Сложный ли чешский язык. Какой язык в Чехии

Чешский, белорусский, украинский, русский, сербский, болгарский… Вы уже догадываетесь, что их объединяет? Верно, все они входят в группу славянских языков и относятся к индоевропейской языковой семье. Их общий предок – праславянский язык, в котором сформировались 3 известных группы диалекта: западная, восточная и южная.

Чешский язык относится к западнославянскому языку, который стал самостоятельным в 9-10 веках нашей эры. Первые письменные источники, содержащие некоторые чешские слова (остальная часть была написана на латинском), относятся к 11 веку.

А вот тексты, где использовались целые предложения на чешском, появились в 12 веке, самым ранним из которых стал Литомержицкий капитул (Zakládací listina litoměřické kapituly). В нём латиницей было написано 2 предложения на чешском языке. До нас дошли и такие памятники как «Svatý Václave» (Святой Вацлав), «Hospodine, pomiluj ny» (Господи, помилуй нас) – краткие произведения 13 столетия, написанные на чешском языке.

Позже, к 14 столетию, на нём стали писать книги и использоватьcя не только монахами, но и королевским двором, аристократией. В этом есть заслуга известного императора Карла IV, который поручил перевести на чешский язык Библию. Примечательно, что для её перевода использовался специальный алфавит (spřežkový pravopis), в котором звуки č, ř, ě передавались с помощью диграфов и триграфов chz, rz, ye, так как этих букв ещё не существовало.

Они появились в 15 столетии, и появление большинства из них приписывается Яну Гусу – церковному реформатору, мыслителю и ректору Пражского университета, сожжённому за своё учение. В исследовании «De orthographia Bohemica» (О чешском правописании) он впервые использовал diakritický pravopis, который упростил «spřežkový pravopis» так называемыми «чарками» (á, é, í), «гачеками» (ř, ž, š) и «кроужкем» (ů).

Образцом письменного языка становится созданная в эпоху гуманизма Библия (Bible kralická), напечатанная Чешскими Братьями (Jednota bratrská). Но в последующие годы чешский язык переживал упадок, что было связано с потерей независимости после битвы на Белой Горе и присоединением Богемии к территории Габсбургской империи. Официальным языком стал немецкий. На нём говорили образованные слои населения, писалась вся документация и издавались книги. Чешская речь звучала преимущественно в деревнях, но мало кто из обычного люда владел грамотным письменным языком.

Чешский язык «оживает» в 18-19 веках благодаря национальному возрождению (České národní obrození). Главной задачей его деятелей стало распространение родного языка среди всех слоёв населения. Привнесённые изменения увеличили грамотность людей и количество литературы, написанной на чешском. Впоследствии чешский язык обязали также использовать и чиновников, которые ранее говорили и писали только на немецком.

В это время орфография претерпевает изменения, происходят споры о правильности правописания. В историю данный процесс входит под названием «орфографическая битва (ortografický boj)». Языковые деятели также старались очистить чешский от германизмов, разрабатывая свою терминологию.

В начале 20 века чешский богемист Ян Гебауэр (Jan Gebauer) разработал Правила чешского правописания (Pravidla českého pravopisu), в которых он осветил вопросы морфологии. С того момента было осуществлено несколько реформ, последняя прошла в 1993 году. В то же время вышли новые официальные правила чешского правописания, которые устанавливает Институт чешского языка (Ústav pro jazyk český), подчинённый Академии наук.

Чешский язык динамично развивается и меняется. Свой вклад в его развитие внесли известные церковные деятели, писатели, историки и богемисты, такие как: Ян Гус, Ян Амос Каменский, Алоис Йирасек, Карл Яромир Эрбен, Франтишек Палацки, Божена Немцова, Йозеф Юнгман, Йозеф Добровски и многие другие.

В настоящее время чешским языком владеет 12 миллионов человек, часть из которых проживает за пределами Чешской Республики.

Яна Хилай

Фото с сайта www.excel.co.ua

Кто о чем, а мы поговорим о чешском языке. Текст публиковался в журнале "Столичное образования". Стихотворение про профессора взято из учебника Беликова - Крысина. Спасибо svetlost за замечания.

Чешский язык (по-чешски он называется český jazyk или čeština) использует латинский алфавит, дополненный буквами Ď ď, Ň ň, Ť ť, Ů ů, Á á, Č č, É é, Í í, Ó ó, Š š, Ú ú, Ž ž, Ř ř. Гласные в чешском языки могут быть краткие и долгие. Буквы a, o, i (y), u, e обозначают краткие гласные, буквы á, é, í (ý), ó, ú, ů – долгие. Долгое ó встречается только в словах иностранного происхождения (например, móda , sólo ). Долгий гласный не всегда совпадает с ударным слогом. Ударение независимо от долготы всегда на первом месте. Буквы i и y обозначают один и тот же звук, близкий к русскому и (чехам, изучающим русский, приходится учиться звуку ы). Буква ě соответствует русской е, буква е – русской э. Буква j читается как й, h напоминает украинское г, ď, ň, ť – мягкие варианты d, n, t. Буква l произносится мягче русского л, но тверже русского ль, š и ž произносятся значительно мягче, чем русские ш и ж, č – [ч], c – [ц]. Буква ř произносится в зависимости от позиции как [рж] или как [рш]. Буква ů читается как [у] долгое, в отличие от ú, которая употребляется в начале слова, ů пишется в середине и конце слова. Согласные r и l в чешском языке могут служит основой слога: trh ‘рынок’, prst ‘палец’, vlk ‘волк’, bratr ‘брат’, krtek ‘крот’, vítr ‘ветер’, slza ‘слеза’, hltat ‘глотать’, vlna ‘волна’. Существует знаменитая чешская скороговорка, в которой все слова содержат слогообразующие r и l: Strč prst skrz krk ‘просунь палец сквозь горло’.

Как при изучении любого славянского языка, при занятиях чешским для русского студента важной трудностью служат ложные друзья переводчика. Из-за родства языков в русском и чешском много похожих слов, но вот значения их иногда различаются, и это приводит к ошибкам. Вот лишь некоторые из этих коварных слов: život ‘жизнь’, vrah ‘убийца’, zapomenout ‘забыть’, pověst ‘1. звание 2. сказание, былина’, východ ‘1. выход 2. восток’, vlast ‘родина’, rodina ‘семья’, ovoce ‘фрукты’, stolice ‘стул’, mrak ‘облако’, štuka ‘штукатур’, plot ‘забор’, rok ‘год’, záchod ‘туалет’, rychlý ‘быстрый’, zloděj ‘вор’, krásný ‘красивый’, palec ‘большой палец’, čerstvý ‘свежий’, žízeň ‘жажда’, skoro ‘почти’, tykev ‘дыня’, olovo ‘свинец’, sklep ‘подвал’, chudý ‘бедный’, písmo ‘шрифт, почерк’, zákaz ‘запрет’, vůně ‘аромат’, zápach ‘вонь, дурной запах’, stroj ‘машина, механизм’, stůl ‘стол’, stávka ‘забастовка’, dělo ‘пушка’, obchod ‘магазин’, jel ‘ехал’. Чехи, изучающие русский, испытывают аналогичные трудности. Известный шахматист Михаил Ботвинник вспоминал, как приехавший впервые в СССР чехословацкий шахматист Флор желая сказать «У вас красивая жизнь» произнес: «У вас красный живот».

Есть и важные тонкости в чешской грамматике. При образовании прошедшего времени глаголов чешский язык сохранил вспомогательный глагол, утраченный в русском. Сравните:

В сослагательном наклонении, где в русском языке вспомогательный глагол давно превратился в неизменяемую частицу бы, в чешском он изменяется по лицам и числам:

Сослагательное наклонение в чешском языке имеет и формы прошедшего времени, которые образуются при помощи сослагательного наклонения глагола být :

byl bych přišel byli bychom přišli
byl bys přišel byli byste přišli
byl by přišel byli by přišli

При этом в единственном числе глаголы сослагательного наклонения изменяются еще и по родам: byl bys přišel ‘ты пришел бы’, byl bys přišla ‘ты пришла бы’. Впрочем, в разговорной речи сослагательное наклонение прошедшего времени часто заменяется сослагательным наклонением настоящего времени.

В чешском языке куда чаще, чем в русском, употребляются притяжательные прилагательные. Их можно встретить в названиях улиц, учреждений, учебных заведений: Karlova univerzita ‘Карлов университет’, Leninovo muzeum ‘музей Ленина’ (слово muzeum – среднего рода), Karlův most ‘Карлов мост’, Čapkova povídka ‘рассказ Чапека’, Nerudova ulice ‘улица Неруды’. Можно столкнуться с такими фразами, как Četl jsi Haškova Švejka? ‘Ты читал книгу Гашека «Швейк»?’ или Viděl jsi Smetanovu operu Prodaná nevěsta? ‘Видел ли оперу Сметаны «Проданная невеста»?’.

Строго соблюдаются правила образования фамилий. Если мужская фамилия представляет собой прилагательное (оканчивающееся на -ý ), соответствующая женская фамилия будет прилагательным женского рода. От фамилии Novotný женский вариант будет Novotná . Фамилии-прилагательные склоняются, поэтому склоняются и иностранные фамилии, оканчивающиеся на -i: например, Verdi , Verdiho , Verdimu . Если мужская фамилия – существительное, то женская фамилия образуется при помощи суффикса -ová : Novák Nováková , Horáček Horáčková , Svoboda Svobodová . Данное правило используется и для фамилий иностранок. Жену Джоржда Буша чехи зовут Laura Bushová , Хиллари Клинтон – Hillary Clintonová , Мишель Обама – Michelle Obamová , а Маргарет Тэтчер Margaret Thatcherová . Не делается исключение и для русских фамилий. Хоть они и так заканчиваются на -ова , к ним всё равно добавляется дополнительное -ov -. Вот, как пишутся по-чешски фамилии российских спортсменок: Надежда Петрова – Naděžda Petrovová , Мария Шарапова – Maria Šarapovová , Анна Курникова – Anna Kurnikovová , Елена Исимбаева – Jelena Isinbajevová .

В лексике чешского языка всегда было большое количество германизмов. Для самых древних из них германское происхождение не ощущается (děkovat ‘благодарить’ от древневерхненемецкого denk- ). Борьба с немецкими заимствованиями началась с XV века, когда Ян Гус упрекал чехов в том, что они говорят hantuch ‘полотенце’ (нем. Handtuch ) вместо ubrusec , šorc ‘фартук’ (нем. Schürtze ) вместо zástěra , knedlík ‘изделие из вареного теста’ (юж.-нем. Knödel ) вместо šiška , forman ‘возница’ (нем. Fuhrmann ) вместо vozataj и так далее. Большинство порицаемых Яном Гусом заимствований исчезли из чешского языка, но вот слово knedlík осталось и даже стало одним из символов чешской кухни. В последующие столетия появлялись новые немецкие заимствования, с ними тоже боролись, чаще успешно, но некоторые всё-таки оставались в языке.

Влияние немецкого языка ощущается не только в лексических заимствованиях, но и в грамматике. Этим объясняется, например, появление конструкций с глаголом mít ‘иметь’: mám něco napsat ‘мне надо кое-что написать’ (ср. нем. ich habe etwas zu schreben ). В лексике наряду с прямыми заимствованиями немецкое влияние проявляется в развитии переносных значений слов: běžet ‘бежать’, ‘работать (о машинах)’ (как нем. laufen ).

Чешский язык сформировался на основе западнославянских диалектов на территории Чехии и Моравии. Первые характерные черты чешского языка появляются еще до возникновения памятников чешской письменности – в виде следов чешского произношения в старославянских текстах. Например, слово модлитвоу вмество молитву в «Пражских отрывках» XI века. Также они находятся в виде отдельных слов (так называемые «богемики») или кратких приписок (глоссы) в средневековых текстах на латинском языке. Первая запись чешской фразы – глосса начала XIII века в грамоте 1057 года об учреждении Литомержицкого капитула.

Затем возникла сначала рукописная, а к XVI веку уже и печатная литература на старочешском языке. Первая чешская грамматика появилась в 1533 году. Литературная норма старочешского, зафиксированная в этой грамматике, уже несколько отличалась от разговорного языка. Эталоном языка XVI века стала протестантская Кралицкая Библия, изданная в 1576 – 1594 годах.

В XVII веке, во время Тридцатилетней войны, шла борьба между войсками Католической лиги и чешскими протестантами. 8 ноября 1620 года состаялась битва на Белой Горе, недалеко от Праги. Чехи потерпели поражение, и в результате в стране еще 300 лет продлилась власть католической династии Габсбургов. Большинство протестантов эмигрировало, а нормы языка Кралицкой Библии сохранялись лишь в эмигрантских изданиях. В католической литературы на территории самой Чехии языковые нормы были приближены к живой речи. Позднее деятели чешского национального возраждения конца XVIIIначала XIX века сочли, что необходимо вернуться к старой, «высокой» норме языка. В результате разрыв между литературным и обиходно-разговорным чешским языком всё более увеличивался. К тому же в XVIII – XIX веке официальные позиции в Австро-Венгрии, куда в ту пору входила и Чехия, занимал немецкий язык, а чешский оказывался фактически бесписьменным. Из-за этого до XX века немногими произведениями чешской литературы были в общем-то только сказки (Божена Немцова). Вся более-менее серьезная литература писалась по-немецки. Вспомним, что по-немецки писал, например, Франц Кафка, хотя он прекрасно знал и чешский язык.

Во второй половине XX века разговорный стандарт чешского языка («говорова чештина») стал всё чаще получать письменную фиксацию. Старый литературный язык («списовна чештина») постепенно уступает свои позиции. Литературный язык продолжает использоваться в юридических документах, в чтении новостей по телевидению и особенно по радио, однако передачи других жанров уже идут на разговорном языке.

Чтобы проиллюстрировать различия между двумя вариантами литературного языка, приведем стихотворение Эмануэля Фринты “Профессор”. В нем первая и третья строфы написаны на письменном и разговорном стандартах чешского, а содержание их совпадает:

Pan profesor studuje hýly Пан профессор изучает снегирей
a rozličné škodlivé býlí, и различные вредные сорняки,
a říkává prý: и часто, кажется, говорит:
I studovaný Даже учёный
se častokrát nepěkně zmýlí. нередко грубо ошибается
Má předobré srdce i hlavu, У него добрейшие сердце и голова,
a proto má v ulici slávu, и поэтому он славится в (своей) улице,
a nemine den и дня не проходит,
a některá z žen чтобы кто-нибудь из женщин
ho chválí, když nakupuje kávu: не похвалил его, когда покупает кофе:
“Von profesor študuje hejly «Профессор-то изучает снегирей
a různý to škodlivý bejlí, и всякие такие вредные сорняки,
a říkává prej: и поговаривает, мол,
I študovanej Даже учёный
se kolikrát vošklivě zmejlí” . часто здорово ошибается».

Чешский язык - это славянский язык западнославянской группы языков. На чешском языке говорит примерно 12,5 млн. людей, более 10 млн. которых живет в Чехии. Чешский является одним из 24 официальных языков ЕС. В результате нескольких волн эмиграции за последние 150 лет на чешском языке говорят десятки эмигрантов и их потомки в Словакии, США, Канаде, Германии, Австрии, Румынии, Австралии, на Украине, и в других странах. В этой статье я расскажу вам о чешском алфавите, заимствованных словах, и связи чешского языка со словацким.

Чешский алфавит

В чешском алфавите 42 буквы (включая диграф ch). У Чехии свой собственный алфавит, который представляет собой латиницу, дополненную буквами с обозначением мягкости (háček) — č, ž, š, ř и др., обозначением долгого произнесения (čárka) - á, é, ú и др., обозначением множественного числа - ů. Как вы увидели, долгота в чешских словах обозначается нашим русским ударением, поэтому не думайте, что, например, в слове dobrý ударение падает на последний слог, просто ý в нем будет произноситься долго, а ударение, как и в большинстве чешских слов, падает на первый слог.

Буква Произношение
A a / Á á краткое а / долгое а
B b бэ
C c цэ
Č č че
D d дэ
Ď ď де
E e / É é / Ě ě краткое э / долгое э / мягкое э (е)
F f эф
G g гэ
H h га
Ch ch ха
I i / Í í краткое и / долгое и мягкое и
J j е
K k ка
L l эл
M m эм
N n эн
Ň ň энь
O o / Ó ó краткое о / долгое о
P p пэ
Q q квэ
R r эр
Ř ř эрж
S s эс
Š š эш
T t тэ
Ť ť те
U u / Ú ú / Ů ů краткое у / долгое у
V v вэ
W w двойное вэ
X x икс
Y y / Ý ý краткое и / долгое и
Z z зэт
Ž ž жэт

Немного стилистики

В стилистическом плане в чешском языке выделяется 4 уровня:

  1. Литературный язык (spisovná čeština) — письменная форма языка, кодифицированная в Правилах чешского языка (Pravidla českého pravopisu) и в Словаре литературного чешского языка (Slovník spisovné češtiny).
  2. Книжный язык (knižní čeština) — литературный язык с широким использованием устаревших слов.
  3. Разговорный язык (hovorová čeština) — устная форма литературного языка, с некоторыми заимствованиями из общечешского.
  4. Общечешский язык (obecná čeština) — устная форма языка в Богемии и западной Моравии, частично следующая нормам Правил чешского языка.

В университете и на языковых курсах вам будут преподавать именно литературный вариант языка, или литературный вариант языка с элементами разговорного языка.

Чешские диалекты

Диалекты чешского языка стандартно делятся на чешские и моравские. Носители разных диалектов в целом понимают друг друга. Разница диалектов выражается в разной длине звуков и мягком/твердом произношении согласных/гласных.

Например, в Праге говорят, растягивая слова, и зачастую очень быстро, в то время как в Моравской части страны (Брно, Оломоуц, Острава) слова практически не тянут и употребляют очень много слов, заимствованных из русского языка. Например, в Праге бутылку неизменно называют lahev, в Брно это уже может быть и butylka. В Праге булка - это houska, в Брно - bulka. В Праге все концовки глаголов проговариваются твердо, например, глагол dělat (делать) читается здесь как дьелат, в Брно же конец может быть смягчен - дьелать.

История и развитие языка

Чешский язык был образован из праславянского языка. Первый письменный документ на чешском языке относится к 1057 году. В 14 веке наступил этап расцвета чешского языка: по приказу Карла IV был выполнен первый перевод Библии на чешский. Начиная с этого времени появляется значительное количество произведений на чешском языке, в которых используется латинский алфавит, букв которого не хватает для передачи всех звуков.

Ситуация кардинально меняется в 1406 году, когда Ян Гус, чешский проповедник и мыслитель, предложил новую систему орфографии, в которую входили уже знакомые нам буквы с гачеками и чарками. Начиная с 17 века, чешская литература пережила значительный упадок вследствие эмиграции чешской интеллигенции и присвоения немецкому языку статуса второго государственного языка в Чехии и Моравии, а затем и полного его превосходства над чешским. На чешском языке в те времена говорили только в деревнях, в крупных городах преобладал немецкий язык.

В течение 19 века чешский язык восстановил свой статус и приобрел тот вид, в котором мы знаем его сегодня.

Заимствования в чешском языке

Слова в чешском языке происходят в основном из славянских языков. Чешский и словацкий языки сохранили 98% праславянских слов - больше, чем какие-либо другие славянские языки. В результате тесных контактов с Германий в языке закрепилось много заимствований из немецкого языка (knedlík — кнедлик, šunka — ветчина, taška — сумка, brýle — очки, rytíř — рыцарь).

Заимствований из русского языка достаточно много (vzduch, příroda, chrabrý). Однако не все так просто: несмотря на схожесть нашего языка с чешским, встречаются одинаково звучащие слова с абсолютно другим значением в чешском языке. Смотрите сами: stůl — стол, čerstvý — свежий, smetana» — сливки, zapach - вонь, pitomec - глупец. Продолжение этого списка можно посмотреть .

Широко встречаются заимствования из английского языка (fotbal, hokej, tenis, software, hardware).

Немного грамматики

Среди частей речи в чешском языке, как и в русском, выделяются имя существительное,
имя прилагательное, местоимение, числительное, глагол, наречие, предлог, союз, частица,
междометие.

В чешском языке 7 падежей, включая звательный падеж:

  • Именительный падеж (Nominativ)
  • Родительный падеж (Genitiv)
  • Дательный падеж (Dativ)
  • Винительный падеж (Akuzativ)
  • Звательный падеж (Vokativ)
  • Предложный падеж (Lokál)
  • Творительный падеж (Instrumentál)

Связь со словацким языком

Чешский язык очень близок к словацкому языку, они различаются лексикой и произношением. Различия в словарном запасе этих языков гораздо меньше, чем различия между некоторыми диалектами других языков. У словацкого языка более простое письмо и грамматика. На нем говорит 7 млн. людей. Как правило, чехи без проблем понимают словаков. Во времена Чехословакии оба эти языка расценивались как диалекты одного языка.

Вам также может быть интересно

Сайты, с помощью которых мы экономим в поездках.

Чешский язык - так же как русский язык, принадлежит к славянской группе языков. Данные языки близки другу, так как имеют единство происхождения. Так, между русским и чешским языком очень много общего. В чешском языке так же существуют три времени, три рода, единственное и множественное число, склонения и семь падежей . Падежи - это все те же шесть, что в русском языке: номинатив (именительный падеж), генитив (родительный падеж), датив (дательный падеж), аккузатив (винительный), локатив (предложный), инструментатив (творительный падеж) и еще один падеж - вокатив (звательный).

1 - чешская группа 1a - северо-восточная чешская 1b - среднечешская 1c - юго-западная чешская 1d - чешско-моравская),
2 - среднеморавская группа 3 - восточноморавская группа 4 - группа Селезии - моравско-селезская 4b - польско-селезская 5 - диалекты различных областей.

На чешском языке разговаривает около 11,5 миллионов человек. Из них более 10 миллионов - в Чехии. Остальные носители чешского языка, в связи с эмиграцией чехов, происходившей последние 150 лет, живут в нескольких странах Европы: Словении, Германии, Австрии, Румынии, Украине; а так же в Америке, Канаде, Австралии и других странах.

Чешский язык - государственный язык Чехии и один из 23 официальных языков Евросоюза . Как официальный язык - чешский может использоваться и в Словакии. Чехи без особых проблем понимают словаков и наоборот. Разница между этими двумя языками меньше, чем разница между некоторыми диалектами одного языка. Взаимопонимание обоих языков оценивается на 95%. В связи с этим есть один интересный факт: до первой мировой войны чешский и словацкий язык считались двумя письменными вариантами одного языка.


Чешский язык на практике.
Český jazyk v praxi.

При выборе страны для переезда на ПМЖ очень важным критерием является язык. Немецкий , французский , итальянский языки русскоговорящим людям кажутся совершенно чужими, по сравнению с чешским . Смысл читаемого текста на чешском языке можно понимать даже без подготовки и без словаря.

Видя кажущуюся простоту чешского языка, русскоговорящие люди думают, что обойдутся в Чехии и без знаний чешского языка, что сразу по приезду «втянутся» в повседневную чешскую жизнь и без особого труда найдут работу. Но это не совсем так.

Кто-то, побывав в Чехии по туристической визе, заметил, что его без труда понимают в магазинах и ресторанах. После такой поездки не только у самого туриста, но и у друзей с которыми он делится впечатлениями о поездке, создается стереотип, что все чехи понимают русский язык и говорят на нем. В основном, в сфере обслуживания, так и есть. Но не все чехи такие полиглоты, как те, чей заработок зависит от количества продаж туристам.

Помимо магазинов и кафе в туристическом центре столицы, в обыденной жизни приходится сталкиваться со многими чехами по обыкновенным, бытовым делам. Это может быть больница, аптека, почта, транспорт, различные учреждения (кадастр, налоговая, торговый суд), соседи в доме и многое другое, без чего мы не обходимся в обычной жизни. Когда живущий в Чехии русскоговорящий человек обращается к чеху, где бы то ни было, то некоторые чехи действительно пытаются понять русских (и таких, нужно отдать должное, большинство), некоторые говорят «приходите с переводчиком», некоторые отказываются разговаривать, повторяя, глядя с отрешенным видом «я Вас не понимаю, не понимаю».

Если Вы планируете переезжать в Чехию , либо пребывать в ней 3 месяца по одной из краткосрочных виз, не нужно надеяться на то, что со временем все начнете понимать и сами свободно заговорите. Да, возможно, на самом элементарном уровне Вы будете понимать чехов уже через неделю. Но, без достаточного словарного запаса, который, помимо правил, Вы получите при посещении языковых курсов , общаться с чехами практически нереально. Дети, как правило, учат чешский язык очень быстро. Уже через месяц общения со сверстниками в школе они начинают учить своих родителей и поправлять их речь. Поэтому, рекомендуем Вам по приезду пройти языковые курсы . Они бывают недельные интенсивные, месячные, трехмесячные и даже годовые. Информацию о языковых курсах Вы можете найти на нашем сайте .
Перед краткосрочной поездкой в Чехию , советуем Вам купить русско-чешский разговорник, либо распечатать небольшой разговорник с набором основных фраз из интернета. Например, тот, что приводим для Вас ниже.

Пожалуйста

Извините

Омлоувамсе

Здравствуйте

Добри дэн

До свидания

Насхледаноу

Доброе утро

Добрэ рано

Добрый вечер

Добри вечер

Спокойной ночи

Доброу ноц

Я не понимаю

Нэрозумим

Как дела?

Як се мате?

Где здесь туалет

Kde jsou toalety?

Кде йсоу тоалеты?

Сколько стоит билет?

Kolik stojí lístek?

Колик стои листек?

Один билет до…

Jedna jizdenka do…

Една езденка до…

Где вы живете?

Kde jste bydlíte?

Кдэ истэ быдлитэ?

Который час?

Колик е ходин?

Вход запрещен

Вступ заказан

Вы говорите по-английски (по-французски, по-немецки, по-испански)?

Mluvíte anglicky (ve francouzštině, němčině a španělštině)?

Млувите англицки (ве францоузштине, немчине а шпанельштине)?

Где находится... ?

Сколько стоит?

Kolik to stojí?

Колик то стои?

«Они всё перепутали!»
„Oni všechno spletli!“

Многие люди, начинающие изучение чешского языка с удивлением обнаруживают в чешском языке слова, очень похожие на слова в русском языке, но имеющие другой, зачастую противоположный смысл. Первое время люди считают их «прикольным» или «потешным» и удивляются «Эти чехи! Все перепутали!».

Ведь по приезду, первые походы в магазины продуктов, называющиеся «potraviny» действительно приводят в полное недоразумение. Вы берете, например, яблоки и подходите к весам, для того, чтобы самостоятельно взвесить и наклеить ценник. Обычно эта процедура выглядит так: кладете на весы пакетик с яблоками, видите на сенсорном экране надписи «фрукты» и «овощи», выбираете «фрукты» попадаете в раздел с картинками и названиями фруктов и нажимаете на выбранный продукт. Все просто и понятно. Но мы с Вами в Чехии, а значит на экране вместо «фрукты» и «овощи» Вы видите «ovoce» и «zelenina». Понимаете, что яблоко, это никак не овощ, и, повинуясь логике, выбираете «zelenina». Но попадаете в раздел с овощами. И так несколько раз. Просматриваете еще раз все картинки, но яблок не находите. Затем, за неимением других вариантов, выбираете «ovoce» и находите, наконец, картинку с яблоком. Только Вы собрались выдохнуть, но под картинкой яблока видите «Jablka červená». Червивое? Вовсе нет! Красное, ведь červená - это значит красная. И, кстати, krásná - означает красивая.

Если Вы не любите яблоки, а решили для салата купить огурец, то, как Вы уже поняли, искать его в «ovoce» бесполезно. И когда найдете нужную картинку, не пугайтесь подписи, «okurka hadovka». Так как оkurka - это и есть огурец. Часто, в магазинах, находящихся в туристическом центре в отделе овощей и фруктов слышится удивленное «Они все перепутали! Ну и язык!». В общем, первый поход в магазин продуктов в Чехии будет в любом случае запоминающимся. Так же, проходя мимо витрин магазинов, можете видеть рекламные плакаты с флаконами духов, на которых написано «ужасна вунь» - прекрасный запах, «доконалы твар» - идеальная форма и другие надписи, которые Вас позабавят. Ниже - можете увидеть остальные слова, вызывающие недоумение и смех у тех, кто только начинает знакомство с чешским языком:

потравины - продукты
черстве потравины - свежие продукты,
овоци - фрукты
зеленина - овощи
змерзлина - мороженое
вунь - запах
запах - вонь
вонявка - духи
запомнить - забыть
родина - семья
cтрана - партия
летадло - самолет
седадло - кресло
летушка - стюардесса
зачаточник - начинающий
езденка - билет
обсажено - занято
барак - жилой дом
позор - внимание
Позор слева - внимание распродажа
Позор полиция воруе - Внимание полиция предупреждает.
дивадло - театр
поножки - носки
высавач - пылесос
слухатка - наушники

Еще одна особенность чешского языка - слова читаются так, как Вы их видите. В чешском языке нет никаких сглаженных или непроизносимых букв. Читаются все буквы. По чешскому, а не английскому алфавиту. Например, Wi-Fi - произносится не как «вайфай», а как «вифи». Jiřího z Poděbrad - «Иржиго с Подебрад». Jinonice - не «Джинонайс», а «Йинонице». Очень важно уделять внимание произношению, если хотите быть понятым. Кроме произношения в чешском языке достаточно много других нюансов. На языковых курсах преподаватели, чей родной язык - чешский, Вас научат всему самому необходимому для полноценного общения и многому тому, что пригодится в повседневной жизни.

Хотелось бы подытожить, что чешский язык совсем не сложный и при желании его возможно освоить на хорошем уровне за 3-4 месяца интенсивного обучения.

Если Вы планируете переезжать в Чехию, и для этого Вам необходимы языковые курсы , Ваш ребенок после школы собирается поступать в университет в Чехии или Вы хотите отправить его в языковой лагерь в Чехии - можете обратиться к нам и получить всю необходимую информацию на сайте

БЫЛО ЛИ В ПРАСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ НОСОВЫЕ ГЛАСНЫЕ? (ДА\НЕТ)

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЕ ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

прикладное

фундаментальное

В КАКИХ ЯЗЫКАХ ПРЕЖНЯЯ ЛАТИНСКАЯ СИСТЕМА СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНОЙ МОРФОЛОГИИ УСТУПИЛА МЕСТО АНАЛИТИЧЕСКИМ ФОРМАМ ВЫРАЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА И ПОРЯДОК СЛОВ?

в романских

В КАКОЙ ПЕРИОДДИАЛЕКТЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ НАИБОЛЕЕ РЕЗКИМИ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ?

в период феодальной разлробленности

В КАКОЙ ФОРМЕ ЯЗЫК СУЩЕСТВОВАЛ ПЕРВОНАЧАЛЬНО?

племенные диалекты

В КАКОМ НАУЧНОМ ТУДЕ ДАЕТСЯ ПЕРВОЕ НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ ЯЗЫКА?

"аштадхьяйя" панини

В ЧЕМ СУТЬ ГИПОТЕЗЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ?

язык обусловливает способ мышления говорящего на нем народа

ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ?

проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка

ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ В ПРИКЛАДНОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ ПРИМЕНЯЕТСЯ СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД?

для составления словарей, для машинного перевода

ЕДИНСТВО ОДНОРОДНЫХ ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ИНВЕНТААРЬ ЕДИНИЦ ЯЗЫКА?

ЕДИНСТВО РАЗНОРОДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ПРЕДЕЛАХ ЦЕЛОГО, СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ ЕДИНИЦ ЯЗЫКА?

структура

ИЗ КАКИХ СЛОВ СОСТОИТ ПАССИВНЫЙ ФОНД ЛЕКСИКИ?

историзмы

архаизмы

ИЗ КАКИХ УРОВНЕЙ СОСТОИТ МОДЕЛЬ ЯЗЫКА БЕНВЕНИСТА?

меризматический

фонетический

морфологический

лексический

синтаксический

ИЗ КАКОГО ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ В ПРАСЛАВЯНСКОМ ПОЯВИЛОСЬ ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ?

КАКАЯ ЛИНГВИСТИКА ЗАНИМАЕТСЯ АВТОМАТИЧЕСКИМ РАСПОЗНАВАНИЕМ И СИНТЕЗОМ РЕЧИ, ПРОБЛЕМАМИ ОБУЧЕНИЯ НЕРОДНЫМ ЯЗЫКАМ, ПЕРЕВОДОМ?

прикладная

КАКАЯ ЛИНГВИСТИКА ЗАНИМАЕТСЯ ПРОБЛЕМОЙ СВЯЗИ ОБЩЕСТВА, ФУНКЦИЯМИ ЯЗЫКА В ОБЩЕСТВЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ЯЗЫКОВ, СООТНОШЕНИЕМ ЯЗЫКА, ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НАРОДА?

внешняя лингвистика

КАКАЯ ЛИНГВИСТИКА ЗАНИМАЕТСЯ РЕШЕНИЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯЗЫКА?

приклднаяприкладная лингвистика (прикладная)

КАКАЯ ЛИНКВИСТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА ИЗУЧАЕТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ И АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ЗВУКОВ?

фонетика

КАКАЯ НАУКА ТЕСНО СВЯЗАНА С ЯЗЫКОЗНАНИЕМ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ВОПРОСА О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЧИ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ, А ТАКЖЕ И ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТОГО, КАК СВЯЗАНЫ ИЛИ В ЧЕМ НЕ СВЯЗАНЫ ПРИЗНАКИ ЯЗЫКА И РАСЫ?

антропология

КАКАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА ИЗУЧАЕТ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ РОЛЬ ЗВУКОВ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКА?

фонология

КАКАЯ ТЕОРИЯ СЧИТАЕТ, ЧТО ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ, ИНСТИНКТИВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ, ВОПЛИ ПРЕВРАТИЛИ В " ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЗВУКИ" - ОТКУДА ПРОИЗОШЛИ ВВСЕ ИНЫЕ СЛОВА?

теория междометий

КАКИЕ АСПЕКТЫ ВЫДЕЛЯЮТ В ПОНЯТИИ "КУЛЬТУРА" КАК ВТОРОЙ ПРИРОДЫ?

материальный

духовный

интеракциональный

КАКИЕ ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНЯ ИЗЛОЖЕНЫ В БИБЛИИ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА?

язык не от человека

язык от человека

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАММАТИЧЕСКОМ СТРОЕ ВОЗМОЖНЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЧУЖИХ ЯЗЫКОВ?

перенос грамматической категории

заимствование аффиксов

заимствование словоизменительных форм

КАКИЕ КАРТИНЫ МИРА УЧЕНЫЕ РАЗЛИЧАЮТ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ?

наивная картина мира

научнаяя картина мира

концептуальная картина мира

языковая картина мира

КАКИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ДИЦИПЛИНЫ СВЯЗАНЫ С ИЗУЧЕНИЕМ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ НОРМАЛЬНОЙ ФУНКЦИЕЙ И ПАТОЛОГИЕЙ?

логопедия

нейролингвистика

психолингвистика

КАКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРЕДПОЛАГАЮТ НОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКА?

выбор образцового языка

кодификация

разработка правил для различных видов коммуникации

КАКИЕ РАЗДЕЛЫ ГРАММАТИКИ ЗАНИМАЮТСЯ ИЗУЧЕНИЕМ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА?

синтаксис

морфология

КАКИЕ ФОНДЫ ВЫДЕЛЯЮТ В СЛОВАРНОМ СОСТАВЕ ЯЗЫКА?

активный

пассивный

КАКИЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ?

живые фонетические законы

исторические

КАКИЕ ФОРМЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ СУЩЕСТВОВАЛИ В ПРАСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ?

имперфект

плюсквамперфект

КАКИЕ ЯЗЫКИ ИЗУЧАЕТ ГЕРМАНИСТИКА?

германские

КАКИМИ СРЕДСТВАМИ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫРАЖЕН В ЯЗЫКЕ ЦЕННОСТНО-ОЦЕНОЧНЫЙ АСПЕКТ КАРТИНЫ МИРА?

оценочные эпитеты

оценочные коннотации лексем

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ВЫЯВЛЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ВСЕХ ЯЗЫКОВ МИРА?

языковые универсалии

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДИСЦИПЛИНА, КОТОРАЯ ПРИМЕНЯЕТ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ?

математическая лингвистика

КАК НАЗЫВАЕТСЯ НАУКА О ЯЗЫКЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИИ, СВОЙСТВАХ И ФУНКЦИЯХ, А ТАКЖН ОБ ОБЩИХ ЗАКОНАХ СТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВСЕХ ЯЗЫКОВ МИРА?

языкознание

КАК НАЗЫВАЕТСЯ НАУКА О ЗАКОНАХ МЫШЛЕНИЯ И О ФОРМАХ МЫСЛИ, ПРИМЕНЯЮЩАЯ ЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА?

КАК НАЗЫВАЕТСЯ "ОПОСРЕДОВАННАЯ" КАРТИНА МИРА, ФОРМИРУЮЩАЯСЯ С ПОМЩЬЮ ВТОРИЧНОЙ ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ?

языковая картина мира

КАК НАЗЫВАЕТСЯ РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ, ИЗУЧАЮЩИЙ ФРАНЦУЗСКИЙ, ИТАЛЬЯНСКИЙ, РУМЫНСКИЙ, ПОРТУГАЛЬСКИЙ, МОЛДАВСКИЙ, ИСПАНСКИЙ ЯЗЫКИ?

романистика

КАК НАЗЫВАЕТСЯ РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ, ИЗУЧАЮЩИЙ ХОРВАТСКИЙ, ЧЕШСКИЙ, СЛОВЕНСКИЙ, РУССКИЙ, УКРАИНСКИЙ ЯЗЫКИ?

славистика

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТО ЯВЛЕНИЕ В ЯЗЫКЕ: "КУ-КУ", "ХРЮ-ХРЮ, ГАВ-ГАВ"?

звукоподражание

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЯВЛЕНИЕ В ТЮРКСКИХ ЯЗЫКАХ, КОГДА В ПРЕДЕЛАХ ДАННОГО СЛОВА ВСЕ ЗВУКИ ПОДЧИНЕНЫ "ГАРМОНИИ"?

сингармонизм

КАК НАЗЫВАЮТСЯ НОВЫЕ СЛОВА В ЯЗЫКЕ?

неологизмы

КАК НАЗЫВАЮТСЯ СЛОВА, КОТОРЫЕ УСТАРЕЛИ, НО ОБОЗНАЧАЕМЫЕ ИМИ РЕАЛИИ НАЗЫВАЮТСЯ ПО ДРУГОМУ?

архаизмы

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА?

выделение ядра и прериферии

целостность

субъективность

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОЯВЛЕНИЯ В ЯЗЫКЕ НЕОЛОГИЗМОВ?

изобретение новых слов

создание новых слов по имеющимся в языке моделям

заимствования

КАКОВЫ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯЗЫКОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕРИОДА?

обработанность

кодифицированность

традиционность

нормированность

КАКОЕ ЯЗЫКОЗНаНИЕ ИССЛЕДУЕТ КАЖДЫЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК КАК ОСОБОЕ, НЕПОВТОРИМОЕ ЯВЛЕНИЕ?

КАКОЙ РАЗДЕЛ ЛЕКСИКОЛОГИИ ИЗУЧАЕТ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ И ЗАКОНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ?

семасиология

КАКОЙ РАЗДЕЛ ФИЗИКИ ИЗУЧАЕТ ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЯЗЫКЕ?

акустика

КАКОЙ РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ ИЗУЧАЕТ ЯЗЫКОВЫЕ УНИВЕРСАЛИИ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ ЯЗЫКОВ МИРА, ОБЩИЕ СВОЙСТВА, ПРИЗНАКИ И КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА ВООБЩЕ ИЛИ РЯДА ЯЗЫКОВ?

общее языкознание

КАКОЙ ФОНД ЛЕКСИКИ ИЗМЕНЯЕТСЯ МЕДЛЕННЕЕ, ЧЕМ ДРУГИЕ?

основной

КАКОЙ ЯЗЫК ВОЗОБЛАДАЛ В ПРАКТИКЕ ДИПЛОМАТИИ И ПОЛИТИКИ С КОНЦА XVIII?

французский

КАКОЙ ЯРУС ЯЗЫКА НАИБОЛЕЕ УСТОЙЧИВ К ИЗМЕНЕНИЯМ?

грамматический

КАКОЙ ЯРУС ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ ИЗМЕНЯЕТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ДРУГИЕ?

словарный

КАКУЮ ФУНКЦИЮ ВЫПОЛНЯЕТ СЛОВО В ЯЗЫКЕ?

номинативную

К ВЕРТИКАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОТНОСЯТСЯ:

профессиональные жаргоны

К КАКИМ ЗАКОНАМ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ОТНОСЯТСЯ КОМБИНАТОРНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОГРЕССИВНОЙ АККОМОДАЦИИ, КОГДА ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ГЛАСНЫЕ [Э], [A], [O], [У] АККОМОДИРУЮТ С ПОСЛЕДУЮЩИМ МЯГКИМ СОГЛАСНЫМ?

живые фонетические законы

К КАКИМ ЗНАКАМ ПО ЕЛЬМСЛЕВУ ОТНОСЯТСЯ ГРАФЕМЫ И ФОНЕМЫ?

К КАКИМ СЛОВАМ ОТНОСЯТСЯ: АТМОСФЕРА, ГОРИЗОНТ, ДИАМЕТР, МИКРОСКОП, ЛЕЙТЕНАНТ, САРАЙ, ГАРЕМ?

заимствования

К ОСНОВНЫМ ЕДИНИЦАМ ЯЗЫКА ОТНОСЯТСЯ:

КТО В АНТИЧНОСТИ ВЫДВИНУЛ ТЕОРИЮ СОЦИАЛЬНОГО ДОГОВОРА В ВОПРОСЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЯЗЫКА?

демокрит

КТО ВВЕЛ В НАУЧНЫЙ ОБИХОД ТЕРМИН "ЯЗЫКОВАЯ КАРТИА МИРА"?

вайсгребер

КТО ИЗ ЛИНГВИСТОВ И ФИЛОСОФОВ СЧИТАЛ, ЧТО ВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ПРОИЗОШЕЛ ИЗ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА?

КТО ПРЕДЛОЖИЛ МОДЕЛЬ УРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА?

бенвенист

КТО РАЗРАБАТЫВАЕТ КОНЦЕПЦИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРИМИТИВОВ?

вежбицкая

КТО РАЗРАБОТАЛ ГИПОТЕЗУ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ?

сепир, уорф

МЕТОД, ПРИМЕНЯЕМЫЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РОДСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ, ИХ ОБЩНОСТИ И РАЗЛИЧИЙ, ИХ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ?

сравнительно-исторический

МОЖЕТ ЛИ КОНЦЕПТ БЫТЬ НЕ ПРЕДСТАВЛЕННЫМ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКА?

НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ПУТИ ЗАИМСТВОВАНИЙ В ЯЗЫКЕ?

калькирование

заимствования внутри одного языка

заимствования через язык-посредник

через словообразование

через разные языки посредники

НАЗОВИТЕ СИНОНИМЫ К ТЕРМИНУ ЛИНГВИСТИКА:

языкознание

языковедение

НА КАКИЕ 2 РАЗДЕЛА ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ ФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ?

физиология слуха

артикуляторная физиология

ОСНОВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ?

однозначность

отсутствие экспрессивности

ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ\ВЫСКАЗЫВАНИЯ?

коммуникативная

ОСОБО ВАЖНУЮ РОЛЬ АЛГОРИТМ ИГРАЕТ:

в машинном переводе

ПЕРВЫМ НАУЧНЫМ ОПИСАНИЕМ ЯЗЫКА, ОТКРЫТЫМ ЕВРОПЕЙЦАМИ ЯВЛЯЕТСЯ:

грамматика панини "восьмикнижие"

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА, ЗАКРЕПЛЕННАЯ В СЛОВАРЯХ?

терминология

С КАКИМИ НАУЧНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ ТЕСНО СВЯЗАНО ЯЗЫКОЗНАНИЕ?

историей

этнографией

психологией

социологией

биологией

антропологией

акустикой

математикой

СКОЛЬКО ПАДЕЖЕЙ СУЩЕСТВУЕТ В АРАБСКОМ? (УКАЖИТЕ ЦИФРОЙ!)

СКОЛЬКО ПАДЕЖЕЙ СУЩЕСТВУЕТ В ЭСТОНСКОМ ЯЗЫКЕ? (УКАЖИТЕ ЦИФРОЙ)

СКОЛЬКО ПРОШЕДШИХ ВРЕМЕН БЫЛО В ПРАСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ? (УКАЖИТЕ ЦИФРОЙ!)

СКОЛЬКО ЯЗЫКОВ В МИРЕ ИЗУЧЕНО ДОСТАТОЧНО ПОЛНО И ХОРОШО? (УКАЖИТЕ ЦИФРОЙ)

СОВОКУПНОСТЬ ОБЩЕПРИНЯТЫХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ КАК ПРАВИЛЬНЫЕ, ОБРАЗЦОВЫЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ?

СОВОКУПНОСТЬ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ ОТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ ИНДИВИДАМИ И ГРУППАМИ, ПРИНАДЛЕЖАЩИМИ К РАЗНЫМ КУЛЬТУРАМ?

межкультурная коммуникация

СОВОКУПНОСТЬ ТОЧНЫХ ПРАВИЛ ОПИСАНИЯ, КОДИРОВАНИЯ ИЛИ ПЕРЕКОДИРОВАНИЯ КАКОЙ-ЛИБО ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ?

алгоритм

СОВОКУПНОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ, ПРИСУЩИХ БОЛЬШОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ ИЛИ НАЦИИ?

культура

СОПОСТАВЬТЕ ЧАСТНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ИССЛЕДУЕМЫЙ ЯЗЫК:

1.1 ФРАНЦУЗСКИЙ

2.2 АНГЛИЙСКИЙ

3.3 СЕРБСКИЙ

1.1 ГЕРМАНИСТИКА

2.2 СЛАСИСТИКА

3.3 РОМАНИСТИКА

СОПОСТАВЬТЕ ЯЗЫК И КОЛИЧЕСТВО ПАДЕЖЕЙ? (1.1 САНСКРИТ 2.2 ЛАТЫНЬ 3.3 ГРЕЧЕСКИЙ 1.1 5 2.2 4 3.3 7)

ТЕОРИЯ, СЧИТАЮЩАЯ, ЧТО ЯЗЫК ВОЗНИК ИЗ ВЫКРИКОВ, СОПРОВОЖДАВШИХ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД?

теория трудовых выкриков

ЧЕМУ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТСЯ ДИАЛЕКТ?

нормативному языку

ЧТО ИЗУЧАЕТ СЕМИОТИКА?

знаковые системы

ЧТО НУЖНО ПОНИМАТЬ ПОД ЗНАКОМ?

знак должен быть материальным

знак должен быть чувтвенно воспринимаемым

знак направлен на значение

знак и его содержание определяется местом и ролью знака в даанной системе аналогичного порядка знаков

ЧТО ОБУСЛОВЛИВАЕТ СПОСОБ МЫШЛЕЕНИЯ НАРОДА, ЕГО МИРОВОСПРИЯТИЯ СОГЛАСНО СЕПИРА И УОРФА?

ЧТО ПО ЭНГЕЛЬСУ ЯВИЛОСЬ ПРЕДПОСЫЛКОЙ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРЕДПОСЫЛКОЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ, РАСШИРЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ?

вертикальная походка

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КУЛЬТУРА СОГЛАСНО ОПИСАТЕЛЬНОМУ ПОДХОДУ?

сумму всего созданного человеческим обществом

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА?

совокупность результатов материальной деятельности человека

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЯВЛЕНИЕ, КОГДА РАЗОШЕДШИЕСЯ БЛАГОДАРЯ ФОНЕТИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ В СВОЕМ ЗВУКОВОМ ОФОРМЛЕНИИ МОРФЕМЫ "ВЫРАВНИВАЮТСЯ", "УНИФИЦИРУЮТСЯ" В ОДИН ОБЩИЙ ВИД?

изменение по аналогии

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РЕЧЬ?

психофизиологический процесс

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЯЗЫК?

системно-структурное образование

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА?

совокупность знаний о мире, которые отражены в языке, а также способов получения и интерпретации новых знаний

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ОДНО ЗНАЧЕНИЕ, НО РАЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: СОБАКА, ВЕЩЬ?

универсалия

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ СЛЕДУЮЩИЕ РЯДЫ: " ГЛАЗА-ОЧИ-ЗЕНКИ-БУРКАЛЫ"?

синонимы

ЧТО ПРОИСХОДИТ СО ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВАПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВИД РЕЧИ, НАПРИМЕР: ПИВО, КВАС, ПАРТИЗАН, ОФИЦЕР?

сужение значения

ЧТО ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ?

они действуютв пределах данного диалекта, определенного языка или группы родственных языков

они действуют в пределах опреленного времени

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ВТОРИЧНЫХ НАИМЕНОВАНИЙ В СОЗДАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА?

метафора

ЯЗЫК ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

многоярусная система

семиотическая система

потенциальная система

ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА, ИЗУЧАЮЩАЯ ЖИВЫЕ ГОВОРЫ, НАРЕЧИЯ, ДИАЛЕКТЫ, ФОЛКЛОР НАРОДОВ, ИХ БЫТ И КУЛЬТУРУ?

этнолингвистика

ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ НАСЧИТЫВАЕТ ОКОЛО:

ЯЗЫКОЗНАНИЕ ВЫШЛО ИЗ НЕДР.