18 век какой период. События в России конца XVIII века

Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро!..
А.Н. Радищев

В череде столетий европейской истории 18 век занимает особое место. Были времена более грандиозных свершений, но не было эпохи более завершенной стилево, более, так сказать, «целокупной». Известный искусствовед Н. Дмитриева называет его последним веком господства аристократической культуры. Отсюда его рафинированность и эта самая «стильность», порой в ущерб глубине. И одновременно это эпоха утверждения новых ценностей в жизни европейцев, – ценностей, которые живы и ныне и которые, собственно говоря, определяют сегодняшнее лицо европейской цивилизации.
Под мелодичные перезвоны клавесинов и арф в быту, головах и сердцах европейцев совершилось одновременно несколько революций, из которых только две мы обычно называем собственно «революциями»: Великую французскую и войну за независимость Соединенных Штатов Америки. Между тем, они лишь поставили пропахшие кровью и порохом точки в предложениях, которые Европа прилежно писала весь 18 век.
Итак, сперва немного о революциях.

Революция на столах

Главное достижение «осьмнадцатого столетия» состоит в том, что оно в принципе покончило с голодом на территории основных стран Европы. «Хлебные бунты» в Париже пускай нас не очень смущают: чаще бунтовали из-за отсутствия или дороговизны уже привычного белого хлеба. Так что легкомысленная фраза Марии Антуанетты («Если у народа нет хлеба, пусть ест пирожные») в чем-то не так уж и легкомысленна. Да, перебои с поставками хлеба в крупные города случались, однако по части совсем уж голода Европа отстрелялась сполна в самом начале 18 столетия, когда во время неурожая даже к столу мадам Ментенон стали подавать черный хлеб.
В 18 веке кардинально меняется меню европейца. Старая триада (хлеб – мясо – вино) дополняется новыми продуктами: картофелем, кукурузой, шпинатом, зеленым горошком, чаем, кофе и шоколадом (которые становятся все более популярными лакомствами). Да и прежние три «кита» европейской диеты существенно меняют свое «лицо». С середины 18 века во Франции ржаной хлеб вытесняется пшеничным на молоке (знаменитые «французские будки» принесли в Европу на своих штыках солдаты Наполеона).
С улучшением животноводства постепенно насыщается рынок мяса, крайне стесненный мощным приростом населения в предыдущие три века. Конечно, для большинства европейцев мясо еще доступно не в самой полезной форме: в виде солонины и всяких копченостей. Однако с рыбой пока было еще сложней: говорили, что бедняки могли лишь наслаждаться ароматом свежей рыбы.
Наконец, климат и вкусовые предпочтения определили и особенности потребления алкогольных напитков. Юг и юго-запад Европы выбрали вино, север и северо-запад – пиво, а самый лихой и холодный северо-восток – разумеется, водочку.
Приток сахара (вообще говоря, пока весьма недешевого) позволил заготавливать впрок фрукты и ягоды (и витамины на зиму). Правда, в начале 18 века варенье было еще таким редкостным и ценным продуктом, что, например, парижане преподнесли его в дар Петру Великому.
Все эти, казалось бы, чисто кулинарные новшества произвели настоящую революцию. Достаточно сказать, что не знавшая дефицита мясных продуктов Британия во многом именно этому обязана мощным приростом населения в 18 веке, – без чего, собственно, не случилось бы и Британской империи. А любовь американских колонистов к чаю привела к их возмущению взлетом пошлин на чай, введенном английскими чиновниками (так называемое «Бостонское чаепитие»). Говоря фигурально, из чашки разлитого чая и родились Соединенные Штаты Америки.
Революция на столах двигала вперед развитие общества. Без нее Европа и Северная Америка не стали бы в 19 веке гегемоном остального мира.
(К слову сказать, 18 век вплотную занялся и сервировкой европейского стола, чему так поспособствовало производство фарфора, гурманство взамен обжорства и повышение гигиенических норм. Правила поведения за столом, посуда и столовые принадлежности явились к нам (во всяком случае, на уровне посольских и ресторанных банкетов) оттуда, – из «осьмнадцатого столетья»).

Революция в головах

18 век обычно называют эпохой Просвещения, хотя само это слово слишком вяло и приблизительно определяет те процессы, что шли в головах европейцев между 1700 и 1804 годами (указываю год смерти И. Канта).
Европейские мыслители порывают с богословием и отграничивают сферу собственно философии от естествознания. Согласно ньютоновой механистической картине мира, бог нужен лишь как тот, кто дал первотолчок развитию природы, и дальше мир покатился от него вполне уже сепаратно.
18 век – век практиков, вот почему мыслителей не удовлетворяют пустые схоластические умствования. Критерием истины выступает опыт. Любой пафос и риторика кажутся неуместными ни при каких обстоятельствах. Умирая от рака, маркиза, у которой служил Руссо, испускает газы, заявляет, что женщина, способная на такое, еще поживет, – и отдает богу душу, можно сказать, с дерзко беспечной улыбкой.
Философы восхищаются совершенством мира (Лейбниц) и немилосердно критикуют его (энциклопедисты), поют осанну разуму и прогрессу цивилизации (Вольтер) и объявляют прогресс и разум врагами естественных прав человека (Руссо). Но все эти теории сейчас, на дистанции лет, не кажутся взаимоисключающими. Все они вертятся вокруг человека, его способности понять окружающий мир и преобразовать его в соответствии со своими потребностями и представлениями о «наилучшем».
При этом весьма долго философы пребывают в уверенности, что человек разумен и благ от природы, что в его несчастьях виноваты лишь «обстоятельства». Грамотность и картошку насаждают сами монархи. Общий настрой европейской философии 18 века можно назвать «осторожным оптимизмом», а ее лозунгом – призыв Вольтера каждому «возделывать свой сад».
Увы, кровавые ужасы Французской революции заставят в корне пересмотреть благодушное заблужденье философов, – но сделает это уже следующее столетие. Однако чисто европейская идея прав личности утвердится тогда, в 18 веке, – утвердится как самая базовая ценность.

Революция в сердцах

«Век разума» не состоялся бы во всем своем блеске без революции в сердцах. Личность постепенно эмансипируется, осознает свой внутренний мир как важный и ценный. Эмоциональная жизнь европейцев становится все насыщенней и утонченней.
Бессмертным свидетельством этого стала великая музыка 18 века, – быть может, одно из высочайших достижений в истории человечества.
Замечательный французский композитор начала 18 века Ж.Ф. Рамо первым сформулировал самоценную роль музыки, которая прежде считалась лишь подспорьем для слова. Он писал: «Чтобы по-настоящему насладиться музыкой, мы должны полностью раствориться в ней» (цит. по: Г. Кенигсбергер, с. 248).
Музыка гораздо точнее и тоньше выражала эмоции времени, чем зажатое условностями подцензурное слово. Для образованного европейца она стала насущной необходимостью. В библиотеках чешских и австрийских замков наравне с книгами теснятся на полках нотные папки: музыкальные новинки читались здесь с листа, как газеты, – и так же жадно!
Музыка 18 века еще полна массой условностей, заданных формул. Именно наличие этих общих мест позволяло композиторам быть такими плодовитыми (свыше 40 опер у Г.Ф. Генделя, более 200 концертов для скрипки у А. Вивальди, более 100 симфоний у И. Гайдна!) Одновременно она еще настолько демократична, что дает шанс даже и дилетантам: Ж.Ж. Руссо сочиняет оперу, которая пользуется успехом при дворе, и сам король, страшно фальшивя, напевает оттуда свою любимую ариетку.
Музыка 18 века теснейшим образом была связана с жизнью и бытом. Бах рассчитывал, что его духовную музыку может исполнить хор прихожан в церкви, а самый любимый бытовой танец менуэт становится неотъемлемой частью любой симфонии вплоть до эпохи Бетховена…
Каждая страна в 18 веке именно через музыку осознает свою самобытность. Немец Г.Ф. Гендель привез пышную итальянскую оперу-сериа в туманный Лондон. Но античные сюжеты показались британской публике чересчур отвлеченными и нежизненными. Практически не меняя музыкальную форму, Гендель переходит к созданию ораторий, – которые как бы являются теми же операми, но только в концертном исполнении, при этом они написаны на горячо пережитые слушателями сюжеты из Библии. И самая широкая публика с восторгом откликается на это, – духовные оратории Генделя делаются национальным достоянием, их исполнение выливается в патриотические манифестации.
Итогом музыкального развития 18 века становится творчество В.А. Моцарта. Гениальный австриец вводит в музыку новую тему – тему судьбы своего творца, то есть вводит личность современника с его простыми и насущными желаниями, радостями и страхами. «Вообще Человек – тварь божья» благодаря этому превращается в музыке в человека конкретной эпохи, обретает черты реальной личности и судьбы…

Революция в манерах

Строго иерархизированное феодальное общество всегда уделяет особое внимание этикету. Он – средство подчеркнуть статус (упорядоченное неравенство) общественного положения.
Конечно, этикет продолжает господствовать в отношениях между людьми и в 18 веке. Послы задерживают вручение верительных грамот, если вовремя не приходят бумаги, подтверждающие, что их дворянство восходит как минимум к 14 столетию. В противном случае при церемонии представления в Версале король не сможет обнять и поцеловать жену посла, а только ее поприветствует! Этикет до такой степени владеет умами придворных, что иные из них на полном серьезе уверяют, будто Великая французская революция разразилась из-за того, что генеральный контролер финансов Неккер явился к королю в туфлях с бантами, а не с пряжками!
Однако сами монархи уже порядком устали от всех этих условностей. Людовик Пятнадцатый прячется от уз этикета в будуарах возлюбленных, Екатерина Великая – в своем Эрмитаже, а Мария Антуанетта не может проглотить и куска на традиционной публичной королевской трапезе и насыщается после, уже в одиночестве.
Двору противостоит салон, аристократический и буржуазный, где хозяева и гости общаются накоротке. Тон задают августейшие особы. Регент Франции Филипп Орлеанский-младший провозглашает на своих оргиях: «Здесь запрещено все, кроме наслаждения!»
Но льдина феодального этикета тает медленно и неравномерно. Еще в 1726 году лакеи знатного сеньора могут поколотить палками модного автора де Вольтера за дерзкий ответ их господину. Еще в 1730 году церковь может отказать в погребении знаменитой актрисе Адриенне Лекуврер (невзирая на то, что это – любовница маршала Франции), ибо при жизни она занималась «позорным ремеслом лицедейки».
Но уже спустя двадцать лет в той же Франции статус художника меняется, – художник буквально заставит короля уважать свое человеческое достоинство. А дело было так. Разобидевшись на Людовика Пятнадцатого, знаменитый мастер пастельного портрета Латур долго отказывался увековечить «саму» маркизу Помпадур. Когда же ей удалось уломать капризулю, художник разоблачился при ней почти до рубашки. Во время сеанса вошел король. «Как, мадам, вы клялись мне, что нам не будут мешать!» – завопил Латур и бросился собирать мелки. Король и его метресса едва уломали виртуоза пастели продолжить сеанс.
Конечно, в феодальном обществе все определяет звание, а не талант. Моцарт пишет, что за столом зальцбургского архиепископа его место выше лакея, но ниже повара. Но в это примерно время уже буржуазная Англия хоронит «лицедея», великого актера Д. Гаррика, в Вестминстерском аббатстве!
Кризис феодального общества порождает новое представление о человеке. Теперь идеалом является не феодальный сеньор или придворный вельможа, а частное лицо, «добрый человек» во Франции, джентльмен в Англии. К концу века в этих странах не знатность, а успех, талант и богатство определяют статус личности в обществе.
Вот характерный анекдот на эту тему. Наполеон терпеть не мог композитора Керубини. Как-то на приеме во дворце, после представления всех присутствующих, император снова демонстративно осведомился о фамилии «этого господина». «Все еще Керубини, сир!» – резко ответил ему маэстро.
В остальных странах на эмансипацию личности уйдет едва ли не половина следующего столетия…

Петр открывает Европу

В 18 веке на европейскую политическую сцену вышла очередная великая держава – Россия. «Презентация» нового политического гиганта состоялась весной и летом 1717 года, когда посольство все еще загадочных, но уже чуть европезированных «московитов» посетило ряд европейских столиц.
Увы, ни в Париже, ни в Берлине русскими богатырями во главе с царем Петром очарованы не были.
А теперь подробности.
В конце апреля того года русские явились на французскую границу. Версаль выслал навстречу им одного из самых элегантных своих придворных маркиза де Майли-Несле. Маркиз нашел русских… естественно, в кабаке, храпящих и заблеванных. Языком ворочал лишь Петр.

Население России с большим интересом наблюдало за ходом событий во Франции. Н.М.Карамзин, который был непосредственным очевидцем революционных событий, впоследствии писал, что они «определяют судьбы людей на длинный ряд столетий».

Крушение французского феодализма привело в восторг и приободрило передовых людей России, которые в это время боролись за уничтожение крепостного права. Современники отмечали, что «французская революция имела в России, как и в других местах, много приверженцев», что « вольноглаголание о власти самодержавной (стало) почти всеобщим, и чувство, устремляющееся к необузданной вольности, воспалилось примером Франции».

С 1 января 1790 года при Московском университете стал выходить «Политический журнал». В нем подробно рассказывалось о ходе событий в революционной Франции. В обращении к читателям журнала профессор П.А.Сохацкий писал, что «1789 год учинился вечно незабвенным между годами многих столетий», что «произошло в Европе начало новой эпохи человеческого рода - эпохи угнетения самопроизвольной власти и поправления судьбы так называемых низких состояний». Целым потоком в Россию шли французские революционные издания. Современники отмечали: «Все, какие только во Франции печатаются книги, здесь скрытно купить можно». Их переводили профессиональные переводчики и студенты, а затем продавали из-под полы в виде рукописных списков.

Идеи французской революции оказали большое влияние на лучшие умы России, в том числе на револю­ционного мыслителя А.Н.Радищева, на сатирика и просветителя Н.И. Новикова и на многих других деятелей русской культуры. Царское правительство Екатерины II безжалостно душило все проявления вольнодумия: Радищев был сослан, Новикова бросили в тюрьму. Но на смену им приходили новые приверженцы свободы. Одним из таких людей был Ф. В.Кречетов, который призывал к «величайшему бунту, такому, которого еще не бывало». Он требовал «свергнуть власть самодержавия, сделать либо республику, либо иначе иное что-нибудь, чтобы всем быть равными».

После смерти Екатерины II на престол вступил новый император Павел I (1796 - 1801). Он любыми мерами пытался укрепить господство дворянства в обществе. Его правительство беспощадно подавляло крестьянские волнения, которые охватили целых тридцать две губернии. В годы его правления крепостное право не только не было уничтожено, но и получило дальнейшее распространение на Новороссию, Дон и Предкавказье - около 600 тысяч государственных крестьян были отданы помещикам.

Напуганный размахом крестьянских волнений, Павел I пытался хоть как-нибудь улучшить их положение. В 1797 году он издал указ, в котором рекомендовал помещикам ограничить барщину тремя днями в неделю, но никакого практического применения этот указ не получил.

Продолжали подвергаться суровым казаниям передовые мыслители, которые вы­ступали против самодержавия - В.В. Пассек, Ф.В.Кречетов, И.Рожнов и другие. В стране была введена строгая цензура, запрещен выезд за границу с целью получения образования, повсюду были закрыты частные типографии и учебные заведения.

Для укрепления самодержавного строя Павел I стремился к дальнейшей политической централизации. С этой целью он ограничил дворянское самоуправление и упразднил некоторые дворянские привилегии. Отныне например, был затруднен уход дворян в отставку с государственной службы. В 1797 году им был восстановлен порядок престолонаследия по праву перво­родства, то есть от отца к старшему сыну, а при отсутствии прямых наследников - к старшему из братьев. Политика Павла I была всецело направлена на укрепление крепостической феодальной системы. Тем не менее даже те немногие и половинчатые меры, которые он пытался принять для облегчения положения простого народа, вызвали недовольство некоторых кругов дворянства и особенно столичной знати, а также высшего офицерства. В принципе недовольство это было направлено не столько на действия, сколько на саму личность Павла I, на самодурство и капризы императора.

Несмотря на то что Россия не приняла участия в Первой антифранцузской коалиции, Екатерина II была злейшим врагом французской революции. Как уже говорилось выше, Россия отказалась от войны с Францией, так как воевала на Востоке и с повстанцами под предводительством Тадеуша Костюшко. Как только восстание в Польше и Белоруссии было подавлено, Россия сразу же стала готовиться к походу во Францию.

Как известно, Павел I почти все делал наперекор решениям своей матери. В начале своего правления он вступил в переговоры с Францией, однако между двумя государствами существовали серьезные противоречия в Германии, на Ближнем Востоке и в польском вопросе. Экспедиция французской армии под командованием генерала Бонапарта в Египет, захват им Мальты и Ионических островов шли вразрез с интересами политики России на Востоке. Это привело к тому, что Россия присоединилась ко Второй антифранцузской коалиции. В начале 1799 года был заключен союз между Россией и Турцией, благодаря которому русский военный флот получил право на свободный проход через проливы, контролируемые Оттоманской Портой. Объединенный русско-турецкий флот, которым командовал Ф.Ф.Ушаков, вскоре освободил от французов Ионические острова. Адмирал Ушаков содействовал тому, что на этих островах была введена прогрессивная для того времени конституция. По русско-турецкой конвенции 1800 года была создана «Республика семи соединенных островов», которая находилась под двойным протекторатом России и Турции, хотя формально сюзереном ее являлся турецкий султан.

Следует отметить, что в последующем Ионическая республика сыграла большую роль в развитии греческого национально-освободительного движения.

После того как армия Суворова пришла в Северную Италию, она нанесла ряд крупных поражений французам. Затем в Италии было упразднено республиканское правление и восстановились феодальные порядки.

Вторая коалиция оказалась недолговечной. В России недовольство вызывала политика Австрии, из-за которой русские войска в Италии оказались в тяжелом положении. К этому времени обострились и русско-английские противоречия на Ближнем Востоке и в Средиземном море. Англичане пытались всячески разрушить союз России и Турции, вытеснить Россию с Ионических островов. Овладев Мальтой, они не собирались выпускать ее из своих рук, в то время как Павел I сам хотел сделать Мальту опорным пунктом русского флота в Средиземном море.

Все это привело к тому, что Павел I отозвал русские войска с театра военных действий и в 1800 году порвал отношения с Англией, наложив секвестр на находившиеся в России английские товары и корабли. После этого он заключил союз со Швецией, Данией и Пруссией, направленный против Англии. Россия вновь возобновила правила вооруженного нейтралитета. Одновременно Павел I начал переговоры с Францией о мире, союзе против Англии и совместном походе в Индию. Таким образом, Англия и Россия оказались в состоянии войны. Английский флот под командованием адмирала Нельсона разгромил союзный России датский флот на рейде в Копенгагене и двинулся дальше на Кронштадт и Ревель.

Политика Павла I, направленная против Англии, была крайне непопулярна в дворянских кругах России, так как Англия являлась важнейшим рынком для экспортировавшихся русскими помещиками товаров. Сближение с Францией также не нашло сторонников среди дворянства, которое ненавидело французскую революцию и республику. Поэтому внешняя политика царя усилила нараставшее среди дворян недовольство и послужила толчком к организации дворцового заговора. В нем участвовали видные придворные и столичное офицерство. О заговоре знал и сам наследник престола Александр Павлович. Поддерживал связи с заговорщиками и высланный Павлом I из России английский посол в Петербурге Ч. Уитворт. 12 марта 1801 года Павел был убит в Михайловском дворце, его преемником стал Александр I (1801 - 1825).

Россия в 18 веке.

1.Особенности исторического процесса в России в18 в.

2.Реформы Петра 1 и их влияние на историю России.

3.Эпоха дворцовых переворотов и ее последствия.

4. «Просвещенный абсолютизма» Екатерины II .

5. Павел I .

1. 18 век – это во многом переломное время в мировой и российской истории, время бурных социальных потрясений. Он вместил в себя грандиозные реформы Петра I, в корне изменившие облик России, бесконечную череду дворцовых переворотов. Это время великих реформ Екатерины II, расцвета русской культуры, время острых классовых битв (крестьянские войны под руководством К.Булавина (1707-1709 гг.), Е.Пугачева (1773-1775 гг.).

18 век – это время расцвета, а затем и кризиса феодальной системы. В Европе наступает период заката абсолютизма. В России в это время феодализм переживает период апогея, но с конца века усиливается кризис феодальной системы, однако в отличие от Запада кризис феодализма сопровождался не сужением его сферы, а распространением на новые территории. 18 век – время постоянных войн за расширение территории России. Еще в 17 веке в состав России вошли Сибирь, Дальний Восток, Украина. В 18 веке в ее состав вошли Северный Казахстан, Прибалтика, Белоруссия, Балтика, Черного, Азовского морей. Росла многонациональность России. В 18 веке население выросло более чем в 2 раза (37,5 млн. чел.). Появляются новые крупные города. В начале века Россия переживает промышленный бум. В сельском хозяйстве продолжает господствовать крепостничество. В основе социальной структуры лежал сословный принцип. Податными сословиями были ремесленники, крестьяне, мещане, купцы до 1 гильдии. Боярство все более теряет ведущие позиции. Во времена Екатерины Второй первым сословием становятся дворяне, получившие огромные льготы. К привилегированным сословиям относились также иностранцы, духовенство, казачьи старшины.

В 18 веке изменяется характер власти. При Петре I окончательно утверждается абсолютизм (самодержавие). Впоследствии происходит трансформация абсолютизма в режим просвещенной монархии Екатерины II. Для 18 века было характерно постоянное, всеобъемлющее вмешательство государства в дела общества, роль катализатора многих процессов сыграли войны – из 36 лет правления Петра I Россия воевала 29 лет.

2. В 17 в. Русь оставалась глубоко патриархальным государством. Русские цари Михаил (1613-1645 гг.) и его сын Алексей Михайлович (1645-1676 гг.) были людьми, приверженными старине, а Русь нуждалась в модернизации. Первые попытки реформ осуществил сын Алексея – Федор (1676 -1682 гг.). У Алексея было 11 детей, и он был примерным семьянином. Под влиянием Софьи, сестры Петра I, после смерти Федора царями провозгласили Петра I и Иванa V (Иван V– сын царя Алексея Михайловича по линии Милославских). Только в 1689 г. Петр свергает Софью (умерла в монастыре), и в 1696 г. Петр I становится единоличным царем. Он правил 36 лет - с 1689 по 1725 гг. Он считается крупнейшим реформатором России.

Петр был классическим приверженцем идеологии рационализма. Его идеалом было регулярное государство во главе с мудрецом на троне. Он считал, что государство – это плод творения не бога, а человека, его можно строить как дом. Поэтому нужно изобрести мудрые законы, которые проведет в жизнь мудрец на троне. Государство – это инструмент для того, чтобы сделать общество счастливым (иллюзия). Петр хотел, чтобы на все случаи жизни имелись четкие законы. Главная идея Петра – модернизация России «сверху» (без участия народа), по европейскому образцу. С Петра до сегодняшнего дня берет начало тенденция догнать Запад, от которого мы отстали «благодаря» монголо-татарам.

Первые годы Петр присматривался и намечал план реформ (потешные войска, потешные корабли). Он совершает поездку за рубеж, посещает Францию, Голландию, Англию, Швейцарию, Бельгию, где знакомится с опытом Европы. Как простой солдат Петр участвовал в двух походах на Азов. Петр знал 15 ремесел, он стремился перенять все лучшее на Западе. Петра трудно сравнивать с кем-то другим. Это был гений, но рядом с ним не было людей такого же ранга.

Он был человеком огромного роста (2м 4 см) и гигантской силы.

Основные реформы Петра оказались созвучны интересам России. Первый рекрутский набор был проведен в 1705 году, а последний – в 1874 г. То есть рекрутские наборы просуществовали 169 лет.

Сенат – главный орган управления страной просуществовал 206 лет – с 1711 по 1917 гг.

Синод – государственный орган управления церковью просуществовал 197 лет – с 1721 по 1918 гг.

Подушная подать просуществовала 163 года – с 1724 по 1887 гг. До подушной подати была подворная.

Петровские реформы имели всеобъемлющий характер, затронули все сферы жизни. Петровскую систему управления отличали: унификация и милитаризация (из 36 лет царствования Петра Россия воевала 29 лет), централизация и чрезмерная дифференциация функций. При Петре вышла книга «Юности честные зерцала», в нем давалась характеристика поведения молодежи в разных местах и в разных ситуациях.

Реформы затронули систему управления. Были созданы новые органы власти: Сенат, прокуратура (1722 г.) и Синод, институт фискалов (Око государево – тайный досмотр).

В 1718 г. вместо Приказов создаются Коллегии – органы коллективного управления (Коммерц-Коллегия, Мануфактур-коллегия, Берг-коллегия и т.д.).

Петр изменил систему управления территориями. Он ввел Ратушу и Земские избы – основные сборщики налогов. Ратуша - в стольных городах, земские – на местах.

В 1708 году была проведена областная реформа, по которой было создано 8 губерний во главе с генерал-губернаторами. Через 10 лет страна была разделена на 50 провинций. В 1720 г. Петр создает главный магистрат – орган по управлению территориями.

Был создан Генеральный регламент – сборник основных законодательных актов.

Петр I уничтожает Боярскую Думу, но плодит бюрократию – Сенат, Синод.

Радикальный характер носили его реформы в области экономики и культуры. С начала 18 в. Петр начинает строительство промышленной базы на Урале, флота. В условиях Северной войны он проводит денежную реформу – уменьшает количество металла в деньгах.

Пытаясь оградить русскую промышленность от конкуренции, он проводит активную политику протекционизма (защита своей промышленности путем высоких таможенных тарифов) и меркантилизма (поощрение собственных предпринимателей). В экономике начинается бум. Количество мануфактур выросло в 10 раз. Экспорт России превысил импорт почти в 2 раза (активное сальдо).

При Петре в корне меняются быт и традиции общества. В 1703 г. он создает идеальный город – Санкт-Петербург – образец для всей страны.

Петр ввел новое летоисчисление – от рождества Христова –Юлианский календарь (от сотворения мира). Новолетие начинается не с 1 сентября, а с 1 января. Петр ввел празднование Нового года (эта традиция приносить ветви ели пошла от Петра). Он создал первую библиотеку, первую публичную газету «Ведомости», первый музей, первый государственный театр. Он разработал идею создания Академии наук, но Петр умер в январе 1725 г., и Академия была создана по его проекту, но после его смерти.

Петр создал широкую сеть начальных школ, цифирные школы, сеть приходских школ, образование становится приоритетной областью. Появляются первые специализированные учреждения: артиллерийские, медицинские школы, математических и навигационных наук (Сухарева башня). Петр меняет бытовые традиции, он организует ассамблеи (тусовки), где молодежь играла в шахматы и шашки. Петр ввез табак и кофе. Дворяне учились искусству этикета. Петр ввел европейскую одежду и бритье бород. Существовал бородовой налог, составлявший 100 рублей (на 5 рублей можно было купить 20 коров).

В 1721 году Петр принял титул императора, а в 1722 г. он ввел Табель о рангах (лестница в будущее), по которому все население делилось на 14 рангов (канцлер, вице-канцлер, тайн6ый советник и т.д.).

Таким образом, реформы Петра в корне изменили Россию. Французский скульптор Этьен Морис Фальконе запечатлел образ Петра в виде скульптуры Медного всадника, в которой конь олицетворяет Россию, всадник же - Петр.

Идеал Петра – регулярное государство – оказался утопией. Вместо идеального было создано полицейское государство. Цена реформ Петра была слишком высока. Он действовал по принципу «Цель оправдывает средства».

Петр – фигура огромного исторического масштаба, сложная и противоречивая. Он был умен, любознателен, трудолюбив, энергичен. Не получив должного образования, он, тем не менее, обладал обширными познаниями в разных сферах науки, техники, ремесла, военного искусства. Но многие качества характера Петра были обусловлены характером той суровой эпохи, в которой он жил, определили его жестокость, подозрительность, властолюбие. Петру нравилось, когда его сравнивали с Иваном Грозным. В достижении поставленных целей не гнушался никакими средствами, был жесток к людям (1689 г. рубил головы стрельцам, на людей смотрел как на материал для осуществления задуманного). За время правления Петра в стране в 3 раза выросли налоги и на 15% сократилось население. Петр не останавливался перед применением самых изощренных методов средневековья: применял пытки, слежки, поощрял доносы. Он был убежден, что во имя государственной пользы можно пренебречь моральными нормами.

Заслуги Петра:

    Петр внес гигантский вклад в создание могучей России, обладающей сильной армией и флотом.

    Способствовал созданию в государстве промышленного производства (гигантский скачок в развитии производительных сил).

    Его заслуга – модернизация государственной машины.

    Реформы в области культуры.

Однако характер их реализации сводился к механическому перенесению культурных стереотипов Запада, подавлению развития национальной культуры.

Реформы Петра, направленные на европеизацию России грандиозны по своим масштабам и последствиям, но они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, т.к. проводились силовыми методами и закрепляли жесткую систему, основанную на подневольном труде.

2 . С легкой руки В.О.Ключевского период с 1725 по 1762 гг. 37 лет нашей истории стал называться «эпохой дворцовых переворотов». Петр I изменил традиционный порядок престолонаследия. Ранее престол переходил по прямой мужской нисходящей линии, а по манифесту от 5 февраля 1722 года монарх сам назначал себе преемника. Но Петр не успел назначить себе наследника. Началась борьба за власть двух группировок. Одна поддерживала Екатерину I – жену Петра (Толстой, Меньшиков), другая – внука Петра I – Петра II (старая аристократия). Исход дела решила гвардия. С 1725 по 1727 гг. правила Екатерина I. Она была не способна к управлению. В феврале 1726 г. создается Верховный тайный совет во главе с Меньшиковым. Перед смертью Екатерина составила указ о престолонаследии (тестамент), по которому власть должна была принадлежать Петру II – внуку Петра I, сыну царевичу Алексею, а затем Анне Иоанновне – племяннице Петра I, затем Анне Петровне и Елизавете Петровне (дочери Петра I). После смерти Екатерины I на престол вступил Петр II - мальчик 12 лет, сын Алексея, при котором правил Меньшиков. Осенью 1727 года Меньшикова арестовали и лишили чинов и званий. При нем делами управлял тайный совет, а основными занятиями Петра II были охота и любовные утехи.

После смерти Петра II к власти пришла Анна Иоанновна (1730-1740). Это была дочь Ивана V, брата Петра I. Она не отличалась ни умом, ни красотой, ни образованием. Она передала управление Эрнсту Бирону, герцогу Курляндскому (с 1737 г.) Время правления Анны Иоанновны получило название «бироновщины». В период ее царствования происходило укрепление самодержавия, сокращение обязанностей дворян и расширение их прав над крестьянами. Перед смертью Анна Иоанновна объявила своим преемником младенца Иоанна VI Антоновича – сына ее племянницы. Регентом при Иване был Бирон, а затем его мать – Анна Леопольдовна.

С 25 ноября 1741 года к власти пришла Елизавета Петровна – дочь Петра I, свергнув малолетнего Ивана с помощью Гвардии. Она правила 20 лет – с 1741 по 1761 гг. Веселая и любвеобильная императрица не уделяла много времени государственным делам. Ее политика отличалась осторожностью и мягкостью. Она первой в Европе отменила смертную казнь. Ключевский назвал ее «умной и доброй, но беспорядочной и своенравной русской барышней».

Петр III (Карл Петр Ульрих – сын Анны Петровны – дочери Петра I и герцога Карла Фридриха) правил 6 месяцев (с 25 декабря 1761 по 28 июня 1762 г.) (род. 1728-1762 гг.). Его женой стала Екатерина II Великая. Петр не пользовался уважением ни у жены, ни у придворных, ни у гвардии, ни в обществе.

28 июня 1762 г. произошел дворцовый переворот. Петра III вынудили отречься от престола, а через несколько дней он был убит.

4. Заканчивается эпоха дворцовых переворотов, начинается Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Как и Петр I, Екатерина II вошла в историю под именем Екатерины Великой. Ее царствование стало новой эпохой в истории России. Начало правления было трудным для Екатерины в нравственном отношении. Петр III был законным государем, внуком Петра Великого, а Екатерину в действительности звали Софьей Фредерикой–Августой – немецкой принцессой Ангальд Цербстской. Она проявила себя как патриот Русской земли. Первые 15 лет она не играла значительной роли в государственных делах. Она упорно изучала русский язык и литературу, произведения античных авторов, работы французских просветителей, традиции и обычаи русского народа. Первые шаги Екатерины говорили о ее уме. Один из ее указов снижал налоги на хлеб и соль. Екатерина первой сделала себе прививку от оспы и спасла жизнь тысяч крестьян.

Она короновалась в Москве, 22 сентября 1762 года (наградила всех, кто помогал ей – участники переворота получили земли с крепостными крестьянами, чины, деньги). Екатерина была типичным западником. Она пыталась внедрить в России идеи просвещения и свободы. Екатерина являлась сторонником самодержавия и ярким последователем Петра I. Она хотела создать в России режим просвещенного абсолютизма – режим, при котором монарх заботится о свободе, благе и просвещении народа. Монарх – мудрец на троне. Истинная свобода, по мнению Екатерины, заключалась в строгом соблюдении закона. Она выступала с идеей ограничения вмешательства государства в экономику, отстаивала свободу предпринимательства. Екатерина предоставила широкие льготы мануфактурам. Главная ее цель – укрепить социальную опору абсолютизма, сделав дворян первым сословием. До 1775 года реформы проводились спонтанно (самопроизвольно), а с 1775 г. начался второй этап реформ, который окончательно утвердил в России власть дворян.

Екатерина пыталась выработать новое законодательство на основе принципов Просвещения. В 1767 г. была создана комиссия для пересмотра российских законов, получившая наименование Уложенной . Комиссия была составлена из депутатов от разных сословных групп - дворянства, горожан, государственных крестьян, казаков. Депутаты приехали в комиссию с наказами от своих выборщиков. Екатерина обратилась к Комиссии с Наказом, в котором были использованы идеи Монтескье, итальянского юриста Беккариа о государстве и законах. В декабре 1768 г. Комиссия прекратила работу в связи с русско-турецкой войной. Главная цель – разработка Уложения – так и не была достигнута. Но это помогло Екатерине ознакомиться с проблемами и нуждами населения.

Крупнейшим актом Екатерины стала Жалованная Грамота дворянству и городам 1785 года. Она определяла права и привилегии дворянского сословия. Оно окончательно оформилось как привилегированное сословие. В этом документе старые привилегии подтверждались – право на владение крестьянами, землями, недрами, свобода от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний, передача дворянского звания по наследству и свобода от государственной службы.

В Жалованной Грамоте городам были перечислены все права и привилегии городам, описанные предшествующим законодательством: освобождение верхушки купечества от подушной подати и замена рекрутской повинности денежным взносом. Грамота делила городское население на 6 разрядов и определяла права и обязанности каждого из них. К привилегированной группе горожан относились т.н. именитые граждане: купцы (капитал свыше 50 тыс. руб.), богатые банкиры (не менее 100 тыс. руб.), и городская интеллигенция (архитекторы, живописцы, композиторы, ученые). К другой привилегированной группе относилось гильдейское купечество, которое делилось на 3 гильдии. Купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний, а последняя – нет. Жалованная грамота городам вводила сложную систему городского самоуправления. Важнейшим органом самоуправления являлась собираемое 1 раз в три года общегородское «Собрание градского общества», на котором избирались должностные лица: городской голова, бургомистры, заседатели магистрата и т.д. Исполнительным органом была шестигласная Дума, состоявшая из городского головы и шести гласных – по одному из каждого разряда городского населения.

Сенатская реформа

Он был разделён на 6 департаментов с 5 сенаторами в каждом. Во главе каждого стоял обер-прокурор. Каждый департамент имел определённые полномочия: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй - судебными в Санкт-Петербурге, третий - транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвёртый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой - московский судебный департамент. Общие полномочия Сената были сокращены, в частности, он лишился законодательной инициативы и стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Центр законотворческой деятельности переместился непосредственно к Екатерине и её кабинету со статс-секретарями.

До реформы сенаторы могли бездельничать и считали своей задачей присутствие в заведении, а в департаментах сокращалась возможность прятаться за спины других. Эффективность работы Сената знакчительно повышалась.

Сенат стал органом контроля над деятельностью госаппарата и высшей судебной инстанцией, но лишился законодательной инициативы, которая перешла к Екатерине.

С 1764 г. Екатерина проводит секуляризацию земель и крестьян. У церкви отняли 1 млн. крестьян. Церковь стала частью государственной машины. В этом же году Екатерины ликвидировала автономию Украины.

Екатерина пыталась решить крестьянский вопрос - ограничить помещичью власть, но дворяне и аристократия не поддержали эти попытки и впоследствии были изданы постановления, усиливающие власть помещиков.

В 1765 г. был принят Указ о праве помещиков ссылать крестьян в Сибирь без суда. В 1767 г. – о запрете крестьянам жаловаться на помещиков. Время Екатерины – это время крепостничества. Подати на крестьян увеличились в 2 раза. В 60-70-е годы прокатилась волна крестьянских восстаний.

В 1765 г. Екатерина основала Вольное экономическое общество – первое российское научное общество (К.Д.Кавелин, Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров, П.П.Семенов-Тян-Шанский), которое просуществовало до 1915 г. Оно опубликовало первое статистико-географическое исследование России, содействовало внедрению в сельское хозяйство новой агротехнику и проводило обсуждение хозяйственных проблем. По указу Екатерины в России переводится запрещенное на Западе «Энциклопедия труда, ремесел и искусств».

В 1765 г. Екатерина издала два Указа: «О генеральном межевании», по которому дворяне закрепили за собой ранее полученные земли и «О винокурении», согласно которому дворяне получили монополию на производство спиртного.

В 1775 году была осуществлена губернская реформа. Страна была разделена на 50 губерний по 10-12 уездов в каждой губернии. Вводилась должность губернаторов, дворянские собрания. Была создана специальная палата общественного призрения, которая заботилась о просвещении и здравоохранении (школы, больницы, приюты).

Екатерина умерла в 1796 году, она правила 34 года. По меркам того времени, Екатерина прожила долгую жизнь, умерла в 66 лет. Ее реформы оказались неэффективными и нерезультативными, отторгнутыми от русской действительности.

Для подготовки к семинару

Из энциклопедии Кирилла и Мефодия:

Екатерина, дочь находившегося на прусской службе принца Христиана-Августа Анхальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы (урожденной принцессы Голштейн-Готторпской), состояла в родстве с королевскими домами Швеции, Пруссии и Англии. Она получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745.

Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. Однако ее личная жизнь складывалась неудачно: Петр был инфантилен, поэтому в течение первых лет брака между ними не существовало супружеских отношений. Отдав дань веселой жизни двора, Екатерина обратилась к чтению французских просветителей и трудам по истории, юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. Она также интересовалась историей, традициями и обычаями России. В начале 1750-х гг. Екатерина завела роман с гвардейским офицером С. В. Салтыковым, а в 1754 родила сына, будущего императора Павла I, однако слухи о том, что Салтыков был отцом Павла, не имеют под собой оснований. Во второй половине 1750-х гг. у Екатерины был роман с польским дипломатом С. Понятовским (впоследствии король Станислав Август), а в начале 1760-х гг. с Г. Г. Орловым, от которого она родила в 1762 сына Алексея, получившего фамилию Бобринский. Ухудшение отношений с мужем привело к тому, что она стала опасаться за свою судьбу в случае его прихода власти и принялась вербовать себе сторонников при дворе. Показное благочестие Екатерины, ее рассудительность, искренняя любовь к России - все это резко контрастировало с поведением Петра и позволило ей завоевать авторитет как среди великосветского столичного общества, так и в целом населения Петербурга.

Вступление на престол

В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем (который открыто появлялся в обществе любовницы Е. Р. Воронцовой) продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки. Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на поддержку братьев Орловых, Н. И. Панина, К. Г. Разумовского, Е. Р. Дашковой и др. В ночь на 28 июня 1762, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей. Вскоре к восставшим присоединились солдаты других полков. Весть о восшествии Екатерины на престол быстро разнеслась по городу и была с восторгом встречена петербуржцами. Для предупреждения действий свергнутого императора были посланы гонцы в армию и в Кронштадт. Между тем Петр, узнав о происшедшем, стал посылать к Екатерине предложения о переговорах, которые были отвергнуты. Сама императрица во главе гвардейских полков выступила в Петербург и по дороге получила письменное отречение Петра от престола.

Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как «золотом веке» русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.

Отношение к религии и крестьянскому вопросу

Екатерина отличалась показной набожностью, считала себя главой и защитницей Русской православной церкви и умело использовала религию в своих политических интересах. Вера ее, по-видимому, была не слишком глубока. В духе времени она проповедовала веротерпимость. При ней было прекращено преследование старообрядцев, строились католические и протестанские церкви, мечети, однако по-прежнему переход из православия в иную веру жестоко наказывался.

Екатерина была убежденной противницей крепостного права, считая его антигуманным и противным самой природе человека. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу, а также рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостничества. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась из-за вполне обоснованной боязни дворянского бунта и очередного переворота. Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна.

Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений.

первые годы своего царствования Екатерина осуществила реформу Сената (1763), сделавшую работу этого учреждения более эффективной; провела секуляризацию церковных земель (1764) , значительно пополнившую государственную казну и облегчившую положение миллиона крестьян; ликвидировала гетманство на Украине , что соответствовало ее представлениям о необходимости унификации управления на всей территории империи; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья. В эти же годы был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище). В 1767 она объявила о созыве Комиссии для сочинения нового уложения, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных крестьян. Екатерина написала для Комиссии «Наказ», являвшийся по сути либеральной программой ее царствования. Призывы Екатерины не были, однако, поняты депутатами Комиссии, которые вели споры по мелким вопросам. В ходе их дискуссий обнаружились глубокие противоречия между отдельными социальными группами, низкий уровень политической культуры и откровенный консерватизм большинства членов Комиссии. В конце 1768 Уложенная комиссия была распущена. Сама Екатерина оценила опыт Комиссии как важный урок, познакомивший ее с настроениями разных слоев населения страны.

Важный 18 век в истории занимает особое место. Это одна из самых «целостных» эпох, которую называют последним веком господства аристократической культуры. Благодаря этому периоду в наш современный мир пришла культура чистоты и ухода за своим телом. Вот лишь некоторые интересные факты, касающиеся гигиены и быта 18 века в России.

Гигиенические процедуры

Современного человека трудно представить без умывания, принятия ванны или душа. А вот жители того времени считали такие процедуры опасными для своего здоровья. Бытовало мнение, что горячая вода способствует проникновению инфекций в организм. Именно поэтому водные процедуры принимались в одежде вплоть до конца 19 века.

Бытует мнение, что нечастое купание людей является следствием средневековых обычаев. Но в средние века люди мылись гораздо чаще, зная, что неряшливость приводит к эпидемиям. Негативное отношение к водным процедурам — следствие философии эпохи Возрождения, когда слишком частое умывание считали вредным для здоровья.

Что касается полости рта, зубы чистили зубочисткой или протирали тряпкой. Позже было запущенно производство зубной пасты, но позволить купить ее могли только зажиточные люди.

Дезодорант появился в конце 18 века. Неприятные запахи на своем теле люди высшего сословия прятали за слоем парфюмерии. К концу 1800 года запустили производство антиперспирантов, они дошли до наших дней под брендом «Мама».

Уход за волосами и удаление волос на своем теле не входили в привычки людей той эпохи. Хотя и сейчас к удалению волос существует неоднозначное отношение — оно здоровью точно не помогает.

Уборные

Неприятные запахи доносились из каждого дома. Это связано с тем, что туалетов в нашем современном представлении не существовало. Нужду справляли в горшок. Позже появились открытые уборные, содержимое которых выливалось на улицу.

Туалетной бумаги не было, ее изобретение приходится на конец 18 века. Вместо бумаги пользовались тканями, которые было не жалко выбросить.

Зловонные запахи на улицах города были не редкостью. Чтобы защитить свою даму от брызг, которые разлетались от повозки лошадей, джентльмен шел ближе к краю дороги, часто прикрывая ее плащом.

Борьба с насекомыми

В эпоху Возрождения постельные насекомые считались нормой. Они были переносчиками и распространителям многих инфекций. Для борьбы с ними использовался керосин, им протирали низ кроватей.

Ртуть – еще одно оружие в борьбе с насекомыми того времени. С помощью нее люди уничтожали вшей и вредили своему здоровью сами.

Тонкие гребни служили для вычесывания насекомых как у бедных, так и у богатых. Дамы, что были побогаче, покупали расчески из слоновой кости или вовсе из драгоценных металлов.

Жизнь людей

Что касается интересных фактов из жизни 18 века, в России, то они хорошо описаны в книге «Краткие сведения о северных краях» японского ученого Хосю Кацурогава. Вот лишь малая часть странностей, которые удивили японского гостя.

Внешний вид

У русских волосы темного цвета, голубые глаза и носы, как картошка. Крестьяне имеют бороды, а знать бриты. Жители Сибири темноглазые. Все рослые, с правильной осанкой. Миролюбивы, в меру строги и трудолюбивы.

Эталон женской красоты – яркий румянец на щеках. В одежде похожи на немцев, а мужчины напоминают голландцев.

Для получения седины прически присыпают пудрой или крахмалом.

Быт

Дома людей ниже церквей.

Зарплаты выплачиваются деньгами, а не зерновыми культурами.

Говорят на русском, вплетая слова из французского или немецкого языков.

При рождении ребенка дарят деньги. Родственник, который побогаче придумывает малышу имя. Новорожденного помещают в подвешенный к крыше ящик, устланный соломой.

Муж имеет одну жену. Чтоб жениться на русской, иностранцу необходимо принять русскую веру, изменив имя и фамилию. В богатых семьях прислуживают негры от 2 до 8 человек, все зависит от благосостояния хозяина.

Пища

Кушанья сытные. Начинают с ветчины и хлеба, куриного супа и говядины, затем рыбный бульон и в довершение колобки из теста. Перед тем как подать сладости едят гуся и жидкую кашу.

Для приготовления пищи не жалеют сахара и масла. Птицу фаршируют овощами и крупами. Простой люд ест мясо или рыбу с хлебом.

Говядина считается повседневной пищей среди всех слоев населения.

Погода

В стране холодно, это связано с ее месторасположением.

Морозы в Петербурге и Якутске суровы.

Лето не жаркое, поэтому злаковые культуры растут плохо.

Развлечения

Главный праздник в России день рождение Императрицы. В отличие от Нового года он отмечается гораздо пышнее.

Женские роли в театре исполняют актрисы, а не мужчины актеры.

Верхом ездят все. Женщины сидят боком, подгибая одну ногу под себя, а другую свешивают из седла.

Россия всегда была загадкой для многих стран и их представителей. Если говорить о 18 веке, в нем было много того, что сейчас не применяется и забыто, но также появились вещи и явления, которые можно увидеть и в наше время.

Итак, для начала ответим на далеко не новый вопрос, который возникает у многих школьников и не только: "XVIII - какой это век?" Попробуем в этом разобраться в рамках данной статьи.

Тайна латинских чисел, или Ответ на вопрос: "XVIII - какой это век?"

Часто люди жалуются, что римские цифры для них очень сложны. На самом деле, ничего трудного здесь нет. Все подчиняется вполне понятной логике.

Итак, в случае с числом XVIII его надо расшифровывать, начиная с самого начала. Так, X - это десять. Соответственно, число будет явно больше 10, поскольку остальные цифры стоят справа от главной. Дело в том, что если бы у нас было число IX, то это было бы уже 9, так как единица слева отнимается от 10. Итак, разбираемся дальше. V - это 5, а последняя часть, соответственно, 3. Все элементы суммируются и получаем готовое число - 18. Но параллельно с вопросом о том, XVIII - какой это век, возникает и другая трудность. Какой год можно отнести к 18-му веку - 1750-й или 1829-й? Ответ тут только один: 1750, поскольку 1829 будет уже 19-м веком.

История 18-го века. Просвещение

Итак, когда мы разобрались, где какой век, остановимся на истории этого периода. Начнем с того, что Европа в XVIII веке переживала грандиозное событие в своей истории - Просвещение. Этот термин знаком многим. Можно задаваться вопросом: XVIII - какой это век, однако нельзя не знать особенностей данного явления. У каждой страны оно происходило по-своему. Но то, что было общим для всех, - это крушение феодализма.

Просвещение - естественный процесс, который неизбежно начинался при падении феодального строя. Оно гуманистично и тяготеет к формальному праву, усматривая в нем гарантию свободы и лучшей жизни. Просвещение как явление не только повлияло на умственное развитие Европы. Оно смело критиковало отжившие и устаревшие формы быта и уклада жизни, сохранившиеся еще со времен средневековья.

Основные идеи английского Просвещения

Так, Локк выдвинул на первый план моральные качества и ориентиры, рассматривая государство как соглашение людей. Он считал, что единственным естественным регулятором межличностных и общественных отношений являются нормы нравственности, морали и поведения.

Они должны были установиться, по мнению философа, "по всеобщему молчаливому согласию". История XVIII века полностью определила дальнейший путь развития многих стран, в том числе и Великобритании. Английские деятели считали, что высшая цель - не счастье общества, а счастье отдельного человека, личное возвышение.

Локк также подчеркивал, что все люди рождаются с набором сил и способностей, которые помогут им достичь практически всего. Но только постоянные усилия, как считал философ, способствуют реализации заложенного в каждом потенциала. Только личное творческое старание поможет человеку преуспеть в жизни. Говоря так, 18-го века очень точно уловили потребность общества в тот период.

Французское Просвещение

В отличие от идей английских просветителей, Руссо выдвигает на первый план социум, а не одного индивида. Согласно его идеям, изначально обществу принадлежала вся власть, но потом оно предало власть правителям, чтобы те действовали в его интересах. Руссо был сторонником демократическо-республиканского государства. Гражданское равенство будет достигнуто только тогда, когда каждый гражданин сможет участвовать в управлении.

Монтескье, в свою очередь, настаивает на том, что любой страны должно адаптироваться и к климату, и к религии, и к характеру народа. Также философ считает самой лучшей формой государственного устройства республиканскую форму. Но, не видя в современных государствах возможности ее воплотить, останавливается на В таком случае правителю будет принадлежать только исполнительная власть, а законодательная - выборному парламенту.