Монтаж лестничных маршей и площадок: общая информация. Особенности монтажа лестничных маршей и площадок Установка плит перекрытий лестничном марше

Состав операций и средства контроля

Этапы

работ

Контролируемые операции Контроль (метод, объем)
Подготовительные работы Проверить:

Наличие документа о качестве;

Качество поверхности, точность геометрических параметров, внешний вил маршей и площадок;

Очистку опорных поверхностей ранее смонтированных конструкций и поднимаемых элементов лестниц от мусора, грязи, снега и наледи;

Наличие акта освидетельствования ранее иыполненных скрытых работ;

Наличие разметки, определяющей проектное положение лестниц и площадок на опорах.

Визуальный

Визуальный, измерительный, каждый элемент

Визуальный

Технический осмотр

Контролировать:

Установку элементов в проектное положение (отклонения в размерах площадок опирания, от горизонтали и отметок и т. д.);

Качество выполнения сварочных работ.

Измерительный, каждый элемент

Визуальный, измерительный

Приемка

выполненных работ

Проверить:

Фактическое положение смонтированных маршей и площадок (отклонение от разметки, определяющей проектное положение маршей и площадок на опорах);

Выполнение требований проекта и нормативных документов к качеству сварочных соединений и антикоррозионных покрытий.

Измерительный, каждый элемент

Измерительный, визуальный

Контрольно-измерительный инструмент: рулетка, линейка металлическая, нивелир, уровень, катетомер.
Операционный контроль осуществляют: мастер (прораб), геодезист - в процессе выполнения работ. Приемочный контроль осуществляют: работники службы качества, мастер (прораб), представители технадзора заказчика.

Технические требования

СНиП 3.03.01-87 пп. 3.6, 3.7, табл. 12

Предельные отклонения:

Ступеней от горизонтали - 2 мм;

Защитных решеток от вертикали - 3 мм;

Отметок верха лестничной площадки от проектной - 5 мм;

Площадок лестниц от горизонтали - 5 мм;

От симметричности (половина разности глубины опирания концов площадки) в направлении перекрываемого пролета при длине площадки до 4 м - 5 мм;

Размеры глубины опирания площадок в направлении перекрываемого пролета - по проекту.

Не допускается:

Применение раствора, процесс схватывания которого уже начался; восстановление пластичности раствора путем добавления воды.

ГОСТ 9818-85*. Марши и площадки лестниц железобетонные. Технические условия.

ГОСТ 13015-2003. Изделия железобетонные и бетонные для строитель­ства. Общие технические условия. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения.

Предельные отклонения размеров маршей и площадок от указанных в рабочих чертежах не должны превышать следующих значений:

По длине для маршей и площадок длиной до 4000 мм - ±5 мм;

То же, длиной свыше 4000 мм - ±6 мм;

По толщине - ±3 мм;

По ширине - ±5 мм;

По размерам ребер, полок, выступов, отверстий и каналов - ±5;

По положению выступов, выемок и отверстий - ±5 мм.

Отклонения от проектного положения стальных закладных изделий не должны превышать, мм:

В плоскости поверхности для закладных изделий размерами до 100 мм — 5;

То же для закладных изделий размерами св. 100 мм- 10;

Из плоскости поверхности - 3.

Предельные отклонения размеров накладных проступей не должны превышать, мм:

По длине -±5;

По ширине - ±3;

По толщине - ±2.

Отклонения от прямолинейности профиля лицевой поверхности не должны превышать, мм:

Ступеней марша, площадок или накладных проступей длиной до 2500 мм на участке 1000 мм - 2;

Маршей или площадок длиной св. 2500 мм до 4000 мм на всей длине - ±3;

То же, длиной св. 4000 мм на всей длине - ±4.

Качество поверхностей и внешний вид конструкций должны отвечать требованиям, приведенным в таблице.

Поставленные на монтаж марши и площадки лестниц не должны иметь:

Жировых и ржавых пятен на лицевой поверхности;

Трещин, за исключением усадочных и других поверхностных технологических трещин на нижней и торцевых поверхностях элементов, ширина которых не должна превышать 0,2 мм;

Наплывов бетона на открытых поверхностях стальных закладных изделий и монтажных петлях.

Указания по производству работ

СНиП 3.03.01-87 пп. 3.3, 3.5

Монтаж лестничных маршей и площадок разрешается производить только после приемки опорных элементов, включающей геодезическую проверку соответствия их планового и высотного положения с составлением геоде­зической исполнительной схемы.

С целью обеспечения устойчивости лестничной клетки и связи ее с диском перекрытия монтаж лестничных маршей разрешается производить только после полного заполнения смежных пролетов плитами перекрытия.

Перед подъемом каждого лестничного марша необходимо проверить соответствие его проектной марке, очистить опорные поверхности ригелей, диафрагм жесткости и лестничных маршей от мусора, грязи, снега и наледи.

Лестничные марши подают к месту установки в проектном положении и укладывают на слой цементного раствора толщиной до 30 мм. Марка раствора должна быть указана в проекте. Подвижность раствора должна составлять 5-7 мм.

При проектировании лестниц, их изготовлении и монтаже следует строго соблюдать пункты ГОСТ стандартов и придерживаться требований СНиП (строительные нормы и правила). Второй вид нормативных документов рекомендован к выполнению, но не является строго обязательным. Они разработаны, чтобы предупредить грубые ошибки при проектировании деревянных, межэтажных бетонных, винтовых, маршевых и пожарных лестниц в возводимых жилых и общественных зданиях. Опираясь на нормы СНиП строят безопасные (при спуске и подъеме) для людей, удобные в эксплуатации, не провоцирующие опасные ситуации и соответствующие правилам эвакуации жильцов объекты.

Существуют основные требования к проектированию и отдельные СНиПы для каждого вида лестниц, размещаемых внутри, снаружи жилых и общественных зданий. На этапе составления проекта дома применяют именно общие нормы. Они гласят о том, что:

  • В зданиях, этажность которых превышает 2 этажа, основные лестницы должны иметь общий пролет;
  • Трансформируемые виды в качестве главных к применению в многоэтажных домах не допускаются. Их назначение - безопасный доступ к подвальным, чердачным помещениям;
  • У главной лестницы ширина марша зависит от ее пропускной способности:
  • Проход одного человека - ширина строго 0.8 метров;
  • Проход одновременно 2 человек - ширина строго от 1.0 метра;
  • Независимо от пропускной способности - лестничный марш должен иметь ширину равную (не меньше, можно больше) ширине эвакуационного выхода;
  • Конструкции, связывающие более 2 этажей, и поворотные лестницы проектируются, согласно ГОСТ стандартам, с шириной марша от 1.0 м, чтобы предоставить безопасный проход сразу нескольким людям;
  • Размеры маршей при наличии подъемников для инвалидов равны от 1.5 м;
  • Сооружение двух- и многомаршевых лестниц должно учитывать одинаковую ширину марша по всей высоте объекта;
  • Если марши по проекту будут размещены во встречном направлении друг к другу, тогда предусматривают обязательный 50 мм и более зазор между ними;
  • Количество ступеней должно быть нечетным - от 3 до 18. В СНиП оговорено, что людям комфортнее начинать и завершать ход с одной ноги;
  • Уклон лестниц различных типов рассчитывается так:
  • Объекты внутри дома и основные межэтажные - подъем под углом 45 0 (уклон 1:1 не более) и 26 0 40’ (уклон 1:2 не менее);
  • Предельное верхнее значение уклона - подъем под углом 50 0 (уклон 1:0.85);
  • Предельное нижнее значение уклона - подъем под углом 20 0 (уклон 1:2.75);
  • Приставные лестницы - подъем под уклоном превосходящем 1:0.85;
  • Пандусы - уклон менее 5 0 .

Некоторые требования ГОСТ стандартов и СНиП пересекаются. При составлении проектов имеет значение назначение постройки. В жилых и административных зданиях требования комфорта и безопасности людей играют важнейшую роль, поэтому соблюдение СНиП рекомендовано.

Общие требования к лестничным элементам

Нормативные документы описывают и параметры лестничных элементов - ступеней, ограждений, освещения. Опираясь на СНиП, спроектировать удобный для перемещения людей вниз и вверх по маршам объект. Поэтому при составлении проекта внутренних лестниц для многоэтажных зданий с большой проходимостью их соблюдение крайне желательно. При наличии ГОСТ требований к объекту строительства нормативные документы сопоставляются. В виду того, что лестничные элементы должны быть комфортными в эксплуатации и безопасными, их размеры делают следующими:

  • Степени.

Высота в пределах одного лестничного марша - не менее 12 см и не более 20 см. При этом разница в размерах ступеней не должна превышать 5 мм, иначе будет наблюдаться неравномерный уклон, что небезопасно при спуске. Ширина зависит от назначения строящегося здания. Если ведется проектирование лестниц для жилого многоэтажного дома, тогда ширина ступеней должна быть от 25 см (речь идет об основных межэтажных объектах). В общественных зданиях этот параметр уменьшен до 20 см. Если ступени имеют ширину 0.26 метра, тогда ее выступ должен быть равен 30 мм не более (можно меньше).

  • Клиновидные ступени.

Проступь от 10 см на внутренней границе полезной ширины клиновидных (забежных) степеней. Величина проступи увеличивается до 26 см (не менее) для маршевых лестниц.

  • Лестничные площадки.

Размеры площадок рассчитываются по полезной ширине примыкающих маршей. Они должны быть не меньше. Площадка должна иметь длину равную 2 размерам среднего шага взрослого человека. Физическая величина - 1.31-1.42 метра. Если лестничная площадка расположена перед парадным входом, тогда ее длина должна быть не менее метра. При расчетах площади элемента имеет значение тип входной двери, сторона открытия створок и размеры дверного проема, особенно при использовании распашных дверей. Лестничная площадка, в сторону которой открывается створка, делается шире и длиннее, иначе взрослому человеку будет неудобно и небезопасно проводить манипуляции с ней.

  • Ограждения.

Согласно требованиям, при проектировании лестниц между этажами нужно предусматривать ограждающие конструкции высотой от 90 см. Шаг между балясинами перил не больше 15 см. В многоквартирных жилых домах, где основной конструкцией будут пользоваться маленькие дети, высота ограждения должна быть от 1.2 до 1.5 м, а шаг между балясинами не более 10 см. Существуют требования и для входных крылечных конструкций. Если они рассчитаны на 3 и более ступеней, тогда высота ограждения должна быть не меньше 800 мм.

Следует соблюдать и требования к освещенности основных конструкций. СНиП требуют качественной освещенности ступеней, особенно первых и последних элементов марша. При наличии оконных проемов (согласно ГОСТ, если они размещены на уровне роста взрослого человека) нужно предусмотреть их ограждение.

В видеоролике ниже детальнее рассказано о требованиях к лестничным элементам. Рассказано, почему получены именно такие размеры и значения для перил.

Проектирование и строительство пожарных лестниц

Нормативных документов, дающих рекомендации по поводу размещения и размеров пожарных лестниц не существует. Наружные конструкции описывает ГОСТ Р 53254-2009. Но поскольку они могут иметь и вертикальный, и маршевый вид, то существуют требования к их эксплуатационным характеристикам. Они следующие:

  • Ограждения для маршевых лестниц обязательно;
  • Вертикальные конструкции оснащаются ограждением, если их высота превышает 5 м;
  • Пожарные лестницы в жилых домах и нежилых зданиях высотой в 6 этажей и более могут иметь только маршевый тип;
  • Материал производства - металл. Марка стали подбирается в зависимости от климатических условий, в которых будет эксплуатироваться конструкция;
  • Ширина вертикальной конструкции с учетом ограждения - от 800 мм;
  • Ширина маршевой - 600 мм;
  • Ограждения для маршевой конструкции должны иметь высоту 1 метр.

Требованиями предусмотрено и проектирование ограждений для кровель. Их высота - 60 см. Металлические элементы подвергаются испытаниям 1 раз в 5 лет. При этом испытательные нагрузки должны превышать допустимые в 7-20 раз.

Основные нормативные документы для различных типов лестниц

  • II-23-81 – стальные объекты;
  • II-25-80 – деревянные объекты;
  • 35-01 2001 - объекты с пандусами для инвалидов;
  • 2.01.07-85 - описывает допустимые нагрузки на все лестничные элементы;
  • 2.08.01-89 - проектирование жилых зданий;
  • 2.08.02-89 - проектирование общественных зданий.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

СТРОИТЕЛЬСТВО НАДЗЕМНОГО ПЕШЕХОДНОГО ПЕРЕХОДА. МОНТАЖ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЛЕСТНИЧНЫХ МАРШЕЙ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) разработана на комплекс работ по монтажу сборных железобетонных элементов лестничных сходов надземных пешеходных переходов.

1.2. Типовая технологическая карта предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления рабочих и ИТР с правилами производства работ по монтажу лестничных маршей надземных пешеходных переходов.

1.3. Цель создания представленной ТТК: дать рекомендуемую схему технологического процесса по монтажу железобетонных элементов лестничных сходов (косоуров и блоков лестничных маршей).

1.4. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты на выполнение отдельных видов работ по сооружению лестничных сходов (устройство косоуров, монтаж блоков лестничных маршей и т.д.).

При привязке Типовой технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства, объемы работ, затраты труда, средства механизации, материалы, оборудование и т.п.

1.5. Все Рабочие технологические карты разрабатываются по рабочим чертежам проекта, регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве данных работ.

1.6. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001, ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.7. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительно-монтажной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика и организациями, в ведении которых будет находиться эксплуатация данного пешеходного перехода.

1.8. Применение ТТК способствует улучшению организации производства, повышению производительности труда и его научной организации, снижению себестоимости, улучшению качества и сокращению продолжительности строительства, безопасному выполнению работ, организации ритмичной работы, рациональному использованию трудовых ресурсов и машин, а также сокращению сроков разработки ППР и унификации технологических решений.

1.9. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве лестничных сходов, входят:

Доставка и складирование косоуров и блоков лестничных маршей.

Установка крана в рабочее положение.

Подача к месту монтажа автотранспортом ж.б. косоуров.

Прием и укладка раствора.

Строповка и монтаж косоуров.

Установка косоура с расстроповкой.

Подача к месту монтажа автотранспортом ж.б. блоков лестничных маршей.



Строповка и монтаж блоков лестничных маршей.

Установка блоков лестничных маршей с расстроповкой.



Приведение крана в рабочее положение и удаление с места производства работ.

1.10. Работы выполняются круглый год и ведутся в одну смену. Продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

Где 0,828 - коэффициент использования мобильного крана по времени в течение смены (время, связанное с подготовкой машины к работе и проведением ЕТО - 15 мин. Перерывы, связанные с организацией и технологией производственного процесса и отдыхом машиниста - 10 мин через каждый час работы).

1.11. В качестве ведущего механизма используется мобильный кран КС-55729-1В "Галичанин" , максимальная грузоподъемность которого составляет 32 т, максимальный вылет стрелы 30,2 м, на базе Камаз-6540.

Рис.1. Автомобильный кран КС-55729-1В , грузоподъемностью 32,0 т


Грузовысотные характеристики крана КС-55729-1В указаны на рис.2.

Рис.2. График грузоподъемности крана КС-55729-1В в зависимости от высоты и вылета стрелы


1.12. В качестве вспомогательного механизма используется автомобильный кран "Углич" КС-3577-3 на шасси МАЗ-533702 (рис.3), грузоподъемностью 14 т.

Рис.3. Автомобильный кран "Углич" КС-3577-3 , грузоподъемностью 14,0 т


* Цифрами показана грузоподъемность (т).

Характеристики указаны при работе крана на основных и дополнительной опорах в зоне работы 360°.

Рис.4. График грузоподъемности крана КС-3577-3 в зависимости от высоты и вылета стрелы


1.13. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

СНиП 12-01-2004 . Организация строительства;

СНиП 2.05.03-84 *. Мосты и трубы;

СНиП 3.06.04-91 . Мосты и трубы;

СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

ПБ 10-382-00 . Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. В соответствии со СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", до начала выполнения строительно-монтажных (в том числе подготовительных) работ на объекте исполнитель работ (подрядчик) обязан получить от застройщика (заказчика) следующую проектную документацию:

- утверждаемую часть, в том числе проект организации строительства (ПОС);

- рабочую документацию на весь объект или на определенные этапы работ.

Проектная документация должна быть допущена к производству работ застройщиком (заказчиком) подписью ответственного лица или путем простановки штампа.

Исполнитель работ (подрядчик) в соответствии с действующим законодательством выполняет входной контроль переданной ему для исполнения документации, передает застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение. Срок выполнения входного контроля проектной документации устанавливается в договоре.

Застройщик (заказчик) должен подготовить для строительства территорию строительной площадки, обеспечив своевременное начало работы, в том числе передать в пользование исполнителю работ необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечить переселение лиц и организаций, размещенных в подлежащих сносу зданиях, обеспечить подводку инженерных сетей, транспортирование грузов.

Застройщик (заказчик) должен обеспечить вынос на площадку геодезической разбивочной основы силами местного органа архитектуры и градостроительства или по его поручению - специализированной организацией, принять ее по акту.

По получении проектной документации исполнителю работ следует проверить наличие в применяемой им организационно-технологической документации документированных процедур на все виды производственного контроля качества, проверить их полноту и, при необходимости, откорректировать их, а также разработать недостающие.

Застройщик (заказчик) заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до начала работ на строительной площадке направляет в соответствующий орган госархстройнадзора извещение о начале строительных работ, представив одновременно:

- копию разрешения на строительство, выданного в установленном порядке;

Копии лицензий на право выполнения исполнителями строительно-монтажных работ (в случае необходимости - также лицензию на выполнение функций заказчика) по данному типу объектов, а также копию сертификата на систему менеджмента качества исполнителя работ при ее наличии;

- проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для выполнения заявленного этапа строительства;

- решения по технике безопасности;

- копию стройгенплана, согласованного в установленном порядке;

- приказы застройщика или заказчика и подрядчика (при подрядном способе строительства), а также проектировщика при наличии авторского надзора о назначении на строительство объекта ответственных должностных лиц;

- копию документа о вынесении в натуру линий регулирования застройки и геодезической разбивочной основы;

- прошнурованный общий и специальные журналы работ.

До начала любых работ строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами ограждают в соответствии с требованиями нормативных документов.

2.2. Основным работам по монтажу косоуров и лестничных маршей должно предшествовать выполнение следующих мероприятий и работ:

прием от заказчика строительной площадки, подготовленной к производству работ, в том числе подготовка монтажной площадки, устройство подъездов;

проверка наличия проектно-сметной документации и ознакомление ИТР и рабочих с рабочими чертежами и Проектом производства работ;

оборудование бытового городка для рабочих;

подготовка мест для складирования инвентаря, материалов;

проверка готовности опор для монтажа косоуров и лестничных маршей;

проверка паспортов и маркировки сборных блоков косоуров и лестничных маршей;

составление акта готовности объекта к производству работ.

2.3. До начала строительно-монтажных работ заказчик обязан создать геодезическую разбивочную основу для строительства мостового сооружения и передать подрядчику техническую документацию на нее и закрепленные на местности знаками пункты этой основы.

Геодезическая разбивочная основа для строительства мостового сооружения должна включать:

а) высотные реперы (марки);

б) пункты, закрепляющие продольную ось перехода и оси сходов пешеходного перехода.

В геодезическую разбивочную основу должны быть включены также пункты, с которых можно производить разбивку центров опор и контроль за их положением в процессе строительства.

Принятые знаки геодезической разбивочной основы в процессе строительства должны постоянно находиться под наблюдением за сохранностью и устойчивостью и проверяться инструментально не реже двух раз в год (в весенний и осенне-зимний периоды).

Приемку геодезической разбивочной основы для строительства следует оформлять актом. К акту приемки геодезической разбивочной основы должен быть приложен схематический план мостового перехода с указанием местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их знаков, координат пунктов, их пикетажных значений и высотных отметок в принятой системе координат и высот.

2.4. Для правильной установки железобетонных элементов при монтаже необходимо наносить несмываемой краской риски, фиксирующие продольные и поперечные оси монтируемых блоков косоуров и лестничных маршей. Положение элементов, проверяемое по рискам, должно соответствовать проектному.

2.5. Монтаж косоуров пешеходного перехода выполняется в следующей последовательности:

Разметка осей на опорах.

Подача к месту монтажа блока косоура.

Подача, прием и укладка раствора.

Строповка и подача блока косоура.

Установка блока косоура в проектное положение на ригель на слой цементного раствора.

Расстроповка блока косоура.

Объединение косоура с ригелем путем заделки анкеров цементным раствором.

2.6. Монтаж блоков лестничных маршей пешеходного перехода выполняется в следующей последовательности:

Подача к месту монтажа блока лестничного марша.

Подача, прием и укладка раствора.

Строповка и подача блока лестничного марша.

Установка блока лестничного марша в проектное положение на косоур на цементный раствор.

Расстроповка блока лестничного марша.

Выравнивание элемента.

Затирка швов между ступенями раствором.

2.7. Перед началом монтажа производится укладка дорожных плит ПД2-9,5 размером 3,0х1,5х0,18 м, на монтажной площадке и по всей длине подъездной дороги (рис.5).

Рис.5. Схема укладки ж.б. плит 3,0х1,5х0,18 м на монтажной площадке и при устройстве подъездных путей


2.8. Общий вид косоура изображен на рис.6.

Рис.6. Общий вид косоура


2.9. Лестничные марши состоят из железобетонных блоков (рис.7) изготавливаемых на заводе.

Рис.7. Общий вид блока лестничного марша

2.10 При монтаже конструкций необходимо соблюдать следующие общие требования:

- монтажные краны устанавливать в местах, определенных ППР и размеченных в натуре. Прикрепление к смонтированным конструкциям грузоподъемных приспособлений, оттяжек и отводных блоков в местах, не предусмотренных проектом производства работ, запрещается;

- удалять элементы соединения и усиления только при отсутствии в них усилий.

2.11. Все конструкции и их детали до монтажа должны быть освидетельствованы. При обнаружении дефектов комиссия решает вопрос об их устранении.

На элементы, подлежащие монтажу, должны быть нанесены: номер и масса монтажной марки, центр тяжести элемента, место строповки, а также контрольные осевые и нивелировочные знаки.

2.12. Способы опирания и крепления конструкций на транспортных средствах не должны вызывать остаточных деформаций в конструкциях; торцевые поверхности блоков составных по длине конструкций и изолированные поверхности должны быть предохранены от повреждения.

Крупногабаритные балки, сборные элементы пролетных строений и опор, а также предварительно напряженные железобетонные конструкции следует перевозить в соответствии с требованиями специально разработанных проектов или технических условий, согласованных с Госавтоинспекцией, Министерством путей сообщения, а при перевозке по рекам - с речным Регистром.

Погруженные на транспортные средства конструкции должны быть надежно закреплены от воздействия ветровых, динамических и центробежных нагрузок. При этом необходимо обеспечивать установленные габариты, свободное прохождение груза на кривых участках пути, подвижность одного из концов конструкции в случае погрузки конструкций на сцеп, а также остойчивость плавучих транспортных средств.

2.13. Конструкции необходимо складировать с соблюдением следующих требований к их сохранности:

разгружать сбрасыванием с транспортных средств не допускается;

предохранять от повреждения стропами и элементами других конструкций;

опирание железобетонных блоков на фиксаторы не допускается.

Монтаж железобетонных лестниц может выполняться двумя способами: на стальных косоурах и собирая отдельные крупногабаритные ж/б-элементы. Если используется первый метод, возможны два варианта, а если второй – три. В зависимости от выбранной конструкции лестницы выполняют с фризовыми ступенями или без них, с двумя или одной, только верхней полуплощадкой.

Конструкции лестниц, состоящие из таких мелкоштучных элементов, как, например, отдельные железобетонные ступени, площадки, балки и косоуры, используют в тех помещениях, где не подходят по габаритам крупноразмерные сборные изделия. Кроме того, железобетонные лестницы возводят в частных домах, построенных по индивидуальным проектам.

Ниже подробно рассмотрены способы и особенности устройства таких конструкций.

Лестница из сборных железобетонных ступеней по металлическим косоурам

Существует два способа выполнения железобетонных лестниц по металлическим косоурам: с фризовыми ступенями и без них.

Благодаря применению фризовых ступеней лестничные площадки обретают прямоугольную форму. Верхняя и нижняя фризовые ступени становятся ее частью, поэтому ширину лестничной площадки необходимо рассчитывать с учетом ширины проступи этих ступеней. В лестницах, которые не имеют фризовых ступеней, верхняя ступень также является элементом площадки, благодаря чему она имеет Г-образную форму. Такая конструкция длиннее, чем с фризовыми ступенями. Это обусловлено тем, что в лестницу аналогичной высоты и уклона необходимо добавлять еще ступеньку.

Если этого не сделать, то толщина лестничных площадок должна быть такой же, как и высота подступенка, т. е. более 140 мм. Площадки в конструкциях железобетонных лестниц обычно производятся из монолитного бетона.

Не рекомендуется заливать их таким образом, чтобы они имели большую толщину, так как значительный объем бетона утяжелит площадку и, следовательно, потребуется дополнительное армирование, возникнет необходимость в создании мощных подплощадочных балок.

Проще всего добавить по ступеньке в лестничные марши, а площадку оставить толщиной не более 100 мм.

Для изготовления косоуров железобетонных лестниц используются двутавровые или швеллерные балки. При применении косоуров с двумя перегибами на балках следует предварительно вырезать клинья либо сделать небольшие заготовки. Балки нужно нагреть, загнуть и сварить. В месте стыковки необходимо дополнительно приварить пластину из стального листа. Это будет способствовать увеличению длины сварного шва и укреплению узла.

Для создания подплощадочных балок также используется швеллер или двутавр. На балки, которые стыкуются с косоурами, необходимо наварить коротыши из уголка, в которых должны быть просверлены монтажные отверстия под болты. Затем в ниши стен лестничной клетки следует установить балки, выровнять в горизонт по высоте проектной отметки. Балки в нишах нужно расклинить таким образом, чтобы они не упали на бок, т. е. не смогли вывернуться из плоскости установки. На данном этапе помещать балки в монолитную стену пока не следует, так как в дальнейшем, вероятно, их нужно будет переставить.

Первоначально необходимо установить нижнюю часть косоура и прикрепить к площадочной балке с помощью болта. Только после этого можно завести верхнюю часть и также прикрепить болтом. Если возникнет необходимость, то подплощадочные балки можно немного сместить по горизонтали и вертикали.

После сверки всех размеров (ширины площадок, отметок высоты и уклонов маршей) подплощадочные балки могут быть окончательно закреплены в нишах и замоноличены. Фиксация косоуров с помощью болтов носит временный характер. Она необходима только для того, чтобы сверить все параметры железобетонной лестницы и при необходимости внести исправления при установке ее элементов.

Окончательная фиксация косоура к подплощадочной балке должна осуществляться с использованием электросварки. Если есть возможность использовать одновременно и сварку и подъемный кран, то фиксацию косоура болтами можно не осуществлять, а работать на сварочных «прихватках» . Демонтировать монтажные стропы от косоура разрешено только после его надежного закрепления. Окончательное сваривание косоура и балки должно осуществляться также по периметру монтажного уголка, а не только по торцевому шву. Благодаря этому увеличится длина сварного шва и прочнее будет узловое соединение.

Марши лестниц производят из сборных железобетонных ступеней, которые могут быть двух видов: массивными сплошными или облегченными пустотелыми. Реже используют естественные камни твердых пород. Наибольшей популярностью пользуются стандартные железобетонные лестницы с наборными ступенями размерами 310 х 140, 300 х 150, 290 х 160, 280 х 170 мм. Их длина обычно составляет 1100, 1200, 1400 мм.

Значительным недостатком является большой вес таких ступеней - около 60-80 кг, поэтому для укладки потребуется напарник (хотя, по сравнению с другими вариантами ступеней, эти нетяжелые). Сборные железобетонные ступени при укладке лестницы должны располагаться снизу вверх, одна к другой, и фиксироваться за счет специальных пазов в нижней части ступени. На ее край с использованием кельмы сначала необходимо набросать цементно-песчаный раствор, затем уложить следующую ступень. В нижней части ступеней располагается закладная деталь. С её помощью железобетонные ступени лестницы привариваются к косоурам.

В дальнейшем ступени можно облицевать мраморными или гранитными проступями. В таком случае их толщина должна учитываться еще на этапе выбора высоты заливки лестничных площадок.

Изготовление маршей и площадок лестницы из монолитного железобетона

Лестничные площадки железобетонных лестниц обычно изготавливаются непосредственно на месте строительства из монолитного материала, но также их можно собрать из готовых железобетонных плит, которые укладываются на подплощадочные балки. Площадки из монолитного бетона, как правило, нуждаются в армировании сеткой, связанной из рифленых стержней диаметром более 10 мм и шагом стержней в обоих направлениях менее 200 мм. Нижний слой бетона должен составлять 20 мм. Он необходим для защиты арматуры от коррозии. Формирование его происходит с помощью установки вертикальных хомутов.

На монолитных железобетонных лестницах с фризовыми ступенями боковое ограждение опалубки обычно не устанавливается. В качестве нее выступают стены лестничной клетки и фризовые ступени. В таком случае длина фризовых ступеней должна быть больше, чем длина рядовых. Благодаря этому они будут смыкаться, и образовывать ровную площадку, продолжающую лестничную. Нижняя палуба опалубки должна быть сделана из отдельных досок или дощатого щита, установленного между подплощадочными балками.

Верх щита опалубки должен быть выполнен заподлицо с верхом подплощадочных балок. В результате железобетонная плита будет располагаться на балках.

После возведения лестницы подплощадочные балки и косоуры рекомендуется обернуть штукатурной сеткой и оштукатурить.

Для того чтобы зафиксировать сетку, к несущим балкам лестницы и косоурам необходимо приварить Коротыши из тонкой стальной проволоки. Затем следует нанизать на них сетку, натянуть ее, а штыри загнуть на нее же. Благодаря оштукатуриванию лестницы значительно повышается ее огнестойкость.

Для того чтобы сократить расход цементнопесчаного раствора и облегчить работу, внутреннюю часть балок и косоуров (между полками двутавра или швеллера) рекомендуется предварительно заполнить кирпичом, отобранным по размеру балок. Чтобы кирпич не выпадал, его следует прикрыть, приварив арматурную сетку или закрепив ее любым другим методом.

Устройство типовой сборной лестницы из железобетонных элементов

Сборные железобетонные лестницы представляют собой несгораемые конструкции и монтируются в специальном помещении - лестничной клетке. Если есть возможность использовать крановое оборудование, то работа по их устройству железобетонной лестницы будет продвигаться быстрее.

В том случае, если сроки строительства поджимают, то рекомендуется остановить свой выбор именно на сборных лестницах из крупных железобетонных элементов.

При возведении жилых зданий наибольшей популярностью пользуются типовые железобетонные лестницы с уклоном маршей 1:2. В коттеджном строительстве распространены и более крутые лестницы, уклон которых составляет 1:1,75 и 1:1,5. По сравнению с типовыми они занимают существенно меньше пространства.

Изготовление маршей железобетонной лестницы выполняется в соотвествии с ГОСТом. Возможны несколько вариантов: ЛМ - плоские марши без фризовых ступеней; ЛМФ - ребристые марши с фризовыми ступенями; ЛМП - ребристые марши, которые имеют две полуплощадки или одну верхнюю полуплощадку.

Различие плоских и ребристых лестничных маршей заключается в том, что в первых ступени изготовлены на армированной плоской плите, а у вторых - на двух армированных железобетонных балках (косоурах). Лестничные марши обоих видов являются цельными железобетонными конструкциями, ступени в которых отлиты вместе с плитой или косоурами. Ребристые лестничные марши с полуплощадками представляют собой более массивные железобетонные элементы. В них объединены и ступени, и косоуры, и лестничные полуплощадки.

Для определенного лестничного марша изготавливаются специальные лестничные площадки. Рассмотрим основные их виды и принятые обозначения:

  • 1ЛП - плоские площадки для маршей типа ЛM;
  • 2ЛП - ребристые площадки для маршей типа ЛМ;
  • ЛПФ - ребристые площадки для маршей типа ЛМФ;
  • ЛПП - ребристые конечные полуплощадки для маршей типа ЛМП.

Лестничные марши железобетонных лестниц, площадки и ступени в зависимости от направления подъема бывают двух видов: правые и левые, т. е. в направлении против и по часовой стрелке.

До начала строительства дома все железобетонные лестницы должны быть вписаны в проект и внесены в поэтажный план. Сборные железобетонные лестницы необходимо возводить в строгом соответствии с рабочими чертежами проекта, где должны быть отражены все высотные разметки, горизонтальные размеры и монтажные зазоры. Установку лестниц в доме следует производить одновременно со строительством стен.

Перед тем как приступать непосредственно к монтажу лестничных площадок и маршей, с помощью рулетки необходимо еще раз их измерить, а затем сделать деревянный шаблон, который будет полностью копировать профиль опорной части лестничного марша. После этого на стенах лестничной клетки нужно произвести разметку мест установки площадок, нанести слой раствора и закрепить площадку. Далее необходимо проверить положение установленной лестничной площадки по вертикали и согласно плану. Если возникнет необходимость в корректировке ее положения, то подправить его можно, используя монтажные ломы, или путем поднятия конструкции краном и установки заново до тех пор, пока она не встанет согласно проектному плану.

Разметка верха площадок должна быть выполнена точно, как указано в проектной документации, в противном случае лестничный марш будет расположен с перекосом или вовсе может провалиться между площадками. Для того чтобы правильно произвести сверку площадок по высоте, рекомендуется воспользоваться деревянным шаблоном.

Перед установкой марша на опорных местах лестничных площадок следует устроить «постель» из цементно-песчаного раствора. Для этого необходимо набросать и разровнять его с помощью кельм.

При установке лестничных маршей один мастер должен находиться на нижней площадке, а другой - на верхней или на подмостьях неподалеку от лестничной клетки. Он первым будет принимать лестничный марш и размещать его в лестничной клетке.

На высоте примерно 30-40 см от места расположения марша следует плотно прижать его к стенке. Здесь также понадобится помощь еще одного-двух человек.

После этого с помощью крана необходимо установить на место сначала нижний конец марша, затем - верхний. Недочеты установки можно исправить, используя ломики, а затем разрешено-отцепить строп, замонолитить стыки между маршем и площадками цементно-песчаным раствором и установить ограждения.

Благодаря использованию типовых лестничных конструкций можно возвести двухмаршевые лестницы почти для всех стандартных высот этажей (2,7; 2,8; 3 и 3,3 м).

В лестничных клетках с поперечными несущими стенами используются площадки типа 1ЛП, 2ЛП и ЛПФ. При монтаже они своими торцами или опорными ребрами (консолями) входят в кладку стен.

Для площадок 1ЛП без опорного ребра существует и другой способ монтажа, при котором этажная и междуэтажная площадки устанавливаются с опорой на стальные консольные кронштейны. Эти кронштейны, в свою очередь, должны быть жестко посажены на анкерные крепежи в стенах лестничной клетки.

В таком варианте несущими могут быть все стены лестничной клетки. Марши типа ЛМП представляют собой консольные конструкции и монтируются в зданиях с продольными несущими стенами.

При строительстве малоэтажного коттеджа сборную железобетонную лестницу рекомендуется возводить в открытой лестничной клетке (в нише). При определенной планировке здания с целью экономии пространства этажные лестничные площадки можно не устанавливать, а восхождение на лестницу и спуск с нее, возможно, устроить непосредственно с этажных плит перекрытия.

При таком варианте лестничный марш в этом случае должен опираться на несущую перемычку или железобетонную балку.

Запрещается в качестве опоры использовать плиту перекрытия. Высота установки перемычки (или балки) должна определяться таким образом, чтобы высота конечных ступеней была такой же, как и рядовых ступеней марша, т. е. должна учитываться вся толщина напольного покрытия на плитах перекрытия.

Если вход в здание устроен через лестничную клетку под первой промежуточной площадкой, то при высоте этажа в 2,8-3 м необходим монтаж цокольного марша в 3-6 ступеней, который будет вести на первую этажную площадку. В таком случае следует использовать конструкцию из наборных железобетонных ступеней, уложенных по стальным косоурам или кирпичным стенкам.

Главным элементом при постройке многоэтажных зданий остаются лестничные марши и площадки. Они необходимы как в многоэтажных домах, так и в малоэтажных коттеджах и загородных домах. Благодаря их установке процесс постройки производственных помещений и домов происходит значительно быстрее. Монтаж лестничных маршей и площадок - это очень трудоемкий процесс, при котором требуется немалый профессиональный опыт.

Устройство лестничных маршей и площадок нужно определить еще в самом начале составления проекта дома. Ведь от их правильной установки и с учетом их особенностей и происходит планирование всего помещения.

Наиболее часто применяются металлические лестничные марши и площадки. Стоимость их изготовления невысока и их делают из различных видов арматуры и профильных труб и квадратов. Еще часто используются при массовом производстве лестничные марши и площадки железобетонные.

Изделия, поступающие для установки в доме должны соответствовать положениям, указанным в гост лестничные марши и площадки, который распространяется на изделия, используемые в жилых домах и производственных помещениях. Все лестничные марши и площадки должны соответствовать положениям ГОСТ 23118-78.

Монтаж

Установка лестничных маршей и площадок проходит в несколько этапов:
  1. Размечается место установки.
  2. На опорную площадь наносят слой бетонного раствора.
  3. На готовое место устанавливается площадка.
Правильную установку по горизонтали проверяют при помощи строительного уровня, для определения расстояния между площадками контролируют с помощью специально изготовленного деревянного шаблона.

Также монтируют пролеты на междуэтажных перекрытиях, по ходу работ лестничный марш сразу улаживают на нижнюю площадку, а потом и на верхнюю. Погрешности, возникающие в процессе установки изделий, поправляются при помощи лома.

Размеры маршей

Рассчитывая марш в соответствии с ГОСТ, определяют его:
  1. Число ступенек.
  2. Высоту марша.
  3. Его наибольшую длину.
  4. Максимальную ширину.
  5. Количество устанавливаемых площадок с их размерами.
Под длиной маршей имеется в виду расстояние, которое есть между крайними кромками ступеней. Высоту можно определить способом умножения высоты подступенка на ее число. Подобное значение указывает и разность уровней для совмещения, которых и ставят марш.

Ширина лестницы – это расстояние между поручнями и границами лестничной клетки, которое должно быть не менее 800 мм и не более 1000 мм.

Определяя размеры лестничных маршей и площадок нужно учитывать угол наклона, от этого зависит безопасность и удобство при движении по лестнице. По рекомендациям наклонный угол лестницы может колебаться от 22 до 42 градусов, это зависит от высоты помещения и возможностей установки.

Размеры промежуточных площадок

В конструкциях лестничных клеток зачастую необходима установка промежуточных площадок. К их основным размерам также существуют определенные требования:
  1. Площадки нельзя делать из примыкающих к ним ступенек.
  2. При монтаже маршей относительно друг друга, угол составляет 90 градусов, нужно увеличивать размеры площадки.
  3. Желательно прибавить в одном направлении пространство соответствующее ширине ступени. При невозможности такого добавления необходимо увеличить ширину площадки на 120 мм.
При монтаже прямолинейной лестницы ведущей на второй этаж, изготовляются промежуточные площадки с интервалами в 16 – 22 ступеньки, и они могут быть разными по размерам, но не менее 650 мм. На некоторых лестницах монтируются двухуровневые площадки и в таком случае высота уровня должна быть в пределах высоты подступенка.