Машиностроительный комплекс российской федерации

Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности». Вначале мы дадим определение машиностроительного комплекса. Затем рассмотрим отраслевой состав этой подотрасли промышленности, обсудим ее значение для жизни страны. Также узнаем, в чем состоят технологические особенности машиностроения.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4. Оно обеспечивает обороноспособность страны

5. Это самый крупный комплекс в промышленности России

6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7. 20% промышленного производства,

8. 1\3 занятых в промышленности.

9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.

Специализация - производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1. предметная - производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная - производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая - производство полуфабрикатов, выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная - производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

- это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое , когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое , когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод - это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики - это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. - 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.-М.: Бол. Рос. энц., 1998.- 800с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2003. - 398с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова - М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
  1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.
  2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в вашем регионе?

Машиностроение - ведущая отрасль народного хозяйства; высокоразвитое машиностроение является основным звеном материально-технической базы современного народного хозяйства, условием его интенсивного развития. Машиностроение всегда считалось отраслью, определяющей научно-технический прогресс, а потому по уровню развития этой отрасли судят о степени развитости того или иного государства.

Машиностроение включает в свой состав:

Машиностроения - своеобразная отрасль. Она не зависит в своем размещении от природных условий и природных ресурсов, но зато зависит от социально-экономических факторов, т.е. от уровня развития социальной сферы, науки, уровня квалификации населения, условий транспорта и т.д.

К особенностям машиностроения относят:

1. Машиностроение – отрасль высочайшей специализации, т.к. любое, даже простое изделие состоит из множества деталей, которые невозможно произвести на одном предприятии. Поэтому ведущей формой организации производства является специализация производства, а, следовательно, кооперирование. Этой отрасли также свойственны концентрация и комбинирование.

2. Вся продукция машиностроения отличается высокой точностью изготовления и на производство какого-либо изделия требуется большое количество научных разработок, поэтому машиностроение является отраслью наукоемкой и трудоемкой.

3. Ряд отраслей машиностроения требует при размещении большого количества металла, а потому производства располагаются вблизи металлургических баз.

Обобщая вышесказанное, отраслям машиностроения для успешного своего развития необходимо выполнение следующих условий:

1. наличие квалифицированных трудовых ресурсов;

2. наличие развитой научной базы и научного потенциала;

3. наличие развитой и надежной транспортной сети;

4. наличие крупных металлургических баз;

5. наличие потребителя.

Машиностроение является самой многочисленной отраслью народного хозяйства, а потому существует много вариантов размещения. Однако по степени потребления металла и уровню трудоемкости и энергоемкости все отрасли машиностроения условно можно разделить на три группы:

1. отрасли тяжелого машиностроения;

2. отрасли общего машиностроения;

3. отрасли среднего машиностроения.

Тяжелое машиностроение

Эта группа отраслей отличается большим потреблением металла, относительно невысокой трудоемкостью и энергоемкостью. Для этой отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку, так и заводы, сочетающие эти отрасли с монтажом привозного оборудования в результате кооперирования. В отрасли имеются узкоспециализированные заводы (гидротурбинные, судостроительные), так и универсальные, выпускающие различные виды продукции («Уралмашзавод» в Екатеринбурге).

К отраслям тяжелого машиностроения относят следующие:

Производство металлургического оборудования;

Производство энергетического оборудования;

Производство горношахтного оборудования;

Тяжелое станкостроение и производство кузнечно-прессового оборудования;

Морское и речное судостроение;

Железнодорожное машиностроение.

Производство металлургического оборудования включает в себя производство оборудования для добычи руды, доменного, сталеплавильного, прокатного производств. Отрасль является крупным потребителем металла, а потому развивается вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции. Центры: Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре; Краматорск, Мариуполь; Алма-Ата.

Производство энергетического оборудования . Эта отрасль занята производством паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов для отраслей топливно-энергетического комплекса. Исторически эта отрасль возникла и развивалась в крупных центрах машиностроительных баз при наличии высококвалифицированных кадров. Центры:

1. Санкт-Петербург (производство гидротурбин для ГЭС, газовых турбин, атомных реакторов для АЭС – «Ижорские заводы»);

2. Екатеринбург (производство газовых турбин);

3. Сызрань (производство гидротурбин);

4. Таганрог, Подольск, Белгород, Бийск, Барнаул (производство паровых котлов);

5. Хабаровск (производство паровых турбин);

6. Волгодонск (завод атомного энергетического машиностроения).

Крупной подотраслью является дизелестроение , представляющее собой производство дизелей и дизель-генераторов для автомобилей, тракторов, локомотивов, морских и речных судов. Центры: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пенза, Саратов, Балаково, Троицк, Екатеринбург, Барнаул, Хабаровск, Харьков, Рига.

Производство горношахтного оборудования (производство машин для разведки, открытого и подземного способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых для предприятий черной и цветной металлургии, химической, угольной промышленностей, а также промышленности строительных материалов). Предприятия данной отрасли размещаются в крупнейших угольных базах страны:

1. производство экскаваторов: Екатеринбург, Красноярск, Краматорск

2. производство угольных комбайнов: Шахты, Горловка, Караганда

3. производство подъемных машин и лебедок для работы в шахтах: Екатеринбург, Донецк, Краматорск

4. производство шахтных электровозов: Кыштым, Ясногорск (Тульская область)

5. производство шахтных вагонеток: Пермь

Тяжелое станкостроение и производство кузнечно-прессового оборудования. Продукция данной отрасли выпускается небольшими сериями по заказам машиностроительных предприятий. Центры: Коломна, Воронеж, Новосибирск.

Судостроение. Современное судостроение России представлено выпуском судов определенного назначения – танкеров, сухогрузов, пассажирских, рыболовных, лесовозных судов, контейнеровозов, паромов и т.д. - с разными типами судовых двигателей (теплоходы, паротурбоходы, атомоходы и т.д.). Сложность современных судов предполагает установку на них разнообразного типового и специального оборудования. Поэтому в судостроении исключительно велика роль кооперированных связей между предприятиями-смежниками, которые поставляют не только оборудование, но и целые агрегаты и секции судов. Продукция данной отрасли нетранспортабельна, ее невозможно перевозить, а потому главными условиями для размещения судостроительных предприятий являются:

1. наличие потребителя (т.е. близость речных, морских и океанических побережий)

2. наличие высококвалифицированных кадров

3. наличие крупных машиностроительных баз

Морское судостроение

Самый крупный центр морского судостроения в России сложился на Балтийском море в Санкт-Петербурге (заводы «Северная верфь», Балтийский, Адмиралтейский, Канонерский, Невский). Здесь выпускаются первоклассные пассажирские лайнеры, грузопассажирские, наливные суда, ледоколы-атомоходы, научные суда. Другим крупным центром балтийского судостроения выступает Калининград, судоремонт основан в Выборге. В странах Балтии судостроение и судоремонт находятся в Таллинне и Клайпеде.

Вторым важным районом судостроения является Черноморский. Ведущие здесь центры – Николаев, Керчь, Херсон – которые полностью отошли к территории Украины, производят сухогрузные и наливные суда, рыболовные суда, контейнеровозы. Судоремонтные заводы расположены в Поти, Новороссийске, Батуми, Одессе, Севастополе.

Крупными центрами судостроения в России также являются Архангельск на Белом море, Мурманск – на Баренцевом море. В этих центрах производят лесовозы. Морские суда для Каспийского моря сооружаются в Астрахани. На Дальнем Востоке центрами судостроения и судоремонта являются Владивосток и Петропавловск-Камчатский.

Речное судостроение

Представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: Волге (завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, Городец, Бор), Двине (Великий Устюг), Печоре (Щельяюр), Оби (Тюмень), Енисее, Лене (Киренск, Усть-Кут, Качуг), Амуре (Благовещенск).

Железнодорожное машиностроение . Эта отрасль отличается высокой металлоемкостью, а потому размещается вблизи крупных металлургических баз.

Ведущим центром железнодорожного машиностроения является Центральный экономический район: Коломна, Муром, Людиново (тепловозостроение), Брянск (производство изотермических вагонов), Тверь (пассажирское вагоностроение), Мытищи (электропоезда для метро). На размещение предприятий в этом районе оказали влияние исторические факторы. Именно с этого района начала складываться железнодорожная сеть страны и вследствие этого в районе появились первые локомотивостроительные заводы.

Другие центры:

Санкт-Петербург, Тбилиси (электропоезда для метро)

Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Абакан, Луганск (производство грузовых вагонов)

Усть-Катав (производство трамваев)

Новочеркасск (производство электровозов)

Рига (производство электропоездов)

Общее машиностроение

Включает в свой состав отрасли, отличающиеся средними нормами потребления металла и энергии. Общее машиностроение объединяет отрасли, специализирующиеся на производстве технологического оборудования для нефтеперерабатывающей, химической, лесной, целлюлозно-бумажной, легкой, пищевой, строительной отраслей хозяйства, сельскохозяйственных машин. Предприятия общего машиностроения размещены на территории России практически повсеместно, но в зависимости от народнохозяйственной специализации данного экономического района.

Сельскохозяйственное машиностроение

Размещение предприятий сельскохозяйственного и тракторного машиностроения в целом соответствует размещению и специализации сельского хозяйства, региональным условиям возделывания культур. Поэтому предприятия размещены практически во всех экономических районах страны, но основные мощности располагаются в Северо-Кавказском, Поволжье, Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном, Волго-Вятском.

Центры: Ростов-на-Дону, Таганрог, Красноярск (производство зерноуборочных комбайнов), Днепропетровск, Тернополь (производство свеклоуборочных комбайнов), Рязань (картофелеуборочные комбайны), Бежецк (льноуборочные комбайны), Ташкент (хлопкоуборочные комбайны), Воронеж, Сызрань, Новосибирск, Омск, Курган (разные отрасли сельскохозяйственного машиностроения).

Тракторостроение: Владимир, Липецк, С.-Петербург, Волгоград, Рубцовск, Барнаул, Челябинск, Брянск, Чебоксары; Харьков, Днепропетровск, Ташкент, Павлодар.

Среднее машиностроение

Эта отрасль объединяет предприятия малой металлоемкости, повышенной энергоемкости и трудоемкости. В состав этой группы включают следующие отрасли:

Автомобилестроение

Авиационную и ракетно-космическую промышленность

Электротехническую промышленность

Приборостроение и радиотехническую промышленность

Станкоинструментальную промышленность

Производство ЭВМ, робототехники, электроники и т.д.

Предприятия этой группы отраслей узкоспециализированны, имеют широкие кооперированные связи с другими машиностроительными предприятиями. Отрасли потребляют большое количество цветных металлов, резины, стекла. В своем размещении эта группа отраслей требует наличия высокоразвитой транспортной сети, научных кадров и разработок.

Автомобилестроение .

По объему производства, а также по стоимости основных фондов автомобилестроение является крупнейшей отраслью машиностроения, представленной 22 производственными объединениями, в состав которых входит более 200 заводов. Именно в этой отрасли наиболее ярко выражена специализация заводов и прослеживаются обширные связи по кооперации.

Отрасли отличается высокой наукоемкостью и трудоемкостью. Учитывая эти особенности, современные предприятия отрасли сосредоточены в старопромышленных районах европейской части, которые отличаются высококвалифицированными кадрами, сетью научно-исследовательских институтов, высоким уровнем автоперевозок (потребительский фактор), а также крупными транспортными узлами, на путях массовых потоков сырья, материалов, комплектующих изделий. К таким районам относятся Центральный, Волго-Вятский, Поволжский районы.

Центры автомобилестроения:

Центральный район:

Москва (производство грузовых (ЗИЛ) и легковых «Москвич», автомобилей)

Ликино (производство автобусов)

Серпухов (производство микролитражных автомобилей)

Волго-Вятский район:

Нижний Новгород (производство грузовых и легковых автомобилей)

Павлово (производство автобусов)

Саранск (производство автосамосвалов)

Поволжье:

Набережные Челны (производство грузовых «КамАЗ», микролитражных автомобилей)

Тольятти (производство легковых автомобилей «ЛАДА»)

Ульяновск (производство грузовых автомобилей малой грузоподъемности)

Энгельс (производство троллейбусов)

Миасс (производство грузовых автомобилей)

Ижевск (производство легковых автомобилей)

Курган (производство автобусов)

Украина: Кременчуг (грузовые автомобили), Запорожье (микролитражные автомобили), Львов (производство автобусов), Беларусь: Минск, Жодино (грузовые автомобили), Балтия: Рига (производство микроавтобусов), Армения: Ереван (производство автобусов, грузовых автомобилей), Грузия: Кутаиси.

Авиационная и ракетно-космическая промышленность

В этой отрасли кооперируются предприятия практически всех отраслей тяжелой промышленности, поставляющие разные конструкционные материалы из черных и цветных металлов, химических материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое оборудование.

Предприятия отличаются исключительно высоким уровнем квалификации инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где есть опытные кадры, специализированные НИИ и КБ, а также предприятия-смежники. Центры:

Москва (Ил-96-300, Ил-114, Ту-204, Ту-334, Як-42М)

Смоленск (Як-42)

Воронеж (Ил-86, Ил-96-300)

Таганрог (Ту-334)

Казань (Ил-62)

Ульяновск (Ту-204, Ан-124)

Самара (Ту-154, Ан-70)

Саратов (Як-42)

Омск (Ан-74)

Новосибирск (Ан-38)

Киев, Харьков, Ташкент.

Вертолеты производят в Москве, Ростове-на-Дону, Казани, Улан-Удэ.

Ракетно-космическая промышленность выпускает различного типа орбитальные космические корабли, ракеты для запуска спутников, космические корабли многоразового использования. Центры: Москва, Омск, Красноярск, Калининград. На долю России приходится 85% мощностей авиакосмического комплекса бывшего СССР.

Электротехническая промышленность

Эта отрасль машиностроения производит генераторы к паровым, газовым, гидравлическим турбинам, электродвигатели различной мощности переменного и постоянного тока, силовые трансформаторы и преобразователи, светотехническое и электротермическое оборудование. Производство отличается высокой науко- и трудоемкостью, а потому требует при размещении квалифицированных кадров, специализированных НИИ и проектных организаций. Центры: Москва, С.-Петербург, Чебоксары, Саранск, Екатеринбург, Новосибирск, Минусинск, Харьков.

Станко-инструментальная промышленность

Включает производство металлорежущих станков, металлообрабатывающего инструмента, производство станков с программным управлением. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных центрах страны: Москва, С.-Петербург, Саратов, Нижний Новгород, Новосибирск и т.д.

 Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности». Вначале мы дадим определение машиностроительного комплекса. Затем рассмотрим отраслевой состав этой подотрасли промышленности, обсудим ее значение для жизни страны. Также узнаем, в чем состоят технологические особенности машиностроения.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4. Оно обеспечивает обороноспособность страны

5. Это самый крупный комплекс в промышленности России

6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7. 20% промышленного производства,

8. 1\3 занятых в промышленности.

9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.

Специализация - производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1. предметная - производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная - производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая - производство полуфабрикатов, выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная - производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

- это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое , когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое , когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод - это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики - это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. - 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.-М.: Бол. Рос. энц., 1998.- 800с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2003. - 398с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова - М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
  1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.
  2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в вашем регионе?

Машиностроение является ведущей отраслью промышленности - как по величине (около 1/2 всех занятых и около 1/4 валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства зависит от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции - необходимое условие прогресса во всем .

Отрасли машиностроения

Машиностроение - отрасль, чрезвычайно сложная по своей структуре. В статистике выделяются следующие отрасли машиностроения:

Энергетическое;

Металлургическое;

Горношахтное и горнорудное;

Подъемно-транспортное;

Электротехническое;

Химическое;

Производство нефтепромыслового и бурового геологоразведочного оборудования;

Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования;

Станкостроительная и инструментальная промышленность;

Приборостроение;

Автомобилестроение;

Тракторостроение;

Сельскохозяйственное машиностроение;

Машиностроение для животноводства и кормопроизводства;

Строительно-дорожное машиностроение;

Авиастроение;

Судостроение;

Производство оборудования для легкой и пищевой промышленности и ряд других.

Машиностроительный комплекс потребляет 40% черных и основную часть цветных металлов. Поэтому предприятия, производящие металлоемкие машины и оборудование (например, металлургическое), тяготеют к районам производства металла. Другие отрасли машиностроения (и их большинство) в большей степени тяготеют к районам сосредоточения квалифицированной рабочей силы. Но и тем, и другим крайне необходимо удобство транспортных связей, поскольку для предприятий машиностроения характерно широкое развитие как специализации предприятий (подетальной - на выпуске отдельных узлов, предметной - на выпуске готовых изделий и технологической - на выполнении одной из операций), так и ее обратной стороны - кооперирования (связей между предприятиями, совместно выпускающими готовую продукцию). Например, современные крупные автомобильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющими «по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроительные заводы и авиационные заводы - с тысячами межников. Поэтому главное условие успешной работы машиностроительных предприятий - бесперебойное снабжение их всем необходимым.

Рассмотрим теперь размещение отдельных отраслей машиностроения. Для «тяжелого» (металлоемкого) машиностроения характерно размещение вблизи металлургических баз и районов потребления продукции. Так производство оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности сосредоточено на Урале, в меньшей степени - в Сибири (например, экскаваторный завод в Красноярске, предназначенный выпускать технику для разработки углей Канско-Ачинского бассейна). Крупнейшим заводом является «Уралмаш» в Екатеринбурге, выпускающий прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы, буровое оборудование и так далее.

Еще один сгусток таких предприятий представлен заводами Петербурга (сформировавшимися до революции на привозном металле), где велика роль энергетического машиностроения (а на Ижорском заводе - производство оборудования для атомных электростанций). Новый центр атомного машиностроения - завод «Атоммаш» в городе Волгодонск Ростовской области.

Тяжелые станки и кузнечнопрессовое оборудование выпускаются в Ульяновске, Новосибирске, Воронеже и в Коломне Московской области. Паровые котлы для тепловых электростанций и котельных выпускают в Барнауле, Таганроге, Белгороде и Подольске Московской области.

Менее металлоемкие отрасли машиностроения размещаются более свободно; их размещение чаще всего объясняется тем, что «исторически так сложилось». Это выражение - почти универсальный ответ на классический вопрос географии: «Почему это здесь находится?» Анализируя лишь сегодняшнюю ситуацию, на этот вопрос чаще всего не ответить; корни надо искать в прошлом: мы не свободны в своих решениях сейчас, поскольку многое решили уже наши предки. Например, локомотивостроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны - в Центральном районе; и сейчас именно там производят тепловозы (в Коломне, Калуге, Брянске, Людиново Калужской области и Муроме Владимирской области); а производство электровозов возникло в Новочеркасске Ростовской области.

Тракторостроение начало развиваться в начале 1930-х годов в районах «сплошной коллективизации» (степные районы, имеющие наибольшее значение для заготовок зерна). Поэтому первые тракторные заводы в России были построены в степной зоне, но при этом вблизи металлургических баз - в Челябинске и Волгограде. По числу выпускаемых тракторов завод в Волгограде остается самым мощным (около 60 тысяч штук в год из 210 тысяч з России в 1990 г.). Другие центры тракторостроения - Липецк 40 тысяч), Владимир, Челябинск и Рубцовск Алтайского края по 30 тысяч), Петербург (20 тысяч) и Петрозаводск (где производят в год около 10 тысяч тракторов для лесозаготовительной промышленности). Недавно построенный завод промышленных тракторов в Чебоксарах выпускал их очень мало (1,5-2 тысячи).

Производство сельскохозяйственных машин, как правило, тяготеет к районам потребления. Например, льноуборочные комбайны производят в городе Бежецк Тверской области, картофелеуборочные - в Туле и в Рязани, силосоуборочные - в Люберцах Московской области.

Особенно много производят зерноуборочных комбайнов (но их качество невысоко, и в совокупности с плохой эксплуатацией это ведет к выходу их из строя через несколько лет работы). Их общее производство в середине 1980-х годов превышало 110 тысяч штук в год, в том числе на заводах «Ростсельмаш» (Ростов) и Таганрогском комбайновом (в Ростовской области) - 90 тысяч. Другие центры были гораздо менее мощными: Красноярский завод - 15 тысяч штук и Биробиджан (в Еврейской автономной области) - 3 тысячи рисоуборочных комбайнов.

Производство автомобилей в России возникло вначале в Центральных районах. В конце 1980-х годов из 700 тысяч грузовых автомобилей в год в Москве выпускалось 170-190 тысяч, в Нижнем Новгороде - 210-230 тысяч. Самый современный Камский автозавод (в городе Набережные Челны, в Татарии), построенный в 1970-е годы, имеет проектную мощность 150 тысяч машин в год, но выпускал 70-80 тысяч. Менее крупные заводы (на 20-40 тысяч машин в год) расположены в Ульяновске, Саранске и в ряде городов Урала (Миасс, Ижевск, Сверд-ловск-44).

Из 1200-1100 тысяч легковых автомобилей более половины (более 700 тысяч) выпускал Волжский автозавод в Тольятти (ВАЗы), по 130-150 тысяч - автозаводы в Москве и Ижевске («Москвичи»), 70 тысяч - в Нижнем Новгороде («Волги») и 50 тысяч - в Ульяновске (вездеходы-«УАЗы»).

Для наиболее наукоемких отраслей машиностроения характерно тяготение к крупным городам. Например, авиазаводы расположены в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Воронеже, Новосибирске; в Москве и Подмосковье, Самаре, Омске сосредоточено космическое машиностроение.

Машиностроение — главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны. В развитых странах на долю машиностроения приходится 25-35% и примерно столько же от общей численности занятых в экономике. Аналогичные показатели для НИС, для других развивающихся стран доля промышленности — 15-20%, в НРС — менее 10%. Ведущие тенденции — рост объема производства при углублении специализации и кооперации различных машиностроительных отраслей, расширение сфер использования, улучшение потребительских свойств конечной продукции. Особенностью машиностроения развитых стран является растущее многообразие продукции машиностроения, ее высокое качество и конкурентоспособность. Доля машиностроительной продукции в экспорте Японии составляет 65%, США, Германии, Швеции — 45-48%.

Машиностроение принято делить на следующие подразделения: общее машиностроение (производство средств производства и станкостроение), электротехника и электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Полный объем тяжелого машиностроения (горно-шахтное, металлургическое, научно-прессовое оборудование и др.) представлен в ведущих развитых странах. Лидерами в станкостроении являются Япония, Германия, США, Англия, Швеция и Швейцария. На долю развивающихся стран приходится менее 10% выпуска станков (Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Индия).

Из недр электротехнической промышленности быстро выдвинулась электронная индустрия, являющаяся в настоящее время наиболее динамичной отраслью, продукция которой используется во всех сферах (ежегодно реализуется продукции на более чем 1 трлн. долл.). В объеме производимой продукции на долю электронных машин и ПК приходится около 50%, электронных компонентов (микросхемы, диски, процессоры и т. п.) — 30%, бытовой электроники — 20%. Электроника развивается в направлении миниатюризации изделий, повышения их надежности, долговечности и качества. В разработке новых процессоров, микросхем и компьютерных систем, а также программного обеспечения лидерами являются США и Япония. В производстве комплектующих и бытовой электроники заметную роль играют Республика Корея, страны Юго-Восточной Азии.

Транспортное машиностроение развивается в направлении совершенствования конструкций, повышения экономичности двигателей и уменьшения токсичности выбросов, использования новых материалов, компьютеризации обслуживания и управления, повышения надежности и безопасности. В производстве автомобилей ведущими компаниями являются: «Дженерал Моторс» (около 9 млн. автомобилей в год), «Форд» (7 млн.), «Тойота»
(5 млн.), «Фольксваген» (4,5 млн.), «Нисан» (3 млн.), «Фиат» (2,8 млн.). Из развивающихся стран собственное автомобилестроение налажено в Южной Корее, Бразилии, Турции и Индии. Быстрыми темпами растет автомобилестроение в Китае.

В мировом судостроении и производстве железнодорожного подвижного состава наряду с развитыми странами все более заметную роль играют развивающиеся страны. В судостроении на долю Японии и Ю. Кореи приходится более 50% мировой сборки морских судов.

Крупнейшей авиакосмической промышленностью (по объему производимой продукции и технологических разработок) располагают США (около 75% производства авиатехники развитых стран) и Россия. Из других стран авиакосмическим производством выделяются Франция и Англия.

Факторы размещения машиностроения

Машиностроительный комплекс (МК) представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей машиностроения, специализирующихся на производстве средств транспорта, военной техники и оружия, средств производства и различных предметов потребления. МК чрезвычайно сложен по своей структуре и состоит более чем из 70 отраслей, которые выделяются в зависимости от назначения производимой продукции, но сходны по технологии и используемому сырью.

Машиностроение — ведущий комплекс промышленности, обеспечивающий оборудованием все другие комплексы. В 2007 г. на вид экономической деятельности “Производство машин и оборудования” пришлось 6% объема отгруженных товаров собственного производства страны, здесь было занято 1,1 млн. чел. или 1/10 всех занятых в промышленности, функционировало более 22 тыс. предприятий или более 5% предприятий обрабатывающих производств.

Машиностроение — одна из отраслей отечественной промышленности, значительно пострадавшая от экономического кризиса. Основные причины кризиса отечественного машиностроительного комплекса:

  • демилитаризация экономики;
  • возросшая в 1990-е гг. конкуренция зарубежных средств производства и предметов потребления;
  • резкое сужение рынка сбыта продукции отрасли в самой России и в остальных странах — основных ее потребителях;
  • прогрессирующий моральный и физический износ оборудования машиностроительных предприятий.

Начиная с 1999 г. положение в отечественном МК стало улучшаться. В развитии машиностроения приоритетными являются два основных направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для , легкой промышленности, медицинской техники и оборудования. Второе — развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.

Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Почти 90% продукции МК производится в европейской части России. В Сибири и на Дальнем Востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий МК в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли.

Находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, наличие трудовых ресурсов, близость к источникам сырья и материалов, к потребителям, объем транспортных работ, затраты на транспортировку.

Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию . Специализация — сосредоточение на производстве отдельных видов продукции или услуг. Она бывает предметная (выпуск определенных конечных видов продукции — машин, оборудования), подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций), технологическая (производство литья, заготовок) и функциональная (ремонт). Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, находящихся на близком расстоянии, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др., интегрируя размещение взаимодействующих между собой предприятий.

Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров в размещении таких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная и др.

Отрасли машиностроения, как крупные потребители металла (сырья), имеют широкие связи прежде всего с . Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.

Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией.

Отрасли машиностроения

Отрасли машиностроения в зависимости от особенностей производимой продукции и факторов размещения предприятий делят на пять групп.

Тяжелое и энергетическое машиностроение отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и малой трудоемкостью. Продукция производится в незначительных количествах, иногда поштучно. Оно включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов.

Предприятия этой группы ориентированы на металлургические базы. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или узкоотраслевым потреблением, располагаются в районах их потребления.

Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центре (Электросталь), Поволжье (Сызрань), Восточной Сибири (Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре).

Горно-шахтное оборудование выпускают на предприятиях, расположенных в главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение развивается в центрах с высокой культурой производства. Паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин, а Екатеринбург — еще и теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы изготавливают на Северном Кавказе (Волгодонск) и Северо-Западе (Колпино). Производство паровых котлов организовано в Подольске, Белгороде, Таганроге и Барнауле.

Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускаются небольшими сериями и размещаются вне металлургических баз. Крупными производителями являются Центральный (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземный (Воронеж), Поволжский (Ульяновск), Западно-Сибирский (Новосибирск) районы.

Транспортное машиностроение занимается производством различных видов транспортных средств — автомобилей, железнодорожного подвижного состава, судов.

Автомобилестроение отличается четкой специализацией предприятий на выпуске определенного типа автомобилей. Грузовые автомобили среднего тоннажа выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа и большегрузные автомобили — Поволжского района (Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные — в Поволжье (Тольятти), микролитражные — в Серпухове, Набережных Челнах. Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыно), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. В Энгельсе действует троллейбусный завод.

В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.

В последние годы появились новые предприятия по сборке автомобилей из иностранных комплектующих. На Северном Кавказе в Ростове было осуществлено производство корейской Daewoo, в Калининграде на судостроительных заводах “Балтика” и “Янтарь” осуществляется сборка другой южно-корейской марки автомобилей Kia, в Елабуге — General Motors. Во Всеволожске (Ленинградская область) завершено строительство завода Ford.

Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников, прицепов, электрооборудования и т. д. Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и Заволжье.

Железнодорожное машиностроение состоит из локомотивостроения и вагоностроения, которое исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центр, Санкт-Петербург), а затем переместилось к металлургическим базам.

Локомотивостроение включает производство тепловозов и электровозов. В Центральном районе организовано производство тепловозов (Коломна) и маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром), на Северном Кавказе (Новочеркасск) — электровозов.

Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение, учитывая не только наличие металла, но и древесного сырья. В отрасли сложилось четкое разделение труда: грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей — в Твери; саморазгружающиеся — в Калининграде; изотермические — в Брянске; трамвайные — в Усть-Катаве (Челябинская обл.) и Санкт-Петербурге; для метрополитена — в Мытищах, Санкт-Петербурге; электропоезда — в Демихово (Московская область).

Судостроение делится на морское и речное. Размещение морского судостроения отражает такие особенности отрасли, как специализацию и связанное с ней внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование, обеспеченность трудовыми ресурсами. Основной район морского судостроения и судоремонта сложился на Балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Астрахани, Владивостоке; судоремонта — в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.

Размещение речного судостроения отражает роль отдельных водных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Лене (Усть-Кут Иркутской обл.), Амуре (Благовещенск). В речном судостроении видное место должно занять производство судов типа “река-море” и пассажирских теплоходов.

Сельскохозяйственное машиностроение занимается выпуском различных видов техники для сельского хозяйства. В большинстве случаев к нему относится и производство тракторов. Продукция отличается сравнительно низкой металлоемкостью и малой транспортабельностью, поэтому главным фактором размещения является потребительский, а для тракторостроения также важна близость металлургических баз.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции, учитывая специфику сельского хозяйства данной территории и развито во всех экономических районах. Так, зерновые комбайны производят заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска, т. е. в пределах основного ареала зернового хозяйства России. В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы Воронежа, Сызрани, Кургана, Омска, Новосибирска, Рубцовска.

Тракторостроение ориентировано на районы потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 1930-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, в последующие годы — во Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности выпускаются трелевочные тракторы в Петрозаводске, промышленные — в Чебоксарах.

Станкостроение и точное машиностроение занимается производством различных видов станков, приборов, аппаратов, электронной техники. Это наиболее трудоемкие в машиностроении производства, требующие к тому же высокой квалификации работников. Большое значение имеет также близость научных и конструкторских центров. Поэтому предприятия размещаются, как правило, в районах с высокой технической культурой. Станкостроение в своем размещении ориентируется на крупные города, располагающие квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро. Главными центрами являются Москва, Коломна, Дмитров, Егорьевск (Московская область), Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Уфа. Электротехнику выпускают в Саранске, Чебоксарах, Новосибирске. Важным центром электронной промышленности является Зеленоград.

Металлообработка — особая отрасль машиностроения, которая занимается ремонтом машин и оборудования, а также производством металлических изделий и конструкций. Предприятия этой группы небольшие, а выполняемые операции не отличаются технической сложностью и наукоемкостью. Поэтому размещение отличается повсеместностью, так как главным фактором является потребительский.

Машиностроение территориально организуется в виде определенных сочетаний разных предприятий, связанных между собой в производственном отношении. В целом предприятия МК размещаются повсеместно, однако наибольшая их концентрация характерна для старопромышленных районов европейской части России — Центрального, Приволжского, Уральского (табл. 3.5). За их пределами выделяются Санкт-Петербург и Новосибирск.

Территориальная специализация машиностроения Российской Федерации*

Федеральные округа** Специализация машиностроения
Центральный Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, автомобилестроение, железнодорожное) Производство оборудования для легкой, химической и нефтехимической промышленности. Станкостроение. Сельскохозяйственное машиностроение. Точное и сложное машиностроение. Электроника
Приволжский Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, речное судострое-ние). Производство оборудования для нефтяной и газовой, нефтеперерабатывающей промышленности, химии органического синтеза, целлюлозно-бумажной промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение
Уральский Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, автомобилестроение, железнодорожное). Оборудование для металлургической промышленности, горно-шахтное оборудование, оборудование для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефте-химической промышленности. Энергомашиностроение. Станкостроение
Северо-Западный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Энергетическое машиностроение. Производство оборудования для отраслей лесопромышленного комплекса
Южный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Производство оборудования для пищевой промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение
Сибирский Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, железнодорожное машиностроение). Про-изводство горно-шахтного оборудования
Дальневосточный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт, авиационная промышленность)