Абрахам Маслоу – биография кратко. Кто такой Маслоу и почему его идеи продолжают жить

Психология как наука имеет многолетнюю историю развития, которая создавалась трудами и исследованиями разных ученых по всему миру. Поэтому в настоящее время мы имеем возможность использовать всю накопленную информацию, чтобы изучать психическую жизнь людей и закономерности их взаимодействия с окружающей средой.

И одним из величайших ученых, которые внесли огромный вклад в развитие данной отрасли, является Абрахам Маслоу. Выдающийся профессор, идеолог, теоретик и психолог, он всю свою жизнь работал над изучением природы человека и возможностей личности.

Его теории и труды позволили сделать большой прорыв в развитии психологии. В частности, благодаря его трудам смогла преодолеть сразу несколько витков развития. О биографии и достижениях великого американского исследователя вы сможете узнать из этой статьи.

О жизни великого ученого, мыслителя и идеолога

Известный во всем мире деятель науки и один из создателей гуманистической психологии Абрахам Маслоу является коренным американцем. Его биография начинается в 1908 году, когда в семье евреев появился на свет первенец. Некогда иммигрировавшие в Америку, родители новорожденного малыша проживали в Бруклине.

До этого семья жила в России, где у них не было возможности овладеть науками, а потому родители малыша Абрахама не отличались высоким уровнем образования. Именно поэтому они приложили все усилия для того, чтобы мальчик с детства получал все необходимые знания, и дали сыну достойное образование, позволившее ему стать заслуживающим уважения человеком.

Благодаря стараниям родителей маленький Абрахам хорошо учился, занимался спортом и очень много читал. В то же время его отношения со старшим поколением оставляли желать лучшего: отец стал спиваться, а мать обратилась к религии и стала настоящей фанатичкой. К тому же мальчик постоянно сталкивался с придирками сверстников относительно поведения его родителей и физической неказистости самого мальчугана. Но он продолжал добиваться лучших результатов в спорте, одновременно читая книги из местной библиотеки одну за одной.

В юношеском возрасте ему отчасти пригодились те знания, которыми Абрахам Маслоу успел самостоятельно овладеть к тому времени. И если детские годы краткая биография психолога описывает несколькими фразами, то юношество и зрелый возраст А. Маслоу пестрит различными событиями.

Так, например, после школы он поступил в Сити-колледж на юридический факультет, поддавшись настоятельным уговорам отца. Однако вскоре юноша понял, что данное направление совершенно не соответствует его жизненным ценностям, и довольно быстро переориентировался на психологию. Результатом его успешного обучения стали степени: бакалавра (полученная в 1930 году), магистра и доктора гуманитарных наук.

И первым местом работы, где на практике стал применять полученные знания Абрахам Маслоу, стал его родной институт. После получения степени магистра молодой ученый принялся за изучение моделей поведения макак. Исследуя представителей такой разновидности обезьян, он сделал определенные выводы насчет половых и доминантных отношений самцов в рамках колонии, о чем и написал свою докторскую диссертацию.

Примерно в то же время Маслоу Абрахам Харольд контактирует с разными учеными, чьи взгляды на жизнь и психологию человека стали основным фундаментом, на котором была впоследствии создана знаменитая гуманистическая теория Маслоу.

В возрасте 20 лет уже заявивший о себе в широких научных кругах Абрахам женился. Его избранницей стала Берте Рудман. Но так как она была двоюродной сестрой Абрахама Маслоу, представители старшего поколения с обеих сторон крайне отрицательно относились к этому браку. Несмотря на это, молодые люди узаконили свои отношения, результатом которых стало впоследствии рождение двух девочек – Энн и Эллен Маслоу (вторая известна как весьма успешный психотерапевт).

Изданные и неизданные труды ученого

Одновременно с исследованием моделей поведения обезьян и изучением природы человека Абрахам Маслоу писал книги. И первые результаты его трудов читатели смогли увидеть в 1954 году, когда ученому было уже за 40.

Его первым изданием стала работа, которая называлась «Мотивация и личность». В ней профессор раскрыл структуру присущих в той или иной мере каждому человеку потребностей в виде иерархической структуры. Стоит заметить, что пирамида Маслоу в настоящее время известна всем, даже детям, проходящим обучение в средних школах. Фундаментальной основой разработанной структуры было то, что человеку свойственно удовлетворять сначала свои природные (базовые) нужды, после чего он будет готов к удовлетворению других своих потребностей.

Составленная Абрахамом пирамида потребностей отчасти коснулась и другого понятия, фигурирующего в гуманистической психологии и выделенного также Абрахамом Маслоу – «комплекс Ионы». Это Маслоу объяснил взаимосвязью между бесконтрольным сопротивлением реализации заложенных природой потребностей и осознанным стремлением человека к раскрытию своих талантов. То есть в условиях удовлетворенности своим нынешним состоянием (стабильно-ограниченным) человек стремится сохранить контроль над ситуацией, игнорируя возможности, которые ежедневно ему предоставляет судьба.

Спустя 8 лет после издания первой книги в свет вышла очередная публикация Абрахама Маслоу – «К психологии бытия» (1962 г.). В данном своем труде ученый более детально и четко определил, какие потребности испытывают люди, и разделил их на группы. Сам профессор считал эту работу незавершенной, как и книгу «Дальние пределы человеческой природы», которую мир увидел спустя несколько лет после смерти психолога, а умер он в 1970 году.

Знаменательное открытие ученого

Но давайте поговорим о наиболее выдающихся достижениях этого великого человека. К примеру, о том, что такое пирамида Маслоу и каков принцип ее формирования. В начале своей активной деятельности американский ученый смог выделить и описать пять основных потребностей индивида, без которых тот не может представить своего дальнейшего существования.

По мнению Абрахама, в таблицу самых важных жизненных ценностей должны быть включены главные насущные потребности человека, которые следует разместить сверху вниз по степени важности каждой из них. Таким образом была составлена пирамида потребностей Абрахама Маслоу, в которой нужды физического характера выступали основой, а ближе к вершине располагались моральные и духовные потребности человека.

Если представить ее не в виде таблицы, то пирамида Маслоу будет включать следующие позиции:

  • Потребности, связанные с жизнедеятельностью человека. Это пища и вода, сексуальное удовлетворение и различные материальные ресурсы.
  • Безопасность. Каждый индивид стремится к ощущению защищенности, уверенности в завтрашнем дне.
  • Взаимодействие с социумом. К этому пункту пирамиды можно отнести необходимость принадлежать к какому-то социальному сообществу, поддерживать дружбу, создавать отношения и семью.
  • Признание в узких кругах. Одной из главных для человека потребностей Маслоу считал необходимость чувствовать уважение к своей персоне со стороны окружающих его людей.
  • Самореализация/самоактуализация. Человек чувствует желание развиваться, раскрывать свой потенциал, совершенствовать и оттачивать свои навыки, знания.

Предложенная Маслоу пирамида, которая олицетворяет собой модель главных, по мнению американского ученого, потребностей человека, прекрасно отражает смысл систематизированных положений о мотивации в рамках изучения природы человека.

Первоначальным источником, откуда впервые можно было узнать о теории иерархии потребностей, стала книга американского идеолога Маслоу «A Theory of Human Motivation» (изданная в 1943 г.). Спустя 11 лет вышла очередная написанная профессором книга, где в деталях была рассмотрена теория мотивации. Маслоу назвал ее «Motivation and Personality» («Теория человеческой мотивации»).

К слову, идеи психолога и мыслителя А. Х. Маслоу, изложенные в рамках исследования роли и значимости мотивации в жизни человека, получили свое широкое применение в теории менеджмента.

Более детальная схема

По мнению Маслоу, психология может рассматривать иерархию (пирамиду) потребностей человека более детально, взяв за основу семиуровневую классификацию. В этом случае низшие приоритеты, как и в предыдущем случае, будут приравниваться к физиологическим потребностям человека и его стремлению к самосохранению:

  • Пища, вода, сексуальное влечение.
  • Безопасность.
  • Любовь и стремление быть необходимым.
  • Желание достичь признания в социуме (уважение, одобрение, успешность).
  • Потребности в познании окружающего (знания и опыт).
  • Эстетическая составляющая, которую могут удовлетворить красота и гармония.
  • Актуальность саморазвития: раскрытие своего потенциала, достижение целей.

И в первом, и во втором случае востребованность какой-то позиции возрастает по мере того, как будет удовлетворена предыдущая на все 100%. Но при этом данные модели не являются фиксированными, поэтому может не сохраняться такая же закономерность, когда речь идет о разных личностях.

Гуманистическая психология, в развитие которой Маслоу внес значительный вклад (в частности, разработал с группой психологов данный термин), изначально должна была стать альтернативным направлением психологии, противопоставленным , а также .

Ее задачей является изучение людей, которые достигли вершины пирамиды потребностей Маслоу, сумев достичь предела самоактуализации. На сегодняшний день, к сожалению, среди населения планеты можно выделить не более 3-4% таких людей, кто действительно смог достичь вершины собственного развития.

И фундаментальная теория личности Маслоу рассматривает все аспекты развития личности, включая степень самоактуализации, его приоритеты и задействованные механизмы развития. Таким образом, Абрахам Маслоу указал на необходимость развития нового подхода к рассмотрению психики, так как в ходе своих исследований смог выявить существенные недостатки психоанализа. С точки зрения американского идеолога и психолога Маслоу, основой развития личности и социума является склонность людей к самоактуализации и саморазвитию, а также стремление к личностному росту. Автор: Елена Суворова

Абрахам Маслоу - видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год). Его теория потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Абрахам Гарольд Маслоу родился 1 апреля 1908 года. Столь странно для американца звучащую фамилию нам, наверное, следовало бы произносить в привычной манере - Маслов. Эту фамилию носил отец будущего психолога, выходец из южных губерний Российской империи, который, подобно десяткам тысяч своих еврейских соплеменников, потрясенных безжалостными погромами начала века, перебрался в Новый Свет. Там он открыл мастерскую по изготовлению бочек, «встал на ноги» и выписал с родины свою невесту. Так что их первенец, который в иных обстоятельствах мог бы быть нашим соотечественником и зваться Абрамом Григорьевичем Масловым, родился уже в Бруклине, не самом респектабельном районе Нью-Йорка. Детские годы Маслоу могли бы послужить замечательным сюжетом для психоаналитического очерка. Его отец оказался далеко не идеальным семьянином, точнее говоря - пьяницей и бабником. Он надолго исчезал из дома, так что его положительное влияние на детей (их в семье было трое) определялось главным образом его отсутствием. Остается только удивляться, что семейный бизнес довольно успешно развивался и позволял семье вполне благополучно существовать. А впоследствии и сам Абрахам, уже будучи дипломированным психологом, принимал участие в руководстве производством бочек.

Отношения Абрахама с матерью складывались скверно и были окрашены взаимной неприязнью. Миссис Маслоу была вздорной особой и жестоко наказывала детей за малейшую провинность. К тому же она откровенно отдавала предпочтение двум младшим детям, а первенца недолюбливала. В памяти мальчика на всю жизнь отпечаталась сцена: мать разбивает о стену головы двум кошкам, которых сын принес с улицы.

Он ничего не забыл и не простил. Когда мать умерла, Маслоу даже не явился на ее похороны. В его записках можно найти такие слова: «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток - они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать)».

Важно отметить, что Абрахам был совсем не красавцем. Щуплое телосложение и огромный нос делали его отталкивающе-комичным. Он настолько тяжело переживал недостатки своей внешности, что даже избегал ездить в метро, подолгу дожидаясь пустого вагона, где мог бы никому не попадаться на глаза. Можно даже сказать, что в детстве и юности он терзался тяжелейшим комплексом неполноценности в связи со своей внешностью. Может быть, именно поэтому его впоследствии так заинтересовала теория Альфреда Адлера, с которым он даже познакомился лично, когда тот переселился в Америку. Ибо сам Маслоу был живым воплощением этой теории. В полном соответствии с идеями Адлера (с которыми он, разумеется, в юности еще и не был знаком) он стремился компенсировать свое худосочие и неловкость интенсивными занятиями спортом. Когда на этом поприще реализовать себя не удалось, он с тем же рвением занялся наукой.

В возрасте 18 лет Абрахам Маслоу поступил в Нью-Йоркский Сити-Колледж. Отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, однако юридическая карьера юношу абсолютно не привлекала. Когда отец спросил, чем же он все-таки намерен заниматься, Абрахам ответил, что хотел бы «изучать все».Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе колледжа, и тема для курсовой работы была им выбрана сугубо психологическая. Это произошло под влиянием ярких выступлений отца американского бихевиоризма Джона Уотсона. Долгие годы Маслоу сохранял приверженность поведенческой психологии и убеждение, что только естественно-научный подход к человеческому поведению открывает путь к решению всех мировых проблем. Лишь со временем ограниченность механистической трактовки поведения, характерной для бихевиоризма, стала для него не только очевидна, но и неприемлема.

Небезынтересно, что в отличие от красавца-жизнелюба Уотсона, заслужившего немало упреков в распущенности, неказистый Маслоу отличался редким постоянством в интимных отношениях. В юности он страстно влюбился в свою кузину, но, терзаемый комплексами, долго не решался ей открыться, опасаясь быть отвергнутым. Когда же его робкое проявление чувств было неожиданно встречено взаимностью, он испытал первое в своей жизни пиковое переживание (это понятие впоследствии стало одним из краеугольных камней его системы). Взаимная любовь стала огромной поддержкой для его неустоявшегося самоуважения. Через год молодые люди поженились (ему было 20, ей - 19) и, как пишут в романах, жили долго и счастливо.

Систематические занятия психологией Маслоу начал, поступив в Корнелльский университет, и это едва не погасило его зарождавшийся интерес к этой науке. Дело в том, что первый прослушанный им в Корнелле курс психологии читал ученик Вундта структуралист Эдвард Титченер.

На фоне неотразимого обаяния Уотсона и растущей популярности его бихевиористских идей академические рассуждения Титченера звучали унылым анахронизмом. По словам Маслоу, это было нечто «невыразимо скучное и совершенно безжизненное, ничего общего не имеющее с реальным миром, и потому я с содроганием бежал оттуда».

Он перевелся в университет штата Висконсин, где активно занялся экспериментальными исследованиями поведения животных. Здесь он в 1930 году получил степень бакалавра, в 1931 - магистра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, степень доктора философии. Его научным руководителем выступал Гарри Харлоу, прославившийся своими уникальными экспериментами над детенышами обезьян. Под его руководством Маслоу выполнил исследовательскую работу по проблемам доминирования и сексуального поведения приматов.

В те годы проблема сексуальности, несмотря на бурный расцвет психоанализа, продолжала оставаться для общественности пугающе-пикантной, и немногие ученые решались к ней подступиться. В силу этого Маслоу оказался одним из немногих, кого можно было с известной натяжкой назвать специалистом по данной проблеме. Поэтому именно к нему впоследствии обратился Альфред Кинси, которому предстояло революционизировать американское общественное сознание обнародованием результатов своих социологических изысканий на сексуальные темы.

Интересно, что Маслоу предложение о сотрудничестве отклонил. Впоследствии его неоднократно упрекали в пренебрежении научными методами и вообще критериями научности. А вот с Кинси он не сошелся как раз на той почве, что счел его исследования не соответствующими критериям научности. По мнению Маслоу, выборку респондентов Кинси нельзя считать репрезентативной, поскольку в опросах участвовали только те, кто на это добровольно согласился. Делать выводы по такому деликатному вопросу, как особенности сексуального поведения, по мнению Маслоу, допустимо было бы лишь с учетом мнения и тех, кто отвергает саму возможность обсуждения этой темы. Поскольку это невозможно, то и выводы вряд ли достоверны.

Статья Маслоу по этому вопросу появилась в Journal of Abnormal and Social Psychology в 1951 году, но осталась практически незамеченной и сегодня никем не вспоминается. А зря! Идея-то верная. Мы ведь и сегодня горюем о сексуальной распущенности молодежи, наблюдая самых «отвязных» ее представителей и забывая про тех, кто ведет себя деликатно и скромно.

Маслоу на самом деле научным экспериментированием отнюдь не пренебрегал и подходил к этому делу со всей серьезностью. Просто полученные результаты невольно затерялись на фоне его философских по своей сути рассуждений. Так, например, мало кому известна его замечательная работа, выполненная уже в середине шестидесятых и посвященная проблеме социальной перцепции.

Маслоу предлагал своим испытуемым оценить предъявлявшиеся фотопортреты по параметру привлекательности (следует отметить, что лица для этой цели обычно выбираются самые заурядные). Проделать это требовалось в разных условиях, точнее, в по-разному оформленных помещениях - в комнате «красивой и уютной», «обычной» и «безобразной». Результат оказался легко предсказуем: чем приятнее для восприятия окружающая среда, тем более высокую оценку по параметру привлекательности заслуживают воспринимаемые лица. Интересный эксперимент, есть над чем задуматься. По крайней мере, иному психологу одного такого опыта хватило бы для прижизненной славы. Маслоу свою славу снискал в иной сфере.

Первая его научная публикация увидела свет в 1937 году и представляла собой главу о кросс-культурных исследованиях в сборнике «Психология личности» под редакцией Росса Стагнера. В этой публикации нашел отражение опыт, приобретенный Маслоу в ходе исследовательской работы в индейской резервации. Даже при самом внимательном анализе никаких намеков на его последующие теоретические построения в этой работе усмотреть не удается, и о ней сегодня знают лишь немногие историки науки.

Во второй половине тридцатых Маслоу удалось лично познакомиться со многими выдающимися психологами, которых исторические катаклизмы вынудили перебраться из Европы в Америку. Из перечисления этих блестящих имен можно было бы составить достаточно представительное оглавление хрестоматии по истории психологии ХХ века - помимо уже упоминавшегося Адлера, это были Эрих Фромм, Карен Хорни, Курт Коффка, Курт Гольдштейн, Макс Вертгеймер.

Последний оказал на Маслоу особенно большое влияние - не только как ученый, но и как человек. Именно под влиянием благоговейного восторга перед Вертгеймером Маслоу занялся изучением психически здоровых людей, которым удалось достичь в жизни самоактуализации. Именно Вертгеймер, а также еще одна знакомая Маслоу - известный американский антрополог Рут Бенедикт послужили для него примерами наиболее полного воплощения лучших качеств человеческой натуры. Приходится, однако, с сожалением признать, что таких примеров даже Маслоу, истый гуманист и оптимист, насчитывал единицы.

Начала теории Маслоу, послужившей основанием целого направления научной мысли - гуманистической психологии, были сформулированы им в общем виде в двух небольших статьях, опубликованных в Psychological Review в 1943 году (их содержание в расширенном виде позднее включено в его известную книгу «Мотивация и личность»). Уже тогда Маслоу предпринял попытку сформулировать новый подход к человеческой природе, кардинально отличающийся от традиционных психологических воззрений.

По его мнению, психоанализ обедняет наше представление о человеке, сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма. А где же собственно человеческое в человеке? Именно это и призывал изучать Маслоу.

В 1951 году он получил приглашение во вновь открытый университет Брэдейса под Бостоном. Маслоу принял приглашение и проработал в этом университете до 1968 года, заведуя кафедрой психологии.

Следует отметить, что попытки Маслоу гуманизировать психологию встречали ожесточенное отвержение со стороны большинства коллег, придерживавшихся бихевиористской ориентации. Хотя студенты Маслоу чуть ли не боготворили, редакции ведущих психологических журналов на протяжении ряда лет без рассмотрения отвергали любые его рукописи.

По сути дела, студенты и внесли его на руках в кресло президента Американской психологической ассоциации. Но произошло это уже в другую эпоху, в конце 60-х - в эпоху Боба Дилана и Энди Уорхолла, Тимоти Лири и Кена Кизи. Наверное, когда говорят, что молодежь 60-х изменила лицо Америки, в этом есть доля правды. По крайней мере, для психологии это справедливо.

Первая по-настоящему значительная работа Маслоу, ныне по праву занимающая почетное место в золотом фонде мировой психологической мысли, - «Мотивация и личность» - увидела свет в 1954 году. Именно в ней была сформулирована иерархическая теория потребностей, выстраивающая пирамиду с основанием из базовых нужд и с потребностью в самоактуализации на вершине.

С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей.

Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы.

Чрезвычайно интересным аспектом теории Маслоу представляется постулирование им так называемого комплекса Ионы, который даже профессионалам почему-то менее известен, чем, скажем, пресловутый комплекс кастрации, хотя в реальной жизни гораздо легче подметить первый, чем второй.

Комплексом Ионы Маслоу называет нежелание человека реализовать свои природные способности. Подобно тому как библейский Иона пытался уклониться от ответственной роли пророка, многие люди также избегают ответственности, опасаясь в полной мере использовать свой потенциал. Они предпочитают ставить перед собой мелкие, незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Такой «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, полнокровная жизнь многим представляется невыносимо трудной.

Корни комплекса Ионы можно усмотреть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. Невольно напрашивается параллель с идеями Фромма, которые он высказал в своей знаменитой книге «Бегство от свободы». Впрочем, о явном и неявном влиянии европейских коллег на становление идеологии Маслоу уже шла речь.

Кстати, говоря о термине «самоактуализация», нужно отметить, что он использовался еще К.-Г. Юнгом, хотя это редко отмечается психологами-гуманистами. По Юнгу, самоактуализация означала конечную цель развития личности, достижение ею единства на базе наиболее полной дифференциации и интеграции различных ее сторон. Весьма близки по своему содержанию к идее самоактуализации также концепции «стремления к превосходству» и «творческого Я» А. Адлера.

В 50-е и особенно в 60-е годы, в эпоху радикальной переоценки многих ценностей, теория Маслоу снискала немалую популярность и признание. Хотя даже тогда в научных кругах продолжали раздаваться упреки в ее адрес.

С научной, точнее - с естественно-научной точки зрения, позиция Маслоу весьма уязвима для критики. Самые важные его теоретические суждения явились результатом житейских наблюдений и размышлений, никак не подкрепленных экспериментально. В работах Маслоу под словом subjects подразумеваются отнюдь не испытуемые, а просто люди, попавшие в поле зрения автора и привлекшие его внимание; при этом никаких статистических выкладок автор не приводит, напротив - постоянно оперирует расплывчатыми формулами «вероятно», «наверное», «судя по всему»…

Впрочем, сам Маслоу, похоже, отдавал себе в этом отчет и подчеркивал, что считает свой подход не альтернативой механистическому, естественно-научному подходу, а дополнением к нему.

В своих поздних работах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (опубликована посмертно в 1971 году) Маслоу существенно модифицировал свою концепцию мотивации и личности, фактически отказавшись от той многоступенчатой пирамиды потребностей, которую продолжают усердно заучивать сегодняшние студенты.

Все человеческие потребности он подразделил на низшие, «дефицитарные», продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие и рост, а следовательно - ненасыщаемые. (Снова невольно вспоминается фроммовское «Иметь или быть»). Впрочем, и эти работы сам автор рассматривал как предварительные, надеясь, что в будущем они получат какое-то подтверждение.

До осуществления своих надежд он не дожил - скоропостижно скончался от сердечного приступа 8 июня 1970 года. Правда, надо сказать, что доживи он хоть до ста лет, его чаяниям не суждено было сбыться. Ибо и сегодня справедливо звучит приговор, вынесенный авторами американской «Истории современной психологии» - супругами Шульц: «Теория самоактуализации поддается лабораторным исследованиям довольно слабо, а в большинстве случаев - и вовсе не подтверждается».

Тем не менее уже несколько десятилетий предпринимаются попытки ее практического использования, в частности - в практике управления. И что самое интересное - попытки эти по большей части довольно успешные. Как тут не вспомнить слова вышедшего из моды классика о самом надежном критерии истины!

Тридцать лет назад Абрахам Маслоу писал: «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь.» Сам он, судя по всему, был счастливым человеком.

Провидец и революционер в науке ушедшего века, один из самых ярких и влиятельных психологов Абрахам Маслоу существенно изменил наше мировоззрение на человеческую природу и свои возможности, убедив нас в том, что мы являемся .

Биография Абрахама Маслоу заслуживает особого внимания.

«Я — антидоктринер. Я против того, что закрывает перед нами двери и отрезает возможности.»

А. Маслоу

По стопам детства в Бруклине

Родился, выдающийся психолог и психотерапевт Абрахам Гарольд Маслоу 1 апреля 1908 года в Бруклине, в не самом представительном районе Нью-Йорка. Родители его были необразованными евреями, которые эмигрировали с России. Маслоу был первенцем в семье из семи детей. Родители возлагали на него большие надежды и очень хотели, чтобы он стал грамотным и интеллигентным человеком.

Маслоу, по собственному признанию, свои детские годы вспоминает без всякого энтузиазма и восхищения, потому как был очень одинок и несчастен: «Странно, что с таким детством я не заболел психозом или неврозом. Я был маленьким еврейским мальчиком между людей неевреев. Это напоминает похожую ситуацию, когда первый чернокожий посещает школу для белых. Я был несчастен и одинок. Я вырос среди книг в библиотеках, без товарищей и друзей». Такие годы Маслоу могли бы стать отличным сюжетом для психоаналитического очерка.

Взаимоотношения между Маслоу и матерью были довольно напряженные и враждебные. Один из авторов описывает в биографии Маслоу то, что его ненависть к матери длилась до конца ее дней, и он даже не пришел на ее похороны.

Она была очень строгой религиозной женщиной и зачастую угрожала своим детям, что Бог накажет их за все неверные проступки. Такое отношение вынудило Маслоу возненавидеть религию и не верить в Бога.

Отец Маслоу был далеко не примерным семьянином. Человек, который «любил виски, женщин и драки», вспоминает Абрахам. Больше того, отец убеждал сына, в том, что он глуп и уродлив.

Временем позже, Маслоу сумел простить отца, в отличие от матери, и часто говорил о нем с гордостью и любовью. Несмотря на такую отцовскую репутацию, семейный бизнес удачно развивался и вполне благополучно обеспечивал семью.

Позже и сам Маслоу, который был уже дипломированным психологом, участвовал в руководстве бизнесом отца по производству бочек.

Юные годы

Стоить отметить, что Маслоу был далеко не красавцем. В юности он очень комплексовал по поводу недостатков своей внешности. Попытки улучшить свое щуплое тело усиленными занятиями спорта оказались неудачными. После этого он серьезно углубился в науку.

В 18-м возрасте, по желанию отца, Маслоу поступает в Сити-колледж в Нью-Йорке, изучать закон и право. Однако юридическая карьера не заинтересовала юного Маслоу и он начал посещать более эклектический курс в Корнелском Университете.

На предпоследнем курсе колледжа Маслоу увлекся психологией. Вследствие этот юноша поступил в Университет Висконсина. В 1931 году он получает звание магистра гуманитарных наук, а 1934 году – степень доктора. Докторскую диссертацию Маслоу посвятил изучению доминантного и полового поведения в колонии обезьян.

В школьные годы он пылко любил свою кузину Берту Гудман. Родители не благословляли этой любви, потому как они опасались, что дети могут родиться с генетическими дефектами.

Но вопреки всем родственным запретам они поженились незадолго до переезда в Висконсин (ему было 20, а ей 19). После он сказал: «Жизнь практически не начиналась для меня, пока я не уехал в Висконсин и не женился».

Зрелые годы

С получением докторской степени, Маслоу возвращается в Нью-Йорк для сотрудничества со знаменитым теоретиком в сфере обучения Э. Л. Торндайком из Колумбийского университета. Далее в течении последующих 14 лет, Маслоу переходит в Бруклинский колледж.

Он описывал свои проведенные годы в Нью-Йорке, как центр психологической вселенной. Консультации психотерапевта, психологическое консультирование, психологические услуги в то время в Нью-Йорке были представлены в достаточной мере.

Именно в этот период он знакомится с элитой европейских интеллектуалов — Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер. Это только часть тех, к кому обращался Маслоу, чтобы раскрыть и изучить поведение человека.

Неформальное общение с такими знаменитыми учеными позволило сформировать интеллектуальную основу будущих гуманистических взглядов Маслоу, параллельно изучающего в тот момент психоанализ.

С 1951 по 1961 год Маслоу занимает должность заведующего кафедрой психологии Университета Брандеиса, после чего становится профессором психологии.

В 1969 году Маслоу уходит из Брандеиса и посвящает себя академическому посту в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния. Подобное направление дает ему свободу увлечения философией демократической политики, этики и экономики.

1970 год Маслоу умирает в возрасте 62 лет от сердечного приступа, который являлся следствием хронического сердечного заболевания.

Маслоу был членом многих почетных и профессиональных обществ. Будучи членом Американской психологической ассоциации, Маслоу был главой Отделения эстетики и Отделения личности и социальной психологии, а также был назначен президентом всей Ассоциации год 1967-1968 .

Маслоу являлся редактором-создателем «Журнала трансперсональной психологии» и «Журнала гуманистической психологии». А также был редактором-консультантом многих научных периодических изданий.

Он изучал возрастную психологию, и на последнем этапе свой жизни поддержал Институт Иссален, Калифорнии, и похожие группы, которые изучали возможности человека.

В последнии 10 лет Маслоу написал основную часть своих книг.

Том был составлен при участии его жены и был опубликован посмертно в 1972 году, который получил название «Памяти Абрахама Маслоу». Биография Абрахама Маслоу вполне способна вдохновить любого человека, ведь этот великий ученый фактически сделал себя сам.

Из всех классиков психологии Маслоу в наибольшей степени подходит под определения гения ввиду своей глубокой увлеченности своим делом. В его честь названа известная ныне , которая олицетворяет распределение нужд человека от низменных физиологических до высших, духовных.

Полное имя известного психолога — Маслоу Абрахам Харольд (1908-1970). Его можно смело назвать одним из основателей современной психологии. Ученый разработал иерархию человеческих потребностей — «Пирамида Маслоу», которая нашла свое применения во многих сферах жизни общества.

Абрахам Маслоу был в числе первых, кто стремился изучить природу человека не только в контексте расстройств и болезней психики, как сложилось в практике, но и сконцентрироваться на познаниях глубинной сущности человека здорового.

В середине прошлого века идеи Маслоу совершили переворот в области психологии. Сначала они были восприняты настороженно и критично, поскольку шли в разрез с существующими представлениями (психоанализ Фрейда и бихевиоризм), что человеком движут бессознательные импульсы и инстинкты. Маслоу верил в более высокую сущность человека — в его огромный потенциал, стремление и способности к саморазвитию и самореализации, в позитивные проявления человеческой личности такие, как любовь, альтруизм, креативность и т.д. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее важны и интересны.

Знаменитый психолог стал также широко известен благодаря созданию иерархической модели человеческих потребностей – Пирамида Маслоу. Данные идеи ученого были впервые опубликованы в 1943 г. в журнале Psychological Review. В иерархии потребностей рассматривалось 5 уровней.

Эта ступенчатая модель подразумевает, что только после удовлетворения потребностей, размещенных на более низких уровнях, у индивидуума появляются запросы, относящиеся к более высоким сферам. Однако Маслоу признавал, что данная модель обобщенная, не является фиксированной и во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Существуют же такие явления как голодный поэта, альпинист, который игнорирует безопасность в своей решимости достичь вершины или человек, который уходит от социума, чтобы стать отшельником.

Маслоу определил самореализацию, самоактуализацию (развитие и реализация своих способностей) как вершинное переживание личности. Но в последние годы жизни он пересмотрел свою теорию и признал, что переживанием наивысшего порядка является не самореализация, а самотрансцендентность – выход за пределы собственного я. Состояние, когда человек всецело до самозабвения поглощен, сконцентрирован или зачарован происходящим. В такие моменты человек может чувствовать свое единство с кем угодно или даже с чем угодно за пределами границ своего Я, собственной психики. Примерами может служить медитация, погруженная молитва. Такое состояние часто связано с глубоким духовным опытом индивидуума.

Концепция Маслоу о мотивации и потребностях личности со временем прибрела простую схематичную форму пирамиды или треугольника (рис. выше), что способствовало её быстрому распространению и популяризации за пределами психологических наук.

На идеи знаменитого психолога обратили внимание в сфере управления персоналом. Менеджеры стали приходить к пониманию того, что можно добиться повышения производительности труда, выходя за рамки сложившейся примитивной схемы «работа-деньги». Необходимо также создать условия работнику для возможности удовлетворения более высоких потребностей из Пирамиды Маслоу. На предприятиях стали возникать и развиваться идеи о правильной расстановке кадров, развитии персонала, перемещении по вертикальной и горизонтальной карьерной лестнице и т.д.

Пирамиду потребностей Маслоу стали применять в своей практике экономисты и маркетологи. Товар стал рассматриваться не только как набор определенных свойств, но и в плане того, какую конкретную человеческую потребность он удовлетворяет. Маркетологи предприятий начали ломать головы — как в своем продукте можно соединить удовлетворение как можно большего числа потребностей покупателя. Например, создавая бренд (статусный дорогой продукт) производители стремятся удовлетворить не только какую-то одну потребность из нижних ступеней, но также реализовать запросы из верхних рядов Пирамиды – в признании и уважении.

Итак, иерархическая концепция потребностей по Маслоу широко применяется в теориях менеджмента, в теории мотивации и поведения потребителей, в социологии и др.

Обобщая информацию, хочется сказать о личности Маслоу, что его гуманистический подход является своеобразной философией жизни, основанной на позитивных взглядах на природу людей, а также является одной из самых ранних попыток в психологии учитывать в человеческом существе его духовное начало.

Биография Абрахама Маслоу.

Абрахам Гарольд Маслоу родился в 1908 году в Нью-Йорке в семье евреев, которые переехали в США из Российской империи. Он был первенцем у многодетных Самуила и Розы Масловых. Если бы не определенные обстоятельства, вынудившие семью покинуть Россию, вполне возможно, что знаменитого психолога мы бы знали как нашего соотечественника по фамилии Маслов Абрам Григорьевич.

Детство Маслоу было трудным, если не сказать тяжелым. Он и еще 6 детей — его братьев и сестер росли в бедности и равнодушии со стороны родителей. Отца очень часто не было дома, а мать была чрезмерно строгой и отстраненной, от неё дети не видели ни любви, ни заботы. Отец Маслоу частенько выпивал и обижал сына, груба критикуя его внешность и черты характера.

Когда Абрахаму было 9 лет, семья из еврейского района перебрались в другой. Внешность мальчика была характерно еврейской и поэтому ему пришлось столкнуться с большими трудностями – враждебностью и расовой дискриминацией.

Не находя понимания и любви среди людей, Маслоу нашел утешение в библиотеке за чтением книг.

Окончив в 1926 году школу, в которой Абрахам был одним из лучших учеников, он по наставлению отца поступил в юридический колледж Нью-Йорка. Однако спустя некоторое время Маслоу осознает, что юриспруденция не его стезя.

В 1928 он покидает Нью-Йорк и поступает Висконсинский университет (Мадиссон), на базе которого оканчивает курс по изучению психологии, после чего в 1930 году становится бакалавром, через год оканчивает магистратуру и еще через пару лет спустя получает степень доктора психологии.

В это время в 1928 году происходят изменения и в личной жизни Абрахама — он делает предложение руки и сердца своей кузине Берте Гудман, которую любил еще с подросткового возраста. Его чувства оказались взаимны и они создают семью. Учеба и бракосочетание стали для него ключевыми жизненными событиями. Маслоу стал не только хорошим мужем, но и отцом двух прекрасных дочерей. «По большому счету, жизнь началась для меня лишь только тогда, когда я переехал в Висконсин и начал семейную жизнь». Эти счастливые семейные годы продлятся до самой смерти ученого.

В 1934 году Маслоу возвращается в Нью-Йорк, работает при Колумбийском университете вместе с известным бихевиористом Эдвардом Торндайком. Вначале он также был сторонником бихевиоризма, однако вскоре его увлекли другие концепции.

В 1937 году Абрахам Маслоу занимает должность профессора при Бруклинском колледже, в котором трудился 14 лет. Нью-Йорк того времени он вспоминает как центр мира психологии: услуги психологов, психотерапевтов и психоаналитиков были весьма востребованы. Здесь Маслоу познакомился с рядом знаменитых ученых из европейских стран, искавших в Соединенных Штатах убежища от нацизма: Альфредом Адлером, Эрихом Фроммом, Маргарет Мид, Карен Хорни, Куртом Гольдштейном, а еще с Рут Бенедикт и родоначальником гештальтпсихологии Максом Вертгеймером. Рут и Макс стали наставниками и друзьями для Маслоу, а также вдохновили его на исследование самоактуализирующихся личностей. Толчком для начала его работы над теорией самоактуализации стали огромный интерес и страстное желание ученого понять «каким образом им (Бенедикт и Вертгеймеру) удается так кардинально отличаться от других живущих в этом мире людей».

Вначале пути гуманистические идеи Маслоу вызвали у его соотечественников — психологов, сторонников бихевиоризма или фрейдизма, весьма негативную оценку. В то время как студенты обожали Маслоу, известные журналы и издания по психологии отказывались публиковать его научные труды, а коллеги — сотрудники кафедры старались избегать.

В 1951 году Маслоу возглавил кафедру психологии в недавно основанном университете Брандейса и занимал эту должность до 1969 года. С этого момента его идеи начинают постепенно признаваться, а гуманистическая психология формируется в качестве самостоятельного направления. К Маслоу приходит признание, а в 1967 году его даже избирают главой Американской ассоциации психологов, чему он был весьма удивлен.

Абрахам Маслоу скончался в 1970 г. в Менло-Парк, (Калифорния) от сердечного приступа в возрасте 62 лет.

В подготовке статьи были использованы материалы с сайта http://duhovniypoisk.com/psychology/maslou.php

МАСЛОУ АБРАХАМ ХАРОЛЬД.

Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он вырос в Нью-Йорке, учился в Вис-консинском университете. Степень бакалавра получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук - в 1931-м, доктора - в 1934-м. Обучаясь в Висконсине, Маслоу серьезно интересовался работой социальных антропологов, таких как Малиновский, Мид, Бенедикт и Линтон. Бихевиоризм Маслоу изучал под руководством известного экспериментатора Кларка Халла. Маслоу занимался изучением поведения приматов под руководством Харии Харлоу. Его диссертация касается отношения между доминированием и сексуальным поведением у приматов.

После Висконсина Маслоу начал исследовать человеческое сексуальное поведение в широком масштабе. Психоаналитические представления о важности секса для человеческого поведения всячески поддерживали его исследования. Маслоу полагал, что лучшее понимание сексуального функционирования в значительной степени усовершенствует приспособленность человека.

Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на мышление самого Маслоу. Психоанализ собственного «эго» показал огромное различие между интеллектуальным знанием и актуальным опытом. «Немного переупрощая, можно сказать, что Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью», - отмечал Маслоу.

После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, продолжал заниматься исследованиями в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже.

Нью-Йорк в это время был весьма значительным культурным центром, принявшим многих немецких ученых, бежавших от нацистских преследований. Маслоу проводил совместные исследования с различными психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Карен Хорни, занимавшихся применением психоаналитических теорий к анализу поведения в других культурах.

Маслоу также серьезно изучал гештальтпсихологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении была чрезвычайно близка собственным исследованиям Маслоу познания и творчества.

Также значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна, нейропсихолога, в которой указывается, что организм представляет собой единое целое, и то, что происходит в любой его части, затрагивает весь организм. Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени навеяна Гольдш-тейном, который первым использовал сам термин.

Кроме того, на Маслоу произвела большое впечатление книга Сам-нера «Пути народов», где анализируется то, как большая часть человеческого поведения определяется культурными образцами (паттернами) и предписаниями. Впечатление от книги было настолько сильным, что Маслоу решил посвятить себя этой области исследования.

Во время Второй мировой войны Маслоу увидел, как мало значит абстрактная теоретическая психология в решении основных мировых проблем, вследствие этого «прозрения» его интересы сместились от экспериментальной психологии к социальной психологии и психологии личности.

Основным достижением Маслоу в психологии считается его концепция целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей, повлиявшая на многие отрасли науки, в частности на развитие экономической мысли.

Маслоу создал иерархическую модель мотивации (в работе под названием «Мотивация и личность», выпущенной в 1954 г.), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности направляют поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Порядок их удовлетворения при этом таков:

1) физиологические потребности;

2) потребность в безопасности;

3) потребность в любви и привязанности;

4) потребность в признании и оценке;

5) потребность в самоактуализации - реализации потенций, способностей и талантов человека. Самоактуализация определяется как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.»

«Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушёнными и подавленными способностями и одаренностями», - писал Маслоу.

Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:

1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней;

2) принятие (себя, других, природы);

3) спонтанность, простота, естественность;

4) центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);

5) некоторая отъединенность и потребность в уединении;

6) автономия, независимость от культуры и среды;

7) постоянная свежесть оценки;

8) мистичность и опыт высших состояний,

9) чувства сопричастности, единения с другими,

10) более глубокие межличностные отношения;

11) демократическая структура характера;

12) различение средств и целей, добра и зла;

13) философское, невраждебное чувство юмора,

14) самоактуализирующееся творчество;

15) сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры.

В последней книге Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации

1 Самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием.

2 Жить постоянным выбором, самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу развития

3 Актуализироваться значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в возможности. Здесь Маслоу вводит новый термин - «самость», под которым он понимает сущность, сердцевину природы индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой.

4. Существенными моментами самоактуализации являются честность и принятие ответственности за свои действия.

5. Человек учится верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними, что приводит к лучшим выборам того, что правильно для каждого индивидуума

6. Самоактуализация также предполагает постоянный процесс развития не только своих фактических способностей, но и своих потенций.

7. Маслоу также употребляет понятие «пик переживания». Это переходные моменты самоактуализации, находясь в которых человек более целостен, более интегрирован, осознает себя и мир в моменты «пика» намного острее, ярче и красочнее, чем в период его пассивного существования.

8. Дальнейший, но не последний этап самоактуализации - это обнаружение своих «защитных полей» и постоянный отказ от них. Человек должен осознавать, как он искажает собственный образ и образы внешнего мира, и всю свою деятельность направить на преодоление этих защитных препон.

Во время продолжительной болезни Маслоу оказался втянутым в дела семейного бизнеса, и его опыт применения психологии в семейном бизнесе нашел свое выражение в «Эупсихическом менеджменте» - собрании мыслей и статей, связанных с менеджментом и индустриальной психологией.

В 1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бреиде-иский университет, приняв пост председателя психологического отделения; там он оставался почти до самой своей смерти. В 1967- 1968 гг. он был президентом Американской психологической ассоциации, в 1968-1970 гг. - членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии.

Маслоу справедливо считается в США вторым (после Уильяма Джемса) крупнейшим психологом и основоположником гуманистического направления («третьей силы» после бихевиоризма и фрейдизма) в психологии.

Основное преимущество Маслоу состоит в его интересе к областям человеческой жизни, которые игнорировались большинством психологов. Он один из немногих психологов, серьезно исследовавших позитивные измерения человеческого опыта. Сам он, что примечательно, терпеть не мог ограничивающих ярлыков: «Нет необходимости говорить о «гуманистической» психологии, прилагательное не нужно. Не думайте, что я - антибихевиорист. Я - антидоктринер... Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности».

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

АБРАХАМ КАРЛ. Карл Абрахам родился 3 мая 1877 г Его родители были приверженцами иудаизма, и в доме всегда строго соблюдались все обряды и правила. После поступления в университет Абрахам несколько отошел от соблюдения этих правил, несмотря на то что это спровоцировало

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

АБРАХАМ ЛУИ БРЕГЕ Бетанкура и Маничарова связал их общий друг Абрахам Луи Бреге - знаменитый французский часовщик. Он родился в 1747 году в швейцарском городе Нёфшателе. В возрасте пятнадцати лет переехал во Францию, где прошел серьезное теоретическое и практическое

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

А. Маслоу (1908–1970) С легкой руки Абрахама Маслоу понятия самоактуализации и личностного роста стали одними из ключевых, даже культовых в современной психологии. Работы Маслоу у нас сегодня цитируют часто, хотя доступны они стали лишь в последние годы и, честно говоря,

Из книги Великие открытия и люди автора Мартьянова Людмила Михайловна

Майкельсон Альберт Абрахам (1852-1931) Американский физик Альберт Абрахам Майкельсон родился в Стрельно (Германия), близ польской границы, в семье торговца Сэмуэля Майкельсона и дочери врача Розали (Пжлюбска) Майкельсон. Альберт был старшим из трех детей. Когда ему было два

Из книги Всем бедам назло автора Норрис Чак

Ваксман Зельман Абрахам (1888-1973) Американский микробиолог и биохимик Зельман Абрахам Ваксман родился в маленьком украинском местечке Нова-Прилука, что в 15 км. от Винницы, в семье мелкого арендатора Якова Ваксмана и владелицы промтоварного магазина Фрейды Ваксман (урожд.

Из книги автора

Чак Норрис Кен Абрахам Всем бедам назло ГЛАВА 1 Сигнал тревоги Я встретился взглядом со своим телохранителем и сразу понял, что что-то случилось. Я находился в Вашингтоне, куда был приглашен в качестве особого гостя недавно избранного президента Соединенных Штатов