Биологические и социальные отличия по гендерному типу. Понятие гендера. Гендерные различия в современном мире

Н равственные, духовные законы так же незыблемы, как и законы природы. Камень, брошенный вверх, обязательно упадёт вниз. Река, повёрнутая вспять, нарушит экологию. Отступление от нравственных законов, игнорирование голоса совести приведёт к искажению мировоззрения, к патологии осознанного восприятия действительности.

Гендер преподносится как равенство человеческих прав, охрана женщин и семьи, но на самом деле гендерная идеология утверждает, что человек рождается двуполым и сам может выбирать - мужчина он или женщина . В недавно изданных украинских учебниках студентам преподносится взгляд «гендерных» учёных о том, что существует даже 5 полов (гетеросексуалы, гомосексуалы, лесбиянки, бисексуалы и транссексуалы). За теорией «гендера» стоит одобрение браков гомосексуалистов, усыновление детей «семьями» гомосексуалистов, пропаганда гомосексуализма во всех сферах жизни, о т. наз. праве на изменение пола (мужчину должны зарегистрировать как женщину, если он этого желает и т. д.).

Проталкивание идеи гендерного равенства : согласно гендерной теории, люди в обществе не должны отличатся по половому признаку (мужской или женский пол), как это было тысячелетиями, но прежде всего - отличаются по социальному полу, который они сами себе выбирают. Биологические признаки в делении людей по принадлежности к мужскому или женскому полу уже больше не должны быть распознавательным критерием, так как это считается «дискриминацией по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности» . Проще говоря, речь идёт о потере рассудка: мужчина уже не является мужчиной, а женщина - женщиной! Гражданин может требовать внести изменения в паспорт и во все свои документы, и вот он - уже не господин Иванов, а - госпожа Иванова. Госпожа Петрова может превратиться в господина Петрова, и это также будет официально задокументировано .

Целью гендерной политики является уничтожение в обществе естественного института семьи, продвижение и легализация гомосексуальных извращений. Этому должны послужить т.н. поправки к закону, и это происходит уже в эти дни!

На международные деньги создаются различные организации и проводятся тренинги, в Министерствах семьи, образования и юстиции внедряют абсурдные идеологические ценности вместо того, чтобы решать подлинные проблемы.

Гендер внедряется в украинские законы: 8 сентября 2005 года, согласно международным стандартам, был принят закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» № 2866-IV . Когда депутаты принимали этот закон, термин «гендер» рассматривался как «равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации». Но закон также имеет и другую формулировку: «Если международным договором Украины установлены правила, отличные от предусмотренных Законом Украины, то приоритет имеют правила международного договора». Сегодня, когда почти по всей Европе легализованы гомосексуальные браки с возможностью усыновления детей и преследованием за так называемую гомофобию (негативная реакция на проявления гомосексуальности), с точностью можно утверждать, что термин «гендер» имеет совсем другое значение, а именно - «социальный пол» человека, то есть пол, который человек сам себе выберет . Об этом свидетельствует «Резолюция 1728 (2010)» ПАСЕ, изданная 29.04.2010 года, под названием «Дискриминация по принципу сексуальной ориентации и гендерной идентичности». Благодаря этому закон № 2866-IV получил совершенно противоположное значение, которое противоречит Конституции Украины и Семейному кодексу Украины.

Термины «мама» и «папа» Совет Европы уже запретил: гендерные идеологи в ЕС считают изображение матери, которая обнимает свое любимое дитя, проявлением сексизма, т.е. дискриминации женщин. Будто это сосредотачивает внимание общества только на репродуктивной функции женщины. Но где же здесь глубокие материнские чувства и отношения между матерью и ребёнком? Об этом гендерные идеологи молчат. Непонятным также является решение Совета Европы, в соответствии с которым СЕ отказывается от употребления слов «мама» и «папа» и предлагает называть просто «родители». Они считают, что неизвестно, какую идентичность избрал этот человек и, таким образом, его можно обидеть. К тому же, если такая позиция уже узаконена, то тогда за оскорбление личности можно подвергнуться наказанию. Из-за гендерных законов и внедрения сексуального воспитания уже с садиков дети будут иметь нарушенную психику и извращённый менталитет .

Если мы исследуем теорию гендерной политики, то мы не найдём в её лексиконе таких классических категорий человеческих отношений, как любовь, нравственность, уважение, взаимовыручка, целомудрие, материнство, дружба, сочувствие. Там речь идёт о «гендерном равноправии», «гендерных стереотипах», «языковом сексизме» и т.д. ().

Человек рождается мужчиной или женщиной, и это отражено не только во внешних признаках пола, но и в психике, и в жизненном предназначении, которое реализуется в супружестве исполнением роли отца или матери. Отличия в психике супругов должны дополнять друг друга и вести к духовному созреванию, которое связано с тем, что муж и жена, воспитывая своего ребёнка, забывают о врождённом эгоизме, и у них формируются семейные духовные ценности: жертвенность, чистая любовь, что является противоположным эгоизму и цинизму. В такой семейной гармонии ребёнок может расти, становясь зрелой личностью.

В гендерной идеологии говорится о правах женщин в Украине, но на самом деле это обман - речь идёт о ликвидации прав женщин и детей. К тому же, речь идёт о вмешательстве в человеческую психику, о каком-то обезличивании, когда человек становится каким-то номером, и неизвестно, мужчина это или женщина .

Чтобы не допустить принятие этих законов, рассказывайте об этом другим и поддержите инициативу противостояния внедрению гомосексуализма в нашей стране на законодательном уровне. Внедрение гендер-гей идеологии происходит с помощью международного финансирования и лоббирования на государственном уровне уже сейчас

Понятия пол и гендер часто путают, а между тем, между ними существует вполне значимая, хоть и неочевидная, разница. Попробуем определить, что же такое гендерный признак и каково его отличие от половой принадлежности. Можно сказать, что биологический пол - мужской и женский - это врожденное качество индивида, выявляющееся еще на стадии эмбрионального развития; что половой признак - неизменный, и не зависящий от воли индивида. Но так ли все просто? Ведь в последнее время с помощью современной медицины можно изменить пол. Да и наличие при рождении тех или иных половых органов у ребенка еще не означает, что его можно однозначно поместить в разряд мальчиков или девочек. Ведь сейчас, например, в обследовании спортсменок, участвующих в соревнованиях между женщинами, принимаются во внимание не только явные женские признаки их организма, но и хромосомный набор, поскольку встречается, что наряду с женскими половыми органами соседствует мужские гормоны, и это дает таким спортсменкам некоторые преимущества в соревнованиях.

И все же если половой признак у большинства людей все-таки биологический и анатомический, гендерный признак является однозначно общественным, социальным и приобретенным в результате воспитания. Более простым языком это можно переформулировать так: на свет появляются младенцы мужского и женского пола, но мужчинами и женщинами становятся. И дело даже не в том, как воспитывают ребенка с пеленок - девочкой или мальчиком: на всех нас оказывает влияние культурное бессознательное нашего окружения. А поскольку гендер - явление культурное и социальное, оно и может претерпевать изменения вместе с развитием культуры и социума. Например, еще в XIX веке считалось, что женщина носит платье и длинные волосы, а мужчина - брюки и короткую прическу, но сейчас эти вещи не являются признаком гендера. Ранее «женщина-академик», «женщина-политик» и «бизнес-вумен» считались чем-то невероятным, но сейчас это наблюдается все чаще и чаще, и уже никого не удивляет.

Но, тем не менее, гендерный признак, приписываемый мужчинам и женщинам, все еще живуч в массовом сознании, и чем неразвитее общество, тем больше он довлеет над индивидами, навязывая им те или иные формы Так, считается, что мужчина должен быть «добытчиком для семьи» и обязательно зарабатывать больше жены. Также считается, что мужчина должен быть мужественным, напористым, агрессивным, заниматься «мужскими» профессиями, увлекаться спортом и рыбалкой, делать карьеру на работе. Женщине же приписывается быть женственной, мягкой, эмоциональной, выйти замуж, иметь детей, быть покладистой и уступчивой, заниматься «женскими» профессиями, делая в них довольно скромную карьеру, потому что основное время она должна посвящать семье.

Которые, увы, до сих пор господствуют в некоторых стратах и даже странах, порождают для человеческих индивидов гендерные проблемы. Жена, кормящая всю семью; муж, идущий в декретный отпуск по уходу за новорожденным; женщина, жертвующая замужеством ради успешной научной карьеры; мужчина, увлекающийся вышиванием - все они в той или иной мере подвергаются социальному остракизму за свое несоответствующее полу поведение. Можно ли однозначно сказать, что гендерный признак - это социальный стереотип? Да, поскольку в разных обществах гендерные стереотипы - мужские и женские - разнятся между собой. Например, в испанском парадигмате уметь готовить - признак настоящего мачо, тогда как в славянском стоять у плиты - чисто женское занятие.

Очевидно, что гендерные стереотипы приводят не только к гендерным проблемам, но и к поскольку руководящая роль в обществе часто отводится мужчинам. Поэтому многими развитыми странами на самом высоком уровне разрабатывается специальная гендерная политика. Это значит, что государство берет на себя ответственность по устранению неравенства по половому признаку и создает кодекс законов для формирования эгалитарного (равного для всех людей) общества. Оно также должно проводить просветительскую политику, имеющую целью искоренить гендерные стереотипы.

Разделение людей на мужчин и женщин определяет восприятие различий, характерных для психики и поведения человека (Берн, 2001). Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких как семья, армия, воспитательные учреждения, органы правосудия). Но факт телесного отличия мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят все наблюдаемые особенности полов. Ведь помимо конституционального аспекта эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что – женщине. Кроме того, существует точка зрения, согласно которой наше восприятие биологических различий между полами тоже определяется культурными факторами (Laquer, 1992).

Сегодня обоснованность жесткого разделения людей только на два противоположных, не совпадающих по своим природным характеристикам пола ставится биологами под сомнение. Они выделяют несколько уровней сексуальной организации человека (Келли, 2000):

– генетический пол (определенный набор генов);

– гонадный пол (железы внутренней секреции);

– морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);

– церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона).

Сочетание различных характеристик каждого уровня определяет многообразие конституциональных особенностей данного человека, тогда как привычное деление людей на два пола фактически опирается только на морфологический критерий: наличие соответствующего детородного органа. В сознании большинства людей присутствует скрытая установка, заставляющая считать основным критерием и начальной точкой отсчета при оценке всех составляющих биологического пола именно гениталии. Поэтому характеристики генетического, гонадного и церебрального уровней при оценке нормы или отклонений в развитии сексуальности человека структурируются в восприятии вокруг гениталий.

В биологии пол определяют как совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. Наличие двух полов предполагает различие в строении и функционировании организмов, относящихся к каждому из них. Внешние и внутренние различия мужского и женского организмов называют половым диморфизмом. Иными словами, половой диморфизм – это различия между полами, обусловленные биологическими факторами (Слободчиков, Исаев, 1995).

В последнее время в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера (Берн, 2001). Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Термин « гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми в контексте определенной культуры.

Возникновение термина «гендер» как одной из категорий социального анализа связано с именем американского психоаналитика Роберта Столлера, предложившего в 1958 г. использовать эту грамматическую категорию, чтобы подчеркнуть двойственную природу пола человека как, с одной стороны, биологического, а с другой – социокультурного феномена (Воронцов, 2002). В обыденной речи слово «пол» обозначает широкий комплекс репродуктивных, соматических, поведенческих и социальных характеристик, которые в целом характеризуют человека как мужчину либо женщину. Однако связь между биологическими и социокультурными составляющими этого единого комплекса в научном плане далеко не однозначна, что и подтолкнуло Р. Столлера ограничить тезаурус термина «пол» как научной категории строго биологическими характеристиками – анатомо-морфологическими признаками, по которым различаются и дополняют друг друга в процессе репродукции человеческие особи. Термин «гендер» должен был подчеркнуть тот факт, что биологические характеристики сексуальности не даны человеку непосредственным образом, а всегда преломляются через призму индивидуального сознания и социальных представлений, т.е. существуют в виде субъективного и зафиксированного в культуре знания о них (Stoller, 1968).

Гендер – это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме. Подобно концепциям о классах, расе и этничности, понятие «гендер» является аналитическим инструментом для понимания социальных процессов.

Введение термина «гендер» подразумевало также и то, что видимые различия личностных характеристик мужчин и женщин не связаны напрямую с биологическими детерминантами, но определяются спецификой социального взаимодействия, в которое включены мужчины и женщины, обладающие субъективным знанием о своих сексуальных признаках. Действительно, отличительными психологическими признаками «мужского» и «женского» поведения почти всегда оказываются социальные качества: групповой статус и

Связанные с ним отношения власти (доминирование/подчинение), исполняемые социальные роли (материнство/отцовство), уровень социальной активности (профессиональная деятельность/домашняя работа) и т. д. То есть личностные характеристики, которые в обыденном сознании тесно связаны с биологическим полом (чему в немалой степени способствует повседневное употребление слова «пол»), возникают только в определенной системе социальных отношений. Именно поэтому Р. Столлер предложил использовать категорию гендера для обозначения связанных с полом, но возникающих только в контексте межличностных и социальных отношений личностных и поведенческих характеристик. Ведь грамматический термин «гендер» («родовой признак») как раз и отражает контекстуальную, а не онтологическую сущность мужских и женских характеристик.

Появление нового термина, отражающего факт социокультурной обусловленности связанных с биологическим полом психологических особенностей мужчин и женщин, прервало классическую традицию социально-психологического анализа сексуальности, в которой главенствующее место занимали именно биологические детерминанты. Однако необходимо учитывать, что значительная часть исследований, посвященных социально-психологической проблематике пола, была проведена до того, как термин «гендер» получил широкое распространение в социальных науках за рубежом, не говоря уже о России. Поэтому в литературе нередко еще можно встретить употребление понятия «пол» и его производных («половая роль», «половая идентичность», «половые различия» и т. п.) при анализе социально-психологических характеристик взаимодействия мужчин и женщин. Однако и в классической социальной психологии используется термин «гендер», где ему придается особое содержание.

В самом общем виде выделяют три парадигмы в социальной психологии, дающие определение и трактовку понятию «гендер»: классическая, модернистская и постмодернистская. Классическая основывается на биолого-эволюционных представлениях о сексуальности. Модернистская характеризуется двойственной трактовкой пола как биологического факта и субъективного образа, содержание которого определяется социокультурными факторами. Постмодернистская трактует пол и гендер как два способа социального конструирования.

Классическая парадигма в социальной психологии трактует гендер в качестве сводной биосоциальной характеристики, в которой анатомо-физиологические различия между людьми приобретают качество социальных отношений. Гендер выступает здесь в виде «культурной маски» биологического пола, как социальная «надстройка» пола. В рамках традиционного подхода весьма популярна полоролевая концепция гендера, которая сводит его к совокупности поведенческих моделей, ожидаемых от мужчин и женщин в конкретном социокультурном пространстве. Ее основная идея заключается в том, что в силу биологических причин женщины обладают преимущественно экспрессивными личностными характеристиками, тогда как мужчины – инструментальными. Соотношение понятий пола и гендера в традиционном ключе предстает в следующем виде: биологический пол – это данность, а гендер – это достигаемый социальный статус, который связан с исполнением определенных социальных ролей. В процессе социализации пол становится гендером – личностным атрибутом, который рано фиксируется (приблизительно в пятилетнем возрасте) и затем остается неизменным и неотчуждаемым. Дальнейшее гендерное развитие личности, согласно этой методологической парадигме, заключается только в обогащении содержания ролевого репертуара, в его воспроизводстве и укреплении (Воронцов, 2002).

Привязка полоролевой концепции гендера к биологическому диморфизму человека в конечном итоге ведет к асоциальному пониманию гендера и постоянному поиску биологических коррелятов для социально-психологических данных, причем биологические факторы рассматриваются как причина наблюдаемых различий и основа для их интерпретации.

Модернистский подход к изучению гендерных аспектов личности характеризуется двойственной трактовкой пола как, с одной стороны, биологического, а с другой – социокультурного феномена. Здесь гендер сводится к субъективным представлениям о том, чем является для человека его объективно существующий биологический пол. В рамках этого подхода принято думать, что люди произвольно конструируют социальный образ биологического пола, используя обусловленные природой телесные характеристики. Гендер оказывается «культурной схемой» (или «линзой»), упорядочивающей и типизирующей любое связанное с половой принадлежностью знание личности о себе. Понятие «гендерная схема» было введено американской исследовательницей С.Л. Бем (см. раздел 1.7.2). В соответствии с ее концепцией человек самостоятельно моделирует собственное поведение, произвольно комбинируя качества и способы межличностного взаимодействия, зафиксированные в имеющихся культурных (гендерных) схемах. Одни люди демонстрируют выраженную «гендерную схематичность», потому что во всем полагаются на типичные образцы соответствующих качеств и модели поведения. Другие уделяют меньше внимания точному воспроизведению готовых образцов, усваивая то, что им кажется более подходящим, из разных гендерных схем.

В модернистской парадигме гендер выступает и как особый социальный институт, обеспечивающий функционирование отношений власти в обществе. Такое понимание гендера связано с именем американской исследовательницы Дж. Лорбер (Лорбер, 1994).

С позиций социального конструирования гендера и пол, и гендер являются достижимыми социальными статусами. Так же как раса, этническая принадлежность и социальный класс, гендерные категории институционализированы культурой и социумом. Жизнь каждого человека с самого рождения формируют социокультурные нормы и правила. В своей совместной работе Д. Лорбер и С. Фаррелл (2000) подчеркивают, что, хотя некоторые общества являются расово и этнически гомогенными, а иногда гомогенными и по социальному статусу, нет ни одного общества, которое было бы гомогенно в гендерном отношении. Разделение социального мира на мужчин и женщин укоренено настолько глубоко, что с момента рождения, как только пол ребенка опознан, родители, врачи, акушерки и все окружающие новорожденного «создают гендер», реализуя принцип половой дифференциации (Лорбер, Фаррелл, 2000).

Даже во взрослый период жизни, когда гендерный статус стабилен, мы привычным образом моделируем гендер в каждой конкретной ситуации. В реальности и в повседневных практиках гендер пронизывает все аспекты нашей жизни от микро– до макроуровня (Лорбер, Фаррелл, 2000). Как считают К. Уэст и Д. Зиммерман (1997), будучи социальным статусом, гендер фундаментален, институционализирован и постоянен, и тем не менее, поскольку члены социальных групп должны постоянно (осознают они это или нет) «созидать гендер», чтобы поддерживать свой статус, тут всегда существует потенциал изменений.

Применительно к личности гендер включает в себя следующие компоненты:

– гендерная идентичность – личное восприятие своей половой принадлежности в связи с предписанными полу социальными функциями и статусом;

– гендерный брачный статус – осуществление или неосуществление предписанного типа ухаживания, репродуктивного поведения и родительских ролей;

– сексуальная ориентация – социально или индивидуально принимаемые образцы сексуальных желаний, чувств, соответствующих практики и идентичности;

– гендерная структура личности – усвоенные образцы социально приемлемых эмоций и чувств;

– гендерные процессы – социальные практики воспитания и обучения гендерному поведению;

– гендерные убеждения – принятие господствующей в обществе гендерной идеологии или сопротивление ей;

– гендерный дисплей – предъявление себя в качестве определенного типа гендерной личности посредством одежды, косметики, украшений, телесных маркеров (придание телу желаемой формы, пирсинг, татуировки и прочее).

Гендер личности в рамках этого подхода является частью социальной категории гендера, с помощью которой устанавливается и поддерживается определенный социальный порядок и распределение власти в обществе. Он есть результат принятия или непринятия господствующих и зафиксированных самыми разными способами форм социальных отношений между мужчинами и женщинами (которые до сегодняшнего дня сохраняют свою асимметричность).

В рамках модернистского подхода существует и третье определение гендера как системы межличностного взаимодействия, посредством которой создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как о базовых категориях социального порядка. Эта концепция тесно связана с этнометодологическим подходом Г. Гарфинкеля. В такой интерпретации гендер есть результат часто встречающихся практик социального взаимодействия, где требуется постоянное подтверждение своей половой принадлежности. Он есть то, что люди демонстрируют в процессе межличностной коммуникации, структурируя его в соответствии с конвенциальными моделями взаимодействия. Любое взаимодействие включает в себя параметр отношений власти, которые могут выстраиваться по принципу господства/подчинения или эгалитарно. Соответственно, гендерные различия отражают особенности социального порядка, устанавливающего правила взаимодействия и коммуникации полов (см. раздел 1.7).

Концепции социального конструктивизма получили дальнейшее развитие в постмодернистской социальной психологии. Постмодернистская парадигма отказывается от двойственной интерпретации пола как одновременно биологического и социального феномена. Ее суть заключается в том, что пол всегда является социальной категорией, которая приписывается биологическому организму на основании произвольно выделяемых критериев. Биологический пол как объективный феномен не существует: он тоже есть социальный конструкт, поскольку биологические особенности, на основании которых мы делим людей на мужчин и женщин, являются произвольно установленными критериями типизации внутривидового разнообразия на основании различия репродуктивных систем. Гендер и пол оказываются разными способами репрезентации сексуальности личности посредством социальных институтов: науки, семьи, СМИ, права, образования, искусства, моды и т. д. Эти репрезентации варьируют в широких пределах: от нормативных гендерных дисплеев до полного размывания границ половой принадлежности. В европейской культуре существует не две, а как минимум пять (и более) типичных технологий гендерных репрезентаций: мужчина, женщина, гетеросексуал, гомосексуал, трансгендер и т. д. Технологии гендерной репрезентации основываются не только на категоризации репродуктивных систем, но и на категоризации сексуальных предпочтений. Как социальный конструкт, гендер является продуктом социальных и языковых практик, а также научных представлений о поле/гендере. В этом смысле гендер никогда не является статическим продуктом культуры: он есть динамический результат постоянного обсуждения проблемы пола/гендера в обществе и связанной с этим дискурсом социальной перцепции индивидуально-личностных особенностей человека. Другими словами, что мы говорим и думаем о гендере, то и определяет, каковым он и является.

До начала 1990-х гг. гендерная проблематика в отечественной психологии не развивалась, а работ, на которые могли бы опираться исследователи гендерных проблем в психологии, было опубликовано крайне мало.

Существует две группы научных предпосылок развития гендерных исследований в отечественной психологии, создающих основу для создания гендерной психологии (Клецина, 2004).

Первая группа предпосылок – это собственно научные (в традиционном понимании) предпосылки, то есть те научные области знания, в русле которых зарождалась и формировалась проблематика, близкая к гендерному направлению, среди которых выделяют социологию пола и психологию пола.

Вторая группа предпосылок связана с феминизмом. К ним относятся феминистские концепции, женские исследования и гендерные исследования. Именно эти источники знания определили специфику нового направления в психологической науке, задали вектор научного поиска для решения актуальных социальных проблем. Эта группа предпосылок исполняет роль базовых основ не только для гендерного направления в психологии, но и для других сопутствующих областей знания, например гендерной социологии, гендерной лингвистики, гендерной политологии. Внутри этой группы наиболее значимыми являются гендерные исследования, которые составляют смысловую основу современного гендерного анализа в психологии. Сюда же относятся феминистские теоретические концепции, благодаря которым возникли исследования женщин, а впоследствии – гендерные исследования.

В современном мире, шагающем в ногу со временем и находящемся в гонке за равноправием людей, часто проскакивают выражения и недовольства, связанные с гендерной принадлежностью. Недовольства связаны и с дискриминацией по этому признаку. Давайте разберёмся в этих понятиях и узнаем, откуда идут корни .

Врождённые и приобретённые качества

Кажется, что понятие гендера и пола – это одно и то же, нет никакой разницы в них. Однако это не так, различия всё-таки существенны. Попробуем узнать, что такое гендерный признак и определение «пола».

Мужчиной вы родились или женщиной – это определяется уже при рождении. Разница и разделения при этом очевидны. Этот фактор является биологическим. В данном случае это положение не меняется и не зависит от воли человека.

Однако медицина шагнула вперёд давно. Теперь разработки, инновации, пластическая хирургия шагнули на более высокий уровень. Медицина способна менять пол.

В некоторых случаях его даже невозможно точно определить. Случаются инциденты, когда есть признаки и мужских и женских гормонов, половых признаков, поэтому это осложняет суждение.

Как гласит Википедия, половой признак связан с биологическими и анатомическими особенностями организма, а вот гендерный признак с:

  • обществом
  • социальной жизнью
  • воспитанием

Проще говоря, мальчики и девочки рождаются, а вот мужчинами и женщинами становятся в процессе жизнедеятельности. Это касается не только воспитания, но и в целом как на людей влияет жизнь в обществе, культура, самосознание .

Время не стоит на месте, поэтому понятие «гендер» меняется. Когда на дворе был 19-й век мужчин и женщин различали следующим образом: у дам были длинные косы, они носили платья. А мужчины были коротко-стриженными и носили брюки. Однако сейчас это не есть определение гендера.

В прошлых столетиях женский пол не мог занимать высокопоставленные посты в политике, заниматься бизнес-проектами. Это считалось чем-то аморальным и невозможным, однако, с течением времени и прогрессом это стало обычным делом. И сейчас никого этим не удивишь. Однако по гендерному признаку по-прежнему судят и разделяют мужчин и женщин.

Различие диктует массовое сознание

Многие факторы зависят от уровня культуры и развитости общества. Социальное поведение можно навязывать только тем личностям, которые неправильно мыслят и недостаточно просвещены.

Например, что-то должен мужчина и что-то должна женщина. Отличие и разделение мужчины и женщины связано с их обязанностями. Например, мужчина должен:

  • быть главой семьи
  • получать больше денег
  • иметь целый набор характеристик – мужественность, твёрдость, агрессивность
  • выбирать профессии мужского характера
  • любить спорт
  • быть рыболовом
  • стремиться подняться по карьерной лестнице

Точно такой же перечень есть и для женского пола. Например, женщина должна быть, как говорится «настоящей», выйти замуж, родить детей, быть мягкой и уступчивой и выбрать профессию женской направленности. А всё остальное время, которого должно быть много, посвящать семье.

Конечно, у бунтарей данные стереотипы вызывают бурную и эмоциональную реакцию. Ведь сейчас всё перемешалось: многие пары не хотят обременять себя отношениями, браком, а тем более детьми. А всю энергию направляют для продвижения в карьере, для работы и жизни в своё удовольствие.

Из такого рода мышления рождаются проблемы гендерного характера. Нередко кормящим женщинам приходится содержать всю семью, зарабатывать деньги на хлеб и на пропитание, при этом мужчина может не работать, а, наоборот, уйти в декретный отпуск. Либо другой вариант: жертвы ради карьеры, либо мужчины, в душе чувствующие себя женщиной. Они увлекаются вышивкой. Получается, ни этот, ни другой случай не соответствуют своему полу.

Все люди равны

Так что получается гендерный признак – это стереотип? В разных странах эту проблему трактуют по-своему .

Например, в обществе Испании тот представитель сильного пола, который хорошо готовит, приравнивается к «настоящему мачо». А вот у славян это женская работа и вовсе не мужское дело. Отсюда развиваются проблемы, женщины чувствуют такую дискриминацию, пытаются доказывать своё равенство, отстаивать права и заявлять о себе, как о личности. А руководящие посты чаще всего отводятся представителям сильного пола.

Чтобы решить эту проблему, некоторые страны ведут гендерную политику. Это значит:

  • государство ответственно за установление равенства между полами и ликвидацию различий
  • создаются правовые нормы
  • создаётся равноправное общество без запретов

Все эти действия направлены на уничтожение стереотипов, связанных с гендером.

Гендер: определение

Понятие «гендер» означает социальный пол. Он определяет, как себя будет вести человек в определённой роли мужчины или женщины. Сюда входят и запреты на то или иное поведение.

Гендерное значение в обществе говорит о том, какую профессию должен выбирать человек по своему биологическому половому признаку.

К примеру, очевидны различия между православными и мусульманскими женщинами. С анатомической позиции они равны, однако, по гендеру они будут занимать разную нишу в социуме.

Итак, понятие «гендер» появилось по следующим причинам:

  • как часть исследования нового самосознания
  • изучалось в годы активизации феминистических настроев

Все эти понятия, так или иначе, разделяют людей по половому признаку.

Ещё 60 лет назад известный врач того времени изучал различия полового характера. Он и назвал такой вид дифференциации гендером. Тогда изучения были спровоцированы появлением новых типов людей – транссексуалов и интерсексуалов. Однако тогда этот термин так и остался просто научным понятием.

А вот после, 10 лет спустя, появились феминистки. Они отстаивали своё равенство и права. У них был свой устав и идеология. Сторонники и участники активно лавировали понятием гендера.

Медицина основана на том же принципе

, различия по половым особенностям существуют и в медицинской практике. Даже существует целый вид науки «Гендерная медицина». Это значит то, что определённую болезнь будут лечить по-разному у мужчин и женщин. Это касается даже тех случаев, если представители находятся в одинаковых возрастных категориях. Такое различие обусловлено тем, что организмы устроены по-другому.

У мужской и женской половины разница не только по гендеру, полу, но и по физиологии:

  • у мужчин ярко выражен тестостерон – это сугубо им присущий гормон
  • у женщин – эстроген и прогестерон

Поэтому на разные ситуации происходит различная реакция, в том числе эмоциональная.

И болезни одни присущи больше мужчинам, другие – женщинам. Такое же различие существует в стрессовых ситуациях и во время проявления боли. Например, если женщина на что-либо жалуется, её сперва необходимо проверить на гормоны, ведь они оказывают влияние на весь организм в целом.

Такой гендерный признак может проявиться и в моральном состоянии и эмоциональном здоровье. Допустим, женщины себя прекрасно чувствуют, если будут говорить в день не меньше 20 тысяч слов, а мужчинам достаточно всего 8 тысяч.

Ни для кого не секрет, что различие и полов, и гендера заключается в реакции на то или иное обстоятельство. Женщины в основном руководствуются чувствами и эмоциональностью, а вот мужчины ведут себя более сдержанным образом и руководствуются в основном логикой.

Поэтому даже у психологов разные подходы к людям по половому признаку, потому что внутри люди разные.

Проявление гендера в современном обществе

Итак, понятие «гендера» было рассмотрено выше, теперь рассмотрим конкретные примеры, чтобы лучше понимать, о чём идёт речь .

Почему говорят, что гендерные суждения – это стереотипы? Наверное, потому что встречаются женщины, которые таковыми являются только внешне. И различий между другими особых нет. Однако под всей внешней мишурой – макияжем, париком, одеждой и каблуками скрывается мужчина. Разница только в том, что по биологическому признаку он мужского пола, а морально ощущает себя женщиной.

Другой пример – . Этот термин активно упоминался в 2000-х годах. Сейчас этим понятием абсолютно никого не удивить. Это стало нормой жизни. Метросексуалов полно: в журналах, кино, музыкальных клипах, в ночных клубах. Под это описание конкретным примером является мужчина, который очень внимательно к себе относиться, ухаживает за своей внешностью, соответствует модным тенденциям. Можно такую личность противопоставить так называемому «настоящему мужчине», который особо не заморачивается по поводу своей внешности и обладает более волевыми и твёрдыми качествами характера.

Как определить из толпы метросексуала:

  • он любит ходить по магазинам
  • весь шкаф забит модными вещами
  • носит множество аксессуаров к одежде – шарф, очки, часы, браслеты, кольца, значки, украшения
  • не стесняется красить ногти, волосы, удалять волосы с волосистых участков кожи

Поэтому и существует такое разделение, всё зависит от предпочтений и самоощущения. При этом метросексуал может быть и геем, и нормальным мужчиной. Здесь не угадаешь .

Как бы там ни было, даже такая черта как метросексуальность оставляет мужчину мужчиной. Ведь эта черта не влияет на пол. Например, в 18 веке такая мода была. Мужчины красились, носили каблуки, надевали парики и украшали себя обильно аксессуарами.

Другой пример – мужчины Шотландии. Они по своей культуре носят юбки, а арабы – и вовсе платья. Были в истории и упоминания о любви самураев друг к другу, греки передавали свою нетрадиционную сексуальную наклонность в произведениях искусства. При этом мужчины сражались, участвовали в войнах, заводили семьи и оставляли после себя потомство.

Например, различие по гендеру заключается и в логике. Мужчины подсмеиваются над женской, а женщины над мужской. Всё это также относится к гендерным стереотипам, навязанным обществом и культурой.

Андрогинность это прогресс в сознании?

Всё больше общество интересует такое понятие как «андрогинность» . Проще говоря, это двойственность полового признака. Она проявляется как внешне, так и внутренне. О 2-полости или бесполости говорят не только духовные практики, но и религии. Например, в Библии сказано, что ангелы бесполые существа также как и наша душа не имеет половой характеристики.

В человеке андрогинность проявляется, когда есть:

  • ощущение двух полов внутри
  • дополнение одной личности другой
  • существование в одном теле двух личностей

Об этом шла речь еще в период античности. Даже в древнегреческих писаниях обсуждали этот феномен.

Сейчас же андрогинность является частью психологического состояния человека. Получается, при андрогинности у человека есть и мужские, и женские особенности. Причём это касается внешности, в том числе. Однако начинается это всё с духовного: как человек рассуждает, как себя ведёт, какие имеет привычки и манеры. Бывает мальчики очень похожи на девочек, даже голос говорит о женском поле. Анрогинность не говорит о том, что у человека проблемы с ориентацией.

Человеку быть андрогином в современном мире тяжело. Поскольку необходимо выбрать, кто ты. Поэтому всегда нужно соблюдать баланс в своих состояниях. Как показывает практика, пол здесь совсем не играет роли. И выбор может быть сделан не в его пользу. Всё это может вызвать насмешки и упрёки со стороны общества. В крайних случаях – осуждение и насилие над этим человеком.

Андрогины, как правило, выбирают для себя определённый стиль, в котором им комфортно. Необязательно для этого делать операцию, можно выбрать одежду, причёску, манеру поведения, которая максимально близка к личности.

Например, в Америке свобода в этом плане очевидна. Там существует более 30 видов гендерной личности, которую может выбрать человек. И всё это закреплено законом.

Есть ли равенство

В мире, во многих странах, даже сред мусульман, где женщина находится на нишу ниже мужчин тоже говорят о гендерном равенстве. Эти споры поменяли многие законы и расширили права человека. Что значит равенство?

Идея состоит в том, что люди имеют одинаковые возможности в различных областях жизнедеятельности. Это касается систем образования и науки, медицины и здравоохранения, закона и порядка. Это значит:

  • беспрепятственный выбор той или иной работы, вне зависимости от пола
  • доступ к государственной деятельности
  • создание семьи
  • воспитание детей

Если говорить о неравенстве , то здесь возникает масса проблем, в том числе насилие. Потому что в современном мире уже отказываются от стереотипов, которые существовали в прошлом. Например, то, что мужчина – это агрессивный самец, а женщина – послушная и терпеливая самка. Такие характеристики и «эхо прошлого» допускает мужчинам иметь беспорядочные сексуальные связи, а что касается женского пола здесь, наоборот, полное подчинение. Это рождает рабское отношение.

Никто не говорит, что за равенство необходимо бороться, создавать конфликты, однако, общество уже поменялось в корне. Например, всё больше женщин занимают посты, которые присущи мужчинам – идут в ряды полицейских, спасателей, водителей, чиновников. С другой стороны мужчины могут быть танцорами, деятелями культуры. И здесь нет ничего зазорного.

Кроме того, всё чаще складываются ситуации, когда женщина не может себе позволить быть домохозяйкой и заниматься исключительно бытом и домохозяйством. Она наравне с мужчиной трудится, при этом воспитывает детей и ухаживает за домом. Хотя гендерные стереотипы противоречат такому распорядку жизни.

Однако в странах Саудовской Аравии по-прежнему действует определенная иерархия в отношениях между мужчиной и женщиной. Это происходит из-за менталитета, религии и вековых традиций. Например, там мужчина по-прежнему стоит на голову выше женщины и может управлять ею. Это считается нормой, к такой ситуации приучены с детства.

Если говорить о различиях между мужчинами и женщинами, бытует мнение, что дамы ценят больше семейные ценности, а мужчины – независимость, успешность. В настоящее время, всё перемешалось и мы видим, что ценности у всех разные. И это не зависит от половой принадлежности .

Другая гендерная проблема заключается в двойственных стандартах . Она может проявляться в равной степени в любой области или сфере жизни, даже в личных отношениях. Например, сексуальное поведение.

Мужчинам свойственно разнообразие сексуальной жизни. И чем было больше партнёрш до свадьбы, тем лучше. Приобретение опыта полезно и необходимо для будущих отношений.

Что касается женского пола, они должны выходить замуж невинными, иначе это считается дурным тоном. Собственно, раньше на это обращали большее внимание, нежели сейчас. Поскольку всё больше пар живут в гражданском браке, то есть по закону они друг другу никто. Получается, связи мужчины не осуждаются так яро, как измена женщины.

По двойному стандарту мужчина может главенствовать в сексуальной жизни, по своему усмотрению, в то время как женщина может выполнять роль ведомой личности.

Поэтому если речь идёт о воспитании, решать только вам. Если вы стремитесь к гендерному равноправию, ребёнку необходимо показывать соответствующий пример поведения и общения друг с другом. И не дискриминировать людей в зависимости от пола. Когда речь идёт о профессиях, необязательно подчёркивать, что соответствует сугубо мужчинам, а что сугубо женщинам. Можно показать, что папа тоже может заниматься домашними делами, готовить пищу, а мама работать и любить футбол, ездить вместе с папой на рыбалку. И не поощряйте насилие. Подчёркивайте, что плохо, когда мальчик обижает девочку, а когда девочка отвечает и обижает вслед мальчика – это тоже оскорбительно и неправильно.

Гендерное равенство не меняет историю, половую принадлежность или черты характера, оно всего лишь помогает найти свой жизненный путь, не опираясь на стереотипы – кому что можно, а кому что нельзя.

Социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т.д.).
Концепция гендера появилась в социологии не так давно: в американской – в 70-е годы, а в России она стала особо привлекать внимание исследователей с начала 90-х годов. Можно отметить, что именно социальные трансформации конца 80-х начала 90-х годов явились главным фактором, повлиявшим в нашей стране на формирование нового направления в социальных науках, которое еще до конца не оформилось.
Общепризнанно, что пол – это биологическая характеристика человека, включающая отличительные признаки мужчин и женщин на хромосомном, анатомическом, репродуктивном и гормональном уровнях, а гендер – это социальное измерение пола, т.е. социокультурный феномен, означающий, что такое быть мужчиной или женщиной в том или ином обществе. Например, мужчина может исполнять социальную роль, которая в данном обществе традиционно считается немужской (сидеть с детьми дома и не работать), но такое поведение не делает его "менее мужчиной" в физическом аспекте. Приемлемые и неприемлемые социальные роли для мужчин и для женщин задаются самим обществом, его культурой, нормами и ценностями.
Концепция гендера складывалась в американской социологии постепенно, и в разное время в фокусе внимания социологов находились следующие аспекты:
- гендер как социальные роли мужчин и женщин,
- гендер как способ выражения отношений власти,
- гендер как система контроля за поведением мужчин и женщин,
- гендер как особый социальный институт.
Причем, большинство американских социологов рассматривают социальное положение мужчин и женщин, их социальные роли в двух плоскостях – вертикальной: в контексте власти, престижа, дохода, богатства, и горизонтальной: в контексте функций в разделении труда и институционального анализа (семья, экономика, политика, образование).
Сегодня гендерные проблемы – это область междисциплинарных исследований, привлекающие внимание не только социологов, но и психологов, антропологов, историков.
Однако, если психологов в большей степени интересует проблема гендерной социализации индивида, усвоение ролей мужчины и женщины на индивидуальном уровне, а так же психологические различия мужчин и женщин (например, по таким аспектам, как агрессия, творчество, умственные способности), то социологов в большей степени интересуют проблемы социальных различий мужчин и женщин на институциональном уровне и факторы, влияющие на эти различия.
Социология гендера появляется на стыке двух ключевых вопросов:
1. Существуют ли различия (кроме физических) между мужчинами и женщинами, а если существуют, то какие?
2. Чем можно объяснить социальные различия и социальные роли мужчин и женщин – природой или воспитанием – т.е. физическими особенностями или социальными факторами?
И если первый вопрос не вызывает больших споров (факт социальных различий признается большинством), то на второй вопрос исследователи дают разный ответ. Например, известный американский социолог Талкотт Парсонс выводил различия социальных ролей мужчин и женщин из их физических различий. А не менее известная антрополог Маргарет Мид, исследовав три общества Новой Гвинеи, пришла к выводу, что именно социокультурные факторы, а не физические, влияют на социальные роли мужчин и женщин.

(Источник: Сексологический словарь)

Синонимы :

Смотреть что такое "Гендер" в других словарях:

    - (англ. gender род, чаще всего грамматический) понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. В отличие от русского языка, в котором есть одно слово, связанное с данным вопросом … Новейший философский словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 инструмент (541) пол (9) различие (23) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    Гендер - культурно специфический набор признаков, определяющих социальное поведение женщин и мужчин и взаимоотношения между ними... Источник: Письмо Минобрнауки РФ от 06.10.2005 N АС 1270/06, Роспотребнадзора от 04.10.2005 N 0100/8129 05 32 О Концепции… … Официальная терминология

    Гендер - Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или… … Термины гендерных исследований

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гендер (значения). Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое… … Википедия

    ГЕНДЕР - (GENDER) Если пол человека (sex) определяется биологически, то гендер (gender) представляет собой культурную и социальную конструкцию. Таким образом, существует два биологических пола (мужской и женский) и два тендера (маскулинный и фемининный).… … Социологический словарь

    ГЕНДЕР - (gender) социальный пол В англ. яз. разграничиваются понятия социального пола (gender) и биологического (sex). Терминологически понятие Г. оформилось в процессе теоретического развития феминизма, а затем и собственно тендерных исследований… … Современный философский словарь

    ГЕНДЕР - социальный, культурный пол, поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации. Если понятие «пол» фиксирует биологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной, то «гендер»… … Тематический философский словарь

    Гендер - (англ. hender пол) 1. различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу; 2. термин, используемый при обсуждении сходств и различий между мужчинами и женщинами, например, в распределении их социальных ролей, в значительной степени… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ГЕНДЕР - (англ. род по полу – мужской, женский): 1. (Общее значение) – различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • Гендер в спортивной деятельности. Учебное пособие , Ворожбитова Александра Леонидовна. В учебном пособии по элективному курсу раскрывается проблема тендера в спортивной деятельности, адаптированная для учащихся 10-11-х классов профильного обучения в средних учебных заведениях.…