого за правду изгоняют -
Им будет мзда на небесах!..


3.1. О каких заповедях идет речь в стихотворении?

О заповедях Блаженства

3.2. Кем и при каких обстоятельствах были даны эти заповеди?

Девять


3.4. Пользуясь текстом стихотворения, попытайтесь восстановить текст заповедей так, как он записан в Священном Писании.

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

ЗАДАНИЕ 1.


1. Кто автор слов: «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нём никогда не может быть отчуждения» ?

А. Александра Федоровна Романова



2. У А.А. Ахматовой есть такие сроки: «Я в этой церкви слушала Канон Андрея Критского в день строгий и печальный» . Каким постом читается канон, о котором написано в стихотворении?

А. Великий

3. Излюбленным местом летнего отдыха царской семьи Романовых был…

Г. Крым

4. Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог» ?

Д. Цветаева М.А.

5. В закладке первого камня собора святого Александра Невского 1 марта 1891 участвовала императрица Мария Феодоровна. Освящение собора происходило 4 декабря 1902 года в присутствии императора Николая II и его семьи. В память какого события был заложен этот храм?

Что в старину называли «ветрилом»?

б) б)Ветряную мельницу;
в) в)Парус;
12 12. Как на Руси называлась постройка с печью для сушки снопового хле ба и льна?
а) а)Амбар;
б) б)Рига;

в) Гумно.
13. Как в древнерусском суде называли свидетеля, который всё видел своими глазами?
а) Видик;

б) Видак;
в) Видок;

14. Как по древнерусскому праву назывался свидетель, который только слышал, но своими глазами не видел?
а) Ослушник;
б) Послух;

в) Слухач.
15. Как называли крестьянина на Руси?
а) Посадник;

б) Смерд;
в) Холоп;

16. Кого на Руси называли гостем?
а) Родственника;

б) Соседа;
в) Купца;

17. Как наши предки называли зрачок глазного яблока?
а) Десница;

в) Зеница;

г) Зенитка.
18 От какого слова произошло слово «столица»?
а) Сто;

б) Лицо;
в) Стол.

Как называлась на Руси 12-16 вв. составная часть крупных великих княжеств, которая управлялась членом великокняжеской семьи?

20. Треух – это для наших предков:
а) Вилы;
б) Шапка;
в) Уха из трёх сортов рыбы;

21 Домовиной в старину называли:
а) Большой дом;
б) Гроб;

в) Жену домового.
22. Словом «клеть» на Руси называли:
а) Клетку для птиц;

б) Кладовую при избе;

в) Тюремную камеру.
23. Посадник в Древней и средневековой Руси – это:
а) Житель посада, т.е. пригорода, предместья;
б) Глава городского правительства;
в) Посаженный в тюрьму.
24.Какое значение имело в старину слово «стольник»?
а) Чин;

б) Церковная утварь;
в) Центральный город губернии;

25. Как в России 16-17 вв. назывались документы в виде свитка из подклеенных листов?
а) Трубки;

б) Столбцы;
в) Рулетки;

26. Каким словом в старину называли и ящик с передвижными картинками и театральную галёрку?
а) Раёк;

б) Адик;
в) Шарманка;

27. Что означало в старину слово «темник»?
а) Чулан;

б) Негр;
в) Военачальник;

28. Что в старину означало выражение «быть в нетях»?
а) Упасть в обморок;

б) Быть беглым каторжником;
в) Уклоняться от службы;29. Почему на Руси считалось хорошим тоном, приходя в гости, стучать в дверь ногами?
а) Чтобы сбить грязь с ног;
б) Чтобы отпугнуть нечистую силу;
в) Потому что руки должны быть заняты.

30. Чему в древнерусском счёте равнялась ТЬМА?
а) 10000;

31. Что из перечисленного в древнерусском счёте обозначало 10 миллионов?
а) Аист;

б) Ворон;
в) Орёл;

32. Как в древнерусском счёте называлось так называемое бесконечное число (на самом деле 100 миллионов)?
а) Ворон;

б) Колода;

г) Окоём.
33. Какое из этих слов обозначает и старинную русскую путевую меру?
а) Окоём;

б) Свет;
в) Час;

34.Название какой хозяйственной постройки в русских деревнях в переводе с тюркского означает «дворец»?
а) Амбар;

б) Хлев;
в) Сарай;
35. Что в старину означало слово «браный»?
а) Имеющий отношение к войне;

б) Вытканный с узорами;
в) Богохульный.
36. Что в старину означал глагол «ошеломить»?
а) Удивить;

б) Ударить по голове;
в) Снять шлем;

37. Слово «сбитень» в старину означало:
а) Крепкий человек;

в) Напиток.
38.Как на Руси называли щёки?
а) Уста;

б) Ланиты;

в) Чресла;

39. Как в России XVIII века называли не достигших совершеннолетия дворянских отпрысков?
а)Подросток;

б) Недоросток;
в) Недоросль;


Русская литература

1.Увидев чертеж какого писателя, император Николай II собственноручно написал: "Какой дурак это чертил?"

2. Какому русскому поэту принадлежат эти математические строки: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»?

3. В повести И.С. Тургенева «Муму» сказано, что Герасим был «двенадцать вершков роста». Один вершок примерно равен 4,4 см. Получается, что рост Герасима был около 53 см, что противоречит описанию могучей фигуры героя в повести. Как вы это объясните?

4. Какой прозаический жанр является средним арифметическим рассказа и романа?

5. Как, зная год рождения Л.Н. Толстого (1828), легко запомнить день и месяц его рождения?

6. Какая «литературная величина» произведения бывает и положительной, и отрицательной?

7. Какую линию можно найти в литературном произведении?

8. Что любят делать «делимым» у неубитого медведя, согласно русской пословице?

9. Кому принадлежат эти строки, посвященные А.С.Пушкину?
«Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!.. »

Кому принадлежат эти строки, кому посвящены?

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни.

Фольклор

1.Фольклор – это

2.С каким из древних славянских обрядов связаны ритуалы Бабы-Яги при встрече гостей в русских народных сказках?

3. Что такое заклички?

4. С чем связаны хороводные игры на Руси?

5. Назовите известного писателя – природоведа, которому принадлежат слова «Я вышел из фольклора».

6. О каком чуде природы рассказал в своей известной сказке русский писатель Аксаков?

7. Этот русский писатель более 50 лет отдал созданию выдающихся памятников народной языковой культуры: своду «Пословиц русского народа» и «Толковому словарю». Кто это?

Русская история

1. С каких слов обычно начинались все исторические произведения Древней Руси?
2. Какому крупнейшему русскому летописцу принадлежат слова, которым уже боле евосьми веков: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет...»?
3. Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства.
4. Какой древнерусский князь, по легенде, повесил свой щит на ворота Царьграда?

5.В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей. В каком году?
6. Кто годом позже Киева крестил Новгород? Какое имя дали своему сыну, родившемуся в 1053 году, Всеволод Ярославович и его жена, дочь византийского императора Константина?
7. «Поучение» своим сыновьям написал Ярослав Мудрый или Владимир Мономах?
8. Какой русский город в 1136 году в результате восстания стал республикой?

9. Сыном какого русского князя был Всеволод III Большое гнездо?
10. Чему обязан своим прозвищем великий князь владимирский Всеволод III Большое гнездо?
11. Русские или монголы победили в битве при реке Калке?
12 Рязань или Владимир стал первым русским городом, разорённым ханом Батыем?
13. Назовите русского князя, командовавшего войском в Ледовом побоище на Чудском озере?
14. Как звали новгородского князя, жившего примерно 700 лет назад и прославившегося своей хитрость и изворотливостью? В качестве подсказки вспомните отчество самой хитрой героини русских народных сказок.
15. Перед началом какой битвы состоялся поединок Пересвета с Челубеем?
16. Кто командовал монголо-татарскими войсками в Куликовской битве: Мамай или Тахтамыш?
17. После Куликовской битвы прославился Александр Невский или Дмитрий Донской?
18. Судьбу какой битвы во многом решил Засадный полк воеводы Боброк-Волынского, ударивший в нужный момент?

19. Назовите хана Золотой Орды, который в 1382 году организовал поход на русские земли и сжёг Москву?
20 Как звали русского царя, сына боярина Фёдора Годунова?
21. В 1485 году именно он присоединил Тверь к Московскому княжеству. Кто?
22. Кто был русским царём в годы Ливонской войны: Иван Грозный или Борис Годунов?
23. Быть просто царём Ивану Грозному показалось мало. К титулу он добавил ещё и это слово в знак полной независимости от ордынских ханов. Назовите это слово.
24.В 1583 году Иван Грозный пожаловал этому купцу деревню Большие Соли за заслуги в освоении Сибири. Назовите этого купца.
25. Сколько в истории России было князей и царей по имени Иван?
26 В каком городе погиб сын Ивана Грозного царевич Дмитрий?
27.Назовите имя и фамилию человека, летом 1613 года венчавшегося на царство в России?
28. Какое имя принял в монашестве Фёдор Никитич Романов – отец основателя царской династии?

29. Какой металл дал название московскому бунту 1662 года?
30.Церковный раскол в России произошёл при патриархе Никоне или Филарете?
31.Назовите государство, войска которого были разбиты русскими под Полтавой?
32. В каком веке Россия стала именоваться империей?
33. Как звали сына Петра Первого, который по приказу отца был брошен в Петропавловскую крепость?
34 Как в соответствии с названием двух подмосковных сёл стали называться первые гвардейские полки Петра I?
Какое сражение произошло раньше: Бородинское или Полтавское?
35. Этот приказ, отданный Петром I после Нарвской конфузии, закрепил за ним «титул» Антихриста. Какой именно?
36. Какой город был разрушен самими русскими, построившими его, после неудачного сражения с турками на реке Прут? Таковы были условия мирного договора от 12.07.1711 г.
37. В царствование какой российской императрицы для свадьбы придворного шута был построен Ледяной дом?
38 Назовите отчество русской императрицы Елизаветы?
39. Какой русский учёный в 1741 году написал оду в честь восшествия на престол Елизаветы Петровны?

40. Название какой бухты стало частью титула Алексея Орлова, выигравшего морское сражение?

41. Название какого мифического зверя получили пушки, введённые в русской армии графом Шуваловым?

42. В 1771 году предписанием властей Москву «закрыли», и лихие люди разбойничали в городе среди белого дня. Ни полиции, ни войска не было. Что же произошло?
43. Во время правления какой императрицы к России были присоединены Крым и Северное Причерноморье?
44. Какая императрица основала сатирический журнал «Всякая всячина»?
45. Кем по родству Павел I приходился Екатерине II?
46. Какую знаменитую фразу, ставшую крылатой, произнесла императрица Екатерина II по поводу самовольного штурма крепости Туртукай А.В. Суворовым, который был под командованием П.А. Румянцева?
47. Кто из русских царей был убит в результате заговора в 1801 году?
48Суворов писал Павлу I, что, наводя рухнувший Чёртов мост, брёвна скрепляли... Чем же?
49 Назовите фамилию человека, который под именем Петра III в 1773 году возглавил восстание яицких казаков.
50. На какой площади Москвы был казнён Емельян Пугачёв?

51. В Отечественной войне 1812 года участвовали 30 полков башкирских воинов. Как называли французы башкирского воина, если он был вооружён луком и стрелами?
52.В начале царствования какого русского императора произошло восстание декабристов? В каком году?
53. По какой номинации знаменитое Синопское сражение 1853 года (когда русская эскадра вице-адмирала П.С. Нахимова уничтожила турецкую эскадру Осман-паши) считается последним?
54. Какая страна победила в русско-японской войне 1904-1905 годов?
55. Какое название в русской истории получило 9 января 1905 года?
56. При дворе какого русского императора имел большое влияние Григорий Распутин?

57. В Первую мировую войну Италия была союзником или противником России?
58. И жена Николая II, и четыре её дочери участвовали в Первой мировой войне, приобретя эту воинскую специальность. Какую?
59.Назовите последнее воинское звание Александра Колчака.
60. Нападение Советского Союза на какую страну стало поводом для исключения его из Лиги наций?

61. Иосиф Сталин был сыном сапожника или портного?
62. Какой город был главной целью немецкого плана наступления «Тайфун»?
63. Как назывался город, в битве за который была разгромлена армия Паулюса?
64.Какое прозвище получили от немцев советские лётчицы, совершавшие ночные вылеты на лёгких бомбардировщиках Пе-2?
65.Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?
66. Как расшифровывается аббревиатура «КВ» – название советского тяжёлого танка времён Великой Отечественной войны?
67. Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «катюшей», а как называли автомат «ППШ» (можно и догадаться)?
68. Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152) «зверобоем». За что?
69 Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?
70. Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о великой победе над фашизмом?


Похожая информация.


«0000По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского...»

0000По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный тур, X-XI классы, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

Из какой книги взяты слова «все суета сует и томленье духа»?

Песнь песней царя Соломона

Псалтирь

Экклезиаст

В Москве в районе Сокольников есть храм, который обращен алтарем на юг, в сторону Палестины, т.к. там проходила земная жизнь Спасителя, и там Он пострадал. А куда обычно обращены алтари православных храмов?

А.На Восток В. На Север

Б.На Запад Г. На Юг

С греческого языка это слово переводится как «благодарение».

Евхаристия

Епитрахиль

Литургия

Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?

Вознесенский собор

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

Спас на Крови

Храм Всех святых, в Земле Российской просиявших



Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог»?

Ахматова А.А.

Гумилев Н.С.

Мандельштам О.Э.

Цветаева М.А.

В Крыму в память чудесного спасения Императора Александра III во время крушения поезда был возведён храм…

Храм Воскресения Христова (Форос)

Собор в Крыму, называемый «усыпальницей адмиралов». В нем захоронены многие известные адмиралы русского флота и среди них - знаменитые адмиралы П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, М.П. Лазарев.

Владимирский собор на Центральном городском холме в Севастополе

Владимирский собор (Херсонес Таврический)

Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)

Собор святого Александра Невского (Ялта)

Какого ангельского чина не существует?

Господства

Наставники

Престолы

Херувимы

У кого из членов последней императорской семьи день тезоименитства приходился на 23 апреля (по старому стилю)?

Императрица Александра

Император Николай

Княжна Ольга

Княжна Татьяна

«Личность новой владелицы прекрасного имения в Крыму - одна из самых привлекательных в истории династии Романовых. Редкий случай, когда воспоминания всех людей, окружавших или встречавшихся с нею, сходятся в едином мнении - императрица была человеком незаурядным и по своему уму, и по высоким нравственным качествам. На одной из лучших работ художника Ф. Винтерхальтера, удачно передано подмеченное современниками то «высшее изящество всего ее существа, которое гораздо лучше красоты». О ком идет речь?

Александра Фёдоровна

Елизавета Фёдоровна

Мария Александровна

Мария Фёдоровна

ЗАДАНИЕ 2.

Составьте вопросы, ответами на которые служат следующие понятия:

Богоявление

Иконостас

Рождество

Патриарх

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Для выделенных жирным шрифтом слов найдите обобщающее понятие:

_____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3.

Одним-двумя предложениями опишите, чем связаны между собой изображения и литературные произведения, вошедшие в каждую группу.

Группа № 1

«Пусть на земле ничто

средь зол и скорби многой

Твою не запятнает чистоту,

И всякий, увидав тебя, прославит Бога,

Создавшего такую красоту!»

Группа № 2

«За Отрока - за Голубя - за Сына,

За царевича младого Алексия

Помолись, церковная Россия!»

М. И. Цветаева

Группа № 3

«Тонка эпох связующая нить -

Как очагов погасших дым

Вдоль троп, пересекавших Крым...»

Виссарион Петербургский

Группа № 1

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Группа № 2

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Группа № 3

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4.

4.1.Прочитайте стихотворение великого князя Константина Романова «На Страстной неделе». Заполните таблицу.

Жених в полуночи грядет!

Но где же раб Его блаженный,

Кого Он бдящего найдет,

И кто с лампадою возженнойНа брачный пир войдет за Ним?

В ком света тьма не поглотила?

О, да исправится, как дым

Благоуханного кадила,

Моя молитва пред Тобой!

Я с безутешною тоской

В слезах взираю издалека

И своего не смею ока

Возвесть к чертогу Твоему.

Где одеяние возьму?

О, Боже, просвети одежду

Души истерзанной моей,

Дай на спасенье мне надежду

Во дни святых Твоих Страстей!

Услышь, Господь, мои моленья

И тайной вечери Твоей,

И всечестного омовенья

Прими причастника меня!

Врагам не выдам тайны я,

Воспомянуть не дам Иуду

Тебе в лобзании моем,

Но за разбойником я буду

Перед Святым Твоим крестом

Взывать коленопреклоненный:

О, помяни, Творец вселенной,

Меня во царствии Твоем!

Притчи, упомянутые в стихотворении Евангельские события, упомянутые в стихотворении Личности, упомянутые в стихотворении 4.2.Напишите значения выделенных в стихотворении слов.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Сумма баллов

Похожие работы:

«Общий конкурсОбщие квалификационные требования ко всем участникам конкурсов: для категории C-5: высшее образование; наличие следующих компетенций: инициативность, коммуникативность, аналитичность, организованность, этичность, ориента...»

«Порядок подачи заявок на участие в аукционе и порядок проведения аукциона Условия участия в аукционе Данное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со ст. 437 Гражд...»

«Памятка пользователя системы "Интернет-банк" ОАО "Банк "Санкт-Петербург" Уважаемый пользователь системы "Интернет-банк"! В соответствии с предоставленным Вами в Банк Заявлением на предоставление услуг в рамках с...»

«Инструкция по направлению заявки на регистрацию сертификата ЭП. Для регистрации действующего сертификата ЭП в АС "Госзакупки" необходимо войти в личный кабинет на сайте http://goszakaz.permkrai.ru под логином и паролем пользователя, чей сертификат требуется зарегистрировать. Далее в личном кабинете рядом с клавишей "Вход"...»

« коммуникативно-речевой компетентности у учащихся.Задачи урока: Формировать познавательные умения и речевые навыки, обеспечивающие позн...»

« , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.